На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диссертация Системный подход как основа конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе

Информация:

Тип работы: Диссертация. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2006. Страниц: 197. Уникальность по antiplagiat.ru: 94.

Описание (план):


ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ
Дмитриенко, Татьяна Ивановна
Системный подход как основа конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе
Москва


Системный подход как основа конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь: РГВ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
Теория и методика профессионального образования

Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в
фонде РГБ:

Системный подход как основа конструирования
учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе
Ставрополь 2006
Российская государственная библиотека, 2007 (электронный текст)

61:06-13/2779
Ставропольский государственный университет


На правах рукописи


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального
образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ставрополь-2006

Содержание
Введение 3
Глава I. Общенаучная интерпретация современной теории обучения
в вузе 11
1.1. Историко-содержательный анализ педагогики и дидактики высшей
школы 11
1.2. Антрополого-педагогический подход к всестороннему изучению че
ловека и его особенностей как субъекта познания 24
1.3. Современное педагогическое знание и тенденции его развития в про
цессе глобализации и конвергенции образования 40
Глава II. Системный подход как основа управления качеством обуче
ния в профессиональной подготовке будущих специалистов в ву
зе 57
¦ 2.1. Системный подход как дидактическое условие качества обучения
студентов в вузе. 57
2.2. Конструирование учебного процесса в вузе с использованием систем
ного подхода... ..78
2.3. Модель конструирования учебного процесса в вузе с применением
инновационных технологий обучения . 103
Глава III. Педагогическое взаимодействие субъектов процесса обуче
ния в вузе. Результаты опытно-экспериментального исследова
ния 120
3.1. Педагогическое взаимодействие как основа системного подхода в пе
дагогике и дидактике высшей школы 120
3.2. Педагогическая диагностика исследования профессиональных качеств
будущих специалистов в вузе (на примере факультета психологии) 130
3.3. Коррекционно-развивающая программа 142
Заключение 155
Список литературы 158

Введение Актуальность исследования. Изменение социально-экономических и
образовательных ориентиров общества, поиск новых подходов к конструированию учебного процесса в вузе на современном этапе является актуальным и значимым. В ряде задач реформирования российского образования одно из приоритетных, ключевых мест занимала и занимает проблема комплексной перестройки, конструирования учебного процесса в вузе. Перестройка системы образования обусловила необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
Учитывая все особенности в формировании профессиональных качеств будущих специалистов в вузе, мы решили подойти к этой проблеме с позиции системного подхода.
На наш взгляд, конструирование учебного процесса в формировании профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе должно изучаться в структурном единстве всех компонентов. Ориентация на включение различных аспектов анализа учебного процесса студентов задает системный подход, основные положения которого ориентированы на интегративные процессы, на синтез целого.
Как показало наше исследование, проблема системного подхода как основы конструирования учебного процесса в настоящее время находится лишь в стадии интенсивного осмысления: уточняются ее цели, формы и направления, содержание и методические пути реализации (И.В. Блауберг, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, А,П. Огаркова, И.Т. Огородников, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко, В.В. Рубцов, В.Н. Садовский, Н,Н. Похомов, В.А. Северцев, Ю.В. Тимофеева, А.И. Уемов и др.).
В то же время теоретический анализ педагогической литературы показы-вает, что в ней не получили должного освещения такие вопросы, как сущность, содержание, назначение системного подхода как дидактического условия каче-

ства обучения студентов в вузе, недостаточно освещается научная интерпрета-ция современной теории обучения в вузе.
Значимость данной проблемы актуализируется рядом устойчивых противоречий между:
- острой потребностью педагогической практики в достижениях конст
руирования учебного процесса и сравнительно низким уровнем научных иссле
дований в этой области;
- необходимостью решения проблемы конструирования учебного процес
са и недостаточной научно - теоретической и практической разработанностью
технологий обучения, которые бы эффективно влияли на профессиональную
подготовку будущих специалистов;
- уровнем профессиональной компетентности современного педагога и
методическими возможностями реализации методов в учебно-воспитательном
процессе, стимулирующих интерес и потребность студентов к получению зна
ний;
- возможным уровнем использования системного подхода как основы
конструирования учебного процесса и степенью его внедрения в образователь
ный процесс.
На основании выявленных противоречий была определена проблема ис-следования, содержание которой сформулировано следующим образом: каковы педагогические условия конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов?
Цель исследования - разработка содержания и научных основ методического обеспечения реализации системного подхода как основы конструирования учебного процесса.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональных ка-честв будущих специалистов.

Объест исследования - системный подход в конструировании учебного процесса в вузе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой обозначены следующие задачи исследования.
1. Раскрыть общенаучную интерпретацию современной теории обучения
в вузе.
2. Систематизировать и обобщить концепции отечественных ученых по
проблеме внедрения системного подхода в образовательный процесс вуза.
3. Определить место системного подхода как дидактического условия ка
чества обучения студентов в образовательном пространстве вуза.
4. Обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие
эффективность системного подхода как основы конструирования учебного про-,
цесса в профессиональной подготовке будущих специалистов.
5. Разработать и внедрить в практику коррекционно-развивающую про
грамму, направленную на формирование профессиональных качеств будущих
специалистов.
6. Экспериментально проверить эффективность разработанной програм
мы по формированию профессиональных качеств будущих специалистов.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов значительно повысится, если будет:
- проанализировано современное педагогическое знание и тенденции его
развития в процессе глобализации и конвергенции образования;
- проведено конструирование учебного процесса в вузе с использованием
системного подхода;
- создана модель конструирования учебного процесса в вузе с применени
ем инновационных технологий обучения;

- осуществлена систематическая педагогическая диагностика исследова
ния профессиональных качеств будущих специалистов в вузе;
- разработана и внедрена в практику коррекционно-развивагощая про
грамма, направленная на формирование профессиональных качеств будущих
специалистов в вузе.
Методологическую основу исследования составили следующие поло-жения: признание философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знания; диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного; общефилософские принципы - объективности, детерминизма, развития, взаимодействия, важнейшие положения философской и педагогической антропологии о личности и ее развитии; системный подход к исследованиям; аксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностью; теория познания и системный подход в рассмотрении педагогических явлений; основные положения гуманистической психологии и педагогики; идеи личностно ориентированной педагогики; концепция развития личности в процессе непрерывного образования.
Теоретическую основу исследования составили гуманизация обучения (Ш.А. Амонашвили, А.В. Беляев, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Кото-ва, Е.А. Ямбург); личностно ориентированный подход к образованию (Н.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); теории ос-воения деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); ак-тивности личности в учебном процессе (СА. Архангельский, В.И. Горовая, П.Я. Гальперин, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В,В. Давыдов и др.); управление сис-темой образования (М.В. Артюхов, Н.И. Бабкин, В.П. Сергеева, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, СМ. Сантурова, В.А. Шаповалов); идеи системно-целостного подхода к педагогическим явлениям и процессам (СИ. Архангельский, В.П.

