На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Направленность профессионального образования студента

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Профессиональное образование как фактор развития общей культуры студента………………………………………………………………..
Глава 2. Предметное образование как основа профессионального образования студента………………………………………………………………..
Глава 3. Модель профессионально-направленного предметного образования студента...................................................................................................
Заключение…………………………………………………………………………….
Библиография………………………………………………………………………...


ВВЕДЕНИЕ

Проблема проведенного исследования заключается в определении методологических, теоретических и практических основ обеспечения эффективности профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки в техническом вузе.
Актуальность данной проблемы определяется общими требованиями к будущему специалисту, который должен быть разносторонне развитой, творческой личностью, способной к усвоению знаний и применению их на практике, а также условиями развития общества, производственными потребностями и состоянием на сегодняшний день психолого-педагогической науки.
Развитие современного общества, экономики, культуры, а также науки требует от будущих специалистов высокой информированности о новых достижениях во всех областях жизнедеятельности. Успехи специалиста в той или иной сфере занятости зачастую зависят от того, умеет ли он в процессе своей деятельности:
а) выделять главное, существенное; обладает ли способностью к обобщению);
б) делать анализ решаемой проблемы и решать ее с точки зрения оптимальности затрат - умственных, физических, экономических и т.д. - (наличие аналитических способностей);
в) следовать схеме: решение > наблюдение > коррекция.
Наличие у специалиста выделенных навыков дает возможность говорить об овладении им репродуктивными, творческими, рациональными умениями.
В соответствии с Законом «Об образовании» высшее профессиональное образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов на базе среднего (полного общего), начального профессионального или среднего профессионального образования.
Третье международное исследование (TIMSS) по оценке качества предметного и естественнонаучного образования имело своей целью оценить состояние предметной и естественнонаучной подготовки выпускников общеобразовательных средних учебных заведений в сопоставлении с различными системами образования. Данные тестирования показали, что Россия попала в группу стран, набравших средний балл, значительно более низкий, чем международный. Одним из выводов, сделанных относительно российских школьников был следующий: недостаточный уровень естественнонаучной грамотности российских выпускников не позволяет им умело применять знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин в реальных ситуациях.
Развитие общества и экономики ставят перед системой образования России, в том числе и высшей, важную задачу - обеспечить качественную подготовку разносторонне развитого, конкурентоспособного специалиста в современных условиях рынка труда.
У студента должны быть сформированы такие профессиональные знания, умения и навыки, которые обеспечили бы развитие его творческих способностей; прогресс производства; ориентацию и адаптацию студента к теоретической и практической профессиональной деятельности.
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, (т.е. на практике применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Резкие изменения темпов развития общества меняют требования, предъявляемые к специалисту и к системе образования в целом. И сейчас образование, в том числе высшее, будет не столько отслеживать, сколько определять будущий облик общества, детерминировать его.
Традиционная система образования готовила людей к жизни в условиях, которые уже были в наличии к моменту подготовки этих людей. Сегодня подрастающее поколение готовится к жизни в условиях, о которых мало что знает. Современные условия таковы, что будущее выступает объектом сознательного социального проектирования. Если традиционный подход к будущему определяется технологическими возможностями настоящего, технократическим подходом, то сейчас резко возрастает роль этических концепций, лежащих в основе жизнедеятельности общества. И если традиционная система деятельности ориентировалась на устойчивую систему знаний, умений и навыков, то сейчас период жизни знаний в отдельных областях сократился до 3-5 лет. Появилась задача поиска некоторых способов получения знаний, обладающих повышенной устойчивостью к переменам.
Традиционная система учебной деятельности в значительной степени была связана с копированием ранее найденных решений, творческий компонент в ней присутствовал в незначительной мере. В современных условиях в большей степени требуется творческий работник - носитель творческого начала. Меняются требования и к нему, и к системе образования, готовящей специалиста, способного к творческой деятельности.
