Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Экономические функции государства

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 21.08.2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………..3
1. Подходы экономических школ к содержанию функций государства
в экономике: общее и различия………………………………………………..5
1.1. Отражение в литературе функций государства…………………………….5
1.2. Понятие экономической функции государства …………………………...16
2. Анализ реализации экономических функций современным российским
государством………………………………………………………………….25
2.1. Государственное регулирование экономики………………………………25
2.2. Функции государства в социальной рыночной экономике……………….27
3. Рекомендации по повышению эффективности реализации
экономических функций современным российским государством………..31
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………....43


Введение

Актуальность темы работы определяется тем, что в условиях перехода от системы планирования и управления к рыночной экономике объек¬тивно требуются целенаправленные действия со стороны государ¬ства. Оно должно при этом выполнять, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, при-званных обеспечить как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.
Функции государства имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они позволяет рассмотреть государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, функционирования.
При этом роль государства в переходной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений.
Современный этап социально-экономического развития является достаточно сложным и неопределенным, так как идет ломка общественных, экономических отношений. Демонти¬руется старый хозяйственный механизм и создается структура и инфраструк¬тура рынка.
Специфика функций государства переходного общества и эконо¬мики всецело предопределяется конечной целью трансформации – создать качественно иную модель социально-экономического устройства и ценностных ориентаций.
Экономическая функция государства – это характеристика роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающаяся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, а также в создании распределительных или запретительных механизмов.
Цель исследования состоит в анализе функций государства с точки зрения его природы как экономического субъекта, а также изменения этих функций в период радикальной трансформации российской хозяйственной системы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать отражение в литературе функций государства.
2. Определить понятие экономической функции государства.
3. Показать сущность государственного регулирования экономики.
4. Выявить особенности функций государства в социальной рыночной экономике.
5. Предложить рекомендации по повышению эффективности реализации экономических функций современным государством.
Объект исследования – роль и экономическая функция государства и гражданского общества в деятельности экономических систем, а также деятельность государства в экономике.
Предмет исследования – социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций.


1. Подходы экономических школ к содержанию функций государства
в экономике: общее и различия

