На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Нарушения звукослоговой структуры слова у заикающихся детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 16.07.2012. Страниц: 111. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение
Глава 1. Общая характеристика заикания
1.1. История изучения заикания……………………………………..5
1.2. Классификация заикания………………………………………..9
1.3. Этиология заикания…………………………………………………..26
1.4. Симптоматика заикания…………..…………………………………29
Глава 2. Проблема речевых нарушений
2.1. Краткий обзор речевых нарушений и причины их возникновения……0
2.2. Психолингвистический анализ речи заикающихся……………31
2.3. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития……..33
2.4. Речевой онтогенез…………………………………………………………..35
Глава 3. Распространенность заикания………………………………………….72
Заключение……………………………………………………………..78
Список литературы……………………………………………………79


Глава 1
1. 1. Введение
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.
Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.
Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильно е произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з ), звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак- лак, том- дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой артикуляции, например звуки с и з, ж и ш, другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Педагогу необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их.
Заикание трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь Павловским учением о нервной высшей деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом. В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания.

1.2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
Труды по вопросам заикания встречаются уже в далеком прошлом. Это страдание заметно окружающим, имеет большое социальное значение, относительно широкую распространенность и трудноизлечимо. Проблема заикания постоянно занимала умы ученых и практических работников различных специальностей. Число печатных работ, посвященных этому вопросу, возросло до невероятных размеров.
В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.
Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит ещё к Демосфену. В сочинениях Плутарха во II веке нашей эры, где описано заикание великого оратора Греции Демосфена, который применял для лечения собственного заикания морские камешки, держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии специалисты применяли различные механические приспособления: язычную вилку, язычный нажиматель, распорку для губ, накладки на оба ряда зубов и т. д. Однако самостоятельного значения в лечении заикания ортопедические приспособления не имели.
Несмотря на большую давность первых сведений о заикании, понимание его сущности и методов преодоления до сих пор вызывает много разногласий.
До конца ХУI века проблема заикания не выходила за рамки элементарного понимания этого недуга как проявления или общего заболевания организма (Гиппократ, Гален) или неправильного анатомического строения органов речи. В результате такого понимания заикания лечение его было терапевтическое (медикаментозное) и хирургическое. Так, хирург Диффенбах даже в 1841 году рекомендует насечки на языке, прижигание и подрезывание подъязычной связки. Одновременно стало развиваться и новое методическое направление - преодоление заикания при помощи соответствующих упражнений, так называемый дидактический метод. Среди создателей этого направления следует назвать американского педагога Ли, предложившей систему голосовых упражнений; французского врача Коломбо, также автора системы голосовых упражнений. Выдвигалась система дыхательных и артикуляционных упражнений.
В начале XIX в. ряд французских исследователей, уже уверенно объясняли заикание различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Необходимо отметить ранние работы русских авторов. Так, в 1838 году вышла брошюра Христофора Лагузена, в которой автор указывает на необходимость применения не только упражнений, но и приемов психотерапевтического характера.
В конце XIX века был заложен научный фундамент, на котором основываются современные теории заикания. Значительный интерес для нас представляют работы врачей: Шранка («Заикание как кортикальное заболевание головного мозга», 1877), Куссмауля («Нарушение речи», 1877), И. А. Сикорского («О заикании», 1889 г.), Гуцмана («3аикание», 1898), Хмелевского («Заикание, его сущность, причины, предупреждение и лечение», 1897).
Большие заслуги в разработке проблемы заикания принадлежат педагогу А.
Гуцману («Заикание и его надежное устранение методически разработанным и проверенным на практике способом», 1879) .
В то время медицинская мысль находилась под сильным влиянием открытий в области топографии и функций мозговой коры. Врачи Куссмауль, Гуцман, и психолог И. А. Сикорский основываясь на господствовавшей в те годы теории локализации функций, искали источник заикания - очаг поражения в головном мозге. Во всяком случае, свои предположения эти ученые основывали на патофизиологии определенных функций мозга. Так, Куссмауль говорил о спастическом координационном неврозе. Различия во мнениях Куссмауля, Гуцмана, с одной стороны, Шранка, И. А. Сикорского (1889) - с другой, имеются лишь относительно локализации центральных механизмов заикания. Первые предполагали существование силлабического центра с постоянно рвущейся связью, а вторые считали причиной заикания патологию моторных речевых центров в целом. Примечательно утверждение Шранка о том, что заикание является неврозом, порожденным страхом и насилием. Гуцман не согласился с этим мнением, считая, что психические симптомы, если таковые вообще есть, бывают только вторичными.
