На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Банки и структура банковской системы. Классификация банков. Центральные банки. Коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения. Тенденции денежно-кредитного регулирования в России. Банковская тайна. Банковские кризисы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


39
НОУ «Волгоградский институт бизнеса»
Кафедра экономики, финансов и бухгалтерского учета


КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
ТЕМА
«БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ»



Работу выполнила ст-ка
группы 2ФК-41сз
Козина Елена Григорьевна
Волгоград
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________________3

1. БАНКИ И СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ_________________________________4

1. 1 КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВ__________________________________________________________4
1.2 СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ_________________________________________7
1.3 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ______________________________________________________________11
1.3.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА________________________________12
1.3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ___________________________________14
1.4 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ДРУГИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ__________15
1.4.1 ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ______________________________18
1.4.2 ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ_______________________________________________18
1.4.3 ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ__________________18
1.4.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧИСКИХ БАНКОВ_______________20
1.5 ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ____________________25

2. БАНКОВСКАЯ ТАЙНА________________________________________________________28

2.1 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ СВЕДЕНИЙ, СОСТОВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ___________________________________30
2. 2 О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НЕЗАКОННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ_33

3 БАНКОВСКИЕ КРИЗИСЫ ______________________________________________________34

3.1 ПОСЛЕДСТВИЯ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ_____________________________________35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________________________39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________________________41

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что все же в 1999 г. в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.
Целью моей работы является: охарактеризовать структуру банковской системы, функции ее отдельных компонентов и исключительную роль в нормальном развитии экономики стран. Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. «Сегодня спасти банки - это спасти экономику».
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие банков как элемента банковской системы, провести анализ структуры банковской системы, изучить деятельность центрального банка и коммерческих банков, а также других организаций, входящих в эту систему.
Не должны остаться без внимания в этой курсовой работе тенденции денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации, так как на данном этапе развития банковской системы и экономики страны данный вопрос занимает определенно значительную нишу в области исследования и разработок функционирования данного вида деятельности.
Изучение роли банковской системы здесь крайне велико. Если банковская система активно будет участвовать в этом процессе, то темпы инвестиционной активности могут значительно возрасти, что создаст основу для долговременного высокого экономического роста в ближайшие годы, который, возможно, будет измеряться двузначным числом. Это вполне реально.
В теории и на практике довольно распространено также понятие «кредитно-банковская система». Банки могут выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика, т.е. быть субъектами кредитных отношений. Это дает нам основание считать, что банковская система -- это неотъемлемая часть кредитной системы, ее подсистема, что само по себе позволяет рассматривать действие кредитно-банковской системы в качестве единого процесса, в ходе которого происходит неиз-бежное взаимодействие между кредитом как базовым элементом системы и бан-ком как участником кредитных отношений.
При том единстве, которое свойственно кредитной, денежно-кредитной, финансово-кредитной, банковско-кредитной системе, каждая из них имеет опре-деленные особенности. Они присущи и другому явлению -- банковской системе, элементы которой, будучи частью более общего понятия, тем не менее, при анализе получают более развернутую характеристику.
Структура данной курсовой работы будет включать в себя три раздела, которые в свою очередь поделены на параграфы.
Первый блок работы будет включать в себя общие понятия банков и структуры банковской системы. В нем конкретно будут рассматриваться классификация банков, структура банковской системы, деятельность центрального банка, а именно цели, задачи и функции центрального банка и конечно особенности деятельности Банка России. Далее в первом разделе путем анализа я постараюсь охарактеризовать коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения. Также рассмотрению будут подлежать принципы деятельности коммерческих банков, их функции и правовая база, постараюсь уделить внимание обеспечению устойчивого развития коммерческих банков. И в заключении первого блока работы будут указаны тенденции денежно-кредитного регулирования в России.
Второй блок курсовой работы будет включать в себе понятие банковской тайны, определение предоставления кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну и преступления, направленные на незаконное получение информации.
