На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологические особенности обеспечения адаптации к новым условиям прохождения военной службы по призыву в общевойсковых подразделениях

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.08.2012. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.


Введение………………………………………………………………...........с.1-7


Глава 1. Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих
и его особенностей в новых условиях прохождения военной
службы по призыву.................................................................... ...с.8-33

§1. Адаптация как психологическая категория, подходы к проблеме
адаптации: сущность и содержание .........………………............... с.8-20

§2. Методологические подходы к процессу адаптации:
классификация, этапы, фазы, периоды, показатели (факторы),
особенности проявления ……………………………………......... с.21-33

Глава 2. Основные направления практического психологического обеспечения
адаптации и оценка адаптационных способностей….................. с.34 -60

§1.Основные факторы влияющие на психологическое обеспечение
адаптации и мероприятия по выявлению этих факторов. Методики
оценки адаптационных состояний...........................................…...с. 34 -43
§1.1. Основные сферы проявления НПН в социально-психологической
адаптации военнослужащих........……………………………. ...... .с.44-45
§1.2 .Формы проявления НПН в процессе адаптации военнослужащих.....................................................................……..…………..... с.46-50
§1.3 . Пограничные нервно-психические расстройства..................с.51
§2. Организация работы по психологическому обеспечению
адаптации военнослужащих к воинской среде и условиям
службы по призыву...........................................................................с.52-54
§2.1. Профилактика и психокоррекция дезадаптивных
состояний...........................................................................................с.55-57
§2.2. Работа по профилактике НПН и сокращение времени
адаптации молодых солдат и повышение ее эффективности.........с.58-60

Заключение …………………………………………………………………. с.61-63


Приложения ………………………………………………………………….с.

Список литературы ……………………………………………………….... с.


Введение.

