На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование агрессии детей, оставшихся без попечения родителей

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.08.2012. Страниц: 98. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование.
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе СРЦ «Отрадное» Северо-Восточного Административного Округа (экспериментальная группа) и ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Кашинского района (контрольная группа) г. Москвы. В эксперименте принимали участие 21 человек (воспитанники СРЦ «Отрадное») и 20 человек (ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Кашинского района) (см. Приложение 1).
Объект исследования – уровень проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – взаимосвязь между уровнем проявления агрессивности и развитием эмоциональной сферы и формированием навыков позитивного взаимодействия с окружающими в процессе апробации коррекционной программы.
Целью дипломной работы является изучение эффективности программы коррекции и профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи:
• провести теоретический анализ литературы по проблеме;
• выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивности в поведении у детей-сирот старшего дошкольного возраста;
• разработать и апробировать программу коррекции и профилактики агрессивности, направленную на развитие эмоциональной сферы и формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими;
• выявить взаимосвязь между уровнем проявления агрессивности и психокоррекционными воздействиями на ребенка в процессе апробации программы, направленной на развитие эмоциональной сферы и формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими;
• разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов по оптимизации психологического климата в детском коллективе.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии высокого уровня проявления агрессивности у детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, в силу наличия депривационной ситуации, и его (уровня) связи с психокоррекционными воздействиями в процессе апробации программы, направленной на развитие эмоциональной сферы и формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими, а именно: коррекционная программа способствует снижению агрессивных проявлений в поведении дошкольников, оставшихся без попечения родителей.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – диагностический – представляет собой предварительное тестирование детей (для получения данных о развитии эмоциональной сферы и выявлении уровня агрессивности детей).
2 этап – коррекционный, в котором участвовали ребята экспериментальной группы. Коррекционная программа состоит из 11 занятий, рассчитанных на детей дошкольного возраста. Представляет собой сочетание современных психотерапевтических методов: групповой игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, беседы, психогимнастики. Занятия направлены на создание у детей положительного образа «Я» и адекватной самооценки, на развитие коммуникативных умений, снижение агрессивности и тревожности. В процессе каждого занятия ребенок получает новый опыт эмоционального переживания, получает возможность побыть таким, какой он есть, побыть самим собой.
Длительность игрового занятия составляет в среднем 25-35 минут в зависимости от состояния детей. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Для достижения психологической безопасности все занятия начинаются и заканчиваются в кругу.
3 этап – контрольный, на котором детям (как экспериментальной, так и контрольной групп) даются диагностические методики, данные на 1 этапе. Результаты фиксируются и сравниваются с первоначальными данными диагностики. Анализ результатов дает возможность оценить эффективность коррекционной работы и определить дальнейшую работу с детьми.


2.2. Диагностика уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.

Данный блок экспериментального исследования направлен на выявления уровня проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.
Для решения этой задачи нами были использованы следующие методы:
• включенное наблюдение за детьми;
• беседы, анкетирование (см. Приложение 2);
• фрустрационный рисуночный тест Розенцвейга (детский вариант) [Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга: Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2002];
• графическая методика «Кактус», автор Панфилова М.А. [Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2005];
• методика «Азбука настроений», автор Белопольская Н.Л. [Белопольская Н.Л. Азбука настроений: коммуникативно-развивающая игра для детей 4-10 лет. – М.: Генезис, 2008].

1. Включенное наблюдение за детьми.
Цель: непосредственное восприятие общения и поведения детей с целью сбора первичной информации.
Проведение обследования: наблюдение за деятельностью и общением детей в группе в течение некоторого периода времени и фиксация результатов.
Процедура обработки результатов. Контент-анализ полученных результатов позволяет выявить наиболее типичные особенности поведения детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей в референтной группе.
2. Анкетирование воспитателей.
Цель: получение общих сведений о каждом ребенке из принимавших участие в исследовании.
Проведение обследования: воспитателям была дана анкета из 15 вопросов. Восемь вопросов (1-5, 9, 14, 15) касаются эмоционального развития ребенка, семь (6-8, 10-13) вопросов дают представление о сформированности навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Процедура обработки результатов. Контент-анализ полученных результатов позволяет выявить наиболее типичные особенности поведения детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей в референтной группе.
3. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (детский вариант).
Цель: изучение фрустрационных реакций, выявление степени эмоциональной зрелости, а также некоторых индивидуально-типологических особенностей личности. Методика, будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик.
Проведение обследования: ребенку поочередно предъявляется 15 карточек, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа и зачитывается следующая инструкция: «На картинке изображены 2 персонажа. Представь, что те слова, которые говорит взрослый или сверстник обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации?». Все ответы испытуемых заносятся в регистрационный лист.
Процедура обработки результатов. Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. По направлению реакции подразделяются на:
а) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
Для обозначения направления реакции используются буквы: Е – экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные реакции, М – импунитивные. Типы реакций обозначаются следующими символами: OD – «с фиксацией на препятствии», ED – «с фиксацией на самозащите», NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета.
4. Графическая методика «Кактус».
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
Проведение обследования: на листе белой бумаги размера А4 с использованием простого карандаша ребенку предлагается нарисовать кактус – такой, каким он (ребенок ) себе представляет.
После завершения рисунка ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
4. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают?
5. Когда кактус подрастет, как он измениться (иголки, объем, отростки)?
Процедура обработки результатов. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
• пространственное положение;
• размер рисунка;
• характеристики линий;
• сила нажима на карандаш.
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
• характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.);
• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.);
• характеристика иголок (размер, расположение, количество).
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим;
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа;
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа;
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм;
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами;
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами;
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов;
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов;
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус;
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса;
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