Беспалько, МА. Данилов, Б.П. Есипов, В.В. Краевский, А.О. Левин, Н.И. Куз-^ нецова, Л,И. Новикова и др.).
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; праксиметрический метод (изучение документов); статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); синтез и обобщение, способствую-^ щие подведению промежуточных и общих итогов исследования; моделирование педагогического процесса; беседа, интервьюирование, анкетирование (педагогов, детей); педагогическое наблюдение.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Ставро-польский государственный аграрный университет, Северо-Кавказский социальный институт, Ставропольский филиал Московского гуманитарно-экономического института.
Диссертационное исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе (2002 - 2003 гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи, 4^ объект и предмет исследования.
На втором этапе (2003-2005 гг.) - проведен констатирующий экспери-мент, позволяющий убедиться в эффективности дидактических мероприятий по реализации действий, напрааленных на конструирование учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) проходило завершение опытно-
• экспериментальной работы, осмысление результатов исследования и оформле-
ние их в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что
- впервые разработана модель конструирования учебного процесса в вузе с
применением инновационных технологий обучения;
- впервые разработана коррекционно-развивающая программа по формиро
ванию профессиональных качеств будущих специалистов в вузе;
- определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие
эффективность системного подхода как основы конструирования учебного про
цесса в профессиональной подготовке будущих специалистов;
- выявлены уровни профессиональных качеств будущих специалистов в ву
зе на основе применения проективных методик.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
- раскрыто содержание системного подхода как дидактического условия
качества обучения студентов в вузе;
- теоретически обоснован антрополого-педагогический подход к всесто
роннему изучению человека и его особенностей как субъекта познания;
- разработана модель конструирования учебного процесса в вузе с приме
нением инновационных технологий обучения;
- проведен теоретический анализ содержания следующих дефиниций: «сис
тема», «педагогическое конструирование», «педагогическое моделирование»,
«педагогическое проектирование», «педагогическое взаимодействие», «глоба-
лизация», «конвергенция».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разра-ботана и опубликована коррекционно-развивающая программа по формирова-нию профессиональных качеств будущих специалистов в вузе, Сформулиро-ванные положения могут быть включены в курс педагогики для учебных заве-дений, использованы в системе повышения квалификации работников образо- вания. Теоретический анализ диссертационного исследования может быть ис-пользован при создании авторских программ, учебных пособий по социологии,
8

психологии, педагогике, социальной педагогике; результаты исследования мо-^ гут быть использованы как субстанциональная основа учебных пособий по педагогическим и методическим дисциплинам, адресованным студентам педагогических вузов и слушателям институтов повышения квалификации.
Достоверность выводов, сделанных в ходе выполнения исследования, обусловлена полученными результатами, апробацией основополагающих идей, комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы, позитивным разрешением поставленных задач, верификацией предположения. Достоверность полученных результатов обеспечена также применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, представленной источниковедческой базой, многомерным статистическим анализом. Положения, выносимые на защиту.
1. Процесс профессиональной подготовки необходимо осуществлять с
позиции принципов иерархичности, диалогичное™, интегрированное™, вариа-
тавности, которые позволят системно подойти к конструированию учебного
процесса в вузе.
2. Использование системного подхода как основы конструирования учебг
ного процесса в профессиональной подготовке должно быть направлено на ста
новление гуманной личности с присущим для нее сочетанием выраженной ин
дивидуальности, характеризующейся осознанием своего гражданского долга,
¦Ш трудолюбия, ответственностью, профессиональной и гуманитарной культурой, а также культурой взаимодействия с окружающими людьми.
3. Конструирование учебного процесса предусматривает системный под
ход к профессиональной подготовке, нацеленной на её непрерывный рост и со
вершенствование.
4. Разработанная коррекционно-развивающая программа способствует
^ формированию профессиональных качеств будущих специалистов в вузе.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
Результаты научных исследований обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета; на региональных научно-методических конференциях «Педагогическая наука и практика - региону», «Информационно - методические материалы по проблемам модернизации кадровой политики в системе образования города Ставрополя» (Ставрополь, 2003-2005); Всероссийской научной конференции «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и школе» (Карачаевск, 2005); Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь, 2005).
Материалы диссертационной работы внедрены в деятельность в государ-ственных общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования «Ставропольский государственный аграрный университет»; «Северо-Кавказский социальный институт», «Ставропольский филиал Московского гуманитарно-экономического института».
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ. Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 181странице, состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, библиографии, включающей 314 источников. Работа иллюстрирована 3 рисун-ками и 5 таблицами.
10

Глава I. Общенаучная интерпретация современной теории обучения в вузе.
1.1. Историко-содержатсльный анализ педагогики и дидактики высшей школы.
Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Гре-ции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристо-кратических семей. Им родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или из нее, а также при прогулках. Этих рабов называли детоводи-телями (греч. «пейда» — ребенок, «гогос» — вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.
Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную от-расль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 — 1626) опубликовал свой трактат «О достоинстве и увеличе- нии наук». В нем он предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую понимал как «руководство чтением». Однако отпочкование от философии не означало создания новой науки. Таковой она стала считаться только после выхода трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Я.А. Коменского (1592—1670), и прежде всего его основополагающей работы, которая до сих пор имеет непреходящее значе- ние, «Великой дидактики». Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми.
Я.А. Коменский впервые выдвинул идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения. Система включала в себя материнскую школу (до 6-летнего возраста), элементарную школу (от 6 до 12 лет), гимназию (от 12 до 18 лет) и академию (от 18 до 24 лет). В свою практику он внедрил классно-урочную систему и теоретически обосновал ее. Им были разработаны ведущие принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, по-
11

следовательность, прочность и посильность. Я.А. Коменский определил глав-i, ные требования к учебнику, а также сформулировал необходимые качества, которыми должен обладать педагог.
Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих мыслителей. Назовем сначала наиболее крупных зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие этой отрасли знаний. Швейцарский ученый И.Г. Песталоцци (1746— 1827) утвердил идею развивающего обучения. Немецкий педагог-демократ А. Дистервег (1790— 1866), будучи последователем идей Песталоцци, опубли-ковал ряд трудов по педагогике, издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и другим предметам.
Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач Я. Корчак (настоящее имя — Г., Гольдшмит, (1878— 1942)). Его книга «Как любить детей», проникнутая высоким гуманиз-мом, неоднократно издавалась у нас в стране и за рубежом.
В России педагогические знания также имеют давнюю традицию: при ар-хеологических раскопках древнего Новгорода было обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.
Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д. Ушинский Щ (1824-1870), Н.И. Пирогов (1810-1881) и Л.Н. Толстой (1828-1910).
Мы можем гордиться всемирно известными мыслителями-педагогами. Основоположником научной педагогики в России признан К.Д. Ушинский. Все его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также литературные произведения послужили задачам создания школы, которая развивала душевные и духовные силы человека, реализующие его высшее предназначе-1л ние. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий пе-
12

