На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 92. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Группа риска. Философские и психологические аспекты
Философские аспекты проблемы
Психологические аспекты проблемы
Личность в психологии
Развитие личности с точки зрения психологии
Особенности психологии подростков и старших школьников
Психологические особенности школьной дезадаптации
Социально-воспитательная работа и ее психолого-педагогическая поддержка
Понятие о психолого-педагогической поддержке
Выделение групп риска
Диагностика на основании поведения
Тестовые методики на примере теста ПДО
Меры профилактики школьной дезадаптации
Литература


Группа риска. Философские и психологические аспекты

В педагогике нет общепринятого определения понятия «группа риска», но на основании изучения различных источников можно сделать вывод, что группа риска в школьной педагогике – совокупность учеников, склонных, вследствие своих личных качеств, либо внешних факторов, к переходу в состояние школьной дезадаптации.
Под школьной дезадаптацией в свою очередь понимается неспособность ученика интегрироваться (адаптироваться) в школьную среду, соответствовать нормам школы в области поведения или обучения .
Школьная дезадаптация является частным случаем поведенческой дезадаптации, т.е. неспособностью индивида приспособиться к окружающей социальной среде, согласовать свое поведение с нормами, позволяющими достичь успеха в данном социальном окружении.
Подчеркнем, что в вышеупомянутом смысле термин «группа риска» употребляется именно в отношении повседневной школьной практики. В трудах на другие темы термин может приобретать иные оттенки. Так, для автора, пишущего на тему преступности в молодежной среде, «группа риска» - подростки, склонные к совершению противоправных поступков, для нарколога – лица, с повышенным риском развития наркотической зависимости, для педиатра – дети с низкой сопротивляемостью заболеваниям и т.д. Договоримся, что в дальнейшем мы будем употреблять термин в соответствии с приведенным определением.
При рассмотрении проблемы школьной дезадаптации вызывают интерес следующие моменты:
- Что следует считать проявлениями школьной дезадаптации?
- Какие черты характера подростков способствуют их попаданию в группу риска?
- Какие внешние обстоятельства способствуют попаданию подростка в группу риска?
- Какие меры следует предпринимать для профилактики и борьбы со школьной дезадаптацией?
Уже при ответе на первый вопрос мы сталкиваемся со значительными трудностями. Поясним это на примере. Не так давно в наших школах леворукость считалась вредной привычкой, фактически проявлением школьной дезадаптации, стоящей в одном ряду с невнимательностью, двигательной расторможенностью и т.п. Соответственно, левшей с большим трудом отучали от «вредной привычки». Позже выяснилось, что преобладание левой или правой руки связано – это проявление преобладания правого или левого полушария головного мозга , леворукость – вариант нормы, никак не ставящий левшу в ущербное положение по сравнению с его «нормальным» сверстником. В принципе, к такому выводу можно было бы прийти, не зная ничего о физиологии высшей нервной деятельности, просто на основании здравого смысла – ведь средний левша не отличается от среднего правши ни по результатам учебы, ни по поведению. Однако педагоги пали жертвой древнего убеждения – «всякий, отличающийся от нас ненормален». От этого частного случая легко перейти к более общим вопросам: «Где границы нормы? Является ли данное отклонение от стандартов поведения злом, с которым необходимо бороться? Кто виноват в дезадаптации индивида – он сам или коллектив? и т.д.». Здесь мы покидаем поле «чистой» психологии и педагогики и вступаем в область смежную с философией. Поэтому будет интересно и полезно рассмотреть взгляды философов на такие проблемы как развитие личности, взаимоотношения личности и коллектива, свобода и долг, норма и отклонения от нее.
Философские аспекты проблемы
Традиционно выделяют в философии четыре основные части: гносеологию (учение о познании); онтологию (учение о бытии); аксиологию (учение о ценностях) и философскую антропологию (учение о человеке) . Одним из центральных проблем философской антропологии, имеющей непосредственное отношение к нашей теме, является проблема личности. Философы пытаются ответить на следующие вопросы:
- Что такое «личность»?
- Как протекает развитие личности?
