На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Роль суггестивных методов в процессе воспитания подростка

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.07.2012. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Роль суггестивных методов в воспитании подростка…………7-39
1.1. Общая характеристика суггестивных методов……………………………………… 7-15
1.2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………16-30
1.3. Телевидение, как средство воспитания подростка……..31-32
1.4. . Общение подростка со сверстниками, как следствие суггестивного воздействия……………………………………………………………..33-38
Вывод по главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Использование суггестивных методов в процессе воспитания подростков…….40-50
2.1. Использование суггестивных техник в воспитании подростка….40-41
2.2. Практическая реализация суггестивных методик в процессе воспитания подростков……..42-46
2.3.Методические рекомендации учителям по использованию суггестивных методов в воспитании подростков…………………………………47-49
Вывод по главе 2…………………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………….51-53
Список литературы…………………………………………………………54-57
Приложения…………………………………………………………………58-64


Введение
Осуществляя задачу всестороннего развития личности, современная педагогика разрабатывает многообразные средства, способствующие оптимизации учебно-воспитательного процесса. В исследованиях вопросов теории и практики воспитания педагогика широко использует достижения смежных наук, раскрывающих закономерности психической жизни человека.
Среди многоплановых научных поисков, посвященных способам и видам влияния на психическую сферу человека, значительное место занимает проблема внушения.
Внушение (суггестия) изучается в нескольких аспектах: медицинском, социологическом, психологическом. Актуальна проблема внушающего воздействия и для педагогики.
В настоящее время педагогическая теория не дает ответа на вопросы о взаимосвязи внушения и убеждения в учебно-воспитательном процессе, о влиянии непроизвольного внушения на психическое состояние школьников. Совершенно не раскрыты педагогическая сущность различных видов суггестивного воздействия, условия применения самовнушения в процессе самовоспитания и другие вопросы. Вместе с тем многие исследования наших дней, посвященные актуальным вопросам коммунистического воспитания, способствуют постановке и научному анализу проблемы использования внушения в педагогическом процессе. Труды советских педагогов (А. М. Арсеньева, Н.И. Болдырева, В.Е. Гмурмана, Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Т.Е. Конниковой, Ф.Ф. Королева, В.М. Коротова, Н.В. Кузьминой, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, Ю.В. Шарова, Г.И. Щукиной, А.Г. Хрипковой и других) позволяют осветить вопросы внушающего воздействия с позиций современных достижений педагогической науки.
Под педагогическим внушением мы понимаем такое словесное воздействие педагога, которое воспринимается учениками без должного контроля сознания (безотчетное, некритическое восприятие), но вместе с тем оказывает существенное влияние на их представления, установки, мотивы и акты деятельности.[1]
Внушающее воздействие может быть воспринято учащимися с различной степенью осознанности. Не всегда внушение воспринимается совершенно бесконтрольно со стороны сознания, но в целом для внушения характерно притупление самоотчета, снижение критичности сознания.
В отличие от убеждения, которое является аргументированным средством воздействия, педагогическое внушение проводится при сниженном уровне аргументации.
Акт внушения основан на таком качестве психики, как внушаемость (суггестивность). В самом общем виде внушаемость есть способность человека воспринимать внушение. Если суггестия — способ воздействия, то суггестивность — степень восприимчивости к внушению.
Внушаемость — нормальное свойство высшей нервной деятельности, в разной степени присущее всем людям. Суггестивность зависит от возраста, пола, интеллекта, состояния здоровья и других факторов. Она может колебаться в зависимости от вида внушений и авторитетности того лица, которое проводит внушение. Внушаемость как проявление индивидуальности не безусловна, а условна; не стабильна, а динамична.
Современная психолого-педагогическая наука, не переоценивая роли неосознаваемых воздействий, утверждает реальность влияния суггестивных факторов на психику человека.
