На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Русский сельскохозяйственный календарь 19 века

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2008. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление
Введение 2
Глава 1. Календари в истории человечества 4
1.1 Методы исчисления времени первыми людьми 4
1.2 Первые календари 7
1.3 Предпосылки возникновения сельскохозяйственных специализированных календарей 12
Глава 2. Сельскохозяйственный календарь 19 века 18
2.1 Прототипы календаря 18
2.2 Методы использования 26
2.3 "Весенне-летний период русского сельскохозяйственного календаря 19 века" 44
2.4 "Осенне-зимний период русского сельскохозяйственного календаря 19 века" 51
2.5 Преимущества нового календаря 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72



Введение
Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов "caleo" - провозглашать и "calendarium" - долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.
В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически.
Исследования, посвященные появлению различных календарей актуальны потому, что этот анализ дает возможность взять что-то из давно забытых наблюдений. Что-то, незаслуженно забытое. Например, национальная культура каждой страны всегда подмечала какие-то свои закономерности течения времени и, допустим, природных явлений. Многие элементы национальной культуры исчезают или находятся на грани исчезновения, сократилось число носителей обрядности. Хранителями ее традиционных форм преимущественно являются люди старшего поколения, с их уходом может навсегда исчезнуть уникальная часть народной культуры. Поэтому необходимо зафиксировать и оставить в памяти последующих поколений сохранившиеся, а также уже вытесненные из быта так называемой массовой культурой традиционные обычаи и обряды, проследить их истоки и рассмотреть структуру.
Комплексное исследование позволит наметить пути сохранения и развития ценностей, что представляется важным в современных условиях.
Ведущее место в культуре всегда занимали обряды земледельческого цикла, так как основным занятием русичей издревле являлось земледелие.
Изучением обрядовой культуры народа, в том числе и календарных земледельческих обрядовых праздников, занимались русские этнографы П.И. Мельников, В.Н. Майков, А.А. Шахматов, профессор Казанского университета И.Н. Смирнов, мордовские историки и этнографы М.Е. Евсевьев, В.Л. Имайкина, Г.А. Корнишина, В.А. Балашов и другие. Их труды явились итогом больших научных изысканий.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа основных структурных элементов сельскохозяйственного календаря проанализировать его преимущества.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились следующие задачи:
— проследить истоки появления календарей;
— охарактеризовать весенне-летний период русского сельскохозяйственного календаря 19 века;
— охарактеризовать осенне-зимний период русского сельскохозяйственного календаря 19 века;
— охарактеризовать преимущества нового календаря.
Объектом данного исследования является земледельческий календарь русского народа.
Структура работы построена в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.



Глава 1. Календари в истории человечества

1.1 Методы исчисления времени первыми людьми
Календа?рь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.
Существуют календари, имеющие в своей основе другие астрономические объекты, например, в древнеегипетском календаре год — это промежуток времени между двумя последовательными гелиактическими восходами Сириуса. Но такие календари весьма редки.
Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 до н. э.). Парфяне, вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии. Каждая мировая религия основывала свой календарь (согласно Древнеславянскому календарю, сейчас идёт 7518 год от Сотворения Мира, в исламе 1430 год Хиджры, по буддийскому календарю сейчас 2549 год эры Нирвана, по календарю бахаи — 163 год.
Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах. Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 до н. э. В 325 юлианский календарь был принят Византией. На Руси с 1492 года началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября.
Реформа календаря, которую провёл папа Григорий XIII, была признана в большинстве католических стран. Она устранила ошибку в исчислении времени: от момента введения юлианского календаря до конца XVI столетия накопилась разница в 10 дней по сравнению с солнечным годом. Современный назван григорианским (новый стиль), введён при Григории XIII 4 октября 1582 и заменил юлианский (старый стиль). Более точное соответствие с солнечным исчислением достигалось тем, что из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, разница в один день могла возникнуть лишь через 3333 года.
В новом календаре изменилось правило високосных лет. Если год заканчивается не на два нуля, то он считается високосным тогда, когда число, образующееся из его последних двух цифр, кратно четырём (например, 1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы). Во всех остальных случаях год считается не високосным (например, 1900 и 2100 годы). Правило определения «високосности» года, заканчивающегося на два нуля, является одной из отличительных особенностей григорианского календаря по сравнению с юлианским. Именно из-за него и возникла указанная выше разница в 10 дней, так как в юлианском календаре любой заканчивающийся на два нуля год считается високосным.
К 5 мая 1581 относится изготовление первопечатником Иваном Фёдоровым календаря. Пётр I с 1 января 1700 заменил действовавший в России так называемый календарь от «сотворения мира» на юлианский, разница между которыми 5508 лет. По указу императора от 20 декабря 1699 следовало 1 января 1700 «…в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом… по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится, и зажигать огни».
28 декабря 1708 был выпущен первый гражданский календарь.
Григорианский календарь в России введён при Советской власти с 14 февраля 1918. Разница между старым и новым стилями составляла в XVIII веке 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX- XXI веках — 13 суток. В XXII веке эта разница будет составлять уже 14 суток, поскольку в юлианском календаре 2100 год будет считаться високосным, а в григорианском — невисокосным, что увеличит разницу между календарями ещё на один день.