Глубокие перемены происходят сегодня в Российских Вооруженных Силах. Их актуальность объективно обосновывается характером проводимого в России курса на глубинные, коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Вместе с тем, происходящие перемены в обществе и Вооруженных Силах обусловили и углубили серьезные социально-психологические проблемы, связанные с личностью военнослужащего и его деятельностью в нынешних условиях службы.
В этих условиях особую актуальность приобретают проблемы социально-психологической адаптации молодых солдат срочной службы. Ведь они перемешаются из одной психологической среды в другую, все это придает адаптации молодых солдат срочной службы особую остроту, а часто и болезненный, конфликтный характер. Ну а личностные и общественные издержки от неудавшейся адаптации этой категории военнослужащих порою редко осознаются и рассматриваются в качестве психологических причин негативных явлений в армейской среде. Всегда это не только несостоявшийся профессионал. Нередко под угрозу ставится и формирование личности.
Большим резервом дальнейшего повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является оптимизация адаптации молодых солдат к учебной, служебной и общественной деятельности. Это объясняется тем, что успешность обучения и воспитания молодых солдат их учебная, служебная и общественная активность, воинская дисциплина, настроение и самочувствие в значительной мере завися от особенностей протекания их адаптации.
Отмечая роль адаптации в деятельности человека, профессор М.И. Дьяченко подчеркивает: “Положительный эффект адаптации - относительное соответствие состояния и поведения человека влияниям новой среды. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения и даже нарушения в регуляции жизнедеятельности”
Компетентность командиров, офицеров воспитательных структур в психологии адаптации повышает их возможности целенаправленного и эффективного влияния на умонастроения и деятельность молодых солдат в самый сложный и трудный для них период профессионального становления. Знание и правильный учет психологических особенностей адаптации молодых солдат способствует повышению их учебной, служебной и общественной активности, укреплению воинской дисциплины, прогнозированию их поведения и деятельности, сплочению и развитию коллективов в общевойсковых подразделениях.
Однако психологические особенности адаптации военнослужащих срочной службы к учебной, служебной и общественной деятельности учитываются далеко не всеми командирами и офицерами воспитательных структур, порой они не обладают необходимыми военно-психологическими знаниями. Им нужны психологически обоснованные методические рекомендации и советы.
Правильное управление адаптацией военнослужащих срочной службы может быть успешным только при условии научной обоснованности и практической результативности соответствующих рекомендаций. В связи с этим разработка данной проблемы является весьма актуальной. Адаптация молодых военнослужащих к воинской службе выступает объектом изучения многих наук: философии, военной социологии, военной педагогики, военной медицины, военной психологии и других. Особое внимание этой проблеме уделяет военная психология.
Активное использование категорий “адаптация”, “социальная адаптация”, “социально-психологическая адаптация”, применительно к явлениям, возникающим в начальный период службы военнослужащих срочной службы, и более глубокий анализ этих явлений начинается с 70-х годов. Этому способствует появление специальных исследований адаптации военнослужащих к военной службе, выполненных Л.Г. Егоровым и С. Кабеле , а также обширная литература по военной психологии, раскрывающая отдельные стороны этой проблемы. Из анализа литературных источников следует, что в военной науке сложилось два основных направления понимания сущности адаптации военнослужащих к новым условиям жизни и деятельности.
Современный военнослужащий характеризуется прежде всего изменением потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. Если несколько лет назад молодой человек ориентировался по отношению к службе в армии в основном на моральные ценности ( долг перед Родиной, школа жизни, мужества, шаг к мужественной самостоятельности и т.п.), то в настоящее время ситуация диаметрально изменилась.
Служба в армии рассматривается большинством как неприятная неизбежность, бесполезная трата времени, повинность, которую следует выполнять лишь в силу возможного уголовного преследования за уклонение. Положение усугубляется и социально несправедливым принципом комплектования, согласно которому значительная часть молодежи имеет законодательную возможность получить отсрочку или вообще уклониться от прохождения службы. Отрицательную роль также играет низкий статус военнослужащих, престиж воинской деятельности в системе общественных отношений.
Непосредственно в воинских подразделениях такие нравственные критерии, как дружба, честность, взаимовыручка, долг и т.д., играют свою роль лишь в неформальных группах, основанных на принципах землячества, национальной принадлежности и т.п. На первый план все больше выступает культ физической силы, “делячества”, умения “делать деньги”. Менее активные, физически слабые военнослужащие страдают нервно-психической неустойчивостью, характеризуются безразличным отношением к службе.
Таким образом, смена ценностных ориентаций и ведущих мотивов, начавшаяся у современных военнослужащих срочной службы еще в подростковом возрасте закономерно переносится и в армейские условия.
