На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Дальневосточный аспект Российско-Американских отношений

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.08.2012. Страниц: 91. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Библиотека 5баллов.ru

Соглашение об использовании
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.
Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.
O РосБизнесКонсалтинг


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра международных отношений

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
Международных отношений
_________________________
«___»_______________2004г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:

Дальневосточный аспект Российско-Американских отношений


Работу выполнил _____________ Останина Вера Викторовна
Подпись


Руководитель работы _______________ Зам. Ген. Директора
Подпись Межрегиональной Ассоциации
«Дальний Восток и Забайкалье»
Бурый Анатолий Григорьевич


Нормоконтроль ________________ _______________________________
Подпись Ф.И.О.


_____________________
ДАТА


Хабаровск
2004 г.

АННОТАЦИЯ
Дипломная работа посвящена состоянию, проблемам и перспективам сотрудничества России и США на Дальнем Востоке. Работа состоит из четырех основных глав, и общий объем работы составляет 90 страниц. В первой главе рассматриваются такие актуальные проблемы современности как изменение политической структуры мира, его глобализация, интеграция и регионализация. Особое внимание также уделено выделению роли и места нетрадиционных акторов в современных международных отношениях.
Во второй главе исследуются и обобщаются основополагающие правовые документы нашего государства (Конституция РФ, Федеральные Законы РФ, Указы Президента РФ и т.д.), которые непосредственно регулируют сферу международных и внешнеэкономических связей России и ее субъектов. В данном разделе раскрываются основные нормативно-правовые документы, которые координируют не только межгосударственное сотрудничество между Россией и США, но которые также регулируют межрегиональное сотрудничество этих двух держав.
Третья глава данной дипломной работы посвящена историческому аспекту российско-американских отношений. Автором описывается процесс зарождения отношений, их развитие и расширение, затрагиваются вопросы сотрудничества двух держав в разные периоды истории, также показано формирование политики холодной войны, постепенное размывание ее основ и создание предпосылок разрядки.
В четвертой главе рассматриваются основные формы и виды сотрудничества Востока России и США, дается анализ современного состояния сотрудничества, причины его зарождения и перспективы его дальнейшего развития. Выделяются позитивные и негативные тенденции в межрегиональных отношениях России и США.
При написании дипломной работы были использованы как монографии, так и публикации периодических изданий. Анализировались материалы из архива Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», статистические данные из сборников об итогах внешнеэкономической деятельности субъектов Дальнего Востока и Забайкалья.

СОДЕРЖАНИЕ:

АННОТАЦИЯ..............................................................................................................2
СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...............10
1.1. Эрозия государственно-центристкой модели мироустройства.....................10
1.2. Глобализация, интеграция, регионализация, роль и место России и США в этих процессах...........................................................................................................14
1.3. Нетрадиционные акторы в системе международных отношений и их влияние на углубление российско-американских связей в 90-е годы............................................................................................................................ 20
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО....................................30
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ........40
ГЛАВА 4. РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ...................................................................................................................50
4.1. Основные субъекты, формирующие систему регионального партнерства между Российским Дальним Востоком и Западным побережьем США ...........................................................................................................................50
4.2. Торгово-экономическое сотрудничество между Российским Дальним Востоком и США на рубеже веков..........................................................................65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................75
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................83

