На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Мотивация в психологии

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 21.08.2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3
1. Мотивация как проблема психологического исследования………….5
1.1. Теории мотивации…………………………………………………….5
1.2. Сущность мотивации…………………………………………………..6
2. Состояние разработанности проблемы мотивации в зарубежной
и отечественной науке…………………………………………………..14
2.1. Направления исследования мотивации в зарубежной психологии…14
2.2. Мотивация в отечественной психологии……………………………..18
2.3 Виды и типы мотивации……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………32
Литература……………………………………….…………………………35


Введение


Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.
Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.


1. Мотивация как проблема психологического исследования

1.1. Теории мотивации

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях.
В целом авторы существующих в настоящее время теорий придерживаются двух точек зрения
1) мотивация – это совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;
2) мотивация – это динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.
В первом случае мотивация рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение и деятельность (В.Н. Мясищев; Ж. Годфруа,
К. Мадсен, К.К. Платонов), как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Дж. Аткинсон, А. Маслоу рассматривают её как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Во втором случае - это процесс образования, формирования мотивов, характеристика этого периода образований и преобразований, т.е. процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов,
В.С. Мерлин). Мотивация трактуется и как процесс детерминации активности человека и животных, формирования побуждения к действию или деятельности (А.Б. Орлов, 1989).
Мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представлений о себе, личностными свойствами и функциональными состояниями, с переживаниями, со знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей (В.А. Иванников, 1985, 1991). Мотивация представляет собой сложный, противоречивый, непрекращающийся и диалогичный по своей природе процесс, который является сложным социально-психологическим образованием - это субъективно-объективный, личностно-социальный, непрерывный процесс внутренних (изменение иерархии мотивов) и внешних изменений (иные способы реализации мотива), глубинный смысл и природа которого, обусловлены опытом социального бытия человека, системой общественных отношений (И.П. Полякова, 2003). Мотивация, по мнению И.П. Поляковой, объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности и обозначается как побуждение к действию определенным мотивом.
Несмотря на разнообразие подходов, мотивация большинством авторов понимается как система побуждений, вызывающих активность организма, детерминирующих направленность поведения и деятельности человека, а также как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психологически разнородных факторов, побуждающих индивида к совершению определённых действий и определяющих их направленность и цели.
Мы рассматриваем мотивацию как динамический процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив, который объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели, выступает как побуждение к действию определенным мотивом.

