На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Влияние динамики представлений о профессии на карьерный рост

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение
Глава 1. Проблема профессиональных представлений в психолого-педагогической литературе
1.1. Теоретические и общепсихологические подходы к изучению проблемы представлений о профессии
1.2. Профессиональные представления и их особенности
1.3. Представления о профессии как фактор развития карьерного роста
Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния динамики представлений о профессии на карьерный рост
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Результаты исследования
2.4. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Приложение

Введение

Данная тема является актуальной в связи с востребованностью на сегодняшний день профессий, таких как журналист и инженер. Причины востребованности этих специальностей продиктованы сформированностью и стабильностью представлений личности о профессии на начальном этапе деятельности, что существенно влияет на динамику карьерного роста. Данные специальности подразумевают высокий уровень подготовки специалистов не только в области практики, но и в области теории. Степень сформированности профессиональных представлений выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности, ее успешности в профессиональной деятельности. Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации. Стихийное развитие профессиональных представлений, не сопровождающееся их необходимой коррекцией, препятствует дальнейшему профессиональному росту.
«Представления» – междисциплинарное понятие, с разными смысловыми оттенками применяемое в философии, общей и социальной психологии, психологии личности, когнитивной психологии. В работе используется термин «представления личности» по аналогии с термином «социальные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, А.Н. Леонтьев, С. Московичи и др.), который применяется в более широком контексте для описания психологической специфики больших групп. В общей психологии данное понятие используется в узком и широком смыслах. Исторически первична и потому пока более традиционна узкая трактовка представления: это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении. Однако даже такая трактовка указывает на одну особенность представлений, создающую основу для дальнейшего расширения объема этого понятия в психологических исследованиях. Представления могут быть не только конкретными, но и обобщенными (Психологический словарь, 1996), поэтому они играют важную познавательную роль, служат переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Посредством языка возможна дальнейшая переработка личностью своих представлений в абстрактные понятия. Иными словами, это те когнитивные образования, которые могут быть достаточно обобщенными, а следовательно, почти готовыми к вербально-логическим операциям с ними, но при этом они еще отчасти принадлежат образно-эмоциональной сфере, вследствие чего могут обладать непосредственной регулятивной силой.
Имеется немало работ, посвященных изучению как самих представлений (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов и др.), так и близких к ним феноменов. В одних акцентировано внимание на когнитивных составляющих картины мира личности, в других – на целостных диспозиционных образованиях (включающих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты). Это понятия стереотипа и эталона (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В. Липпман, З.И. Рябикина и др.), образа или картины мира (А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Э. Фромм, Т. Шибутани и др.), личностных смыслов (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Дж. Келли, Д.А. Леонтьев и др.), социальных установок, диспозиций (А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, М. Смит, У. Томас, В.А. Ядов и др.) ценностей и ценностных представлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Ш. Шварц и др.). Вместе с тем представления о профессии именно в качестве фактора ее карьерного продвижения изучены недостаточно.
Цeль исслeдования – изучeниe прeдставлeний личности о профeссии в качeствe фактора карьeрного роста.
Объeкт исслeдования – прeдставлeния личности о профессии.
Прeдмeт исслeдования - влияние динамики представлений о профессии на карьерный рост.
Гипотeза исслeдования: мы предполагаем, что дифференциация представлений о профессии определяют карьерный рост на начальных этапах.
Достижeниe поставлeнной цeли и провeрка гипотeзы прeдусматриваeт постановку и рeшeниe слeдующих задач.
Тeорeтичeскиe
– провeсти анализ имeющихся в научной литeратурe подходов к понятиям «прeдставлeния личности», исслeдований факторов карьeрного роста и возможной роли связи прeдставлeний в этом процeссe.
Эмпиричeскиe
– изучить прeдставлeния, касающиeся ориeнтаций на достижeниe рeзультата дeятeльности, получeния властных полномочий, стиля лидeрства, критeриeв оцeнки успeха, систeмы цeнностeй в организации;
– провeрить стабильность прeдставлeний личности на начальном этапe карьeрного роста, чтобы обосновать правомочность рассмотрeния этих личностных образований как пeрвичных по отношeнию к должностному статусу;
– провeсти анализ особeнностeй прeдставлeний работников как возможного фактора их карьeрного роста.
Мeтодичeскиe
– разработать схeму исслeдования особeнностeй прeдставлeний как фактора карьeрного роста личности;
– сформировать и обосновать выборку исслeдования;
Мeтоды исслeдования. Для рeшeния поставлeнных задач примeнялись слeдующиe мeтоды: тeорeтичeский анализ и обобщeниe литeратурных данных; опросник «Прeдставлeния о профeссии», вариант мeтодики «Нeокончeнныe прeдложeния» Ж. Нюттeна, анкета.



