На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Дисфония у детей с нарушением слуха

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Физиологические основы голосообразования. .6
1.2. Особенности развития голоса у детей с нарушенным слухом. ….12
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА
2.1. Основные направления коррекционной работы…………………………….23
2.2. Методика для работы над голосом слабослышащих детей в детском саду.35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….42
СПМСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….44


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. ХХ столетие и начало ХХI века были отмечены активным поиском путей создания новых направлений, технологий, методик коррекционной работы в системе специальной педагогики и специальной психологии. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья направлена на проектирование нового содержания образования (Н.Н. Малофеев). В связи с изменением нормативно-правовой базы и гуманизацией отношений в образовательном пространстве возникла необходимость дальнейшей разработки подходов помощи детям со сложными нарушениями развития, что обусловлено возрастающим их количеством, выявлением новых вариантов сочетанных нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях. В ряде научных публикаций и нормативных документов «сложное нарушение» обозначается как «комплексное нарушение», что дает основание рассматривать их как взаимозаменяемые понятия .
Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с глухими и слабослышащими детьми. Проблему формирования и развития голоса рассматривали ученые различных специальностей: лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониаторы, сурдопедагоги. Можно выделить работы Алмазовой Е. С., Вильсона Д., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Жинкина Н. И., Лавровой Е. В., Максимова И. А., Митринович-Моджеевска А., Правдиной О. В., Рау Ф. Ф., Таптаповой С. Л., Телеляевой Л. М., Хватцева М. Е., в которых рассматриваются различные вопросы теории и практики формирования и развития голоса.
Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.
Для детей с нарушенным слухом крайне важной задачей является формирование голоса, приближенного к норме, т. е. голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Решение этой задачи невозможно без специальной работы над качеством голоса. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития голоса детей. Проведение систематической полноценной работы по формированию голоса особенно необходимо именно в дошкольном учреждении для детей с нарушенным слухом. Отсутствие методики работы над голосом с неслышащими дошкольниками обуславливает невысокие результаты формирования голосовых умений у детей. Это определяет актуальность нашего исследования.
Целью нашего исследования является изучение работы над голосом дошкольников с нарушенным слухом.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Изучить основные характеристики голоса и механизм голосообразования.
2. Обобщить знания о развитии голоса и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом.
3. Выделить характерные особенности голоса детей с нарушенным слухом.
4. Изучить состояние голоса слабослышащих дошкольников.
5. Проанализировать работу над голосом в детском саду для слабослышащих.
6. Определить методические рекомендации по работе над голосом.
Объектом нашего исследования является голос как особо значимый компонент устной речи.
Предметом нашего исследования определены особенности работы над голосом дошкольников с нарушенным слухом.
Предполагается использовать следующие методы исследования: изучение общих и специальных психологических, педагогических, лингвистических, медицинских работ.
?
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Физиологические основы голосообразования
Дисфония (от греч. dys - расстройство и phone - звук) - расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится хриплым и слабым.
Для формирования полноценного, пригодного для речевого общения голоса необходима взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата. Поэтому, представляется важным выделить физиологические основы работы над голосом. Строение и функции голосового аппарата и механизм голосообразования рассматривали ученые разных специальностей: Жинкин Н. И., Зиндер Л. Р., Митринович-Моджеевска А., Нейман Л. В., Правдина О. В., Рау Ф. Ф., Таптапова С. Л. и др.
Голосовой аппарат представляет собой комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.
Обычно в логопедии выделяют три основные части голосового аппарата: гортань с голосовыми складками – генератор звука; надставную резонаторную часть – глотка, носовая и ротовая полости; дыхательный (энергетический) аппарат – трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Однако, некоторые авторы (Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева) выделяют и четвертую часть: артикуляционный аппарат, в который входят ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.
