Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Последствия для экономики России вступления в ВТО

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 2
Глава 1. ВТО история создания и принципы функционирования 6
1.1. История создания ВТО 6
1.2. Функции ВТО и принципы функционирования 11
1.3. Роль ВТО для экономики страны-участника. 13
Глава 2. Анализ плюсов и минусов вхождения России в ВТО 20
2.1. Россия и ВТО: переговоры о вступлении, мнения стран-участников. 20
2.2. Влияние ВТО на экономику России после вступления. 29
2.3. Плюсы от вхождения в ВТО 33
2.4. Минусы и проблемы, ожидающие Россию после вступления в ВТО 34
2.5. Снижение негативных последствий при вступлении в ВТО России и создание конкурентных преимуществ экономике. 40
Глава 3. Вступление Китая и Киргизии в ВТО: условия вступления, последствия вступления, прогноз развития экономики. 46
3.1. Начало и условия вступления Китая в ВТО 46
3.2. Последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны 52
3.3. Причины и последствия вступления Кыргызстана в ВТО 58
3.4. Прогноз развития экономии Кыргызстана 66
Заключение 76
Список использованной литературы 83
Приложение 1: Документы ВТО 87



Введение

За последние полвека в мире произошло более бурное развитие мировой экономики, чем за любой сопоставимый по срокам предыдущий период истории. С 1900 по 1950 г. абсолютный объем совокупного ВВП увеличился примерно в 3 раза, во столько же - мировой экспорт товаров. В последующие десятилетия (с 1950 по 2000 г.), мировое производство и экспорт возросли соответственно в 6 и 11 с лишним раз. Что особенно примечательно, мировой экспорт товаров, ранее развивавшийся примерно теми же темпами, что и мировое производство, последние почти пять десятилетий рос в два с лишним раза быстрее, чем общемировой ВВП . Именно благодаря ускоренному развитию мировой экономики и торговли произошел заметный рост общего уровня жизни населения Земли, его обеспеченности продовольственными ресурсами и материальными благами. Глобальная торговля все более увеличивает взаимозависимость различных стран и приводит к укреплению связей, объединяющих эти страны.
С 11 января 2007 года, когда полноправным членом ВТО стал Вьетнам, эта организация насчитывает 150 членов. После того, как протокол о присоединении к Всемирной торговой организации будет ратифицирован королевством Тонга, которое формально завершило переговоры о присоединения еще в декабре 2005 г., количество членов в этой организации возрастет до 151. За период времени, прошедший с образования ВТО, в нее вступили 23 страны. Каждая из них провела переговоры об условиях своего членства в этой организации. Еще 30 стран, включая Российскую Федерацию, находятся на разных этапах переговоров о присоединении.
Ни одна страна не может себе позволить оставаться в стороне от международной торговой системы, не рискуя оказаться в изоляции и отстать от мирового экономического развития. Зависимость национальных экономик от международной торговли товарами и услугами резко увеличилась. Данный фактор является серьезным препятствием для международных конфликтов и мощным стимулом для поиска мирных путей урегулирования споров. Это приводит к большему взаимопониманию государств и, в свою очередь, значительно снижает вероятность возникновения конфликтов. Реальность заключается в том, что все страны нуждаются в обеспечении оптимальных условий для ведения своей внешней торговли.
Институтом, регулирующим правила игры на мировом рынке, в настоящее время является Всемирная торговая организация (ВТО). Она стала "наследницей" Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое в 1995 году официально трансформировалось в ВТО по результатам многостороннего уругвайского раунда. Основной задачей ВТО декларируется выработка универсальных правил международной торговли, снижение ограничений на передвижение товаров и услуг, выравнивание условий конкуренции.
После создания ВТО в 1995 году стало возможным предъявлять иски за несоблюдение этих принципов, что само по себе - небывалый прогресс. Благодаря усилиям членов этой организации торговые барьеры сейчас ниже, чем когда-либо за последние десятилетия.
Конечно, механизм ВТО не является идеальным, и к усовершенствованию самой организации ВТО, к изменению некоторых ее принципов и механизмов призывают уже не один год. По мнению Дж. Стиглица, чтобы плоды глобализации распределялись более равномерно, необходима, прежде всего, коренная ревизия системы управления, т.е. руководящих и контролирующих структур международных экономических институтов . Страны-участники ВТО, в особенности развивающиеся страны, наименее защищенные в условиях открытой мировой торговли, могут изменить правила игры в этой организации в свою пользу, если настойчиво и верно будут добиваться своих интересов.
ВТО предстает как рынок, на котором продаются и покупаются мероприятия торговой политики, служащие интересам тех или иных групп экономических субъектов. Фактически ВТО транслирует на глобальный уровень процессы лоббирования и контрлоббирования, характерные для национальных и региональных политических рынков. Успех на рынке торговой политики, как и на всяком другом, зависит от объема ресурсов, которые могут быть инвестированы в укрепление конкурентных позиций, и от способности предложить партнерам эффективные стимулы для обеспечения выгодных условий сделок.
Россия чрезвычайно заинтересована стать членом Всемирной торговой организации до выборов-2008.
В Минэкономразвития настолько уверены в скорейшем завершении всех переговорных проволочек, что подготовили трехлетнюю программу социально-экономического развития нашей страны с учетом того, что Россия с 1 января 2008 г будет членом ВТО. В связи со вступлением в эту организацию улучшится инвестиционный климат и увеличится приток капитала. "Это мы заложили в трехлетний бюджет", - отметил министр РФ Герман Греф. Кроме того, членство в ВТО даст и России дополнительный прирост ВВП. "На ближайшие годы мы заложили скромное увеличение, всего несколько десятых процента", - отметил Г.Греф. Какое влияние на рост ВВП будет в дальнейшем, станет понятно по итогам 2008 г.
Министр честно признал, что помимо выгод от членства в торговом клубе, будут и потери. Выпадающие доходы федерального бюджета от исполнения принятых Россией обязательств в ближайшие три года составят около 200 млрд руб. "Мы рассчитали выпадение доходов на 2008-2010 годы. В 2008 г это будет чуть более 40 млрд руб, в 2009 - около 70 млрд руб и в 2010 г - примерно 100 млрд руб", - сказал Г.Греф. Выпадающие доходы мы получим из-за постепенного снижения ставок таможенных тарифов. В следующем году, в случае присоединения России к ВТО, средневзвешенная ставка таможенного тарифа составит 11 проц, в 2009 г - 10,3 проц, в 2010 г - 9,9 проц. В настоящее время этот показатель составляет 11,7 проц.