Особенно значима роль внушения в системе воспитания подрастающего поколения, так как дети, в силу своих возрастных особенностей, чрезвычайно внушаемы.
Внушение и внушаемость, самовнушение и самовнушаемость являются важными аспектами воспитания и самовоспитания.[8] По словарю Даля внушать – значит вселять, внедрять, передавать, поселять в мыслях, помыслах, побуждать к принятию передаваемого словами или иным способом. Если убеждение заставляет работать ум – думать, спорить, выбирать, то внушение не требует умственных усилий, и поэтому человек, не привыкший к самостоятельному размышлению, легко внушаем. Однако, как правило, убеждая, внушают и наоборот – внушая, убеждают. С раннего детства малыши впитывают элементарные нормы поведения и отношений. Родители стараются внушить правильное нравственное поведение, но оказывается, что воспринято и отрицательное к большому удивлению взрослых: «Откуда это у него?». Они забывают, что внушается ребёнку только то, что несёт в себе сильный эмоциональный заряд. Неискреннюю проповедь ребёнок не воспримет. Внушается только то, о чём родители говорят искренне. Внушают словом, жестом, выражением лица, своим поведением. И, как правило, не слова о других внушают, а истинное к ним отношение.Основной внушающей силой в семье обладает тот, кто имеет наибольший авторитет.С детства внушается ребёнку и установка на самого себя. Педагогическая и медицинская практика свидетельствует о сильной внушаемости детей. Внушение в детстве разумного, доброго – залог невосприимчивости к дурному влиянию, ярко проявляющийся в подростковом возрасте. Подросток повышенно внушаем своими сверстниками, и ему уже многое внушено с детства: и истинное и ложное, хотя всё в нашем мире относительно. Для того чтобы преодолеть то отрицательное, что внушено с детства, приходится сочетать силу убеждения с силой внушения в аргументированном, мотивированном самовнушении. Для мотивированного самовнушения требуется довольно высокий уровень ума и воли. Ум требует постоянной тренировки – привычка мыслить углублённо, не отвлекаясь, развивает его. В достижении жизненных целей необходима сильная и гибкая воля. Умный человек, убедившись, что цель нереальна, решительно изменяет путь. Для самовоспитания и самосовершенствования больше всего необходима сильная воля, и она должна сочетаться не только с умом, но и с нравственностью – благородством, добротой и гуманностью.
Таким образом всё вышесказанное определяет актуальность: для того, чтобы воспитать доброго, отзывчивого человека необходимо использовать суггестивные методы воспитания.
Цель: Определить роль суггестивных методов в процессе воспитания подростков.
Объект: Суггестивные методы в психологии.
Предмет: Воспитание подростка посредствам суггестивных методов
Гипотеза: воспитательное воздействие на подростка будет более эффективным, если в педагогическом процессе будут умело и целенаправленно применены суггестивные методы воспитания. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1.Изучить особенности психического развития в подростковом возрасте;
2.Раскрыть понятия «суггестия», «суггестивные методы воспитания»;
3.Выявить влияния телевидения, общения со сверстниками и др. суггестивных методов при воспитании подростков;
4.Подобрать, апробировать и проанализировать результаты использования суггестивных методов в процессе воспитания подростков.
Методами исследования стали: теоретическая обработка психолого-педагогической литературы; беседа, опрос, анкетирование, наблюдение; статистический анализ полученных данных. Базой исследования выступила МОУСОШ №10 г. Ессентуки. В исследовании приняли участие 30 подростков 8 класса в возрасте 14-15 лет. Дипломная состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1.Роль суггестивных методов в воспитании подростка
1.1. Общая характеристика суггестивных методов
Суггестивные методы объединяют целую систему направлений в работе с клиентами, в основе которых в качестве ведущего психокоррекционного и терапевтического фактора выступают внушение или самовнушение. Внушение может реализовываться в состоянии бодрствования, гипноза, наркотического сна и других измененных состояниях сознания (11,102).
