Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование современной инновационной инфраструктуры в области метрологии

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.08.2012. Страниц: 66. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


1. Исследование трансформации инновационной политики в Советском союзе и России…………………………………………………………………………3
2. Исследование инновационной политики зарубежных стран в области метрологии…………………………………………………………………………….23
3. Анализ эффективности формирования нормативно - законодательной базы инновационной политики России в области метрологии…………………………….38
Библиография……………………………………………………………..61
Приложение……………………………………………………………….66


Глава 1. Формирование современной инновационной инфраструктуры в области метрологии


1.1. Исследование трансформации инновационной политики в Советском союзе и России


Для исследования процессов трансформации инновационной политики необходимо выделить и определить некоторые базовые понятия, которыми мы будем оперировать в дальнейшем.
В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения (от англ. invention). То есть новая идея, или новация (от англ. novation), с момента принятия к распространению приобретает новое качество – становится новацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом, а само выведение новшества на рынок – коммерциализацией. Для того, чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью.
Наиболее полным и всеобъемлющим, на наш взгляд, представляется следующее определение: «Инновация – это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект» .
В экономической теории сформирована и предложена разнохарактерная типология процессов, связанных с нововведениями. С использованием литературы представим комплексную классификационную систему инноваций (Приложение 1). Как видно из этой схемы, инновации принято классифицировать по разнообразным признакам. Многие из них являются тождественными и родственными. К наиболее существенным из представленных следует отнести такие признаки, как степень новизны инновации, ее роль и значимость, а также характер и время выхода на рынок. При разработке и внедрении инноваций, а также исследовании этих процессов по мнению ряда авторов необходимо нововведения в первую очередь разграничить на:
- Базисные и улучшающие;
- Продуктовые, технологические и нетехнологические;
- Преактивные или реактивные.
К базисным, как правило, относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Базисные инновации – это принципиально новые для отрасли продукты и технологии. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/иди технические характеристики уже известных товаров. В отличие от них псевдоинновации направлены на частичные изменения (чаще декоративного характера – форма, цвет) устаревших поколений техники и технологий, которые по своей сути тормозят технический прогресс.
В зависимости от основного содержания и характера, нововведения принято разделять на :
Продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
Технологические, распространяющиеся на методы производства;
Нетехнологические, затрагивающие факторы организационно-управленческие и финансово-экономического характера.
Инновационная деятельности представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новы или усовершенствованный технологических процесс, используемый в практической деятельности .
Таким образом, мы подошли к анализу последовательно и более подробному изучению внутреннего содержания еще одной экономической категории – инновационного процесса.
Инновационный процесс – это преобразование научного знания в нововведение; его можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых новация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании .
Инновационный процесс, с нашей точки зрения, условно можно разделить на две основные составляющие: первое и второе рождение технологии. Так, когда новый продукта впервые появляется на рынке или новая технология доводится до проектной мощности, инновационный процесс на этом не завершается. По мере распространения диффузии – новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает иные потребительские свойства и воспроизводственные возможности. Это открывает для него новые сферы применения и рынки. Отсюда и принято выделять базисные инновации, или принципиально новые продукты, а также улучшающие или усовершенствованные технологии уже известных товаров.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации. Вместе с тем в нем принято выделять следующие основные фазы, или стадии :
• Достижения фундаментальной науки;
• Прикладные исследования;
• Опытно-конструкторские разработки;
• Первичное освоение (внедрение);
• Широкое внедрение (собственно распространение инновации);
• Использовании технологии;
• Устаревание инновации .
Интенсивные поиски определения понятия национальной инновационной системы (НИС) характерны для периода второй по¬ловины 80-х годов и первой половины 90-х годов, когда стало формироваться само понятие экономики, основанной или бази¬рующейся на знаниях . Последовательность по¬явления этих определений НИС демонстрирует путь накопле¬ния сведений об объекте и развития понимания его сущностной стороны.
К наиболее ранним из известных относится определение Фримена (Freeman, 1987) . Оно гласило, что НИС - это сеть институтов в государственном и частном секторах, чья активность и взаимо¬действие создают, импортируют, модифицируют и распространя¬ют новые технологии. Следует отметить, что в данной формули¬ровке отсутствует в явном виде термин «знания». Все сводится к новым технологиям, в которых знания неявно воплощены.