Объект исследования – Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию. Предмет исследования – процесс и последствия вступления стран во Всемирную торговую организацию.
Цель работы – проанализировать последствия для экономики от вступления в ВТО России, на примере различных стран и пути снижения негативных последствий для экономики.
Задачи, решаемые в работе:
- охарактеризовать основные функции ВТО и ее роль для экономики стран-участниц;
- рассмотреть историю вхождения России в ВТО;
- определить влияние ВТО на экономику России после вступления;
- охарактеризовать плюсы и минусы для экономики, ожидающие Россию после вступления в ВТО;
-рассмотреть основные пути снижения негативных последствий при вступлении в ВТО России;
- рассмотреть последствия вступления Китая и Кыргызстана в ВТО для экономики страны;
- составить прогноз развития экономики Китая и Кыргызстана.
Для написания работы использовались монографии отечественных современных, учебные пособия и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблема ВТО.
В первой главе работы рассмотрены история создания, функции и принципы ВТО, во второй – проведен анализ последствий вступления ВТО для экономики России, в третьей главе – рассматриваются пути снижения негативных последствий при вступлении в ВТО России, в четвертой и пятой главе – рассматриваются опыт вступления в ВТО Китая и Кыргызстана.



Глава 1. ВТО история создания и принципы функционирования

1.1. История создания ВТО

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО — это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. наступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение (также называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом. В рамках ГАТТ страны-члены осуществляли контроль за выполнением Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.
Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, — это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) преобразован в механизм созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) .
Основная цель — содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.
Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:
- осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима;
- защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;
- сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;
- предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;
- развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
- предоставление льготного режима для развивающихся стран;
- заключение региональных торговых соглашений;
- установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.
Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25 лет, и до 1994 г. прошло восемь так называемых торговых раундов.
Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран — членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать. Местопребывание ВТО — Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 150 государств.
Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций — разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер — ТРИМС).
Организационная структура ВТО. Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету.
Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.
Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.
Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются вопросами, касающимися соответствующих соглашений, заключенных в рамках ВТО.
Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.
Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов.

