На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Определение причин возникновения проблем у банков, находящихся в кризисной или предкризисной ситуации, а также анализ методов и способов воздействия надзорных органов на эти банки

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.08.2012. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Банковская система как объект банковского надзора……………………….. 5
1.1. Центральные и коммерческие банки……………………………………….. 5
1.2. Статус центральных банков…………………………………………….….... 8
1.3. Системы банковского надзора зарубежных стран……………………..…... 12
1.3.1 Система банковского надзора в США…………………………………….. 12
1.3.2 Система банковского надзора в Великобритании………………………… 14
1.3.3 Система банковского надзора во Франции……………………………….. 16
2. Банковский надзор в России…………………………………………………… 18
2.1. Правовые основы банковского надзора в России………………………….. 18
2.2. Лицензирование банков……………………………………………………… 23
2.3. Проверка отчетности, предоставляемой банками………………………….. 33
2.4. Инспектирование (ревизия) на местах……………………………………… 36
2.5. Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов…….. 37
3. Проблемы и перспективы банковского надзора……………………………… 38
3.1. Требования к совершенствованию банковского надзора в России……….. 38
3.2. Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора………………………………………………………………
42
3.3. Основные направления работы с проблемными банками…………………. 46
3.4. Методы и принципы воздействия на проблемные банки………………………. 51
3.5. Применение к кредитным организациям мер регулирования…………….. 53
Заключение………………………………………………………………………… 67
Список использованной литературы…………………………………………….. 70
Приложения……………………………………………………………………….. 73


Введение

Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что проблемы развития банковского надзора в России, к счастью, и на фоне стабилизации положения в банковском секторе, привлекают к себе не меньшее внимание, чем в период кризиса. Это, я думаю, понятно, потому что политика Банка России, последовательная политика по приближению требований, предъявляемых к банкам, к лучшей международной банковской практике, оказывает во многом случае достаточно серьезное влияние на конкретные операции банков. Вместе с тем, общеэкономическим аспектам развития банковского надзора или уделяется недостаточно внимания, или его роль рассматривается достаточно узко.
Банки играют жизненно важную роль в экономике, и поддержание стабильности банковской системы является постоянной озабоченностью широкой общественности. Поэтому важными становятся индивидуальные роли, выполняемые органами банковского надзора и внешними аудиторами. Возрастающая сложность банковского дела требует большего взаимопонимания и, при необходимости, больших контактов между надзорными органами и внешними аудитами.
Банковский надзор основан на системе лицензирования, что позволяет надзорным органам определять поднадзорных лиц и контролировать их приход в банковский сектор. Чтобы претендовать на получение лицензии и ее сохранение, юридические лица должны выполнять определенные пруденциальные требования. Эти требования могут различаться по странам своими точными спецификациями; некоторые носят точное определение в нормативах, другие - более широкое определение, тем самым позволяя надзорным властям прибегать к его толкованию по своему усмотрению [8].
Целью дипломного исследования является определение причин возникновения проблем у банков, находящихся в кризисной или предкризисной ситуации, а также анализ методов и способов воздействия надзорных органов на эти банки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и структуру банковской системы, охарактеризовать деятельность центрального и коммерческих банков с точки зрения банковского надзора; рассмотреть систему банковского надзора, применяемую в зарубежных странах.
2. Рассмотреть и охарактеризовать систему банковского надзора, построенную в России: прежде всего охарактеризовать нормативно-правовую базу банковского надзора, систему лицензирования банков, рассмотреть как происходит проверка отчетности, предоставляемой банками, а также рассмотреть систему лицензирования (ревизии) на местах и порядок, который применяется для контроля соблюдения банками требований надзорных органов.
3. Рассмотреть и охарактеризовать проблемы и перспективы банковского надзора в России, требования к совершенствованию данной системы, отметить, в каком направлении должно идти совершенствование нормативно-правовой базы банковского надзора в России. Также необходимо отметить какие применяются методы для работы с проблемными банками, а также порядок применения к кредитным организациям мер регулирования
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя по 3 – 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы. Дипломная работа написана на 66 страницах, включает в себя 1 таблицу и 4 рисунка.

