На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Средства социально-педагогической деятельности по формированию нравственного поведения подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2009. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: 84.

Описание (план):



Средства социально-педагогической деятельности по формированию нравственного поведения подростков

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы нравственного поведения подростков 7
§1. Сущность и особенности нравственного поведения подростков 7
§2. Социально-педагогические средства формирования нравственного поведения подростков 22

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственного поведения подростков 42
§1. Характеристика системы социально-педагогических средств формирования нравственного поведения подростков 42
§2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 56

Заключение 64

Список использованных источников 68

Приложение 71


Введение
Актуальность исследования. Морально-нравственное воспитание на современном этапе реализуется в сложной ситуации затянувшегося социально-экономического, политического и культурного кризиса, усиливающейся дезинтеграции общества. Подросток оказывается в тисках противоречий, возникающих между декларированием в обществе идеалов свободы, необходимости продолжения реформ и реально тяжелыми материальными и моральными условиями, усложнением реальных перспектив социального продвижения, что вызывает пассивность, инфантильность и нравственное равнодушие.
В современных условиях, когда непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа гуманистического воспитания молодежи.
В современной социально-педагогической ситуации созданная в советский период система нравственного воспитания утратила свойства целостности и системности, поскольку основополагающим ее элементом, содержательным, целеполагающим стержнем была коммунистическая идеология, а идейно-политическое воспитание трактовалось как основа нравственного развития. В связи с разрушением единой государственной коммунистической идеологической системы, с введением в обществе плюрализма, многообразия форм собственности, произошла деформация общественного сознания и как следствие этого оказались не сформулированными реальные цели воспитания и задачи развития личности на разных этапах и ступенях образования. Возросла потребность поиска именно специфических социально-педагогических средств воздействия на нравственное сознание, особенно в подростковом возрасте.
В науке исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Проблема развития личности ребенка нашла свое отражение в трудах таких выдающихся психологов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, и др. Формирование основ личности тесно связано с нравственным воспитанием ребенка, как одним из основных путей личностного становления.
В результате можно отметить, что нравственное воспитание подростков является одной из задач, в том числе и социальных педагогов. Это обусловлено спецификой данного возраста – времени выбора жизненного пути, формирования новой системы отношений в период окончательного становления самосознания и личности.
Исследователи подросткового возраста (Л.И. Божович, Н.Е. Щуркова, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.), отмечают значимость нравственного воспитания в социально-личностном развитии, называя его начальным периодом формирования самосознания, усвоения моральных норм, первоначального нравственного становления.
Таким образом, актуальность темы дипломного исследования «Средства социально-педагогической деятельности по формированию нравственного поведения подростков» обусловлена: сущностью процесса освоения подростками основных понятий морали; основным противоречием между необходимостью приобщения учащихся к высшим нравственным ценностям и отсутствием анализа социально-психологических средств реализации этого процесса.
Объект исследования: формирование нравственного поведения подростков.
Предмет исследования: средства социально-педагогической деятельности по формированию нравственного поведения подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования нравственного поведения, разработать систему формирования нравственного поведения подростков и апробировать её.
Задачи исследования.
1. На основании теоретического анализа социально-педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования нравственного поведения подростков выделить ключевые понятия, определить их сущность и структуру.
2. Выявить сущность и особенности процесса формирования нравственного поведения подростков.
3. Определить оптимальные социально-педагогические средства процесса формирования нравственного поведения подростков.
4. Смоделировать систему социально-педагогических средств, способствующих формированию нравственного поведения подростков.
Гипотеза исследования.
Формирование нравственного поведения у подростков является базовым компонентом в целостном развитии личности. Вместе с тем в современных социальных условиях педагоги испытывают значительные трудности в выборе средств нравственного воспитания учащихся, что отражается на эффективности их работы. Поэтому процесс формирования нравственного поведения подростка будет эффективнее, если:
- конкретизирована сущность и структура ключевых понятий: «нравственное поведение», «социально-психологические средства, способствующие нравственному поведению», «социально-педагогическая деятельность по формированию нравственного поведения подростков»;
- определены социально-педагогические средства, способствующие нравственному поведению подростков;
- на основе системно-структурного подхода смоделирована система социально-педагогических средств, способствующих формированию нравственного поведения подростков.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована проблема формирования нравственного поведения подростков, выявлены оптимальные способы взаимодействия социального педагога с подростками и их родителями и разработана программа по формированию нравственного поведения подростков, направленная на взаимодействие с семьей.
База исследования: Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей Центр внешкольной работы Куйбышевского района.
Методы исследования. В исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных его предмету: организационный метод (сравнительный способ); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент); методы обработки научных результатов (качественный и количественный способы); интерпретационный метод.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы нравственного поведения подростков
§1. Сущность и особенности нравственного поведения подростков
В современной педагогической и психологической науке неразрывно связаны понятия нравственное воспитание и нравственное поведение. невозможно рассматривать нравственное поведение не раскрывая и не анализируя такого понятия как «нравственное воспитание».
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [35, 34].
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Как мы видим, понятия нравственного воспитания и нравственного поведения взаимосвязаны.....................