1.2 Первые календари ...........


Заключение

Издревле у восточных славян существовал точно разработанный сельскохозяйственный календарь, показывавший превосходное знание всех вегетационных периодов яровой пшеницы и ячменя, других культур. Календарь этот складывался постепенно, в течение многих столетий, изустно передаваясь из поколения в поколение. В нем нашли свое отражение практический опыт крестьянина, всевозможные метеорологические,
астрономические и агрономические знания.
Однако издавна человек не ограничивался лишь созерцанием природы, он
всегда стремился познать ее. Отождествляя себя с природой, наш далекий
предок придавал всему, что было вокруг (земле, воде, огню, растениям,
деревьям, небесным светилам, различным стихиям) человеческий облик. В то же время все эти явления обожествлялись. Кроме того, земля, вода, дома
заселялись духами (полевиком или полудницсй, водяным, русалками, домовым). Наконец, сложные представления о сущности смерти, о судьбе умерших, о связи духов, умерших с землей способствовали возникновению культа предков.
Почти все языческие божества, полубожества и духи, наделенные
сверхъестественными способностями, могли помогать человеку, а могли и
вредить ему. Поэтому их нужно было расположить к себе посредством
жертвоприношений, определенных магических действий, песнопений.
Подобные заклинания должны были повторяться из года в год, в одно и то
же время, без всяких изменений в словах, в мелодии, в телодвижениях. Только при таком условии мог остаться неизменным окружающий мир, а следовательно, урожай - не хуже прошлогоднего.
Само слово "календарь" происходит от исконно славянского слова "коло" - круг (первоначально - окоем, небесный круг). Моления восточных славян - язычников своим богам были строго расписаны по временам года и важнейшим периодам полевых работ. Год делится на 12 месяцев, носивших самобытные русско-славянские названия (они частично сохранились на Украине и в Белоруссии) и определялся по солнечным фазам - ведь Солнце играло особую, определяющую роль в мировоззрении и верованиях праславян - древнейших земледельцев Европы.
Знатоками обрядности и точных календарных сроков были жрецы-волхвы и ведуньи-знахарки, "вещие жены", появившиеся еще в далекую первобытную эпоху. Письменность у славян-русичей не была достоянием только узкого круга волхвов и ведуний, князей и бояр: городское население дохристианской Руси отличалось практически поголовной грамотностью. Превосходящее большинство грамотных людей в 1Х-Х веках было и среди смердов и кметей - пашенных людей (простых земледельцев). Дохристианская Русь оказывала сильнейшее культурное влияние на всех своих соседей. Достаточно сказать, что ее заклятые враги - хазары, по свидетельству средневекового арабоязычного восточного историка Фахрад-дина Мубарекшаха Мерверруди, заимствовали славяно-русскую письменность и восточнославянский алфавит: "У хазар тоже есть письмо, которое происходит от русского", - писал он. Так и в других культурно-исторических образованиях зарубежья прослеживается определённое влияние религиозно-мифологического мировоззрения древних славян. 1992г .
Особенности сельскохозяйственного календаря 19 века в том, что он представляет собой тонкий симбиоз знаний славян с христианскими доктринами. Как показано в моей работе, многие важные даты накладывались друг на друга. При этом иногда происходил и сам сдвиг дат самых важных мероприятий. Пословицы и поговорки, которые мы не стали приводить в дипломе (потому что их просто огромное количество), регламентировали начало тех или иных мероприятий. Многие приметы носили условный характер.
Например: В августе дуб желудями богат—к урожаю.
Если листья на деревьях в августе
желтеют снизу —
ранний сев будет хорош.
То есть, можно сделать вывод, что земледельческий календарь в 19 веке закончил свой симбиоз с христианскими календарями. При этом он сохранил и закрепил знания, полученные о природе еще во времена русичей.

Список использованной литературы:


1. rusvolya.ru/prazdniki
2. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
3. Всемирная история, т. 1. — М., 1955 г. (глава: Ю. Я., Перепелкин. Египет Древнего царства.)
4. Кинк Х. А.. Египет до фараонов. — М., 1964 г.
5. Редер Д. Г.. Экономическое развитие Нижнего Египта (Дельты) в архаический период (V – IV тысячелетия до н.э.). Сб. «Древний Египет». — М., 1960 г.
6. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.
7. Савельева Т. Н.. Аграрный строй Египта в период древнейшего царства. — М., 1962 г.
8. Cавельева Т. Н.. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. —М., 1971 г.
9. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990.
10. Струве В. В.. История древнего Востока. — М.-Л., 1941



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.