Введение.
Вторая половина ХХ века совпала с кардинальными изменениями на мировой арене. Глобальный масштаб и радикальность происходящих перемен в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от той, которая функционировала на протяжении последних 350 лет истории человечества. Вестфальская система мира исходила из того, что участниками международного взаимодействия являются только государства, которые выступают самостоятельно или образуют коалиции для решения определенных задач. В конце ХХ столетия стало очевидным, что на мировую арену выходят и другие, весьма влиятельные акторы. В их числе межправительственные и международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, внутригосударственные регионы. Они играют все более важную роль, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государства. Государства уже не могут, как прежде, контролировать их деятельность, которая порой осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Поэтому монополия государства, в системе международных отношениях, разрушается. Но все же государство остается основной формой политической организации современного общества, главным актором на мировой арене.
Активно заявляют о себе на мировой арене внутригосударственные регионы. С правовой точки зрения, они пока не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Но в современном мире экономические, финансовые и другие вопросы тесно переплетаются с политическими. В результате снижения барьерности границ, внутригосударственные регионы все активней действуют на международной арене, постепенно превращаясь в самостоятельных акторов.
В свете глобальных трансформаций происходящих в мире, Россия также находится в поиске нового места в системе международных отношений.
Расширение экономического и политического присутствия СССР/России в АТР стало одним из приоритетов Российской внешней политики в конце 80-х гг. прошлого века. Однако практика 90-х гг. свидетельствует, что данное намеренье оказалось не реализованным. Географическая принадлежность России (Российского Дальнего Востока) к АТР не стала гарантом ее включения в его экономические и политические процессы. Перспективное с географической точки зрения место Российского Дальнего Востока предоставляет ему благоприятные возможности для делового, культурного сотрудничества со странами соседями по АТР, в том числе с США.
Актуальность изучения российско-американских отношений и их регионального компонента, связана со многими факторами.
Во-первых, российско-американские отношения являются продолжением отношений между СССР и США на новом историческом этапе. Но если в начале ХХ века и особенно в период холодной войны отношения двух сверхдержав являлись стержневыми, лежавшими в основе двухполярной структуры мира, то в 90-е гг. их роль изменилась. Мир изменился и в нем единственной сверхдержавой остались США.
Во-вторых, эти отношения оказывают большое влияние на происходящие в России процессы. Соединенные Штаты, будучи наиболее развитой экономической и военной державой, оказывали на протяжении последнего десятилетия существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации.
В третьих, стремление правящих кругов США в последние годы навязывать другим странам свое лидерство и свои ценности грозит исчезновением демократических норм в международных отношениях, которые зафиксированы в Уставе ООН. В этой связи исключительно важную роль призваны сыграть равноправные российско-американские отношения. Равноправное развитие российско-американских отношений будет иметь важное значение не только для будущего России, для определения ее роли и места в системе международных связей, но и для сохранения здоровых демократических принципов.
Расширение сотрудничества Российской Федерации с соседними странами может стать для Востока России одним из условий решения его социально-экономических проблем. Ресурсный потенциал Российского Дальнего Востока и инвестиционно-технологические возможности США предопределили в 90-е гг. взаимный интерес сторон друг к другу, не исчерпанный и в настоящее время.
Степень научной разработки темы. Отсутствие в современной отечественной и зарубежной литературе работ, непосредственно анализирующих российско-американские региональные связи на Востоке России в конце ХХ века, заставляет обращаться к исследованиям, затрагивающим данную проблематику. Их изучение в комплексе с анализом документов и статистических данных позволило воспроизвести картину американского присутствия на Российском Дальнем Востоке на рубеже веков.
Весьма разработанной с научной точки зрения представляется общая история межгосударственного российско-американского взаимодействия в ХХ веке, значение которого определяется его непосредственным влиянием на региональные связи Востока России и Западного побережья США. Значительное количество публикаций по данной проблематике пришлось на журналы «США. Канада: экономика. Политика. Культура» и «Мировая экономика и международные отношения» (статьи А.Г. Арбатова, А.Д. Богатурова, А. Коновалова, В.А. Кременюка, А.И. Уткина). Характерной чертой рассматриваемого направления отечественной историографии является следование общей логике взаимоотношений Москвы и Вашингтона: по мере охлаждения отношений двух стран усиливались антиамериканские настроения и оценки исследователей.