В третьем блоке будут отмечены банковские кризисы, а именно понятие банковских кризисных состояний, ошибки прошлых лет, их последствия и пути выхода из данной ситуации.
1. БАНКИ И СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Большой экономический словарь. - М.,2000.
Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VIII в. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.
Взоры предпринимателей того времени - ремесленников и купцов обратились в сторону хранилищ денег. Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности и владельца сбережений. Этому банки обязаны своим рождением.
Итак, банки возникли в глубокой древности как фирмы, специализирующиеся на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые товары внутри страны и на мировом рынке. Это позволило ускорить платежи и повысить их надежность, что оказало положительное влияние на развитие торговли и мировой экономики в целом.
1. 1 КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВ

На практике существует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.
По форме собственности выделяют государственные, акционерные, коопе-ративные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам.
Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у цен-тральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам; в Швейцарии государству принадлежит 47% капитала централь-ного банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии -- 50% капитала Австрийского национального банка владеет государство, другими 50% -- частные лица.
Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акцио-нерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства ком-мерческие банки, как правило, государственные.
По законодательству большинства стран на национальных банковских рын-ках допускается функционирование иностранных банков.
В ряде стран (например, во Франции) деятельность иностранных банков не ограничи-вается. В Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут разворачивать свои операции. В России размер совокупного капитала иностранных банков не ограничивается.
По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов с ограниченной ответственностью.
По экспертным оценкам, к концу 1995 года в России в режиме закрытых форм рабо-тали примерно 60% коммерческих банков. Разрешена деятельность иностранных бан-ков, а также банков с российским и иностранным совместным капиталом. На 1 января 2004 года в России работали 128 кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, получившие право на осуществление банковских операций.
По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссион-ные, депозитные и коммерческие.
Эмиссионными являются все центральные банки, их классической опера-цией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслужива-нием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на акку-муляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки совершают все опе-рации, дозволенные банковским законодательством. Коммерческие банки состав-ляют ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.
По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор бан-ковских услуг, обслуживать, независимо от направленности своей деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипо-течные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.
В России чаше всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и умень-шению риска, удобнее клиенту, поскольку он может удовлетворять свои потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание и в большинстве европейских стран.
Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно со специализацией банковского хозяйства. Такова закономерность эволюции мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость ] банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США.
Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. И в том и в другом случае банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется предпочтительной.
Возможна классификация и по обслуживаемым банками отраслям. Банки могут быть многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отрас-лей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промыш-ленность, сельское хозяйство).
В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна про-слойка банков, созданных группами предприятий отраслей. Они обслуживают пре-имущественно потребности своих учредителей; у таких банков существенно возраста-ют риски невозврата кредитов.
По числу филиалов банки можно разделить на безфилиальные и многофи-лиальные.
Наибольшее число филиалов в нашей стране имеет Сберегательный банк Российской Федерации. В целом по России на 1 января 2004 года насчитывалось 3219 филиа-лов, или в среднем 2,4 филиала на каждый коммерческий банк. Наиболее высо-кая степень обеспеченности банковскими услугами наблюдается в Северо-Запад-ном и Приволжском федеральных округах (без учета кредитных организаций Москвы и Московской области). Наименее обеспечен банковскими услугами Сибирский федеральный округ.
По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.
По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним отно-сятся ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.
По размерам капиталов коммерческие банки можно сгруппировать так, как показано в табл. 1.
Таблица 1
Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного капитала
01.01.2000
01.01.01
01.01.02
01.01.04
До 30 млн. руб.
От 30 до 300 млн. руб.
300 млн. руб. и выше
67,3
28,8
3,9
58,7
34,2
7,1
50,2
39,7
10,1
38,4
45,9
15,7
Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с неболь-шим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, увеличением объема операций. Вместе с тем это не озна-чает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практи-ка показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми производствен-ными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые «в складчину» мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса.
В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).
