На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социальная политика в РФ на современном этапе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа социальной политики.
1.1. Сущность и содержание социальной политики.
1.2. Способы и показатели оценки социально-экономической эффективности политики РФ.
Глава 2. Социальная политика РФ и современные проблемы ее развития.
2.1. Анализ социальной политики РФ и тенденции развития.
2.2. Оценка социально-экономической эффективности социальной политики на современном этапе.
Глава 3. Основные направления и мероприятия по повышению социально-экономической эффективности социальной политики РФ.
3.1. Направления повышения социально-экономической эффективности социальной политики РФ.
3.2. Оценка перспектив развития социальной политики РФ.
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира, в том числе России, вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования действий различных социально-экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная сфера деятельности в условиях современной рыночной экономики во многом контролируется государством и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.
Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Ситуация осложняется тем, что эксперты, давно и успешно работающие в сфере социальной политики, своими скептическими оценками возможностей реформ в данной сфере, если не использовать такой ресурс – как политическая воля, не помогают, а мешают региональным элитам брать на себя необходимый груз ответственности. Дефицит политической воли становится определяющим фактором на пути преобразований.
И оценки экспертов, и положение элит, и характер их представлений о возможностях преобразований в социальной сфере перевешивают значимость экономических возможностей тех или иных регионов, хотя и не отрицают их.
Таким образом, социальная политика – одна из наиболее актуальных тем, обсуждаемая как на внутригосударственном уровне, так и на международном.
Целью данной курсовой работы является изучение социальной политики на современном этапе.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических аспектов анализа социальной политики;
• рассмотрение социальной политики РФ и современных проблем ее развития;
• выработать основные направления и мероприятия по повышению социально-экономической эффективности социальной политики РФ.
Объектом данной курсовой работы является социальная политика, а субъектом социально-экономическая политика РФ.


Глава 1. Теоретические аспекты анализа социальной политики.

1.1. Сущность и содержание социальной политики.

Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе.
Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Основные направления социальной политики, отражающие ее специфику, следующие:
I. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).
П. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения...).
III. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии...).
IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
V. Социоэкологическая политика.
VI. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).
VII. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).
Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов...).
Главная цель социальной политики — повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства. Основные показатели последних пяти лет свидетельствуют о том, что в Российской Федерации в этом направлении наметились позитивные изменения, а с учетом перспективного планирования и положительные прогнозы (Приложение А) .
В качестве целевых определены значения показателей, принятые в развитых странах и отвечающие пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.
Достижение указанных показателей и конечные результаты будут зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики, от темпов роста валового внутреннего продукта и объемов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней, от принимаемых мер по совершенствованию налоговой политики и по выравниванию социально-экономического развития регионов.
Понятие социальной политики относится, с одной стороны, к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Термин "социальная политика" имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.
Вопросы, связанные с пониманием сущности политики, взаимоотношения государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности ученые различных школ признавали, что задача государства — забота о своих жителях. Платон утверждал, что "всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен", а "подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному". Аристотель указывал, что "государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо", "государство — ... союз в целях оказания помощи", а "наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо". К Аристотелю и его представлению о "государстве, состоящем из средних людей" (имеющих "средний достаток"), восходит сегодняшняя высокая оценка важности "среднего класса" как фактора стабилизации общества.
Мыслители Нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" анализирует как юридические функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте "Замкнутое торговое государство".
Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: "Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых, иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести качество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком — а значит, принять облик государства — справедливого государства".
Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции государства и общества относится к тому времени, когда закладываются основы социального государства. В конце XIX в. группа немецких ученых объединяется в "Кружок социальной политики", ставящий своей задачей изучение развития политики и экономики с позиций социологии. Неудивительно, что это произошло именно в Германии — стране, где ранее всего была начата осознанная и целенаправленная деятельность, ориентированная на построение именно такого типа государства. Закономерно также, что научный интерес к подобному социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв., отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию. В. Зомбарт отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог "стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики"
При рассмотрении содержания социальной политики можно ориентироваться на широкий подход: к социальному относится все, что не является природным, что выработано в процессе человеческой социальной практики. Более узкой является точка зрения, которая разграничивает сферу производства и непроизводственную, наделяя эту последнюю статусом социальной сферы. Исключение труда, производства как базисных процессов из сферы социальности в теоретическом плане совершенно недопустимо .
Однако такая точка зрения имеет свои преимущества, в первую очередь удобство дифференциации тех или иных областей действительности, которые могут анализироваться по отдельности в научных исследованиях, отражаться в государственной статистике и т. д.
Различие подходов к определению содержания социальной политики отражается в разнообразии показателей социальной статистики: они дают ту совокупность индикаторов социального развития общества, которое является целью социальной политики, представляя собой социальный механизм экономической системы.
Так, в США в статистику социальной сферы, на общефедеральном уровне и на уровне штатов, входят: здравоохранение, социальное обеспечение, образование занятость, доходы, жилищные условия, свободное время и развлечения, демографические характеристики населения . Принципиальная схема показателей социальной статистики ООН включает разделы: население; социальная структура общества; семья и быт; доходы и семейные сбережения; уровень жизни; здравоохранение; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура условия труда и занятость; условия жизни сельского населения; социальное обеспечение; содержание и воспитание детей; инвалиды; престарелые и пенсионеры; моральная статистика; общественные фонды.
Как видно, содержание этого понятие в разных случаях может быть достаточно различным.
В. В. Колков на основе анализа деятельности современных социальных государств утверждает, что структурообразующими элементами социальной политики являются социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа .

1.2. Способы и показатели оценки социально-экономической эффективности политики РФ.

1. Социально-экономическая эффективность проектов характеризуется
системой обобщающих и частных показателей.
К обобщающим показателям, единым для всех проектов, относятся:
1) народнохозяйственный дисконтированный экономический эффект (интегральный доход, дисконтированный, экономический эффект (Здесь и далее под термином "эффективность" понимается весь комплекс основных показателей, характеризующих социально-экономические и социально-экологические результаты). В скобках даны встречающиеся в изданных методических рекомендациях идентичные названия показателей);
2) чистый дисконтированный доход;
3) срок окупаемости;
4) индекс доходности (индекс прибыльности, рентабельность, эффективность капитальных вложений).
Для проектов, завершающихся созданием новой или модернизированной продукции, к числу обязательных показателей относятся также:
1)взвешенный показатель качества;
2)конкурентоспособная цена;
3)объем импортозамещающей продукции;
4)объем экспортных поступлений.
Для оценки проектов используются и другие показатели, отражающие отраслевую и функциональную специфику, паритет которых может изменяться, в том числе: энергоемкость продукции, материалоемкость, выручка от реализации интеллектуальной собственности, "know-how".
Определение обобщающих показателей требует расчета целого ряда частных показателей, характеризующих назначение продукции, долговечность, транспортабельность, производительность и др. (выбор зависит от специфики проекта).
2. Обобщающие показатели рассчитываются за весь период разработки и использования результатов проекта. Для этого определяется расчетный период, расчетный год, шаг расчета.
Расчетный период (горизонт расчета) характеризует жизненный цикл проекта от разработки до прекращения его использования. Это промежуток времени, за который определяются стоимостные затраты и результаты. Он может быть ограничен сроками физического или морального износа, исчерпанием сырьевых запасов, отсутствием рынков реализаций и др.
Если отсутствуют ограничения экономического или другого характера (обеспечение техники безопасности, необходимых условий труда и охраны окружающей среды), срок службы устанавливается в прямой зависимости от материального износа на основе статистических данных, характеризующих фактические сроки службы техники аналогичного назначения.
Эффективный период (срок морального износа) - это срок, в течение которого продукция остается новой, обеспечивает народнохозяйственный эффект. До разработки нормативов эффективный срок функционирования может быть принят равным 6-ти годам, по отдельным проектам допустим индивидуальный подход.
Если экономический срок службы меньше физического, то при установлении предполагаемого срока используют экономический срок службы. Если же период появления нового вида техники меньше экономического срока службы, то в расчет принимается период появления новой модели.
Расчетный период должен быть таким, чтобы можно было оценить год, когда разработка дает положительный результат. Он не может быть меньше количества лет, в которых будут иметь место дополнительные капитальные вложения и единовременные затраты.
Расчетный год - год получения результатов. Как правило, это год, предшествующий началу освоения новой продукции.
Расчетный период (горизонт расчета) измеряется количеством шагов.
Шаг расчета - интервал между очередной фиксацией показателей.
В зависимости от темпов изменения показателей расчеты могут проводиться по месяцам, кварталам, годам. В расчетный год (год получения результатов) за шаг расчета может быть принят квартал или год, в последующие - год.
3. Для расчета социально-экономического эффекта может быть использован метод абсолютной или сравнительной эффективности. При использовании метода абсолютной эффективности потребуется полный расчет ожидаемых результатов (объем работ, цен), расчет полной себестоимости, активной и пассивной части основных средств, расчет потерь у изготовителя в связи с переходом на новую продукцию, изменений экономических результатов у потребителя. Такой метод расчета используется при разработке и постановке на производство продукции, характеризующейся значительной новизной, требующей реконструкции производства или строительства новых объектов.
Для отдельных составляющих расчета эффективности, таких как социально-экологические затраты и результаты, изменение величины оборотных средств, сопутствующие результаты используется приростной метод: в расчете учитывается разность стоимостных показателей со знаком "+" или "-".
4. При расчетах обобщающих показателей эффективности предусматривается учет изменения цен по отдельным видам продукции и услуг, ресурсов, курсов валют, индексов внутренней инфляции за весь расчетный период на основе перспективных планов и прогнозов органов государственного управления в области экономической политики.
5. Расчеты обобщающих показателей производятся в национальной валюте. Для совместных проектов возможен расчет и в национальной валюте и в условных денежных единицах. Денежные потоки по внешнеторговым операциям рассчитываются в национальной валюте и в той валюте, куда будет экспортироваться продукция или откуда бУДУТ поступать ресурсы. Результаты расчета обобщающих показателей представляются в табличной форме (см. приложение таблица №1).
6. Основным показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (интегральный эффект, накопленный дисконтированный эффект, прибыль).
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) характеризует превышение денежных поступлений над суммарными затратами, приведенными к единому моменту времени. Это реальный доход, который может обеспечить конкретный проект за расчетный период. ЧДД рассчитывается по формуле:

где: Pti - ожидаемый приток средств за i-ый шаг расчета (выручка от реализации), руб.;
Зti - затраты на производство и реализацию продукции за i-ый шаг расчета, руб.;
t- расчетный период (горизонт расчета), лет;
ai- коэффициент дисконтирования.
На каждом шаге реализации проекта рассчитывается стоимостной результат - сальдо между притоком денежных поступлений и оттоком, равным производственным затратам. Положительная величина ЧДД за расчетный период является условием экономической целесообразности осуществления проекта. При сравнении альтернативных вариантов лучшим признается вариант, у которого величина ЧДД максимальна.
Стоимостная оценка социально-экологического эффекта от внедрения проекта учитывается в величине ЧДД при условии документального подтверждения достигнутого результата.
7. Народнохозяйственный дисконтированный социально-экономический эффект - это есть результат соизмерения затрат на производство, транспортировку, внешнеторговую деятельность и ожидаемых результатов, который может дать данный проект за эффективный срок использования без учета потерь по организационным и другим причинам. Он характеризует потенциальную эффективность социально-экономических последствий с точки зрения интересов народного хозяйства республики и рассчитывается путем суммирования чистого дисконтированного дохода и недоучтенного народнохозяйственного эффекта (или части его, если он достигается в результате реализации нескольких проектов).
Этот показатель необходим на стадии выбора стратегических направлений технической и коммерческой деятельности, при определении политики формирования цен, для оценки результатов труда участников разработки и внедрения проекта.
Для расчета этого показателя, кроме данных об ожидаемом чистом дисконтированном доходе за расчетный период необходимо определить величину недоучтенного социально-экономического эффекта, которая включает:
- эффект от импортозамещения;
- результат социально-экологических изменений (если они не учтены при расчете ЧДД);
- сопутствующие результаты в смежных отраслях народного хозяйства;
- недополученный приток средств от реализации продукции по ценам ниже конкурентоспособных (характеризует потери народного хозяйства по организационным и другим причинам).
Эффект от импортозамещения определяется на основании объемов сокращений закупок за рубежом, цен приобретения с учетом транспортных расходов и производственных затрат на изготовление без НДС.
В основу расчета недополученного притока средств принимается разность между конкурентоспособной ценой и реальной. Для проектов, по которым реализация продукции осуществляется по конкурентоспособным ценам нет изменений в сопутствующих результатах и других составляющих, народно-хозяйственный дисконтированный эффект равен чистому дисконтированному доходу.
Условием определения сравнительной эффективности проектов является достижение полезных результатов. Возможны случаи, когда сравниваемые варианты не обеспечивают получение тождественных полезных результатов. В таких случаях необходимо предусмотреть по вариантам дополнительные средства и способы устранения имеющихся отклонений. Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии окончательного решения.
В альтернативных вариантах при прочих равных условиях приоритет имеет проект с наибольшим народно-хозяйственным дисконтированным эффектом. При разнонаправленных характеристиках необходим индивидуальный подход, экспертная оценка.
8. По требованию органов государственного управления для обоснования целесообразности государственной финансовой поддержки рассчитывается бюджетная эффективность .При расчете притока средств (результата) учитываются:
- налоги, сборы, пошлины, отчисления в целевые фонды согласно действующему законодательству;
- доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение кредитов;
- комиссионные платежи за сопровождение иностранных кредитов;
- дивиденды по принадлежащим государству акциям и другим ценным бумагам, связанные с проектом;
- эффект импортозамещения.
К затратам (оттоку средств) относятся:
- бюджетные средства, представленные в виде инвестиционного кредита;
- бюджетные средства, представленные на безвозмездной основе (субсидирование);
- бюджетные дотации;
- налоговые льготы согласно действующему законодательству.
К результатам (притокам) или затратам (оттокам) относятся разностные величины выделенных из бюджета средств на переселение трудоустройство граждан; выплаты пособий, материальной помощи безработным и т.д. (если такие мероприятия предусмотрены проектом). При определении показателей обязателен учет фактора времени.
9. При реализации крупномасштабных проектов с участие иностранных организаций рассчитывается интегральный народно хозяйственный дисконтированный экономический эффект. Для расчета затрат результатов на все виды продукции, товары и услуги используются мировые цены. Для пересчета затрат на оплату труда в мировых ценах используют коэффициент, равный

