На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Технология социальной работы с мигрантами и беженцами

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Социология. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2007. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р.Ф.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ)
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА


Кафедра: __________________________


Курсовая работа.

По дисциплине: "Технология социальной работы".


Тема: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ И БЕЖЕНЦАМИ


Выполнила: студентка __ курса
заочного отделения на базе
среднего образования
факультета «Социальная работа»
специальность Социальная работа
____________________


Проверил: _______________
_____________________


Курск 2007
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ 5
1.1. Миграция с точки зрения социальной работы. Виды миграции населения 5
1.2. Предмет и методы социальной работы с мигрантами 10
1.3. Динамика и структура миграционных потоков в современной России 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ 15
2.1. Миграционная политика и ее социальная роль и задачи 15
2.2. Правовое регулирование миграции и гарантии прав мигрантов 18
ГЛАВА 3. ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 20
3.1. Проблемы специализации социальной работы с мигрантами 20
3.2. Технологии социальной работы с мигрантами 22
3.3. Социальная работа с различными категориями реальных и потенциальных иммигрантов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. «Земля превращается в планету мигрантов», — таков один из многочисленных заголовков в сети Интернет, характеризующих актуальность данной проблемы и риски, связанные с миграцией. На наших глазах разворачиваются масштабные перемещения огромных потоков людей. Для одних государств миграция становится источником устранения дефицита рабочей силы, для вторых она разрешает одновременно проблему и национально-культурной, и исторической идентичности. Так, в 1990-е гг. из бывшего СССР в Израиль эмигрировали около 700 тыс. граждан, имеющих высшее техническое образование; в Израиле это образно назвали «золотым дождем». Помимо разрешения проблемы специалистов была подтверждена национально-культурная идентичность государства Израиль. Активную политику дифференцированной экономической иммиграции проводят США, Канада, Австралия. Для третьих стран миграция еще и восполняет существенные социально-демографические потери (Россия, Германия). Для четвертых, наоборот, исход из нее жителей становится единственным способом решить проблему перенаселенности (Китай, Индия) или обеспечения населения, а также безработицы (Афганистан, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Таджикистан, Украина). Для некоторых стран, имеющих обширные территории, эмиграционные потери стали серьезной социальной бедой (Россия, Казахстан).
Глобализационные процессы влияют на интенсификацию миграционных потоков, делают миграцию более масштабной, разнообразной, трансграничной и, по существу, постоянной (перманентной). Решая одни проблемы, миграция сама способствует возникновению других — не менее сложных — социальных, психологических и правовых; она становится «горячим» направлением социальной политики и социальной работы.
Актуальность данных проблем отражена и в общественном сознании, художественном творчестве, научной рефлексии. Ученые не могут обойти эту проблему, связанную со многими как гуманитарными, так и экономическими вопросами. Появились уже сотни статей и книг по проблемам миграции . В них ставятся масштабные вопросы, ведется поиск ответов, выдвигаются концепции. Государства осознают, что миграционная политика стала составной частью социальной и экономической политики, требующей наиболее серьезного внимания. Миграционная политика не может обходиться без социальной защиты и социальной работы с мигрантами. Но именно этот аспект остается недостаточно обеспеченным в научном и организационном плане.
Подобная проблема стоит и перед Россией, которой для нормального развития населения и территории требуется только на Дальнем Востоке и в Сибири около 18 млн. переселенцев. И перед последними встанут определенные социальные проблемы. Миграционная политика должна быть тесно связана с программой социально ориентированных мероприятий — социальной защитой, социальной адаптацией и интеграцией иммигрантов.
Целью данного исследования было изучение проблемы миграции в современном обществе и технологий социальной работы с мигрантами и беженцами.
В настоящей работе мы старались рассматривать сложные научные проблемы с точки зрения социальной работы. Здесь раскрыты такие вопросы как (задачи):
• теоретико-методологические аспекты социальной работы с мигрантами, ее понятие, предмет, виды и методы;
• государственные основы социальной работы с мигрантами, политика, права и гарантии мигрантов;
• помощь мигрантам как направление социальной работы, ее специализация и технологии работы с различными категориями иммигрантов.
Объектом исследования избрана деятельность государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию социальной поддержки как нуждающимся группам лиц, так и отдельным представителям миграционного сообщества.
Предметом работы является механизм взаимодействия специалистов социальных организаций и учреждений с государственными, церковными и общественными структурами в процессе социальной помощи нуждающимся слоям населения, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, т.е. их технология работы.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• анализ электронных документов различного рода, размещенных в сети Интернет (статистический материал, статьи электронных журналов, посвященных проблемам миграции).
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ
1.1. Миграция с точки зрения социальной работы. Виды миграции населения
