Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Городецкая роспись как средство формирования культурно- исторической памяти детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2009. Страниц: 83. Уникальность по antiplagiat.ru: 84.

Описание (план):


Городецкая роспись как средство формирования культурно- исторической памяти детей старшего дошкольного возраста

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


БАРНАУЛ – 2009

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ…….……………………….…………………………….8
1.1 Трансляция культурной памяти как условия сохранения национального самосознания……………………………………………………....……….……..8
1.2 История становления и развития традиций Городецкого промысла……………………………………………………….………….………….…..15
1.3 Педагогические условия формирования культурно- исторической памяти детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с Городецкой росписью……….…………..……………………………………..….…31

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ НА ТРАДИЦИЯХ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ ……………………………………..……..45
2.1 Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Купавка» по мотивам Городецкой росписи………………………………………..…45
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………….… 60

Заключение………………………………………………………………………75
Список литературы …………………………………..…………………………80
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Задача воспитания гражданина и всесторонне развитой личности не может быть успешно решена без познания ребёнком культуры своего народа, его традиций и обычаев.
Народное искусство влияет на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задачи возрождения и совершенствования традицион-ных художественных промыслов приобретают особую актуальность. Ради сохранения национальной художественной традиции, этого живого родника, необходимо и заботиться о творческом развитии народных промыслов. Сберечь — не значит "законсервировать", вырвать из естественного развития, остановить на повторении и копировании прошлого. Художественные промыслы, развиваясь, не могут не испытывать влияние современности. Традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя все лучшее в художественной практике.
Народное искусство представляет собой сложный синтез материального и духовного, включая нравственные нормы, эстетические чувства, потребности, вкусы и идеалы и поэтому важно углубить представления ребёнка о сути и природе народного декоративного искусства.
Одним из направлений возрождения народных традиций в образовании является приобщение старших дошкольников к народным декоративно-прикладным видам искусства на основе изучении Городецкой росписи.
Городецкую роспись как вид декоративно-прикладного искусства изучали А.Е. Коновалов, Ю.В. Максимов, Т. Маврина, Д.В. Прокопьев, Н.Ф. Ермачкова. Проблему декоративного искусства изучали Т.М. Разина, М.А. Некрасова, И.Я. Богуславская. Освоением культурного наследия занимались Д.М. Ботнарь, Г.Я. Федотов. Проблемой декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста занимались Н.А. Ветлугина, Т. С. Комарова.
Вопросы формирования культурно-исторической памяти детей дошкольного возраста на традициях Городецкой росписи остаются мало изученными .Отсутствие методических рекомендаций по формированию культурно-исторической памяти детей дошкольного возраста и потенциальными возможностями Городецкого промысла в этом процессе обозначили проблему, которая формулируется следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-исторической памяти детей старшего дошкольного возраста на традициях городецкого народного промысла.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие формированию культурно-исторической памяти старших дошкольников на традициях Городецкого народного промысла в условиях учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования культурно-исторической памяти детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Городецкий народный промысел как средство формирования культурно-исторической памяти детей на традициях росписи Городца.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы проблемы формирования культурно-исторической памяти детей в контексте народной педагогики;
- выявить этнопедагогические возможности формирования культурно-исторической памяти старших дошкольников;
