На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Семантика систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.07.2012. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение……………………………………………………………...........................3 1 Ориентационные системы в формировании культурного пространства……..8
1.1 Понятие культурного пространства……………………………8 1.2 Универсальные ориентационные системы
в культурном пространстве……………………………………………...13
2 Модель культурного пространства кочевых народов Севера (эвенов и эвенков)……..…………………………………………………………………...29
2.1 Ориентационные системы в религиозно-мифологических представлениях эвенов и эвенков……………………………………………………..………29
2.2 Семантика ориентационных систем в материальной культуре эвенов и эвенков……………………………………………………………………...51
2.2.1 Отражение ориентационных представлений в элементах костюма...…51
2.2.2 Выявление ориентационных систем в семантике структурных частей жилища……………………………………..………………………..........65
Заключение………………………………………………………………………….76
Список использованных источников……………………………………………...81
Приложение………………………………………………………………………....89


Введение

Изучение культурного пространства является важным научным направлением в гуманитарном знании. В работах современных исследователей термин «культурное пространство» встречается в разных интерпретациях. Категории пространства и времени в гуманитарных исследованиях изучаются как соотносимые явления (пространство наполнено временными существующими предметами; время наполнено пространственными событиями) и обозначаются понятием ««хронотоп». Xронотоп - это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. Xронотоп сознания двулик. Это в такой же степени современенность пространства, в какой "опространственность времени".
Время и пространство мыслятся как абстракции, при посредстве которых возможно построение картины унифицированного космоса, выработка идеи единой и закономерно-упорядоченной Вселенной. Пространство и время создают особую картину культуры. Важно изучать структуру этой картины, которую в частности задают пространственные ориентации.
В традиционной культуре представления о времени и пространстве являлись важнейшими категориями, которые характеризуют сознание человека, определяют социально-психологическую специфику общества, формируют основные параметры образа мира, культуры. «С ориентацией человека в пространстве связаны определённые космологические, астрономические, сакрально- культовые, географические, бытовые и другие ориентационные представления и принципы» [66: 37].
Изучать культуру с точки зрения пространственной картины представляется возможным на материале традиционной культуры, в силу того, что она консервативна. Вследствие ее консервативности, образ пространства закреплен в мифологически-религиозной картине мира.
Актуальность исследования. В настоящее время культура коренных малочисленных народов России привлекает все большее внимание исследователей. Этому во многом способствует государственная политика по сохранению национально-исторических корней, возрождению национального самосознания. Одним из аспектов процесса культурного сохранения является изучение культуры коренных этносов России.
В существующих на данный момент научных исследованиях традиционной культуры тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков) акцент делается на описании артефактов материальной и духовной культуры. В дипломной работе была предпринята попытка проанализировать культурное пространство в целостности с точки зрения пространственных ориентаций. Следует отметить, что исследуются элементы материальной культуры эвенов и эвенков, так как многое утеряно и трансформировалось под воздействием инокультурных влияний. Поэтому мы обращаемся к доступному нам материалу, зачастую фрагментарному, с целью создания целостной картины культурного пространства.
Научная новизна исследования: в работе предпринята попытка системного анализа элементов традиционной культуры при воссоздании модели культурного пространства эвенов и эвенков.
Объект исследования: традиционная культура тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков).
Предмет исследования: культурное пространство кочевых народов Севера (эвенов и эвенков).
Источником дипломной работы послужили сказки, мифы, религиозные ритуалы эвенов и эвенков, этнографические и археологические исследования, дающие представление о материальной (жилище и костюм) и духовной культуре народностей.
Цель дипломной работы: выявить семантику систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков
Цель определила задачи исследования:
- дать определение понятию «культурное пространство»;
- выделить традиционные универсальные системы ориентации в культурном пространстве и их семантику;
- выявить специфику пространственных представлений, закрепленных в духовной культуре эвенов и эвенков (на материале религиозно-мифологических представлений);
- определить семантику пространственных ориентаций материальной культуры эвенов и эвенков (на примере жилища и костюма).