1.2. Функции ВТО и принципы функционирования

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
ВТО осуществляет по отношению к членам организации следующие функции:
- контроль за соблюдением торговых соглашений и договоренностей;
- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций;
- наблюдение за торговой политикой;
- разрешение торговых споров;
- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
- сотрудничество с другими международными организациями;
- прием новых членов.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики (Приложение 1 Документы ВТО).
Принципы, на основе которых строятся торговые соглашения ВТО, следующие.
- Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Это означает, что, если для какой-либо страны снижаются пошлины, это распространяется на все страны ВТО. Это правило называют также торговлей без дискриминации.
- Взаимное предоставление национального режима: режим для иностранных компаний должен быть не менее благоприятным, чем для отечественных (в том числе и в области налогообложения) .
- Регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от количественных ограничений (за исключением особых случаев).
- Развитие международной торговли путём специализации на производстве конкурентоспособных товаров.
- Обеспечение предсказуемости и прозрачности (транспарентности) торгового режима путём мониторинга торговой политики и обязательности уведомления (нотификации) о вводимых торговых мерах.
- Запрещение или ограничение использования субсидий для производства отечественных товаров, поскольку они создают конкурентные преимущества и искажают нормальный процесс ценообразования.
- Применение специального и дифференцированного режима для развивающихся стран. Более мягкие обязательства по сравнению с развитыми странами и более продолжительный период их реализации ( в частности, по таможенной защите, внутренней поддержке сельского хозяйства и субсидированию экспорта).
- Разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров.
Реализация перечисленных принципов в рамках ВТО для всех ее участников, в конечном счете, трансформируется в конкретные требования, позволяющие наиболее эффективно организовать процесс международной торговли. Такие требования, имея общий характер для всех стран-членов ВТО, тем не менее, для каждой страны могут приобретать специфические особенности, которые, будучи согласованными, с другими странами, представляют собой условия вступления соответствующей страны в ВТО. Такие условия играют роль учета специфических особенностей каждой страны и позволяют, в определенной мере, соблюдать ее собственные интересы. Тем самым реализуется механизм согласования общих интересов ВТО с интересами отдельных стран ее участников и его действие позволяет в значительной мере адаптировать общие требования ВТО к специфике конкретной страны, тем не менее, процесс перехода каждой страны к общим требованиям ВТО вызывает более или менее существенные изменения в ее экономическом развитии. Причем такие изменения для различных отраслей экономики конкретной страны могут носить как положительный, то есть ускоряющий развитие отрасли характер, так и отрицательный, то есть снижающий темпы развития отрасли характер.

1.3. Роль ВТО для экономики страны-участника.