Данный «недостаток», в какой-то мере, устранен в определе¬нии другого ученого - Лундвелла (Lundvall, 1992) , в котором он постулирует, что НИС - элементы и связи между ними, взаимо¬действующие при производстве, распространении и исполь¬зовании экономически полезных знаний. Эти элементы распо¬ложены или имеют корни внутри национальных границ. Здесь остается непроясненным, что же такое экономически полезные знания. Экономическую полезность знаний другой автор - Нельсон видит в том, что их применение позволяет обеспечить эффективность инновационной деятельности. Он поясняет, что НИС - система национальных институтов, чье взаимодействие определяет эффективность инновационной деятельности нацио¬нальных фирм. Отличительной чертой этого утверждения явля¬ется то, что у данного автора элементы НИС не просто располо¬жены в национальных границах, а представляют собой нацио¬нальные институты. Попытку уточнить роль национальных институтов предприняли Патель и Павит . Они утверждали, что инновационная система состоит из национальных институтов со своими стимулирующими структурами и уровнем компетен¬ции, определяет скорость и направление технологического по¬знания.
Замыкает в некотором смысле данную «серию» определе¬ний Меткалф . Стремясь дать наиболее полное определение НИС, он предлагает рассматривать ее как совокупность различных инсти¬тутов, которые по отдельности и во взаимодействии вносят вклад в развитие и передачу технологий и обеспечивают рамки для формирования государственной политики, оказывающей влия¬ние на инновационные процессы. Автор заключает, НИС - это система различающихся взаимосвязанных институтов, произво¬дящих, хранящих и передающих знания, мастерство и созданные человеком продукты, используемые при разработке новых техно¬логий.
Подводя черту данному краткому обзору определений, мож¬но сказать, что с нашей точки зрения, в современном понимании национальная инно-вационная система - это совокупность национальных государст¬венных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятель¬ность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий. Национальная инновационная система формиру¬ет такую систему взаимоотношений между наукой, промыш¬ленностью и обществом, когда инновации служат основой раз¬вития экономики и общества, а потребности инновацион¬ного развития, в свою очередь, во многом определяют и стиму¬лируют важнейшие направления развития научной деятель¬ности. В рамках НИС государство формирует и осуществляет свою политику с целью достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности и эффективности экономики страны.

НИС России в своем развитии прошла несколько исторических этапов.
Измерения являются одним из самых древних занятий в познавательной деятельности человека. Их возникновение относится к истокам материальной культуры человечества. На определенном этапе своего развития измерения стали причи¬ной возникновения метрологии. Долгое время последняя существо¬вала как описательная наука, констатирующая сложившиеся в обще¬стве соглашения о мерах используемых величин. Развитие науки и техники привело к использованию множества мер одних и тех же величин, применяемых в различных странах. Так, расстояние в Рос¬сии измерялось верстами, а в Англии — милями. Все это существенно затрудняло сотрудничество между государствами в торговле, науке .
С целью унифицировать единицы ФВ, сделать их независимы¬ми от времени и разного рода случайностей во Франции была разра¬ботана метрическая система мер. Эта система строилась на основе естественной единицы — метра, равного одной сорокамиллионной части меридиана, проходящего через Париж. За единицу массы принимался килограмм — масса кубического дециметра чистой воды при температуре +4°С. Учредительное собрание Франции 26 марта 1791 г. утвердило предложения Парижской академии наук.
В 1832 г. К. Гаусс предложил методику построения систем еди¬ниц ФВ как совокупности основных и производных величин. Он построил систему единиц, названную абсолютной, в которой за ос¬нову были приняты три произвольные, независимые друг от друга единицы: длины — миллиметр, массы — миллиграмм и времени — секунда.
В 1835 г. в России был издан указ "О системе Российских мер и весов", в котором были утверждены эталоны длины (платиновая сажень) и массы (платиновый фунт). В 1842 г. на территории Пе¬тропавловской крепости в Санкт-Петербурге в специально постро¬енном здании открылось первое метрологическое учреждение Рос¬сии — Депо образцовых мер и весов. В нем хранились эталоны и их копии, изготавливались образцовые меры для передачи в другие города, проводились сличения российских мер с иностранными. Деятельность Депо регламентировалась "Положением о мерах и ве¬сах", которое положило начало государственному подходу к обеспечению единства измерений в стране. В 1848 г. в России вышла первая книга по метрологии — "Общая метрология", написанная Ф.И. Петрушевским. В этой работе описаны меры и денежные зна¬ки различных стран .