дагог создал несколько учебников, в их числе можно назвать «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение россиян.
Главный фундаментальный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит обоснование со-держательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мне-нию, не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в на-учном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея К.Д.Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.
Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т, Шацкий (1878-1934), П.П. Блонский (1884-1941), А.С. Макаренко (1888- 1939), В.А. Су-хомлинский (1918— 1970). Труды отечественных педагогов, в которых разработаны проблемы воспитания детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.
В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распро-странение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш,А. Амона-швили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. Более разнообразной становится сис- тема образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимна-зии, открыты частные школы, лицеи, многие учителя преподают по своим ав-торским учебным программам. Немало изменений происходит и в вузах: вне-дряются новые интеллекту ал оемкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), кейс-методики, интенсивное «погружение» в темы, блочно-модульное, дистанционное обучение и многое другое.
Известный советский педагог П.П. Блонский считал, что самым важным вопросом педагогики является вопрос: что же такое воспитание? Под предме-
13

том педагогики долгое время подразумевали воспитание и обучение молодого поколения, его подготовку к будущей жизни. Это значительно упрощало задачи педагогики, превращало ее в свод правил и приемов воспитательной деятельно-сти. Однако вопрос о том, что же лежит в их основе, оставался без ответа. Именно поэтому ученые-педагоги занялись изучением закономерных связей, которые существуют между развитием личности и воспитанием. Кроме того, все возрастающий динамизм жизни, при котором темпы социального прогресса опережают темпы смены поколений, породил необходимость непрерывного об-разования, потребовал обучения и воспитания не только подрастающего поко-ления, но и других возрастных групп, а также заострил задачу воспитания само-развивающейся личности с аутодидактическими навыками. Именно поэтому ныне предметом педагогики считается воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития. Главными ее проблемами являются изучение-сущности и закономерностей развития и формирования личности, определение-целей воспитания, его содержания и методов. В основе обучения лежит задача? приобретения научных знаний.
В настоящее время дидактика высшей школы стала относительно обособ-ленной отраслью педагогического знания. Ее разработка связана с приведен-ными в списках литературы именами известных отечественных ученых-педагогов: СИ. Архангельского, КХГ. Фокина, В.А, Сластенина, А.А, Кирсано-ва, A.M. Кочнева и многих других. Ряд важнейших положений их трудов будет разобран нами в дальнейшем изложении.
Проанализируем теперь издательский репертуар научной и учебной литературы по проблемам дидактики высшей школы.
• Во-первых, следует отметить, что в наиболее систематизированном виде дидактическое знание представлено в специальных учебниках — классическим примером являются учебники СИ. Архангельского, например; «Лекции по теории обучения в высшей школе» (1974) и «Учебный процесс в высшей школе,
14

его закономерные основы и методы» (1980). С момента издания этих книг про-шло много лет, однако они до сих пор цитируются и активно используются ав-торами новых книг и учебников, аспирантами, занимающимися проблемами вузовского учебного процесса. Сегодня многие авторы стремятся отразить в учебниках современные тенденции отечественного высшего образования — например, Ю.Г. Фокин издал учебник «Психодидактика высшей школы», в котором от важнейших психологических понятий и теорий, связанных с процессом обучения, приходит к общедидактическим, на практике иллюстрируя такую важную особенность современной педагогики высшей школы, как междисципли-нарность.
К данному подразделению относятся и различные научно-справочные издания, среди наиболее интересных можно отметить, например, «Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы» П.И. Пидкасистого, Л.М. Фридмана и М.Г. Гарунова.
• Во-вторых, дидактическое знание представлено в многочисленных мо-нографиях, издаваемых как внутривузовскими, так и центральными издательст-вами. В отличии от учебников, авторы которых стремятся иногда* в сжатом, конспективном виде представить широкий крут вопросов, в монографиях под-робно и обстоятельно анализируется, как правило, большая проблема с самых различных сторон и точек зрения. На сегодня количество издаваемых в год мо-нографий резко увеличилось. Иногда за короткий промежуток времени появля-ется несколько изданий, посвященных одной проблеме (глобальной или част-ной). Так, например, в последние годы усилился интерес к дидактике высшего инженерного образования: вышли книги А.А. Кирсанова и А.М, Кочнева «Ин-тегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техниче-ском вузе» (Казань, 1999); СП. Тимошенко «Инженерное образование в Рос-сии» (Москва, 1995); Б.С. Митина и В.Ф. Мануйлова «Инженерное образование: основные направления и перспективы» (Москва, 1995); М.М. Зиновкиной «Ин-
15

женерное мышление: инновационные педтехнологии» (Москва, 1993) и многие другие. По проблеме вузовского учебника вышли следующие монографии: П.Г. Буга «Создание учебных книг для вузов» (Москва, 1993); Н.И. Тупальский «Основные проблемы вузовского учебника» (Минск, 1986); В.Г\ Бейлинсон «Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных книг» (Москва, 1986); Н.В. Кондратенко «Вузовский учебник» (Киев, 1984).
• В-третьих, общедидактические проблемы часто излагаются в первых
главах монографий, названия которых связаны с частнодидактическими аспек-
тами. Например, в работе А.И. Наумова «Профессиональная направленность
курса теоретической физики в пединститутах» в первой главе подробно обсуж
даются общедидактические принципы научности, наглядности, доступности и
др. так, как они понимаются в общем среднем образовании и то смещение ак
центов, которое, по мнению автора, необходимо при конструировании теории
высшего профессионального образования.
• В-четвертых, информация по дидактике высшей школы представлена в
многочисленных журналах, сборниках тезисов и материалах научно-
методических конференций самого различного уровня (от внутри вузовского до
международного). Так, отечественное высшее образование представлено цен
тральными журналами «Вестник высшей школы» и «Высшее образование в
России», некоторые интересные статьи публикуются в рубрике «Кадры науки,
культуры, образования» журнала «Педагогика», а также в журнале «Наука и
школа», издаваемом на физическом факультете Московского педагогического
Государственного университета (бывш. МГПИ им. В.И. Ленина) — они посвя
щены как проблемам высшего педагогического образования, так и инженерно-
технического и университетского. И, конечно, следует вспомнить различные
научные отчеты кафедр вузов и лабораторий НИИ, общественных академий и т.
д., к примеру, отчет о работе Академии профессионального образования за
1996—2001 гг., в котором представлены основные направления деятельности и
16

результаты, информация об опубликованных работах и деятельности проблем-з ных советов, проводимых конференциях и семинарах, а также аналогичные отчеты о работе Университета РАО за различные годы.
• Отметим еще один источник дидактического знания, который до сих пор крайне редко и фрагментарно был востребован в педагогической науке и практике. Речь идет о представленных в разрозненном виде сведениях о педагогической деятельности, а также о педагогических взглядах, идеях и воззрениях известных ученых прошлого, среди которых, например, известно довольно боль-шое количество естествоиспытателей: Д.И. Менделеев, О.Д. Хвольсон, Э.Х. Ленд, Л. Больцман и другие ученые.
Рассмотрим один конкретный пример — он будет связан с материалом о педагогической деятельности известного физика Л. Больцмана (по данным из книги Р.Н.Щербакова). В разные годы Л. Больцман читал университетские кур-сы математики, теоретической и экспериментальной физики и лекции об общей теории и методах естественных наук. Им были подготовлены фундаментальные по своей научной и педагогической значимости курсы лекций по теории электромагнитного поля, теории газов и механике.................
^ Заключение
Проведенное исследование было посвящено проблеме системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе. В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что эффективность системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов значительно повысится, если будет: проана-лизировано современное педагогическое знание и тенденции его развития в процессе глобализации и конвергенции образования; проведено конструирование учебного процесса в вузе с использованием системного подхода; создана модель конструированияучебного процесса в вузе с применением инновационных технологий обучения; осуществлена систематическая педагогическая ди-, агностика исследования профессиональных качеств будущих специалистов в вузе; разработана и внедрена в практику коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование профессиональных качеств будущих специалистов в вузе.
Анализ теории показал значимость системного подхода к конструированию учебного процесса в профессиональной подготовке. Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, затронутых в общей педагогике, проблемы конст-¦ руирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе недостаточно разработаны.
В отечественных и зарубежных теориях управления основное внимание уделялось рассмотрению возможных управленческих решений по достижению качества и результативности деятельности субъектов управляемой системы. Именно управленческая деятельность позволяет проектировать стратегические и тактические цели, определять систему управленческих решений, направлен-ных на достижение качества обучения.
155

