Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Гендерные отличия самоотношения в юношеском возрасте

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 76. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
Кафедра педагогики и психологии


Рег. №_____
Оценка по результатам
защиты:____________ Допущена к защите
Секретарь комиссии: «___» ________2008г. ____________________
«___»__________2008 г.

ДИПЛОМ

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


Выполнила: Галиченко Виолетта Викторовна,
Студентка специальности «Педагогика и психология»
5 курса ОДО__________
(подпись)

Научный руководитель:
преподаватель
Ю.Е. Надежденко___________
(подпись)

Нормоконтролер:
канд. психол. наук, доцент
Ю.И. Попова ___________
(подпись)


Краснодар 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ
САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие гендер в современной научной литературе 6

1.2 Самоотношение в юношеском возрасте 18
1.3 Стереотипы маскулинности и феминности в молодежной среде 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
ОТЛИЧИЙ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 41

ВЫВОДЫ 59

ЛИТЕРАТУРА 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 66


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.
Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания подрастающего поколения характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.
Проблеме отношения к себе – самоотношения – уделялось значительное внимание в работах разных авторов. Ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.Я.Гозман, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Р.Пантилеев, С.Л.Рубинштейн, Н.И.Сарджвеладзе, В.В.Столин, Н.Е.Харламенкова и др.), которые рассматривали ее в контексте более общей проблемы – проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе также имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Это работы У.Джеймса, С.Куперсмит, Дж.Маккарти, Г.Марвелла, М.Розенберга, Р.Уайли, Л.Уэллса, Л.Фестингера, Д.Ходжа и др. Однако анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке отсутствует систематизация отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотношения.
Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных юношей и девушек:
- между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в юношеском возрасте;
- между новой внутренней позицией и прежним объективным положением личности;
- между актуальной системой отношений с действительностью и способностью реализовать эти отношения.
Одним из высших уровней системы субъектно-личностных отношений является отношение к себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самоотношение. Отношение к себе играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Являясь интегральным свойством личности, подобное отношение накладывает определенный отпечаток на все психические процессы и явления, что остается актуальным как для детского возраста, так и для всех остальных периодов жизни человека.
Объект исследования: самоотношение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: гендерные отличия юношеского самоотношения.
Цель исследования: выявление и изучение гендерных различий самоотнощения в юношеском возрасте.
Гипотеза: мы предположили, что структура самоотношения у юношей и девушек будет отличается.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие гендера.
2. Изучить самоотношение в юношеском возрасте, его особенности.
3. Подготовить и провести исследование с помощью методик.
4. Провести анализ и сравнить полученные данные.
5. Подвести итоги по проведенному исследованию.
Методологическую основу предпринятого исследования составили принцип развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), деятельностный и антропологический подходы к изучению процессов развития личности, методы математико-статистической обработки: оценка нормальности распределений переменных, описательная статистика, непараметрический метод сравнения двух выборок с использованием U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок.
Теоретической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области психологии: личности (К.А.Абульханова-Славская); самоотношения (С.Р.Пантилеев, Н.И.Сарджвеладзе, В.В.Столин); психологического пространства (С.К.Нартова-Бочавер), теории индивидуальности (В.М. Русалов).
База исследования: СОШ № 52 пос. Ильского, Краснодарского края. Выборку исследования составили учащиеся одиннадцатых классов в количестве 50 человек.
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения,



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие гендер в современной научной литературе