Психическим функциям уделялось внимание, но недостаточное. Социальное значение заболевания учитывали, но недооценивали. При заикании речь рассматривалась только в фонетическом аспекте, а ее коммуникативная функция не учитывалась.
В то время положительно зарекомендовал себя при практическом применении метод осознанно-психологических упражнений, разработанный директором Берлинской школы глухих А. Гуцманом. Он использовал свой опыт работы учителя с глухонемыми и систематически воспитывал плавную речь у заикающихся, разделив ее на основные элементы: дыхание, фонацию, образование звука, слова и предложения. Упражнения в плавной речи проводились в конце курса лечения. Так называемые правила речи заикающийся должен был сознательно соблюдать.
И. А. Сикорский и Гуцман считали, что возникновение заикания часто связано с периодом развития речи у детей и настаивали на лечении заикания в детском возрасте. Именно Сикорский первым назвал заикание детской болезнью и подверг критике учебники по детским болезням, в которых были описаны более редкие заболевания, а заикание не упоминалось.
И. А Сикорский (1889) пришел к ряду выводов, имеющих большое практическое и научное значение: «Процент всех случаев заикания приходится на тот период, когда развитие речи не закончено: наклонность к заболеванию заиканием с возрастом падает гораздо быстрее, чем наклонность к выздоровлению».
Уровень знаний в области анатомии и физиологии мозга на рубеже ХХ века не позволил продвинуться дальше в определении сущности заикания, но психология и психиатрия получили более широкое развитие. В этих дисциплинах наблюдалась тенденция к отходу от изучения отдельных элементов психической деятельности, к рассмотрению человеческого организма как единого целого. Стало возможным более тщательное изучение всех аспектов в проблеме заикания, которым до сих пор не уделялось должного внимания.
Последовательным продолжением изучения проблемы заикания явились работы А. Либмана, Г. Д. Неткачева. В своих работах (1903) А. Либман определял специфическое состояние органов речи при заикании как гиперестезию. Эти утверждения соответствовали его научной концепции, что заикающегося необходимо отвлечь от процесса речи, а не концентрировать внимание на нем. На первый план он выдвигал психическое воздействие на больного с целью преодоления его страха перед речью. Оно должно было про водиться в индивидуальном порядке и начинаться с самого начала терапии заикания.
Психическое воздействие заключалось в первую очередь в поощрении речи заикающегося, затем в оздоровлении окружающей среды и в устранении неблагоприятных психических моментов.
Помимо психического воздействия, А. Либман использовал также и речевые упражнения и укреплял здоровые речевые функции, распределяя содержание и коммуникативный уровень речи по различным ступеням трудности. Следуя дидактическому правилу идти от простого к сложному, он использовал следующие ступени: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы, пересказ, свободная речь, т. д. Неткачев относил заикание к числу психоневрозов, в основе которых чаще всего лежит страх, возникший большей частью бессознательно в раннем детстве, но затем развившийся и внедрившийся постепенно в духовную жизнь ребенка. С возрастом больного этот страх захватывает уже целиком мышление, чувства, волю, и развитие всей личности идет неправильным путем (т. е. происходит дисгармоническое развитие личности). 3адача лечения заключается в том, чтобы полностью перевоспитать личность. Несомненной ценностью метода Г. Д. Неткачева является то, что он заставлял самого больного работать над собой, над своей волей. Моментам самовоспитания автор придает большое значение, направляя все внимание и волю больного на новые пути. Таким образом, перевоспитывается личность заикающегося в целом при его активном участии.
Этот метод Г. Д. Неткачева был очень близок к методу, предложенному Хофнером, и наиболее близок к психотерапевтическому направлению. Он пытался найти связь общеизвестных форм заикания - начального, формирующегося и сформировавшегося - с физиологическими механизмами мозга и психологическими процессами. Он различал 3 стадии развития болезни. Первая стадия характеризуется физиологическими итерациями у начинающего говорить ребенка. Вторая стадия вторичной диссоциативной атаксии. Третью стадию он назвал ассоциативной афазией.
В развитии третьей стадии Хофнер выделял 3 этапа:
• моторно-динамический (повышенная интенсивность речи, сопутствующие движения);
• сенсорно -афотический (избегание трудных моментов, речебоязнь, нарушение логики, параграмматизм, «не получается», поиски причин порока речи);
• морально-психопатический (чувство неполноценности, «я не могу»,
большая речебоязнь, новые суждения, чувство социальной неполноценности, усиление других психических аномалий).

