На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Макроэкономические проблемы развития высоких технологий в России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Экономика, Аудит. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: 50.

Описание (план):



Макроэкономические проблемы развития высоких технологий в России
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В РОССИИ 5
1.1 Роль высокотехнологического комплекса в обеспечении экономической
безопасности государства 5
1.2 Состояние рынков высокотехнологичных товаров и услуг в России 12
2 ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ЭКОНОМИКИ 20
3 МЕРЫ ПО ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В РОССИИ 26
ВЫВОДЫ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Современная наука и технология все более вовлекаются в жестокую конкурентную рыночную борьбу. Фундаментальные знания и их конечный результат - научно-техническая продукция - становятся важнейшим фактором, обеспечивающим экономическую безопасность государства в условиях глобализации экономики и становления общества знания. Отставание России в этой области чревато серьезными отрицательными последствиями в производстве новейших информационных технологий, вычислительной техники, для обеспечения военной безопасности государства, качественного решения национальных экономических и социальных проблем. Рост благосостояния населения, темпы экономического роста России, развитие образования, науки и культуры, ее обороноспособность напрямую зависят от структурно-технологической реконструкции высокотехнологичного комплекса страны.
Будущее высокотехнологического комплекса (ВТК) рассматривается в тесной взаимосвязи с анализом фундаментальных основ развития экономики России. Особое внимание уделяется формированию в стране промышленного комплекса высоких технологий, позволивших России выйти на передовые позиции в мире по ряду направлений технического прогресса. Разработка и последующее производство высокотехнологической продукции, освоение новых прогрессивных технологий, инвестиционная привлекательность вложений в базисные инновации являются показателями эффективно функционирующего промышленного комплекса страны. Таким образом, используя потенциальные возможности высокотехнологичного комплекса России в качестве локомотива и опираясь на научно-технологический и инвестиционный капитал отечественных компаний и государственную поддержку, можно в приемлемые сроки осуществить инвестиционные вливания в ВТК страны. Это позволит осуществить инновационную модернизацию экономики страны и обеспечить экономическую безопасность государства. Именно этим обуславливается актуальность темы данной работы.
Целью работы является изучение макроэкономических проблем развития высоких технологий в России.
Исходя из поставленной цели работы возникают следующие задачи:
- выяснить место и роль высоких технологий в экономике России;
- сформулировать проблемы развития высоких технологий в России;
- определить меры по интенсификации развития высоких технологий в России.
Объектом данного исследования является система управления развитием высоких технологий в России.
Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления разработкой и внедрением инновационных технологий.



1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ

1.1 Роль высокотехнологического комплекса в обеспечении экономической безопасности государства
К сожалению, сегодня в России инновационная активность предприятий находится на крайне низком уровне. Лишь 5 % предприятий в 90-х гг. могли позволить себе проведение научно-исследовательских работ. Проектно-конструкторская и технологическая деятельность преимущественно направлена на внедрение технологий и разработок, ранее уже освоенных на зарубежных предприятиях, а реализация оригинальных научно-технических достижений, пионерных инноваций сведена к минимуму, хотя Россия присутствует на ряде мировых высокотехнологичных рынков: авиакосмического оборудования, вооружения, программного обеспечения и некоторых других. Однако масштаб этого присутствия стал более чем скромным. Кроме того, необходимо иметь в виду, что сегодня российский высокотехнологический комплекс имеет ограниченные возможности для привлечения свободного капитала, а низкий внутренний спрос на его продукцию не позволяет компаниям, ее выпускающим, окрепнуть и эффективно развиваться. Главное, что окно возможностей для такого развития становится все уже, поэтому незамедлительно требуется принятие адекватных комплексных мер для его развития со стороны государства .
Огромную роль в развитии инновационного и научно-технического сотрудничества в эпоху глобализации играет информационный обмен. Сегодня явно определилось различие в стратегии информационного обмена со стороны России и развитых зарубежных стран. Россия работает на массированную передачу разработок и технологий, а ее зарубежные партнеры из числа промышленно развитых стран - на прием и фильтрацию распространяемой информации, но преимущественно на целенаправленный поиск технологий, которые могут быть ими коммерциализованы с односторонней выгодой для себя. Это различие не может способствовать развитию равноправного взаимовыгодного сотрудничества. Идет односторонний, ущемляющий интересы России процесс утечки технологий. Необходимы новые формы обмена научно-технической информацией на основе законности и контролируемости деятельности, обеспечивающей равноправный и взаимовыгодный характер обмена. Только на таких условиях возможно эффективное сотрудничество, отвечающее национальным интересам и экономической безопасности России.