Методом исследования является системный метод, позволяющий рассматривать культурное пространство как целостную систему, где каждый элемент находится в тесной связи, во взаимодействии с другими элементами. Рассматривая отдельные структурные части системы и их семантику, мы получаем целостную картину культурного пространства эвенов и эвенков.
Благодаря сравнительно-историческому методу, мы выделили универсальные ориентационные системы, применили их к культурному пространству эвенов и эвенков, обозначили специфические черты, свойственные только данной культуре.
Теоретико-методологическая основа: К проблемам культурного пространства в гуманитарном аспекте обращались в своих работах такие исследователи как французский историк Фернан Бродель, французский философ и социолог Пьер Бурдье, Мишель Фуко и Анри Лефевр, английский социолог Энтон Гидденс, английский географ Дэвид Харви, американский географ Эдвард Соуджей, швейцарский географ Бенно Верлен. В равной мере, обсуждение культурно-антропологических проблем пространства невозможно без учета трудов таких современных российских авторов, как А.С. Ахиезер, В.Л. Глазычев, В.Л. Каганский, В.А. Колосов, Б.Н. Миронов, А.И. Трейвиш, А.Ф. Филиппов.
В социально-культурной антропологии изучение пространственных категорий в культуре занимает одно из первостепенных мест. Французский ученый А. Леруа-Гуран в работе «Первобытные религии» одним из первых обратился к пространственным характеристикам элементов материальной культуры, как, скажем, значимость их протяженности или, наоборот, объемности, а также к вопросам различий восприятия пространства в разных культурах, при разных способах жизнеобеспечения. Он писал о том, что для раннего охотника и собирателя мир линеен, значение имеет не поверхность земли, а маршрут перекочевки - по тропе, вдоль речной долины, по берегу водоема и т.д. Эти соображения позднее нашли плодотворное развитие. А. Леруа-Гуран сделал еще одно важное наблюдение - это архетипическое стремление моделировать большое пространство в малом. Соответственно, он отметил существование разных типов городских поселений, прежде всего городов концентрического типа и городов типа шахматной доски. В обоих случаях город строится как модель мира. О.Ю.Артемова разрабатывает понятие о фокусном восприятии пространства при охоте и собирательстве в работе «Традиции землепользования мобильных охотников и собирателей в условиях оседлого поселения начала XXI в» (аборигены западного Кэйп-Йорка, Австралия).
Эти работы оказали фундаментальными для тех исследователей, которые стали заниматься так называемым "этническим пространством культуры". В работе Н.Л. Жуковской содержится глубокий анализ пространства и времени как категорий традиционной культуры монголов («Категории и символика традиционной культуры монголов»). Достаточно освещено в исследовательской литературе славянское жилище, которое выступает как объект семиотического анализа в трудах А.К. Байбурина («Жилище в обрядах и представлениях восточных славян»).
Коллектив новосибирских авторов (Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаева) выполнил широкое исследование по мировоззрению тюркских народов Южной Сибири, в котором уделено большое место проблеме пространства и времени («Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири»). Следует отметить также работу Подосинова А.В., в которой исследуются ориентационные представления архаических культур Евразии и их семантика («Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии»).
Следует назвать работы, посвященные изучению собственно культуры тунгусо-маньчжуров: это труды Василевич Г.М. «Эвенки», Тураева В.А. «История и культура эвенов». Работа Иващенко Я.С. «Семиотика традиционного жилища» модержит описание семантики элементов жилища тунгусо-маньчжуров.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из Введения, двух частей, Заключения, Списка использованных источников и приложений. Основное содержание дипломной работы описано на 89 листах текста формата А4, 10 таблиц; справочное приложение приводится на 2 листах. Для написания дипломной работы использовано 87 источников.


1 Ориентационные системы в формировании культурного пространства
1.1 Понятие культурного пространства

Понятие «культурное пространство» в современном мире включает в себя все специфические черты человеческой деятельности. Философская мысль конца ХХ века, акцентируя внимание на понятии «культурное пространство», выдвигает на первый план саму проблему человеческого существования.
