На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Национальные особенности формирования экологической культуры горских народов

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 13.08.2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Национальные особенности формирования
экологической культуры горских народов

На всех этапах своего развития, с древнейших времён до современности, человечество теснейшим образом связано с окружающей его средой, - живой и неживой природой. Природа всегда давала и даёт человеку пищу и тепло. Вплоть до самого последнего времени природные ресурсы были основным поставщиком материала для его одежды и жилищ. Естественно, что природные условия, в которых развивалось то или иное общество, оказывали сильнейшее влияние на формирование его культуры и традиций.
Для понимания культуры народов и человеческого опыта в целом духовные аспекты культуры столь же важны, как материальная культура и социальная организация. Под духовной культурой понимается весь идеальный материал, производимый обществом. Он имеет свою собственную историю и придаёт культуре её отличительность, даже если материальные жизни, особенно в современных обществах, могут быть очень схожими. Многие народы, проживающие в одинаковых природных условиях, могут иметь очень разные миропредставления, религиозные верования, ритуалы и мифологию. Хотя имеются определённые универсальные характеристики религиозных систем и верований, именно их разнообразие и неповторимость представляют первостепенный интерес для науки и общественной практики.
Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, какое моральное значение люди придают определённым элементам культурной среды. Для понимания культурной идентичности народа необходимо учитывать лежащую в основе его мировидения систему ценностей .
Культурное многообразие проявляет себя в том, как люди выражают ценности через особые символы, через которые всегда выражаются и религиозные представления, и поэтому важно понимание значения символов и их связи с религиозными верованиями.
По мере развития человеческого общества в его отношении к природе, помимо утилитарно-рациональных, стали появляться и духовные, этические компоненты, находившие выражение в культе природы, её обожествлении. По мнению выдающегося этнографа и историка культуры XIX века Э.Б.Тэйлора, то обстоятельство, что целый народ имеет свой особый костюм, особые орудия и оружие, особые брачные и имущественные законы, особые нравственные и религиозные учения, представляет замечательный факт, на который мы обращаем так мало внимания лишь потому, что мы провели всю нашу жизнь в этой среде.
Рассматривая тему природоохранных традиций, нас главным образом интересует уровень экологического знания, культурного осмысления окружающей среды как составной части бытовой культуры, находящейся во взаимосвязи с другими аспектами жизни. Здесь одинаково важны степень глубины познания окружающей среды, её рациональная, потребительская сущность и процессы формирования традиционных форм отношения к природе, средства и способы их освоения. Какие понятия и поверья существуют в народе, какой представляется человеку живая природа? Поведенческие аспекты экологического знания, как правило, дополняются рядом правил, носящих ритуально-культовый характер. Эти действия носят определённое знаковое содержание, которое в первую очередь указывает на то, что люди, прибегающие к ним, является членами одной культурной общности.
Естественно-природные условия в докапиталистический период создают базу для социально-хозяйственного и экономического развития общества. В самых различных частях земного шара возникают сходные хозяйственные и культурные ценности и наоборот. На основе географически-ландшафтных условий развиваются социально-экономические отношения, возникает культура и происходит становление всей цивилизации. Тем не менее, взаимодействие человека с природой у каждого народа имеет свои особенности, и в этом проявляется своеобразие традиционной культуры народа. Такое взаимоотношение в свою очередь позволяет рассматривать нацию и среду его обитания как определённую целостность – этноэкологическую систему.
Важным средством формирования нового экологического идеала может стать традиционная экологическая культура осетин, формировавшаяся в течение многих веков в условиях вынужденного замкнутого проживания в суровых горных ущельях Северного Кавказа. Исторически сложившийся уклад жизни выработал устойчивые стереотипы поведения осетин, направленные на достижение и сохранение равновесия между антропогенной активностью и природой. В процессе жизнедеятельности горских «обществ» сложилась «интравертная модель обеспечения экологических норм и жизнедеятельности», при которой усилия всего населения «обществ» направлялись на поддержание природохозяйственного равновесия. Такая модель обеспечивала гармоничное сосуществование природной и этносоциальной систем.
