На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Мусульманское право

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
1. Мусульманское право: историческое развития, природа, источники 6
1.1. Особенности становления и развития мусульманского права 6
1.2. Природа и источники мусульманского права 10
2. Особенности структуры права и юридической техники в мусульманском праве 17
2.1. Структура права и юридическая техника в исламе 17
2.2. Ибадат - свод обязанностей мусульман перед Богом 19
3. Специфика мусульманской правовой доктрины 24
3.1. Мусульманская государственно-правовая доктрина 24
3.2. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений 31
3.3. Преступления и наказания 37
3.4. Судебный процесс 39
Заключение 41
Список используемой литературы 43


Введение

Актуальность темы работы. Доскональное знание того, каков социально-регулятивный потенциал мусульманского права, как он способен проявлять себя в современной жизни, имеет исключительное значение для России. Более трех столетий регионы традиционного распространения ислама непосредственно пребывали в Московской Руси, затем Российской империи и, наконец. Советского Союза. Все это время отношения властей с мусульманским населением базировались на разных основаниях. Именно имперский период характеризовался серией официальных мер, способствовавших ознакомлению с духовным достоянием ислама и его правовой культурой. Начало тому положило повеление Петра! о переводе Корана на русский язык, о целенаправленном собирании восточных рукописей. Последующее учреждение университетов сопровождалось тем, что при многих из них (прежде всего Санкт-Петербургском, Московском, Казанском) открывались кафедры, где преподавались востоковедческие дисциплины, включая исламоведение.
По мере того, как с середины XIX в. происходило стремительное расширение границ Российской империи, постепенно менялась официальная позиция относительно исламоведческой подготовки чиновничества. До конца XIX в. она оставалась уделом немногих энтузиастов. Однако именно из их среды вышел Н.Е. Торнау , выдающийся исследователь мусульманского права. Его карьера начиналась с должности чиновника, служившего в Закавказье, и завершилась высоким постом члена Государственного совета Российской империи.
Привлекая внимание соотечественников к необходимости изучения ислама и его правовой культуры, Н.Е. Торнау писал: "Факт существования права, управляющего, руководящего сотнею миллионов людей, достаточен для юриста, чтобы сделать предмет этот достойным его внимания, его ис-следований, его изучения" .
С конца XIX - начала XX в. наличие знаний в области исламоведения постепенно стало входить в перечень профессионально значимых по-казателей компетентности российских государственных служащих в регио-нах традиционного распространения ислама. В это время начинают дейст-вовать курсы по изучению основ мусульманского вероучения и шариата при министерствах иностранных дел и внутренних дел.
Расширение исламоведческих знаний государственных служащих становится все более востребованным в Российской Федерации.
В настоящее время в России проживает более 16 млн мусульман. За немногим исключением все они принадлежат к суннитскому направлению в исламе. Основные регионы компактного расселения мусульман приходятся на Поволжье и Приуралье, а также Северный Кавказ. Эти регионы, хотя и в разной степени, не обойдены событиями, свойственными всему мусульманскому миру. Речь идет о движении за возврат "к фундаменталь-ным ценностям ислама", которое делится на ряд направлений. На разных флангах находятся сторонники тотальной реставрации раннеисламских форм жизни и те реформаторы, которые сочетают опору на духовно-нравственные достояния мусульманской культуры со стремлением идти в ногу с современностью.
Экстремистам, пытающимся достичь своих политических целей ме-тодами террора и насилия, противостоят силы, связывающие будущее му-сульман с общемировым прогрессом.
Проблема соотнесения духовно-нравственных ценностей мусульман-ской и иных цивилизаций актуальна и чрезвычайно значима для устранения напряженности в мировом сообществе, в отдельных регионах и госу-дарствах. Важно выявить те элементы различных правовых культур, кото-рые способны стать опорой для поддержания мира во всем мире, для уста-новления гражданского, в том числе межнационального и межконфессионального, согласия, для развития социального партнерства в отдельных странах. Мусульманское право всегда отличала особенно тесная привязанность к этике ислама, чьи установления и в настоящее время воспринимаются верующими мусульманами в качестве своеобразного эталона "исламской справедливости" в ее нормативно-правовом воплощении.
Объект исследования: мусульманское право.
Предмет исследования: особенности и специфика мусульманского права.
Целью курсовой работы является исследование основ мусульманской правовой системы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историческое развитие, природу и источники мусульманского права.
2. Раскрыть особенности структуры права и юридической техники в мусульманском праве.
3. Исследовать специфику мусульманской правовой доктрины.
Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: учебных пособий, научной литературы, справочных и публицистических источников.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


1. Мусульманское право: историческое развития, природа, источники

1.1. Особенности становления и развития мусульманского права

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д.).
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —Коран и Сунна.
Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпите, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас" (4.62)..................