Поскольку такие универсальные и всеобщие характеристики пространственности как протяженность, структурность мерность, являются общеупотребимыми, то научные дисциплины вырабатывают собственные определения пространства, изолированные от других областей знания, что приводит к мозаичности и раздробленности суждений о пространстве.
Для того, чтобы наглядно продемонстрировать множественность подходов к определению категории пространства, мы приведем в пример несколько суждений о нем. В. Каганский понимал пространство широко: « и физически-телесное и фазовое, семантическое пространство, тем более что социальное, культурное, ландшафтное пространство включают оба компонента. Пространство - универсум, где есть места, позиции, смежность удаленность, близость расстояния, направления, области, зоны, границы; эти категории – главные. Для пространства осмыслены вопросы: где? куда? как далеко? Рядом с чем? В центре? На периферии? Пространство не терпит пустоты: все его возможные места заняты, заполнены; каждое место имеет смысл, связанный с его положением»[38:96]. С другой стороны, «всякое освоенное человеком пространство есть место обжитое, родное, свое, близкое, внутреннее, защищенное и защищающее. Оно противостоит неизведанному, дальнему, внешнему, чужому, враждебному, опасному. Между ними граница. Граница очерчивает освоенную территорию и отделяет свое, внутреннее пространство от чужого внешнего. Граница, предел – важнейший конституирующий признак любого культурного пространства. Ограничивание, полагание пределов – органически присущая природе человека потребность. Возможно, она формируется в пренатальный период, когда плод начинает двигаться и обследует пределы своего первого «жилища», замкнутого со всех сторон» [51:104]. «В мифологии с полагания пределов начинается процесс космогонии, отделения космоса от хаоса, что приводит к становлению космоса как пространства, обретению космосом пространственного статуса» [56:67].
«Человек всегда воспринимает окружающий его мир относительно самого себя, полагая себя в центре Вселенной, он – начало отсчета при любом действии, при любом измерении, при любой попытке определить, структурировать и измерить пространство. Эгоцентрическая позиция человека как биологического существа распространяется затем на более широкие сообщества людей – семью, общину, деревню, город, область, страну, космос (этноцентризм). Человек архаический сакрализует понятие центра. Центр мира – это «я», мой дом, мое поселение, мой клан, мой народ, моя страна. Ось мира – мировое древо. Пуп земли мог изображаться то в виде озера, то дыры в земле, то камня, то горы» [66:460]. Его аналогом в реальном пространстве области, поселения мог быть столб.
Культурное пространство имеет свою структуру, функции, динамику, воплощает образную модель окружающей действительности. Культурное пространство — это «Дом», среда повседневного обитания людей. С другой стороны, оно воплощается в реальных действиях человека, его творчестве.
Человек наполняет духовным содержанием культурное пространство. Оно несет на себе «печать» человека, вне которого оно не существует. Культурное пространство превращается в абстрактный язык, способный выражать различные содержательные понятия. «Пространство дано ему (человеку) как распределительная структура, и через контроль над пространством он держит в своих руках все варианты взаимоотношений…»[20:107].
Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь, культурное пространство воздействует на человека. И не только через создание внешних знаковых форм (архитектура, интерьер, костюм и т.д.), но и через изменение образа жизни, конструирование его нового облика. «Будучи живым существом, человек растет, функционирует, видит, как перед ним раскрывается пространство, неподвижные координаты которого пересекаются в нем самом» [80:370].
Пространственные представления могут быть выражены не только в виде абстрактных теорий или физико-математических гипотез и формул, но прочитываются в линиях и ритмах архитектурных проектов, в композиции и образах художественных произведений, древних мифов и текстах постмодерна. Все явления бытия, события и вещи, предстают в восприятии человека в пространстве, которое является одной из первых реалий бытия, которое воспринимается и дифференцируется человеком. Способность к восприятию пространства соприродна человеческому сознанию и существует как некий алгоритм и обязательный компонент восприятия, без которого созерцание и понимание внешнего мира было бы невозможно. Эта способность заявляет о себе в априорных формах созерцания и служит упорядочению информации, поступающей извне, выстраивая события окружающей действительности по их признакам длительности и/или протяженности. Именно эти формы чувственного созерцания делают возможным чувственный опыт и чувственное познание.