Целебную силу внушения в древности использовали шаманы, а затем жрецы, которые обычно связывали воздействие с различными ритуалами и церемониями, в результате которых человек погружался в транс и становился "проницаемым" для внушений. Внушался ли успех охоты, исцеление от "злых духов" или предсказывалась судьба, суть действа состояла в достижении измененного состояния сознания, которое мы называем трансом, и проведением внушения на его фоне. Бубен шамана, ритуальные пляски могли зачаровать, завести, пробудить дремлющие силы, освободить психику, мучимую первобытными страхами. И тогда под рокот бубна приходили видения могучих прародителей, ощущения силы и спокойствия вливались в грудь, в руку, держащую оружие, в тело, заболевшего соплеменника. Знания и умения шамана обеспечивали ему почет, беспредельную веру. Так продолжалось многие тысячелетия (22).
Суггестология, суггестизм (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. logos - учение, наука) - современная наука об особом воздействии на психическую сферу человека (с целью привития ему особых психофизических состояний), называемом суггестией.
Суггестотерапия (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. terapia - лечение) - коррекция психического и соматического состояния суггестивным воздействием на больного (раздел психотерапии).

Суггестопедия (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. pedia - воспитание) - использование суггестии в процессе обучения и воспитания (раздел педагогики).
Суггестия (от лат. suggestio - внушение, намек) - процесс привития психической сфере человека посторонней идеи (волевого решения в виде мыслей, эмоций, актов) помимо его "я" (с черного хода психики). Подвергнутое суггестивному воздействию лицо воспринимает поступающую в его мозг информацию без ее понимания, осмысления, анализа и соотнесения со своим личным опытом и состоянием. Само содержание суггестии в последующем носит навязчивый характер, представляя собой совокупность "суггестированных (внушенных) установок".
Суггестия - это сообщение, которое гипнотизер адресует субъекту, и, как и любое сообщение, призвано особым образом изменить чувства, мысли и поведение реципиента. Если согласиться с определенными характеристиками понятия суггестии, принятыми в сегодняшних условиях, то мы по праву можем говорить о "гипнотической суггестии" как отличной от суггестии любого другого типа. Впрочем, в литературе по гипнозу, как и в данном обсуждении, этот термин часто используется как самостоятельный.[15]
1. Субъект реагирует на суггестию вне зависимости от собственной воли. Пример: на повторные суггестии легкости руки и поднятия руки субъект отвечает, поднимая руку, но воспринимает это действие как не зависящее от его воли, а руку рассматривает как "поднимающуюся саму по себе". В этом случае мы можем сказать, что действие субъекта по поднятию руки оказалось разобщенным с его сознанием так, что ему кажется, будто рука двигается самостоятельно. Позднее, при обсуждении транса, мы увидим, что это явление диссоциации оказывается полезным и важным для создания теории гипноза, подразумевающей состояние сознания. Здесь же давайте отметим, что субъект, отзываясь на суггестию поднятия руки, может осуществить это действие совершенно сознательно, однако это не является тем, что мы сегодня понимаем под "ответом на суггестию". На деле мы чаще встречаемся с ситуацией, когда субъективное впечатление вмещает как непроизвольное, так и сознательное движение (субъект, например, может утверждать: "Иногда мне казалось, будто моя рука двигалась сама по себе, но временами я, возможно, шевелил ею умышленно"). Другими суггестиями, которые выявляют непроизвольный характер ответа, являются так называемые "посылы" типа глазной каталепсии ("На счет "три" вы не сможете раскрыть глаза") и теста на сцепление пальцев ("На счет "три" вы не сможете разъединить руки").