Критериями высокого профессионализма могут быть глубокие общетрудовые умения и навыки, (самостоятельность, порядочность, дисциплинированность, ответственность), профессиональная мобильность, организованность, предприимчивость, творческое мышление. Показателями гуманистической нравственности являются самокритичность, критичность, культура труда, самосознание.
Как в современных условиях подойти к подготовке специалиста? Ведь инженерная деятельность меняется буквально на глазах. Изменяется содержание, условия инженерного труда, резко пополнился и обновился арсенал его средств, появились новые экономические функции. Нужно учить будущих инженеров с позиции «завтрашнего дня». Сегодня знаний, полученных в вузе, недостаточно для успешной работы в течение всего периода профессиональной деятельности. Инженерные знания «стареют» очень быстро. Поэтому процесс подготовки технических специалистов должен быть ориентирован на то, чтобы выпускник вуза был потенциально способен эффективно взаимодействовать с техникой будущих поколений. Целью такой подготовки должно быть не только формирование «завтрашнего специалиста», а развитие в нем способности к самостоятельному приобретению новой информации и ее творческой переработке. Происходит переориентация профессионального обучения на развитие индивидуальных способностей и дарований, и возникает необходимость пересмотреть и переосмыслить содержание профессионального образования, его понятийный аппарат: технические, технологические, экономические отрасли, сферу материального производства, являющуюся отражением общепроизводственного, общеотраслевого и узкопрофессионального уровней. При этом реализуются дидактические принципы обучения, существенно повышается культура процесса подготовки специалистов, и при переходе с одного уровня на другой более полно и определенно проявляются общие закономерности развития материально-производственной деятельности.
Формирование профессионального образования в России происходит в период стремительного развития экономики и неизбежно несет в себе изъяны, связанные с системой обучения и воспитания молодежи, расширением производства.
Степень изученности проблемы.
Исходя из вышесказанного, профессиональное образование нами рассматривается с разных точек зрения. Основой для выбора и спецификации точек зрения послужили следующие работы:
- Социальный аспект проблемы профессионального выбора изучали И.Н. Назимов, М.Н. Рушкевич, А.Д. Сазонов, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин и др.
- В работах И.Д. Кащева, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, В.И. Павловой, К.К. Платонова и других нашли подробное освещение психологические и медико-биологические основы профессиональной деятельности.
- Профессиональные качества личности исследовали О.С. Гребенюк, В.М. Распопов, А.П. Сейтещев, И.М. Стариков и др.
- Психолого-педагогические закономерности, принципы и методы формирования творческой личности нашли свое отражение в исследованиях Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.А. Галагузовой, Б.С. Гершунского, Г.Г. Гранатова, Э.Ф. Зеера, В.С. Леднева, В.С. Семенова, Н.Н. Тулькибаевой, В.А. Черкасова, Н.М. Яковлевой и др.
- Важные для нашего исследования проблемы формирования личностных качеств обучающихся раскрыты в работах В.А. Беликова, Ф.Н. Гоноболина, А.И. Пискунова, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина, В.Э. Тамарина, А.И. Щер-бакова и др.
- Обеспечение эффективной профессиональной подготовки личности исследовалось П.Р. Атутовым, с. Я. Батышевым, В.Г. Безруковым, И.Ф. Исаевым, Е.А. Климовым, Л.М. Кустовым и др.
- Решением проблем социальной и социально-трудовой активности личности занимались О.К. Агавелян, А.С. Белкин, В.В. Каркунов, с. Е. Матушкин, А.Т. Санин и др.
- Проблемы исследования личности и деятельности отражены в работах К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова, а также зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпер, Дж. Холлланд и др.
- Системообразующий фактор личности - ее направленность, нашел свое отражение в трудах Л.И. Божович, В.С. Мерлина, К.К. Платонова и др.
- Вопросами профессиональной направленности обучения, как одной из форм специфической межпредметной связи занимались Т.Н. Алешина, А.И. Власенков, Т.В. Воронина, Т.М. Гордиец, Г.С. Гутонов, А.О. Измайлов, А.Я. Кудрявцев, М.И. Махмутов, Н.Н. Мелешко, Л.В. Мельникова и др.