Пространство входит в структуру человеческого сознания и координирует весь чувственно-воспринимаемый опыт, выступая как субъективная форма созерцания внешнего мира и способ интеграции в него: выразительность мира всегда воспринимается в определенной форме пространственных отношений.
Однако рассуждения об априорности пространства в отношении процесса познания более актуальны в логическом, нежели практическом смысле, поскольку идея пространственности в скрытой форме незримо присутствует в самой структуре мысли. Пространство как форма созерцания внешнего мира, абстракция, выявленная философским анализом, отражается на чувственном уровне и соотносится с эмпирическим чувством пространства.
Так, речь здесь идет не об идее или понятии, а о чувстве пространства, входящем в комплекс ориентационных эстетических чувств, основанных на непосредственном сенсорном восприятии. Именно чувство пространства оказывается основой всех ориентационных способностей человека. Эстетическое отношение человека к миру проявляется во всех типах связи с действительностью, в его представлениях о себе и о Вселенной, о гармоничности или дисгармоничности окружающего мира. Чувство пространства руководит поведением человека.
Любые пространственные соотношения следует рассматривать относительно самого человека, его взглядов, устремлений, приоритетов. Иначе говоря, пространство, каким оно воспринимается и осознается, является продуктом активности сознания личности, и образы реального пространства являются проекцией образа идеального пространства, конструируемого в сознании человека и транслируемого культурой.
Наделяя внешний мир собственными пространственными представлениями, человек «простирает» свое понимание и свой опыт в окружающую среду, распространяя его на все предметы. И если ощущения и чувства, возникающие от контакта с миром, становятся другими, то изменяется и представление о самом мире.
Различное понимание пространства отражается на всей жизни и деятельности людей, как в сфере практической деятельности, так и в областях науки и искусства. Так, например, структура пространства, присущая мировоззрению той или иной культуры, отражается в принципах изобразительного искусства. Так, чертеж, аксонометрия, различные варианты перспективы являются не только механическими приемами, но наглядным доказательством разнообразия видения мира. Эти и другие техники построения изображенного пространства раскрыты и подробно описаны Б. В. Раушенбахом. Исследование Б. В. Раушенбаха лишний раз показывает, что за образами пространства всегда скрывается образ самого человека, и все наглядные способы организации пространства, так или иначе, раскрывают сущность отношения человека к себе и миру.
По мере осознания личностью своего Я, мир для нее концентрически расширяется, образуя нечто сравнимое с Вселенной, в которой центральное место занимает сам человек. При этом необходимо добавить, что система взглядов и понятий человека носит преимущественно образно-символический характер. Относится ли это ко времени, когда речь идет о прошлом и будущем, как о том, что осталось позади или ждет впереди; приподнятого настроения или возвышенного состояния духа. Понятие левого чаще ассоциируется с чем-то теневым, незаконным, скрытным, а правого — с честным и надежным. Подобные ориентационные представления являются также и когнитивным базисом: «Ориентационные метафоры придают пространственную ориентацию всему, с чем соприкасается человек» [20:396]. Не являясь произвольными фантазиями, они основываются и на телесном опыте, приобретаемом в процессе развития, и на культурных традициях, передающихся из поколения в поколение. «Ориентационные принципы и привычки коренятся в недрах менталитета носителей той или иной культуры, сопряжены со многими другими ориентационными системами и нелегко поддаются изменениям»[66: 424].
«С ориентацией человека в пространстве связаны определённые космологические, астрономические, сакрально-культовые, географические, бытовые и другие ориентационные представления и принципы» [66:37].