Голосовой аппарат – сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга. Основная часть голосового аппарата – голосовые связки – расположены в гортани. Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Стенки гортани составляют перстневидный, щитовидный, надгортанный и два черпаловидных хряща. Они соединены между собой связками и мышцами. Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Наружные мышцы соединяют гортань с другими частями тела, они поднимают и опускают ее. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани. В верхней части гортани находятся две пары голосовых складок. Нижние – носят название истинных голосовых складок, они имеют треугольную форму и состоят в основном из мышечной ткани. Выше них – ложные голосовые складки, в них мышечные волокна развиты слабо. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. При спокойном дыхании все мышцы гортани расслаблены, голосовые связки умеренно раздвинуты. При сильном вдохе голосовые связки расходятся и образуют широкое отверстие для прохождения воздуха, голосовая щель принимает форму треугольника. При фонации голосовые связки сближаются и просвет голосовой щели исчезает, но она не должна быть полностью закрыта, что достигается сокращениями внутренних мышц гортани.
Иннервация гортани осуществляется симпатическим нервом и двумя ветвями блуждающего нерва – верхним и нижним гортанными нервами. Верхний гортанный нерв состоит из двух ветвей: внутренней и наружной. Внутренняя ветвь более мощная, она является чувствительным нервом. Наружная ветвь является двигательным нервом. Нижний гортанный нерв снабжает двигательными волокнами все внутренние мышцы гортани, кроме передней перстнещитовидной.
Функционирование и анализ функций голосового аппарата:
Гортань осуществляет три функции: дыхательную, защитную и голосовую.
Дыхательная функция заключается в проведении воздуха в легкие. При этом голосовые связки расходятся, образуя щель.
Защитная функция препятствует проникновению инородных тел в нижерасположенные дыхательные органы.
Что же касается голосовой функции гортани, то есть непосредственно механизма голосообразования, то этот вопрос чрезвычайно сложен. Поэтому до настоящего времени полностью не изучен.
Начиная с середины XIX века, в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования, стало возможным научное обоснование механизма голосообразования, и многие ученые пытались осветить этот вопрос.
К этому времени относится создание миоэластической теории фонации, основоположником которой считают Феррана [22, с. 21]. Согласно этой теории голосовые складки колеблются пассивно, в результате прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом; и частота их колебаний зависит от упругих, эластических свойств тканей голосовых складок.
Таким образом, основными факторами голосообразования являются:
1) подсвязочное давление воздуха;
2) тонус внутренних мышц гортани (действие массы и натяжения голосовой мышцы).
В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие: давление столба воздуха в трахее тем сильнее, чем большее сопротивление оказывают складки. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает воздушное давление на определенном уровне, необходимом для произнесения того или иного звука. Голосовые складки не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления; они своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны ЦНС. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочного давления, кора головного мозга “принимает срочные меры”, изменяя тонус внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путем по принципу обратной связи при участии слухового анализатора.
Миоэластическая теория голосообразования получила широкое распространение. Ее идеи разделили большинство исследователей. И на сегодняшний день ее отражение мы находим в трудах Н. И. Жинкина, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптаповой, Е. С. Алмазовой и др.
В середине XX века получила распространение нейрохронаксическая теория, которую, основываясь на результатах изучения физиологии голосообразования, обосновал французский ученый Р. Юссон. Сторонники этой теории отводят более самостоятельную роль голосовым складкам.
Согласно нейрохронаксической теории голосовые складки не пассивно колеблются под действием потока воздуха, а периодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга по нижнегортанному нерву. Основываясь на экспериментальных данных авторы установили, что сокращение мышц голосовых складок – активный процесс. Частота нервных импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному (возвратному) нерву, равна частоте колебаний голосовых складок, то есть в точности соответствует частоте основного тона голоса человека.
Таким образом, воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок (как объясняет миоэластическая теория), а материалом, из которого генерируется энергия – звук.
Теория Юссона вызывала много споров и отрицалась многими учеными. Однако, эта теория до сих пор существует в науке наряду с миоэластической. И авторы Л. Б. Дмитриев, Н. И. Жинкин, Е. Д. Рудаков, В. П. Морозов считают, что механизм образования голоса следует объяснять, исходя из положений обеих теорий – миоэластической и нейрохронаксической.
Необходимо рассмотреть взаимосвязь и взаимовлияние голоса и речевого дыхания в процессе произношения.
Остановимся на следующем: голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких и бронхов, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук. Этот звук проникает в резонирующую надставную трубу, где приобретает индивидуальную силу и тембр. Именно такое объяснение объяснение механизма голосообразования дают авторы изученной литературы (Нейман Л. В., Правдина О. В., Таптапова С. Л., Назарова Г. Ф.).
