Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Современные течения неопозитивизма

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Философия. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Позитивизм XX века и его разновидности 8
1.1. Предпосылки возникновения неопозитивизма 8
1.2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития 9
Глава 2. Направления развития неопозитивизма 14
2.1. Логический атомизм 14
2.2. Логический позитивизм 17
2.3. Семантический позитивизм 22
2.4. Лингвистический анализ 26
2.5. Постпозитивизм 27
Заключение 32
Список источников литературы 36
Приложение 38


Введение
В данной работе рассматривается тема "Основные направления современного неопозитивизма".
В классическом позитивизме, провозгласившем лозунг «Наука сама себе философия!», четко видно негативное отношение к философии. Сводя науку к эмпирическим наблюдениям и описанию их, Конт как бы продолжал позицию И. Ньютона, выраженную им в положении «Физика, бойся метафизики» (то бишь философии). Вместе с тем Конт считал, что индивидуальный опыт не исключает синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философия», рассматривая ее как своеобразную синтетическую науку. В духе классической рациональности теория вообще рассматривалась как обобщение опыта.
В отличие от классического позитивизма неопозитивизм лишь ориентирует философию на науку, отказывая ей в праве самой быть наукой. В неопозитивизме философия понимается функционально, т. е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. «Науку, - писал М. Шлик, - следует определить как «поиск истины», а философию как «поиск смысла». Философия, по его мнению, вообще не является наукой, т. е. системой познания, она является деятельностью, посредством которой проясняется смысл необходимых для познания понятий. Научная деятельность - это прежде всего эмпирическое исследование, чего нельзя сказать о философии. Швейцарский философ и математик Фердинанд Гонсет говорил, что философия науки создает язык, имея своим объектом человека в его связи с научными знаниями, методы и технику научных исследований и т. п. Таким образом, объективный мир исключается неопозитивистами из науки и философии.
Поскольку мысли в науке выражаются в суждениях и понятиях, неопозитивизм предметом философии считает систему научных дефиниций, а задачей философии - их логический анализ. Так, английский ученый А Мер пишет, что философ, как аналитик, не имеет прямого отношения к физическим свойствам вещей, он имеет отношение только к способу, которым мы говорим о них.
Объявляя войну философии, неопозитивисты утверждают, что она занимается бесплодным делом, выясняя, что такое материя, пространство, время, якобы существующие вне нас. Надо отбросить эти «метафизические» фикции и брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. При этом важно отметить, что эти понятия рассматриваются не как отражение объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам. Стало быть, мир - это система научных фраз и терминов. Философия же должна дать методы их анализа, отделить научно-осмысленные предложения от бессмысленных, «метафизических», устранить последние. (Надо помнить, что под словом «метафизика» понимается философия вообще.) С «метафизическим туманом», говорят неопозитивисты, необходимо вести постоянную борьбу, посредством логического анализа очищать теорию познания от метафизических проблем.
Такой подход к философии открывал дорогу произволу и субъективизму в науках. Ведь каждый ученый создает «свою» картину «мира» в зависимости от своего опыта и восприятий, от того, какую систему научных фраз он принимает за исходные аксиомы. Математик иначе, чем химик или социолог, представляет «мир» (свой внутренний опыт). Под словом «опыт» может скрываться как материалистическая, так и идеалистическая интерпретация. Неопозитивизм фактически исходит из приоритета «психического как реальности» (Шлик), «субъективных переживаний» (Карнап), восприятий как «состояний сознания» (Витгенштейн). В конечном счете все сводится к ощущениям.
Поскольку каждая наука имеет свой «язык», только ей присущую систему символов, то философия, по мнению неопозитивистов, имеет дело с языковой структурой специальных наук. Поэтому Карнап говорил, что философия представляет собой логический синтаксис языка науки, она является новой логикой, причем «в логике, - утверждал Карнап, - нет никакой морали. Каждый может построить свою логику, т. е. свою форму языка, как он хочет». Видя специфику науки в ее языке и считая язык условным, так как он является результатом соглашения ученых, неопозитивисты пришли к конвенционализму , который выдвигался еще А. Пуанкаре, придерживавшимся взглядов эмпириокритицизма.
В XIX в. О. Конт утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире. На втором этапе позитивизма махисты сводили предмет философии только к проблемам познания. Логические позитивисты еще более сузили предмет философии, считая ее только логикой науки, а затем свели философию к анализу «языка» науки, а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».
Если классический позитивизм не претендовал на то, что является «единственно научной философией», то неопозитивизм, хотя и отказался от философии как научной теории, все же считал философию аспектом научной деятельности, но исключил всю мировоззренческую проблематику науки из понимания предмета философии.
Неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в процессе познания, и на определенном историческом этапе способствовал их решению. Но сама наука также находится в развитии, а, следовательно, порождает новые методологические проблемы.
Отсюда следует проблема данного исследования: выявление причин и условий возникновения и развития современных течений неопозитивизма.
Объект исследования: особенности современных течений неопозитивизма.
Предмет исследования: течения неопозитивизма.
Цель курсовой работы состоит в исследовании основных направлений современного неопозитивизма.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты неопозитивизма, его идейных предосылок;
2. Выявить природу неопозитивизма, его отличительные особенности;
3. Проследить эволюцию развития неопозитивизма в нескольких стадиях, представленных определенными модификациями (или течениями);
4. Дать характеристику каждому из течений неопозитивизма.
Структура курсовой работы. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты возникновения и развития неопозитивизма, определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм".
Во второй главе более подробно рассмотрены каждое из течений неопозитивизма, раскрыты их особенности.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования, имеющих отношение к рассматриваемой теме.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Современные течения неопозитивизма", круг вопросов и логическую схему ее построения.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных рассматриваемой тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Глава 1. Позитивизм XX века и его разновидности
1.1. Предпосылки возникновения неопозитивизма
Позитивизм XX в. называют неопозитивизмом. Это одно из распространенных и влиятельных направлений в современной западной философии.
Неопозитивизм продолжает линию классического позитивизма 30-х годов XIX в. Его основателем был французский философ О. Конт (1798 - 1857). Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Ст. Милль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903). Они стремились создать такую философию, которая согласовывалась бы с развитием естественных наук. Дело в том, что господствовавшая тогда гегелевская философия принижала частные, конкретные науки, считала философию «наукой наук». Позитивистская же школа выступала с лозунгом «Наука сама себе философия!». Ее представители заявили, что наука ничего не объясняет. Она отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как», дает позитивный материал и не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями. Отрицая необходимость философии, позитивисты объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике и претенциозно заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение...................