- Творческий характер мышления нашел отражение в работах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской и др.
Различными видами мышления занимаются Л.Л. Гурова, З.И. Калмыкова, В. Кёлер, Н.Н. Ладыгина-Котс, И.П. Павлов, Н.Н. Поддьянов, Я.А. Пономарев, с. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.
- В работах исследователей В.В. Алехина, В.Г. Горохова, с. А. Кугель, О.Т. Лебедева, И.О. Мартынюк, О.М. Никандрова, В.В. Чешева, Е.А. Шаповалова и др. были предприняты попытки целостного, философского осмысления сущности и структуры инженерной деятельности, ее социальной функции.
- Анализом структуры личности занимались многие теоретики-педагоги, такие как Б.С. Гершунский, М.С. Каган, А.Г. Ковалев, В.С. Леднев, А.А. Макарень, К.К. Платонов и др.
- Проблеме разработки критериев оценки умственного развития посвящены работы Д.Н. Богоявленского, Л.В. Занкова, Н.Д. Левитова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина и др.
В формировании (становлении) студента нового типа предметному образованию отводится определенное место, т.к. изучение математики является источником и средством активного интеллектуального развития человека, его умственных способностей. С помощью математики познается окружающий мир, его пространственные и количественные отношения, математика является той базой, которая обеспечивает готовность человека как к овладению сложными дисциплинами, так и многими профессиями, делает для него доступным непрерывное образование и самообразование. На примерах из истории развития математики прослеживается развитие не только ее самой, но и человеческой культуры в целом; математика помогает осмыслить мир, в котором мы живем, сформировать у человека развивающиеся научные представления о реальном физическом пространстве.
Математические знания выполняют роль методологической основы естественнонаучного знания, формирования общенаучного языка, изучения большинства образовательных и специальных дисциплин технического университета. Поэтому для продуктивной деятельности студента необходим достаточно высокий уровень предметного образования.
Конкурентоспособный специалист должен уметь:
- проводить математический анализ и строить математические модели прикладных задач;
- применять фундаментальные математические методы для решения прикладных задач;
- владеть абстрактным мышлением;
- иметь творческое воображение..............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше диссертационное исследование было посвящено определению методологических, теоретических и практических основ обеспечения эффективности профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки в техническом вузе.
В ходе исследования мы выяснили, что обозначенная проблема актуальна в силу новой образовательной политики России, аспектами которой являются:
- обеспечение динамичного развития экономики;
- обеспечение конкурентоспособности специалистов;
- сокращение сферы неквалифицированного труда;
- глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
В связи с этим мы в своем исследовании рассматривали творческую деятельность и пришли к выводу, что важным ее компонентом и результатом является система знаний. Это объясняется тем, что формирование и развитие системы знаний протекает постепенно в процессе учебной (познавательной) деятельности с помощью общелогических и специфических приемов мышления на базе уже сформированной (до этого) части системы знаний.
Поэтому из различных моделей предметной деятельности мы выбрали ту, которая выделяет три основных аспекта предметной деятельности:
1. Предметное описание конкретных ситуаций или математизация эмпирического материала (МЭМ);
2. Логическая организация предметного материала (ЛОММ), полученного в результате первого аспекта;
3. Применение предметной теории (ПМТ), полученной в результате второго аспекта деятельности.
Указанные аспекты деятельности представляют собой специфические для математики приемы мышления, которые используют в отдельных сочетаниях общелогические приемы.
Также в ходе исследования нами были доопределены понятия «предметное мышление», «предметное мышление студента», «математическая культура студента».
Установленная в ходе исследования взаимосвязь предметного и профессионального образования, ядром которой является предметное мышление, позволила нам установить, что предметное мышление есть значимый компонент профессионального образования студента, в силу того, что предметное мышление входит как одна из составляющих в основные элементы выделенной взаимосвязи, т.е.:
связи – внутрипредметные, межпредметные (внутренние, внешние);
аспекты – педагогический, социальный, профессиональный, психологический;
компоненты – проблемы, цели, задачи, принципы, формы и методы;
функции – развивающая, обучающая, воспитывающая, оценочная, корректирующая.