Военнослужащие срочной службы проходящие военную службу в общевойсковых (не элитных) подразделениях все больше ориентируются на четко выраженную прагматическую направленность службы в армии, пытаются внедрить “предпринимательский дух” в армейскую среду. Военнослужащие конформного типа характера в силу неудовлетворенности службой свою главную цель видят в уходе от трудностей путем симуляции различных болезней, употребления спиртных напитков, наркотиков, чтения эротической литературы и т.п.
Целевые установки большинства воинов срочной службы направлены “на себя”, а не “на коллектив” или “профессиональную деятельность”. Под воздействием социогенных факторов происходят изменения и в основных психологических свойствах личности военнослужащего срочной службы. Открытость, дружелюбие, коллективизм очень часто уступают индивидуализму, грубости, жестокости.
Наблюдается заметный рост заболеваемости, особенно заболеваний нервной системы, внутренних органов и органов зрения.
Нельзя не учитывать и факты роста криминогенности. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим привычкам они стремятся следовать и в армии, что не может не сказаться на психологическом климате в воинских коллективах, на трудностях в адаптации.
Таким образом, практическая значимость проблемы психологических особенностей адаптации военнослужащих срочной службы в общевойсковых подразделениях в новых условиях прохождения службы по призыву, ее недостаточная теоретическая разработанность в психологии определили выбор ее в качестве дипломной работы.
Основная цель: дипломной работы заключается в выявлении сущности процесса адаптации военнослужащих срочной службы и теоретическом обосновании психологических особенностей адаптации военнослужащих проходящих военную службу по призыву и разработка практического психологического обеспечения адаптации к новым условиям прохождения службы.
Объектом исследования явился процесс психологической адаптации личности к новым условиям прохождения военной службы по призыву.
Предметом - психологические особенности повышения адаптивности военнослужащих срочной службы, факторов влияющих на процесс адаптации и профилактика дезадаптационных состояний.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что процесс адаптации в общевойсковых подразделениях военнослужащих, проходящих военную службу по призыву представляет собой сложный, динамичный, многоуровневый и многосторонний процесс переформирования его потребностной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений, привычек, расширения и углубления ориентационной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Совокупность психологических новообразований и психологических свойств, которые уже имеются в личности, , появляющихся и проявляющихся в процессе этого переформирования, позволяет военнослужащим проходящим службу по призыву в общевойсковых подразделениях успешно или неуспешно пройти процесс адаптации, эффективно или неэффективно овладеть военной профессией.
Скорость и продуктивность адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву к учебной, служебной и общественной деятельности в общевойсковых подразделениях может возрастать или уменьшаться в зависимости от характера влияния объективных и субъективных факторов. Создание в ходе обучения молодых солдат необходимых условий с учетом этого влияния позволит существенно сократить время адаптации, повысить продуктивность их деятельности и эффективность учебно-воспитательного процесса.
Задачи исследования:
1. Основываясь на результатах изучения, обобщения исследований и материалов по проблеме психологической адаптации, уточнить сущность, содержание психологической адаптации; возможность, особенности и формы ее проявления у военнослужащих срочной службы, факторы (показатели) влияющие на повышение или понижение адаптационных возможностей личного состава.
2. Выработать рекомендации командирам, их заместителям по воспитательной работе, офицерам-психологам по организации и планированию работы по повышению адаптационных возможностей молодых солдат, повышению ее эффективности.
3. Обосновать особенности, пути и методы работы с данной категорией военнослужащих, имеющих низкие показатели с признаками нервно-психической неустойчивости, как одного из основных факторов затрудняющих процесс адаптации молодых солдат, а также имеющих высокие или низкие показатели по факторам : адаптивные способности, моральная нормативность и коммуникативные способности.
Предполагается, что раннее выявление лиц, проявляющих признаки нервно-психической неустойчивости, имеющие низкие или высокие показатели адаптивных способностей, моральной нормативности, коммуникативных способностей, позволяет повысить возможности по их адаптации к условиям воинской службы, сохранить здоровье, прогнозировать их действия, проводить профориентацию и профраспределение военнослужащих по должностям и подразделениям в зависимости от характера решаемых ими задач.
Методика исследования включала проведение наблюдений, опросов, тестирований, обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, изучение документов.
Исследования проводились в Военном Университете МО РФ в три этапа. Первый этап включал изучение литературы и источников по проблеме, их первичное психологическое обобщение, проведение психологического просвещения командно-воспитательного состава. Второй этап заключался в анализе мероприятий проводимых должностными лицами части по выявлению военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и их результативности при адаптации молодых солдат, а также включал работу по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости. Третий
этап связан с анализом результатов исследований, подготовке выводов и рекомендаций, уточнением условий действенности, предполагаемых мероприятий.