В ВТО выделяется несколько преимуществ для стран-членов. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.
Для гражданина. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя - это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.
Более широкий выбор товаров и услуг - также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью. Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом .
Для страны. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так понижение торговых барьеров способствует росту государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 млрд. долл. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.
Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Разумное использование защитных мер, и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.
Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение - все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций. В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Однако в результате вступления в ВТО обычно проявляются и определенные потенциальные негативные последствия (минусы), которые в основном являются платой за прежнюю неэффективную экономическую политику.
В результате увеличения конкуренции возможен спад производства, если не найти других рынков сбыта продукции, в первую очередь, неизбежен адаптационный спад в неконкурентоспособных импортозамещающих промышленных и сельскохозяйственных производствах, в том числе снижение занятости, доходов и частичная потеря неэффективного производственного капитала на таких неконкурентоспособных предприятиях. Это может негативно отразиться на торговом балансе.
Возможно краткосрочное снижение доходов госбюджета в результате либерализации и связанной с ней потерей прямых доходов от государственного экспорта и импорта. Это кратковременное снижение доходной части госбюджета может привести к снижению государственных инвестиций и социальных расходов. Однако рост частных доходов населения от экспорта товаров, которые прежде были под контролем государства, с другой стороны, приведет к снижению зависимости уровня жизни населения от получения социальных выплат из госбюджета. Кроме того, такие потери госбюджетных доходов быстро восстанавливаются из-за увеличения объемов импорта (в краткосрочном плане) при более низких тарифах и из-за увеличения налоговых поступлений от растущего экспорта (в среднесрочном плане).
Если страна больше импортирует технологии, чем экспортирует их сама, то произойдет рост издержек по дальнейшей индустриализации при оплате комиссионных за использование чужих патентов и других прав интеллектуальной собственности, применении новейших технологий. Некоторые экономисты отмечают возможность таких последствий, особенно то, что 20-летний срок патента, скорее всего, не является эффективным для развивающихся стран. Соглашение по защите прав интеллектуальной собственности предоставляет следующие сроки охраны: торговых знаков - не менее 7 лет, технической эстетики - не менее 10 лет, топологии интегральных схем - не менее 10 лет, компьютерных программ и авторских прав на литературные произведения - не менее 50 лет, патентов - не менее 20 лет после даты регистрации. Однако без разумной защиты прав интеллектуальней собственности фирмы не смогут окупить высокие затраты на научные исследования и инновационную деятельность, такая деятельность не будет стимулироваться, что неблагоприятно скажется на научно-техническом прогрессе, и в результате мировой экономический рост может замедлиться.
Произойдет снижение возможности государственного прямого и косвенного субсидирования и поддержки отечественных производителей, регулирования внутренних цен на энергоносители, транспортных тарифов, сближение которых с уровнем мировых цен увеличит издержки производства, особенно в энергоемких отраслях, и снизит ценовую конкурентоспособность отечественной продукции.
Произойдет сокращение притока прямых иностранных инвестиций в бывшие импортозамещающие отрасли из-за снижения таможенного тарифа и расширения возможностей импорта готовой продукции.
В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер, возможно, в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.
Номинально перечисленный набор плюсов и минусов от вступления в ВТО одинаков для всех стран. Но размер каждого плюса и каждого минуса у всех стран разный. Поэтому баланс плюсов и минусов - тоже у всех разный. Следует иметь в виду, что перечисленные выгоды являются лишь потенциальными, которые проявятся не сами по себе, а лишь при условии, что правительства будут проводить принципы рыночной экономики, обеспечивать грамотный макроэкономический менеджмент в условиях открытой экономики и смогут успешно конкурировать на мировых рынках и защищать свои права в ВТО .
Баланс плюсов и минусов зависит от политики правительства на переговорах по вступлению в ВТО, от проведения мероприятий по расширению экспорта и повышению конкурентоспособности экономики. Для всех стран долгосрочные преимущества от вступления в ВТО намного превышают потери. В краткосрочном периоде преобладают минусы, но в долгосрочном плане превалируют плюсы стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности.
Выводы по Главе 1
Сегодня более чем когда-либо растущая экономика должна быть открытой. А для открытой экономики особое значение имеет торговая политика, т.к. для сотрудничества с другими странами необходимо наличие согласованных основных законов и правил. Институтом, регулирующим правила игры на мировом рынке, в настоящее время является Всемирная торговая организация. Она стала "наследницей" Генерального соглашения о тарифах и торговле, которое в 1995 году официально трансформировалось в ВТО по результатам многостороннего уругвайского раунда.
Первостепенной целью функционирования ВТО является помощь в свободном, насколько это возможно, ходе торговли без нежелательных побочных эффектов. Отчасти то означает устранение помех. Это также подразумевает, что отдельные личности, компании и правительства могут рассчитывать на определенные правила, действующие во всем мире, и на то, что не будет никаких внезапных изменений торговой политики, другими словами, правила должны быть прозрачными и предсказуемыми. Так как сообщество торговых государств часто разрабатывало и подписывало соглашения после значительных дискуссий и разногласий, одна из самых важных функций ВТО - служить форумом для торговых переговоров.
Для страны, принимающей решение о присоединении к ВТО и его условиях, ключевое значение имеет оценка шансов преуспеть в конкурентной борьбе на глобальном рынке мероприятий торговой политики. Многосторонние - региональные и глобальные механизмы формирования торговой политики в рамках ВТО прежде всего предполагают существенное ограничение национального суверенитета в соответствующей сфере для координации принятия решений в международном масштабе.
Не смотря на критику ВТО, ее членами являются 150 стран, на которые приходится около 97% мирового торгового оборота. Ни одна страна не может успешно развивать свои торговые отношения с зарубежными странами по своим собственным правилам, не похожим на правила во всем мире. Поэтому целесообразность вступления ВТО всех стран очевидна, а само вступление неизбежно, так как необходимо для интеграции в мировую торговую систему.