Национальная культура осетин, как и многих других народов, сформировалась под влиянием определяющей жизнь и быт связи человек-природа. Экстремальные условия горных территорий приучили народы Кавказа к подчинению законам среды, в которой они обитали. Именно поэтому национальная культура изначально строилась на таких фундаментальных основах как труд, бережное отношение к природе и разумное природопользование, нравственность и уважением к человеку как носителю народной мудрости, забота о его здоровье.
В горской культурной традиции о природе и человеке и образе их отношений писали и пишут давно и много в отечественном и зарубежном осетиноведении, но каждый новый период в истории с его новыми проблемами и новыми взглядами требует своего осмысления, казалось бы, уже давно изученных тем. Этого же требует и развитие научного знания.
Горская народная мудрость, являясь основой общей культуры нации, отражает непреложные общечеловеческие ценности – моральные нормы и принципы сосуществования человека с природой. Традиция взаимодействия с природой горского народа уходит корнями в далёкое прошлое. Для предков осетин природа была вторым домом, они всегда осознавали ценность природы и бережно относились к ней. В то же время она являлась воспитателем и покровителем народа, учила трудолюбию, наблюдательности, помогала выжить в трудных условиях. Весь традиционный образ жизни горцев определялся спецификой конкретных климатических и природно-географических условий, в которых протекала национальная жизнь. Многие стороны культуры, быта, психологии национально специфичны именно благодаря своеобразию окружающей природной среды.
Кроме того, частная тема «Природоохранные традиции осетин как основа формирования экологической культуры» является одним из звеньев большой, общей темы «Природоохранные традиции мира как основа формирования экологической культуры», и изучение её даёт возможность для познания её в категориях «общего», «особенного» и «частного» в культурном опыте человечества и, что особенно важно для нас, в сравнении с культурными традициями горных регионов зарубежья.
Рассматриваемая тема представляет интерес и в связи с глобальными проблемами наших дней, и, прежде всего с ухудшением состояния окружающей природной среды. На Западе в последние десятилетия возникла «экологическая философия» (environmental philosophy»), чьё появление на свет связано с этим кризисом. Одна из причин его, пусть и не самая важная, - долгое небрежение религиозными, этическими и социокультурными аспектами отношений человека и природы, на которые и пытается обратить внимание новое направление философии, а также культурологи, антропологи, этнографы, религиоведы и другие специалисты, занимающиеся изучением этих аспектов в культурах разных народов мира. Культурное наследие горского народа раскрывает величайшую глубину традиционных ценностей, оказывающих непосредственное воздействие на формирование нравственных качеств и развитие духовности поколений. В современных условиях возрастает потребность в сохранении и популяризации обычаев и традиций народа, составляющих его национальную гордость и отражающих его мировосприятие.
Народная мудрость находилась в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрономическими знаниями. Понимание сути природных явлений и процессов в окружающей среде приблизило осетин к глубокому осмыслению объективной действительности и, как следствие, предоставляло возможность создания собственной системы экологических знаний. Так, «гармония природы перерастала, при условии сознательной деятельности взрослых, в совершенство личности, способной не только созерцать и объяснять природу, но и активно преобразовывать её. Именно в этом преобразовании окружающей действительности – природы и общества – и состоит высший смысл гармонического совершенства человеческой личности».
Для передачи понятия «природа» осетины обыкновенно пользуются словом «ардз» (в выражении родительного падежа переводится как «от природы», «от рождения»). Природная среда Северной Осетии с её отличительными чертами – преобладанием горного ландшафта, обилием источников, горными лесами, климатическими особенностями – предопределяет представления осетин о природе, а не деятельность человека как субъекта культуры в этой среде.
Усваивая народные запреты, предписания экологического характера, горцы становились носителями нравственных устоев жизнедеятельности. Важным в содержании развития горцев считались знания, умения и навыки по выполнению разных видов труда, связанных с сельскохозяйственным производством, всецело зависящим от «капризов» природы. Поэтому в процессе усвоения знаний формировался определённый подход к познанию разнообразия природы и объяснению природных явлений. С крестьянским хозяйством связано изучение рельефа земли, ознакомление с флорой и фауной, на основе чего у горцев возникла и медицина.
