На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Современные проблемы взаимовлияния организационнохозяйственной и творческой деятельностей социокультурного учреждения

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.07.2012. Страниц: 111. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………...…………………….……..…3
Глава I. Специфика управления социокультурной деятельностью …..9
1.1. Учреждение культуры: феномен, структура, деятельность.……………………………………………………….9
1.2. Проблемы хозяйствования и экономической деятельности в сфере культуры..........................................................17
1.3. Проблемы управления социокультурной деятельностью..................................................................................... 30
Глава II. Взаимоопределение творчества и маркетинга учреждений культуры в современных условиях…………………………...37
2.1. Менеджмент в организациях СКС……………………………37
2.2. Роль маркетинга в управлении деятельностью учреждений культуры………………………………………………………..50
Глава III. Анализ творческой и организационно–хозяйственной деятельности МУК Обливского РДК…………………………....74
3.1. Проблемы материально–технической базы сельских учреждений культуры…………………………………………………74
3.2 Основные направления работы учреждения с населением и способы их совершенствования………………………………84
Заключение…………………………………………………………..……….96
Список литературы………………………………………………………100
Приложения………………………………………..……………………….106

Введение
Актуальность исследования. Одним из приоритетных показателей социально–экономического и социально–политического роста общества выступает уровень развития социально–культурной сферы как важнейший компонент качества жизни человека.
В основе социально–экономического и духовного развития современного цивилизованного общества лежат образование и культура, принятые людьми как способ ориентации в процессе жизнедеятельности посредством символов, ценностей, норм, правил, обычаев и пр. Однако, в современных условиях модернизации и гуманизации общества, перехода на новый социально значимый уровень наблюдается кризис ценностной системы личности, прошлый опыт обесценивается, все труднее становится воспринимать и объяснять окружающий мир с позиций существующих норм культуры, воспринимать в единстве образовательные и социокультурные каноны. В связи с этим возникает потребность в создании качественно новой системы социально–культурной сферы и выявлении особенностей экономических аспектов социально–культурной деятельности.
В основе развитого общества всегда лежит определенная концепция человека и его жизненного мира, образа жизни, связывающая воедино социокультурные ценности, представления о жизни и реальную жизнедеятельность людей. Анализ современной российской социокультурной ситуации, характеризующейся межкультурным разломом, позволяет по–новому осмыслить социальные задачи, решаемые в социально–культурной сфере.
Структура социокультурной сферы сложна, она охватывает ряд областей трудовой профессиональной деятельности, представляющих собой довольно автономные подотрасли. К их числу относятся: культурное просвещение, театрально–концертная деятельность, киновидеопрокат, изобразительное искусство, краеведение, охрана памятников истории и культуры, туризм, радио, печать, телевидение, издательское дело, книжная торговля, историко–архивное дело, шоу–бизнес, подготовка и переподготовка кадров для отрасли, система материально–технического снабжения (в т.ч. за счет внутриотраслевого производства средств труда; транспорта, технических средств, музыкальных инструментов, культинвентаря и т.д. и.т.п.).
Все эти типы учреждений культуры направлены на развитие информационно–просветительской, художественно–публицистической и культурно–развлекательной деятельности в сфере досуга, а также на развитие реализации творческих способностей человека.
Вместе с тем, внутрихозяйственные, производственные, творческие отношения в учреждениях культуры и искусства подчинены общим рыночным экономическим законам и, в определенном смысле, являются обычными экономическими производственно–торговыми организациями со своими доходами, – организациями, где в результате хозяйственной и творческой деятельности создается продукт и продается, в виде допуска к нему потребителя.
Эффективность деятельности социокультурных учреждений во многом определяется умением продавать свой продукт. При этом особую роль играет знание менеджмента и маркетинга.