Заключение
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подростков и формированием у них социально-педагогическими средствами нравственного поведения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки обсуждались цель, содержание, методы нравственного воспитания и нравственного поведения именно в подростковом возрасте.
Нравственное воспитание является одной из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям -социальными педагогами, психологами, учителями, родителями. Сегодня много говорится о возрождении в обществе духовности, что непосредственно связано с нравственным воспитанием.
Нравственное воспитание подростков - это процесс приобщения к нравственным ценностям человечества и конкретного общества, заключающийся в формировании взаимоотношений с окружающими людьми, природой, самим собой, в повседневной жизни, общении и деятельности.
Результатом нравственного поведения являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, необходимых для успешного существования человека в обществе. Самые тонкие, самые сложные, самые «капризные» среди всех отношений человека к окружающему миру — отношения нравственные. Они нелегко устанавливаются, но легко рвутся. Они нескоро формируются, но скоро ломаются. Они просты внешне, но сложны и противоречивы внутренне. Их не воспитать прямым приказом и громкой декларацией, не получить силой принуждения. Они не воспитываются моментальным воздействием на личность. Они взращиваются терпеливо и осторожно.
Главная рекомендация, при котором можно было бы научиться способности «скрывать» воспитательные цели,— это уважение каждой личности. Каждой - вне зависимости от ее успехов, способностей, положения в коллективе, своеобразия характера, возраста. Уважать в ученике человека — вот прекраснейшее средство развития в нем способности уважать других людей. Педагог, не научившийся уважать и умного и недостаточно пока умного, и красивого и, совсем пока, не красивого, и доброго и не совсем еще пока доброго ребенка, — такой педагог не достигнет высоких результатов нравственного воспитания.
По данным психологических и педагогических исследований, устойчивость и глубина нравственных качеств подростков характеризуется следующими показателями: выполняет он известные ему нормы и правила поведения по собственному побуждению или по указанию взрослого; в чем выражается поведение и деятельность ребенка в присутствии взрослого и без него; как ведет себя подросток в обычных и незнакомых условиях.
Подростковый возраст является благоприятным для формирования нравственных качеств, способствующих развитию нравственной личности, но процесс развития необходимых качеств, требует целенаправленного педагогического руководства.
Как и всякое воспитание, нравственное воспитание готовит детей не только к сегодняшнему дню, но и ко дню завтрашнему. А это значит, что процесс воспитания должен быть ориентирован на предстоящее развитие общества. Задача педагога внимательно вслушиваться в реальные нравственные отношения людей, развивать в детях ту нравственность, которая будет традиционной в будущем.
Теоретический и практический анализ вопросов социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию подростков и формированию у них нравственного поведения социально-педагогическими средствами, позволяет сделать вывод о том, что эта деятельность предстает как: поиск соответствующих подходов, форм и методов, средств воспитания, учитывая возрастные особенности подростков. Применение средств нравственного воспитания, согласно индивидуальным особенностям ребенка, его семьи; организация педагогом различных видов деятельности, общение детей со сверстниками, взрослыми. Поэтому содержание всех видов деятельности и общения должно быть педагогически ценным, только тогда оно будет способствовать развитию нравственной личности школьника.
Основные ориентиры нравственного воспитания, к которым необходимо стремиться социальному педагогу: гуманизм, ответственность, совестливость, чувство долга, достоинство, гражданственность.
Нравственное воспитание не может рассматриваться только в рамках Центра внешкольной работы, оно предусматривает обязательную связь с семьей, сотрудничество педагогов с родителями. Поэтому всю работу необходимо вести вместе с родителями, сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультировать их, обучать методам и приемам нравственного воспитания.
Система нравственного воспитания подростков является при этом своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс воспитания в тесном сотрудничестве педагогов с родителями.
Разработанная система социально-педагогических средств нравственного поведения подростков позволила сформировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, трудолюбие, честность, уважение, ответственность за свои поступки.
Кроме количественного изменения у подростков появились некоторые качественные изменения. Дети стали обосновывать свои ответы, понимая содержание нравственной нормы, легче справлялись с выбором правильного решения в сложных ситуациях. У некоторых подростков повысилась способность выделять проблему в ситуации нравственного выбора.
Родители хотели бы продолжение работы по нравственному поведению, они отметили изменения в поведении детей, у них стали проявляться такие качества как: ответственность за свои поступки, отзывчивость, честность.
Однако, несмотря на положительные результаты и эффективность разработанной программы проблема нравственного воспитания подростков далека от завершения и требует дальнейшего научного осмысления.
Например, решения следующих вопросов: неприемлемое поведение некоторых детей с окружающими людьми в силу особенностей воспитания в семье; неспособность мотивировать свои действия в экспериментальных ситуациях; недостаточное развитие нравственно-волевых качеств, затрудняющее адаптацию к дальнейшему этапу обучения (к школьной жизни).
Эти и другие проблемы требуют последующих разработок.