Заключение
Курсовая работа была посвящена изучению темы: «Современные течения неопозитивизма».
Всестороннее исследовав тему, можно заключить следующее:
Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение.
Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).
Неопозитивизм представляют:последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич; английский логик, математик, философ Бертран Рассел; основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн; логик и методолог науки К. Поппер; течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова; «постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Основной тезис:
- обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е.:
Философия - не есть наука о какой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. (Эти понятия рассматриваются не как отражение объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)
Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.) Отсюда:
Предмет философии - система научных дефиниций;
Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать методы анализа системы научных фраз и терминов.
-Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику науки из понимания предмета философии:
- в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире;
- Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;
- логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а затем свели философию к анализу «языка» науки;
- а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».
Причины возникновения неопозитивизма:
1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.
2) Гносеологические причины:
-относительность знаний
процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки.
Течения в неопозитивизме:
1) Логический атомизм (Б. Рассел, ранний Л. Витгенштейн) -
философская концепция, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) и др., а также Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921).
Логическая доктрина Б. Рассела, послужившая основой логического атомизма, сформировалась в контексте его исследований по основаниям математики и математической логике.
2) Логический позитивизм –основной вариант неопозитивизма.
Для него центральная задача философии – разработать принципы проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека, позитивному данному.
Введен принцип верификации (от лат. – истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность.
В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает постпозитивизм.
3) Семантический позитивизм сложился в начале 40-х гг. ХХ века.
Часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции – функции общения, следовательно, функции передачи значения.
Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическую семантику и популярную или общую семантику.
4) Лингвистический анализ.
Лингвистическая философия сложилась в 30-х гг. в Англии и затем распространилась в США и Австралии. Основы лингвистического анализа заложили английский философ Д. Мур (1873 -1958) и Л. Витгенштейн. Лингвистический позитивизм понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного, а обыденного.
Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования.
5) Постпозитивизм –развивался в В 60 - 70 гг. ХХ ст.
Его вдохновитель, английский философ К. Поппер отошел в ряде вопросов от логического позитивизма и рассматривал научное знание как способное к росту, к наполнению и изменению путем смены одной теории другой. Постпозитивисты, к числу которых принадлежат такие широко известные ученые и философы, как Т. Кун (род. 1922 г.), И. Лакатос (1922 - 1974), П. Фейерабенд (1924), С. Тулмин (1922) и др., поставили перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть развивающееся содержание научного знания. В методологии и философии науки они создали «историческую шкалу» и сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. Кроме того, они обратили особое внимание на исследование социокультурных и личностно-мировоззренческих факторов в научном познании; в отличие от лозунга позитивистов «Наука сама себе философия!» считали, что философские утверждения органически входят в «тело» науки. Лакатос, например, рассматривал метафизику как существенную часть науки.
Историческая динамика развивающегося знания получила разработку в фундаментальной работе Т. Куна «Структура научных революций», изданной в 1963 г. и затрагивающей наиболее актуальные проблемы методологии и истории науки.
Таким образом. в начале XX в. возникает множество философских направлений с приставкой "нео-", которая, с одной стороны, обозначала генетическое родство с исходными философскими системами, а с другой, напротив, - подчеркивала свое отличие от классических философских схем.
Развитие философии в этот период во многом определялось социокультурными процессами, особенно резким возрастанием роли науки, постепенно занимающей в системе общечеловеческой культуры лидирующую позицию, которую до этого момента занимала религия. Культура "раскалывается" на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и тех, кто против него.