Исследование социальной работы с мигрантами предполагает выяснение сущности самого явления миграции (лат. migratio — переселение) – перемещение части, связанное с переменой места жительства . Существует множество подходов к исследованию миграции населения. Обществоведческие дисциплины рассматривают миграцию населения каждая под своим углом зрения (демография, экономика, социология, культурология, политология, правоведение, география, история, антропология). Общего подхода к определению данного понятия в обществоведении нет .
Социальная работа с мигрантами находится в начале пути своей научной и практической институционализации. Существующие школы и направления ведут продуктивные исследования, накапливая в рамках своих концептуальных подходов научный, в том числе эмпирический материал, ценный для социальной работы. Условия плюрализма научных подходов дают возможность, постепенно формируя свою отраслевую концепцию, используя так называемые рабочие понятия, продвигаться к искомому понятию миграции.
Подход социального работника является интердисциплинарным, близким к подходу антрополога, социолога, культуролога, демографа. Социальная работа видит в миграции населения аспекты, приводящие к противоречиям мигрантов с новой социальной средой, отклонениям от нормы (дезадаптация, дезинтеграция, девиация). Необходимо находить способы, позволяющие эти отклонения компенсировать, корректировать с помощью разных методов работы как с самими мигрантами, так и с принимающим населением.
Мигранты — субъекты, которым необходима социальная помощь в адаптации и интеграции. С точки зрения социального работника, миграция включается в контекст изменения и становления отношений определенных групп людей или индивидов в принимающей социальной среде. Эти отношения затрагивают следующие универсальные взаимодействия разных идентичностей как атрибутов социальной среды. Во-первых, старой и новой территории, а также населения на старой и новой территории, т.е. поселенческой и антропологической структур. Во-вторых, культур бывшего и нового сообщества, т.е. духовно-культурных структур (образовательных, конфессиональных, национально-культурных). В-третьих, сообществ, занятых определенным профессиональным трудом, т.е. структур занятости, предпринимательства, работников и работодателей. Для одних видов миграции характерны переменные, связанные со всеми названными жизненными сферами, для других доминирование только связанные с одной сферой.
Исходя из такого подхода, нельзя удовлетвориться имеющимися в официальных документах и литературе определениями понятия. Например: миграция — движение людей с одной территории на другую по различным причинам, в том числе через границы тех или иных административно-территориальных образований и государств, сопровождающееся, как правило, временным или постоянным изменением места жительства . Такое узкое определение пригодно для миграционного, таможенного, пограничного контроля, борьбы с незаконными мигрантами, для чего собственно это определение и вырабатывалось. Ведомственно-административный подход привязан к восприятию перемещений особенно через границы территорий, не уделяет внимания социокультурным, геокультурным факторам в условиях глобализации............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграционные процессы в современном мире оказывают значительное влияние на хозяйственную жизнь, размещение, численность и состояние людских ресурсов различных территорий планеты. Именно миграция во многом определяет экономический и социальный облик большинства государств.
Миграция является сложным социальным процессом. С одной стороны, это жизненно необходимый и неизбежный для нормальной жизнедеятельности процесс, связанный с перераспределением трудовых ресурсов, их обучением, отдыхом и т.д. С другой стороны, миграция, порой носящая неконтролируемый характер, приводит к росту социальной напряженности, порождая проблемы обеспечения мигрантов жильем и работой, иногда пищей и одеждой, медицинским обеспечением, разрешения психологических проблем, связанных с устройством и адаптацией на новом месте жительства. Все это делает актуальной социальную помощь лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с переселением.
Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80 - начале 90-х годов и не потеряли своей остроты по сей день.
Термин “миграция населения” (от лат. migratio - переселение) обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий “со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Существует и более широкое толкование этого понятия, согласно которому: миграция - все виды движения населения, имеющие общественную значимость, вплоть до перемещения из пригорода в город” внутри города, из дома на работу и обратно.
Выделяют 4 основных типа миграции: эпизодическую (поездки на отдых, учебу), маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно), сезонную (например, путина у рыбаков или лесозаготовки) - возвратные типы; и безвозвратный тип миграции, который и является таковой в строгом смысле слова.
Что же касается причин миграционных процессов, то в основном это причины социально-экономические, такие, как поиск работы, получение образования, вступление в брак и т.п. Большую роль играют также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины.
Масштаб миграции привел к необходимости разработки его правовой базы. Ведущими международно-правовыми нормами, регулирующими процессы и потоки миграции, являются: Всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1968), документы Конвенции ООН о статусе беженцев (1951), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирный форум по социальному развитию в Копенгагене (1995), а также нормативно-правовые акты Российской Федерации. К ним относятся Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (2002), два Закона Российской Федерации — «О беженцах» (действует в редакции Федерального закона от 28.06.1997 г.) и «О вынужденных переселенцах» (действует в редакции Федерального закона от 20.12.1995 г.) и др.