- Можно ли познать самого себя и как развивается самосознание личности?
- Какова структура и основные характеристики личности?
- Каковы взаимоотношения личности и общества?
- Какова мера свободы и ответственности личности ?
Можно выделить несколько основных подходов к проблеме личности.
Антропологический подход представляет собой сведению личности к индивиду – отдельному представителю рода человеческого. Основоположником данного подхода считается Л. Фейербах, который утверждал, что человек, прежде всего, - часть природы. Таким образом, на приведенные выше основные вопросы философской теории личности сторонники антропологического подхода отвечают следующим образом:
- Личность = индивид, т.е. отдельная особь вида Homo sapiens, телесное и духовное – едино.
- Биологические основы человека неизменны, развитие личности протекает жестко в их рамках.
- Сущность человека биологическая, Фейербах выступал против положения Гегеля о том, что сущностью человека является самосознание.
- Структуру личности Фейербах воспринимал как совокупность «форм чувственности», т.е. врожденных природных качеств, таких как любовь к жизни, эгоизм, интерес, потребность в удовольствии и т.д.
- Фейербах не придавал большого значения социальной среде и социальным связям, абсолютизируя «родовую сущность».
- Свобода личности по Фейербаху – это «чувственная свобода», т.е. свобода поступать согласно своему природному (биологическому) влечению к счастью. Высшая добродетель и смысл жизни – любовь человека к человеку, которая, в особенности половая любовь, является по Фейербаху истинно религиозным чувством .
Антропологические взгляды в подвергались критике за игнорирование социального и психологического (не сводимого к биологии) аспекта личности. В настоящее время антропологический подход поддерживается сторонниками бихевиоризма.
Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), направление в психологии (в первую очередь, в американской), оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19-20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Личность человека бихевиористы рассматривают как «черный ящик», их не интересует, что происходит внутри его, они изучают только систему «вход-выход», т.е. психическую реакцию организма на внешние воздействия. Основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание. Бихевиористы устраняют из сферы психологии такие понятия как мышление, воля и ряд других. По сути, личность у них – совокупность сложных психических реакций, в основе которых лежат условные рефлексы .
Социологический подход рассматривает личность, прежде всего, как часть социума. Основные школы этого направления – марксизм и социологическая школа Э. Дюркгейма.
Согласно Дюркгейму и его последователям, личность не равна индивиду. Она формируется в результате воздействия на индивида общества. Личность представляется некоей плоскостью, на которой проецируются социальные отношения . Поведение индивида в обществе, по Дюркгейму, в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки. Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (плотность населения, физическая и моральная, под которой Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т. п.), и духовные, нематериальные факты («коллективные представления», составляющие в совокупности коллективное или общее сознание). Дюркгейм главным образом исследовал роль коллективного сознания, его различных формы (религию, мораль, право). Концепция Дюркгейма была направлена против психологизма и социального атомизма. Она давала возможность обосновать идею обществ, солидарности, которой было посвящено, по существу, все творчество Дюркгейма. Вопрос о том, каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом, конкретизировался как определение природы и функций социальной солидарности в современном «развитом» обществе в отличие от примитивных или традиционных обществ, как объяснение исторического перехода от одной обществ, формы к др. Отталкиваясь от типичной для социологии XIX в. идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ, функций. Органическая солидарность, по Дюркгейму, характерна для современных обществ и основана на разделении труда. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией обществ, разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность . Резюмируя: личность, по Дюркгейму, не автономна. Она – часть социальной системы и проявляется только в обществе. Отсюда идет т. наз. интериндивидная трактовка личности. При таком способе интерпретации областью определения и существования личности становится пространство межиндивидуальных связей, т. е. не сам по себе способный к общению и деятельности индивид, а процессы, в которые включены, по меньшей мере, два индивида. В этом случае личность как бы приобретает собственное бытие, отличающееся от бытия индивида .