Анализ научной литературы позволил вскрыть противоречия между острой потребностью педагогической практики в достижениях конструирования учебного процесса и сравнительно низким уровнем научных исследований в этой области; необходимостью решения проблемы конструирования учебного процесса и недостаточной научно - теоретической и практической разработанностью технологий обучения, которые бы эффективно влияли на профессиональную подготовку будущих специалистов; уровнем профессиональной компетентности современного педагога и методическими возможностями реализации методов в учебно-воспитательном процессе, стимулирующих интерес и потребность студентов к получению знаний; возможным уровнем использования системного подхода как основы конструирования учебного процесса и степенью его внедрения в образовательный процесс.
Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили выявить следующие зависимости:
- научно-теоретический анализ современного состояния проблемы внедре
ния системного подхода выявил важность конструирования учебного процесса в
профессиональной подготовке будущих специалистов вуза;
- говоря о дидактических факторах и условиях, способствующих реализа
ции психологических закономерностей обучения, выделяются, прежде всего,
частно-дидактические цели организации и проведения учебных занятий с при
менением инновационных технологий;
- анализ результатов экспериментального исследования с применением
разработанной коррекционно-развивающей программы подтвердил выдвину
тую ранее гипотезу об эффективности системного подхода как основы конст
руирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих спе
циалистов в вузе;
- применение разработанной модели конструирования учебного процесса в
вузе позволяет решить не только дидактические задачи, но и ряд воспитатель-
156

щ

ных: обеспечение мировоззренческого воздействия, формирование культуры мышления, умение планироЕать свою работу, рационально ее выполнять, кри-тически соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.
157

Список литературы
1. Абрамова Н.Г, Целостность и управление.-М.: Наука, 1974.-248 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.:
Наука, 1980.-337 с.
3. Аббасов А.А. Учет и контроль как принципы организации учебно-
воспитательной работы в школе: Дис. ...канд,пед.наук. - Ростов-н/Д, 1988.
-156 с.
4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
5. Агасси Дж. Революции в науке - отдельные события или перманентные
процессы? // Современная философия науки: знание, рациональность, цен
ности в трудах мыслителей запада.-М.: Логос, 1996.-С 136- 154.
6. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной ком-
петентности учителя: Дис... .докт. пед.наук. - М, 1998.
7. Александров ГЛ., Шариков Ф.В. Проблемы формирования модели лично
сти специалиста. - М.: Высшая школа, 1984. - 60 с.
8. Алексашина Н.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном
познании в области естествознания. // Гуманизация образования: Теория.
Практика. - СПб., 1994. - С. 62 - 68.
9. Алексеева Л.Г. Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991.
10. Аллак Ж. Вклад в будущее: Приоритет образования/ Пер с англ..- М., 1993.
- 260 с.
11. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
- Мн: Университетское, 1990. - 560 с.
12. Амосов Н.А. Моделирование информации и программ в сложных системах
// Вопр. философии. -1963. № 12. - С. 27.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека.-М,: Наука, I977.-384
с.
158

14. Андреев В.И. Проверь себя. -М.:Вега, 1994. -78 с.
^\ 15. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественнонаучным предметам). Дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1983. - 236 с.
16. Андреев И.Д. Основы теории познания. - М.: АН СССР, 1959. - 358 с.
17. Анисимов В.В. Новый этап в развитии [высшего] педагогического образо
вания // Педагогика. - 1992. № 11/12. - С, 48.
18. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.:
Мысль, 1998. -178 с,
19. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века.-
М: Вестник Моск. ун-та. - 1994. № 4, серия 7. - С, 32.
20. Анохин П.К. Избр. труды: Системные механизмы высшей нервной деятель
ности.-М.: Наука, 1979.-453 с.
^t 21. Артюхов М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: Дисс. ... докт. пед, наук. - Новокузнецк, 1999. -370 с.
22. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные
основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
23. АсмоловА.Г. Психология личности.-М.: МГУ, 1990.-367 с.
24. Атемаскина Ю.В. Педагогическое образование и непрофессиональная педа-
Щ гогическая деятельность// Пед.университет.вестн.Алтая. - 1999. №1. - С.
51.
25. Афанасов В.А, Пути совершенствования молодыми учителями своего педа
гогического мастерства: Автореф канд. пед. наук.-М., 1961.-97с.
26. Афанасьев ВТ. Системность и общество, - М.: Политиздат, 1977. - 382 с.
27. Афанасьев В. Проектирование педтехнологий // Высшее образование в Рос-
w сии.-2001.№4.-С. 147.
159

28. Бабанский Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия//
Сов.педагогика. - 1971. №7. -С.41.
29. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический ас
пект). - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
30. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического ис
следования.-М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
31. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. -
80 с.
32. Бадов В.А. Пять заповедей для начинающего менеджера. - М.: Экономика,
1988.-52 с.
33. Байденко В.И. Образовательный стандарт: теория и концептуальные осно
вы (опыт системного анализа): Дис. ...докт. пед.наук.-М., 1999.-27 с.
34. Байрамова Ж.А. Текстовый контроль как средство активизации учебной
деятельности студентов: Дис. ...канд.пед.наук.-Махачкала, 1999.-46 с.
35. Байчоров К.У. Образовательные стандарты как основа разработки новых
технологий подготовки специалистов: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. -
Санкт-Петербург, 1997.-39 с.
36. Бадаев А.А. Активные методы обучения. - М.: Профиздат, 1986. - 96 с.
37. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.,
1990.-183 с.
38. Барабашева Н.С. Как выбирается руководитель. - М.: Экономика, 1989. - 32
с.
39. Барон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя //
Вопр. Психол. - 1990. № 2. - С. 153-159.
40. Беленчук Л.Н. Православная педагогика // Педагогика. - 2000. №4. - С.92-
97.
41. Белозеров B.C. Стандартизация и педагогический мониторинг как форма
управления подготовкой кадров в условиях многоуровневого высшего пе-
160

