На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Современная массовая культура. Проблемы типологии культуры.

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Культурология. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение. 3
Исторические условия и этапы становления массовой культуры. 4
Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. 7
Проблема типологии культуры. 9
Личность как творец культуры, ее ценностей. 11
Философские основы массовой культуры. 12
Массовая культура и массовое общество сегодня….
Понятие “массового” общества……………
Понятие “массовой” культуры………
Основная характеристика и направления
массовой культуры сегодня….
СМИ и массовая культура.......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....
Элитарная культура как антипод массовой культуры. 17
Литература: 20


Введение

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о вре-мени возникновения “массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение массовой культуры с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуаз-ная массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.
Смешение культуры и политики может принять два разных направле-ния. Оно может сделать культуру нетерпимой ко всякой иной культуре, кро-ме своей собственной; или привести к идеалу мирового государства, где бу-дет существовать одна лишь единообразная мировая культура. Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает тради-ций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружи-тельной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культу-ра обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средства-ми массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и ин-стинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обла-дает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки челове-ка.
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельно-сти человека. Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвраще-ние к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.
В Америке массовая культура приобрела двойственный характер: аме-риканский ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхаю-щим, в то время как другая его часть, занятая открытиями, производством и социальной организацией, напоминает Ниагарский водопад. Американская воля воплощается в небоскребе, американский интеллект - в колониальных постройках.
По ориентированным на рынок предметам потребления мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрас-судках и ожиданиях большого количества людей.
Одна из важных функций современной массовой культуры состоит в мифологизации общественного сознания. Произведения массовой культуры, так же как и мифы, основаны на не различении реального и идеального, Они становятся предметом не познания, а веры.
Существует мнение, что наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений массовой культуры, является термин “икона”. Имен-но икона соответствует русскому понятию образа. Этот термин характеризу-ет такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический характер, является предметом веры, по-клонения, а не средством отражения и познания мира.


Исторические условия и этапы становления массовой культуры

Особенности производства и потребления культурных ценностей по-зволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно произво-дится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потреб-ляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура по-вседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков мас-совой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1.Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, “Библия для нищих”), рассчитанные на массовую аудито-рию.
2.Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской ли-тературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) - автора широко извест-ного романа “Робинзон Крузо” и еще 481 жизнеописания людей так называе-мых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) - создателя на-шумевшего бестселлера XVIII-XIX веков “Повести о приключениях англий-ского милорда Георга” и других не менее популярных книг. Книги обоих ав-торов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3.Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.
И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бже-зинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: “Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - куль-туру и республиканский национализм, то современные США дали миру на-учно-техническую революцию и массовую культуру”.
Феномен появления массовой культуры представляется следующим об-разом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массо-визация жизни. Она затронула все ее сферы:
экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ря-де философских сочинений XX века.
X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) в работе “Восстание масс” (1930 г.) вы-водит само понятие “масса” из определения “толпа”. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социо-логии и есть масса, - поясняет Ортега-и-Гассет. И далее он пишет: “Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - со-вокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение - “мно-гие” - переходит в качественное”
Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американско-го социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла “Конец идеологии” (1960 г.), в которой особенности современного общества опреде-ляются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия “масса”:
1.Масса - как недифференцированное множество (т. е. противополож-ность понятию класс).
2.Масса - как синоним невежественности (как об этом писал и X. Орте-га-и-Гассет)..............


Заключение

В отличие от Запада нам приходится решать двойную задачу. Первостепенная из них - проблема экономики. Вторая - по поиску “духовной массы” - хоть и кажется не актуальной и далекой, на самом деле, требует своего параллельного решения. Средство ее решения в региональных рамках - это национальная идея. Она предполагает, прежде всего, долгосрочную, а не сиюминутную перспективу. Эпохи, которые не умеют обновить свои желания - умирают. Поставив лишь блок материальных вопросов, мы непременно впоследствии получим ситуацию, сложившуюся в западном обществе. Мы потеряем корни, с помощью которых и было создано все предыдущими поколениями. Поэтому только национальная самобытность, не только поддерживаемая, но и развиваемая, способна противопоставить материальному значительную духовную компоненту. Без баланса духовной и материальной компоненты получим лишь спад за счет роста преступности, наркомании, аморального отношения к субъектам общества. Массовая культура Запада, активно поставляющая людей кризисного менталитета, выражается отсутствием у людей приложения творческой энергии к высокой цели.
Наш менталитет оказался не восприимчив к идеям социализма, он требует эволюционного перехода вначале к рыночным отношениям, а уже потом к новым идеям. Однако, подчеркивая эволюционность в развитии менталитета, необходимо предостеречь нас самих в том, что, не затрагивая национальные корни, не распространяя принципы своей ментальности, а лишь полагаясь на сознательную компоненту менталитета, которая подвержена влиянию внешней информационной среды, мы получаем противоречие, сильно тормозящее экономическое развитие, не гармонично сочетающее сознательную и подсознательную компоненту менталитета, выработанную веками национальной истории. Поэтому в национально-региональных рамках нужно суметь выделить долгосрочную комплексную цель, дабы не оказаться в кризисе, переживаемым западным обществом.


Литература:

1. Х.Ортега-и-Гассет “Восстание масс”, “Дегуманизация искусства” и другие работы; Сборник, Радуга, Москва, 1991.
2. Г.Лебон “Психология масс”, Эксмо, Москва, 2000.
3. З. Фрейд “Психология масс и анализ человеческого Я”, Минск, Беларусь, 1991.
4. А.Я.Флиер “Массовая культура и ее социальные функции”, Высшая Школа Культурологии, Москва, 1999.
5. Б.С.Ерасов “Социальная культурология”, Аспект-Пресс, Москва, 2000.
6. С.С.Фролов “Социология”, Гардарики, Москва, 1999.
7. В.Ситников “Массовая культура и духовность: что чему угрожает?”, журнал “Альманах” - №6, февраль 1999.
8. Материалы Internet сайта “Высшей Школы Культурологии”.
Д.В.Прокудин, Б.М.Меерсон “Лекции по истории западной цивилизации XX века” и другие материалы Internet.
9.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
10.Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965.
11.Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
12.Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990.
13. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
14.Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
15. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 гг. М., 1988.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.