На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Развитие человеческого капитала

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 21.08.2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… ……….2
ГЛАВА 1. Экономическая сущность человеческого капитала………………..5
ГЛАВА 2. Инвестиции в человеческий капитал……………………………….13
ГЛАВА 3. Оценки человеческого капитала……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….34


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Отечественная экономическая наука последних лет основное внимание уделяет проблемам, связанным с различ¬ными аспектами рыночной экономики. Глобальные закономерности и основ¬ные тенденции развития постиндустриального общества, возможные направ¬ления формирования в России инновационной экономики, ядро которой со¬ставляют интеллектуально-информационное производство и услуги для на¬селения, пока не получили развернутого освещения в научной литературе. Вместе с тем при создании концепции социально-экономического развития России необходимо учитывать, что определяющими факторами динамизма современного общества все в большей мере становятся усиление социализа¬ции и гуманизации общественных отношений, превращение человека и его интеллекта в решающий фактор общественного прогресса, возникновение такого феномена как человеческий капитал.
В современных условиях человеческий капитал является одним из ос-новных ресурсов, необходимых для подъема экономики, фундаментом эко-номического роста за счет научно-технического прогресса. Новые теории ус-тойчивого развития человечества и концепция национального богатства, предлагаемая специалистами ООН, базируются на признании человека дви-жущей силой общественного развития за счет накопления и использования производительных сил и знаний, передающихся от поколения к поколению. Мировой экономической наукой доказана необходимость и высокая эффек-тивность вложений в человека. Экономика, основанная на высоком уровне человеческого капитала и новейших технологиях, получила в 1990-е гг. на-звание «новой экономики».
Для России, находящейся в периоде становления рыночной экономики и стоящей перед необходимостью перехода к инновационной экономике, воз-растает роль анализа и прогнозирования уровня развития человеческого ка-питала страны в целом и отдельных регионов с учетом их территориальных особенностей и различий по экономическим, природно-географическим, социально-демографическим и другим факторам. Необходима целостная дейст-венная региональная политика в проведении социально-экономических ре-форм, ориентированных на перспективные тенденции развития; политика, учитывающая специфику регионов в общей структуре экономики страны, обеспечивающая возможность сохранения и активизации человеческого ка-питала регионов России.
Категория «человеческий капитал» позволяет с единых позиций изучать многие явления и процессы рыночной экономики, осмыслить возникающие при развитии инновационной экономики новые формы взаимодействия меж¬ду производством и потреблением как противоположными сторонами челове-ческой жизнедеятельности. Теория человеческого капитала объясняет такие, на первый взгляд, разноплановые явления, как вклад образования в экономи-ческий рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, переда¬ча экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.
Предпосылкой для разработки теории человеческого капитала являются работы классиков политической экономии: У.Петти, А.Смита, К.Маркса. Окончательно теория человеческого капитала была сформирована западными экономистами в 60-х годах XX века. Существенный вклад в ее разработку вне-сли экономисты неоклассической щколы - Т.Шульц, Г.Беккер, Дж.Минцер, Л.Туроу, У.Боуэн, М.Фишер, Дж.Вэйзи. В дальнейшем теория разрабатыва-лась таким учеными, как М.Блауг, С.Боулс, И.Бен-Порэт, Э.Денисон, Дж.Кендрик, Ф.Уэлч, Ф.Махлуп, Б.Чизвик, Л.Хансен, А.Аулин, Г.Псачаропулос, Дж.Грейсон и др. Основателями современной концепции че-ловеческого капитала по праву считаются Т.Шульц и Г.Беккер, удостоенные Нобелевских премий по экономике соответственно в 1979 и 1992 гг.
В отечественной экономической литературе первые исследования в этой области датируются 1970-80 гг. Более глубокие проработки относятся к пе-риоду 1990-х годов. В работах Р.И. Капелюшникова, М.М. Критского, А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, С.А. Курганского, Е.Д. Цыреновой, И.В. Ильинского, Л.И. Нестерова, Е.В. Галаевой, Л.Г. Симкиной, В.Т. Смирнова, В.В Чекмарева и ряда других авторов проводится анализ эко¬номического поведения человека и его производительных способностей, даются разноплановые определения понятия человеческого капитала, иссле¬дуются особенности его формирования и функционирования в реформируемой экономике России, предлагаются методологические подходы к его ком¬плексной оценке, рассматривается природа циклической динамики челове¬ческого капитала. Таким образом, в современной экономической литературе теория человеческого капитала отражена достаточно полно. Однако проблемы количественного оценивания состояния человеческого капитала с учетом специфи¬ческих особенностей субъектов Российской Федерации остаются весьма сложными и требуют дополнительных исследований. Кроме того, в современной экономической научной литературе до сих пор отсутствует строгая методология формирования обоснованных стратегий развития человеческо¬го капитала регионов и страны в целом.
Объектом исследования является качество человеческого капитала субъектов Российской Федерации и направления его использования.
Предметом исследования является методологические и методические аспекты оценивания управления качеством человеческого капитала и эффек-тивности его использования на мезоуровне.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - оцен¬ка качества человеческого капитала и эффективности его использования и разра¬ботка методических основ управления развитием человеческого капитала на уровне регионов.