Список использованных источников
1. Авдуевская Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности. //Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника. – М., 1993.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой – М.: Просвещение, 1987.
4. Божович Л.И. Подростковый и юношеский возраст. – Л., 1999.
5. Бушелева Г.С. Поговорим о воспитанности – М.: Просвещение, 2001.
6. Золотов М.Ю. Диагностика воспитанности - М.: РОПС, 2001.
7. Зюбина Л.М. Психология воспитания.- М.: Высшая школа,1997.
8. Кле М. Психология подростка. Психо-сексуальное развитие. – М., 1982.
9. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. - М.: Просвещение, 1967.
10. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. – Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
11. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 2000.
13. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2002.
14. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования. // Социс., 1994, №2
15. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие – Ростов и / Д.: Издательский центр «Март», 2003 г.
16. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. // Социс., 1994, №5.
17. Макаренко А.С. Соч.т.5. – М., 1951.
18. Макарова Т.Е. Педагогическое диагностирование нравственной воспитанности учащихся. - Самара: Издательство Сам ГПУ, 2000.
19. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 2005.
20. Меньшиков М.А., Крутова Е.М., Варнакова Е.Д. Международная конференция в Братиславе по проблемам социализации современной молодежи. // Вопросы психологии, 1971, №6.
21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М.: Педагогика ,1984.
22. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М., 1987.
23. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика, 1998. - №4. - С. 5 -12.
24. Общение и формирование личности школьника. // Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 1987.
25. Педагогика. /под ред. проф. Пидкасистого. – М., 1998.
26. Педагогическое диагностирование нравственной воспитанности учащихся /Сост.Т.Е. Макарова. - Самара: изд-во СамГУ, 2000.
27. Попова И.М. Ценностные представления и «парадоксы» сознания. //Социс., 1984, №4.
28. Родина Л.И. Социальный педагог в образовании – Самара: СИПКРО , 2000.
29. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981.
30. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 2002.
31. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1999.
32. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 2000.
33. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.
34. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 1985, №5.
35. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.
36. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников - М.: Педагогика,1990.
37. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. – М.,2001.
38. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. - М.: МГПУ,2002.
39. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание учащихся //Воспитание школьников.- 1990. - № 2-3. – С. 15-26.
40. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психологический журнал, том 2, 1996, №4.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.