Глава 2. Анализ плюсов и минусов вхождения России в ВТО

2.1. Россия и ВТО: переговоры о вступлении, мнения стран-участников

В последние несколько лет Россия ведет активные переговоры по вступлению в ВТО. Необходимость своего вступления Россия видит в интеграции в мировую экономическую систему, создании более благоприятных условий доступа на мировые рынки, недопущения дискриминации российских экспортеров, привлечения зарубежных инвестиций и технологий в страну.
Кроме того, Россия как крупнейшая страна мира, наделенная богатыми природными ресурсами и имеющая огромный торговый потенциал, поддерживает торговые взаимоотношения с крупными мировыми державами, чья торговая система регулируется правилами ВТО. Не вступив в ВТО, Россия может обречь себя на притеснение своих торговых прав и интересов на международном рынке товаров и услуг.
Цели присоединения России к ВТО заключаются в следующем:
- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Процесс вступления России в ВТО начался в 1993 году, когда Россия обратилась с просьбой о присоединении к ГАТТ, которая в 1994 году была переоформлена на просьбу о присоединении к ВТО. В соответствии с процедурами ВТО была создана Рабочая группа (РГ) по присоединению России к ВТО, в которую вошли представители заинтересованных стран-членов этой организации. Мандат Рабочей группы состоял в изучении торгового режима России и выработке условий ее участия в ВТО ................




