На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Психодиагностика в обучении младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 17.07.2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы психодиагностики внимания и памяти младших школьников
1.1. Внимание, как специфический процесс
1.2. Развитие концентрации внимания с помощью корректурных средств
1.3. Увеличение объема внимания и распределения памяти 4
4
9
14
Глава 2. Психодиагностика трудностей в обучении чтению младших школьников
2.1. Необходимость психодиагностической деятельности и ее средства
2.2. Характеристика испытуемых
2.3. Психодиагностическое исследование трудностей в обучении чтению у младших школьников

16
16
19

19
Заключение
Библиография 33
36


Введение

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что, начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет.
Актуальность проблемы подтверждается статьями и разработками занятий, которые в последнее время всё чаще и чаще появляются на страницах периодической печати и методической литературы.
Объект исследования - умственное развитие младших школьников (1-4 класс).
Предметом являются психологические основы диагностики умственного развития.
Цель работы - изучить наиболее эффективные пути психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов.
Задачи работы:
1. Изучить сущность психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов
2. Провести психодиагностическое исследование трудностей в обучении чтению у младших школьников
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; беседы со школьниками, проведение тестов и обработка результатов.
Гипотеза исследования: уровень умственного развития зависит от количества и качества выполняемых заданий, направленных на развитие психических процессов.
Курсовая работа состоит из двух глав введения и заключения. В конце работы дается список литературы и приложение.


1. Сущность психодиагностики трудностей в обучении детей
младших классов

1.1. Внимание, как специфический процесс

Для учителя начальной школы проблема развития вни¬мания детей является традиционной. Это во многом обус¬ловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распреде¬ляемо, неустойчиво, что во многом объясняется недоста¬точной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.
Психологи до сих пор так и не определились с трак¬товкой понятия «внимание».
На протяжении младшего школьного возраста регу¬лирующие влияния высших корковых центров постепен¬но совершенствуются. В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объем внимания, повы¬шается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и вы¬полнять произвольно заданную программу действий.
Хорошо развитые свойства внимания и его организо¬ванность являются факторами, непосредственно опреде¬ляющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успеш¬ность обучения по разным предметам. Так, при овладе¬нии математикой ведущая роль принадлежит объему вни¬мания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вы¬вод: развивая различные свойства внимания, можно по-высить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы пре¬дотвратить их стихийное развитие.
Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими осо¬бенностями, в частности свойствами высшей нервной дея¬тельности. Установлено, что разные сочетания свойств не¬рвной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной и подвижной не¬рвной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочета¬нии инертности и силы показатели устойчивости повыша¬ются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необхо-димо учитывать, что индивидуально-типологические осо¬бенности каждого конкретного ребенка позволяют трени¬ровать его внимание лишь в определенных пределах.
Однако относительно слабое развитие свойств внима¬ния не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности вни¬мания, т.е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гиб¬ко оперировать его свойствами в зависимости от специ¬фики выполняемой деятельности.
Наряду с методом наблюдения учитель может исполь¬зовать и ряд других приемов диагностики внимания уча¬щихся. Эти приемы построены на учебном материале и приближены к условиям реальных школьных занятий. Их использование в учебной работе позволяет проследить динамику в становлении внимания школьников (напри¬мер, на протяжении одной учебной четверти или учебно¬го года). Кроме того, сами эти приемы при систематичес¬ком применении могут выступать в качестве достаточно эффективного средства тренировки внимания.
Одним из таких приемов является словарный диктант с комментированием. Этот хорошо известный педагогам методический прием становится спо¬собом измерения внимания, если:
1) учитель читает каж¬дое слово только один раз;
2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;
3) учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не загляды¬вали в тетради друг к другу.
В целях соблюдения двух последних условий рекомендуется привлекать ассистен¬тов. Если учащийся не может записать слово после ком¬ментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы, несмотря на то, что ком¬ментированное письмо – вид работы, известный учащимся с первого класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.
Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недо¬статков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от учащихся специальных знаний и уме¬ний. Выполняемая ими при этом деятельность аналогич¬на той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение оши¬бок в тексте требует прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером вклю¬ченных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.
Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаруже¬ния в них ошибок:
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а те¬перь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети. Мальчик мчал¬ся на лошади. В траве стрекочет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».
«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду рас¬цвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипу¬чи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».
Работа проводится следующим образом. Каждому уча¬щемуся дается отпечатанный на листочке текст и сооб¬щается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.
При анализе результатов этой работы важным являет¬ся не только количественный подсчет найденных, исправ¬ленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обна¬руживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправиль¬ное и др.
Рассмотренные выше примеры психолого-педаго¬гической диагностики, включенные в живой учебный про¬цесс, позволяют учителю получить общее представление об особенностях внимания учащихся, но не выявляют сте¬пень развития отдельных его свойств. Это обусловлено тем, что любая сложная деятельность может осуществляться полноценно только при одновременном участии всех свойств внимания как единого целого, целостного процес¬са (акта). Выделение и диагностика обособленных данных свойств внимания оправдана только в условиях специаль¬но организованного психологического эксперимента.
Однако, говоря о произвольном внимании как специ¬фической высшей психической функции, проявляющей¬ся в способности контролировать, регулировать ход вы¬полнения деятельности и ее результаты, необходимо ста¬вить вопрос о специальной работе по развитию внимания у детей. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте и потому реализующая характерные для этого возраста задачи развития, в наибольшей сте¬пени «работает» на становление полноценного внима¬ния детей. Однако сама эта деятельность для осуществ¬ления требует некоторого начального уровня сформированности произвольного внимания. Его недостаток нередко и обусловливает неуспешность школьников в учении, что влечет за собой необходимость специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении.
В этой связи можно выделить определенные виды за¬нятий, которые предъявляют более высокие требования как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их системати¬ческое применение способствует повышению эффектив¬ности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. Пред¬лагаемые далее задания и игры рекомендуется использо¬вать как в коллективной работе с учащимися в целях про¬филактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невни¬мательностью.


1.2 Развитие концентрации внимания с помощью корректурных

Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде¬ленные буквы в печатном тексте. Это основной тип уп¬ражнений, в которых ребенок имеет возможность почув¬ствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует раз¬витию концентрации внимания и самоконтроля при вы¬полнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тек¬сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек¬сты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежед¬невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп¬повым.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень¬кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меня¬ются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно о...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.