Фрешельс (1931) частично использовал эти данные в своих работах. Роте (1925) обобщил их и использовал в своей лечебно-педагогической системе, воздействующей на личность человека в целом. Он добился в индивидуальном лечении заикания и в работе спецклассов в Вене реальных успехов. Требовал от каждого терапевта составить план работы, включавший следующие части: соматическая диететика, т. е. упорядочение образа жизни, психическая диететика, т, е. отвлечение внимания от прогресса речи и защита от вредных влияний; логопедическая терапия, т. е. применение ступеней Либмана, педагогика (перевоспитание ), т.е. устранение патохарактерологических черт заикающегося, типичных для третьей стадии ассоциативной афазии, и формирование новой личности путем систематического педагогического воздействия.
При изучении литературы, посвященной различным теориям, иногда может сложиться впечатление, что речь идет о диаметрально противоположных направлениях. Здесь встречаются противопоставления мнений физиологической и психологической школ. При этом представители одной группы не отрицали влияния психогенных факторов, а другая группа исследователей не оставляла без внимания конституциональные факторы. Происходило лишь смещение акцентов, которых в зависимости от взглядов придерживались ученые.


1.3. Классификация заикания

• Клиническая характеристика заикания
В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году.
По этиологическому признаку.
Алистер (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:
заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; связанное с левшеством; по подражанию; сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.
По анатомо-физиологическому признаку.
По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С.
Никитина и М.Ф. Бруне (1939). Они выделили 2 группы детей: дети с поллидарным синдромом - отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; дети со стриарным синдромом - им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.
По клиническому признаку.
По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др. Так, В. С. Кочергина выделяет: детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;
детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии; детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.
По форме заикания.
В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания:
• тоническая,
• клоническая.
В данной классификации учитываются также некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

• Аспекты классификации заикания .
-Заикание в психологическом аспекте.
Проблемой заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей занимались многие исследователи. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляции. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно - быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.
Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.
Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью можно выявить тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

• Заикание с точки зрения психолингвистики.
Попробуем рассмотреть механизм заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии
возникновения речевого высказывания начинаются судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
рождение замысла высказывания во внутренней речи; 3. звуковая реализация высказывания.
В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного.
И. Ю. Абелева (и др.) считают, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, про граммы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.
Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.
В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).
В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.
В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.
В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.
Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование.


• Феноменология заикания

Речевые судороги
Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги мышц речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.
Принято выделять два основных типа речевых судорог:
-тонические
-клонические.
Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). Заикающийся в эти мгновения как бы скован. Рот при этом может быть полуоткрытым, либо, напротив, губы плотно сомкнуты. Лицо отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи либо в виде напряженной и протяженной вокализации.
Клонические речевые судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки либо слоги.
Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у одного и того же заикающегося.

Локализация судорог
Судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. Соответственно принято говорить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах. В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и Т.д.
До настоящего времени общепризнано, что классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии И.А. Сикорского «О заикании» (1889). Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации.