В соответствии с намеченной целью в работе решались следующие задачи:
— проанализировать эволюцию понятия «человеческий капитал» как экономической категории и ресурса региона;
— изучить существующие методологии и методики анализа структур¬но-логических элементов человеческого капитала и показателей его состоя¬ния;
— проанализировать разработанные подходы, методы и инструментарий
комплексной оценки человеческого капитала;
— выявить и проанализировать возможные индикаторы для многофакторного измерения качества человеческого капитала субъектов РФ;
— осуществить типологизацию регионов Российской Федерации по состоянию человеческого капитала;
— предложить управленческие решения по дальнейшему развитию структурно-логических составляющих человеческого капитала региона и по-вышению его качества.


ГЛАВА 1. Экономическая сущность человеческого капитала

Современное учение о человеческом капитале представляет собой дос-таточно целостную теорию, закономерно сформировавшуюся во второй по-ловине XX века из разрозненных научных взглядов. Развитие теории челове-ческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия базовый неоклассический принцип оптимизирующего поведения индивидуумов был распространен на различные сферы внерыночной дея-тельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали при-меняться для изучения таких социальных явлений и институтов, как образо-вание, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дис-криминация и т. д.
Исходя из целей и задач нашего исследования, в первую очередь, рас-смотрим основные определения понятия «человеческий капитал» как эконо-мической категории. Как показывает проведенный анализ, до настоящего времени не выработано единого подхода к трактовке этого понятия.
Исторически теория человеческого капитала опирается на принцип сходства между процессами формирования физического и человеческого ка-питала: накапливаться, становиться запасом могут не только материально-вещественные активы, но и способности людей [10,11, 147,148]. Знания лю¬дей, их навыки и производственный опыт могут превратиться в долговременный капитальный актив, который приносит доход. Таким образом, чело¬веческий капитал - это воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций [52-53], то есть мера способности человека приносить доход [130]. Аналогично физическому капиталу человеческий капитал спо¬собен не только накапливаться, но и материально и морально изнашиваться. Навыки, умения, знания человека становятся капиталом на том основании, что обладают свойством накапливаться через процесс инвестирования и обеспечивают своему владельцу получение дохода в виде более высокой за¬работной платы [115].
Таким образом, многие отечественные и западные авторы под форми-рованием человеческого капитала понимают процесс создания производи-тельных способностей [130,132, 133]. Подобный взгляд основан на технокра-тическом подходе и не раскрывает сущности человеческого капитала [115]. Представление о «чисто экономических» процессах иллюзорно, поскольку движущими силами социально-экономического прогресса являются как эко-номические, так и социальные факторы, которые теснейшим образом связа¬ны в общественной системе.
Например, П. Хейне считает, что «капиталом являются знания и уме¬ния, которые люди приобретают посредством образования, профессиональ¬ной подготовки или практического опыта, которые позволяют им предста¬вить другим людям ценные производственные услуги [132].
Рассмотрим еще несколько определений человеческого капитала. Ф. Махлуп писал, что «аналогично человеческим ресурсам неусовершенство-ванный труд следует отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую или умственную способность человека. Подобные усовершенствования и со-ставляют человеческий капитал» [152]. Г.Беккер отмечает, что «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграции и поиск информации о ценах и доходах» [147]. Кроме этого Э.Дж.Долан и Д.Линдсей под человеческим капиталом подразумевают «ка-питал в виде умственных способностей, полученных через формальное обу-чение или образование, либо через практический опыт» [132].
Человеческий капитал в современной экономике, по мнению автора ра-боты [115], необходимо исследовать во взаимосвязи экономической и соци-альной составляющих, то есть с точки зрения роста как производства, так и потребления. Именно на стыке производства и потребления открывается од¬на из важнейших областей экономического анализа, отражающая цели и при-оритеты современного общественного развития. Человеческий капитал, по определению Симкиной Л.Г., предстает как принципиально новое социально-экономическое явление, а именно это есть «форма экономической жизнедея-тельности, присущая современной инновационной экономике, в которой до-минирует интеллектуальная компонента».
Такой подход к определению категории человеческого капитала обу-словлен возникновением и развитием в инновационной экономике новых форм взаимодействия между производством и потреблением как противопо¬ложными сторонами человеческой жизнедеятельности, которые определяют¬ся особой ролью науки и образования в развитии современного общества. Субъект человеческого капитала предстает в инновационной экономике как персонификация непосредственного труда и интеллектуальной деятельности. Человеческий капитал является основным экономическим отнощением со-временного постиндустриального общества [115].
Многие авторы в определение человеческого капитала включают про¬цесс его формирования, которое, подобно накоплению физического или фи-нансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем, отмечая при этом, что человеческий капитал представляет собой форму капитала, обладающую ря-дом существенных особенностей [30,45,53-53,68-71].
Во-первых, человеческий капитал неотделим от личности его носителя. В отличие от различных видов материально-вещественных и финансовых активов (оборудования, недвижимости, ценных бумаг) человек в современном обществе не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Поэтому человеческий капитал обладает минимальной степенью ликвидности.