Банки специального назначения выполняют основные операции по указа-нию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осу-ществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, определяемые их статусом как банка.
Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они совершают лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от центрального банка лицен-зию на осуществление совокупной банковской деятельности.
К элементам организационного блока банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфра-структура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспе-чение, а также средства связи, коммуникации и др.
Начнем с информационного обеспечения. В условиях рынка банки прежде всего нуждаются в обширной и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими продуктами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации.
При сильной конкуренции, а также экономическом кризисе, нестабильно-сти финансов государства и предприятий информационное обеспечение выступает естественным требованием -- не имея такого обеспечения, банки не могут' без ущерба для своего капитала и капитала клиентов финансировать различного рода проекты. Наличие информации и ее анализ становятся обязательным атрибу-том технологии предоставления банковских услуг.
Информация, требующаяся банкам, обычно предоставляется специальными агентствами -- кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть из многочисленных справочников (торговых и промышлен-ных регистров), журналов, специальных оперативных изданий, а также запросить в центральном банке, где ведется картотека клиентов.
Необходимым компонентом банковской инфраструктуры выступает к методическое обеспечение.
В переходный период, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказались неприемлемыми, полностью пакет новых положений и методических указаний еще не был укомплектован.
Особенность российских коммерческих банков состоит в том, что они зачастую осуществляют операции на базе своих собственных методик и положений.
Не до конца оформившимся блоком банковской инфраструктуры является научное обеспечение. Это касается как функционирования банковской системы в целом, так и отдельных банков.
Пока в России не было создано достаточно представительных научных центров, деятельность научных работников не скоординирована. Не в каждом коммерческом бан-ке есть аналитическое подразделение, осуществляющее исследование рынка банков-ских услуг, эффективности банковских операций. Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение.
1.2 СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.
Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.
Банковская система -- это такое целостное образование, которое обеспечи-вает ее устойчивое развитие Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. авт.; под ред. О.И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. . Как совокупность элементов ее можно пред-ставить в виде следующих блоков и их элементов:
I. Фундаментальный блок
-- Банк как денежно-кредитный институт
-- Правила банковской деятельности
II. Организационный блок
-- Виды банков и небанков-ских кредитных организаций
-- Основы банковской деятельности
-- Организационная основа банковской деятельности
-- Банковская инфраструктура
III. Регулирующий блок
-- Государственное регулирование банковской деятельности
-- Банковское законодательство
-- Нормативные положения Центрального банка Российской Федерации
-- Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками в целях регулирования их деятельности.
Представленные блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банковская система обладает рядом признаков:
- включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие
единым целям;
- имеет специфические свойства;
- действует как единое целое;
- является динамичной;
- выступает как система «закрытого» типа;
- обладает характером саморегулирующейся системы;
- является управляемой системой.
1. Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать
субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. К при-
меру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи,
исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов. Каждая из этих и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются
друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать
производственные, сельскохозяйственные единицы, имеющие другой род деятельности.
2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные
для нее самой в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями,
складывающимися между ними.
Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.
Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской систе-мы есть сложение сущности ее элементов. Сущность банковской системы -- это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь.
Сущность банковской системы обращена не только к сущности частного, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.
Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущ-ность ее элементов.
Практика знает несколько типов банковской системы:
распределительная централизованная банковская система;
рыночная банковская система;
система переходного периода.
В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве суще-ствует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосре-доточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуще-ствляют различные деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновацион-ные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему совету, решению акционеров, а не административному органу государства.