1.1. Отражение в литературе функций государства

Степень вмешательства государства в экономику проявляется через те функции, которые оно выполняет.
Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных понятий, характеризующих деятельную сторону государства. Достаточно часто в экономической литературе встречается отожествление понятий «функция государства» и «деятельность государства», «функция государства» и «социальное назначение государства» и др. Однако, по нашему мнению, исследуя функции государства в рамках регулирования экономической системы, следует ограничить данное понятие от смежных с ним.
Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства.
В период существования Советского Союза большинство авторов (В.О. Тененбаум, Л.И. Загайнов и др.) придерживались точки зрения, что функции государства выражают, прежде всего, классовую сущность. Однако данное утверждение является устаревшим и не соответствующим действительности.
Подробное исследование вопроса значения понятия «функция государства» было проведено М.В. Жигуленковым.
Несмотря на тот факт, что многими учеными (Н.В. Черноголовкин, В.Ю. Цивалидзе, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров и др.) функции государства рассматриваются как содержание и направления деятельности государства, в рамках которого осуществляется деятельность государства, правильность такой трактовки ставиться автором под сомнение.
Так, М.В. Жигуленковым выделяются следующие моменты, с которыми по нашему мнению следует согласиться:
- при понимании функций государства лишь как направления его деятельности не представляется возможным говорить об их осуществлении;
- при таком понимании функций государства нельзя говорить об их реализации или не реализации еще и потому, что речь идет о направлении уже существующей деятельности. Отсюда можно сделать следующий вывод: если государство не осуществляет деятельность в рамках определенного направления, которая объективно необходима и выражала бы его сущность и социальное назначение, то и нет соответствующей функции государства;
- определяя данное понятие, как правило, указывают на то, что функция государства является основным (главным) направлением его деятельности. В частности такого мнения придерживаются Н.В. Черноголовкин, В.М. Сырых, А.Ф. Черданцев и др. Из этого следует вывод, что не любое направление деятельности государства является его функцией, а лишь кардинальное, узловое. Соглашаясь с данным утверждением, придется признать, что существуют неосновные, неглавные направления деятельности государства, не являющиеся его функциями.
Второй вариант подхода к определению функции государства - отожествление понятия с социальным назначением государства.
В частности, И.С. Самощенко предложил рассматривать функцию государства как «его социальное назначение внутри и вне страны». На наш взгляд, трудно согласиться с таким пониманием назначения государства. Функции государства не сводятся только к социальному назначению, которое, несомненно, предопределяет наличие у государства тех или иных функций.
Государство является динамичной системой, функционирование которой складывается под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Постоянное изменение среды функционирования обуславливает изменение характера функций выполняемых государством.
По нашему мнению определение данное М.В. Жигуленковым наиболее полно отражает содержание понятия «функция государства»: «… это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним».
Функциональный подход помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.
Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.
Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.
Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Подавляющее большинство мнений в отношении понятия данного института сводятся к тому, что функции государства – это основные направления его деятельности.
Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют функции государства как основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В.А. Ржевский считает, что функции государства – это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение его сущность и социальное значение.
В.М. Корельский и В.Д. Перевалов устанавливают функции государства, как основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущих ему методами. Такой же подход к пониманию функций государства существовал и в советский период времени.
То есть, подчеркивается, что термин «функция государства» обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
В то же время, есть и противники теории того, что функции государства – это основные направления его деятельности.
Очевидно, что при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью.
Вышеизложенное позволяет говорить о двух подходах к пониманию функций государства: как направлений деятельности государства или как содержания его деятельности.
Итак, функции государства – это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура, то есть его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.
Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
По объектам воздействия функции подразделяются на внутренние и внешние, где внутренние связаны с реализацией задач государства внутри страны.
Как считают В.М. Корельский и В.Д. Перевалов, внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности государства на данное общество.
В настоящее время доктрина права и государства не имеет конкретного перечня внутренних, так и внешних функций. Проанализировав имеющиеся правовые мнения можно выделить наиболее общие внутренние функции, встречающиеся в научных трудах наиболее часто. Таковыми являются:
- экономическая;
- охрана правопорядка;
- политическая;
- социальная;
- экологическая.
Рассмотрим эти функции подробнее.
Экономическая. Нельзя не отметить, что почти все авторы выделяют экономическую функцию как одну из основных функций государства, причем, подчеркивают, что таковой она стала именно в ХХ веке.
При этом экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.
Охрана правопорядка. Это – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок.
Данная функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Она направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, государственного и общественного имущества, частной собственности.
Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.
Государство реально обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов суд, прокуратура, нотариат, и т.д. Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения правовых норм, специфика которых заключается то, что они служат целям профилактики преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенного права, другими словами – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.
Политическая функция. Эту функцию выделяют не все авторы, но, с учетом политических преобразований в России, следует обозначить ее как одну из основных.
Основное содержание политической функции связано с регулированием отношений классов и социальных слоев, групп давления с тем, чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным государством (законами) правилам «политической игры».
Формулировки о социальной солидарности присутствуют и в конституциях некоторых стран.
Осуществляя политическую функцию, государство действует, прежде всего, в интересах доминирующих социальных слоев, их групп давления, но, чтобы не допускать противостояния классов до опасной черты, оно вынуждено учитывать интересы других слоев населения и иногда в какой-то мере ограничивать неуемные аппетиты господствующих слоев, правящей элиты.
Социальная функция. Практически все авторы тесно связывают социальную функцию с экономической, что неудивительно, так как социальная функция в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она является проявлением патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.
Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.
Социальная функция призвана устранить или смягчить возможную социальную напряженность в общества, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
Для выполнения социаль...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.