Заключение

1. История существования системы международной торговли показывает, что в течение почти сорока семи лет деятельность ГАТТ/ВТО не вызывала особой общественной критики. Теория сравнительных конкурентных преимуществ хорошо работает применительно к сфере торговли товарами.
До тех пор пока политика либерализации касалась таможенно-тарифных мер регулирования торговли товарами между странами, отношение мирового сообщества к ней оставалось положительным. Однако после Уругвайского раунда, на котором было, ратифицировано Соглашение об учреждении ВТО, сфера применения торговой политики значительно расширилась - в начале на сельское хозяйство, затем на сферу услуг: банковские услуги, страхование, туризм, здравоохранение, образование и т.п. Вследствие чего система международной торговли получила возможность вторжения торговой политики во все сферы деятельности государств, и в результате возникший посредством ВТО глобальный рынок придал конкуренции небывалую остроту.
Другая важная сторона работы ВТО - урегулирование споров. Торговые отношения часто влекут за собой конфликт интересов. Договоренности и соглашения, включая те, что достигнуты в результате кропотливых переговоров в системе ВТО, часто нуждаются в толковании. Наиболее мирный путь урегулирования этих разногласий - через нейтральную процедуру, опирающуюся на согласованную правовую основу. Для этой цели служит процесс урегулирования споров, описанный в соглашениях ВТО.
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
2. Основанная на правилах и принципах система ВТО имеет решающее значение для развивающихся стран, которые располагают значительно меньшими возможностями в одностороннем или двустороннем порядке влиять на условия торговли по сравнению с промышленно развитыми странами. ВТО дает развивающимся странам реальную основу для обеспечения уважения их прав. Каждая новая страна, присоединяющаяся к ВТО, получает равные права со странами-членами этой организации, которые снижают возможность применения к ней дискриминационных процедур.
Из-за протекционизма богатых стран развивающийся мир несет огромные людские и экономические издержки; однако этот же протекционизм ложится бременем дополнительных расходов и на население богатых стран, которое вынуждено платить более высокие потребительские цены или нести бремя бюджетных расходов на выплату субсидий. В целом от ликвидации сохраняющихся торговых барьеров в богатых странах выиграют все страны мира.
По мнению Группы высокого уровня ООН, добиться успехов в ходе дальнейших новых раундов удастся лишь в том случае, если основное внимание в ходе переговоров будет уделено главным образом торговым потребностям развивающихся стран. Для того, чтобы развивающиеся страны поверили в успех преодоления кризиса ВТО, богатые страны должны выполнить взятые ими в прошлом обязательства.
Анализ использования механизмов разрешения торгово-политических конфликтов в рамках ВТО с 1995 года по март 2003 года показал, что в этот период было подано 284 заявления (жалобы) странами-членами ВТО о допущенных нарушениях правил торговли. Так, в 2002 году в качестве ответчика по 29 (85% от всего числа) жалобам выступали развитые страны, 19 из них приходились на США, 6 - на ЕС. Истцами в большинстве случаев выступали развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (ими было подано 20 жалоб). Из опыта рассматриваемых стран в пример можно привести Кыргызстан, в отношении которого применялась целых два года после вступления в ВТО поправка Джексона-Веника.
Учитывая, что развитые страны-члены ВТО активно применяют дискриминационные меры в отношении развивающихся стран-членов ВТО, перед странами, подавшими заявку на присоединение к данной организации, остро стоит вопрос о своевременной подготовке высококвалифицированных специалистов, в частности, юристов-экономистов для обеспечения эффективной защиты своих интересов при разрешении торгово-политических конфликтов в ВТО.
Как показывает опыт вступления рассматриваемых стран, чаще всего в ходе переговоров качественное содержание специалистов-переговорщиков меняется от экономического в пользу дипломатического. Международный Валютный Фонд впервые провел независимую оценку эффективности Всемирной торговой организации, результаты которой опубликовал в августе 2003 года. В данной оценке МВФ отмечено, что процесс принятия новых стран в ВТО в последние годы носят политический характер, чем объясняется применение разного уровня требований ВТО к примерно одинаковым по уровню развития государствам.
Пример того, что Китай был принят в ВТО на условиях «развивающейся страны», а такие государства как Кыргызстан, Молдова, Грузия, экономика которых находится в состоянии дефолта, на условиях «развитой страны», красноречивое свидетельство того, что в ходе переговорного процесса страны применяют политические рычаги влияния. Некоторые страны Восточной Европы - Болгария, Латвия, Эстония были приняты на условиях более благоприятных, чем Кыргызстан, Грузия, Молдова.
3. Вместе с тем ВТО сталкивается с колоссальными трудностями. Как развивающиеся, так и промышленно развитые страны указывают на наличие разногласий с этим учреждением. Несмотря на свою молодость, ВТО остро нуждается в реформе и поддержке в определенных критических областях. Необходимые изменения вряд ли будут осуществлены изнутри. Для этого может потребоваться более мощный политический импульс, который могло бы придать создание системы глобального экономического управления.
В организационной деятельности ВТО следует пересмотреть, по крайней мере, следующие аспекты функционирования ВТО:
- существующую в этой организации систему принятия решений, которая, как считают - и не без оснований - многие развивающиеся страны, носит избирательный характер и лишает многих членов возможности участвовать в выработке решений;
- ее потенциал в области оказания технической помощи развивающимся странам, с тем чтобы они могли принимать более эффективное участие в многосторонних торговых переговорах, в использовании торговых возможностей и в механизме урегулирования споров;
- проблему явной нехватки у ВТО финансовых и кадровых ресурсов.
4. Вступление КНР в ВТО, несмотря на все вытекающие отсюда сложности и проблемы, знаменует собой новый этап в развитии экономических отношений страны с внешним миром. На смену открытой внешнеэкономической политике, провозглашенной китайским руководством в начале 80-х гг., приходит политика интеграции в мировое рыночное хозяйство, что означает не только наращивание экономических обменов с зарубежными странами, но и трансформацию экономической системы КНР, усиление либерально-рыночного характера проводимых преобразований.
Значение и выгодность участия в этой организации определялись для КНР прежде всего в возможности эффективной защиты интересов своих экспортеров в рамках использования правовой базы ВТО, применении режима наибольшего благоприятствования в торговле между странами-членами организации, снижении тарифных и нетарифных ограничений прежде всего со стороны США, а также других промышленно развитых стран в отношений важнейших товаров китайского экспорта, к которым относятся текстильные изделия, одежда, обувь, бытовая электроника, электроприборы, игрушки.
Реальная цена вступления Китая в ВТО станет ясна в полной мере после того, как закончится льготный переходный период, и Китай реализует все требования ВТО.
В целом принятие Китая в ВТО расценивается экспертами как шаг с непредсказуемыми последствиями, которое способно серьезно изменить политический баланс сил внутри ВТО. Эксперты предрекают, что несмотря на значительное ограничение интересов Китая, произошедшее в ходе переговорного процесса, он, безусловно, станет одним из влиятельных членов ВТО.
5. Тот факт, что Кыргызстан среди стран СНГ одним из первых и за короткий срок, менее чем за три года, стал членом ВТО, объясняется малым объемом экономики и сырьевой ориентацией экспорта, что обусловило при переговорах нежесткие требования со стороны членов ВТО, несложным торговым режимом, который имел высокую степень либерализации. Республика влилась в международную торговую систему, где используются принципы рыночной конкуренции, так как по большому счету Кыргызстану нечего было защищать на своем внутреннем рынке: промышленность, основная экспортоориентированная отрасль, переживала сильнейший спад (28% от уровня 1990г.).
Считалось, что вступление во Всемирную торговую организацию будет способствовать повышению привлекательности страны в инвестиционном плане и обеспечит выход кыргызской продукции на новые рынки и одновременно усилит позиции страны в отношении ближайших соседей, т.к. и они будут вступать в эту организацию.
По оценке кыргызских и международных экспертов, присоединение Кыргызстана к ВТО не привело к каким-либо серьезным издержкам экономического и социального характера, связанных с адаптацией к международной конкуренции, в первую очередь, благодаря проведению значительной либерализации внешнеэкономической деятельности еще за несколько лет до вступления. В результате участие в ВТО существенно не затронуло ни интересы промышленного, ни сельскохозяйственного сектора, ни сферы услуг. В связи с высокой степенью открытости экономики шоки, связанные с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции, в большой степени уже были пережиты в республике 6-8 лет тому назад (т.е. до вступления в ВТО).
Основываясь на опыте вступления Китая и Кыргызстана, можно сделать следующий выводы: преимущества и выгоды от членства в ВТО зависят прежде всего от внутреннего экономического развития страны, конкурентноспособности экспортируемых товаров, производительности экономики, высокого уровня проведения переговоров и успешного лоббирования своих интересов, а также положения государств, с которыми страна имеет тесные экономические связи.
1. Со вступлением в ВТО наша страна сможет более активно участвовать в процессе мировой торговли. Сейчас Россия занимает 17 место в списке крупнейших мировых экспортеров (с объемом экспорта в размере 134,4 млрд. долларов в год) и 23 место в списке крупнейших импортеров (объем импорта составляет 74,2 млрд. долларов в год). Это примерно 1,8% от всего мирового экспорта и 1% от всего мирового импорта, что для такой страны, как Россия, конечно же, маловато.
2. Предполагается, что после того, как рынок России станет более доступен для иностранцев, цены на некоторые потребительские товары понизятся, а качество услуг для населения повысится. При этом конкуренция подстегнет и наших родных предпринимателей, вынудит их модернизировать свои предприятия, соответствовать мировому уровню. Если сумеют.
3. Есть и еще один весомый аргумент. В настоящее время членами этой организации являются 148 стран мира, в том числе и многие страны СНГ. Т.е. находиться вне рамок ВТО нынче уже просто неприлично.
Вот этим, кажется, и ограничиваются все аргументы за ВТО. По мнению противников вступления России в организацию, эти плюсы могут обойтись слишком дорого. Если энергетика, сырье, оружие у нас вполне конкурентоспособны, авиапром, при наличии государственной поддержки, как-нибудь выстоит, то сельское хозяйство, легкая промышленность, малый и средний бизнес будут сметены дешевым китайским ширпотребом и европейскими продуктами.