Судороги дыхательного аппарата
Респираторные судороги. Судороги вдоха и выдоха, возникают у маленьких детей. Внешне у ребенка запыхавший вид.
Инспираторная судорога. Характеризуется внезапным резким вдохом, возникающем на разных этапах речевого высказывания, что при водит к необоснованной паузе. Инспираторные клонические судороги могут следовать друг за другом, не прерываясь выдохом. Эти судороги нарушают как фонацию, так и речевую артикуляцию. Сила инспираторных судорог бывает различной. Чаще всего они выражены слабо и акустически малозаметны. Лишь в очень редких случаях они бывают сильными и длительными. Инспираторные судороги обычно сопровождаются субъективными ощущениями заикающихся в виде чувства напряжения в груди.
Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Для нее характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Во время приступа экспираторной судороги заикающийся может резко наклоняться вперед, а воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель. Во время экспираторной судороги, как артикуляция, так и вокализация приостанавливаются. Субъективно у заикающихся возникает тягостное ощущение необычного сжатия грудной клетки, нехватки воздуха.
В случае значительной длительности и выраженности тонического напряжения мышц в структуру экспираторной судороги включается раскрытие голосовой щели, опускание нижней челюсти, поднятие небной занавески и раздувание крыльев носа.

Судороги голосового аппарата
Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.
Смыкательная голосовая судорога возникает при попытке начать речь или в середине речевого высказывания, что внезапно прекращает голосоподачу. Голосовые складки в момент судороги резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха. Основным признаком этого вида судорог является полное отсутствие звука, которое может быть различным по длительности. В этот период наступает как бы «мимолетная немота». В связи с тем, что голосовая щель сомкнута, перекрывается прохождение воздушной струи, брюшная мускулатура напряжена. Заикающийся как будто «застывает», лицо его становится неподвижным, мышцы всего туловища приходят в оцепенение.
При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося выглядит напряженным. В качестве субъективных ощущений заикающиеся могут указывать на чувство напряжения в области гортани, груди и брюшных мышц, ощущение препятствия в области гортани.
Вокальная судорога возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. Судорога возникает в процессе речи, как правило, на гласных звуках. Акустически вокальная судорога воспринимается как необычная продолжительность вокализации гласного звука. По мнению Сикорского А.И., наиболее часто эта форма встречается в инициальной стадии заикания у детей и может быть первым признаком начинающегося заикания, а также является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог. Иногда длительность вокальной судороги исчерпывает все резервное количество воздуха, и слово не может быть произнесено без нового вдоха. При вокальных судорогах, тембр голоса и его частотные характеристики могут быть не нарушенными. Однако иногда у заикающихся наблюдается вокальная судорога, при которой может меняться тембр голоса и его высота. Голос при обретает неприятное, фальцетообразное, то понижающееся, то повышающееся звучание. Вокальная судорога, локализуясь в области гортани, может захватывать шейные мышцы и нарушать деятельность всех мышц голосового аппарата. Иногда наблюдается полная приостановка артикуляторных движений до тех пор, пока не закончится вокальная судорога.
Дрожащий или гортанный толчкообразный спазм возникает при произнесении или попытке произнесения гласных звуков. При этом речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Иногда звуки слышны в виде отдельных медленных «ударов».
Во время дрожащего гортанного спазма голосовые складки то смыкаются, то размыкаются, в результате чего возникают нефонологические звуки. Для этой судороги характерна открытая ротовая полость, что может сопровождаться ритмическим отбрасыванием назад или опусканием головы вперед.

Судороги артикуляционного аппарата
Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба.

Лицевые судороги
Смыкательная судорога губ является одной из наиболее часто наблюдаемых судорог при заикании. Она характерна уже для ранних этапов развития этого речевого нарушения.
Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются, при этом другие лицевые мышцы могут не принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющем полость рта.
При смыкательной судороге губ нарушается произнесение губных звуков (п, б, м, в, ф). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным (т, д, к).
Верхнегубная судорога наблюдается редко. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Верхнегубная судорога чаще бывает тонической по типу. При этой судороге произнесение всех губных звуков является практически невозможным. Лицо становится асимметричным, искаженным.
Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. В том случае, если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.
Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его. Ротовая щель перекашивается в сторону судорожно сокращенных мышц. Распространение судороги может быть на мышцы носа, век, лба. Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы рта. Заикающийся во время судороги не в состоянии сомкнуть губы, в результате чего расстраивается произнесение соответствующих согласных. Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон рта. Она бывает как тонической, так и клонической.
Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Все мышцы артикуляционного аппарата крайне напряжены. Судорога носит обычно тонический характер и нередко иррадиирует и может захватывать мышцы лба, век и всю мускулатуру лица. Сложная судорога лица. Хотя и выделена И.А. Сикорским в отдельную судорогу, однако, по его мнению, не имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяжелой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных мышц, круговой мышцы век, ушных мышц. Сложная лицевая судорога, как правило, сопровождает судорогу кру¬говой мышцы рта. По мнению ряда исследователей, она характерна для тяжелого заикания у взрослых.