Различия между этими двумя типами систем представлены далее:
Различия между распределительной и рыночной банковскими системами
Распределительная (централизованная) банковская система
Рыночная банковская система
По типу собственности
Государство -- единственный собственник банков
Многообразие форм собственности на банки
По степени монополизации
Монополия государства на формирование банков
Монополия государства на формирование
банков отсутствует, любые юридические
и физические лица могут образовать свой банк
По количеству уровней системы
Одноуровневая банковская система
Двухуровневая банковская система
По характеру системы управления
Централизованная (вертикальная) схема управления
Децентрализованная (горизонтальная) схема управления
По характеру банковской политики
Политика единого банка
Политика множества банков
По характеру взаимоотношений банков с государством
Государство отвечает по обязательствам банков
Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства
По характеру подчиненности
Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности
Центральный банк подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному совету, а не правительству
По выполнению эмиссионной и кредитной операций
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции)
Эмиссионные операции сосредоточены только в центральном банке; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки
По способу назначения руководителей банков
Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления
Руководитель банка утверждается парламентом. Председатель (президент) коммерческого банка
назначается его советом
Современная банковская система России представляет собой систему пере-ходного периода. Она выступает, как рыночная модель и разделена на два яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Российской Федера-ции, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммер-ческих банков. Второй ярус состоит из деловых банков, задача которых -- обслу-живание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).
Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компо-ненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе, происходит от предшест-вующей, поэтому имеет «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возник-шая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.
3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные части банковской системы (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходи-мости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной -- появляется другой банк, который может выпол-нять банковские операции и оказывать банковские услуги. В банковскую систе-му при этом могут влиться новые элементы, восполняющие специфику целого.
Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если из банков-ской системы исчезает первый ярус -- центральный банк, то вся система не раз-рушится, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие бан-ковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и дело-вым, коммерческим банкам.
4. Банковская система не находится в статичном состоянии, напротив, она пребывает в динамике. Важны два момента.
Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется.
Еще недавно в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в ряде крупных экономических центров. Существенное место занимали маленькие банки (с капиталом до 100 млн. руб.); постепенно их число сокращалось, достигнув к 1 сентября 1997 г. 1,4% обшей численности кредитных учреждений.
С выходом нового банковского законодательства банковская система при-обрела более совершенную законодательную базу.
Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между последними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «короткие» деньги, покупают друг у друга денежные ресурсы. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.
5. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками спе-циальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская тайна. По закону банки не имеют права давать инфор-мацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.
6. Банковская система -- самоорганизующаяся, т.е. саморегулируемая,
поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неиз-бежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.
В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а за счет побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и полити-ческой стабильности и, следовательно, сокращения риска банки активизируют работу, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприя-тий, так и по долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преиму-щественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не при-нявшие меры, не учитывающие изменение ситуации, неизбежно оказываются в трудном положении -- теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете пере-стают существовать.
7. Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо органу исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, работают в соответствии с общим и специальным банковским законодательством, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который контролирует деятельность кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).
Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая, находясь в переходном периоде, тем не менее является развивающейся системой. Взаимодействие между звеньями банковской системы приобретает более разно-сторонний характер, улучшается нормативная база ее деятельности.
Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему экономической системы. Будучи частью общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества; ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, могут входить в общую систему, как и сама банковская система, только в том случае, если не противоречат общим устоям и принципам и позволяют строить общую систему как единое целое.
1.3 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны, В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, просто банк (например, Англии, России или Японии) и др. Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались нарав-не с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.
Впоследствии кроме эмиссии банкнот за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Во всех развитых странах действуют законы, в которых закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка законо-дательно закреплена в конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны и другие его обязанности.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности, который определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
Для определения роли центрального банка в экономических и политиче-ских процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального бан-ка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка опреде-ляется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.
Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди множества объективных факторов оценки независимости централь-ных банков можно выделить пять важнейших:
участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
процедура назначения (выбора) руководства банка;
степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и главным образом отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости центрального банка от органов государственного управления.
Значение третьего фактора заключается в том, что он определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка. В ряде стран в законодательстве дана только общая формулировка задач центрального банка. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка -- обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) политическая независимость центрального банка зависит в значительной степени.