А. Коновалову в своей статье «Как Россия и США потеряли друг друга» удалось проследить логику отношений России и США в 90-е гг., от взаимных надежд и искреннего стремления сторон к партнерству до таких же взаимных разочарований, непонимания друг друга. А. Богатуров в статье «Стратегия разравнивания в международных отношениях и внешней политике США» определил наиболее устойчивые характеристики американской политики в отношении постсоветской России, в частности стремление США к вовлечению России в «невраждебные» отношения в качестве своего «младшего партнера».
На фоне доминирования публикаций статейного характера безусловный интерес представляют монографические исследования. Среди работ американских авторов назовем, прежде всего, книгу Бжезинского «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)». В книге Бжезинский анализирует геополитическую ситуацию 90-х годов ХХ века в мире и, особенно на европейском континенте. Одним из наиболее беспокойных геостратегических действующих лиц ему представляется современная Россия, которую он называет «черной дырой». Автор указывает, в частности, что «Америка никогда не намеревалась делить власть на земном шаре с Россией». Он высказывается также за превращение России в конфедерацию трех республик.
В книге бывшего госсекретаря США Г. Киссинджера «Нужна ли Америке внешняя политика?» обсуждается широкий круг проблем, стоящих перед Соединенными Штатами в начале нового тысячелетия, в книге много внимания уделяется таким острым темам, как Россия Владимира Путина, глобализованная экономика и военное вмешательство с гуманитарными целями.
В монографии «Советско-американские отношения в современном мире» комплексно исследуются наиболее актуальные проблемы советско-американских отношений. В ней показано формирование в США политики холодной войны, постепенное размывание ее основ и создание предпосылок разрядки.
Актуальность изучения российско-американского регионального взаимодействия предполагает реализацию следующих целей и задач.
Целью является исследование динамики сотрудничества Российского Дальнего Востока и Западного побережья США в историческом плане, роль и место нетрадиционных акторов в системе международных отношений.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
- исследование факторов, влияющих на изменение системы международных отношений на современном этапе;
- выявление основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество;
- анализ динамики российско-американских отношений;
- выявление основных субъектов, формирующих систему региональных отношений;
- определение общей картины американского присутствия на Дальнем Востоке России и его места в жизни этого Российского региона;
- анализ проблем и трудностей российско-американских региональных отношений.
Хронологические рамки работы выделяют последнее десятилетие XX века в качестве особого периода в российско-американских отношениях. Это время интенсивных региональных связей России и США на Дальнем Востоке. При этом исследование региональных аспектов российско-американского межгосударственного взаимодействия в динамике вызвало необходимость, в отдельных случаях, расширения хронологических рамок работы.
Объектом исследования является комплекс экономического, культурного, гуманитарного регионального сотрудничества в контексте российско-американских связей, роль и место в этом процессе неправительственных акторов.
Предметом исследования является деятельность Инициативной Рабочей Группы «Российско-Американское Тихоокеанское Партнерство» и российско-американских программ по развитию торгово-экономических и инвестиционно-технологических связей между РФ и США на Дальнем Востоке.
Источниковая база данной работы довольно широка. Это обусловлено тем, что в эпоху становления нового демократического государства в России принимаются новые федеральные законы и подзаконные акты, направленные на соблюдение и исполнение норм международного права, на стабилизацию внутригосударственных отношений, на регулирование большого числа правоотношений, появляющихся в новом российском обществе.
Отметим основные законодательные акты, важные для данной работы. Во-первых, это Конституция РФ. Конституция Российской Федерации определила предметы ведения Российской Федерации (ст.71) и предметы ее совместного ведения с субъектами федерации (ст.72). Субъекты федерации вне пределов ведения, определенных статьями 71, 72 Конституции РФ, обладают всей полнотой государственной власти.
Во-вторых, это Концепция Внешней Политики РФ, утвержденная Президентом РФ Путиным 28 июня 2000 года. Одним из приоритетных направлений внешней политики России является преодоление трудностей в отношениях с США, т.к. российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения стратегической стабильности.
В-третьих, это Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
Также были изучены соглашения и межправительственные договоренности, имеющие непосредственное отношение к российско-американским связям на Дальнем Востоке (документы межправительственной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству России и США «Гор – Черномырдин»), которые позволяют уточнить место Востока России в экономической и политической стратегии Москвы и Вашингтона. Весьма разностороннее и полное представление об основных направлениях, перспективах, конкретных проектах, достижениях и трудностях российско-американского сотрудничества на Дальнем Востоке дают документы межправительственных комиссий и комитетов. Среди них особую научную ценность имеют материалы Рабочей группы «Российско-Американского Тихоокеанского Партнерства».