Психология гендерных отношений представляет собой новое теоретическое и прикладное направление в психологии. Такой статус психологии гендерных отношений был достигнут благодаря осуществлению ряда последовательных аналитических и исследовательских процедур, которые позволили научно обосновать возможность существования этого нового направления в социальной психологии как с точки зрения теории, так и при помощи проверки теоретических положений эмпирическими исследованиями. В этом параграфе уделим внимание только теоретическому обоснованию психологии гендерных отношений.
Теоретическое обоснование выделения любого нового научного направления включает следующую последовательность действий:
1) обозначение границ этого направления и уточнение его связей с близкими областями знания;
2) определение статуса этого нового направления;
3) определение предметной области;
4) раскрытие базовой исследовательской методологии;
5) выделение структуры новой области знания и определение содержания основных понятий и феноменов. Рассмотрим последовательно каждый из выделенных этапов.
Первый этап связан с обозначением границ психологии гендерных отношений и уточнения связей этого направления с близкими областями знания. Для этого был проведен анализ научных предпосылок возникновения психологии гендерных отношений, которые созданы в различных областях научного знания. Наибольший вклад в развитие направления "психология гендерных отношений" внесли работы, выполненные в рамках психологии пола, социологии пола, в области гендерных исследований как междисциплинарной сферы научного знания.
В рамках психологии пола изучались психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и фемининности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола.
В социологии пола исследовательские работы были направлены на изучение проблем мужчин и женщин в зависимости от социально-экономических условий развития страны в определенный исторический период, от типа политического устройства общества, от уровня развития демократии, от господствующих у политической элиты представлений о роли и статусе мужчин и женщин в обществе.
Предметом гендерных исследований являются гендерные отношения, различия и сходство полов. Первые работы в области гендерных исследований проводились в русле полоролевого подхода. Основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования, является теория социального конструирования тендера.
Особое внимание в работе было уделено выделению тех специфических особенностей гендерного направления в психологии, которые демонстрируют принципиальные отличия гендерных исследований в психологической науке от исследований, типичных для "психологии пола". Основное отличие гендерной проблематики в психологии от исследований, проводимых в рамках психологии пола, задается использованием иной модели психологического пола, применяемой для описания характеристик социального поведения мужчин и женщин:
1) в традиционных исследованиях психологический пол индивида - это биполярный конструкт;
2) в гендерно ориентированных исследованиях психологический пол - это мулътиполярный конструкт. В таблице 1 приводится сравнительная характеристика двух моделей психологического пола личности: биполярной и мультиполярной.
Второй этап теоретического обоснования возможности существования психологии гендерных отношений, как научного направления, включал определение статуса этого нового направления.
"Психология гендерных отношений" - это новое направление социально-психологического знания, статус которого может быть обозначен как теоретическая и прикладная отрасль социальной психологии. Психология гендерных отношений, как направление, не только опирается на
Таблица 1. Сравнительная характеристика двух моделей
психологического пола личности: биполярной и мультиполярной систему социально-психологического знания, но и "встроено", в предметную область современной отечественной социальной психологии.

Параметры Биполярная модель Мультиполярная модель
Основные детерминирующие факторы Преимущественно биологические факторы: маскулинные и феминные характеристики предопределены биологическим полом индивида, они универсальны Преимущественно социокультурные факторы: характеристики идентичности формируются в процессе гендерной социализации, они не универсальны, а существуют в определенном социокультурном контексте
Устойчивость во времени Характеристики психологического пола личности не изменяются Неизменной остается базовая идентичность - принадлежность к определенному полу, другие характеристики гендерной идентичности могут изменяться под воздействием фактора времени и условий жизнедеятельности
Характер соотнесенности маскулинных и феминных качеств в структуре психологического пола Характеристики двух психологических типов соотносительно противоположны, находятся в оппозиции, взаимоисключают друг друга Маскулинные и феминные характеристики существуют как независимые конструкты
Степень нормативности конструктов маскулинности - фемининности Маскулинность и фемининность - нормативные эталоны. Каждое отступление от норматива рассматривается как патология или шаг по направлению к ней Традиционные представления о маскулинности и фемининности не являются нормативными эталонами. Отступление от норматива маскулинности или фемининности не рассматривается как патология
Пси хологическая адаптированность личности Выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных черт для женщины отражает наибольшую психологическую их адаптированность Индивиды, обладающие выраженными характеристиками, строго соответствующими их полу, не обнаруживают высокий уровень психологической адаптированности
Количество типов психологического пола Объектом изучения являются два психологических пола: мужской и женский Объектом изучения являются не два, а существенно большее количество идентичностей, например, пять: мужская, женская, трансексуальная, гомосексуальная, лесбийская

Именно в системе социально-психологического знания были созданы наиболее весомые (по сравнению с другими психологическими дисциплинами) научные предпосылки изучения психологической стороны гендерных отношений. Это объясняется следующим: во-первых, в социальной психологии реализуется целостный интегрированный подход к изучению трех основных элементов социально-психологической реальности - внутреннего мира индивида, межличностного взаимодействия в конкретной ситуации, социальной структуры общества, которые являются ключевыми для гендерных исследований и гендерных отношений.
Во-вторых, в социальной психологии давно включена и активно разрабатывается категория "отношения", которая является базовой в системе гендерного знания.
В-третьих, в таких традиционных разделах социальной психологии, как "психология больших групп", "психология межгрупповых отношений, "психология общения и межличностных отношений" накоплен определенный объем эмпирических знаний и концептуализации, который продуктивно может быть использован для анализа проблем гендерных отношений.
Таким образом, предметное поле социальной психологии оказывается той базой, на основе которой гендерная проблематика может развиваться более интенсивно по сравнению с другими психологическими отраслями знаний. Социальная психология - это та удобная "дверь", через которую гендерная тематика достаточно легко может войти в систему психологической науки.
Третий этап теоретического обоснования психологии гендерных отношений, как нового научного направления включал определение предметной области этого направления.
Предмет психологии гендерных отношений понимается как закономерности проявлений дифференциации ролей и иерархичности статусов субъектов отношений в сфере межполового взаимодействия. Данная формулировка предмета психологии гендерных отношений задается предметной областью гендерного направления в сфере научного знания, которая в свою очередь вытекает из содержания понятия "гендер". В современной отечественной литературе утвердился перевод термина гендер такой смысловой фразой, как "социальные отношения полов" или "социально организованное, социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские.
Так как в большинстве социальных контекстов роли мужчин и женщин дифференцированы, а их социальные статусы иерархично выстроены, то возникает проблема исследования причин и следствий данной дифференциации ролей и иерархичности социальных статусов мужчин и женщин. В психологии гендерных отношений изучаются типичные модели гендерных отношений и социально-психологические феномены, порождаемые дифференциацией ролей и иерархичностью статусов мужчин и женщин.
Четвертый этап теоретического обоснования возможности существования психологии гендерных отношений включал раскрытие базовой методологии изучения гендерных отношений.
В социальной психологии в настоящее время все большее значение приобретает социалъно-конструкционистская парадигма, которая в гендерно ориентированной тематике представлена теорией социального конструирования гендера. Эта теория основана на таких постулатах:
1) гендер конструируется социальными институтами в процессе социализации;..............


