На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности внутрисемейных отношений в семье, имеющей наркозависимого

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 81. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ КАК ОДНА ИЗ ОСТРЕЙШИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ .....................................6
1.1. Наркомания. Сущность явления и основные причины приобщения молодежи к наркотикам .........................................................................................6
1.2. Семья и особенности взаимоотношений в семье ............................17
1.3. «Семейные» причины наркотизации молодежи ..............................25
1.4. Влияние потребления наркотиков одного из членов семьи на внутрисемейные отношения. Проблема созависимости ..................................35
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ НАРКОТИЗАЦИИ ОДНОГО ИЗ ЕЕ ЧЛЕНОВ .............................55
2.1. Организация и методы исследования ................................................55
2.2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение ..........62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........................................................................................76
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................78
ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начиная с 80-х годов, российское общество столкнулось с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Имеется в виду стремительное распространение наркомании и вовлечение в сферу потребления наркотических веществ детей подросткового и юношеского возраста. В настоящее время молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время совершенно очевидно, что многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуациях, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.
Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Она оказывается одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными, для того чтобы обучить молодое поколение новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов позволяет сделать следующие выводы:
1. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации ее глубинных, базисных тенденций в жизни, обуславливает возникновение предрасположенности к злоупотреблению наркотиками.
2. Употребление наркотиков является защитной активностью личности перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для нее потребностей
Существует ряд социальных факторов, оказывающих влияние на появление и распространение наркомании среди подростков.
Результаты ряда исследований показали, что семья играет немаловажную роль в развитии динамики наркомании. Психологическая зависимость наркомана и созависимость членов его семьи являются сторонами единого процесса - процесса развития наркотической личности.
Актуальность исследования определяется тем, что несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях наркоманов особого типа внутрисемейных отношений, существенно влияющих на динамику наркомании, описываемых понятием «созависимость», до сих пор не хватает практических и теоретических исследований закономерностей и психологических механизмов взаимовлияния семьи и подростка, употребляющего наркотики.
Все вышесказанное обусловливает выбор темы исследования «Особенности внутрисемейных отношений в семье, имеющей наркозависимого».
Свой вклад в изучение этой проблемы внесли Г.А. Шичко, Е.М. Миронов, Н.А. Сирота, Т.М. Мишина, Е.О. Смирнова, О.С. Сермягина, В.М. Ялтонский, А.Е. Личко.
Целью нашего исследования является изучение внутрисемейных отношений на разных стадиях наркотизации.
В соответствии с поставленной целью необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность наркомании как общественного явления и основные причины приобщения молодежи к наркотикам.
2. Показать особенности взаимоотношений в семье наркозависимого.
3. Рассмотреть «семейные» причины наркотизации молодежи.
4. Осветить проблему созависимости.
5. Изучить динамику семейных отношений на разных стадиях наркотизации одного из ее членов.
Теоретическая гипотеза исследования: Эффективность организации психологической помощи предопределяется знанием этапов наркотизации, а также особенностей взаимоотношений в семье наркозависимого.
Методы исследования: в работе использован метод анализа теоретического материала по теме исследования, комплекс психодиагностических и экспериментальных методов, направленных на системное изучение взаимоотношений между членами семьи наркозависимого подростка: наблюдение, тесты-опросники.
В качестве исследуемых представлены 30 семей, находящихся на различных стадиях наркотизации.
Структура работа: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ КАК ОДНА ИЗ ОСТРЕЙШИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
1.1. Наркомания. Сущность явления и основные причины приобщения молодежи к наркотикам
Наркомания – болезнь особая..............

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе подавляющего большинства профилактических программ, реализуемых в настоящее время в России, лежит идея психологической коррекции. Нужно найти и затем изменить в процессе коррекции или психотерапии факторы предрасположенности к употреблению наркотиков. Поэтому основное внимание исследователей проблем наркотизма и наркомании сосредоточено на поиске причин употребления наркотиков.
Проведенное нами исследование показало, что именно семья зачастую является причиной того, что подросток начинает употреблять наркотики. Отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями, между старшими членами семьи заставляет подростка искать понимание в среде сверстников, уходить от реальных трудностей с помощью наркотиков.
Основными факторами семейной природы, повышающими риск приобщения подростков к наркотикам, а также влияющими на прогредиентность наркомании, являются гиперконтроль, гиперпротекция, попустительство или отвергающее воспитание, а также конфликтные отношения между родителями, дисгармония семейного воспитания. Исследования показывает, что наибольший риск приобщения к наркотикам имеют подростки, семьи которых могут быть отнесены хотя бы к одному из следующих видов: деструктивная семья, распадающая, неполная или ригидная. Начало употребления наркотиков подростками из таких семей является попыткой адаптации к условиям жизни: наркомания на стадии латентной наркотизации повышает адаптированность подростка к микросоциальной среде.
Можно выделить некоторые наиболее характерные особенности неблагополучных семей:
- чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам. Если при этом в семье доминирует холодная в общении, не эмоциональная, строгая мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;
- использование ребенка в качестве средства давления при решении вопросов взаимоотношений между супругами;
- непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;
- невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга;
- директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;
- спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы, когда прародители активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом чаще всего по отношению к внукам, обнаруживается гиперпротекция и попустительство;
- использование прямых провокаций в обращении с ребенком;
- заниженная оценка достижений ребенка либо негативные ожидания по отношению к его действиям и поступкам;
- сексуальное насилие;
- генетическая предрасположенность к алкоголизму или наличие в семье алкоголика или наркомана;
- отсутствие в ближайшем окружении ребенка значимого взрослого.
Стремясь компенсировать семейное неблагополучие, ребенок ищет контакты на стороне и легко может попасть в группу наркоманов.
Таким образом, процесс приобщения к наркотикам может быть рассмотрен как система отношений между подростком, семьей, наркокультурой и обществом, где семья – источник причин наркотизации, наркокультура – инструмент приобщения к наркотикам, общество – условие распространения наркомании, а подросток – субъект, определяющий их взаимодействие.
Эти отношения, как показал эксперимент, меняются на разных стадиях наркотизации личности.


ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенолетних. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986.
2. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. – Самара, 1995.
3. Березин С.В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях межличностного конфликта учащихся подросткового возраста. Автореферат диссертации канд.психолог. наук. – М., 1995.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. – Самара, 2000.
5. Березин С.В., Поздняков Н.Л. Профилактика наркомании в учреждениях исполнения наказания//Преступление и наказание. – 2000. - №5.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. – Самара.: Изд-во СИУ 2001.
7. Березин С.В., Кинотерапия. Материалы к спецкурсу. – Самара: Изд-во СамГУ, 2001.
8. Березин С.В., Лисецкий К.С., Орешникова И.Б. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999.
9. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.: МПА, 2001.
10. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. – Самара, 1997.
11. Берн Э. Трансактный анализ в группе. – М.: Лабиринт, 1994.
12. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. – СПб.: Братство, 1994.
13. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подростков. – Киев: Здоровье, 1989.
14. Бузина Т.С. Феномен «поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДа в наркологии//Вопросы наркологии. – 1994. - №4.
15. Букановская Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией//Вопросы наркологии. – 1992. - №8.
16. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – Самара, 1996.
17. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
18. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование деликвентности у подростков//Психол.журнал. – 1994. - №2.
19. Грабовская Н.Г. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершенолетних//В мире подростка. – М.: Педагогика, 1980.
20. Гульдман В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам//Вопросы наркологии. – 1990. - №1.
21. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. – СПб: Диалектика Плюс, 2002.
22. Захаров А.И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям. – СПБ.: Наука, 1995.
23. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003.
24. Ильин В.А. Пока беда не вошла в дом... – М.: Слово, 2000.
25. Исаев М.Ю. Выход из наркотического тупика. Опиаты. Гашиш. – Новосибирск: ООО ЮКЭА, 2000.
26. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
27. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
28. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addivtus человек зависимый. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
29. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков. – Минск, 1988.
30. Курек Н.С. Особенности эмоционального общения подростков больных токсикоманией с родителями//Вопросы наркологии. – 1992 - №1.
31. Ласточкин В.А., Якушев А.Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшекласников// Предупреждение вредных у школьников. – М.: Изд-во АПН СССР,1990.
32. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. – М.: Медицина 1991.
33. Либих С.С. Петров В.П. Социально-психологические проблемы современной семьи. – М.: Педагогика, 1990.
34. Личко А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – Л.: Наука, 1977.
35. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. – Л.: Медицина, 1991.
36. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
37. Махаева М.И. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т., МОДЭК, 2003.
38. Минко А.И., Линский И.В. Наркология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
39. Москаленко В.Д. Где живут драконы? – М.: ННЦ наркологии МЗ РФ, 2007.
40. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей/Под общ. ред. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
41. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
42. Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. – Л.: Медицина. 1994.
43. Пятницкий И.Н. Наркомания. – М.: Медицина, 1997.
44. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир. 1994.
45. Семейная психотерапия при нервных психических заболеваниях. – СПб.: Медицина, 1998.
46. Семья в психологической консультации/Под ред. А.А. Бодалева., В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989.
47. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье/Социально-психологическое исследование. – Кишенев, 1991.
48. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Академия, 1997.
49. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности, - М.: Изд-во МГУ, 1989.
50. Уцелеть ... в семье? (О проблеме созависимости). – М.: Изд-во Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007.
51. Хорни К. Невротическая личность в наше время. – Новосибирск, 1982.
52. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерфакс, 1995.
53. Черников А.В. Интегративная модель системной психотерапевтической диагностики. – М.: ВЛАДОС, 2000.
54. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М.: Фолиум, 1996.
55. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.
56. Юнг. К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1993.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.