где: In - коэффициент пересчета;
ПКм - общая стоимость потребительской корзины в мировых ценах, руб.;
ПКн - общая стоимость потребительской корзины в национальных ценах, руб.
10. Срок окупаемости - это период (измеряемый в годах и месяцах) начиная с которого первоначальные вложения и другие единовременные затраты, связанные с Проектом покрываются суммарными результатами Это продолжительность времени, в течение которого недисконтированные прогнозируемые поступления денежных средств превысят недисконтированную сумму единовременных затрат (инвестиций). Сроком окупаемости считается момент времени в расчетном периоде, после которого показатель эффекта становится положительным числом.
Период возврата единовременных затрат определяется последовательным сложением величины дохода ( Pti - Зti) до момента, когда получаемая сумма не сравняется с величиной единовременных затрат.
Срок окупаемости может определяться от различного начального момента: от начала осуществления проекта, от даты ввода в действие первого пускового комплекса, от завершения периода освоения проектной мощности.
Основной недостаток показателя срока окупаемости в том, что он не учитывает весь эффективный период функционирования техники, поэтому в нем не отражается вся та отдача, которая имеет место за пределами срока окупаемости. Ориентация только на этот показатель в случаях с высоким уровнем эффективности и снижением ее в последующем может существенно исказить общую оценку эффективности в сторону необоснованного завышения. В этой связи данный показатель не может являться критерием выбора, а используется лишь в виде ограничения при принятии решения.
Если срок окупаемости проекта больше, чем принятое ограничение, то при отсутствии других, важных для народного хозяйства республики преимуществ, он исключается из списков проектов, нуждающихся В финансовой поддержке государства.
11. Разрабатываемые проекты могут обеспечивать одинаковые размеры доходов, но при этом инвестиции для их реализации будут различны. Поэтому рассчитывается относительный показатель эффективности (доходности), характеризующий экономию, приходящуюся ид один рубль вложений. Индекс доходности (ИД) рассчитывается по формуле:

