На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Психологический анализ влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 21.08.2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологическая характеристика особенностей темперамента
младшего школьника в процессе обучения………………………………7
1.1. Анализ психологических исследований учебной деятельности……7
1.2. Психологический анализ сущности темперамента………………..10
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников..16
Глава 2. Исследование влияния темперамента на учебную
деятельность младших школьников…………………………………......21
2.1. Психологические методы исследования темперамента…………...21
2.2. Организация и методы исследования проявления
темпераментальных особенностей в процессе учебной деятельности младших школьников…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………40
Библиография……………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………..43


ВВЕДЕНИЕ

Особенности темперамента младших школьников оказывают существенное влияние на учебную деятельность.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью [24; 109].
Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.
Индивидуальные различия, на каком бы уровне они не фиксировались, закономерно объединяются между собой самыми разнообразными связями. В концепции В.С. Мерлина дается обоснование понятия «интегральной индивидуальности» как особого, выражающего индивидуальное своеобразие, характера связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе [15; 76].
Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
По мнению учёных: психофизиологов В.В. Белоус [3], Е.Дзятковской [7], психологов А. Сиротюк [27], Т.Смирновой [18] и других обучение без учёта психофизиологических особенностей когнитивной сферы детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка.
Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого ученика, самочувствие взрослых из ближайшего окружения ребенка.
Основная задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. То обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям, наиболее ценно. Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи с чем изучение особенностей темперамента младших школьников является актуальной проблемой.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует ученых и учителей. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, Н.М. Хомутова [12] и других авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Учитывая способности и возможности каждого ребенка, предлагая ему посильные задания, предъявляя соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е. осуществляя индивидуальный подход в обучении учащихся, можно добиться значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (П.М. Ершов [26], Е.П. Ильин [10], Г.Д. Марцинковская [14], Т.А. Власова [20], А.Н. Леонтьев [20], П.В. Симонов [26] и др.).
Основы общей теории учения были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными [20].
Особенности темперамента младших школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах Е.П. Ересь [9], Э.Кречмер [11], Б.М. Тепловой [29, 30], В.Д. Небылициной [17], В.М. Русалова [24, 25] и многих других.
Таким образом, проблема влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников сегодня весьма актуальна, но малоразработана.
Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная методическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Психологический анализ влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников».
Цель работы - выявить влияние темперамента на учебную деятельность младших школьников.
Объектом исследования - процесс развития темпераментальных особенностей младших школьников.
Предмет исследования – особенности темперамента младших школьников.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
3. Проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников.
4. Выявить влияние темперамента на учебную деятельность младших школьников.
5. Сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в процессе учебной деятельности


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам указанных выше форм общественного сознания, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, — рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.
Термин «учебная деятельность», обозначающий один из типов воспроизводящей деятельности детей, не следует отождествлять с термином «учение». Дети, как известно, учатся в самых разных видах деятельности (в игре, труде, при занятии спортом и т. д.). Учебная же деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми, как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности и т. д.). Причем в младшем школьном возрасте дети выполняют все только что перечисленные и другие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная — она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом [17; 21].
Учебная деятельность неотъемлемый атрибут жизни, который Д.Б. Эльконин называл второй профессией каждого человека, «от умения осуществлять которую во многом зависит продвижение в основном избранном деле» [17; 241].
Проблему, связанную с поиском свойств человека, определяющих успешность выполнения какой-либо деятельности в отечественной психологии, принято определять как проблему способностей к деятельности (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).
Исследования, связанные с поиском качеств, обусловливающих успешность учебной деятельности (Л.Ф. Бурлачук, В.М. Блехер, В.В. Дружинин, Н.А. Менчинская, Г.А. Цукерман и др.) показывают, что наличие высоких показателей интеллекта и обучаемости как общей умственной способности, связанной с усвоением новых знаний, не всегда обеспечивают успешность учебной деятельности. На успешность обучения влияют установки, интересы, мотивация и многие другие свойства личности. Данные факты подчеркивают специфику самой деятельности, которой овладевает субъект. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она субъектно-ориентированная, предметом ее выступает сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Овладение такой деятельностью сопровождается ориентацией на самого себя, именно себя ребенок выделяет как предмет изменений.
Cпецифика учебной деятельности, связанная с тем, что основным ее содержанием выступает процесс регуляции предметно-практической деятельности, а результат связан с осознанием собственных изменений, предопределяет структуру учебной способности. Структуру способности к учебной деятельности будут составлять такие свойства личности, которые отражают субъектное отношение учащегося к учебной деятельности.
Учебная способность, как и любая человеческая способность, проявляется и формируется в деятельности. В связи с этим, основной задачей и целью педагогической деятельности в начальной школе выступает формирование учебной деятельности в ее специфическом значении.
Отличительным признаком учебной деятельности является то, что она субъектно-ориентирована, следовательно, успешное освоение такой деятельностью связано с потребностью в социальной адаптации посредством постоянного преобразования себя. В качестве внутреннего условия, обеспечивающего успешное овладение учебной деятельностью, выступают учебные способности. Учебные способности - это сложные способности, в структуру которых входят индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие учащегося как субъекта общественно-значимой деятельности. Личностные свойства, отражающие субъектное отношение к учебной деятельности, будут определять успешность учебной деятельности на протяжении всего младшего школьного возраста.
Проблема учебной деятельности нашла свое отражение, как в философской, так и в психолого-педагогической литературе (П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе, Н.Г. Морозова, Я.А. Пономарев, Л.С. Славина, М.В. Матюхина, А.К.Маркова Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Э. Стоунс, Й. Лингарт, В.Д. Шадриков и др.) [10].
В трудах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова [12] рассматривается принцип системного подхода. Системный подход предполагает рассмотрение предмета психологического исследования как целостной, многомерной реальности. В нашем исследовании этот принцип проявляется в рассмотрении структуры способностей как системы, которая состоит из компонентов, специфические свойства которой существуют только во взаимосвязи этих компонентов.
В трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Альбуханово-Славской, Д.Б. Эльконина разрабатывается принцип деятельностного подхода, согласно которому формирование способностей возможно только при условии построения соответствующей деятельности. Психика человека рассматривается при деятельностном подходе как система, обеспечивающая регуляцию индивидуальной деятельности на основе соотнесения отражения внешней реальности с потребностями личности.
Принцип детерминизма, разработанный С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, К.А. Альбухановой-Славской и др., согласно которому, эффект внешних причин, действующих только через внутренние условия, существенно зависит от последних. В качестве важнейшего фактора детерминации деятельности выступает организация развивающейся системы, ее структура и принципы функционирования. В нашем исследовании в качестве такой системы выступают учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, обеспечивающие успешное овладение учебной деятельностью.
Таким образом, учебная деятельность это особая деятельность, предметом которой является сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Освоение учебной деятельности связано с развитием качеств, характеризующих субъекта - способного самостоятельно ставить цели и реализовывать их.
Следовательно, ведущими свойствами в структуре учебных способностей являются личностные свойства, характеризующие субъекта.
Учащегося как субъекта деятельности, характеризует выраженность таких мотивационных свойств личности, как стремление к достижению успеха и положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей» [13; 65].
В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.
До конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента.
Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П. Павловым, который предполагал, что крайним человеческим типам «мыслителям» и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание свойств нервных процессов.
Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функциони...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.