Наиболее низкая степень независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику была у центральных банков Франции и Италии до соз-дания Европейской системы центральных банков (ECЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ). В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем было передано правительству. Центральный банк выступал в роли консультанта и руководствовался решениями правительства. После Второй мировой войны руководство Банком Франции находилось под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
В некоторых странах, хотя их законодательство и не содержит формального пра-ва государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, но обязывает координировать стратегию банка с политикой правительства.
Центральный банк Швейцарии является наиболее независимым. В законодательстве этой страны не закреплено право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка -- законодательное ограничение кредитования правительства. Этот фактор влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при условии существования системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран.
1.3.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской систе-ме, поэтому основные цели их деятельности -- укрепление денежного обра-щения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной едини-цы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач -- он призван быть:
эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным пра-вом на выпуск банкнот;
органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;
«банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.
В большинстве стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые -- самые главные
В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
При решении пяти названных задач центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других -- всего одна (в действующей Конституции Российской Федерации).
В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функций центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели -- сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.
К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями.
К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минималь-ных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем органи-зации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).
Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществля-ется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция вклю-чает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банков-ский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.
Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.
Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Информационно-исследовательская деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке информационного обмена, а также с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном уровне.
Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.
1.3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ.

В настоящее время деятельность центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Цен-тральном банке Российской Федерации (Банке России)». До этого действо-вал Закон РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 с рядом изменений, внесен-ных в течение 11 лет после его принятия. Наиболее важные поправки были сделаны в 1995 году. Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформи-рования в России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный). В намерения авторов нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулирова-нию на решение проблем развития отечественной экономики.
В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России -- защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хоро-шо организованной денежно-кредитной системой.
В обязанности Банка России по законодательству входит необходимость обеспечения устойчивости рубля за счет:
взаимодействия с Правительством Российской Федерации при разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики;
монополии на эмиссию наличных денег и организацию их обращения;
выполнения роли кредитора последней инстанции для кредитных коммерческих банков и организации системы их рефинансирования;
установления правил осуществления расчетов в стране;
установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
осуществления эффективного управления золотовалютными резервами;
проведения государственной регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензии кредитных организаций;
осуществления надзора над деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;
осуществления самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
* организации и осуществления валютного регулирования и валютного. контроля;
определения порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;
установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
установления и публикации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;
участия в разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации;
установления порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешений на организацию купли-продажи иностранной валюты;
проведения анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материалов и статистических данных;
* осуществления иных функций в соответствии с федеральными законами.
Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.
Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций, являясь, практически, единственным надзорным органом в стране.
Передача надзорных функций от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития отечественных финансовых рынков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.
Еще одной особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании таких инструментов, как агрегат денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.
Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространено рефинансирование в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году. В тот период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выдавать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.
Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования отразился затем в организации (с февраля 1994 г.) кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996 году был введен еще один инструмент рефинансирования банков -- ломбардное кредитование.
Ставка рефинансирования -- это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам. Она является наиболее наглядным показателем процентной политики Банка России.
В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года усиливается роль и ответственность Банка России за проведение единой государственной денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическо-му росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.
Этот документ состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются итоги развития экономики и проведения денежно-кредитной политики за преды-дущий год. Во втором разделе устанавливаются цели денежно-кредитной политики на предстоящий год. Особое внимание уделяется перспективам макроэкономического развития страны в целом, а также бюджетной и валютной политике, развитию системы финансовых рынков.
Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100 %-ной федеральной собственностью 1.4 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ДРУГИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Современные коммерческие банки -- это банки, обслуживающие органи-зации, а также население -- своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки представляют собой самостоятельные субъекты эко-номики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Согласно банковскому законодательству банк -- это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчетные операции по поручению клиентов. Таким обра-зом, коммерческие банки осуществляют (или должны осуществлять), комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В соответствии со своими функциями как банка коммерческий банк осу-ществляет:
1) аккумуляцию (привлечение) временно свободных денежных средств в депозиты;
их размещение;
расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредит-ные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные сред-ства хозяйства, с другой стороны, удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности организаций и населения.