Заключение

В заключение изученной темы подведем обобщающие выводы.
Итак, рассматривая мусульманское право не только в качестве нормативного регулятора религиозной и социальной жизнедеятельности мусульман, но и как юридический феномен, следует отметить, что оно лежит в основе самостоятельной правовой системы и самобытной правовой культуры.
Данная система существенно отличается от тех, которые изначально возникли за пределами исламской цивилизации, по многим параметрам и показателям: по структуре основных отраслей, степени их теоретической разработанности, силе практического действия, по источникам права, ха-рактеру применяемой юридической техники и т. д.
Вместе с тем со времен Средневековья мусульманское право имело точки соприкосновения с правовой культурой разных народов, в том числе и европейских. Включение Востока в ареал современного общемирового развития придало мощный импульс сочетанию и взаимодействию элементов различных цивилизаций. Реформаторское толкование мусульманских нормативов зачастую сопровождалось деятельным освоением достижений европейской правовой культуры.
Неодновременно включаясь в обновленческое движение, имея за со-бой несхожие историко-культурные традиции, различные страны и регионы исламского мира и поныне находятся на разных ступенях модернизации. Не исключаются как откаты с уже взятых рубежей, так и долговременное пребывание в застойном состоянии.
Как и любой феномен духовно-интеллектуальной жизнедеятельности, мусульманская правовая мысль имеет внутренние закономерности развития. Их значение не может недооцениваться в свете рациональных корней фикха, тем более, что "рационализм мыслителей ислама был ориентирован на экспликацию (понимающее толкование) Богооткровенных текстов - в отличие от, скажем, западноевропейских рационалистов, которые ставили перед собой задачу объяснения природы, общества и мышления" .
В современных условиях важно не допускать недооценки потенциала мусульманского права и восходящей к нему правовой культуры во всем их самобытном многообразии. За явным устареванием одних нормативных элементов надлежит видеть не только жизнестойкость других, но и возможности сосуществования, а в ряде случаев и взаимодействия последних с общепризнанными нормами международного права, с европейской и иными правовыми культурами мирового сообщества.
Все эти процессы приобретают особое значение для Российской Фе-дерации, где ислам имеет глубокие исторические корни и где в настоящее время активизируется мусульманская жизнедеятельность. Проблемы фор-мирования рыночной системы вызывают в российской мусульманской об-щине потребность в переосмыслении традиционных подходов к понятиям общественного прогресса, социальной справедливости, межцивилизационного диалога" .

Список используемой литературы

1. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001.
2. Боголюбов А.С. Пресечение и наказание в мусульманском праве VIII-IX вв // Ислама Религия, общество, государство. М., 1984. С. 217-222.
3. Грязневич П.А. Ислам и государство (К истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам: Религия, общество, государство. М., 1984. С. 189-203.
4. Дмитриев Ю. А. Общая теория права. М., 1995.
5. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.
6. Ибрагим Т. Ислам: вероучение и обряды // Ислам и мусульмане в России. М., 1999. С. 35-63.
7. Игнатенко А.А. Средневековые "поучения владыкам" и проблематика власти // Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987. С. 21-44.
8. Ионова А.И. Судебная практика и арбитраж в исламе // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1995. № 1. С. 22-31.
9. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
10. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.
11. Керимов Г.М. Происхождение и социальная сущность ислама и шариата // Ислам: происхождение, история и современность. М., 1984. С. 3-30.
12. Керимов Г.М. Ислам // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. П. М., 1995.
13. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1999. С. 292-309.
14. Коран / Пер. И.Ю.Крачковского. М., 1990.
15. Лившиц Р. З. Теория права. М.: БЕК, 1994
16. Малашенко А.В. Ислам в современной России // Ислам и мусульмане в России. М.,3999. С.192-193.
17. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1982.
18. Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти // Социально-политические представления в исламе: История и современность. М., 1984. С. 6-20.
19. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам: Религия, общество, государство. М., 1984. С. 204-211.
20. Саидбаев Т.С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования. М., 1984.
21. Саидбаев Т.С. Об исламе и мусульманах. М., 1998.
22. Сырых В. М. Теория государства и права. М.,1998
23. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.,1986.
24. Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах Арабского Востока // Социально-политические представления в исламе: История и современность. М., 1987. С.45-68.
25. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
26. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998
27. Торнау Н.Е. Мусульманское право. СПб., 1866.
28. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб., 1892.
29. Хашнми Мухаммед Али. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне. М., 2000.
30. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: хрестоматия / Под ред. Т. Н. Радько. М., 1998
31. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.