Необходимость модернизации экономической стороны социокультурной сферы вытекает из сложившихся социально–культурных противоречий:
1) с одной стороны, назрела потребность выхода общества из социально–культурного кризиса, возрождения национальной и духовной культуры человека; с другой стороны, наблюдается углубляющийся разрыв между стремительным развитием социально–экономического потенциала нации и социокультурной средой, не успевающей приспособиться к быстрому темпу экономических изменений условий жизнедеятельности и со–циальной адаптации;
2) с одной стороны, современная социально–культурная обстановка требует совмещения финансовых интересов и высокой духовной культуры личности; с другой стороны, отмечается отставание оперативного реагирования образовательных и социокультурных учреждений по внедрению новых социально–культурных услуг;
3) с одной стороны, прослеживаются активно протекающие процессы модернизации социокультурной сферы, позволяющие индивиду на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал; с другой стороны, данная система функционирует в условиях нарушения современных экономических принципов, отсутствия единой финансовой основы.
Совокупность указанных противоречий обусловили проблему исследования – анализ экономической деятельности сферы культуры и обоснование механизмов ее эффективности.
Степень научной разработанности проблемы. Своеобразным «прорывом» к рынку и, соответственно, маркетингу стали для российских управленцев опубликованные в 90–х гг. минувшего века переводные работы ряда зарубежных маркетологов: Ф. Котлера, Д. Эванса, Б. Бермана, Е. Дихтля, X. Хершгена, X. Швальбе, В. Благоева, Д. Дороти, Л. Хоскинга и др.
Вполне естественно, что опубликованные работы содержали в себе положения, раскрывающие зарубежный, прежде всего американский, опыт маркетинговой деятельности и не могли быть механически перенесены на российскую почву, где рыночная экономика едва успела «перейти на легальное положение».
Появившиеся вскоре работы отечественных авторов (Г. Абрамашвили, Д. Баркан, Е. Голубков, П. Завьялов, Р. Ноздрева, И. Рожков, В. Хруцкий, Л. Цыгичко и др.) не сделали революции в сознании постсоветских управленцев, поскольку носили откровенно подражательный характер. Подобные издания мало что давали и работникам социально–культурной сферы: все «крутилось» вокруг промышленного маркетинга, в то время как сфера услуг не привлекала их внимания. Лишь в 1996 году российский читатель взял в руки работу В. Д. Марковой «Маркетинг услуг». Ещё одна работа с аналогичным названием (автор Е. В. Песоцкая) увидела свет спустя 4 года.
Особо следует сказать об авторах научных работ экономико–управленческого характера и содержания (А. 3. Алейник, Б. Б. Афинян, И. П. Бойко, И. М. Болотников, Л. Н. Галенская, Г. М. Галуцкий, Л. Н. Герасимова, Е. И. Жданова, Л. С. Запесоцкий, С. В. Иванов, Г. М. Кафаров, О. Н. Кокойкина, Н. В. Кротова, Н. П. Лапшин, Л. А. Линькова, О. В. Мазун, Н. А. Михеева, Ю. А. Помпеев, Л. И. Рудич, Ф. Ф. Рыбаков, И. Л. Столяров, Г. Л. Тульчинский), обратившихся уже на пороге рыночных преобразований к самым животрепещущим проблемам экономики и управления социально–культурной сферой. Многие из них вплотную приблизились к маркетинговой проблематике, буквально по крупицам собирая нарождавшийся в сфере культуры опыт рыночного хозяйствования. Важно подчеркнуть, что в 90–е годы появляются интересные работы и по маркетингу в сфере культуры (А. С. Запесоцкого, Н. Е. Новаторова, Л. Н. Герасимовой и О. Н. Кокойкиной, Г. Л. Тульчинского, и др.).
Признавая первопроходческий характер данных публикаций, следует отметить, что все они содержат, главным образом, теоретические положения, не выводят на технологический уровень. К тому же они затрагивают какую–то одну область социально–культурной деятельности: клубную работу, библиотечное дело, туризм и т. п.
Таким образом, на протяжении последних 10 лет проблемы использования маркетинговых технологий в социально–культурной сфере так и не получили системного осмысления и комплексного освещения в научной литературе.
До сих пор маркетинг рассматривается отдельными авторами как самодостаточная система, она слабо увязывается с творческим содержанием и организацией социально–культурной деятельности.