«Непосредственный опыт восприятия пространства может быть приблизительно одинаков, но вот культурный всегда разнится, поэтому образы пространств, транслируемые в разных культурах, не совпадают друг с другом в частностях, но имеют много общего по своей сути. Именно этот факт позволяет понять, почему обращаясь к многообразию представлений о пространстве в различных исторических эпохах, можно приблизиться к пониманию современного мировидения: взгляды на пространство, характерные для сегодняшнего дня, имеют более глубокие корни, чем иногда предполагают» [20:396]
Итак, пространство является и субъективным условием чувственности, и условием, онтологически присущим познавательной способности человека. Выражая способ данности мира человеку, пространство само становится тем контекстом, в котором формируется образ мира.
Таким образом, получается, что культурное пространство - система регулятивных оснований человеческой деятельности и ее знаково-символического содержания, воплощенного в многообразных продуктах культурной практики. Каждое культурное пространство предстает как органическое целое, где все составные части объединены общими ценностями (по работам философов 20 века).

1.2 Универсальные ориентационные системы в культурном пространстве

Система ориентаций по ходу солнца
В культурах всего мира существуют универсальные системы ориентаций в пространстве.
По мнению А.В. Подосинова, сравнение ориентационных систем разных культур позволяет говорить о существовании некоторого, изначально ограниченного, повторяющегося набора таких систем. В древности, вероятно, было распространено несколько архетипов восприятия сторон горизонта (стран света), исследование которых позволяет проследить культурные заимствования и исконные ориентационные навыки, связанные с местной ландшафтно- географической средой, понять почему и как были "востребованы" различными культурами в отдельные исторические периоды конкретные комбинации этих архетипов.
«Система ориентиров имеют психологическо-биологическую природу человека. Само устройство человеческого тела предполагает наличие в сознании изначальной психофизических категорий: «переднее» - «заднее», «правое» - «левое», а существование земного притяжения задает его организму различения «верха» и «низа».
Представление о четырех странах света видится превращением изначального инстинктивно-физиологического восприятия пространства в представление более высокого порядка о четырехчленном строении мира в результате приобретения внешнего опыта и освоения окружающей среды (наблюдения за движениями солнца)» [66:478-479].
Реакция человека на ландшафтные особенности тесно связаны с внутренними врожденными структурами, определяемыми анатомно-физиологическими особенностями человека, а именно тем, что он – прямоходящее существо с лево-правосторонней и предне-задней симметрией.
А. В. Подосинов в своей работе «Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии» отмечает, что "нелогичность" и гетерогенность системы ориентации в пространстве характерна для любой культуры, в особенности архаической. Отсутствие единой и неделимой системы пространственной ориентации, которая работала бы во всех сферах культуры, А. В. Подосинов объясняет тем, что для разных целей годятся различные ориентационные системы. Трудно представить, чтобы составитель карты пользовался той же ориентацией, что и жрец, выполняющий определенные обряды в храме у алтаря, путешественник - купец ориентировался так же, как гадающий на печени маг, а хижина крестьянина планировалась и строилась в той же ориентационной системе, что и городской храм.
Пространство не может существовать без центра и границ, его очерчивающих. Ориентацию людей в пространстве можно разделить на несколько подсистем: 1.Ход солнца: соотношение сторон света с ходом солнца 2. Горизонтальные оппозиции: левая сторона - правая сторона. 3. Вертикальные оппозиции: соотношение определенной части света с верхом, противоположной с низом.
Следует отметить, что соотнесение сторон света с ходом солнца, встречается у большинства народов: Восток - восход, Запад - закат, Север - полночь, Юг-полдень. Такие представления связаны с тем, что солнце может находиться в трех фазах: восход, зенит и закат.
Главной ориентационной системой в культурах Евразии являлась система, построенная на солярно-теологическом принципе, связанная с движением солнца. Одной из "подсистем", которую можно выделить из системы пространственной ориентации, например, у бретонцев, является именно ориентирование по солнцу и называние сторон света относительно положения солнца.