- изучить историю возникновения и развития Городецкой росписи;
- разработать авторскую программу «Купавку» для детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования;
- выявить эффективность разработанной программы в формировании культурно-исторической памяти старших дошкольников.
Цель и предмет исследования определили гипотезу, согласно которой использование традиций народного художественного творчества в воспитательном процессе учреждения дополнительного образования позволяет оптимизировать процесс изучения культурного наследия народа с целью формирования культурного наследия народа с целью формирования культурной памяти старших дошкольников. Процесс формирования культурно-исторической памяти детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности будет протекать более успешно, если:
- в воспитательно-образовательном процессе будут созданы необходимые педагогические условия и использован комплекс методов и приёмов, направленный на стимулирование у детей интереса, формирование мотива ,а затем и потребности в расширение духовно-нравственного опыта в виде знаний ,представлений и практического их воплощения в продуктах детского художественного творчества в процессе ознакомления с Городецким народным промыслом.
- создана образовательная среда, способствующая эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Методологическую основу составляют положения о воспитании как общечеловеческой ценности; о присущей мировому педагогическому процессу тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения саморазвития, а также использовались труды, посвящённые проблемам народной педагогики, традициям и обычаям старообрядческого населения Алтайского края.
В процессе написания дипломной работы использовались труды Л.С. Выготского, В.В. Волиной, Д.И. Латышиной, О.А. Князевой, О.С. Щербаковой и В.Е. Фомина, А.А. Задворных и др., а также этнографические материалы по истории Городца.
В исследовании используется комплекс методов, соответствующий природе изучаемого явления и адекватный поставленным задачам: наблюдения, беседы, теоретический анализ педагогической и культурологической литературы, педагогический эксперимент, анализ продуктов детского творчества, статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МОУ ДОД БГСЮТ г. Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап – поисково - теоретический: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; осмысления методологических и теоретических положения исследования, определение объекта и предмета исследования; формулирование гипотезы и задач, разработка программы опытно-экспериментальной части, отбор методов исследования; проведение эксперимента и анализ его результатов.
Второй этап – теоретико - экспериментальный: определение педагогических условий формирования культурно-исторической памяти в процессе приобщения к Городецкой росписи, а также их внедрение апробация, фиксирование и обоснование результатов формирующего эксперимента.
Третий этап – итогово - обобщающий: анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов исследования.
Практическая значимость: содержащиеся в работе методические рекомендации позволяют педагогам ДОУ и центров детского творчества более эффективно овладевать конкретными формами использования Городецкого народного промысла в формировании культурно-исторической памяти старшего дошкольного возраста.
Структура дипломной работы: дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, методологическая база и методы исследования.
В первой главе исследования рассматриваются теоретические и исторические основы культурно-исторической памяти. Определяются понятия народных традиций и национальной культуры. Представлены результаты изучения художественных традиций Городца. Особое значение уделено рассмотрению воспитательного значения народных традиций.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-исторической памяти детей старшего дошкольного возраста на традициях Городецкого народного промысла. Представлена авторская программа «Купавка» и результаты её апробации.
В заключении сформулированы итоговые выводы и рекомендации.
В приложениях представлены методические материалы и рекомендации к образовательной программе «Купавка».