Слабо выявлены и недостаточно полно раскрыты особенности маркетинга в социально–культурной сфере, в отдельных ее областях, направлениях деятельности.
Многие кажущиеся бесспорными теоретические положения маркетинга социально–культурной сферы должным образом не апробировались не подкреплялись опытно–экспериментальной работой.
Цель исследования – обоснование и разработка модернизации экономико–финансового сектора в социально–культурной сфере.
Объект исследования – учреждения социально–культурной сферы.
Предмет исследования – организационно–хозяйственная деятельность учреждения социально–культурной сферы.
Задачи нашего исследования:
1. Раскрыть сущность и дать научное обоснование специфике взаимовлияния творческой и хозяйственной деятельностей учреждения культуры.
2. Выявить механизм функционирования управленческой деятельности в учреждении СКС.
3. Раскрыть основные компоненты организаторской деятельности в учреждениях клубного типа.
4. Выявить экономические факторы влияющие на развитие учреждения культуры.
5. Проанализировать творческую деятельность Обливского РДК в экономико-хозяйственном аспекте.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, культурологической, социологической, научно–педагогической, психологической и научно–методической литературы), констатирующие (изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта социально–культурной сферы), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, социологический опрос, контент–анализ, диагностические методы, моделирование, эксперимент, математические средства обработки числовой, текстовой, графической информации).
Экспериментальную базу исследования составила деятельность МУК Обливского РДК.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнен и дополнен понятийный аппарат теории социально–культурной деятельности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений культуры. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:
– в деятельности государственных организаций и служб при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ формирования гуманистической личности;
– в процессе профессиональной подготовки и повышении квалификации педагогических, социальных работников, психологов, работников культуры и досуга;
– в процессе учебно–воспитательной деятельности учреждений общего, среднего и высшего образования;
– в деятельности образовательных учреждений разных уровней при взаимодействии с общественными организациями и учреждениями социально–культурной сферы.
Достоверность результатов исследования обеспечена работой и использованием результатов исследования в практике деятельности МУК Обливского РДК.
Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. Специфика управления социокультурной деятельностью

1.1. Учреждение культуры: феномен, структура, деятельность

Термин «социально–культурная деятельность» вошел в научный оборот во второй половине 90–х годов XX в. и в настоящее время прочно обосновался в гуманитарной лексике. Социально–культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс. Сформировались различные типы учреждений социокультурной сферы: клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы и др.
Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.
Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы, их отличие – в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.
Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей. Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д. На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, учреждениях, учебных заведениях пока еще действуют преимущественно профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. По своей подчиненности они подразделяются на три группы: клубы, дома и дворцы культуры, обслуживающие работающих одного предприятия, учреждения или учебного заведения.
Несмотря на то, что на селе идет процесс деколлективизации, приватизации, разгосударствления, в социокультурном секторе здесь сохранились в основном клубные учреждения (районный Дом культуры, сельский Дом культуры, сельский клуб).
Районный Дом культуры, расположенный в районном административном центре, наряду с проведением широкой культурно–досуговой деятельности среди населения ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры, расположенным на территории района .
Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.
Районный Дом культуры имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника финансирования: местный бюджет и заработанные финансовые средства через спецсчет.
Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе. Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно–просветительный и физкультурно–оздоровительный виды деятельности.
На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.
Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования. Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.
Библиотеки. Это широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями. По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы: массовые — с универсальными книжными фондами и специальные с фондами книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности. Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские.
Музеи. Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно–просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно–исследовательской работой.
Все музеи подразделяются на несколько видов, в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно–просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.
Кинотеатры. Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр. Кинотеатр – учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение – зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим, звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат. На базе кинотеатров организовываются киновидеоцентры, киносалоны.
Центры досуга. Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень в развитии социально–культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб. Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно–оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека.
Теоретическое образование и практическая деятельность по созданию центров досуга являются отражением современной концепции досуга, принципы организации которого во все большей степени ориентируются на удовлетворение разнообразных потребностей различных слоев населения на платной основе. В отличие от других учреждений культуры, которые выполняют более узкие задачи по организации досуга, центры предназначаются для многопрофильного обслуживания населения.