В марксистской философии принят т.наз. деятельностный подход к проблеме развития личности. Личность не возникает сразу, а формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром и людьми. Материальная (в широком смысле слова) деятельность производит не только предметы, но и духовные сущности: идеи, представления и т.д. Таким образом, сознание является ничем иным как осознанным бытием, а личность формируется в процессе деятельности. Центральное понятие концепции личности у Маркса – отчуждение. Отчуждение, по Марксу, означает, что человек в своем освоении мира не узнает себя самого как первоисточник, как творца, а мир (то есть природа, вещи, другие люди и сам он) кажется ему чужим, посторонним по отношению к нему. Они, как предметы, ему противостоят, хотя могли бы быть созданы им самим. Отчуждение означает восприятие мира (и себя самого) пассивно, разорвано, в отрыве субъекта от объекта. Для Маркса понятие «отчуждение» базируется на разнице между сущностью и существованием, на том факте, что человеческое существование удалено (отчуждено) от его сущности, что человек в действительности представляет собой совсем не то, что он есть в потенции, или, иначе говоря, что он есть не то, чем он должен стать и чем может стать. Для Маркса процесс отчуждения происходит в труде и разделении труда. Труд для него – это живая связь человека с природой, сотворение нового мира, включая сотворение себя самого (разумеется, интеллектуальная деятельность, искусство, как и физическая деятельность,- также труд). Но с развитием частной собственности и разделением труда труд утрачивает характер выражения человеческих творческих сил. Труд и продукты труда приобретают самостоятельное бытие, независимо от воли и планов человека. Главное, что волнует Маркса – освобождение человека от такой формы труда, которая разрушает его личность, от такого труда, который превращает человека в вещь, который делает его рабом вещей. В процессе неотчужденного труда человек реализует себя не только как индивид, но и как родовое существо. Именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как Человека. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире. Поэтому отчужденный труд отнимает у человека его родовую жизнь, его действительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращается для него в нечто отрицательное, поскольку у человека отбирают его неорганическое тело, природу. Подобным же образом отчужденный труд, принижая самодеятельность, свободную деятельность до степени простого средства, тем самым превращает родовую жизнь человека в «средство для поддержания его индивидуального существования» . Таким образом, свободная личность по Марксу может развиваться только в обществе, обеспечивающем своим членам возможности для гармоничного развития и полного раскрытия способностей. Общество – основной (хотя не единственный) фактор формирования личности..............


Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд., пер. М., 2002
2. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993
3. Битянова Н. «Как вы яхту назовете…» // «Школьный психолог», 2000, №12
4. Большая советская энциклопедия. М., 1975
5. Всеобъемлющий диагноз. Беседа с М. М. Семаго. // «Школьный психолог», 2000, №12
6. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.П. Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11
7. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984
8. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980
9. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979
10. Краткий очерк истории философии. Под ред. Иовчука М. Т., Ойзермана Т. И., Щипанова М. Я. 4-ое изд. М., 1981
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
12. Леонтьев А. Д. Что такое экзистенциальная психология. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Леонтьева А. Д., Щур В. Г. М., 1997. С. 40 – 54.
13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982
14. Лосский Н. О. Ценность и бытие. // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994
15. Лучшие психологические тесты. Под ред. Кудряшова А. Ф. Петрозаводск, 1992
16. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь, 1993
17. Петрова М. А. Проблема личности в философии. Спб., 2000
18. Положение о школьной психологической службе (Проект). М., 1985
19. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.,1990
20. Психология в системе образования республики Карелия. Петрозаводск, 2001
21. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А. В. М., 1987
22. Психолого-педагогическая поддержка. Барнаул, 2002
23. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989
24. Сиротюк А. Л. Обучение детей с разным типом мышления. // «Школьный психолог», 2000, №38
25. Смелзнер Н. Социология
26. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990
27. Туревская Е. И. Возрастная психология. Тула, 2002
28. Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991
29. Философский словарь. М., 1986
30. Фролов С. С. Социология. М., 1996
31. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989
32. Фромм Э. Концепция человека у Карла Маркса. М., 1992
33. Фромм Э. Человек для самого себя. // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993, с. 53
34. Хабарова О.Е.. Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией. // Материалы научно-практической конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе», М., 2001



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.