Из сказанного выше очевидно, что голосообразование теснейшим образом связано с дыханием. Поэтому необходимо подробнее остановиться на некоторых особенностях речевого дыхания, которые выделяются Л. В. Нейманом, О. В. Правдиной, С. Л. Таптаповой, Л. М. Телеляевой. Эти особенности связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, являясь основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии того или иного речевого абзаца.
Как известно, речь образуется на фазе выдоха. И первое, что отмечают все исследователи – это изменение последовательности фаз вдоха и выдоха. Выдох при речевом дыхании значительно удлиняется, тогда как вдох, напротив, становится более коротким.
При речи требуется в 3-4 раза больше воздуха, чем при спокойном дыхании. Поэтому при вдохе воздух будет поступать главным образом через рот.
Следующей особенностью речевого дыхания является то, что выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц..................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над голосом с глухими и слабослышащими дошкольниками – один из важных разделов над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Мы выяснили, что для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом, и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса.
Анализ изученной литературы и данные проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что для достижения основной цели работы над голосом в детском саду для детей с нарушенным слухом, необходима работа в двух направлениях: развитие голоса и коррекция выявленных нарушений голоса. Мы отметили, что то и другое направление предполагает работу над основными характеристиками голоса: тембром, высотой и силой.
Мы выделили основные положения работы над голосом у детей с нарушенным слухом:
— необходимость ранней работы по развитию и коррекции голоса;
— единство работы над голосом, дыханием и артикуляцией;
— максимальное использование остаточного слуха детей;
— учет индивидуальных особенностей ребенка.
Наше исследование состояния голоса слабослышащих детей позволяет нам указать на необходимость создания специальной методики голосовой работы с неслышащими дошкольниками. Поскольку отсутствие разработанной методики – основная причина причина, определяющая недостатки работы над голосом детей с нарушенным слухом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.
2. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса // Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2 – М., 1963.
3. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушении голоса //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М., 1960.
4. Андреева Е. И. Психологические основы обучения глухих детей произношению. – Л., 1977.
5. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М. 1981. — С. 273 — 275.
6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.
7. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М., “Медицина”, 1990.
8. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996.
9. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М. 1967.
10. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., “Просвещение”, 1996.
11. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. – М., “Медицина”, 1990.
12. Жигорева М.В. Актуальные вопросы диагностики комплексных нарушений развития у детей // Коррекционная педагогика, 2004. - №4(6). - С 3-10
13. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
14. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования //Мышление и речь/под ред. Жинкина Н. И. и Шемякина Ф. Н. – М., 1963.
15. 12.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., “Просвещение”, 1990.
16. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1967.
17. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М., 1973.
18. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М., 1960.
19. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. – М., 1961.
20. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. – М., “Просвещение”, 1989.
21. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса /Дефектология, № 1, 1987.
22. Ляпидевский С. С., Нейман Л. В., Гриншпун Б. М. Анатомо-физиологические механизмы речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.
23. Леонгард Э. И. Значение контроля над произношением глухих дошкольников //Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. – М., 1963.
24. Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников /Дошкольное воспитание, № 1, 1988.
25. Максимов И. А. Фониатрия. – М., 1987.
26. Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.
27. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., “Просвещение”, 1970.
28. Нейман Л. В., Правдина О. В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.
29. Очерки по патологии речи и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1963. Таптапова С. Л. Коррекшюнно-.югопедичсскня работа при нарушениях голоса -М., 1984.
30. Правдина О. В. Логопедия. – М., “Просвещения”, 1969.
31. Правдина О. В. Голос и его нарушения //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2. – М., 1963.
32. Программа обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
33. Программа обучения и воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
34. Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С. С. Ляпидевского. — М.. 1969.
35. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. – М., 1973.
36. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М., 1981.
37. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. – М., 1964.
38. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М., “Просвещение”, 1984.
39. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., “Просвещение”, 1989.
40. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., “Просвещение”, 1983.
41. Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. – М., 1956.
42. Шацкая В. Н. Детский голос. – М., “Педагогика”, 1970.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.