1.2. Сущность мотивации

По своей психологической сущности мотивация - это желания и побуждения, вызывающие активность человека и определяющие содержание ее направленности. Исследователи выделяют три класса явлений мотивации: первоисточники активности (потребности и инстинкты), причины выбора направленности поведения (собственно мотивы); регуляторы динамики активности субъекта (переживания и установки).
Трудность состоит в том, что в современной психологии до сих пор не выяснен и не уточнён объём и содержание понятия «мотив». Мотив - это и то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию . Мотив (в отличие от мотивации) - это и то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий .
В зарубежной психологии раскрытие содержания понятия «мотив» зависит от концептуальных положений, на которых находится тот или иной исследователь. Мотив рассматривается как сила, движущая человеком из глубин бессознательного (3. Фрейд); как устойчивые и переменные факторы мотивации (К. Мадсен); как функциональные переменные (X. Мюррей); как личностные и ситуационные детерминанты поведения (Дж. Аткинсон); как потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен); как установки (А. Маслоу).
З.Фрейд видел источники человеческой активности в бессознательных влечениях. Хотя психоанализ дал немало ценного в частностях, в целом же он пошел не по строгому научному пути. З. Фрейд по существу никак не соотносит психическое ни с функционированием мозга, ни с реальной внешней средой с ее непрерывным воздействием. Рассматривать мотив только как «бессознательную силу» не совсем верно, т.к. в мотиве всегда присутствует такой рациональный компонент как цель, который всегда осознается. Следовательно, в большинстве случаев мотивы осознаваемы. Даже когда речь идёт о действии, которое совершается слишком быстро, это не всегда свидетельствует о бессознательном характере мотива, просто он не получает должного развернутого вербального обозначения. Некоторые «бессознательные» мотивы ранее хорошо осознавались, но постепенно при сходных ситуациях, задачах они стали действовать «автоматически», однако, при затруднении в деятельности они быстро восстанавливают, казалось бы, уже утраченную осознанность.
Другой исследователь, Г. Оллпорт на основе жизненных наблюдений, экспериментальных и клинических данных (собственных и других исследователей) пришёл к выводу о том, что любое действие, первоначально подчиненное какой-то определённой цели и служившее лишь механизмом её достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой. Основным условием такого превращения мотивов является несовершенство действия, служившего средством достижения первоначальной цели. Мотив, по Г. Оллпорту, это всегда своего рода стремление к завершению, это неразряженное напряжение, которое должно «замкнуться» на текущей активности .
В исследованиях школы К. Левина категория мотив специально не включалась в систему основных понятий его теории и описывалась такими понятиями, как потребность, квазипотребность, намерение или напряжение. Как указывает Б.В. Зейгарник, под квазипотребностью К. Левин понимал динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения . Левин отделял квазипотребности от устойчивых, «истинных» потребностей. Но при этом он подчеркивал, что по своему строению и механизмам действия на поведение, квазипотребность не отличается от истинных потребностей, так как тенденция вызывать действие является фундаментальной для любой потребности. Это свойство потребности или квазипотребности может быть представлено в координатах «напряженной системы» . Причём, объекты окружающей среды обладают мотивационной силой только до тех пор, пока потребность не удовлетворена. Формально-динамический подход, апеллирующий в основном к энергетическим или векторно-типологическим характеристикам мотивированного поведения, значительно сужает область распространения выводов, полученных в исследованиях школы К. Левина. По мнению В.Г. Асеева, эта область ограничивается диффузными побуждениями низшего структурно-генетического уровня .
Поскольку мотив выполняет целый ряд важных функций: направляющую, стимулирующую, регулятивную, структурирующую, смыслообразующую, отражательную, объяснительную, защитную, нам представляется, что сведение понятия мотив до квазипотребности, значительно сужает понимание его содержания до энергетической составляющей (побуждающей функции).
Другой точкой зрения является понимание мотива как устойчивого свойства личности. Так, например, Дж. Аткинсон определяет мотив как некоторое «нормативное состояние», противопоставляемое состоянию актуально действующего мотива или актуальной мотивации (J.W. Atkinson, 1958). Мы считаем, что нет достаточных оснований для отождествления мотива с устойчивыми характеристиками личности, такими как ценности, мировоззрение или идеалы, так как эти образования лишь принимают участие в формировании мотива, наполняя его содержанием. Такая точка зрения нашла отклик в научных представлениях отечественных психологов (К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов и др.). Так психологами Грузинской школы понятие «мотив» рассматривается как преходящее состояние, побуждающее человека к действию и исчезающее после удовлетворения соответствующей потребности. Установка, напротив, трактуется как продолжительное, перманентное состояние единства побуждающих и направляющих моментов деятельности, как длительная готовность к активации определенно мотивированной деятельности (А.С. Прангишвили, 1974).
Особый интерес представляет бихевиористское понимание мотивации, которое было представлено в работах X. Хекхаузена. Для него характерно признание роли когнитивных структур и процессов в детерминации поведения и деятельности, учет не только биологических (базовые потребности), но и социальных факторов. Главной детерминантой поведения человека выступает внутренний психический процесс принятия решения. По мнению X. Хекхаузена, мотивация - это взаимодействие трех основных факторов: личностного, мотива и ситуационного, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений. Личностный фактор мотивации предстает в качестве сложного образования, включающего ценности. Согласно X. Хекхаузену, процесс мотивации порождается устойчивой личностной диспозицией ценностного содержания, которая и является мотивом. Изучение мотивации в рамках когнитивной психологии способствовало пристальному вниманию к проблемам взаимосвязи между различными элементами мотивации.
Рассматривать мотив, как преходящее состояние, побуждающее человека к действию, с нашей точки зрения, является не совсем правомерным. Действительно, побуждение человека к поступку может быть вызвано возникновением того или иного состояния. Все возможные психические состояния (ощущение дискомфорта, вызванное неудовлетворенной потребностью или беспокойство из-за возможной потери и т.п.) сопровождают мотивы поведения и деятельности, но не определяют их полностью. В то же время мотив - это не любое побуждение (напряжение), а внутреннее осознанное побуждение, которое сопровождает готовность человека к деятельности или поступку и является обусловленным определёнными потребностями и общей направленностью личности.
В то же время мотив нельзя полностью идентифицировать с понятием потребность. Потребность всегда выступает в форме некоторого напряжения, свидетельствующего о наличии определенной нужды, неудовлетворённости, которая мешает нормальному функционированию организма или жизнедеятельности человека. То есть потребность «запускает» механизм для поиска предмета нужды и адекватного способа её удовлетворения. Мотив, напротив, ясно «осознаёт» предмет своего удовлетворения и выбирает способы для ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.