Культурные комплексы. Поиски в совершенствовании организации деятельности учреждений культуры привели к мысли о создании культурных комплексов, предусматривающих интенсификацию деятельности системы культурного обслуживания населения. На селе этому способствует консолидация учреждений культуры, сведение их в пределах того или иного региона в комплекс. Для села это особенно важно, ибо взятые в отдельности, в отрыве друг от друга действующие там учреждения культуры по своим возможностям выглядят пока что весьма ограниченными. Но объединенные в определенную систему, построенную на основе постоянного и всестороннего взаимодействия, они могут обрести новое качество и немалые возможности для улучшения своей работы.
Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально–культурных нужд и спонсорской помощи. При такой организации дела, координации руководства учреждениями культуры достигается значительное укрепление материальной базы культурного обслуживания населения и заметно повышаются качественные и количественные показатели всей культурно–досуговой деятельности. При всем многообразии социально–экономических условий и состояния сети органы культуры неизменно фиксировали, что во всех случаях, когда периферийные учреждения культуры объединялись, происходило значительное улучшение обслуживания населения как в центрах хозяйства, так и на производственных участках, возрастали количественные и качественные показатели культурно–досуговой деятельности, укреплялась материальная база, поднимался престиж кадров, расширялся общественный актив.
Культурно–спортивные комплексы. Формирование гармонической личности во многом зависит от взаимодействия всех социальных институтов, участвующих в этом процессе: семьи, школы, трудового коллектива, общественных организаций, средств массовой информации, учреждений культуры, спорта, отдыха, творческих союзов.
Осуществить такое взаимодействие можно лишь при умелой интеграции всех государственных и общественных организаций, причастных к культурно–досуговой деятельности. Создание культурно–спортивного комплекса – это новый подход к культурному обслуживанию населения, который позволяет обеспечивать, с одной стороны, единство структур, входящих в него учреждений культуры и спорта, а с другой – интеграцию всех видов управления сферой досуга.
Предприятия бытового обслуживания организуют на этой базе различные кружки: рукоделия, кулинарии, моделирования и пошива одежды, ремонта бытовой техники и т.п., расширяют формы совместной с учреждениями культуры работы по обслуживанию малых населенных пунктов, полевых станов, отдаленных участков и ферм, изучают вместе с работниками КСК спрос населения на различные виды товаров и услуг и оказывают посильное влияние на формирование разумных потребностей.
Организованная таким образом целенаправленная деятельность учреждений культуры, спорта и других организаций, объединенных в культурно–спортивный комплекс, позволяет избежать одностороннего увлечения отдельными культурно–досуговыми программами, обеспечить взаимосвязанное развитие всех направлений досуговой деятельности для реализации комплексного, системного подхода к процессу организации досуга.
Оптимальное сочетание отраслевого и территориального принципов может быть достигнуто тогда, когда учреждения, входящие в КСК, подчиняются единому директору и отчитываются перед своими вышестоящими организациями за всю содержательную и финансово–хозяйственную деятельность, когда КСК имеет статус юридического лица.
Молодежные центры досуга и кафе. Современная организация рационального использования досуга привела к созданию молодежных центров досуга и кафе. Появление новых типов учреждений культуры находится в неразрывной связи с новыми реальными методами хозяйствования, новыми формами организации труда, такими, как бригадный и семейный подряд, индивидуальная трудовая и кооперативная деятельность. Так появились молодежные центры досуга и кафе, которые проводят широкую культурно–досуговую деятельность в специфических условиях.
Молодежные центры досуга функционируют по принципу центров досуга. Механизм образования денежных средств молодежного центра досуга, расходуемых на оплату труда его работников, идентичен формированию единого фонда оплаты труда предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование. Доход молодежного центра досуга образуется за счет выручки от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах, рассчитанных в соответствии с методическими рекомендациями по расчету цен на платные услуги и другими соответствующими ценами. Следует отметить, что имеется несколько вариантов нормативов распределения дохода, в которых учитываются практически все аспекты финансово–хозяйственной деятельности молодежных центров дохода.
