На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование нравственных качеств у младших школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.07.2012. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….8
1.1. Сущность нравственного воспитания младших школьников………………8
1.2. Нравственные эмоции на уроке русского языка…………………………...23
1.3. Возможности использования малых жанров фольклора в
нравственном воспитании младших школьников на уроках русского
языка…………………………………………………………………………...30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ………………………………………………………………...47
2.1. Опыт формирования нравственного воспитания младших школьников
в процессе обучения русскому языку……………………………………....47
2.2. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования…..57
2.2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………….57
2.2.2.Формирующий этап экспериментальной работы……………………...63
2.2.3.Контрольный этап эксперимента……………………………………….65
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................82


ВВЕДЕНИЕ


Современный уровень развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.
К сожалению, традиционная школьная система воспитания готовит подрастающее поколение к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе, т. е. к выполнении кем-то заданных функций исполнителя, а не творческого работника. К тому же социальный нравственный хаос, царящий в обществе, порождает отчуждение личности от культуры и образования, порождает бездуховность и нравственно – психологический кризис личности.
Вместе с тем, как показывает история, одним из выходов общества из данного кризиса является изменение системы воспитания. Смысл изменения воспитания – в его гуманности.
В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные нравственному воспитанию, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания (А.М.Архангельский, Н.М.Болдырев, Н.К., Харламов и др).
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Однако, решение задач нравственного воспитания на основе фольклора в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано.
Изард Н. отмечает, что для воспитания действенно то, что вызывает определенные эмоции, воздействует на чувства, «западает в душу». В младшем школьном возрасте самые яркие эмоции вызываются произведениями устного народного творчества.
Поэтому мы и говорим о необходимости воспитания детей на материале народного фольклора, поскольку он вобрал в себя лучшее, что накоплено народом за все время его существования.
Изучению народного фольклора в воспитании детей в последнее время уделяется достаточно много внимания. Существуют исследования, посвященные изучению фольклора, направленные на формирование отдельных нравственных качеств личности: патриотизма, толерантности в отношениях различных наций и др.
В своем исследовании мы решили изучить в целом особенности духовно – нравственного воспитания младших школьников на материале малых жанров русского фольклора, поскольку считаем, что именно те основы, которые закладываются в этом возрасте влияют на весь процесс полноценного гармонического развития человека в будущем. Вот почему недооценка воспитания в начальной школе неизбежно приводят к серьезным проблемам в нравственном и физическом развитии, нарушает гармоничность целостного становления личности, снижает эффективность эстетического воспитания, способствует правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних; ранним половым связям, бракам и деторождениям. Это, в конечном счете, тяжело сказывается на общем состоянии будущих граждан – тружеников, отцов и матерей, серьезно затрудняет нормальную семейную и общественную жизнь в зрелом возрасте.
Важными средствами воспитания является литература, искусство, возвышающие поэзию и культуру отношений к миру и с миром, в том числе и народное творчество. Мы считаем, что воспитание школьников должно строится на материале народного фольклора. Без него оно окажется малоэффективным.
Воспитание на материале русского фольклора создает преемственность, которая дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый по времени, самобытности, талантливости педагог, психолог и воспитатель.
В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования: «Нравственное воспитание младших школьников на основе малых фольклорных жанров».
Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы воспитания нравственных эмоций младших школьников на материале малых жанров русского фольклора в условиях урока русского языка.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников на уроках русского языка.
Цель нашего исследования – разработка форм и методов воспитания младших школьников на основе русского фольклора, выявление условий эффективности этой работы.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучение научно-теоретической и методологической литературы по теме исследования с целью выявления сущности воспитания, основанного на русском фольклоре;
2. Подбор методов и исследования, позволяющих определить основные пробелы воспитания исследуемых школьников.
3. Разработка программы воспитания учащихся на основе малых жанров русского фольклора.
4. Осуществление опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно – нравственное воспитание младших школьников.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: если педагог включает в учебно-воспитательный процесс произведения малых фольклорных жанров, то это способствует нравственному развитию детей младшего школьного возраста.
Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования учебную деятельность младшего школьника.
В качестве предмета исследования мы выбрали духовно - нравственное воспитание в процессе учебной деятельности.
Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды педагогов по данной проблеме (Аникин В. П., Василенко В. А., Волков Г. Н., Соколов Ю. М. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению педагогических явлений; теоретические основы систем воспитательной работы по формированию духовно-нравственных качеств подростков.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
В исследовании нами использовались следующие методики:
1. Методика незаконченных предложений;
2. «Метод ранжирования»;
3. Методика «Пословицы»;
4. Методика «Размышляем о жизненном опыте»;
5. Методика «Диагностическая ситуация».
Базой исследования является школа № 115, 4 «А» класс, г. Москва.
Научная новизна исследования заключается в разработке упражнений, направленных на духовно – нравственное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями, родителями и студентами.
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап (сентябрь 2008 г. – ноябрь 2008 г.) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.
II этап (ноябрь 2008 г. – февраль 2009 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий, проверочный варианты эксперимента.
III этап (февраль 2009 г.) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

1.1. Сущность нравственного воспитания младших школьников.


По определению Газман О. С., «Воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к миру и с миром» [14, 17]. Эти отношения проявляются в общественной жизни, в труде, отдыхе, общении, т.е. любых взаимоотношениях людей.
Таким образом, целью воспитания является овладение нравственной культурой в сфере взаимоотношений, воспитание потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях моральными нормами. Это означает понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим человеком, умение находить правильное решение нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений; устойчивость к влиянию извне, которое навязывает подрастающему поколению потребительское отношение друг к другу, пренебрежение моральными ценностями. Еще В.А. Сухомлинский говорил о необходимости заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [55, 120]. На наш взгляд, данной цели можно достичь только при становлении системы гуманистического воспитания.
Гуманизм в общефилософском понимании – это социально – ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей общественной ценности, когда развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сил и способностей человека [19, 12].
Таким образом, гуманизм воспитания – это общечеловеческое воспитание: поворот от школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, принятие его личностных целей, запросов и интересов. В. Г. Маранцман пишет: "Идея гуманизации образования, настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития" [38, 42]..
Именно эти идеи были заложены в просветительских трактатах педагогов – гуманистов средневековья (Викторино да Фольтре, Т. Мор, Франсуа Рабле, Томаза Компанелло и др.), чьи концепции воспитания основывались на принципах всесторонности и гармоничности.
Развивая их идеи, гуманисты эпохи просвещения (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Ж. Дистервег, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов) видели исправление всех социальных зол в просвещении, в воспитании человека, который способен сам создавать свое счастье. Среди их идей особую ценность представляла идея природосообразности воспитания, исходя из которой особое внимание уделялось закономерности естественного развития ребенка, его нравственному совершенствованию.
Гуманистические идеи воспитания красной чертой проходят через теорию и практику выдающихся советских педагогов (А. С. Макаренко С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского), а в настоящее время получили широкое распространение в деятельности педагогов – новаторов (Ш. А. Амоношвили. И. П. Волков В. Ф. Шаталов, И. П. Иванов, А. П. Дубовской и др.) [42]..
Изучение их педагогического опыта позволяет понять общий подход, лежащий в основе деятельности: это – забота о детях, изучение их природы, стремление обратиться к внутреннему «я» ребенка, любовь к ребенку.
Таким образом, гуманизация воспитания – важнейшее социально – педагогическое влияние, направленное на развитие личности ребенка как активного субъекта творческого труда, познания и общения. Она выступает как условие гармонического развития личности и составляет важнейшую характеристику взаимоотношений педагогов и воспитанников.
Абсолютно очевидно, что при определении задач начального образования и воспитания педагогу необходимо исходить из положения о том, что перед ним - личность, поэтому необходимо обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Это тем более важно сегодня, во время социальной нестабильности, когда стихийно негативное влияние на ребенка оказывают и криминальная среда, и средства массовой информации, и распадающаяся (или неполная) семья. Поэтому в деле воспитания маленьких школьников необходимо мобилизовать все силы на решение имеющихся проблем. Воспитание необходимо проводить совместно, в сотрудничестве педагогов, родителей, общественности. Только среди единомышленников можно выработать личностно – ориентированные подходы в воспитании. Роль школы здесь особенно велика. Школа выполняет свою изначальную роль – сохранение и развитие духовного потенциала общества. Школа - главное учебно–воспитательное учреждение, ответственное и за интеллектуальное развитие детей, и за их воспитанность.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к тому, что его окружает, - сложный педагогический процесс, основу которого составляет очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, признание его прав на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и появление его способностей, индивидуальности. Гуманизация - есть построение процесса воспитания с максимальным учетом индивидуальности каждого ученика.