В бретонском языке только шесть из восьми сторон света имеют исконные названия. Расположение сторон света относительно центра напрямую связано с ориентацией по солнцу. Соотнесение севера с левой стороной, а юга с правой характерно не только для бретонской, но и для ирландской, валлийской и корнской традиции, восходящей к индоевропейским представлениям о расположении оси мира в направлении восток-запад.
К расположению сторон света по горизонтали относительно гипотетического центра следует добавить расположение их по вертикали. Здесь можно провести параллель с ирландской традицией, где север соотносится с низом, а юг с верхом.
Следует отметить, что у тюрков, живущих в Южной Сибири, как и у большинства народов Европы, была зафиксирована четкая ориентация по четырем основным и четырем промежуточным странам света. Средний мир людей окружен четырьмя морями, чьи названия повторяют названия стран света, а сама Земля – Восьмиконечная – Восьмигранная по числу стран света.
«Сравнительное изучение ориентационных систем древних обществ Ближнего Востока, Средиземноморья и других регионов показало, что в рамках одной культуры, как правило, сосуществовали или сменяли друг друга несколько систем ориентации в пространстве, которые могли накладываться одна на другую, взаимовлиять, вытеснять друг друга и т. д.» [66:46]. Так, наряду с основной (хотя и не всегда самой древней) солярной ориентацией (по движению звёзд), существовала конкретно-чувственная ориентация, основанная на приметах местной природно-ландшафтной среды обитания (горы, реки, побережья морей и т.д.).
Солнечную ориентацию обычно дополняет астральная (ориентирование по звездам), которая имела большое значение для тех, кому приходилось ориентироваться ночью, в частности, для мореплавателей. Как это ни кажется парадоксальным, у бретонцев, для которых мореплавание имело большое значение на протяжении всего исторического периода, существует лишь один случай обозначения стороны света с помощью звезды.
В работе «Бретонец в пространстве» А. Мурадова говорит о том, что в системе координат присутствует одна основная ось - Восток-Запад (верх-низ) и дополнительные: Север-Юг (лево-право) Северо-запад - Юго-восток, Северо-восток - Юго-запад.
Человек располагается относительно сторон света следующим образом: лицом к востоку, спиной к западу, слева от него север (дурная сторона) справа от него юг (благоприятная сторона). Восток находится выше уровня человека, север также несколько возвышается, запад ниже уровня человека.
Таким образом, соотнесение сторон света с ходом солнца, встречается у большинства народов: Восток - восход, Запад - закат, Север - полночь, Юг-полдень.
Четыре стороны горизонта с древнейших времён играли важную роль в создании системы координат, которая позволила бы человеку ориентироваться в окружающем его мире, как в профанном (физическом, реальном), так и в сакральном пространстве.
Горизонтальные оппозиции: левое-правое
Горизонтальные оппозиции «левое – правое» также связаны с ориентацией по ходу солнца. Как правило, северная сторона называется "левой", а южная - "правой". Левая сторона традиционно считается неблагоприятной, а правая - благоприятной, соответственно, Север в представлении большинства народов мира ассоциируется с дурным началом, а Юг - с хорошим.
Север, "дурная сторона", находится слева, а "хорошая, правильная" южная сторона - справа от человека, стоящего "в исходном положении" по отношению ко всем восьми сторонам света. Человек в своем сознании стоит лицом к востоку, а спиной к западу, по левую руку - север, по правую - юг. В своей работе "Наследие кельтов" братья Рис отмечают этот момент: "отождествление "севера" с "левым" и "юга" с "правым" встречается во многих языках.
«Картина мира человека строится с помощью определенного набора противопоставлений, таких как жизнь-смерть, счастье-несчастье, мужской-женский и др. Среди них фундаментальное значение имеют пространственные оппозиции (верх-низ, внутренний-внешний, правый-левый), лежащие в основе всей многоаспектной (не только пространственной) системы ориентации человека в окружающем мире. Одна из особенностей пространственных оппозиций состоит в том, что они могут приобретать оценочный смысл. Это особенно характерно для противопоставления правый-левый. Правое ассоциируется с правдой, правильным, правотой, в то время как левое – с ложью (кривдой), неправильным, неправотой. Правому приписывается чаще всего положительное, а левому – отрицательное значение.