Недостаток собственных оборотных средств может компенсироваться хозрасчетным доходом, а их пополнение осуществляется за счет собственных ресурсов. Молодежный центр досуга имеет право продавать, передавать, обменивать технические средства, оборудование, различные материальные ценности, инструменты, списывать их с баланса, если они морально устарели, сдавать в аренду или использовать для взаимовыгодного обмена, а также передавать в бесплатное пользование сооружения, оборудование, помещения, мастерские и так далее .
Как видим, учреждения социокультурного профиля служат распространению различных культурных ценностей: научных (музеи, библиотеки, клубы), художественных (художественная самодеятельность, любительские коллективы и народные театры), моральных, идеологических и т.д. Учреждения культурно–досуговой сферы играют важную роль для реализации творческих способностей человека. Как мы уже говорили, к ним относятся: клубные учреждения, парки культуры и отдыха, библиотеки, музей, центры досуга, культурно–спортивные комплексы, молодежные центры досуга и кафе, кинотеатры, театры, туризм.

1.2. Проблемы хозяйствования и экономической деятельности в сфере культуры

Хозяйственная деятельность и управленческие отношения в социально–культурной сфере регулируются в настоящее время Конституцией Российской Федерации и рядом Законов, а также подзаконных нормативных актов. Процесс формирования новой правовой базы культуры, начатый в 1992 г. принятием базового закона «Основы законодательства о культуре в Российской Федерации», был продолжен в последующие годы как на федеральном, так и региональном уровнях.
Законы Российской Федерации:
• «Основы законодательства о культуре»;
• «Об авторском праве и смежных правах»;
• «Об обязательном экземпляре документов»;
• «О народных художественных промыслах»;
• «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»;
• «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• «О некоммерческих организациях»;
• «О благотворительной деятельности»;
• «Об общественных организациях»;
• Бюджетный кодекс РФ (в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки целевых бюджетных фондов, долгосрочных федеральных целевых программ);
• Налоговый кодекс РФ (в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ);
• ежегодный закон «О федеральном бюджете» (раздел «Культура и искусство»).
Одновременно идет поиск в области регионального правотворчества в сфере культуры. Здесь особо следует отметить ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Общая цель регионального законодательства — раскрывая специфику регионов в контексте общероссийской культурной жизни, обеспечить сбалансированное, динамичное и устойчивое развитие территорий. Вместе с тем при всей региональной специфике необходимо, чтобы нормативные решения в регионах соответствовали общим принципам государственной культурной политики.
Экономическая деятельность социокультурных учреждений достаточно специфична, но в своей основе подчинена общим принципам рыночной экономики, методам управления, психологии менеджмента и маркетинга. В реальной экономике, в едином пространстве деловых и экономических отношений действуют общие законы и нормы, регулирующие финансовые, материальные потоки, производственные, товарно–денежные и деловые отношения.
Культура обладает тремя уникальными ресурсами — творческим потенциалом ее создателей, накопленным веками и развиваемым из поколения в поколение; культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям культуры.
Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества:
Прямой вклад сферы культуры в экономику:
• сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона;
• культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.
Прямое социальное влияние:
• культура и искусство обеспечивают социально–значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;
• в элитарной, массовой культурах, андеграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.
Косвенное экономическое влияние:
• культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности;
• такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально–культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры;
• взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимых сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию;
• культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.
Косвенное социальное влияние:
• культура и искусство обогащают социальную среду, прописывая ее различными привлекательными событиями;
• они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения .
Культура — это особая отрасль, продукт которой удовлетворяет специальную группу человеческих потребностей (культурные потребности). Ее отличие от других отраслей (которые прямо или косвенно также могут способствовать удовлетворению культурных потребностей) состоит в том, что определенные подсистемы культурных потребностей удовлетворяются особым способом, который и является основным критерием для выделения специфического трудового процесса в отрасли культуры. Деятельность в сфере культуры направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное и т. д.) воспитание человека, для чего используются особые средства, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности (в свободное время) и, как правило, не имеет систематического характера (например, человек может вообще не ходить в театр, тем более он не обязан посещать его регулярно) .