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ

1.1 Трансляция культурной памяти как условие
сохранения национального самосознания

Любой прогресс общественного развития связан с передачей культурно-исторического опыта от поколения к поколению. Система, характеризующая стабилизацию общества, его уровень культурного развития включает в качестве центральных звеньев образование и воспитание. На протяжении всей истории общества складывались различные парадигмы образования и воспитания человека. Они имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность. Основной элемент культурологической парадигмы образования заключается в осознании типа культуры, способов развития человека в процессе освоения элементов культуры, обучения, поведения, общения.
Культура - значит «взращивание», соответственно, применительно к человеку - это его формирование и совершенствование. Образование -оптимальный способ вхождения человека в мир науки, и, наряду с воспитанием - передача социального опыта и овладение ценностями мировой культуры. Жизнь и практика человека, культурное наследие различных народов и отрасли постоянно развивающейся науки - неиссякаемый колодец, из которого черпается и пополняется содержание образования. Для каждого культурно-исторического этапа развития социума и государства характерна своя система образования, а для народа, нации — система воспитания. Образование - это процесс трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности. В процессе воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение, поэтому смысл образования не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры. Вопросы взаимодействия культуры, образования и
воспитания как ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации в центре внимания всего мирового сообщества.
Воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальностей и этносов, а также предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности разных народов [1].
Жизнь человека - звено в цепи поколений. Молодой человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая и формирует его характер, стиль поведения, устремления, ценности, интересы. Обеспечение преемственности культурно-образовательной традиции, сохранение самобытности народа и сложившейся системы ценностей будут способствовать их «интеграции в систему мировых ценностей как элементов макросоциума» [2, с. 64]. При этом традиция выполняет важнейшую функцию в системных процессах образования и воспитания молодого поколения. Культура - такая часть общечеловеческого достояния, которая кропотливо и преднамеренно созидается и передается нам другими людьми, но никто не может ею овладеть без приложения собственных усилий. Освоение культуры предполагает научение, позволяющее осмыслить ее элементы в том ключе, как это задумывалось ее создателями...............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народное искусство обладает большой эмоциональной выразительностью и особой воспитательной ценностью. Народное искусство положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности, и, как показала наша работа с детьми старшего дошкольного возраста, эффективно способствовало формированную культурно- исторической памяти.
Выполненное нами исследование представляет один из возможных вариантов решения проблемы формирования культурно- исторической памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Выбор наиболее эффективных методов и средств формирования культурно- исторической памяти детей является одним из основных условий для полноценного и целостного приобщения к Городецкой росписи.
Достигая поставленной цели работы, нами были изучены теоретические основы, заявленной проблемы. В первой главе исследования рассматриваются теоретические и исторические основы национально-культурной идентификации, и национально-культурной идентичности. Так материал первой главы работы, позволяет сделать следующие выводы:
Для каждого культурно-исторического этапа развития социума и государства характерна своя система образования, а для народа, нации -система воспитания. Образование - это процесс трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности. В процессе воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение, поэтому смысл образования не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.
В настоящее время разрушение единого пласта культурной памяти стало очевидным. В связи с этим не только теоретическую, но и практическую значимость имеет проблема сохранения и восстановления общей культурной памяти народов России, без чего и их совместная будущность становится весьма проблематичной.
Молодое поколение не испытывает ностальгии по прошлому, его память не загружена идеологическими стереотипами. Во многом это явилось следствием кризиса прежнего мировоззрения в 90-е годы. В условиях обвального разрушения исторической памяти фундаментальным для единства российской культуры и личностной идентификации, особенно молодого поколения, остается культурное наследие народов России. Культурное наследие включает в себя не только вещественные объекты, образующие памятники материальной культуры и территории, но виды деятельности, технологии производства и самих людей как «носителей» традиционных культурных ценностей.
Своевременное приобщение детей к народной культуре будет способствовать формированию национальной идентичности, формированию стабильной (с психологической точки зрения - «нетревожной») картины мира и нахождению своего места в нем. Необходимо создать приоритетное направление изучения культуры и воспитание уважительного отношения к другим культурам их национальным особенностям.
Бережное, осознанное отношение к культурному наследию, а также трансляция культурной памяти - необходимое условие сохранения культурной идентификации россиян, укрепления национального самосознания в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Одним из средств формирования культурно-исторической памяти детей является их приобщение к традициям художественных промыслов.
Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой.
