На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Диагностика темперамента у подростков

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков…………………………………………………………………………..7
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства………………...7
1.2. Теоретические модели темперамента…………………………………………8
1.3. Типы темперамента 12
Глава 2. Эмпирическое исследование темперамента у подростков 15
2.1. Психологическая диагностика типа темперамента 15
2.2. Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков 16
2.3. Результаты исследования 18
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложения 35



Введение

Актуальность исследования.
Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.
Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка. Медлительный ученик начнет продемонстрировать бурные эмоции, а бессменный лидер – склонность к уединению. Подобное поведение может привести к трудностям в общении взрослого (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается.
В связи с этим, возрастает роль психодиагностического обследования при определении типа темперамента подростка.
Теоретическое исследование.
В психологической науке представлено несколько видов концепций, описывающих суть темперамента. Теории гуморального направления Гиппократа-Галена связывали темперамент с преобладанием жидкостей в организме. В конституциональных теориях (Э. Кречмер, У. Шелдон) темперамент связывался с морфологическими особенностями организма. В теории высшей нервной деятельности тип темперамента связывался с типом нервной системы, который складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Факторные теории предполагают существование определенной совокупности факторов, которые, образуя относительно устойчивую характеристику индивида, не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта (Л. Тэрстоун, Г. Айзенк).
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.
В психологической практике для диагностики темперамента применяются разные методики. Тип темперамента позволяют установить опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств темперамента, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль. Теппинг-тест Е.П. Ильина направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям.
Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
Целью данной работы является исследование типа и свойств темперамента у подростков.
Объект исследования: подростки в возрасте 13-14 лет.
Предмет исследования – подростковый темперамент.
Гипотеза: существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.
2. Проанализировать теоретические модели темперамента.
3. Описать типы темперамента.
4. Изучить методики психологической диагностики темперамента.
5. Подобрать методики, сформировать выборку.
6. Изучить тип и свойства темперамента у подростков
7. Обработать данные, сделать выводы.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных авторов, разработавшие методологию и методы познания психологических особенностей подростков (К.Н. Корнилов, В.А. Артемов, Г.И. Россолимо Н.А. Рыбников, А.П. Нечаев и др.) и внедрившие научно-исследовательский подход в практику обучения и воспитания (Н.А. Даниличева); научно-методические основы изучения отдельных сфер психики молодых людей (А.Л. Венгеp, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.В. Дубpовина, З.И. Калмыкова, А.В. Карпов, И.А. Коpобейников, Т.Ф. Кумаpина, Н.А. Менчинская, Т.Д. Молодцова, А.А. Реан, Н.Ф.Талызина, Д.Б. Эльконин, и др.), обосновавшие теоретико-практические условия конструирования тестов и психодиагностических методик (А. Анастази, А.А. Бодалев, В. Гайда, Ю.М. Забродин, К. Ингенкамп, П. Клайн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.А. Смирнов, В.В. Столин, В. Чеpны и др.).
Методы исследования:
1. методики сбора данных:
- опросник Г.Ю. Айзенка;
- опросник структуры темперамента В.М. Русалова;
2. методики математической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Основное противоречие существует в определенных связях между типом темперамента у подростков и характером проявления их социального поведения.
Проблема определяется детерминантами типа темперамента у подростков и параметрами социальных свойств личности.
Обработка информации осуществлялась методом прямого счета и с помощью ключей опросников.
Новизна исследования. Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп. Кроме того, было доказано, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, педагогами образовательных учреждений и учреждений внешкольного образования при работе с подростками, а также при психолого-педагогическом просвещении родителей.



Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента
у подростков

1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Содержательная характеристика темперамента может быть дана через его свойства. К свойствам темперамента, по мнению В.С. Мерлина, можно отнести «индивидуальные особенности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4) находятся в строго закономерном соотношении, ха-рактеризующем тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы» [9, с. 365]..............


Заключение


Исходя из выдвинутой гипотезы во введении, проведенное исследование показало, что гипотеза исследования подтвердилась: для холерического типа темперамента и для таких свойств темперамента, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп.
Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.
В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Для сбора данных применялся опросник Г. Айзенка и опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Для проверки гипотезы использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп. Кроме того, было доказано, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.
Данный факт позволяет психологу и педагогу организовать работу с подростками с учетами выявленных особенностей. Например, «задавать» более быстрый темп при работе с подростками с холерическим типом темперамента и придерживаться более медленного ритма, когда речь идет о подростках с меланхолическим типом темперамента.

Список использованной литературы

1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал. 1981. т. 2. № 1, с. 45-55.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1996.
4. Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с.
5. Ковалев А. Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л, 1957.
6. Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 341-351.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1975. – 227 с.
8. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988. – 220 с.
9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1996. – 448 с.
10. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966. – 156 с.
11. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Прогресс , 1976. – 128 с.
12. Общая психология/Под ред. Е. И Рогова. – М.: Владос, 1995. – 448 с.
13. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – Т 3, кн. 2. М.- Л.: АН СССР, 1951.
14. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.
15. Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и способностей человека// Проблемы психологии личности. - М.: Просвещение, 2002. С.198 - 204
16. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. том 7 №4. С. 23-35.
17. Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т.Посоховой. – М.-СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
18. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/Под общей ред. И.В.Роевич. – М.: Прогресс, 1982. – 280 с.
19. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 2000. – 608 с.
20. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.