Глава 1. Проблема профессиональных представлений в психологической литературе

1.1. Теоретические и общепсихологические подходы к изучению проблемы представлений о профессии

Автором теории социальных представлений является С. Московичи, где он представил новую возможность изучения социальных ментальных образований. У истоков этой теории находятся труды Э. Дюркгейма (описание понятия коллективного представления) М. Вебера, Г. Зиммеля, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, З. Фрейда .
Под социальным представлением С. Московичи понимает совокупность понятий, выражений и объяснений, порождаемых повседневной жизнью, которые расцениваются как современные версии здравого смысла. По определению Ж.К. Абрик представление - это организованная совокупность мнений, установок, верований и информации, относящихся к объекту или ситуации. Оно детерминировано одновременно самим субъектом (его историей, жизнью), социальной и идеологической системой, в которую он включен, и природой связей субъекта с социальной системой. По мнению Д. Жоделе, социальные представления являются модальностями практического познания, направленного на понимание и осмысление социального, материального и идеального (духовного окружения). Как таковые, они обладают специфическими характеристиками в области организации содержания, умственных операций и логики» .............


Заключение

Актуальность карьерного роста личности в ее профессиональной деятельности значительно возросла в связи с социально-экономическими переменами в России. Помимо экономических, социологических и иных возможных аспектов изучения данной темы, существенным для теории и практики является психологический анализ проблемы, который, в свою очередь, может осуществляться с позиций социальной психологии, психологии труда, акмеологии и т.п. Актуальность указанной проблематики для психологии личности определяется следующим. Профессиональная деятельность – одна из важных сфер самореализации личности и одновременно один из ключевых факторов личностного развития человека (И.С. Кон, А. Маслоу, К. Ясперс). Существенным (хотя и не единственным показателем успешности профессиональной самореализации личности) является карьерный рост, который в данной работе понимается как должностное продвижение сотрудника по ступеням иерархии в системе управления организацией, как расширение его влияния на каждом из занимаемых уровней (Е.Г. Молл).. Имеет значение отношение личности к карьерному росту, субъективная значимость этой проблемы в индивидуальной системе ценностно-смысловой регуляции, рефлексивное соотнесение собственных карьерных шагов с жизненными ценностями и интересами. Однако если у личности уже сложилась ориентация на карьеру в конкретной профессиональной сфере или в конкретной организации, актуальными становятся иные вопросы. К примеру, какие личностные черты, знания и умения могут способствовать или препятствовать карьере? Только ли поведенческие проявления будут иметь значение (можно лишь действовать в соответствии с ожиданиями работодателя, но «думать» иначе), или следует обратиться к анализу более глубоких личностных структур – ценностей, представлений о мире, чтобы решить, насколько они совместимы с ожидаемыми и насколько личность готова их менять?
Распространенные сегодня семинары и тренинги по управлению карьерой требуют опоры на такие научные разработки, которые, во-первых, имеют отношение не только к поведению, но и к внутреннему миру личности, к возможностям самоанализа и саморазвития, во-вторых, получены в сходных социокультурных условиях, а не автоматически перенесены из другой среды.
В качестве факторов карьерного роста, зависящих от самой личности, принято рассматривать профессионально важные знания, умения, навыки и личностные черты, такие, например, как целеустремленность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность и т.д. Когда акцент делается на том, что человеком может быть непосредственно проявлено, использовано в работе (знания, интеллект и поведенческие черты нередко объединяются в понятие «компетенции»), проблема сводится к изучению факторов профессиональной пригодности, соответствию «профиля личности» профилю «ключевых компетенций», что, очевидно, больше соответствует подходам, принятым в психологии труда, HR-менеджменте и организационной психологии (В.А. Бодров, Е.А. Климов, Е.В. Маслов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Самоукина, Дж. Хант, C.Р. Кехл и др.). Но этого часто оказывается недостаточно, чтобы прогнозировать карьерный рост личности в конкретной организации. Важным фактором адаптации и карьеры выступает степень соответствия субъективной картины мира, представлений о профессии работника доминирующим представлениям и нормам, сложившимся в организации, профессиональному или корпоративному «образу мира» (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.А Лузаков, М.И. Магура, Е.Г. Молл, С. Фельдман, Э. Шейн и др.). Если понимать личность как высшую инстанцию психики, как систему смысловой регуляции (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д. Леонтьев, З.И. Рябикина и др.), а в качестве личностных факторов, влияющих на трудовое поведение человека, рассматривать его картину мира, ценности, убеждения, следует признать, что в контексте проблемы карьерного роста эти факторы исследованы недостаточно. Роль представлений высокого уровня обобщенности (например, представлений личности о человеке и труде вообще, ценности свободы и власти) остается спорной. Принято считать, что более очевидными предикторами профессиональной успешности и карьеры являются конкретные установки (например, по отношению к должностным обязанностям, руководителю, коллегам, системе стимулирования).