В 1875 г. семнадцать государств, в том числе и Россия, на дипломатической конференции подписали Метрическую конвенцию, к которой в настоящее время примкнула 41 страна мира. Согласно этой конвенции устанавливается международное сотрудничество подписавших ее стран. Для этого было создано Международное бюро мер и весов (МБМВ), находящееся в г. Севре близ Парижа. В нем хранятся международные прототипы ряда мер и эталоны единиц некоторых ФВ. В соответствии с конвенцией для руководства дея¬тельностью МБМВ был учрежден Международный комитет мер и ве¬сов (МКМВ), в который вошли ученые из различных стран. Сейчас при МКМВ действуют семь консультативных комитетов: по едини¬цам, определению метра, секунды, термометрии, электричеству, фо¬тометрии и по эталонам для измерения ионизирующих излучений .
Очень много для развития отечественной метрологии сделал Д.И. Менделеев. Период с 1892 по 1917 г. называют менделеевским этапом развития метрологии. В 1893 г. на базе Депо образцовых мер и весов была утверждена Главная палата мер и весов, управля¬ющим которой до последних дней жизни был Д.И. Менделеев. Она стала одним из первых в мире научно-исследовательских учрежде¬ний метрологического профиля.
До 1918 г. метрическая система внедрялась в России факульта¬тивно, наряду со старой русской и английской (дюймовой) система¬ми. Значительные изменения в метрологической деятельности стали происходить после подписания Советом народных комиссаров РСФСР декрета "О введении международной метрической системы мер и весов". Внедрение метрической системы в России происходило с 1918 по 1927 г. После Великой Отечественной войны и до сего времени метрологическая работа в нашей стране проводится под руководством Государственного комитета по стандартам (Госстандарт).
В 1960 г. XI Международная конференция по мерам и весам приняла Международную систему единиц ФВ - систему СИ. Сегод¬ня метрическая система узаконена более чем в 124 странах мира.
В настоящее время на базе Главной палаты мер и весов существует высшее научное учреждение страны - Всероссийский научно-исследо-вательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ). В лабораториях института разрабатываются и хранятся государствен¬ные эталоны единиц измерений, определяются физические констан¬ты и свойства веществ и материалов. Тематика работ института охватывает линейные, угловые, оптические и фотометрические, акустические, электрические и магнитные измерения, измерения массы, плотности, силы, давления, вязкости, твердости, скорости, ускорения и ряда других величин.
В 1955 г. под Москвой был создан второй метрологический центр страны - ныне Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). Он разрабатывает эталоны и средства точных измерений в ряде важнейших областей науки и техники: радиоэлектронике, службе времени и частоты, акустике, атомной физике, физике низких тем¬ператур и высоких давлений.
Третьим метрологическим центром России, тесно связанным с разработками в рамках НИС, был и остается Всерос¬сийский научно-исследовательский институт метрологической служ¬бы (ВНИИМС) — головная организация в области прикладной и законодательной метрологии. На него возложена координация и научно-методическое руководство метрологической службой стра¬ны. Кроме перечисленных существует ряд региональных метро¬логических институтов и центров .
Как следует из теории инновационной системы, база знаний является необходимым элементом такой системы, сырьем для инноваций . Наличие ее подтверждается и количественными показателями, такими как расходы на НИОКР, количество ученых на 1000 жителей, по которым СССР не отставал, а часто обгонял многие западные страны.
Однако советская база знаний была практически полностью сосредоточена в научно-исследовательских институтах (НИИ). После второй мировой войны почти все крупные ученые и инженеры Советского Союза, в том числе и в области метрологии, или являлись сотрудниками какого-либо института, или поддерживали с ним тесные связи. Советские руководители распространили централизованную систему НИИ не только на фундаментальные исследования, но и на сферу разработки промышленных технологий. Отдаленность институтской науки от реального (прежде всего, гражданского) сектора в сталинскую эпоху только закрепилась. Несмотря на неоднократные (вплоть до эпохи Горбачева) призывы партии и правительства преодолеть этот разрыв, дело не сдвинулось с мертвой точки. В результате "заводская наука" в СССР оказалась довольно слабой - уже в 80-х годах только 3% всех советских исследователей с кандидатской степенью работали на производстве: НИИ были отделены от заводов организационно, географически и даже идейно .
Централизованная система НИИ хорошо показала себя в масштабных проектах, требующих мобилизации больших ресурсов на приоритетном направлении, но для работы в условиях отсутствия четких приоритетов, "спущенных сверху" - работы по всему спектру высоких технологий (особенно ориентированных на потребительский рынок, с возможностью коммерциализации и получения дохода) - она оказалась совершенно неприспособленной.
