На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Системы в экологии прогнозы и перспективы

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 13.08.2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Системы в экологии. прогнозы и перспективы


Содержание.

Введение……………………………………………… 3
1. Принципы теории систем в экологии…………………. 8
2. Системные постулаты экологии……………………... 13
3. Основные объекты экологии………………………….. 17
4. Причинные связи и системное поведение……………… 24
5. Прогнозирование в экологии 28
Список литературы…………………………………... 36


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экология стала общепринятым по¬нятием, что вызвало к жизни такие понятия-мутанты, как экология духа, экология ума и др. Если исключить крайние примитивизмы, то нет никаких причин для возражений про¬тив связывания под эгидой экологии естественных и гумани-тарных наук, как это трактуется таким авторитетом совре¬менности, как американский ученый-эколог Юджин Одум. Интеграция наук - это один из путей развития научного по¬знания. Более того, современная экология претендует на роль общенаучной дисциплины или особого мировоззрения. Так или иначе несомненно одно - начиная со второй половины XX столетия происходит неуклонная экологизация совре¬менной науки.
Экологии приходится иметь дело со сложными природными и природно-антропогенными объектами и явлениями, поведение которых не является жестко детерминированным, т.е. подчиняющимся функциональной (однозначной) зависимости. Случайный (вероятностный) характер обусловлен тем, что на экологические явления влияет множество факторов, сложно накладывающихся друг на друга, сами имеющие вероятностную природу и подчиняющиеся корреляционным функциям. В условиях такой хаосогенной среды важно уметь провести процедуру упорядочения объектов и явлений, вычленить главное и второстепенное.
Методология решения сложных проблем путем разделения совокупности разнородных явлений и объектов, образующих единство, на иерархически соподчиненные подсовокупности, каждая из которых на любой иерархической ступени также рассматривается как самостоятельное единство, называется системным анализом (подходом), или системной ориентацией. При этом под системой принимается любое организованное сложное целое, элементы которого объединены структурно-функциональными связями. Именно связи обусловливают единство системы, устойчивость ее структуры и характер функционирования. Связи также придают необходимую индивидуальность системе и отвечают за ее отличие от других систем. Тем самым, связи - это мера разнообразия систем.
Часто системный анализ трактуют как искусство принятия решения в условиях, когда выбор альтернативы (стратегии) происходит в стохастической среде, требует анализа сложной информации. В этом случае системный анализ можно представить как последовательность основных этапов, которые можно представить в виде схемы (рис. 1).
Имея дело со сложными системами, понятно, необходимо при постановке задачи это учесть, причем не всегда уровень сложности системы соответствует уровню сложности задачи. Обычно строятся проблемы с учетом иерархичности систем, а затем ставятся и приоритеты целей и задач.
На этапе моделирования качественные представления воплощаются в количественной форме, и следует получить более ясное представление о сложном взаимодействии в системе. В имитационной системе просчитываются различные возможные варианты. Этому способствует появление ЭВМ третьего поколения с более совершенными периферийными и операционными устройствами. В заключение выбирается оптимальная стратегия управления системой.
Любая сложная система состоит из иерархически подчиненных подсистем. Обычно для этого случая говорят об уровнях организации. Система высокого уровня организации состоит из систем более низкого уровня, а совокупность систем низких уровней организации образует систему более высокого уровня.
Рост сложности системы выражается в увеличении числа элементов, ее слагающих, и в умножении и усложнении взаимосвязей и взаимодействий. Принято считать простыми или малыми такие системы, в которых число взаимодействующих элементов примерно равно 10 -104. При этом связи и взаимодействия детерминированы, т.е. осуществляются по принципу «определенное воздействие - определенный исход». В сложной системе возрастает число составных подсистем или элементов до 104-106 и больше. Существенно возрастает неопределенность, стохастичность. Недетерминированность связей выражается схемой «определенное воздействие -несколько возможных исходов». В сверхсложной или большой системе число элементов значительно превышает 106, а связи происходят по схеме «определенное воздействие - непредсказуемый исход». Сложные системы не могут функционировать без самоорганизации. Для них характерен так называемый мультипликативный, т.е. системный, или кооперативный, эффект, вызывающий к жизни явление эмерджентности.
Эмерджентные свойства систем часто преподносят сюрпризы исследователям, т.к. изучая, даже детально, части системы, все-таки трудно предсказать свойства самой системы. Из нашего примера понятно, что изучение почв на атомарном и даже на ионно-молекулярном уровнях все еще мало что может дать для понимания почвы как естественноисторического тела. Равно как и то, что эти структурные уровни организации почв несводимы к уровню почвенных агрегатов, а последние - к почвенно-генетическому горизонту и т.д.
Большие и сложноорганизованные системы - трудный объект для натурного изучения, поэтому исследователи часто прибегают к их моделям. Модели в экологии - это некое упрощенное подобие оригиналу, имитирующее или описывающее изучаемое свойство или процесс и позволяющее разрабатывать более или менее достоверные прогнозы. Действительно, модели - мощное средство познания природы. Если объяснительная функция науки развита достаточно сильно, то предсказательная все еще оставляет желать лучшего. И прорыв на этом направлении возможен по пути моделирования. Модели непротиворечиво заключают в себе единство двух давних когда-то непримиримых научных школ - редукционизма и интегратизма (холизма), связанных соответственно с анализом и синтезом. Редукционизм проводит исследования путем разложения на части, а в рамках холистического подхода, наоборот, объединения элементов объекта исследования. Привлекательность моделей в том, что они позволяют отвлечься от частностей, заострив внимание на главном, поэтому о предмете исследования достаточно иметь общие представления.
В настоящее время установившейся классификации моделей пока не существует. Рассмотрим имеющиеся модели в динамике, как мы поступили бы, приступая к решению некой экологической проблемы.
Вначале строим мысленный образ объекта или экологического процесса, т.е. приступаем к построению вербальной модели (модели-образа) с необходимыми научными определениями и названиями. Еще такое моделирование носит название концептуального моделирования. Например, крылатое выражение (вербальная формула): почва - зеркало ландшафта, по утверждению B.C. Преображенского (1988), запоминается еще со студенческой скамьи в виде яркого образа. Важно, что при построении вербальной модели проводится систематизация знаний и синтез имеющегося экспериментального материала.
Графические модели представляют собой более высокий уровень осмысления и обобщения материала. Велика обучающая функция моделей в виде наглядных карт, схем, диаграмм. И в настоящей книге весь приведенный графический материал - суть модели, призванные облегчить восприятие излагаемого материала. Действительно, без наглядной демонстрации круговорота вещества и энергии в биосфере в виде блоковых моделей было бы трудно изложить и понять этот трудный вопрос.
Исследователи пытаются в миниатюре воспроизвести физический образ оригинала и на нем изучить интересующее явление. Здесь речь идет об имитационном моделировании. Этот класс моделей широко применяется в естественных науках, в том числе в экологии. Так, известный немецкий ученый Р. Гудериан в 1979 году испытывал устойчивость растений к загрязнению воздушной среды, помещая их в камеры с регулируемым режимом подачи загрязненного воздуха.
Самым высшим этапом исследования является математическое моделирование. Класс математических моделей существенно повысил свои возможности в связи с появлением ЭВМ. Современные ЭВМ в состоянии учесть очень большое число переменных, а потому на выходе выдают вполне адекватные результаты. С их помощью сейчас удается обработать большой массив эмпирической информации. Именно за математическим моделированием - будущее экологии.
Другая особенность экологического подхода - в изучении вертикальных связей. Причем рассматривается в первую очередь движение вещества и энергии в трофических цепях, хотя в арсенале экологии разработаны методы изучения межбиогеоценотических связей. В географии, особенно в экспериментальном ландшафтоведении, преимущественно изучаются абиогенные потоки вещества и энергии. В соответствии с приоритетами в Экологии объекты обычно фигурируют в виде трофических пирамид, когда пространственные границы не принимаются во внимание. Поэтому экосистемы считаются безранговыми понятиями, важнее понять их вертикальное членение на биогеогоризонты. В географии горизонтальные хорологические (пространственные) размеры и соотношения между объектами играют основополагающее значение.