Глава 1. Факторы, влияющие на изменение системы международных отношений на современном этапе
1.1. Эрозия государственно-центристкой системы
Мир ХХ столетия оказался в особой фазе развития, которая описывается как эпоха неопределенности, противоречивости, «переломности». Это тот период, когда происходят качественные изменения сразу по нескольким параметрам.
Государство, бесспорно, остается основным международным актором и субъектом международного права. Внешняя политика государства во многом определяет характер международных отношений эпохи. Деятельность и даже существование других участников международных отношений в значительной мере зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческой общности: в настоящее время практически все человечество объединено в государства. Процесс образования новых государств продолжается. Если при создании ООН в 1945 г. ее членами было 51 государство, то в 1991 – 166, то в 2000 г. их уже насчитывалось 189. Интенсивный процесс возникновения новых государств в ХХ столетии прошел в 1960-х годах, как следствие крушения колониальной империи. В конце ХХ века этот процесс был обусловлен дезинтеграцией бывших социалистических стран, вследствие чего появилось более 20 новых государств. По некоторым прогнозам, приводимым американскими авторами, количество государств в мире может увеличится и к 2005 г. достигнуть 800.
Современная форма государственности связана с понятием суверенитета. Суверенитет государства - право государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.
Национально-государственный суверенитет имеет два основных аспекта – внешний и внутренний. Речь идет, с одной стороны, о свободе государства избирать свой путь экономического развития, политического режима и т.п. а с другой, - о невмешательстве государств во внутренние дела друг друга, о их равенстве и независимости. Основываясь на этих принципах – сформировалась государственно-центристкая модель мира, которая просуществовала почти 350 лет. Однако США после победы в холодной войне стала решительно полагаться не на демократию мирового сообщества, не на «устаревшие» статуты, а на свое лидерство и на свою мощь. Примером тому является война в Ираке, применение силы в Югославии, вмешательство в Сомали и Руанде, активизация посредничества в арабо-израильском споре, формирование новой стратегической концепции НАТО, предполагающей «военные операции в нестабильных регионах». Вышесказанное означает, что США не желают полагаться на многосторонние коллективные организации, подобные ООН. Америка старается подчинить механизм ООН своим стратегическим интересам, используя в качестве рычага свой финансовый взнос в эту организацию. Нарушение принципов невмешательства и равенства означает нарушение суверенитета отдельно взятой страны. Такая практика является своего рода отходом от Вестфальской системы независимых суверенных государств и становится переходом в новую систему, где суверенные государства становятся объектом политики более мощных соседей и международных объединений. Насилие над суверенитетом в одном месте немедленно порождает продолжение процесса.
Многие авторы в середине ХХ века обращают внимание на то, что современное государство не может достаточно эффективно действовать в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экономического роста и в других областях. Наряду с государствами этими вопросами активно начинают заниматься межправительственные и неправительственные организации, различного рода движения. Они играют все более важную роль на мировой арене, воздействуя на международную среду, ограничивая деятельность государств. Количественный рост упомянутых выше акторов пришелся на вторую половину ХХ века. В 1900 г. было всего 30 межправительственных организаций, 69 международных неправительственных организаций. Количество межправительственных организаций резко возросло после Второй мировой войны, с 1945 по 1985 г. их насчитывалось 378. На рубеже XX – XXI веков количество межправительственных организаций достигло 251, неправительственных организаций – 27000, ТНК – 53000. В связи с этим многие ученые говорят об утрате государством ряда своих полномочий, ограничении понятия суверенитета и даже об исчезновении государства как такового в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Впрочем, существуют и возражения относительно слабости и угрозы «исчезновения» государства. Согласно этим представлениям, оно продолжает сохранять свою роль и место, т.к. существуют государственные границы, количество государств становится не меньше, а больше; расширяются их функции в экономической и социальной сфере; государства сами активно создают международные институты и режимы, наконец, нет такого актора, которому могут быть переданы властные полномочия государства.
Изменение миропорядка обостряет проблему национальных интересов. В эпоху господства Вестфальской модели мира национальные интересы фактически были тождественны государственным интересам и подкреплялись тремя мотивами: достижением и обеспечением безопасности государства, удовлетворением экономических требований политически значимых слоев населения, повышением престижа государства на мировой арене.
В современных условиях дела обстоят сложнее. При определении национальных интересов уже явно не достаточно ориентироваться на чисто государственные интересы. Очевидно, что национальные интересы должны включать в себя и корпоративные интересы новых акторов, выходящих за рамки национальных границ. Примером этого может послужить выступление В.В.Путина в защиту российского бизнеса в Иране, обвиненном Вашингтоном в реализации неких тайных ядерных программ при поддержки Москвы. Президент заявил о недопустимости недобросовестной конкуренции со стороны США под предлогом борьбы за нераспространение ядерного оружия.
Итак, размывание вестфальского суверенитета в современном мире означает не исчезновение его, как такового, а, скорее, изменение содержания в связи с процессом фактического перехода части функций государства к другим акторам.
Окончание «холодной войны» завершило процесс оформления единого мирового сообщества, поэтому в последнее время, повышенное внимание уделяется тенденциям глобализации, интеграции и регионализации современного мира. Анализ этих тенденций позволит выявить направления изменений международных отношений.