дагогического образования // Многоуровневое высшее педагогическое об-
*л разование. Вып. 6. - Омск, 1994. - С. 16.
42. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. - М.: Педаго
гика, 1989, - 208 с.
43. Белухин д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики /Курс лек
ций/. 4.1. - М: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО
«МОДЭК».-1996.-317с.
л 44. Бенькович И.В. Организационно-педагогические модели интеграционных процессов в региональном образовании: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2000. - 17 с.
45. Бережная И.А. Особенности оценки знаний в педагогическом колледже:
Дис... .канд.пед.наук. - Краснодар, 1998. - 84 с.
46. Бердяев Н.А. Философия свободы. -М., 1989. -241 с.
Wt ^ БеРналДж- Возникновение жизни / Пер. с англ./-М.: Мир, 1969.-С. 15.
48. Бернус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического об
разования: Монография. - Ростов н/Д; Изд-во РПГУ, 2002. - С. 175-188.
49. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,
1989.-230 с.
50. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-
воспитательного процесса подготовки специалиста. - М.: Высш. шк., 1989.
$ -144 с.
51. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. - М.: Пе
дагогика, 1988.-256 с.
52. Бестужев-Лада И.В. Россия накануне XXI века. 1904-2004. От колосса к
коллапсу и обратно. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 230
с.
^ 53. Библер В.В. На гранях логики и культуры: Книга избранных очерков. - М.:
Русское феноменологическое общество, 1997. - 440 с.
161

54. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации //
Педагогика. - 1996. № 1. - С. 59.
55. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. - М,: УРАО,
1998.-576 с.
56. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -
М: Наука, 1973.-695 с.
57. Блэр Т. Новая экономика требует новой системы образования // Высшее об-
разование России. - 2000. № 2. - С. 103-105.
58. Боголюбов В.И. Теоретические основы конструирования современных пе
дагогических технологий: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Майкоп,
1999.-48 с.
59. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983. - 272 с.
60. Большой энциклопедический словарь. Т.2.-М.: Энциклопедия, 1991.-823
61. Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и фор
мирования педагогической культуры // Формирование педагогической
культуры будущего учителя. - Ростов н/Д: РГПИ, 1969. - 140 с.
62. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистиче
ских теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш.
пед, учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов н/Д: Творческий
центр «Учитель», 1999. - 560 с.
63. Бондаренко Е.Г., Козулин А.В. Демократизация образования: основные
принципы // Высш. образование в Европе. Т. XVI. - 1991. № 1. - С. 78.
64. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактиче
ский аспект. - М,: Просвещение, 1987. - С. 48
65. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 303 с.
162

66. Бордовский В.А. Теория и практика организационно-методического обес-
печения инновационного развития высшего педагогического образования:
Автореф, дисс.... докт. пед. наук. - Санкт-Петербург, 1999. — 39 с.
67. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции
педагога воспитателя в системе непрерывного образования: Дис. ...докт.
пед.наук. - Волгоград, 2001. - 59 с.
68. Бочаров М.К. Наука управления: новый подход. - М: Знание, 1990. - 45с.
69. Булынин A.M. Эволюция ценностей высшего педагогического образования
(историко-теоретический аспект): Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Мо
сква, 1999. - 39 с.
70. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - Киев, 1989. - 103 с.
71. Буткевич В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педа
гогического образования 1960- 1990.-Дисс.... докт. пед. наук. -М., 1994.
-341с.
72. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н.Новгород,
1991.-119с.
73. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент.
-М.: Просвещение, 1991. - 123 с.
74. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. - М.: Экономика,
1995.-39 с.
75. Васильев В.И. Педагогическое управление в школе: методология, теория,
практика. - М.: Педагогика, 1990. - 83 с.
76. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 692-698.
77. Вендеровская Р.Б. Традиция как аксиологическая категория истории обра
зования // Вопросы развития гуманитарного образования в отечественной
школе предреволюционного периода. / Образование: идеалы и ценности. —
М.,1995.-С. 168-199.
163

78. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профес-
сиональной мотивации. - М.: Высшая школа, 1986. - 158 с.
79. Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. - Киев: Высшая
школа, 1977.-310 с.
80. Верлоха А.П. Дидактические основы оптимизации процесса обучения дис
циплинам в вузе: Автореф. дисс, ... докт. философ, наук. -Киев, 1986.-47
с.
81. Верхлова А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. - Киев: Высшая
школа, 1979. -176 с.
82. Вессель К.-Ф. Педагогика в философии и на практике /пер. с нем./. - Бер
лин, 1975.-126с.
83. Вичев В. Нравственная культура руководителя. - М.: Политиздат, 1988. -
77 с.
84. Власова Н. И проснешься боссом...- Новосибирск: Экор, 1989.-43 с.
85. Волков ГЛ. Школа XXI // Педагогический вестник. - 1994. № 4. - С. 3-8.
86. Воробьев Г.В. Молодежь в информационном обществе. - М.: Молодая
гвардия, 1990.-255 с.
87. Воробьева Л.И. Дидактические условия формирования интеллектуальных
умений студентов педвузов: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1990. - 180 с.
88. Воронина Т.П., Кащицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых
информационных технологий. - М,, 1995. - 20 с.
89. Воронова Т.А. Формирование готовности к методическому самообразова
нию в условиях университета: Автореф. дисс.,,. канд. пед. наук. - Л,: ЛГУ, .
1986.- 18 с.
90. Воскресенская Н.М., Данчинская В.П. Модернизация содержания образова
ния//Народное образование. - 1988. № 11.-С. 95.
91. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М., 1995.-111 с.
164

92. Вульфсон Б.Л, Прогностические модели систем образования для объеди
ненной Европы // Прогностические модели систем образования в зарубеж
ных странах. - М., 1994. - 104 с.
93. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т,2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
94. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М: Изд-во МГУ, 1988. -
254 с.
95. Гагарин А.С. Молодой руководитель в трудовом коллективе. - Свердловск,
1990.-62 с.
96. Газман О.С Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных
условиях. - М.: ИПИ РАО, 1995, - С. 3.
97. Гальперин П,Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 148 с.
98. Гегель Г.-Ф. Философская пропедевтика. 1808-1811 гг.//Работы разных лет
в двух томах. Т.2.-М., 1971.-С. 61.
99. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выделенная из целей воспитания. - М.,
1806.-23 с.
ЮО.ГербартИ.Ф. Очерки лекций по педагогике.-М., 1835.-75 с.
1О1.Гершунский Б.С. Прогнозирование развития образования: Проблемы и пер-спективы // Образование в современном мире. - М.: Педагогика, 1986. - С. 202-203.
1О2.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / В поисках прак- тико-ориентированных образовательных концепций / - М., 1997.-697 с.
ЮЗ.Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: «Школа-пресс», 1995. - 448 с.
Ю4.Гильманов СА. Педагогические основы актуализации творческой индиви-дуальности педагога: Дисс.... докт. пед. наук. - М., 1969. - 420 с.
105Хинецинский В.И. Педагогическое знание как методологическая и теорети- ческая проблема: Дисс. ... докт. пед. наук. - Л., 1988. - 332 с.
165