Вопросами миграции занимаются как государственные службы такие как: Федеральная миграционная служба (ФМС), службы занятости, подчиненные Министерству труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД; так и общественные фонды: “Содружество”, российский фонд помощи беженцам “Соотечественники” и др.
Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказанию помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой. Миграционная политика — это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Основные положения государственной миграционной политики Российской Федерации зафиксированы в нескольких федеральных миграционных программах, утвержденных Президентом и Правительством России.
Приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:
• защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами;
• управление миграционными процессами РФ, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;
• содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
• осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.
Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание - настоятельная потребность.
Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.
В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
По своей этимологии термины «мигранты», «беженцы» и «перемещенные лица» близки и означают лиц, которые сменили (временно или насовсем) место своего жительства. Однако в международном праве и юридических системах ряда государств понимание этих и ряда других определений различно. Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом детерминируются тем, к какому разряду они принадлежат: по своему социальному и юридическому статусу мигранты, иммигранты, беженцы, перемещенные лица и переселенцы различаются между собой. Наиболее острой является проблема беженцев, т.е. мигрантов, которые, по определению Конвенции ООН о статусе беженцев, были вынуждены покинуть свою страну «из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по расовым, религиозным, национальным причинам, за принадлежность к определенной социальной группе или за политические убеждения».
Лица, въезжающие в страну, называются иммигрантами. Те, кто покидает страну постоянного жительства, носят название эмигрантов.
Если беженец — это иностранец, прибывший в другую страну, то эта же категория мигрантов в собственной стране считается перемещенными лицами или вынужденными переселенцами. Проводить социальную работу с этими категориями мигрантов, как правило, приходится в экстремальных условиях. Более планомерно и организованно ведется работа с добровольными эмигрантами и иммигрантами.
В целом технология социальной работы с мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционных потоков, численности мигрантов, их категорий.
Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может быть и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.
Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление.
Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.
Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм и уверенность в ее решении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
2. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г.
3. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - М., 2003.
4. Акмалова А.А., Капицин В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учебное пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 220 с.
5. Белл М.Л. К вопросу о миграции в России // Социально-гуманитарные знания.- 2006. - №5. – С. 174-187.
6. Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения // Миграция населения. Вып. I. M., 2001.
7. Кириллова Е.К. Проблемы вынужденных переселенцев в России: глазами мигрантов // Социс. – 2004. - №11. – С. 46-51.
8. Михайлец Ю.О. Современные миграционные процессы как вид социальной мобильности населения // Социальная политика в России на пороге XXI века: Материалы выступлений на пленарном заседании, секциях и круглых столах 15 апреля 1999 г. (шестые годичные научные чтения МГСУ). – Издательство МГСУ “Союз”, 1999. – 296 с. - С. 121-125.
9. Население и общество. - 2005. - № 92. - С. 3.; Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России // Отечественные записки. - 2004. - № 4. - С. 62.
10. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д. Павленка. М.: ИНФРА-М, 2006. – 368 с.
11. Переведенцев В.И. Миграция населения и демографическое будущее России. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 128 с.
12. Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 347с. – (Высшее образование).
13. Российская газета 2006. 31 марта
14. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. С.А. Беличевой, П.В. Бобковой. – М.: Юрист, 2000. – 424с.
15. Теория и методика социальной работы. В 2 т. / Под ред. В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой. - М., 1994.
16. Технологии социального обслуживания населения / Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2000.
17. Технологии социальной работы: Учебник. / Под общей ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400с. – (Высш. образование).
18. Технология социальной работы /Под редакцией И.Г. Зайнышева. - М.: Издательство МГСУ “Союз”, 1998. – 273 с.
19. Филатов Ф.Р. Комплексная реабилитация детей вынужденных переселенцев из «горячих точек» // Работник социальной службы. - 2002. - № 2.
20. Философия социальных и гуманитарных наук / Под общ. ред. С.А. Лебедева. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.
21. Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социс. - 2004. - № 11.
22. Экономика нелегальной миграции в России // Население и общество: Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного программирования РАН. – 2005.- №92. – С.1.
23. Юдина Т.Н. Современные миграционные процессы в России: проблемы и перспективы // Социология. Социальность. Современность. – 2000. - №6. – Ч. 2. – С. 85-91.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.