Выводы

Эмпирическая часть нашего исследования состояла в диагностике испытуемых юношеского возраста. В обследовании принимало участие 50 - 25 юношей и 25 девушек, обучающихся в 11 классе средней общеобразовательной школы.
В нашей работе были использованы следующие методы эмпирического исследования:
• Метод тестирования – исследование личности, ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стардантизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью;
• Методы математической статистики обработки данных с применением компьютерных программ «EXCEL», «Statistica 6.0».
Для выявления гендерных отличий самоотношения в юношеском возрасте нами были проведены и получены следующие результаты психологического обследования:
По опросник половых ролей С. Бэм среди девушек андрогинности не выявлено. То есть сочетания в индивидуальном психологическом профиле испытуемых высоких показателей сочетания маскулинности и феминности не выявлено. Маскулинность ярко выражена у 4 человек (16%). Ярко выраженная феминность выявлена у 21 девушки (84%). Среди юношей андрогинности выявлена у 10 человек (40%). То есть сочетания в индивидуальном психологическом профиле испытуемых высоких показателей маскулинности и феминности выявлено в данной выборке юношей. Маскулинность выражена у 4 человек (20%). Ярко выраженная маскулинность проявилась у 5 юношей (25%). Ярко выраженная феминность выявлена у 6 юношей (24%).
По тесту-опроснику самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) среди девушек по шкале «Самоуважение» – получены средние результаты в группе юношей результат выше среднего. Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. В связи с полученными результатами данный признак не выражен у девушек, но выражен у юношей. По шкале «Аутосимпатия» среди девушек и юношей были выявлены результат по средним значениям выше среднего. То есть можно отметить, что данная шкала отражает информацию о дружественности-враждебности к собственному «Я». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). В связи с полученными результатами описанный признак выражен в обеих группах испытуемых. По шкале «Самоинтерес» девушки получили средние показатели по группе, а юноши показатели выше среднего, в целом, то есть близость к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других выражена средне. В связи с полученными результатами описанный признак выражен в обеих группах испытуемых. По шкале «Ожидаемое отношение от других» – девушки получили результаты ниже среднего, юноши – выше среднего. Они чаще ожидают негативное отношения к себе окружающих, чем позитивное отношение. В связи с полученными результатами данный признак не выражен в группе девушек и выражен в группе юношей.
По исследованию самооценки Т.В. Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан среди девушек выявили, что низкой самооценки выявлена у одной девушки (4%), средняя самооценка у 6 испытуемых (24%), высокая самооценка выявлена у 4 девушек (16%), очень высокая самооценка выявлена у 16 человек (64%). По уровню притязаний - адекватный уровень притязаний у 2 испытуемых (8%), высокий уровень притязаний у 7 девушек (28%), очень высокий уровень притязаний у 9 девушек (60 %). Таким образом, самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. В 11-ом классе среди девушек отмечается адекватная самооценка и уровень притязаний, связанные с оптимистичным взглядом на себя. Самооценка не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей, смешиваются желаемое и реально достижимое. В юности самооценка зависит от ценностных ориентаций. Таким образом, можно говорить о стабилизации личности в юношеском возрасте. Среди юношей, выявили, что низкой самооценки и низкого уровня притязания не выявлено, высокая самооценка у 5 испытуемых (20%), очень высокая самооценка выявлена у 20 юношей (80%). По уровню притязаний адекватный уровень притязаний у одного испытуемых (4%), высокий уровень притязаний выявлен у 5 юношей (20%), очень высокий уровень притязаний у 20 испытуемых (80%). Юноши, оказались на фоне девушек с высокой самооценкой. Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Сравнивая различия между двумя группами испытуемых, нами выявлено, что в группе девушек большее число испытуемых обладают адекватной самооценкой и уровнем притязаний, а в группе юношей – испытуемые в основном с высоким уровнем самооценки и притязания. Низкой самооценки не наблюдается ни среди девушек, ни среди юношей. В этом проявляется сходство групп испытуемых.
Высокий показатель по уровню притязаний позволит юношам и девушкам благополучно адаптироваться в социальной ситуации, в то время как неадекватная самооценка создаст определённые трудности из-за того, что биологическое созревание организма ведёт к резким изменениям внешности. Слишком быстрое или слишком медленное развитие несовпадающее с очевидными для юношеской группы эталонами имеет огромное значение для самоотношения, самооценки испытуемых юношеского возраста. Стремясь соответствовать идеалам юношеской субкультуры учащиеся склонны к неадекватной, в данном случае завышенной самооценки.
Для того чтобы проверить выдвигаемую нами гипотезу о том, что существует различия в самоотношении у девушек и юношей, мы выбрали U – критерий Манна-Уитни. По U – критерию Манна-Уитни группа юношей превосходит группу девушек по уровню маскулинности Uэмп =2,05; группа юношей превосходит группу девушек по уровню ожидаемого отношения от других Uэмп =-2,75; группа юношей превосходит группу девушек по уровню самооинтереса Uэмп =-2,23; группа юношей превосходит группу девушек по уровню отношения других Uэмп =-2,32; группа юношей превосходит группу девушек по уровню притязаний Uэмп =-2,13.
Таким образом, полученные статистические значения прямого и обратного превосходства юношей и девушек по уровню исследуемого признака, позволяет говорить о подтверждении выдвигаемой нами гипотезы.