1.2. Глобализация, интеграция и регионализация, роль и место России и США в этих процессах
На рубеже ХХ – XXI вв. в системе международных отношений наблюдаются довольно неоднозначные и часто противоречивые явления и процессы. Тем не менее, среди тенденций развития можно выделить три главных тесно переплетенных и взаимопроникающих потока международной жизни – глобализацию, интеграцию и регионализацию.
Новой существенной чертой, влияющей на мировую политику в конце ХХ - начале XXI веков, является глобализация.
Прежде всего, представляется необходимым остановиться на определении глобализации. Существуют разные подходы в определении того, что понимать под глобализацией. Согласно преобладающей точке зрения, под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящих в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальный последствия.
Глобализация международных отношений — закономерный процесс, заключающийся в усилении взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества.
Некоторые исследователи отделяют политическую глобализацию от экономической. По их мнению, политическая глобализация означает, что политические события (конфликты, политическая борьба, выборы и т.п.) в той или иной стране, которые, согласно господствовавшим до сих пор представлениям являются исключительно их внутренним делом и не допускают вмешательства извне, могут приобретать глобальное значение и затрагивать интересы других государств. Таким образом, политическая глобализация, потребует какой-то приемлемой формы преодоления принципа невмешательства, и будет сопровождаться внедрением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира - миротворческих операций или международных санкций против «плохих» режимов.
Глобализация повышает уровень взаимозависимости и взаимной уязвимости государств. Фактически ослабевает внутренний суверенитет государств по все большему спектру политических направлений. Глобализация ограничивает поле деятельности правительств отдельных стран в плане возможности суверенного формирования своих обществ, изолированного решения проблем, затрагивающих национальную территорию. Так, например наведение конституционного порядка России в Чеченской республике, внутреннее дело России, вызвало резкую критику со стороны США и Европы. Все более и более прозрачными становятся межгосударственные границы, что в свою очередь изменяет прежние представления о соотношении внешней и внутренней политики.
Глобализация не ограничивается лишь собственно глобальным уровнем и не может быть отделена от других тенденций развития международного общества. Она сопровождается интеграцией и регионализацией.
Объединительная тенденция – интеграция, отражает стремление людей сообща решать жизненно важные вопросы. Тенденция к объединению начала прослеживаться уже у первых человеческих общностей, которые стали объединяться в нации и создавать государства, объединивших все народы, проживавшие на определенной территории. Развитие интеграции привело человечество к созданию более масштабных политических организаций, чем государство. Это – союзы и блоки (в 1919 г. была создана Лига наций, в 1945г. создается ООН для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами).
Практика межгосударственного сотрудничества существовала давно. Так, сотрудничество Российской империи и США берет свое начало в XVIII веке. Отказ Екатерины II предоставить английскому королю войска помог Америке завоевать независимость. Следующим этапом сотрудничества СССР и США стало создание ими антигитлеровской коалиции в период 1941–1945 гг. Однако лишь во второй половине ХХ столетия межгосударственное сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Это связано с интенсификацией сотрудничества, расширением его сфер.