Задача такого воспитания является основной в плане нравственного прогресса, который неотделим от совершенствования духовного мира, складывания новой структуры морального осознания человека.
Нравственное воспитание предполагает целенаправленное формирование в каждом человеке высоких нравственных качеств, основанных на глубоком знании им моральных норм, принципов и идеалов, на уверенности в их истинности и исторической правоте, и, наконец, на потребности неуклонно следовать им в своем поведении. По опрелделению Ожегова С.И., нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [41, 414].
Как отмечал А. Г. Харочев, нравственное воспитание включает в себя:
А) формирование в человеке сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласования личного поведения с интересами общества, готовности принять социальные требования и социальный контроль;
Б) ознакомление человека с нравственными идеалами, требованиями общества (моральными нормами), понимание их правомерности и разумности;
В) превращение знаний в нравственные убеждения. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [55, 170].
Г) формирование устойчивых нравственных эмоций (совести, долга, достоинства, стыда и т. д.) и нравственных качеств (честности, принципиальности, последовательности, смелости и т. д.);
Д) усвоение внешней культуры поведения как одного из главных проявлений уважения к другим людям и одного из основных условий нормального функционирования человеческих коллективов;
Е) формирование нужных обществу нравственных привычек.
Иными словами, в нравственном воспитании можно выделить такие последовательно проходящие процессы: 1) восприятие и запоминание чего-либо; 2) осознание и переживания этого, выработка положительной или отрицательной его оценки; 3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личной значимости. Подлинно нравственная культура человека выражается в том, что он действует в соответствии с принятыми в обществе правилами поведения не только для того, чтобы выглядеть нравственным человеком в глазах других людей, но, прежде всего, для того, чтобы самому испытывать удовлетворение от своего поведения. М. Монтень по этому поводу писал: «Кто порядочен только ради того, чтобы об этом узнали другие и, узнав, стали бы питать к нему большее уважение, кто творит добрые дела лишь при условии, чтобы его добродетели стали известны, – от того нельзя ожидать слишком многого…». Самая высокая награда, по его словам, «заключается в чувстве удовлетворения, доставляемого нам чистой совестью, сознанием, что мы поступили хорошо… Добродетельной наша душа должна быть для нас и в нас самих, куда не проникает ничей взор, кроме нашего собственного» [44, 54]. 4) формирование потребности действовать в определенном соответствии с этим личностно значимым; 5) невозможность поступать иначе.
Предварительным и необходимым этапом воспитания является выработка у человека стремления к самосовершенствованию. Без этого бессмысленно говорить о следующем этапе – собственно воспитании, который предполагает прежде всего овладение научными приемами этого процесса.
Занимаясь воспитанием, педагоги ставят перед собой определенные цели и задачи, ведущими из которых можно указать следующие: а) формирование новых социально ценных личностных качеств и искоренение не соответствующих нормам общежития привычкек, свойств характера, склонностей и т. п. б) усиление некоторых положительных, но недостаточно развитых качеств, способностей и ослабление проявления отдельных нежелательных черт характера, личностных свойств и т. д.
Добиться решения этих задач и целей можно только при условии активности личности воспитуемого. Известный психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что «всякая попытка воспитателя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает … самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств» [50, 26]. При таком подходе у воспитуемых с трудом формируется (если формируется вообще) высокое чувство ответственности за свое поведение, появляются инфантилизм, иждивенческое отношение к людям, создается представление, что за любые их поступки должны отвечать семья, школа, трудовой коллектив, а то и все общество, которое якобы недостаточно хорошо воспитывает их.
Между тем признание ответственности за свои действия непосредственно вытекает из самой сути понимания человека, согласно которому он является существом активным и относительно свободным в выборе путей своего развития. Практика также показывает, что такие социальные институты, как семья, школа, трудовой коллектив лишь помогают человеку определять свой жизненный путь, но окончательное решение и ответственность за собственное поведение принимает на себя сам конкретный человек, который является хозяином своей судьбы.