Язычные судороги
Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.
Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.
Судорога корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании назад. Во время судороги происходит смыкание корня языка с небом, в результате чего полностью блокируется прохождение воздушной струи через ротовое отверстие. Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков (г, к, х).
Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. При тонической судороге язык может находиться высунутым из полости рта, а при клонической - периодически выдвигаться вперед и затем с силой втягиваться внутрь. Во время судороги произнесение звуков становится невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения. Если судорога носит не резко выраженный характер, язык может оставаться в полости рта, лишь упираясь в зубы.
Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта. Эта судорога охватывает мышцы, связанные с подъязычной костью. При этой судороге часто наблюдается повторение слогов и придыхания. Очень редко она носит самостоятельный характер, в основном сочетается с судорогами другой локализации.

Судорога мягкого неба
Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Чаще она наблюдается в составе сложной общей генерализованной судороги артикуляционного аппарата. Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков, похожих на «пм-пм» или «ТН-ТН», «кн-кн» и т.п. в зависимости от положения языка и губ. Субъективные ощущения заикающихся выражаются в чувстве неприятного напряжения, сухости в носу. Тяжесть проявления речевых судорог:
Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.
До настоящего времени нет объективных показателей и единой методики для оценки степени тяжести заикания. Имеются разные мнения специалистов по этому поводу. Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки. Так, легкая степень заикания квалифицируется в том случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи. Средняя степень речевого дефекта определяется в тех случаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической формах речи. Тяжелая степень фиксируется в том случае, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной (Волкова Г.А., 1993 и др.).
Другие ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте (В.И. Селиверстов, 1994).
Существуют и другие, более формализованные оценки степени тяжести заикания, как-то: количественные показатели темпа речи, количество и длительность пауз, количество повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи заикающихся (Ю.А. Кузьмин, 1990 и др.).
Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий: эмоционального состояния заикающегося в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося; от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания; от наличия так называемых «трудных звуков» в словах, составляющих высказывание, и т.д.
Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок
Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, в особенности «п, г, к», кроме этого, судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными, например «пр», «СТ», «кр» и т.п.
Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре.
Запинки в большей степени вероятны в тех словах, которые не характерны для индивидуального словаря говорящего (малочастотные), а также в словах или словосочетаниях, которые несут основную информационную нагрузку во фразе (информационная значимость) говорящего.
Кроме этого, на появление запинок влияет и ритмическая структура слова.
Запинки главным образом возникают на предударных и ударных слогах. Напротив, они практически не появляются на заударных слогах. Наиболее же часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.


Речевое дыхание
В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания.
Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.
Речевое дыхание представляет собой высоко-координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процесс е речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.
При коррекции заикания в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания как один из ведущих приемов установления плавности речи.

Сопутствующие речи движения
Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притопывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у не заикающихся людей. Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер. В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.

Речевые уловки
При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: «да; вот; это самое» и т.п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными («куцо»). Такие явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называть эмболофразией, а сами слова - эмболами. Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми «трудными» звуками. Например: «Я хочу ... это вот, я хочу ... то вот, я хочу «...пппосмотреть ... ». Эмболы могут появляться в конце судороги как «вступление» в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимся. Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произнести, на слова, которые произнести легче. Часто рече¬вые уловки такого рода меняют смысл высказывания, что нередко осознается заикающимися.

Вегетативные реакции
Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением ли¬ца, резким учащением сердцебиения. В процессе речи резко усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появиться капли пота на лбу, иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.

Логофобия
У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая л...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.