1 Банковская система как объект банковского надзора
1.1 Центральные и коммерческие банки

Банковская система, являясь неотъемлемой частью экономики, представляет совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи. Основные аспекты деятельности банковской системы представлены в Приложении 1.
Банковская система стран с развитой рыночной экономикой имеет сложную двухуровневую структуру и включает верхний уровень – Центральный банк страны и нижний, состоящий из коммерческих банков и различных финансовых учреждений, в том числе финансово-кредитных организаций.
Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) наделен правом денежно-кредитного регулирования, эмиссии денег, регулирования валютного курса, хранения золотовалютных резервов страны и надзора за коммерческими банками. Основные функции ЦБ РФ представлены в приложении 2.
Центральный банк – это «банк банков». Он не ведет операций с коммерческими фирмами или населением и обслуживает только коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации.
Коммерческие банки (КБ) – кредитные учреждения, создаваемые для привлечения денежных средств (пассивные операции), размещения их от своего имени на условиях возвратности и платности (активные операции) и выполнения поручений клиентов на комиссионных началах (посреднические операции). Основные виды операций КБ представлены на рис. 1.1.
Коммерческие банки являются универсальными кредитными учреждениями, предоставляющими своим клиентам практически все виды кредитно-расчетных услуг, а специализированные финансово-кредитные организации обслуживают отдельные, более узкие сферы рынка ссудного капитала. Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные организации проводят единую политику по аккумуляции временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений, а также кредитованию предприятий, организаций и населения.


Рис. 1.1. Операции коммерческих банков [25]
Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основе лицензии на совершение банковских операций, выдаваемой ЦБ РФ, а также в соответствии с уставом, определяющим перечень операций, размеры уставного фонда, органы управления банка и их функции, порядок использования прибыли [25].
В нашей стране коммерческие банки стали создаваться в период формирования основ рыночной экономики. До 1990 г. они были немногочисленны и функционировали параллельно с государственными специализированными банками. Принятые в 1990 г. законы о банках ликвидировали систему государственных специализированных банков, вместо них была создана сеть коммерческих банков. Все функционирующие коммерческие банки могут быть классифицированы по нескольким признакам: по форме собственности, по страновой принадлежности капитала, по территориальному признаку, по организационно-правовой форме, по степени независимости, по происхождению, по характеру деятельности, по масштабу деятельности (см. Приложение 3).
В нашей стране в зависимости от способа формирования уставного капитала выделяют две основные группы коммерческих банков — акционерные и паевые.
Физические и юридические лица, являющиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив «учредительские» паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, называются пайщиками. Коммерческие банки могут быть также классифицированы по степени их участия в предоставлении кредитно-финансовых услуг, а также в деятельности государственных структур, в том числе в процессах разгосударствления экономики; по размеру собственного капитала коммерческих банков и величине их активов.
Основой деятельности коммерческого банка является формирование его собственных средств и осуществление активных операций. В зависимости от размеров уставного капитала все коммерческие банки можно подразделить на две группы: крупные банки, собственный капитал которых превышает 30 млрд. руб. и малые (средние) банки.
Большинство из действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории мелких (средних). Банки, принадлежащие к ряду крупных,— это в основном банки, созданные на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков. Крупные банки, созданные предприятиями без участия государственных банковских служб, относительно немногочисленны. Данные показывают, что малые и средние банки по надежности стоят не только не ниже крупных, а зачастую выше.
Немаловажную роль играют коммерческие банки в обслуживании иностранных инвестиций, включая кредитно-финансовое обслуживание совместных предприятий.
1.2 Статус центральных банков

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков – Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать» [17].
Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно Государственной Думе или, образованной ею специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства.
Степень независимости центральных банков неодинакова – от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т. е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка [21].
Уставный капитал и имущество Центрального банка Российской Федерации являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т. е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако на деятельность Центрального банка наложен и ряд ограничений:
Центральный банк РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций, участие в капиталах международных организаций также ограничено. Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств [1].
Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства.
Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.
Таким образом, Банк России, как и большинство центральных банков зарубежных стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты. Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличается от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых.
В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать следующие цели:
• создание и поддержание общих условий цивилизованного функционирования рынка и всего народного хозяйства;
• стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
• решение макроэкономических проблем [17].
Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, обязан:
• поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать и разрешать споры;
• осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
• выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т. д.);
• добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).
Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с другой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующее деньгами, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная цель деятельности Банка России – защита и обеспечение стабильности рубля.
При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр. А функции банковского регулирования и надзора несет некоммерческая организация, созданная осенью 1998 года под патронажем ЦБ и начавшая работать только в конце марта 1999 года, Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которой Банк России:
• разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
• устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
• устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
• осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
• осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
• осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
• организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
• выполняет иные функции.