Характер оппозиции правое-левое непосредственно определяется неравноценностью правой и левой руки. Биологические предпосылки для праворукости обусловливаются функциональной асимметрией человеческого мозга. Культурные установки поддерживают праворукость, с одной стороны, основываются на ней – с другой. На этом фундаменте зиждется оппозиция правое-левое, определяющая многие особенности ритуального и этикетного поведения» [14:28-29].
Следует отметить, что правую сторону традиционно связывали со счастьем, удачей, благополучием, а левую – с несчастьем и неблагополучием. Получается, правая рука (соответственно правая сторона), которая практически во всех культурах оценивается позитивно, обслуживала «чистый» верх. Левая (левая сторона), оцениваемая негативно, обслуживала «нечистый» низ.
Во всех культурах и во все времена символика левого и правого играет важную роль. Некоторые характеристики такие как духовная энергия, интуиция, вдохновение, а также способности в обращении с тем, что сегодня называют подсознанием в противоположность сознанию, были атрибутом «левого». Жесткое правление и законная власть связывались с «правым».
В работе «Вернем свое пространство» М. Векс отмечала, что в истории цивилизации Луна связывалась с левым, а Солнце - с правым. Луна символизировала в Древнем Египте левый глаз, солнце - правый. Древнейшие божества, которые дошли до нас, - лунные богини. Они символизировали созидательную энергию и источник всей жизни. Не только солнце начинает приобретать важное значение в переходное от матриархального к патриархальному времени, в это же самое время становится преобладающей важность правого.
Во всей Египетской истории от Древнего Царства до позднего периода были обнаружены только такие скульптуры, которые изображают мужчин и женщин, делающих шаг с левой ноги вперед. Интересно отметить, что в качестве противоречия и противостояния этому, католические священники сегодня еще делают первый шаг к алтарю с правой ноги. В древнейшие времена, когда левое было еще преобладающим, письмо шло слева направо. (Возможно, большинство людей в те времена были левшами.) Далее следовал период времени, в течение которого письмо шло как борозды вспаханного поля, сначала справа налево, затем слева направо. Даже буквы повернуты в обратную сторону своего направления от линии к линии (такие как E и D латинского алфавита.)
В Британии, этой области Европы, в которой матриархальные структуры сохранялись дольше всего, до сих пор левостороннее движение. Древние египетские скульптурные пары показывают совершенно ясно, что когда женщина изображена крупнее, она - справа от мужчины. Тем не менее, мы обнаружили такие примеры только в Древнем Царстве, а также и в ранних этрусских скульптурах. Вероятно, существуют только эти две иллюстрации ранних этрусских пар.
Возможно, в древние времена, правое и левое не были атрибутами мужского и женского и символизировали характеристики, не основанные на половом признаке. В частности, случай изображения женщины более крупной мог означать демонстрацию прочного правления и законной власти женщины.
В древние времена левое считалось благоприятной стороной в полете птиц или жертвоприношениях, а также стороной, приносящей удачу. В патриархальные времена левая сторона приобретает тотально дурную репутацию. Среди христиан левое имеет значение плохого, правое хорошего. Полагалось, что левая сторона ведет к демонам, заколдованности или дьявольскому и нуждается в очищении освященными предметами. Для христиан бог рассматривается как всемогущий. Это означает, что ничего, чтобы он ни свершал, не может быть рассмотрено христианами как подозрительное или нечистое.
В этом же смысле, как и христианское учение, патриархальные астрологи приравнивают мужское позитивному, женское - негативному.
Соответствие левого женскому и пассивному, а правого мужскому и активному, также происходит от патриархального способа мышления.
В большинстве культур мира мужское и женское включены в координирующие жизнь людей знаковые системы и в последних они напрямую соотносятся с универсальными оппозициями. Мужчине соответствует "...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.