Экономическую основу деятельности по аккумуляции и размещению кредитных ресурсов составляет движение денежных средств -- объективный про-цесс, оказывающий влияние на формирование и использование ссужаемых стои-мостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредит-ных ресурсов.
В период перестройки в России считалось, что коммерческие банки -- это банки, основной целью которых является получение максимальной прибыли. Данный тезис был продекларирован даже в Законе «О банках и банковской дея-тельности». Однако дальнейшее развитие банковской системы показало, что в условиях рыночной экономики банки, как уже отмечалось, должны не только стремиться к получению максимально возможных доходов, но и минимизировать риски, обеспечить ликвидность, надежность и стабильность функционирования, планировать свою деятельность с учетом интересов всего общества, в том числе участвовать в реализации социально ориентированных проектов и программ, под-держивать свой имидж, развивать филиальную сеть, предоставлять более широ-кий спектр услуг большему числу клиентов.
Коммерческие банки играют важную роль в реализации политики централь-ного банка, обеспечивающей соответствие количества денег в обращении задачам поддержания стабильности денежного обращения в стране, управления инфляци-ей и курсом рубля, поддержания нормальных темпов экономического роста и высо-кого уровня занятости населения.
Коммерческие банки, концентрируя на своих счетах временно свободные денежные средства клиентов, имеют возможность предоставлять их в ссуду субъек-там экономики, испытывающим недостаток средств для осуществления платежей, инвестиций и т.д. Таким образом, банки регулируют общую ликвидность эконо-мики. Никакие другие институты финансового рынка, поскольку они не ведут расчетных и текущих счетов, не могут выполнять аналогичные функции.
Особое значение имеет деятельность банка в области окончательного урегу-лирования расчетов между субъектами экономики. Действительно, одно из важ-нейших направлений деятельности банка -- осуществление платежей и расчетов. Другие финансово-кредитные институты (кроме банков) эту задачу фактически не выполняют. Исключением являются лишь клиринговые палаты и расчетно-кас-совые центры. Но последние либо входят в состав банка (например, центрального, как РКЦ Банка России), либо, являясь частными (акционерными) организациями, выполняют лишь операции по взаимозачету, предоставляя право окончательного урегулирования задолженности (выполнения платежных операций) банку.
Существуют и иные признаки, отличающие банки от небанковских финан-сово-кредитных институтов:
* для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые действуют на финан-совом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств;
банки принимают на себя безусловные обязательства кредитного характера (по активам и пассивам) перед юридическими и физическими лицами в основном с фиксированной суммой долга, например, при помещении средств клиентов на счета по вкладам, при выпуске финансовых векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Этим банки отличаются от инвестиционных фондов, которые мобилизуют ресурсы на основе выпуска собственных акций;
банки -- это кредитные институты универсального типа, выполняющие широкий спектр операций и услуг финансового характера.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом эксперты отмечают наличие двух, на первый взгляд взаимоисключаемых тенденций: универсализации и специализации банковской деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции к универсализации. Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или иными операциями коммерческие банки вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого банка (универ-сальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т.п.) определя-ется наряду с содержанием его операций степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.
В настоящее время коммерческие банки большинства западных стран выполняют различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов сотни видов операций и услуг, например, ведение депозитных счетов, безналичные переводы средств, прием сбережений, выдачу разнообразных кредитов, покупку-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранению ценностей в сейфах. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспро-изводственного процесса.
Особенности коммерческих банков проявляются в ходе выполнения при-сущих им операций и услуг. Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.
По российскому законодательству к числу основных видов банковских операций относят следующие:
привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до -востребования и на определенный срок;
предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;
управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
выдача банковских гарантий.
В Законе «О банках и банковской деятельности» подчеркивается, что небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 9 этого Закона. Допустимые сочетания иных банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Кроме того, в соответствии с российским банковским законодательством коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;
оказание консультационных и информационных услуг;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции.