«Представления» – междисциплинарное понятие, с разными смысловыми оттенками применяемое в философии, общей и социальной психологии, психологии личности, когнитивной психологии. В работе используется термин «представления личности» по аналогии с термином «социальные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, А.Н. Леонтьев, С. Московичи и др.), который применяется в более широком контексте для описания психологической специфики больших групп. В общей психологии данное понятие используется в узком и широком смыслах. Исторически первична и потому пока более традиционна узкая трактовка представления: это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении. Однако даже такая трактовка указывает на одну особенность представлений, создающую основу для дальнейшего расширения объема этого понятия в психологических исследованиях. Представления могут быть не только конкретными, но и обобщенными, поэтому они играют важную познавательную роль, служат переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Посредством языка возможна дальнейшая переработка личностью своих представлений в абстрактные понятия. Иными словами, это те когнитивные образования, которые могут быть достаточно обобщенными, а следовательно, почти готовыми к вербально-логическим операциям с ними, но при этом они еще отчасти принадлежат образно-эмоциональной сфере, вследствие чего могут обладать непосредственной регулятивной силой.
Имеется немало работ, посвященных изучению как самих представлений (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов и др.), так и близких к ним феноменов. В одних акцентировано внимание на когнитивных составляющих картины мира личности, в других – на целостных диспозиционных образованиях (включающих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты). Это понятия стереотипа и эталона (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В. Липпман, З.И. Рябикина и др.), образа или картины мира (А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Э. Фромм, Т. Шибутани и др.), личностных смыслов (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Дж. Келли, Д.А. Леонтьев и др.), социальных установок, диспозиций (А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, М. Смит, У. Томас, В.А. Ядов и др.) ценностей и ценностных представлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Ш. Шварц и др.). Вместе с тем представления о профессии именно в качестве фактора ее карьерного продвижения изучены недостаточно.
В представлениях о профессии выделяются три взаимообусловленных структурных компонента: представления о личности профессионала и о себе как субъекте профессиональной деятельности; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем.
Анализ современных исследований представлений студентов о будущей профессии показал, что остаются неизученными детерминанты развития представлений о профессии, особенности их изменения в связи с прохождением определенных этапов обучения, их типология и связь с личностными особенностями студентов.
Было проведено экспериментальное исследование в течение 2008-2009 гг. на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В нем приняли участие 50 студентов, из них 25 студентов V курса факультета журналистики (средний возраст 23,5 года, стаж работы: 2 года – 15 студентов, 1 год – 10 студентов), 25 студентов V курса факультета наук о материалах МГУ, факультета вычислительной математики и кибернетики (средний возраст 23 года, стаж работы: 2 года – 10 человек, 1 год – 15 человек), из них 60,6 % лиц женского пола и 39,4 % - мужского.
В результате анализа полученных данных по опроснику «Представления о профессии» было установлено, что мотивацией решения выбора профессии в поступлении в вуз у студентов журналистов преобладает престижность профессии (25%) и выбор под влиянием родителей (25%), у инженеров: под влиянием родителей (60%) и склонность к профессии (35%), что говорит о несформированности в данный возрастной период четкого представлении о выбранной профессии. Повторный выбор совершили бы 70% инженеров и 80% журналистов, что говорит о верном выборе профессии большинства респондентов. Представления о том, чем занимается журналист (инженер) были распределены следующим образом: журналисты – расследованиями (40%), интервью со звездами (20%), инженеры – проектированием (30%), разработкой программ (40%), что говорит о том, что представители профессии журналист представляют свою профессию более романтичной и увлекательной, чем прагматики инженеры. Представления об отличии хорошего от плохого специалиста выбранной профессии, журналисты отметили коммуникабельностью (75%), инженеры знаниями (75%), что говорит о том, что имея опыт работы, студенты выделяют существенные критерии для успешной деятельности. Внешность для студентов журналистов имеет большое значение (85%, привлекательность лица – 100%), для инженеров не имеет никакого значения (95%), что определено спецификой профессии. Время для профессионализма студентами журналистами разграничено следующим образом: 5 лет – 80%, 3 года – 10%, 1 год – 10%, для студентов инженеров: 5 лет – 85%, 3 года – 15%, что говорит о том, что студенты инженеры имеют более полное представление о своей профессии.
По данным методики Полярных профилей журналисты склонны воспринимать профессию «журналист» такими личностными качествами, как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем инженеры. Инженеры же оценивают профессию «инженер» такими личностными качествами, как более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем журналисты.
Количественный анализ усредненных оценок экспертов по опроснику «Неоконченные предложения» позволил выявить, что опыт стажа по выбранной профессии имеет значение для представления студентов о профессии: явно прослеживается возрастающая динамика представлений о профессии с увеличением стажа работы, что является фактором карьерного роста.
Выявлена корреляционная связь по Пирсону между средними значениями по методике Полярных профилей и усредненными оценками экспертов по опроснику «Неоконченные предложения»: корреляция значима на уровне 0,01 – 0,751 (инженеры со стажем 1 год), 0,730 (инженеры со стажем 2 года), 0,70 (журналисты со стажем 2 года), 0,76 (журналисты со стажем 1 год).
Таким образом, гипотеза о предположении, что дифференциация представлений о профессии определяют карьерный рост на начальных этапах, подтвердилась.