Список источников литературы
1. Борн М.. Физика в жизни моего поколения. М.-Л., 1963, cc. 93, 94.
2. Бриджмен П. Анализ размерностей. Перев. с англ. Л.-М., 1934.
3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.
4. Витгенштейн Людвиг. Логико-философский трактат. Андрей Курпатов. Психософический трактат. Серия: Философия психологии. Издательство: Олма Медиа Групп, 2007 г.
5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1994.
6. Кун Т.. «Структура научных революций». Русский перевод - М., 1977.
7. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии. Учебное пособие для вузов: gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mapelm/index.php
8. Никифоров А.Л. От формальной логики к истории науки. М,, 1983.
9. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. 192 с.
10. Суровцев В.А. Логический атомизм: истоки и перспективы одной коллизии // Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. С.180-191.
11. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.
12. Фейерабенд П. Против методологического принуждения. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
14. Франк Ф. Философия науки. М., 1960.
15. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1965.
16. Ph. Frank. Modern Science and its Philosophy, NY, 1995, p. 7.
17. Russell В. Mysticism and Logic. L, 1918, p. 11
18. Urmson L О. Philosophical Analysis, its Development Between to Wars. Oxf.,d956, p. 1
19. R. Carnap. Logische Syntax der Sprache. Wien, 1934, pp. 44 - 45.
20. R. Carnap. Introduction into Semantics and Formalisation of Logic. London, 1959, p. 250.
21. Shlick, The Future of Philosophy. College of the Pacific, Publications in Philosophy, I, p. 58.

Приложение
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗИТИВИЗМА



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.