Юб.Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства//Педагогика.- 1997. №3.-С. 10-15.
Ю7.Гиршович B.C. Справочник менеджера образования. В двух томах. Т.1. -М.: Новая школа, 1995. - 80 с,
1О8.Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /пер. с англ./. ~М.: Прогресс, 1976.-496 с.
1О9.Глинский Б.А., Грязное Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ), - М.: Изд-во МГУ, 1965. -230 с.
ПО.Годник СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж: Воронежский университет, 1984. - 208 с.
Ш.Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспекти-вы. - Ставрополь: СГПУ, 1995. - 165 с.
112.Горовая В.И., Белозеров B.C. Стандартизация и педагогический мониторинг как форма управления подготовкой кадров в условиях многоуровневого высшего педагогического образования // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 6. - Омск, 1994. - С. 16-20.
113.Горский Д.П. О процессе идеализации и его значении в научном познании // Вопр. философии. - 1963. № 2. - С. 50-60.
114.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление 540100 «Естествознание». - М., 1994.
П5.Готт B.C. О формировании нового типа педагогического мышления // Фи-лос. науки. - 1985. № 3. - С. 38-42.
Пб.Готт B.C., Урсул А.Д., Сименюк Э.П. О единстве научного знания. - М.: Знание, 1977.-64 с.
1 П.Грабарь М.И., Краснянская К.М. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непарнометрические методы. - М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
166

П8.Гребенкина H.JL Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дис. ...докт. пед.наук. — М,, 2000. - 95 с.
119.Громова М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. //Высшее образование в России.- 1994. №4.-С, 105-108.
120.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.-112 с.
121.Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, ИЛ. Костенчука. - М., 1995. - 115 с.
122. Гуманизация и демократизация образования // Инновации и нововведения. -Омск, 1995. -80 с.
123.Гунявина Н.Л. Научно-методические основы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования: Дис. ...канд.пед.наук. -М., 2000.-64 с.
124.Гура В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая ос-нова гуманизации информационных технологий обучения: Автореф. дисс, ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1994. - 17 с.
125.Гуров В.Н. Социальная педагогика в действии: опыт работы. - СГУ., 1994. -57с.
126.Гусинский Э.М. Образование личности. - М.: Наука, 1994. - 287 с.
127.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М,: Педагогика, 1986.-240 с.
128.Данилов М.А, Проблемы методологии и методики дидактических исследо-ваний. -М.: Педагогика, 1971.-350 с.
129,Данилкж А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.-440 с.
167

13О.Демина Н.Д. Взаимоотношения учителя и учащихся в педагогическом про-цессе: Дисс.... докт. пед. наук. - М., 1996. - 254 с.
131.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное по-собие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
132.Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. — Новосибирск: Новосибирский электротехнический институт, 1971. - 180 с.
133.Доклад о положении дел в области образования в мире / ЮНЕСКО. - Париж, 1991.
134.Долженко О.В. Некоторые аспекты технологии обучения // Современная высшая школа. -1984. № 2 (46). - С. 119-122.
135.Дьяченко И.И. Оптимизация управления учебным познанием: Автореф. дисс. ...канд.пед.наук.-Л., 197О.-22с.
136,Жуков Ю.М., Пилипитченко Ю.Г. Школа делового общения для менедже-ров. - М.: Знание, 1989. - 172 с.
137.Жуплев А.В. Эффект горизонта. - М.: Экономика, 1989. -192 с.
138.Журавлев A.JL Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. -1988. Т.9, -№ 6. -С. 53.
139.3агвязинский В.И. Основы дидактики высшей школы. - Тюмень: ТГУ, 1978.-91 с.
140.3агвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
141.3агвязинский В.И. Творчество и управление школой. - М.: Педагогика, 1991.-102 с.
142.3агвязинский В.И. Учитель как исследователь, - М.: Знание, 1980. - 94 с.
143.3агвязинский В.И., Фомичева И.Г. О роли системного и комплексного под-ходов в совершенствовании дидактических систем развивающего обучения // Развивающее обучение в вузе. - Тюмень: ТГУ, 1983. - С. 3-13.
16$

144,3агузов Н.И. Докторские диссертации по педагогике (1937-1994). — Москва-Краснодар, 1995.-100 с.
145.Зайцева О.Г. Проектирование и реализация учебной информации в образо
вательном пространстве современного вуза на основе принципа интегра
ции: Дисс канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 182 с.
146.3акон Российской Федерации «Об образовании». -М., 1992. - 23 с.
147.3акон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - М., 1996. - 29 с.
148.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981.- 160 с.
149.3отов А.Н. Советы управляющему. - Свердловск: Экор, 1991. - 123 с.
150.Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М., 1984. -126 с.
151.Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. Вып. 1.-М.: Высшая школа, 1972.-138 с.
152.Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.И. Прозументовой. - Барнаул-Томск, 1997. - 128 с.
153.Иосифович Н. Как стать толковым руководителем. - М.: Вече Персей. ACT, 1995.-36 с.
154.Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения //Межвуз. сб. научн. трудов / Под ред. Г.Е. Ковалевой. - Л.: ЛТИ им. Ленсовета, 1990,-188 с.
155.Исследование по общей теории систем. Сборник переводов. Общ.ред. и вступ.ст. В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина. - М., 1969. - С.23-32.
156.История педагогической технологии // Обзорная информация НИИ теории и истории педагогики. - М., 1992. - 133 с.
169

157.Каган В.И., Сыченков И.А. Основы оптимизации процесса обучения в выс-
^ шей школе (Единая методическая система института: теория и практика):
Научно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1987. - 143 с.
158.КадыровБ,Р. Способности и склонности.-М.: Знание, 1990.-93 с.
159.Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995. - 64 с.
160.Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методические проблемы. - М: Педагогика, 1980. - 158 с.
161.Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы
1 будущего. - М., 1997. - С 11-12.
162.Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избр. педагог, соч. - М., 1982, - С. 351, 368,375.
163.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Ар-
сеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
v 164.Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и прак-тика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
165.Кинелев В.А. Об итогах работы высшей школы в 1994 году и основных направлениях ее деятельности в 1995 году // Высшее образование в России. -1995. №1.-С 7-27.
166.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогиче-ских поисках. - М: Арена, 1994. - 222 с.
•> 167.Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. - М.; Наука, 1997. - 72 с.
168.Клименко Т.К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Матер, науч.-практ. конф. 4.1. - Чита: Изд-во За-6ГПУ, 1998.-С. 38-43.
^ 169.Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании// Пе-
дагог. -1999. №7. - С 93
170

170,Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000. - С. 158.
171.Колтаков К.Г., Москвичев И.И. Управление содержанием педагогического образования (об основных принципах)// Пед.университет.вестн .Алтая. -1999. №2.-С. 104
172.Комаров В.П. Организатор и организаторская деятельность. - М,: Экономика, 1987.-94 с.
ПЗ.Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1982.-С. 242-477.
174.КонаржевскийЮ.А. Внутришкольный менеджмент.-М., 1993.-78 с.
175.Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М.: Педагогика, 1982.-38 с.
176.Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педаго-гике // Советская педагогика. - 1970. № 9. - С. 42-48.
177.Коротяев Б.И., Головко МБ. Методология и принципы интеграции учебных дисциплин // Интеграционные процессы в теории и практике: Интегрирование содержания, методов и форм. - Свердловск: СИПИ, 1990. - С. 46-54.
178.Костикова М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического об-разования // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Матер, науч.-практ. конф. 4.1. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998.-С.36-41.
179.Котова И.Б., Шиянова Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте оте-чественных теорий личности. - Ростов н/Д: РГПУ, 1995.-314с.
180.Котова И.Б., Шиянова Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 1997. -144 с.
181-Котова И.Б., Шиянова Е.Н. Философско-гуманистические основания педа- гогики. - Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 1997. - 80 с.
171