Во-вторых, для человеческого капитала характерна большая длитель-ность инвестиционного периода. Например, инвестиционный период для об-разования как основной формы инвестиций в человеческий капитал состав¬ляет 12-20 лет и более, а для физического капитала, как правило, около двух лет.
В-третьих, по сравнению с риском капиталовложений в физический капитал степень риска инвестиций в человеческий капитал значительно вы¬ше. Это объясняется большими затратами на организацию и контроль над кредитами, обусловленными свободой перемещения людей из одного места в другое, длительностью периода возврата кредита, изменениями конъюнкту¬ры рынка труда, а также практическим отсутствием механизмов страхования риска.
В-четвертых, в отличие от физического капитала, доходность которого медленно снижается по мере его накопления, доходность от инвестиций в человеческий капитал, наоборот, сначала возрастает, но лишь до определен-ного уровня, ограниченного верхним пределом трудоспособного возраста, после чего начинает более резко снижаться. Однако при этом следует учиты-вать, что доход от человеческого капитала может принимать как денежную, так и неденежную форму. Поэтому потребительские аспекты вложений в че¬ловека оказываются не менее важны, чем производственные.
В-пятых, покупатель, приобретая право на использование услуг чело-веческого капитала, вступает в контакт со свободной личностью, права кото¬рой он обязан соблюдать, что приводит к большой насыщенности рынка тру¬да институциональными структурами.
Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классических человече-ских ресурсов и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него и существование значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. При низком уровне челове-ческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отда¬чи, долгосрочные инвестиции в человеческий капитал являются самыми пер-спективными с точки зрения капиталоотдачи.
Обобщая вышесказанное, можно условно разделить существующие подходы к определению человеческого капитала на три группы. Основу пер-вого подхода составляет понимание под человеческим капиталом совокупно¬сти имеющихся у человека запасов способностей и качеств, применяемых в процессе производства благ и услуг [68,121,154 и др.]. Второй подход пред-лагают сторонники «инвестиционного» определения [8,9,11,34,146,147], ко-торые подчеркивают факт накопления способностей человека, включая твор-ческие, предпринимательские и управленческие, иными словами, факт по-вышения человеческой активности в различных формах, в результате вложе¬ний в человека.
Наиболее полным, на наш взгляд, является объединение и расширение указанных подходов, позволяющее сформулировать агрегированное опреде-ление понятия «человеческий капитал». Такие определения в наиболее пол¬ной форме представлены в работе [70,71]. Под человеческим капиталом по¬нимается менталитет и культура основной массы населения, качество труда, образование, профессионализм, предпринимательская способность, уровень менеджмента, здоровье населения (включая систему здравоохранения), сте¬пень свободы перемещения труда. То есть человеческий капитал — это все то, что связано с человеком и его возможностями проявить свои способности, базой человеческого капитала является глубинная культура народа [70]. Воз-можность перехода к количественному оцениванию человеческого капитала дает следующее определение: человеческий капитал - это мера сформиро-ванных в результате инвестиций и накопленных индивидом или коалицией индивидов способностей и качеств, которые при целесообразном использо-вании приводят к росту производительности труда и доходов.
Представленные агрегированные определения человеческого капитала свидетельствуют о необходимости рассматривать не только индивидуальный (персональный) человеческий капитал и отдельные его элементы, как это де-лало большинство отечественных и зарубежных авторов, но и человеческий капитал на уровне экономических субъектов. В соответствии с уровнями аг-регирования, человеческий капитал может быть представлен на микроуровне (индивида, семьи, фирмы), мезоуровне (регионов и крупных корпораций), макроуровне (национальной экономики - совокупный человеческий капи¬тал), а также мегауровне (объединении государств и регионов мира) [71, 104]. Таким образом, человеческий капитал является необходимым самостоя¬тельным ресурсом и важным элементом национального богатства.
На каждом уровне человеческий капитал разделяется на различные от-носительно обособленные элементы, экономически характеризующие разные стороны личности или коалиций людей. По терминологии работы [70,71] та¬кие элементы называются фондами (поскольку они образуют определенный запас) или активами (если они активно функционируют и генерируют дохо¬ды). К основным фондам (активам) человеческого капитала будем относить:
— интеллектуальный капитал (включающий фонды образования, нау¬
ки и культуры, инновационный фонд);
— фонд здоровья (включающий фонд общественного здоровья и фон¬
ды системы здравоохранения);
— фонд мобильности населения.
Как дополнительные значимые составляющие человеческого капитала будем рассматривать:
- фонд подготовки на производстве (объединяющий квалификацию,
навыки и производственный опыт);
- мотивацию экономической деятельности;
- фонд предпринимательства;
- другие активы (в расширительной трактовке).
Важнейшей составляющей большинство авторов по праву считает ин-теллектуальный капитал - совокупность образовательных и научно-инновационных характеристик людей [21,70, 71,115,134 и др.]. Актуализация интеллектуального капитала повышает производительность и доходы от со-ответствующих инвестиций. Экономика, основанная на новейших техноло¬гиях, требует высокого уровня интеллектуального капитала, так как при низ¬ком уровне интеллектуальной соста...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.