Специфика отрасли культуры заключается также в принципиальном своеобразии взаимодействия между производителями и потребителями социально–культурных услуг. Потребитель вносит свой собственный вклад в достижение конечных результатов, удовлетворение потребностей. Так, приобщение человека к благам культуры, как правило, не может быть достигнуто, если усилия работника не находят активной поддержки со стороны тех, кому оказываются услуги. При этом услуги нередко глубоко затрагивают личность потребителя, изменяя важные ее черты.
Прямое воздействие на потребителя, определяя специфику отрасли культуры, вместе с тем выдвигает особые требования к хозяйственному механизму, способам реализации экономических интересов.
Отличительные черты сферы культуры как объекта управления выражаются также в особенностях ресурсного потенциала, процессов и результатов функционирования. Для рассматриваемой сферы характерна высокая трудоемкость услуг при относительно небольшой фондо– и материалоемкости. эти факторы выступают, как правило, только в качестве общих условий человеческой жизнедеятельности.
Специфичен и кадровый состав отрасли культуры. По уровню подготовки работников эта сфера далеко опережает остальные отрасли народного хозяйства. Высшее образование среди работников культуры и искусства имеют 36,0% от общего числа занятых (в промышленности — 19,0%, в жилищно–коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании — 12,6%).
Есть основания говорить также и о качественном своеобразии структуры кадров отрасли, в которой функции непосредственного воздействия на человека выражены наиболее отчетливо. Здесь именно специалист чаще всего вносит решающий вклад в оказание услуги, а кадрам более низкой квалификации отводится главным образом вспомогательная роль. В материальном производстве и отраслях коммунально–бытового обслуживания, напротив, непосредственное создание продукции составляет преимущественно функцию рабочих, тогда как специалисты в основном осуществляют техническое и организационное обеспечение производственных процессов.
Не менее важным является определение основных видов продуктов, создаваемых в культурной сфере. Они различаются по степени материализации, способу удовлетворения культурных потребностей и по выполняемой ими функции. Разделяют культурные блага с последующей детализацией на:
1) материальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей;
2) нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей
Среди материальных объектов формирования и удовлетворения культурных потребностей следует выделить средства культуры, которые, в свою очередь, делятся на:
• «производственные» (скрипка, фортепиано, театральные костюмы и т. д.), т. е. с помощью которых идет производство культурных благ;
• информационные (радиоприемники, телевизоры и т. д.). Некоторые информационные средства, такие, как магнитофон, могут использоваться и в качестве производственных средств, например в самодеятельном творчестве, при создании радиопередач и т. п.;
Отдельные производственные средства, одновременно можно рассматривать как произведения искусства (например скрипка работы Страдивари), и тогда их, несмотря на материальную сущность, нужно считать продуктом духовного производства, выполняющих функцию предмета культуры.
Предметы культуры (например, картины и т. д.) К ним относятся все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника, которые могут обращаться как пригодные для продажи товары. Это продукты не материального производства, а духовного, но имеющие свое материальное воплощение .
Группу предметов культуры можно разделить на:
• предметы культуры, непосредственно связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т. д.);
• предметы культуры, опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры.
Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей также разделяются на:
• услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (они имеют функциональное отношение к культурным потребностям как нематериальные средства культуры). К ним относятся: выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т. п. Именно к этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг и т. п.;
• услуги, выполняющие непосредственную культурную функцию, например, работа театрального актера, концерт исполнителя–виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т. п.
Наличие многообразных культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет появление достаточно разнообразных видов организаций культурной сферы, способных эти потребности удовлетворять. В связи с крайней неоднородностью деятельности в отрасли культуры достаточно важным является вопрос о разработке возможных подходов к классификации организаций СКС. В качестве возможных оснований классификации могут выступать следующие признаки:
а) форма собственности;
б) вид продукта (результат т...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.