1. Принципы теории систем в экологии
Понятие «система лежит в основе экологии. Экологическая система — главный объект экологии. Но в данном параграфе речь пойдет не столько об экологических системах в традиционном понимании (они рассматриваются ниже), сколько о системах вообще, пре¬имущественно о сложных системах. Существуют некоторые общие принципы, позволяющие составить единую платфор¬му для изучения технических, биологических и социальных систем.
Исследование экологических и других систем невозмож¬но представить без использования принципов системного подхода. Системный подход — это методологическое на¬правление в науке, основная задача которого состоит в раз¬работке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов — систем разных типов и классов. Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
На практике системный подход реализуется чаще всего в виде системного анализа, который включает совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. С другой стороны, методология системного подхода может использо¬ваться и для создания, конструирования, т.е. синтеза новых систем.
Согласно общей теории систем под системой понимает¬ся некая мыслимая или реальная совокупность частей (эле¬ментов) со связями (взаимодействиями) между ними. Здесь рассматриваются только реальные материальные системы. Все многообразие материального мира можно представить тремя последовательно возникшими иерархиями систем (рис.1). Это основная природная, физико-химико-биоло¬гическая (Ф, X ,Б) и возникшие на ее основе социальная (С) и техническая (Т) иерархии. Объединение систем из разных иерархий приводит к смешанным классам систем. Так, объединение систем из физико-химической части ие¬рархии (Ф, X — «среда») с живыми системами биологиче¬ской части иерархии (Б — «биота») приводит к смешанному классу систем, называемых экологическими. А объединение систем из иерархий Б, С («чело...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.