На современном этапе интеграционные процессы получили широкое развитие в международных отношениях. Об этом говорит тот факт, что в 1909 г. в мире было всего 37 межгосударственных международных организаций, а в конце ХХ века их стало уже 260. Расширение интеграции поставило перед США задачу активизировать интеграционные процессы на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций в мире. По инициативе США в 1994 году было создано НАФТА. В свою очередь в России после распада СССР возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик, в результате которых было создано СНГ, ядром которого, безусловно, является Россия. В Азиатско-Тихоокеанском регионе Россия и США являются членами интеграционного объединения АТЭС.
Что побуждает государства к интеграции? Интеграция в XXI в. обусловлена объективными обстоятельствами. К ним относятся:
§ наличие глобальных проблем современности, для решения которых требуются согласованные действия всех государств;
§ сложившиеся международные экономические, культурные, научные и другие связи обусловливают развитие более тесного сотрудничества между государствами, а замкнутые, изолированные государства обречены на хаос, разрушение;
§ наличие международной организованной преступности (терроризм, похищение людей, диверсии, наркобизнес), для пресечения которой требуются согласованные действия;
§ возросшие информационные возможности, позволяющие получать, хранить и передавать сведения о наиболее важных событиях в любую точку Земли и согласованно реагировать на них.
Глобализация, являясь центральной тенденцией современного этапа развития, сопровождается процессами регионализации.
Прежде всего, необходимо остановиться на понятиях, которыми оперируют при рассмотрении проблем регионализма в целом.
В первую очередь - это базовое понятие регион. В науке существует множество его определений. Согласно Большой Советской энциклопедии, регион крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая политическая и др.). Такое определение этого понятия позволяет наполнять его различным смыслом и дает возможность разностороннего подхода к сущности региона в зависимости от интереса исследователя.
Первоначально понятие региона (Западная Европа, Восточная Европа, Восточная Азия, Ближний Восток и т.д.) наполнялось главным образом географическим, территориальным содержанием. Однако с течением времени это все больше начинает включать иные факторы: сходство культур, политическую ориентацию, оборонное взаимодействие, морально-ценностные и религиозные моменты, не говоря уже об экономическом взаимодействии и общих экономических интересах.
В более узком смысле, одни исследователи предпочитают определять регион как хозяйственно-экономическую общность (например, российский Волго-вятский регион, американский Средний Запад и т.д.), другие - как географически - административную единицу (область - в России, штат - в США, и пр.), третьи как культурно-историческую область (Поволжье в РФ, Новая Англия - в США и т.п.)
В глобальном контексте регион может быть определен как группа близлежащих стран, представляющих собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира.
Между тем существует и узко специализированная трактовка термина регион. Так, регионы в аспекте внешнеэкономических связей - это структурная часть или подсистема международных экономических отношений, где процесс интернационализации имеет региональную основу, реализуемую порой вне существующих политических и административно-территориальных границ.
Если объединить все вышеприведенные и попытаться вывести наиболее общее определение, то под регионом следует подразумевать область, район, часть страны, отличающуюся от других совокупностью естественных или исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенн...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.