Литература

1. Арбатова М. Что обещает обществу феминизм. По материалам сайта www.arbatova.ru/публицистика.
2. Бадинтер Э. Мужская сущность. Перевод с франц. М., 2005.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006.
Ениколопов С.Н. Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии// Психологический журнал, 2004, №3, с.,100-103.
4. Боренстейн Э. Маскулинность и национализм в современных русских «мужских журналах». Эрос и порнография в русской культуре. Под ред. М. Левитта и А. Топоркова. М.: ЛАДОМИР, 2005.
5. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций/Под ред. М.М.Малышевой. М.: Academia, 2002.
6. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. - 2004. - № 8. С. 54-58.
7. Завадская Л. Женское и правозащитное движения: по пути ли нам?//Женщина Плюс №2/2008.
8. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена 2008.
9. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии//Вопросы психологии. 2003. № 1. с.61-78.
10. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004.
11. Кон И. С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследования. - 2000. - № 3. – С. 89-92.
12. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 2008. Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М.: О.Г.И., 20007.
13. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. “Кризис маскулинности” и мужские движения. sexology.narod.ru/publ018_1.html.
14. Мещеркина Е. Введение в антологию мужской жизни. Судьбы людей: Россия ХХ век. Биография семей как объект социологического исследования. М.: ИС РАН, 2006.
15. Митина О. Гендерное поведение и стереотипы // Женщина Плюс №2/2008.
16. Образование и бизнес. Мужчины и женщины: кто воспитатель, а кто генерал? №34 (58) 26 сентября 2000.
17. Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оце-ночной системы: Дис.... канд. псих, наук: 19.00.01.-М., 1989.-202 с.
18. Пантилеев СР. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл, 2003.-32 с.
19. Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная си-стема. - М.: МГУ, 2001.
20. Портнова, Ю.М. Индивидуальные особенности самоотношения студентов вузов /Ю.М.Портнова // Приволжский научный журнал, Н.Новгород, ННГАСУ. - 2008. - №3 (7). - с.142-149.
21. Практикум по гендерной психологии/Под ред. И.С.Клециной. СПб.: Питер. 2003.
22. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2008. - 776с. - с. 154-160
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2008.-688 с.
24. Словарь гендерных терминов/Под ред. А.А.Денисовой. М.: Информация-XXI век, 2002.
25. Социальная психология. Словарь-справочник. Сост. Крысько В.Г. – М.: АСТ, 2008.
26. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М: МГУ, 2003.-284 с.
27. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/Под ред. О.А.Ворониной. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2008. с.13-108.
28. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина [Электрон, ресурс]. -Режим доступа: azps.ru/tests/tests2_stolin.html
29. Трудно быть мужчиной //Химия и жизнь. - № 4, 2001. – С. 87-89.
30. Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. - М.: Проспект, 2002.
31. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». Отв. ред. О.А.Воронина. М., 2007.
32. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2007.
33. Черепанова И. Дом колдуньи. – М.: КСП, 2006г.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2009.
34. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. - М.: Владос, 2006.
Юнг К.Г. Алхимия снов. - СПб.: Весь, 2007.
35. Ярская – Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе// Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков:ХЦГИ, 2001; СПб., Алетейя, 2006. с.17- 48.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.