где: ИД - индекс доходности, эффект, приходящийся на единицу инвестиций;
Рti - ожидаемый приток средств за i-ый шаг расчета, руб.
Зti - затраты на реализацию проекта без единовременных затрат и капитальных вложений за 1-ый шаг расчета, руб.;
ti и tp - порядковый номер соответственно 1-го шага расчета и расчетного года.
Если ИД>Е, то это означает, что доходность (рентабельность) проекта превышает заранее выбранный норматив, проект устойчив, если он превышает 1,2. Индекс доходности, близкий к Е, свидетельствует о невысокой устойчивости проекта к возможным колебаниям доходов и расходов, постановка на производство такой продукции сомнительна.
12. Для оценки устойчивости проекта определяется внутренняя норма доходности (ВНД). Она представляет собой такую ставку дисконта, при которой обеспечивается равенство стоимости ожидаемых денежных оттоков и ожидаемых денежных притоков по каждому году расчетного периода.
Если ВНД>Е, будет иметь место ЧДД, проект эффективен, если ВНД<Е, проект неэффективен.
В случаях, когда сравнение альтернативных проектов по ЧДД и ВНД приводит к противоположным результатам, предпочтение отдается проекту с большим показателем ЧДД. Показатель постоянной нормы дисконта - величина субъективная, поэтому при анализе и отборе проектов целесообразно определять величину ЧДД при нескольких ставках дисконта.


Глава 2. Социальная политика РФ и современные проблемы ее развития.

2.1. Анализ социальной политики РФ и тенденции развития.

Решение проблем небывалого социального расслоения на современном этапе предполагается посредством реализации ряда реформ в сфере социальной политики: здравоохранения, образования, финансов пенсионной системы. Активизация социальной политики играет важную роль для экономического роста и развития. Поэтому особенно важно в условиях роста реального сектора экономики обеспечить эффективный механизм финансирования социальной политики.
Современная социальная политика РФ далека от идеала. Опыт ее функционирования в период перехода к рыночному механизму хозяйствования свидетельствует, что полноценная социальная зашита населения и эффективное функционирование социально-культурной сферы пока не достигнуты. Общеизвестны такие факты, как скудность пенсий и пособий, фактическая ликвидация бесплатности услуг здравоохранения, во многом — и образования, застой культуры и искусства. Эти проблемы в немалой степени обуславливают небывалое социальное расслоение,
подрывающее национальное единство...........


Заключение

Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.
На основании исследования проведенного в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:
1. Благосостояние имеет этическую и экономическую стороны. В экономическом понимании благосостояние приравнивается к богатству, наращивание которого напрямую связано с экономическим ростом, накоплением капитала наличием других ресурсов.
2. Для оценки благосостояния используют такие показатели как уровень жизни и качество жизни.
3. Под доходами понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом. В зависимости от источника образования выделяют различные виды доходов. В рыночной экономике доходы неизбежно распределяются.
4. Функциональным называют такое распределение доходов, при котором произведенный в рыночной экономике национальный продукт распределяется в соответствии с вкладом в его производство каждого фактора производства. Вторичным же называют распределение, при котором индивид получает определенную долю дохода, не участвуя в производстве.
5. В любом обществе существует объективная неизбежность неравенства в доходах. К её причинам относится: наличие условий для получения доходов, поэтому рост безработицы объективно усиливает это неравенство; уровень образования и профессиональной подготовки; отношения по владению собственности; степень рыночной власти, дискриминация, бюрократизация государственной власти и управления корпорациями.
6. Наиболее широко известными в общественной практике способами измерения неравенства в доходах являются: кривая Лоренца; индекс концентрации доходов; коэффициент фондов; индекс человеческого развития.
7. Социальная политика - это деятельность государства и других субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.
8. Важными направлениями социальной политики государства являются: обеспечение условий для нормальной занятости населения; устранение или нейтрализация негативных последствий при переходе к рыночной экономике (коррупция, взяточничество, бесконтрольность теневой экономики).
9. Социальная политика базируется на ряде принципов: обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики; всеобщности социальной политики; гибкость самой системы социальных гарантий.
10. В качестве основных функций социальной политики следует выделить:
• Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества;
• Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников;
• Обеспечение социальной защищенности всех членов общества;
• Согласование личных, коллективных и общественных интересов;
• Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;
• Развитие социальной инфраструктуры общества.
11. Под государственной социальной защитой понимается система отношений, складывающаяся по поводу: обеспечения государством минимального уровня жизни; сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков; обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества. Социальная защита строится по принципам: субсидиарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности.
12. В настоящее время наблюдается интенсивный рост благосостояния населения, что выражается в: быстром увеличении общих доходов населения - с 2007 по 2011 г. прирост доходов составил 61%; расширением личного потребления населения, составившим за пять лет более чем в 1,5 раза; рост сбережений, за пять лет в номинальном выражении в 6,7 раз; наращивании объема жилищного строительства - увеличились за пять лет на 28 % .
13. И в то же время новая волна ухудшения основных социальных характеристик: сокращается средняя ожидаемая продолжительность жизни, за последние пять лет на 2 года; растет смертность в трудоспособном возрасте, за пять лет почти на четверть; ухудшается состояние здоровья населения, ускоренно распространяются «социальные» болезни (наркомания, ВИЧ-инфекция), сохраняется массовый алкоголизм.
14. Несмотря на постепенное снижение, уровень бедности остается достаточно высоким. В 2011 году к числу бедных относились 17,8% населения. Наличие значительного слоя населения с доходами, формально превышающими прожиточный минимум, но при этом вплотную примыкающие к черте бедности.
15. Из-за ухудшения социальных характеристик рейтинг страны снизился до 62 места в 2010 году против 57 в 2009 году.
16. В политике социального государства на обозримую перспективу должны быть установлены следующие целевые ориентиры: приближение к 2015 г. среднедушевых доходов населения к уровню развитых стран, что тождественно утроению первых; преодоление вынужденной безработицы, прежде всего среди молодежи; радикально сокращение бедности; оказание полноценной поддержки семьи, материнства и детства; восстановление на законодательном уровне обязательств государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий, включая ранее действовавшие нормы законов, предусматривающие конкретные нормативы финансирования нуждающихся групп; ослабление дифференциации общества по уровню благосостояния, улучшение жилищных условий россиян.
Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.