В условиях открытости отечественного рынка для зарубежных товаров уверенный и устойчивый подъем российской экономики возможен только за счет ее модернизации и ориентации на выпуск высокотехнологичной продукции новых поколений, конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках. Это позволит российскому ВТК занять достойное место на мировых высокотехнологичных рынках и станет залогом безопасности развития всей отечественной экономики и основным интересом страны в эпоху глобализации, но для воплощения данной идеи нужна серьезная поддержка государства.
Научно-технологический переворот, усиление межнациональной конкуренции приводят к появлению новых отраслей, базирующихся на принципиально новых технологиях, в то время как значительное число традиционных производств, не отвечающих современным требованиям, постепенно вытесняются на периферию мирового развития. Образуется своеобразное сообщество экономически развитых государств, обеспечивающих себе лидерство по новым наукоемким технологическим направлениям, тогда как другие страны, не вошедшие в него, вынуждены размещать у себя отсталые, как правило, ресурсоемкие и экологически опасные производства.
В этих условиях основным экономическим интересом России для обеспечения экономической безопасности в процессе глобализации является выход отечественной промышленности на мировой рынок высоких технологий, ускорение инновационных процессов в экономике, удержание позиций лидерства хотя бы по отдельным технологическим направлениям, а также создание оптимальных условий для расширенного воспроизводства и реализации на предприятиях нового научно-технического знания и технологий. Ведь в настоящее время экономический прогресс и успех могут быть основаны только на знаниях (фундаментальных и прикладных), новых технологиях и методах их ускоренного внедрения в производство. Забота о получении новых знаний и разработке новых технологий должна стать общим делом государства и бизнеса. При этом государство должно взять на себя общую координацию НИОКР, финансирование фундаментальных исследований и разработок, т. к. выход на международный рынок с высокотехнологичной продукцией является в перспективе гораздо более эффективным видом внешнеэкономической деятельности, чем все остальные .
Государственное стимулирование и регулирование инновационной деятельности госпредприятий и независимых товаропроизводителей, прежде всего технологически развитых, становятся приоритетной задачей в процессе обеспечения экономической безопасности и достижения национальных интересов. Современное представление о концепции инновационной деятельности формулируется как многоаспектное взаимодействие науки и технологий, осуществляемое посредством различных организационных структур в интересах потребностей рынка, решения экономических и социальных проблем общества и обеспечения его безопасности от внешних интервенций. Процесс инновационной деятельности представляет собой этапы создания научно-технической продукции: от фундаментальных исследований до реализации их в виде опытного образца с последующим освоением, тиражированием и распространением. Фазы освоения и распространения продукции или услуг, созданных в результате инновационной деятельности, являются наиболее трудоемкими и требуют значительных материальных затрат. Поэтому роль государственного финансирования в области инновационных технологий крайне велика и в большинстве случаев незаменима, т. к. лишь 15-30 % разработанных технологий находят практическое использование, но именно они составляют основу экономического потенциала страны и обеспечивают ее безопасность и конкурентоспособность на мировом рынке. Следовательно, в интересах государства иметь широкий спектр таких технологий, особенно в быстроменяющихся условиях экономической глобализации.
Государственное регулирование инновационного процесса включает несколько составляющих, основными из которых являются:
1) прямое государственное стимулирование НИОКР, распределение государственных ресурсов (заказов, грантов, кредитов) между различными сферами научных исследований и разработок в зависимости от структуры государственных научных приоритетов, а также выполнение исследований и разработок в государственных научных центрах;
2) косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в государственном и частном секторах хозяйства с помощью налоговой, амортизационной, антимонопольной, патентной, внешнеторговой политики и особенно путем поддержки малого бизнеса;
3) формирование благоприятного инновационного климата в экономике и инфраструктуры, необходимой для обеспечения исследований и разработок;
4) подготовка прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов, а также оценка возможных негативных последствий инноваций .