Процесс воспитания, начинающийся с первых дней жизни ребенка, подготавливает его к тому, что он сам со временем должен контролировать свои поступки, стараться не совершать плохих дел, ориентироваться на положительные образцы поведения.
Нравственными поступками человека руководят моральные мотивы, которые к тому же побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.
В качестве основных мотивов воспитания люди обычно называют признанные ими идеалы и потребность в их достижении; требования общественной морали; желание добиться признания коллектива, соревнование. С развитием личности одни из этих мотивов усиливаются, другие качественно преобразуются и возникают новые. Так, начиная с детского возраста и до периода зрелости, формирование личности представляет собой процесс расширения интеллектуальных, моральных, волевых и других механизмов регуляции человеком своего поведения, а вместе с этим растет и сознание ответственности за свои поступки, за свои личностные качества.
Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает поло¬жительных переживаний. Но постепенно нравственный по¬ступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом «надо» выступает для ребенка не про¬сто как знание, что надо так поступать, а как непосредствен¬ное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании про¬является первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.
По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В млад¬шем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти эмоции побуждают ребенка совершать нравственные поступ¬Ки [52, 100]. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Посте¬пенно такое поведение приобретает характер привычки. Вос¬питанный человек очень многое делает автоматически: так, ему не надо думать, уступить или не уступить место человеку, нуждающемуся в этом, для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивацион¬ном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Одно дело, когда человек, сталкиваясь с нравственным выбором, поступает согласно чувству долга. Другое дело, когда человек ищет, где ему надо выпол¬нить свой долг перед другими людьми. Если человек не со¬вершает поступков, важных для других, он испытывает чувство неудовлетворенности собой, его «грызет совесть».
«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий [26], в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». К тому же учебная деятельность младшего школьника влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности [7].
В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс расширения, систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру [3, 195].
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с факторами, которые определяет Т.В. Морозова.
1) придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.
2) в ходе учебной работы школьники включены в коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и учеников с учителем.
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. [40, 28].
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
В начальной школе должен быть достиг¬нут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведе¬ние, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.
Хорошие дела и поступки ребенка нужно одобрять, чтобы они не остались незамеченными, но нехорошие поступки детей должны вызывать порицание взрослых. При этом учителю нужно взять за правило: хвалить за хороший поступок в присутствии коллектива одноклассников или взрослых. А порицать лучше с глазу на глаз. При незначительном проступке ребенка лучше побуждать его к рефлексии, обращаясь к нему: «Как ты думаешь, хорошо ли ты поступил?». Дерзкие поступки ребенка: грубый тон, сильный толчок, грубое слово нужно своевременно приостановить, чтобы они не стали дурным примером для других. Но если ребенок, свершив дурной поступок, сразу же осознал и раскаивается, не следует его наказывать, так как он уже сам себя наказывает. А побеседовать с ним на эту тему стоит. При этом нужно помнить: постоянно «дергать» ребенка нежелательно, иначе он будет вредничать исподтишка. Порицание не должно подавлять личность, унижать человеческое достоинство. Нельзя способствовать зарождению озлобленности у наказанного ребенка или чувства злорадства у остальных детей. Нужно объяснить провинившемуся и коллективу справедливость наказания. Грубые методы воздействия, нетактичность по отношению к провинившемуся ничем не могут быть оправданы: ни желанием установить дисциплину в коллективе, ни желанием перевоспитать ребенка. В детском коллективе необходимо вызывать чувство сожаления по поводу плохих поступков сверстника, желание предотвратить подобные поступки.
Маленький школьник сумеет понять и взять себе на вооружение постулат: «никому не делай того, чего не хочешь, чтобы тебе сделали другие». Воспитывая детей, никогда не будет лишним доводить до них такие общечеловеческие заповеди: «будь нетерпим к своим недостаткам!», «делай добро, и тебе ответят тем же», «никому не делай зла, иначе зло бумерангом возвратится к тебе». «Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей ставить себя на место обиженного – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым». – говорил К. Д. Ушинский [8, 47].
Как отмечалось выше, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, побуждающие его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов поведения обеспечивает нравственное воспитание. Именно поэтому методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.
Методы нравств...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.