2. Суггестии могут быть существенно усилены с помощью соответствующей работы воображения. В действительности можно поспорить с тем, что ответу субъекта на суггестию всегда сопутствует воображение того или иного рода. Например, суггестия поднятия руки может сопровождаться представлением большого воздушного шара, бечевка которого обвязана вокруг запястья и тянет за собой руку. Похожим образом суггестия онемения руки может быть усилена фантазией, в которой эта рука погружена в ведро со льдом и водой. Воображаемый переход через окутанный туманом мост может сопровождать суггестию регрессии к периоду раннего детства.
3. Суггестия является мультимодальным феноменом. Поднятие руки является примером суггестии, влияющей на моторику, и потому именуется идеомоторной суггестией; приставка "идео" раскрывает то обстоятельство, что субъект отвечает на идею движения руки. Другим примером идеомоторной суггестии оказывается наклонно-позиционный тест на внушаемость: экспериментатор становится либо позади, либо впереди субъекта и приковывает внимание к его естественной способности отклоняться кзади или кпереди. Суггестии предписывают наращивать амплитуду этих колебаний - в частности, так, чтобы субъект все больше и больше подавался к экспериментатору (который в случае необходимости готов предотвратить падение субъекта). Идеомоторные суггестии "посыльного" типа (глазная или ручная каталепсия и тест на сцепление пальцев) уже упоминались выше и показывают, что суггестии могут быть так же негативными, как и позитивными (именно: "Вы не будете или не сможете испытывать что-либо", в отличие от "Вы сделаете или почувствуете что-либо"). Типичным примером негативной идеосенсорной суггестии является перчаточная анестезия ("Теперь ваша кисть совершенно ничего не чувствует"). Идеосенсорные суггестии содержатся также в тесте на поднятие руки ("Вся ваша рука чувствует себя легче и легче") и в инструкциях к релаксации ("Вы ощущаете свое тело все более тяжелым и расслабленным"). Кроме того, суггестии могут быть обращены к обонятельной модальности (позитивной: "Через секунду вы ощутите своими ноздрями исключительно ужасный запах"; или негативной (проверяемой раствором нашатыря): "Вы совершенно утратили обоняние"). Аналогичные позитивные и негативные суггестии могут быть сделаны применительно к вкусовой модальности.
В литературе эти разновидности суггестий часто именуются "галлюцинациями" (позитивными и негативными). Этот термин является неудовлетворительным, поскольку обозначает также определенные патологические состояния, но суть дела заключается в том, что субъективное переживание суггестий оказывается по качеству более реальным, чем нормальное воображение. Это также относится к суггестированным "галлюцинациям" в слуховой модальности (позитивным: "Вы можете слышать, как за вашей головой жужжит муха"; негативным: "Вашим левым ухом вы не слышите ни звука") и в зрительной модальности (позитивным: "Когда вы откроете глаза, то увидите, что перед вами сидит ваш лучший друг"; негативным: "Когда вы откроете глаза, то не увидите перед собой стула"). Суггестии такого рода успешны лишь в отношении малого числа впечатлительных субъектов.
Некоторые суггестии приводят к нарушению восприятия времени у одних субъектов и памяти - у других. Суггестии способны, например, создать впечатление замедленного хода времени ("Каждая секунда кажется минутой...") или его ускорения ("Время бежит быстрее и быстрее..."). Субъекту можно также внушить, что он движется во времени вспять и живо переживает событие раннего периода своей жизни или что субъект перемещается в будущее. Прошлый опыт, именуемый "оживлением", или, если он восстанавливает события решающей ранней стадии развития, "возрастной регрессией", фактически может содержать как подлинные воспоминания, так и совершеннейшие фантазии (в прямой зависимости от глубины регрессии). Суггестия, предлагающая продвинуться во времени вперед (возрастная прогрессия), бесспорно, вызывает к жизни полностью фантастические сцены, которые, однако, с точки зрения терапевта, могут быть полезными. Суггестии амнезии являются, как правило, постгипнотическими (см. ниже). Они могут быть глобальными ("Вы не будете помнить ничего из того, что происходило с вами, пока вы были под гипнозом") или селективными ("Вы не вспомните, как я давал вам эту суггестию"). Как описано ниже, субъекты, в силу природы гипнотического переживания, могут непроизвольно амнезировать некоторые события, происходящие в процессе гипноза. Скажем, повседневный опыт является не просто примером естественного забывания, но обусловлен также естественными диссоциирующими переживаниями. В такие минуты наше внимание поглощено чем-либо, представляющим для нас интерес, вроде телевизионной программы или мечтаний, в то время как сами мы занимаемся каким-нибудь привычным делом. Обычным примером является "дорожный транс", когда человек, совершающий продолжительное автомобильное путешествие, не может восстановить в памяти уже пройденный отрезок пути, хотя и был занят требующим сноровки управлением машиной.