Еще одной характерной особенностью инновационной политики Советского Союза, приведшей к резкому снижению инновационной активности в том числе и в области метрологии, стало осознанное развитие советской науки отдельно от развития мировой научно-технической мысли. Ученые СССР периодически шли по пути уже имеющихся международных разработок, причем делали это не из-за недостатка информации о последних разработках науки за рубежом, а вследствие автаркической политики развития всех отраслей промышленности автономно от других стран. Однако в условиях глобализации экономики наибольший выигрыш получает та страна, компании которой используют все возможности для инноваций, начиная от совместных разработок и использования интеллектуальных ресурсов другой страны и заканчивая переманиванием ключевых специалистов. Недостаточное желание СССР кооперироваться с другими странами часто приводило к технологическому тупику.
В наследство от Советского Союза России был передан научно-технический потенциал, по большей части отстающий от зарубежных технологий, не годный к промышленному применению. Процесс устаревания продолжился, и к 2003 г. в большинстве высокотехнологичных отраслей Россия и отечественные компании не просто отстают от ведущих центров производства инноваций, но отстают на несколько поколений.
В долгосрочной концепции верно перечислены основные конкурентные преимущества, специфические для России: научно-технический комплекс, фундаментальная наука, уникальные технологии и высококвалифицированные кадры, опыт решения проблем национального масштаба, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, богатые сырьевые ресурсы. Правильно поставлены глобальные цели: переход к инновационному пути развития, увеличение ВВП и благосостояния населения, рост производства, занятие видного места в международном разделении труда благодаря наращиванию высокотехнологичного экспорта.
Однако большинство приоритетных направлений, актуальных для метрологии, таких как охрана интеллектуальной собственности, создание инновационной системы, структурная перестройка за счет инноваций, приближение системы стандартизации и сертификации к международным требованиям, создание интегрированных научно-техническо-образовательных структур, сохранение и развитие кадрового научного потенциала, развитие фундаментальной и прикладной науки, по нашему мнению, носят скорее декларативный характер, поскольку отсутствуют механизмы их реализации. Движение в указанных направлениях необходимо и для того, чтобы перечисленные конкурентные преимущества России не стали конкурентными недостатками.
Тем не менее, с нашей точки зрения, инновационный путь развития нашей страны является главным приоритетом экономической политики в настоящее время. Именно инновационная деятельность способна обеспечить устойчивую динамику экономического роста за счет выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции. Для достижения поставленных целей в ближайшие годы должны быть созданы региональные инновационные системы, на базе которых сформируется национальная инновационная система. Создание инновационной системы страны предполагает:
• формирование национальной инновационной стратегии;
• создание благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных предприятий;
• формирование инфраструктуры инновационной системы;
• совершенствование механизмов федеральной региональной под-держки инновационной деятельности.
Перед российской системой метрологии и стандартизации, которая была оформлена как государственная в 1992 г., стоят задачи, решение которых будет содействовать ее динамичному развитию и актуализации. Современный этап в определении дальнейшего направления стандартизации связан с коренными изменениями в политической и экономической сфере: развитие рыночных отношений, усиление степени самостоятельности предприятий, свободный выбор методов хозяйственной деятельности, интеграция экономики в мировую экономическую систему. В связи с этим потребовались серьезные поправки к основополагающим стандартам, которые установили ряд новых правил, чем теперь и руководствуются все организации, участвующие в разработке нормативно-технических документов в России. Динамика принятия новых стандартов вплоть до 1996 г. носила понижательный характер: так за 1991 г. было разработано 862 стандарта, 1992 - 794, 1993 - 293, 1994 - 596, 1995 - 120. Наряду с причинами экономического характера это объясняется и необходимостью затрат большого количества времени для пересмотра и переработки стандартов бывшего Советского Союза. В 1996 г. удалось переломить эту ситуацию.
На 1 января 2009 г. в России действовало 21560 стандартов, из них 20520 - по своему статусу межгосударственные, так как они признаны едиными для стран - участниц СНГ Евроазиатским межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Наиболее актуальные задачи перед российской стандартизацией на ближайший период - это создание и обновление нормативных документов по следующим направлениям:
• безопасность продукции и услуг для жизни и здоровья граждан и для окружающей среды;
• обеспечение высокого качества детского питания;
• снижение риска токсикологического воздействия пищевых продуктов и питьевой воды;
• защита почвы;
• создание научно обоснованных норм безопасности потенциально опасных машин, оборудования и приборов;
• утилизация отходов;
• охрана и улучшение условий труда .
Особое внимание уделяется проблемам измерений и стандартизации в сфере услуг, причем некоторые направления в этой области выбраны приоритетными по инициативе заинтересованных сторон. Это банковское дело, страхование людей и имущества, оценочная деятельность, формирование среды жизнедеятельности инвалидов. Весьма важной задачей на ближайший период будет подготовка российских систем стандартизации и оценки соответствия...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.