Россия пока еще рассматривается мировым сообществом как потенциальный источник принципиально новых технологий, способных создать существенные конкурентные преимущества. Однако имеющийся опыт, к сожалению, показывает, что даже в тех случаях, когда иностранные партнеры проявляют явную заинтересованность к научно-технической стороне возможного сотрудничества на этапах предварительного ознакомления и переговоров, они крайне редко идут на заключение официальных соглашений о сотрудничестве. Это обусловлено неопределенностью статуса собственности на созданные объекты интеллектуального труда, а также отсутствием опыта, слабостью навыков и проистекающим отсюда нежеланием работать с объектами интеллектуальной собственности у руководителей российских предприятий. Тем не менее, интерес к этому виду стратегического партнерства весьма высок, чему можно привести ряд примеров, связанных с деятельностью в России таких всемирно известных фирм, как «Боинг», «Майкрософт», «Ай-Би-Эм», «Самсунг».
Стимулирование и регулирование инновационной деятельности является одной из приоритетных задач российского государства в условиях трансформации социально-экономических систем, воплощение которой дает возможность России сохранить экономическую безопасность и получить значительные выгоды от процесса глобализации и соблюсти национальные экономические интересы. Однако реализация данной задачи сталкивается с рядом сложностей. Во-первых, отсутствуют четко сформулированные и законодательно закрепленные национальные цели развития Российской Федерации, в том числе в научно-технической сфере. Они лишь частично отражены в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию. Также не разработаны и законодательно не обеспечены основы промышленной политики, в которой могли бы найти отражение вопросы приоритетности инновационной деятельности. Во-вторых, как на законодательном уровне, так и на уровне правоохранительной деятельности более основательной проработки требуют вопросы регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, можно констатировать, что инновационная деятельность в России в настоящее время осуществляется в условиях, которые характеризуются: отсутствием сформулированных национальных целей и механизмов их достижения, законодательно определенных в расчете на ближнесрочный и среднесрочный периоды и на долгосрочную перспективу; отсутствием четко сформулированной на политическом уровне потребности в осуществлении государственной поддержки инновационной деятельности как средства обеспечения национальных интересов и экономической безопасности России в условиях глобализации. Резюмируя сказанное, важно подчеркнуть, что для России жизненно важно присутствовать на мировом рынке высоких технологий и как поставщику новых научно-технических идей и решений, и как потребителю высокотехнологичной продукции.
Считаем, что проведение инновационной политики будет способствовать осуществлению общих национальных целей и интересов России, которые можно сформулировать следующим образом:
1) обеспечение национальной безопасности;
2) сохранение конституционного строя и территориальной целостности государства;
3) обеспечение прав и свобод личности, а также ее безопасности;
4) улучшение качества уровня жизни населения на всей территории государства;
5) достижение экономической стабильности, расширение возможностей и увеличение совокупной мощи экономики страны;...............

ВЫВОДЫ
Взаимодействие цивилизаций в геополитическом поле играет важнейшую роль в дальнейшей судьбе России. Безвозвратно ушел в прошлое двухполюсный мир. Опасная тенденция ближайших десятилетий состоит в формировании однополярного мира во главе с единственной современной сверхдержавой - США. Однако исторический опыт показывает, что неоднократно провозглашавшиеся в прошлом подобные амбициозные цели неизбежно терпели крах. Так было с кочевой Монгольской империей, ненадолго охватившей большую часть Евразии, с Римской империей, с Британской империей. А главное - претензии на мировое господство встречают неизбежно растущее сопротивление иных стран и цивилизаций, которые не хотят и не могут превратиться в вассалов мировой сверхдержавы. Именно в этом противостоянии лежит корень возможного столкновения цивилизаций.
Реализация стратегии инновационного прорыва открывает возможность преодолеть сложившиеся в 90-егг. негативные тенденции в динамике структуры внешней торговли России в условиях неолиберальной модели глобализации и резкого повышения открытости экономики.
Ключевая проблема в том, что научные открытия и изобретения у нас так и не становятся работающим капиталом, они не вызывают делового интереса у инвесторов, не приносят значимого дохода их авторам. Необходимо сформировать принципиально новые отношения науки, бизнеса и государства, отношения, в которых разделение полномочий, ответственности и рисков происходит на всех этапах инновационного процесса - от научной идеи до конечного продукта. Инновационная сфера потребует нового качества как государственного, так и корпоративного управления. На государстве лежит основная ответственность за формирование и развитие современной научной среды, за подготовку кадров, финансирование перспективных фундаментальных и многих прикладных исследований.