1.3 Системы банковского надзора зарубежных стран
1.3.1 Система банковского надзора в США

В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется Федеральной Резервной Системой вместе с двумя другими федеральными органами – Службой контролера денежного обращения (относящейся к министерству финансов) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).
Контроль за банками штатов – членами ФРС, депозиты которых застрахованы в ФКСД, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов). Кроме того, их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.
Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты застрахованы в ФКСД, контролируются двумя структурами – банковскими органами штатов и ФКСД. Банки штатов, не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД, находятся под контролем властей штатов.
Надзорные органы в США – Служба контролера денежного обращения (на федеральном уровне) и Отдел Уполномоченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) – решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытия отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала.
В компетенцию надзорных органов США также входят:
• ликвидация закрываемых банков;
• разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций, носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов;
• периодические комплексные проверки состояния, операций и политики подведомственных банков;
• принятие мер по исправлению сложившегося положения;
• консультирование руководства банков;
• обобщение отчетов и статистической информации банков.
В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем компетенция ФРС распространяется не только на банки, но и на кредитно-финансовые учреждения. Суть этой деятельности сводится к обеспечению потребителей (в том числе банковских клиентов) адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов.
Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются:
• контроль и регулирование деятельности зарегистрированных штатами банков – членов ФРС, банковских холдинговых компаний;
• контроль и регулирование деятельности на территории США зарубежных банковских учреждений;
• регулирование структуры банковского капитала в соответствии с Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к нему, Законом об изменении контроля за банковской деятельностью и Законом о слиянии банков. В соответствии с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков;
• регулирование зарубежной деятельности всех американских коммерческих учреждений – членов ФРС [17].

1.3.2 Система банковского надзора в Великобритании

До недавнего времени контроль за банками, который традиционно является одним из основных направлений деятельности Банка Англии, носил скрытый и неформальный характер и до 1979 г осуществлялся на основе общего Закона об акционерных обществах.
Банковский кризис 1973-1974 гг. способствовал официальному законодательному оформлению банковского надзора в 1979 г. Было введено обязательное лицензирование коммерческих банков, учрежден общенациональный фонд страхования крупных ссуд, порядок банковских слияний, аудиторских проверок и т. д.
Для банковского надзора, применяемого в Великобритании, характерен контроль за деятельностью каждого банка. На основе проведенного контроля для каждого банка разрабатываются мероприятия, учитывающие конкретные условия его деятельности и по возможности согласуемые с руководством банка. Эти меры должны обеспечить для банка необходимый минимум оперативной безопасности в отношении капитала, резервных средств, ликвидности, системы менеджмента и бухгалтерской отчетности. Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью коммерческих банков осуществляется посредством сбора статистической информации, отчетов бухгалтеров, посещений банков и регулярных официальных собеседований с их руководством. Встречи с руководством банка – одна из главных особенностей надзора в Великобритании.
Кроме того, Банк Англии практикует проведение трехсторонних совещаний, в которых помимо названных должностных лиц участвуют также ответственные за финансовый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Англии. В их функции входит проверка работы систем учета и контроля банка и периодический отчет о его финансовом состоянии, подтверждение выполнения банками указаний Банка Англии, а также информирование последнего о достоверности и полноте предоставляемой ему статистической отчетности. По Закону о банках эти лица имеют право в случае необходимости извещать руководство Банка Англии о результатах проверки, если они вызывают сомнения.
Следует отметить, что до 1982 г. в Банке Англии проведение инспекций не практиковалось, поскольку в Банке отсутствовал собственный штат инспекторов для проверок на местах. В настоящее время Банк Англии использует для этих целей группу специалистов, включающую трех банковских служащих и пятерых бухгалтеров, не являющихся сотрудниками Банка Англии, но работающих под руководством его постоянного штатного менеджера. Данная группа инспекторов периодически проверяет все аспекты деятельности коммерческих банков, включая их операции, системы учета и контроля, качество кредитного портфеля, степень компетентности управляющих, деловую стратегию и политику.
Кроме того, в Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят одиннадцать бухгалтеров, проводящих консультации и при необходимости вместе с правоохранительными органами участвующих в расследованиях с целью выявления противоправной деятельности отдельных банков, отражающейся на состоянии банковского сектора в целом [8].

1.3.3 Система банковского надзора во Франции

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии – Генерального секретариата – являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка. В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франц...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.