Мы вернёмся к анализу этих и сходных с ними феноменов при обсуждении переживаний во время транса. Пока же давайте отметим, что подлинная, гипнотически вызванная амнезия должна быть обратимой: она окажется временной, и забытый материал будет восстановлен субъектом, стоит экспериментатору подать условный сигнал вроде стука по столу.
Наконец, доказано, что гипнотические суггестии способны влиять на специфические физиологические реакции, например, физические процессы, управляемые посредством вегетативной нервной системы (ВНС) и, следовательно, не подвластные сознательному контролю. Конечно, человек естественно и просто может влиять на физиологические реакции другого лица через вербальную коммуникацию. Речь, может идти, к примеру, о повышении уровня возбуждения человека (учащение сердечного ритма, потоотделение, учащение дыхания и так далее) с помощью описания какого-либо предстоящего волнующего события. Однако мы способны воздействовать на реакции более избирательно. Например, мы можем сфокусироваться на повышении слюноотделения, описывая человеку ощущения, возникающие при сосании лимона, или же можем повлиять на работу его или ее желудка, живописуя особо отвратительную и неприятную сцену, которая вызывает у слушателя тошноту. В литературе, посвященной гипнозу, особо выделяются суггестии, изменяющие кровоток. Как правило, суггестии этого типа предполагают как зрительное воображение (например: "Представьте, что ваша правая рука погружена в ведро с теплой водой"), так и непосредственные суггестии изменения (например: "Ваша рука становится теплее", или даже "Кровь мощно приливает к вашей руке"). Суггестии изменений кровотока в предплечье изучались Грабовска, (Grabowska, 1971), а изменений в работе желудка - Сташер и др. (Stacher et al., 1975).
Олнесс и ее коллеги в Миннесоте утверждают, что дети особенно способны к изменению непроизвольных физиологических функций своего организма; последние касаются тканевого дыхания, которое оценивается через кисти рук посредством чрезкожной методики (Olness and Conroy, 1985) и с помощью определения концентрации иммуноглобулина А в слюне (Olness et al., 1989). Подробнее эти исследования представлены в главе 10 настоящей книги.
Понятно, что такого рода суггестии находят применение в некоторых областях медицины, однако насколько влияют на выздоровление, если влияют вообще, физиологические сдвиги, ясно не до конца.
4. Суггестия не является единым понятием. Немного позже мы увидим, что существует относительно стабильная личная характеристика, именуемая "внушаемостью" или "восприимчивостью", которая подразумевает различные уровни ответа индивидов на вышеописанные суггестии: некоторые люди не воспринимают их совсем, некоторые - в значительной мере, а другие занимают промежуточное положение. На практике, однако, видно, что каждый по-разному отвечает на разные виды суггестии. Например, если человек чрезвычайно слабо реагирует на суггестию поднятия руки, то мы не должны из-за этого думать, что он плохо поддастся, скажем, возрастной регрессии, хотя определенная взаимосвязь между различными видами суггестии имеется. Айзенк и Фурно (Eysenck and Furneaux, 1945) установили два фактора, которые могут быть отнесены к понятию "внушаемость": первичную внушаемость, относящуюся к непроизволь...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.