Реализация этих замыслов обеспечит востребованность результатов отечественных научных исследований и изобретений, станет импульсом для разработки и последовательного осуществления стратегии инновационного прорыва.
Для осуществления инновационного прорыва необходимо использовать те отечественные потенциалы, которыми страна обладает в силу геостратегических, природных, исторических и иных причин. Здесь в первую очередь имеются в виду достаточно продвинутые отечественные естественные монополии и прежде всего минерально сырьевой комплекс, оборонно-промышленный комплекс, высокотехнологичный комплекс (ВТК). Важнейшей характеристикой жизнеспособности экономики в современных условиях является состояние науки, передовых технологий, технологической базы, определяющих в конечном счете конкурентоспособность отечественной продукции.
Процесс деградации научно-технической сферы России разворачивается на фоне активного формирования в промышленно развитых странах Запада материально технической базы XXI в. - базы постиндустриального общества, основу которого составляют технологии высочайшего, шестого технологического уклада. В России же доминирует четвертый технологический уклад, практически только в оборонном комплексе связи и банковском деле получил распространение пятый уклад.
Главным фактором, обусловливающим возможность инновационного прорыва России, является отечественный ВТК и оборонно-промышленный комплекс. ВТК России способен стать рычагом, который вытащит страну из экономического кризиса..
Стратегия технологического развития России должна в корне измениться. Следует отказаться от замкнутого технологического пространства, т. е. от создания всего спектра технологий только собственными силами и не пропустить инновационно-технологический прорыв других стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асаул А.Н. Высокотехнологический комплекс: определение экономического роста страны//Экономическое возрождение России. 2008. № 3. С. 3-7.
2. Асаул А.Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики// Экономическое возрождение России. 2009. Т. 22. № 4. С. 3-6.
3. Асаул, А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. - С. 606.
4. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития//Маркетинг в России и за рубежом. №2. 2009.
5. Бузник В.М. Малое высокотехнологичное предпринимательство как элемент устойчивого развития, ХГТУ.- Хабаровск, 2008.
6. Бузник В.М. Малый высокотехнологичный бизнес. - Владивосток: Дальнаука, 2006.
7. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации/И.В.Иванов, В.В.Баранов, Г.И.Лысак, О.В. Кирсанов. -М.; Альпина Паблишер, 2008.
8. Дудоров Д.В. Роль высокотехнологического комплекса и научно-технического потенциала России в обеспечении экономической безопасности государства// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 5. С. 248-253.
9. Евгеньев А.Л. Развитие высокотехнологичного сектора промышленности как фактор экономического развития России: Дис. ... на соиск. уч. степ. канд. эконом. наук. РГГУ. - М., 2005.
10. Клейнер Г.Б. Россия: Судьба науки и наука как судьба//Власть. 2008. № 4. С. 33-35.
11. Комаров Н.М. Состояние рынков высокотехнологичных товаров и услуг в России// Сервис plus. 2007. № 2. С. 38-43.
12. Рой О.М. «Пределы роста» инновационного развития России// Инициативы XXI века. 2009. № 2. С. 45-47.
13. Седов К.Б. Россия в международной торговле наукоемкими услугами и технологиями//NATIONAL EXPORT TODAY. № 3 (17). 2010.
14. Симчера, В. М. В России денег хватает, в России дефицит эффективных решений / В. М. Симчера// Экономическое возрождение России. - 2008. - №3. www. e-v-r.ru.
15. Сперанская Т.С. Французский опыт сотрудничества государственного и частного секторов в сфере высоких технологий// Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 147-153.
16. Трегубов Р.В. Использование высокотехнологического и оборонно-промышленного комплекса для создания точки инновационного прорыва России// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 178-184.
17. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России. Проблемы формирования национальной стратегии/ В.А.Коптюг, В.М.Матросов, В.К.Левашов, Ю.Г. Демянко. - Владивосток: Дальнаука, 2007. - 83 с.
18. Фролов И.Э., Лебедев К.К. Оценка влияния высокотехнологичного экспорта на темпы роста и структуру российской экономики// Проблемы прогнозирования. 2007. № 5. С. 62-76.
19. Фурсенко, А. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. /А. Фурсенко // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2006. - №2.
20. Шардин И.В. Разработка и реализация инновационной политики: опыт высокоразвитых стран//Мир человека. 2008. № 3. С. 3.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.