В условиях сурового климата горных ущелий тяжесть жизни способствовала укреплению в сознании осетин-горцев различных суеверий и предрассудков, для которых была характерна неоформленность и мистическая неопределённость содержания. Среди переселенцев на плоскость эти суеверия сохранились в значительно меньшей степени.
Одной из особенностей национальной культуры является наличие у горского народа природоохранных традиций, основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Религиозное мировоззрение осетин, как и любого народа, складывалось в течение многих веков. Оно имеет несколько различных пластов, возникших в разные эпохи и в разной этнической среде. Наиболее значимыми и красочными из них следует считать верования, сформировавшиеся на сугубо местной (кавказской) почве и отличающиеся весьма близким сходством с религиозными верованиями соседних народов.
Первичные природоохранные традиции, связанные с религиозно-мистическим почитанием объектов природы, испокон веков существовали и в Северной Осетии. Смешение различных народов и культур, особенности природы – всё это оказало огромное влияние на формирование собственно горской природоохранной культуры, имеющей ряд специфических особенностей.
Одной из таких важных особенностей является наследование языческих культов поклонения природе более поздними религиями – христианством и исламом, с использованием этих культов в приемлемой для новой религии форме. Природный объект, избранный в качестве племенного тотема, исключался из хозяйственной деятельности: если это было животное, то мог быть наложен полный или частичный запрет на охоту, вводилось табу на посещения мест его обитания. По мнению известного знатока горского быта Д.Лаврова «религия осетин в недрах своих представляет смесь религии христианской, магометанской и даже языческой, так что сходство религии горской со всеми последними заставляет осетина смотреть на неё как на нечто знакомое и не возбуждающее того предубеждения, которое производит на человека всё, что ему незнакомо, даже и тогда, когда незнакомое не приносит ему вреда».
Другой важной особенностью основ природоохранной культуры осетин является использование общих традиций поклонения объектам природы - дзуарам, совместное почитание которых, как мусульманами, так и христианами, являлось результатом долгого добрососедского сожительства и взаимопроникновения друг в друга этих религий на территории республики. Дзуаром осетины называют святого, патрона, духа-покровителя. Но то же название прилагается к известному месту, пользующемуся религиозным почитанием. Отношение между тем и другим значением этого слова объясняется тем, что известное место считается жилищем известного духа, в котором он охотно пребывает или которое он посещает в известное время. Как правило, они располагаются за чертой селения, в большинстве случаев на возвышенных местах. Вот как описывают одну из таких рощ Энгельгардт и Гаррот: «Поднимаясь к верховьям реки Терек по Трусовскому ущелью, в котором только кое-где виднеются тощие берёзки и кусты рододендрона и облепихи, путешественники были удивлены, увидев на южном склоне ущелья, выше селения Абано, красивый берёзовый лесок, имеющий полверсты протяжения. Оказалось, что это священная роща, состоящая под покровительством какого-то духа, который поражает болезнью каждого, осмелившегося сломить ветку или срубить дерево в этой роще». Назначение священных рощ различное. В одних случаях они служили местопребыванием какого-то духа, легендарного предка (знаменитая роща Хетага), в других – кладбищами. В таких рощах запрещалось рубить лес за исключением случаев, когда дрова шли на приготовление пищи и напитков в честь святого, которому посвящена роща. Священные рощи находились под коллективной охраной всей общины. Божественное почитание деревьев оберегало их от истребления. Леса, дававшие человеку почти всё необходимое для жизни, пользовались особым поклонением. Многие деревья, растущие в священных для православного осетина местах, обвешаны лоскутами материи, носовыми платками, лентами, оставленными богомольцами как память о посещении святого места.
В последнее время всё чаще можно услышать уже прочно вошедшие в наш лексикон фразы: «рациональное природопользование», «природоохранная территория», «экологическое мышление» и т.д. На первый взгляд может показаться, что это веяние нашего времени, когда человек начал активно охранять ещё не поддавшиеся антропогенному давлению территории и заповедовать объекты природы. На самом деле история заповедного дела уходи...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.