Постановка и анализ проблемы исследования рассмотрены были нами в историческом и содержательном аспектах, что позволило установить тесную взаимосвязь между уровнями образовательной системы и показать, что предметное мышление является их компонентом.
Наше исследование имеет своим основанием личностно-ориентированный подход, который в свою очередь тесно связан своими принципами и закономерностями с такими подходами как:
Деятельностный подход, подразумевающий тесное взаимопроникновение предметов, обеспечивающих учебную, познавательную и творческую деятельность студента и глубокое влияния такого взаимопроникновения на развитие мотивации обучения, познавательных способностей, мышления и т.д.
Контекстный подход, развивающий продуктивное мышление студента посредством создания проблемных ситуаций;
Гуманистический подход имеет своей целью гармонизировать отношение человека с природой; стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления; реализовать потребности студента на новом уровне научной грамотности;
Культурологический подход развития предметного мышления студента связан с включением студента в социокультурное пространство, в котором осуществляется процесс обучения;
Системный подход функционирует на основе комплекса принципов и методов, поэтому носит, прежде всего, междисциплинарный характер.
В своей совокупности данные подходы образуют комплексно-вариативный подход, который полностью определяет состояние образовательного процесса как системы.
1. Основные тенденции развития профессионального образования:
развитие рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;
подчинение образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;
2. Основные принципы профессионально-направленного предметного образования, включающие в себя:
системно-образующим фактором проектирования образования становится развитие студента;
целью образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной, интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;
дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей будущих специалистов;
обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;
адекватность уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным характером содержания и технологиями обучения.
3. Компоненты культуры студента:
осмысление и усвоение знаний и умений, выраженных в символах и терминах, отражающих объективные понятия и теории; рефлексивный подход к личному поведению;
учет тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;
участие студента в культурной коммуникативной деятельности; приобщение студента к различным источникам культурной информации;
организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установок на творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие рефлексивной культуры студента, на перевод обучения в самообучение.
4. Функции культуры студента:
Познавательно-эвристическая – связанная с овладением инструментальными ценностями, с эвристическим подходом к познавательной деятельности;
Информационная – связанная с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется посредством сложных знаковых систем (символов, формул), преобразований;
Регулятивная – выступающая как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать отношения и поведение людей.
Определены педагогические условия эффективности модели профессионально-направленного предметного образования студента. Модель профессионально-направленного предметного образования студента представляет собой связь структурных компонентов (образовательного, профессионального, культурологического, технологического, проверки качества развития профессионально-направленного предметного образования студента), выполнение компонентами соответствующих функций и установление связей между компонентами.
Личностный аспект предметного образования студента связан с развитием предметного мышления и личностных черт характера, показали, что предметное мышление является компонентом предметного образования студента. В процессе обучения у студентов наблюдается переход в развитии мышления от эмпирического к теоретическому уровню, а внутри теоретического – от аналитического к рефлексирующему, и, как следствие, ядром теоретического мышления выступает содержательный анализ, планирование и рефлексия.
Теоретическое мышление на рефлексирующем уровне развития становится свойством личности и поэтому, при условии владения человеком материалом и наличия у него интереса, может быть реализовано на максимально доступном уровне в любом предметном виде мышления (в нашем исследовании предметного мышления). Предметное образование, являясь одним из компонентов профессионального образования, представляет из себя важнейший источник развития не только мышления, но и студента в целом. Поэтому вся система педагогических методов и приемов должна быть подчинена формированию предметного мышления, реализации функций, выполняемых математическим мышлением в профессиональной подготовке студента.
Цель исследования, определение методологических, теоретических и практических основ, обеспечивающих эффективность профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки, достигнута. Гипотеза доказана.
Несмотря на положительные результаты проведенного исследования остается открытым вопрос о создании предметной модели профессионально-направленного предметного образования студента.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.