Список использованной литературы

1. Всемирная торговая организация: Мнения российских экспертов. Официальные соглашения./Сост. Л.А. Мыльников, С.Е. Алтынцева, М.В. Мехоношина, под ред. В.М. Винокура - Пермь.: ПГТУ, 2003.
2. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия / Под ред. Л.Н. Овчаровой. Серия «Научные проекты НИСП». М, 2004.
3. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: ООО "ИКЦ "АКАДЕМКНИГА", 2003
4. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2003.
5. Зенкин И.В. Всемирная торговая организация в схемах. М.: ООО "Центральный издательский дом", 2003.
6. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Едиториал УРСС, 2002.
7. Ливенцев Н. Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: "Экономика", 2002
8. Мартынова М.А. Конкурентоспособность российских предприятий: возможности и угрозы при вступлении в ВТО. М.: Научная книга, 2003
9. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: обзорный доклад / Под ред. И.В. Липсица. М.: Издательский дом «Хроникер», 2000.
10. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М.: Международные отношения, 2002
11. Рубинштейн Т.Б. ВТО: практический аспект. М.: "Гелиос АРВ", 2004.
12. Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М.: "Финансы и статистика", 2003
13. Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО. М, 2000
14. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. Руководство/ под ред. Девида Г. Тара. – М. Издательство «Весь мир», 2006
15. Смирнов А.В. Экономические аспекты регулирования российской промышленности с учетом требований ВТО// автореферат дисс. к.э.н. – Москва, 2006
16. Юи Чжочао Разработка методических принципов анализа экономических последствий вступления страны в ВТО (на примере промышленности Китая) // автореферат дисс. к.э.н. – С-Петербург, 2002
17. Веркей Ж. Вступление России в ВТО: выбор стратегии // Проблемы прогнозирования. 2002. № 5.
18. Горбань М. Россия и ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. № 2.
19. Китайский информационный Интернет-центр, по материалам газеты "Жэньминь Жибао", 2003, 11 ноября.
20. Комиссаров А.В. Некоторые направления совершенствования организации внешнеторговой деятельности в России // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 12.
21. Кондаков А.Л. Россия – ВТО: на финишной прямой // Внешнеэкономические связи № 1, 2005.
22. Концепция промышленной политики Нижегородской области на период 2002–2005 гг.
23. Ливенцев Н. Уроки для России: вступление Китая в ВТО// «ФельдПочта», 2004, №21-22;
24. Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2004, №9.
25. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. Доклад РАН и Национального инвестиционного Совета. М.: РАН, 2002. wto.ru/ru/content/ documents/docs/NIC l.zip
26. Оценки социальных и экономических последствий присоединения России к ВТО: доклад группы экспертов под руководством д.э.н. А. Данильцева. М.: Гос. ун-т управления, 2002.
27. Полуэктов А.Б. Последствия присоединения России к ВТО: некоторые региональные аспекты// материалы конференции «Экономические и социальные последствия присоединения России к ВТО (г. Волгоград, 16.02.06г.)
28. Россия и Всемирная торговая организация/Сост. Л.А. Мыльников, С.Е. Алтынцева, под ред. В.М. Винокура – Пермь.: ПГТУ, 2004. – 40 с.
29. Рязанцев А.П. Проблема повышения открытости российской экономики // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 4.
30. Стиглиц Д. В тени глобализации // Проблемы теории и практики управления, 2003, №2
31. Точицкая И., Могилевский Р. Внешняя торговля Кыргызской Республики: состояние и перспективы / Исследования и анализ, № 233, 11. 2001г. ЦСЭИ.
32. Туров А.В. От монополии внешней торговли к регулированию внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 1.
33. Хукман Б. Превратить ВТО в организацию, в большей степени способствующую развитию // Финансы и развитие № 3, 2005
34. Чистосердов А.В. Присоединение России к ВТО: ожидаемые выгоды и возможные издержки// Экономическая наука современной России № 2, 2001.
35. Юдаева К., Бессонова Е., Козлов К. и др. Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод // Рабочие материалы Московского центра Карнеги. 2003. № 3.
36. Broadman H.E., ed. (2002). Unleashing Russias business potential: lessons from the regions for buildind market institutions. Washington: World Bank.
37. OECD (2003). «Trade policies in Russia. The role of local and regional govern men ts».
38. WTO Special Report, The China Business Review, January-February 2000, Vol 27 №1
39. WTO, World trade report 2004, Еxploring the linkage between the domestic policy environment and international trade.



Приложение 1: Документы ВТО






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.