Кредитная организация также вправе проводить иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России -- и в иностранной валюте (валют-ные операции).
Кредитной организации, в том числе коммерческому банку, запрещается занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, т.е. эти опера-ции следует отнести к числу небанковских.
В отечественной экономической литературе нередко не делают различий между понятиями «операции банка» и «услуги банка». Распространено опреде-ление банковских услуг как «массовых операций». Однако из такого определения не ясно, чем услуги отличаются от банковских операций. Между тем о банков-ских услугах речь может идти лишь в рамках взаимоотношений «клиент -- банк». Именно наличие клиента и позволяет говорить об операции банка в качестве его услуги.
Услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента в его пользу за определенную плату.
Основные характеристики банковской услуги:
банковская услуга носит нематериальный характер;
продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;
автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;
система сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.
Важно отметить, что в соответствии с российским банковским законо-дательством кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осу-ществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Приобретение акций (долей) уставного капитала кредитных организаций, а так же заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций (их объединений), не должно противоречить антимонопольным правилам.
1.4.1 ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.
Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными методами). Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.
1.4.2 ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Одной из важнейших функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику на условиях платности и возвратности. Плата формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств.
Банки своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.
Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии высокой надежности помещения ресурсов в банк и доступность информации о деятельности коммерческих банков.
Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами.
1.4.3 ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории Российской Федерации определен Законом № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В соответствии с этим законом в Российской Федерации действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Банковские операции могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР. Необходимость особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном регулировании и контроле со стороны ЦБР, поэтому они обязательно должны получать лицензии на совершение банковских операций и проходить регистрацию в ЦБР. В противном случае банковские операции являются незаконными.
Правовые нормы учреждения и организации коммерческих банков регламентируется банковским законодательством, законодательными актами, определяющими организационно-правовые формы предприятий и общие положения о предпринимательской деятельности, а также банковскими нормативными документами.
Для организации работы по созданию и контролю за деятельностью коммерческих банков ЦБ РФ разработал в 1991 г. "Методические указания о создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР", в которые в последующие годы вносились некоторые изменения и дополнения. Этот документ содержит сведения о порядке создания банка, получения лицензии на право проведения банковских операций, условия государственной регистрации и открытия филиалов банка. Особый раздел по-священ надзору за деятельностью банков со стороны Банка России и их ответственности за нарушения действующих правил. В последнем разделе представлен порядок ликвидации коммерческого банка.
Коммерческий банк получает статус юридического лица с момента регистрации его устава и получения лицензии на совершение банковских операций от Центрального банка республики, на территории которой он находится.
Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть граждане и юридические лица, за исключением представителей органов власти всех уровней, их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных организаций.
Предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные неплатежеспособными, не могут быть учредителями, акционерами, участниками коммерческого банка.
Каждый коммерческий банк обладает обособленным имуществом: зданиями, сооружениями, оборудованием, инвентарем, уставным и другими фондами и средствами, принадлежащими банку на праве собственности. Уставный фонд банка образуется за счет средств акционеров, поступивших от реализации акций банка, если банк создается как акционерное общество, или за счет паев (вкладов) участников, если создаваемый банк является товариществом с ограниченной ответственностью.
В качестве вклада в уставный капитал акционеры (участники) банка могут внести денежные средства в рублях и иностранной валюте, здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, а также иные имущественные права. Вклад, оцененный в рублях, составляет долю акционера, участника в уставном капитале.
Уставный капитал коммерческого банка формируется только за счет собственных средств акционеров (участников). Доля любого из участников в уставном капитале не должна превышать 35%. По своим обязательствам банк несет ответственность в пределах всего имущества, являющегося его собственностью. Участники банка, созданного как товарищество с ограниченной ответственностью, отвечают по его обязательствам в пределах своего пая, а участники акционерного банка -- в пределах стоимости приобретенных ими акций. Минимальный размер уставного капитала для вновь образуемых коммерческих банков всех видов на территории России повышается и установлен с 10.10.94 г. в размере 3 млрд. руб. (эквивалент 1 млн. ЭКЮ). По решению ЦБ РФ до 1999 г. российские коммерческие банки должны увеличить размер собственных средств до суммы, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала для вновь образуемых банков должен быть не менее 27.130.000 рублей.