Глава 1. Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих и его особенностей в новых условиях прохождения военной службы по призыву.
§1. Адаптация как психологическая категория, подходы к проблеме адаптации: сущность и содержание.

Изучение психологической литературы показывает, что в общественные науки понятие «адаптация» вошло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым условиям среды обитания.
Возникновению термина «адаптация» (от латинского adapto - приспособляю) относится ко второй половине XVIII века. Введение его в оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражающего в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя.
Однако было бы неправильным считать точкой отсчета начало научного изучения проблем адаптации. Будучи исторически связанной с возникновением и развитием биологии, эта проблема является по существу эволюционной, и первые идеи в ее возникновении принадлежат французскому натуралисту Ж. Бюффону, который еще в XVII веке считал, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на изменяющиеся соответствующим образом организм. В дальнейшем, в начале XIX века эта идея была тщательно исследована Ж.Б. Ламарком, Ж. Сент-Иллером, Г. Спенсером, И. Дарвином. Благодаря их исследованиям, проблемы адаптации получили прочную теоретическую и эмпирическую базу в рамках эволюционной теории. Этот научный импульс послужил толчком к расширению границ применения термина “адаптация”. Ее проблемы все больше стали интересовать врачей, психологов, социологов, философов, психиатров. Так президент АМН Тимаков В.Д., раскрывая влияние адаптации на деятельность человека в условиях НТ прогресса, писал: “Проблема адаптации - общебиологическая проблема, она затрагивает интересы всего общества, работников всех отраслей труда и производства. Ее значение определяется прежде всего тем, что природа и физиологические свойства человека, формировавшиеся в течении многовековой истории, не могут изменяться с такой же быстротой и такими же темпами, как психологические условия производства, техники и природы.. Несоответствие между этими процессами может приводить к возникновению “ножниц” между биологической природой человека и окружающей средой”
Вместе с тем, широкий интерес к проблеме адаптации человека дает возможность говорить не только о многосторонности, даже универсальности класса адаптивных явлений, но и значительных расхождениях в методологических, теоретических и методических подходах к определению ее сущности, междисциплинарной разобщенности ее исследований, определений понятия “адаптация человека”. “Адаптация, как объект исследования, является своеобразным научным перекрестком, где скрещиваются магистральные направления изучения ведущих фундаментальных проблем... этот перекресток относится, пожалуй, к категории наиболее сложных, аварийно опасных: здесь нет пока достаточно надежной системы указателей движения.” - отмечается в коллективном научном труде ученых Сибирского отделения АМН СССР.
Актуальность проблемы адаптации обусловила активный и плодотворный поиск ее сущности, содержания, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах подготовки молодых солдат для специфической, войсковой деятельности. Но вместе6 с тем, естественно, привела к появлению многочисленных попыток дать определение термину “адаптация”.
Анализ психологической литературы показывает, что в настоящее время существует в основном два вида подхода к пониманию сущности “адаптации человека”.
В самом фундаменте эмпирической психологии лежит некая методологическая предпосылка, имеющая характер постулата. Он мог бы быть обозначен как “постулат сообразности”. Введенный термин “сообразность” , согласно В. Дамо, означает “соответствие чего-то чему-то”, в данном случае - соответствие, сообразность всех психологических проявлений, входящих в деятельность предустановленной цели. Индивиду приписывается изначальное стремление к “внутренней цели”, в соответствии с которой приводятся все без исключения проявления его активности. По существу речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Понятие “адаптивность”, “адаптивная направленность” и т.д. трактуются здесь в предельно широком смысле. Имеются ввиду не только процессы приспособления индивида к природной среде, решающие задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования и т.д., но и процессы адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует “полноценность” субъекта как члена общества.
Представители первого направления сущность адаптации видят в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом ( А. Таланкин - 1929; Г. Хаханьян - 1929; Г.Д. Луков -1960; Н.Ф. Феденко - 1962, 1984; М.И. Дьяченко - 1969, 1971, 1974, 1976, 1978, 1983; С. Кабели - 1975; Л.Ф. Железняк - 1979, 1982, 1984; Я.В. Подоляк - 1987 г.
Основным содержанием процесса адаптации они считают привыкание, изменение (ломку) старого динамического стереотипа и формирование нового.
Такой подход вполне правомерен при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации военнослужащего срочной службы к социальным и социально-психологическим факторам воинской службы.
Неудовлетворенность “традиционным” взглядом на адаптацию личности как только приспособление, привыкание к определенным условиям вызвала ряд работ, в которых делаются попытки выйти за рамки привычного определения данного явления.
Сторонники второго направления полагают, что в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах ( М.П. Коробейников - 1972; Л.Г. Егоров - 1975, 1976, 1982; Ф.И. Минюшев -1972; А.Д. Глоточкин, К.К. Платонов -1975; В.Н. Ковалев - 1980; В.Я. Яблочко - 1982; С.С. Муцинов 1987; Ж.Г. Сенокосов)
Этот подход позволяет адекватно понять сущности активности личности в процессе адаптации ее в коллективе, разграничить понятия биологической и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений.
Говоря об адаптации, имеем ввиду также и процессы “самоприспособления” : саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, речь идет не только о процессах, которые ведут к подчинению среды исходным интересам субъекта. В последнем случае адаптация есть реализация его фиксированных предметных ориентаций: удовлетворение потребности, инициировавшей поведение, достижение поставленной цели, реш...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.