Изложенные в первой главе работы концептуальные положения, позволили разработать программу кружка «Купавка», предусмотренную для изучения старшими дошкольниками приемов, традиций, истории, современного развития Городецкой росписи.
Цель курса - дать детям возможность самовыразиться, почувствовать себя талантливым, выйти в жизнь уверенным в себе человеком, способствовать формированию у детей культурно-исторической памяти.
Данные наблюдений показали, что дети овладели не только определенным уровнем знаний - они получили навыки (основы) ремесленного мастерства в таких сферах как роспись по дереву. Творческие способности детей в полной мере реализовывались при подготовке и проведении праздников. Дети, в течение года учились петь народные песни, тренировались в сочинении произведений детского фольклора, обучались народным танцам. Элементы данного процесса наглядно показаны на фотографиях в приложениях к дипломной работе.
Результаты диагностического исследования позволяют сделать вывод об эффективности программы «Купавка», способствующей формированию у старших дошкольников культурно-исторической памяти.
Итак, наша гипотеза о том, что использование традиций народного художественного творчества в воспитательном процессе учреждения дошкольного образования позволяет оптимизировать процесс изучения культурного наследия народа с целью формирования культурной памяти старших дошкольников, полностью подтвердилась.
Таким образом, все поставленные в работе задачи решены, гипотеза подтвердилась, цель достигнута.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойков В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти («круглый стол») // Социологические исследования 2002. № 8.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Издательство «Питер», 2000.
3. Бородулин В.А. Основы художественного ремесла. М: Просвещение, 1979.-230с.
4. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности. - Вопр. псих, №3 - 78. -С. 163-165.
5. Верина В.И. Городецкая резьба и роспись на предметах крестьянского ремесла и домашней утвари. Горький, 1957.
6. Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве X -XX вв. М. 1974. -214 с.
7. Виннер А.В. Материалы живописи. М., 1954. - 118 с.
8. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М. 1972. - 346 с.
9. Власова, М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь/ М. Власова.- СПб., 1998. 522 с.
10.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб для студентов вузов/ Г.Н. Волков. -
М.:Академия, 199 - 168 с.
11.Вопросы жанров российского фольклора /Сборник статей. -М.: МГУ,
1972.-С.23-26.
12.Встречи этнических культур в зеркале языка. -М.: Наука, 2002. - 272 с.
13. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 272с.
14. Григорьева Г.Г. развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1999. – 344с.
15.Григорьев В.М. Важный резерв воспитания //Ж.Физкультура в школе, 1990-№4-С.2-6.
16.Григорьев В.М. Народная педагогика игры./Вопросы методологии и теории. Часть 2. М.: ОДИ-International, 1996.
17.Григорьев В.М. Широкая масленица //Ж.Физкультура в школе, 1993 -
№1 -С.48-54. 18.Григорьев В.М., Тимофеев Ю.Н. Игротека в школе //Ж.Физкультура в
школе, 1989-№8-С.47-51. 19.Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. - 312
с. 2О.Гумилёв Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. - М.:
Экопрос, 1993.-544 с.
21.Званцев М.П. Нижегородские мастера. Горький 1978. - 216 с.
22.Жегалова С.К. Русская народная живопись. М. Просвещение. 1984. -
344 с.
23. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 128с.
24. Корчинова С.А., Куликова Т.А. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320с.
25.Ионин Л.Г. Социология культуры. - М. 2006. - 372 с.
26.Каверина В.И. Городецкая резьба и роспись на предметах крестьянского ремесла и домашней утвари. Горький, 1957. - 187 с. 27.Канцедикас А.С. Народное искусство. М., 1975. -318 с.
28.Князева О.Л. Как жили люди на Руси - Санкт-Петербург, издательство
«Детство-Пресс», 1998. - 462 с.
29.Козлов В.А. Российская цивилизация. Российский постком-мунистический синдром: «Разрушенное прошлое» и кризис советской идентичности // Общественные науки и современность. 2003, № 4. - С.23-28. 30. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985. – 271с., ил.
31.Латышина Д.И. Живая Русь - Москва: Интер - Пракс, 1994, ч. 1. - 186 с. 32.Махмутова Х.И. Роспись по дереву. М. Просвещение. 1987. - 242 с.
L
33.Медведев А. Ф. Основание и оборонительные сооружения Городца на Волге. Культура Древней Руси. М. ,1966. - 194 с.
34. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 224с.
35. Нижегородский край: факты, события, люди. Н. Новгород, 1997. - 184 с.
36.Папина В.И. Разработка технологии отделки полуфабрикатов и изделий из дерева. Рукопись, 1969. М., архив НИИХП. - 256 с.
37.Полонская И.Н. Традиция, смысловые грани понятия // Научная мысль Кавказа. 2004. № 2. - С.21- 24.
38.Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький, 1979. -272 с.
39.Просвиркина С.К. Русская деревянная посуда. М., 1957. - 180 с.
40. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. М.: Владос. 2005. -303. с ил.
41.Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки мастерства. М. Культура и
традиции. 2006- 148 с.
42.Тарановская Н.В., Мальцев Н. В. Русские прялки. Л., 1970. - 280 с. 43.Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы. М., 2003. - 268 с. 44.Художественные промыслы РСФСР (справочник). М., 1973. - 492 с. 45.Чесноков В.И. Производство деревянных ложек. М., 2002. - 164 с.
46. Чуянов СП. Городецкие праздники. Н-Новгород. 4/96 Арника. 1995. -322 с.
47. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255с.
48.Шельпяков B.C. Рабочее место мастера художественной резьбы и росписи по дереву. М., 1974. - 96 с.
49.Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М. Просвещение. 1979. - 314 с.
50.Шушпанова А.В. Рукавица В.Ю. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. Ростов н/Дону: Феникс,2006.-347с.
51.Шевчук Л.В.Дети и народное творчество.М.Просвещение.1985.-418с.
52. Шайдурова Н.В. Педагогические аспекты теории и практики управления эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 190с.
53.Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. - М., 1998. - 466 с.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.