"Методические указания" предусматривают необходимый для получения лицензии и государственной регистрации банка пакет документов, представляемый в региональное Главное управление ЦБ. Департамент банковского надзора ЦБ осуществляет методическое руководство по вопросам регистрации и лицензирования кредитных учреждений, а также контроль за этим процессом.
Коммерческие банки действуют на основании Устава, который принимается его участниками. В Уставе закрепляются функции банка, его правоспособность, структура, порядок образования и полномочия органов управления. Коммерческим банкам запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. Банки могут выступать учредителями и участвовать собственными средствами на долевой ос-нове в хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Взаимоотношения банков с клиентами строятся на основе договоров, при этом стороны имеют широкие возможности в определении их условий. Например, с 1 января 1992 г. в России отменены ограничения на установление процентных ставок по операциям коммерческих банков. Банк и предприятие, вступая в договорные отношения друг с другом, стремятся к осуществлению своих хозрасчетных интересов, эффективному сотрудничеству.
В ходе надзора за деятельностью коммерческих банков, осуществляемого Департаментом банковского Надзора, проверяется правильность исполнения банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, а также контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов. В этих целях может быть произведена сплошная или выборочная проверка операций банков. Банки обязаны представлять учреждению ЦБ по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-расчетных операций.
К коммерческим банкам, допускающим недостатки в работе, могут применяться санкции или соответствующие меры. Например, банку даются рекомендации о возможных путях ликвидации недостатков, о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка (увеличению собственных средств, изменению структуры активов и т.п.). В качестве санкций применяются повышение нормы обязательных резервов; взыскание штрафа в размере дохода, полученного в результате неправомерных действий банка; отзыв лицензии на ведение банковских операций или введение ограничения на проведение банком операций. Отзыв лицензии действует как решение о ликвидации банка. Эта мера применяется в следующих случаях: при обнаружении недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия; при задержке начала деятельности более чем на один год с даты выдачи лицензии; осуществлении операций, запрещенных законодательством и выходящих за пределы предоставленной банку лицензии; выявлении нарушений банком требований антимонопольного законодательства (например, превышение доли в 35% уставного капитала банка одним из его участников). Организационная и управленческая структура коммерческого банка регламентируется его Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. Коммерческие банки не имеют вышестоящих органов. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров (пайщиков), созываемое ежегодно для решения следующих вопросов: изменение Устава и уставного капитала, избрание Совета банка, утверждение годовых результатов деятельности, распределение доходов банка, создание и ликвидация дочерних предприятий банка и некоторых других важных вопросов деятельности банка (не касающихся его менеджмента).
Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:
- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
- изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам;
- проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.
Для этих целей ЦБР была разработана в 1991 г. инструкция № 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков, вступившие в действие с 1 июля 1991 г.
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами ЦБР образует резервный фонд кредит-ной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций.
1.4.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧИСКИХ БАНКОВ
В настоящее время в России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов -- банков.
Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состоя-ние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воз-действия внешних и внутренних факторов. Устойчивость банка можно рассматри-вать как условие его прогрессирующего движения. Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков, в том числе по характеру (эконо-мическая, политическая, моральная устойчивость); исходя из общей ее оценки (реальная и мнимая устойчивость); по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная устойчивость); по характеру сбалансированности (сбалансированная и с неустойчивым равновесием); по структуре (финансовая, организационная, кадровая, операционная, коммерческая устойчивость); по проводимой политике (постоянная или часто меняющаяся устойчивость в рамках общей концепции); с позиции равноме и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.