Список используемой литературы

1) Алеева Е. Работники вечной волны // КоммерсантЪ Деньги, № 50, декабрь, с. 36.
2) Асеев В.Г. Основные задачи психологии на рубеже веков // Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий. Материалы науч.- практ. конф. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 3 – 7.
3) Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М., 1993. – 320с.
4) Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дис. № канд. психол. наук: — М., 1976. — 21 с
5) Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1976. – 187 с.
6) Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1976. – С 30.
7) Войтюк Д.К. Профессиональные представления как предмет рефлексивной диагностики. // Межрегиональный сборник научных трудов <Повышение качества современного образования: Методология. Теория. Практика.>. - Новосибирск.: НИПКиПРО., 2002. - с. 82-86.
8) Гавриленко Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Дис. ...канд. психол. наук. – Иркутск, 1993. – 143 с.
9) Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.
10) Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. – С. 10.
11) Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. – С. 25
12) Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2002. – С. 464.
13) Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. – Свердловск, 1985. – 43 с.
14) Иваницкий Валерий. Поезд ушел. Бурное развитие СМИ в России привело к индустриальному кадровому кризису // Эксперт, 2005, № 48.
15) Исаева Н.А. Профессиональные интересы и представления студентов как компоненты педагогической деятельности // Формирование компонентов педагогической деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии: Сб. науч. трудов. Тула, 1988. — С. 41–47.
16) Калмыков А. структура профессии журналиста и анализ ее составляющих // Научно-кльтурологический журнал, № 12 (114), 2005.
17) Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда. - М., 1997. – С. 230.
18) Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения: Дис… канд. психол. наук. – М., 2000. – с. 56.
19) Климов Е. А. Образ... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психоло-гия. - 1991. - № 4. – С. 25.
20) Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988. – 198с
21) Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. – 352с
22) Климов Е.А. образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
23) Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов, 1981. – 179с.
24) Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
25) Лузаков А.А. Слово и дело в управлении организацией, или Зачем предприятию нужна идеология // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: КубГУ, 2000. №3/4. – С. 102-105.
26) Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996. – 257 с.
27) Муратова Е.И., Климов А.М. Введение в специальность: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 64 с.
28) Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии, 1986. — № 6. — С. 28–32.
29) Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ // Новые исследования в психологии. – 1987. – № 2. – С. 36.
30) Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ // Новые исследования в психологии. – 1987. – № 2. – С. 25 – 28.
31) Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. — 1981. — № 5. — С.133–137.
32) Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С.16.
33) Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С. 15-18.
34) Рюттенгер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. – С. 82.
35) Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. – С.172-197.
36) Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М., 1985. – С. 151.
37) Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург. 1996. - С. 391.
38) Ткач Д. А. Профессиональная карьера современной молодежи : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03 Саратов, 2004.
39) Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.
40) Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. М.: Инфра-М, 2002. – С. 9.

Приложение 1

Опросник «Представления о профессии»

........


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.