182.Котова И.Б., Шиянова Е.Н. Педагогика. Новые технологии обучения. — М.,
^ 1999.-140 с.
183.Кошелев В.М. Научные основы управления и организации труда. — М.: Экономика, 1987.-74 с,
184.Краевский В.В. Педагогическая концепция сождержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. - 1994. № 1. — С. 42-44.
185.Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологиче-скиЙ анализ). - М.: Педагогика, 1977. - 64 с.
186.Крегер О., Тьюсон Д.М. Типы людей и бизнес. - М.: Персей Вече. ACT, 1995.-90 с.
Ш.Кричевский Р.П. Если вы руководитель. - М.: Дело, 1998. - 32 с.
Ш.Крупская Н.К. Народное образование и демократия // Пед.соч.: В т. 1. - М., 1957.-23 с.
189.Кузнецов В. Личность директора школы//Нар. образ. - 1993. № 12, —С.37
190.Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. — М.: Знание, 1983. -64 с.
191.Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -М.: Политиздат, 1976. - С. 17.
192.Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.;
$ ЛГУ, 1970. -114 с.
193.Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы педагогического исследования.-М., 1980.-С. 10.
194. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследований.-М.: НИИ ОП, 1980.-С. 105.
195.Кукуев А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного об-
ф разовательного процесса: Дис. .. .канд.пед.наук. - Ростов-н/Д, 2001. — 27с.
172

196.Кулемин И.А. Управление образовательным учреждением на основе квали-
? метрического подхода (теоретико-методологический аспект): Дис.
.. .канд.пед.наук. - Ижевск, 1997. - 89 с.
197.Купцова Г.И. Взаимосвязь управления и самоуправления в учебно-познавательной деятельности студентов: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1989.-211 с.
198.Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М.: Экономика, 1992. - 82 с.
199.Лазарев B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. - М.: Новая школа, 1995. - 22 с.
2ОО.Левина М.М. Сущность и структура методов обучения, - М.: Высшая шко-ла, 1978.-158с.
201.Левина М.М.Технология обучения, роль в структуре педагогического зна-ния. -М.: МГРИ им.В.И.Ленина, 1991. - Сб.
. 2О2.Левицкий Г. Проблемы управления народным образованием и исследова-
?
ния его эффективности. - М.: МШИ, 1987. - 89 с,
203.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психолог, произ-ведения в 2т. Т.2.-М.: Педагогика, 1983.-С.94-231.
204.Леонтьева О.М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели: Автореф, дисс. ... канд. пед. наук. -М., 2000.-21 с.
^ 2О5.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.-186 с.
2О6.Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. - М: Наука, 1991. - 65 с.
2О7.Литвинцева Н.П. Психологические тесты для деловых людей. - М.: Эко, 1994.-90 с.
208.Магамадова Л.Х.Управление процессом развития профессионально
го ценностных ориентации будущего учителя: Автореф. дисс канд. пед. на
ук, -М., 1993.- 19 с.
¦ 173

2О9.Майталь Ш. Экономика для менеджеров. - М,: Экономика, 1993, - 43 с. ^ 2Ю.Макаров С.Ф. Менеджер за работой. -М.: Экономика, 1989. - 38 с.
211. Мамигонова Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 1993. - 39 с.
212.Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен. - М.: Экономика, 1993. - 84 с.
213.Матюшкин-Герке А.А. Структурно-логические модели конструирования учебной информации и их использование в управлении процессом обуче-ния: Дисс.... канд. пед. наук. - Л., 1978. - 177 с.
214.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 365 с.
215.Мескон X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. —-М.: Дело,
1992.-39 с.
.*. 216.Методологические проблемы развития педагогической науки. - М.: Педагогика, 1985,-240 с.
217.Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 255 с.
218.Михайлова Н.С. Организационно-педагогические условия диагностики качества знаний учащихся в системе вариативного образования: Дис. .. .канд.пед.наук. - Новосибирск, 2000. - 93 с.
Ў 219.Моисеев A.M. Профессиональное мышление руководителя. - М.: Экономика, 1992.-38 с.
220.Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. - 1990. № 7. - С. 17-22.
221.Монахов В.М, Аксиоматический подход к проектированию педагогической
технологии // Педагогика. - 1997. № 6. - С. 26-31. У} 222.Мудрик А. В. "Социализация и воспитание" - М., 1997. - 52с.
174

223,Муратова В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся: Дис... ,канд.пед.наук. - Саратов, 2000. - 94 с.
224.Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1997. - 39с.
225.Мясищев В,Н. Психология отношений. - М, 1995. - 167 с.
226.Найн А.Я. Инновации в образовании, - Челябинск, 1995. - 288 с.
227. Никитина И.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. -2000.Ж7.-С.65-70.
228.Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педа-гогика, 1989.-278 с.
229.Огаркова А.П. Педагогическое управление развитием учебно-операциональной и познавательной самостоятельности студентов. - Магнитогорск: МГМА, 1997. - 153 с.
230. Огородников И.Т. Организация и методика работы в высшей школе. - М., 1934.-85 с.
231.Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - 876 с.
232,Олкок Д. Искусство администрирования. - М.: Экономика, 1988. - 82 с.
233.0колелов О.П. Программно-целевой подход к управлению учебным про-цессом в вузе // Сов. педагогика. - 1983. № 8. - С. 23-33.
234.Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Высшая школа, 1986. - 303 с.
235.Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. - М.: Знание, 1990.-182с.
236.Панфилов В.П. Новое в подготовке руководителей. - М.: Знание, 1990. -89 с.
237.Папулов П.А. Кадры управлением производством. - М.: Экономика, 1985. -78 с.
238.Педагогический словарь. T.I. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 774 с.
175

239.Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Выс-
шая школа, 1989. - 368 с.
240.Петрова П.С. Будущему менеджеру. - М.: Наука, 1988. - 122 с. 241.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив, - М.: Политиздат,
1982.-225 с. 242.Петровский А.В. Психология в каждом из нас. - М.: Просвещение, 1992. -
27 с.
243.Питателев В.А. Персонал: как руководить, - М.: Эко, 1990. - 38 с. 244.Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986.-85 с. 245.Подласый И.П. Проблема объективного измерения учебно-педагогической
информации //Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения
педагогических явлений и процессов. - М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973. - С.
360. 246.Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. - М.: Знание, 1998. -
183 с. 247.Поташник М.М. Управление современной школой. - М.: Знание, 1992. -1
57 с. 248.Поташник М.М. Управление развитием школы. - М.: Новая школа, 1996. -
72 с. 249.Поташник М.М. Демократизация управления школой. - М.: Знание, 1990. -
26 с.
250.Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1983.-448 с. 251. Ребус Б.М. Психологические основы управления школой. - Ставрополь:
СГПИ, 1990.-84 с. 252.Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под
ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 880 с.
176