5. Методика «Азбука настроений» (Н.Л. Белопольская).
Данная методика рассчитана на детей 4-10 лет, состоит из 36 игровых карточек на которых 6 персонажей (мужчина, женщина, кошка, попугай, мышка, рыбка) выражают одно из 6 настроений (радость, горе, самодовольство, испуг, агрессия, недовольство).
Цель: «Азбука настроений» позволяет посмотреть, насколько ребенок ориентирован в распознавании эмоций, настроений окружающих его лиц. В исследовании методика используется как для диагностики, так и в коррекционной работе.
Проведение обследования: при диагностике детям поочередно предъявлялись карточки с людьми и с животными с просьбой определить их настроение, при затруднениях в назывании настроения, описать в каких ситуациях бывает (дать эмоциональную оценку).
Процедура обработки результатов. Контент-анализ полученных результатов позволяет выявить наиболее типичные особенности ориентации ребенка в распознавании эмоций, настроения окружающих его лиц.
Полученные результаты суммируются и вычисляется процент узнаваемых и неузнаваемых среди испытуемых эмоций.


2.3. Сравнительный анализ результатов исследования.

Выбранные нами методики использовались при первичной и повторной диагностике (после апробации на экспериментальной группе испытуемых программы коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста).
Осуществляя диагностику, мы получили следующие результаты, которые были сгруппированы согласно логике последовательно проводимых этапов.
1. Включенное наблюдение за детьми и анкетирование воспитателей.
Все полученные результаты как на диагностическом, так и на контрольном этапе исследования нами были занесены в сводную таблицу (см. Приложения 3, 4).
Диагностический этап. В процессе анализа общих сведений о детях (как экспериментальной, так и контрольной групп), данных воспитателями, было отмечено, что большинство детей не умеют играть дружно, без конфликтов, часто дерутся, ссорятся из-за игрушек, не делают попыток пожалеть, посочувствовать другому ребенку.
Эмоциональное состояние нестабильно, дети возбуждены, плаксивы. У детей отмечается агрессивность, утомляемость, неумение заинтересовать себя и других на длительное время.
Контакт со сверстниками у детей-сирот (в обеих группах) затруднен, поверхностен, но они легко вступают в контакт с любым взрослым, который приходит в учреждение, однако общению или какой-либо совместной деятельности предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить, прижаться, взять за руку.
Контрольный этап. На контрольном этапе исследования результаты показали значительное снижение агрессивных тенденций в поведении и общении детей со сверстниками и взрослыми в экспериментальной группе:
• возбужденное, плаксивое и другие неблагоприятные для ребенка состояния наблюдаются у 14,3% испытуемых, что объясняется функциональными особенностями ЦНС (органического, средового происхождения);
• агрессивность как поведенческая черта осталась у 9,5%, что объясняется низким уровнем социально-психологической адаптации ребят;
• у всех испытуемых экспериментальной группы (по сравнению с результатами диагностического этапа) наблюдается качественное улучшение игры как ведущей деятельности в этом возрасте, продуктивное взаимодействие со сверстниками в ходе игровых сюжетов, снижение таких тенденций как стремление обидеть, отобрать игрушки или поссориться;
• дети стали более спокойно относиться друг к другу, общение со взрослыми вышло за пределы исключительно физического контакта.
В контрольной группе испытуемых показатели, исследуемые в процессе анкетирования воспитателей изменились незначительно:
• изменение неблагоприятного для ребенка состояния на состояние спокойное, уравновешенное произошло лишь у 35% испытуемых контрольной группы;
• показатели агрессивности как поведенческой черты снизились на 30 % и составляют 35% (7 ребят);
• практически все испытуемые за прошедший период так и не смогли научиться позитивным играм со сверстниками и предпочитают одиночные игры;
• склонность обижать, забирать игрушки, отсутствие эмпатии также присутствуют у большинства ребят контрольной группы;
• главным мотивом общения со взрослыми по прежнему является физический контакт; к незнакомым отношение также осталось настороженным.

2. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (детский вариант).
Диагностический этап (экспериментальная группа). Результаты обследования детей по тесту Розенцвейга таковы:
Группа испытуемых Норма
E % 59,5 45
I % 20,5 25
M % 20 30
OD % 25,5 30
ED % 50 40
NP % 29,5 35
GCR % 20,5 65

Рис 1. Распространенность направлений и типов реакций во фрустрирующих ситуациях в исследуемой группе и нормативные значения профилей (по Л.А. Ясюковой)
По графику видно, что дошкольники в ситуации фрустрации чаще отвечают в экстрапунитивной манере, т.е. предъявляют большие требования к окружающим, склонны к обвинению других (Е - реакция), и в большей степени фиксированы на самозащите (ЕD - фиксация), характеризующийся слабостью и уязвимостью личности.
При сопоставлении результатов тестирования с возрастной нормой оказалось, что по показателям экстрапунитивных реакций (Е - реакция) и фиксации на самозащите (ЕD) обследуемые намного превышают возрастную норму. Одновременно с этим, у всех обследованных дошкольников-сирот отмечено отставание от возрастных нормативов по шкале импунитивных реакций (M-реакция) при которых фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, а обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Также можно проследить отчетливое снижение Коэффициента Групповой Конформности (GCR), который определяет меру адаптации субъекта к своему социальному окружению.
Контрольный этап (экспериментальная группа). После проведенных коррекционных мероприятий диагностика с использованием рассматриваемой методики показа следующие результаты:
Группа испытуемых Норма
E % 55,5 45
I % 20,5 25
M % 21,5 30
OD % 25,5 30
ED % 49 40
NP % 29,5 35
GCR % 27,5 65

Рис 2. Распространенность направлений и типов реакций во фрустрирующих ситуациях в исследуемой группе и нормативные значения профилей (по Л.А. Ясюковой)
По графику видно, что появились некоторые различия в результатах, полученных в ходе диагностического и контрольного этапов.
В экспериментальной группе снизилась тенденция ответов в экстрапунитивной манере (Е - реакция), стало менее заметным отставание от возрастных нормативов по шкале импунитивных реакций (M-реакция), степень фиксации на самозащите (ЕD) снизилось несущественно и превышает возрастную норму. Так же в экспериментальной группе вырос показатель GCR на 7 % , но по сравнению с нормой заметно снижен.
Диагностический этап (контрольная группа). Результаты обследования детей по тесту Розенцвейга таковы:
Группа испытуемых Норма
E % 61 45
I % 20 25
M % 19 30
OD % 27 30
ED % 50 40
NP % 30 35
GCR % 21 65

Рис 3. Распространенность направлений и типов реакций во фрустрирующих ситуациях в исследуемой группе и нормативные значения профилей (по Л.А. Ясюковой)
По графику видно, что дошкольники в ситуации фрустрации чаще отвечают в экстрапунитивной манере, т.е. предъявляют большие требования к окружающим, склонны к обвинению других (Е - реакция), и в большей степени фиксированы на самозащите (ЕD - фиксация), характеризующийся слабостью и уязвимостью личности.
При сопоставлении результатов тестирования с возрастной нормой оказалось, что по показателям экстрапунитивных реакций (Е - реакция) и фиксации на самозащите (ЕD) обследуемые намного превышают возрастную норму. Одновременно с этим, у всех обследованных дошкольников-сирот отмечено отставание от возрастных нормативов по шкале импунитивных реакций (M-реакция) при которых фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, а обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Также можно проследить отчетливое снижение Коэффициента Групповой Конформности (GCR), который определяет меру адаптации субъекта к своему социальному окружению.
Контрольный этап (экспериментальная группа). После проведенных коррекционных мероприятий диагностика с использованием рассматриваемой методики показа следующие результаты:
Группа испытуемых Норма
E % 57 45
I % 20 25
M % 18 30
OD % 28 30
ED % 50 40
NP % 30 35
KGA % 23 65

Рис 4. Распространенность направлений и типов реакций во фрустрирующих ситуациях в исследуемой группе и нормативные значения профилей (по Л.А. Ясюковой)
По графику видно, чnj различия в результатах, полученных в ходе диагностического и контрольного этапов весьма незначительны.
В контрольной группе снизилась тенденция ответов в экстрапунитивной манере (Е - реакция), стало менее заметным отставание от возрастных нормативов по шкале импунитивных реакций (M-реакция), степень фиксации на самозащите (ЕD) осталась на том же уровне и превышает возрастную норму. Так же в экспериментальной группе вырос показатель GCR на 2% , но по сравнению с нормой весьма снижен.
3. Графическая методика «Кактус».
Диагностический этап. В ходе выполнения данного задания дети испытывали неуверенность, боялись ошибиться, испытать неудачу (см. Приложение 5).
Во всех рисунках детей (как экспериментальной, так и контрольной групп) можно отметить наличие высокой степени агрессии (много торчащих, длинных иголок), тревожности (множественность линий, но не сильно выраженных, присутствие штриховки), импульсивности (прерывистость линий, сильный нажим). У детей имеется тенденция к эмоциональной зависимости, неуверенности в себе, своей деятельности (маленькое изображение, смещенное к нижней части листа). Несмотря на наличие карандашей различных цветов, дети отдают предпочтение коричневым и черным оттенкам (таблица 1).
Контрольный этап. Рисунки детей экспериментальной группы стали более красочными, яркими. Дети использовали разноцветные карандаши, с н...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.