Список литературы

1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2008 г. стр. 554-557,563,564.
2. Белоусов А. Долгосрочные тренды российской экономики//Общество и экономика №12 2009г. стр. 161-163
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. Изд. 2-ое доп. и переработанное. - М.: Проспект, 2009 г. - стр. 444 -451
4. Глазьев С. Политика социальной справедливости и экономического роста (фрагмент книги «Выбор будущего»)// Российский экономический журнал - 2011 - № 11-12, стр. 76-85, 99,100.
5. Гордеева М. Государство и дети.//Социальная работа - 2008 - № 4, стр.2-5.
6. Доклад о результатах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 году
7. Дубова М.Д. Роль ЕСН в реализации социальной политики государства // Финансы.- 2010.- №12 - С. 45
8. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации. // Вопросы экономики.- 2009.- №5 - С. 88
9. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. - М.: Юрист, 2010 г. - стр.671-687.
10. Колков В. В. Социальная безопасность. Ч. 1. М., 2008. С. 27
11. Кузнецова А. П. Социальные показатели и формирование наемного труда в современной России. М., 2008. С. 61.
12. Курс экономической теории./ Под общей редакцией профессора ЧепуринаМ.Н., профессора Киселевой Е.А. - Киров: Издательство «АСА», 2008 г. стр. 441-445.
13. Малышева Н. Социальная стратегия государства.// Социальная работа - 2007 - № 1, стр. 4-5.
14. Мау В. Экономическая политика в 2012 г, определение приоритетов// Вопросы экономики - 2011 - № 2, стр. 10-13.
15. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008 г. - стр. 608 - 611.
16. Российский статистический ежегодник 2011. Статистический сборник. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011 г. - стр. 177, 180-186, 193, 209, 210, 222, 223.
17. Россия в цифрах 2005. Краткий статистический сборник. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009 г. - стр. 94 -105, 110,111.
18. Рябушкин Т. В., Симчера В. М. Очерки международной статистики. — М., 2011. С. 242.
19. Типенко Н.Г. Возможности оптимизации бюджетных расходов в образовании // Финансы,- 2008 - №5
20. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы- 2009.- №7- С. 63
21. Ховард К., Эриашвили Н.Д., Никитин А.М. Экономическая теория. - М.: Юнити, 2010 г. - стр. 330 -333.
22. Чиганова С. Региональная социальная политика// Социальная работа - 2011 - № 1, стр. 6-7.
23. Экономика./ Под редакцией д.э.н., профессора П.С. Булатова - М.: Юристъ, 2010 г. - стр. 606 -611
24. Экономическая теория./Под редакцией д.э.н., профессора И.П.Николаевой - М.: Юнити, 2007 г. - стр. 481 - 492.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.