253.Редпих СМ. К вопросу о качестве подготовки учителей// Педагог. — 1999.
^ №6. - С. 54.
254.Рощупкин Ю.В. Дидактические условия и критерии повышения объектив-ности и надежности оценки знаний студентов на основе учета их познава-тельных способностей: Дис... ,канд.пед.наук. - Казань, 2000. - 63 с.
255.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. - М: АПН СССР, 1989.-485 с.
256.Рубцов В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности: Автореф. дисс..., докт. пед. наук. - М., 1986. - 42 с.
257.Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений, - М.: Инфра-МЮ., 1996. - 129 с.
258.Садовский В.Н. Основания общей теории систем / Логико-методологический аспект.-М.: Наука, 1974.-311 с.
259.Санталайнен Т., Водтилайнен Э. Управление по результатам. - М,: Про-
W
гресс,1993.-290с.
26О.Северцев В.А., Похомов Н.Н., Гассель Б.М. Актуальные методологические проблемы образования // Совр. высш. шк. - 1984. - № 4. - С 17-47.
261.Селевко ПК. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
262.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология.
* - Волгоград, 1994. - 152 с.
263.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
264.Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 129 с.
265.Сладкова Н.М. Система управления образовательными проектами в регио-
^ не: Автореф. дисс канд.пед.наук.-М., 1999.-23 с.
177

266.Сластенин В,А. Гуманистическая парадигма педагогического образования //
Магистр. - 1994. № 6. - С. 3-8.
267.Сластенин В.А., Мищенко В.А., Руденко Н.Г. Некоторые аспекты формирования технологической культуры учителя// Педагог. - 1999. №7. - С. 83. 268.Сластенин В.А. Педагогическое образование для XXI века// М., 1994. -
С. 187. 269.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.
-М.: Магистр, 1997.-224 с. 27О.Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О личностно-ориентированных технологиях
подготовки учителя// Педагог. - 1997. №3. - С. 93. 271.Сластенин В.А., Щуркова Н.Е. Педагогическая технология// Программа
курса. - М.: изд-во МПГУ, 1991. - 37 с. 272.Слинько О.В. Люди в вашем деле соционического менеджмента. - Киев,
1996.-29 с.
273.Смирнова З.А. Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста: Дис. ...докт. пед.наук. - Саратов,
2001.-39 с. 274.Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,
1981.-С. 920. 275.Солямкина Л.Е. Учебно-методический комплекс как средство профессио-
нального саморазвития студентов: Дис... .канд.пед.наук. - Волгоград, 1999.
-183 с. 276.Субетто А.И. Дуальность организации и управления как фундаментальный
объяснительный принцип механизма цикличности развития. - М., 1989. -
39 с. 277.Сусленко В.В. Методологический анализ ценностных ориентации: Авто-
реф. дисс канд. философ, наук. - Томск, 1978. -19 с.
178

278.Сучкова ЛЛ. Централизованное тестирование как средство экспертизы ка-
Л чества образования: Дис,.. ,канд.пед.наук. - Ростов-н/Д, 2000. - 82 с.
279.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984 - 71 с.
280.Таранова Т.Н., Малашихина И.А. Педагогика и методика высшей школы: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: СГУ, 1999. - 86 с.
281.Таранов П.С. Золотая книга руководителя. - М.: Экономика, 1996. - 39 с.
282.Тарасов В.Л. Персонал - технология. - Ленинград: Нева, 1989. - 192 с.
283.Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Знание, 1985. - 183 с.
284,Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т. 1. - М.: Просвещение, 1985, - 172 с.
285.Терехов В.П. Управленческая деятельность в школе: психологический аспект. - М.: Знание, 1987. - 63 с.
286.Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск: Фолиум, 1996. - 224 с.
287.Тимофеева Ю.В. Системный подход к проблеме совершенствования выс-шего образования//Высш. образование в России,-1994. №2.~С. 116-124.
288.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Основы рефлексивного управления обучением // Технология модульного обучения в школе. - М., 1997. - 352 с.
289.Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978.
-272 с.
¦* 29О.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. - 139 с.
291.Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент и маркетинг». - М.: Эко, 1996. - 94 с.
292.Уткин Э.А. Профессия - менеджер, - М.: Экономика, 1992, - 59 с.
293.Ушаков К.М. Управление школьной организацией. - М.: Знание, 1995. - 175 с.
V*
179

294.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. -С. 121.
295.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8. - М.-Л,: Изд-во АПН РСФСР, 1949.-776 с.
296.Фишер П. Новичок в кресле шефа. -М.: Экономика, 1995.-49 с.
297.Фокина О.А. Управленческая поддержка освоения педагогическим коллективом концепции и технологии личностно-ориентированного образования: Дисс.... канд. пед. наук. -Волгоград, 2002. - 170с.
298.Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. - М.: Знание, 1993.-С. 345-360.
299.Хозе СЕ. В учительском строю: единомышленники и соавторы педагога. -М.: Педагогика, 1990.-27 с.
ЗОО.Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. - М., Знание, 1993.-95 с.
301 .Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личностей. - СПб: Питер Пресс, 1997. - 73 с.
302.Челышкова М.Б. Теоретико-методологические и технологические основы адаптивного тестирования в образовании: Дис. ...д-ра пед.наук, - С-Пб., 2001.-172 с.
303.Чернов ВЛ. Организационно-педагогические условия управления иннова
ционными процессами в условиях непрерывного профессионального обра-
зования: Автореф. дисс канд. пед. наук.-Майкоп, 1999.- 16 с.
304.И.Д. Чечель Управление исследовательской деятельностью педагога и уча-щегося в современной школе. - М., 1999. - 94 с.
305.Чучалин И.П., Ямпольский В.З., Чудинов В.Н. и др. Модели управления учебным процессом вуза. - Томск: ТГУ, 1992. - 178 с.
ЗОб.Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. - М.: Знание, 1992. - 82 с.
307.Шамова Т.И. Подготовка директоров школы: опыт и перспективы // Сов. педагогика. - 1990. № 3. - С. 71.
180

308.Шаповалов В.А. Высшее образование в системе культуры: Науч. изд. -Ставрополь: СГУ, 1996. - С. 22-41.
309.Шаповалов В.А., Горовая В.И. Модель специалиста как основа конструирования содержания образования и процесса обучения в педагогическом вузе // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 6. - Ставрополь: СГПУ, 1994.-С. 3-11.
ЗЮ.ШепельВ.М. Управленческая этика.-М.: Наука, 1989.-63 с.
ЗН.Шипшшна Л. Менеджмент в сфере образования // Высш. Образование в России. - 1997. № 2.- С. 30.
312.Широкова Е.Ф. Педагогичксая технология - важный компонент профессиональной подготовки учителя // Педагог. -1997. №2. - С. 53.
313.ЭнкельманН. Преуспевать с радостью.-М.: Экономика, 1993.-89 с.
314.Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. - Л.: ЛГУ, 1991.-114с.
181



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.