На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История развития документоведения в 19-м веке

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ В XIX ВЕКЕ 5
1.1. Причины возникновения министерского делопроизводства и его недостатки 5
1.2. Характеристика министерской системы управления 7
1.3. Основные стадии производства дел 15
2. ДОКУМЕНТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА 20
2.1. Виды документов исполнительного делопроизводства 20
2.2. Особенности оформления реквизитов документов в XIX веке 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34


ВВЕДЕНИЕ

Система и традиции российского документоведения формировались веками. Исторически в учреждениях России сложилась единая и регламентированная организация работы с документами, имеющая присущие только ей особенности.
Актуальность изучения документоведения в XIX веке обусловлена тем, что знание общих закономерностей и тенденций развития российского делопроизводства позволяет осмыслить сегодняшний день.
Основная задача, стоящая перед современными документоведами, заключается в том, чтобы, опираясь на опыт прошлого и используя работы настоящего времени, найти наиболее правильное решение вопросов, стоящих перед теорией и практикой документоведения. Поэтому изучение опыта документов в предшествующие годы и тщательный анализ современных проблем документации представляется актуальным направлением исследования.
Актуальность исследования министерского делопроизводства также выражена в том, что принцип единоначалия, являющийся основным для министерской системы управления, широко применяется и в нынешней России.
Отечественное делопроизводство имеет богатую историю, традиции; суть его не изменилась за сотни лет существования нашего государства. Современное делопроизводство - это результат многовекового исторического процесса. Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с середины XV в. Управление Московским государством сложилось из удельного княжества, а последнее было не столько государство, сколько хозяйство князя, в котором различные части управления поручались отдельным боярам, составляя прообразы будущих административных ведомств.
В начале XIX века на смену коллегиям приходит система министерств, для которых характерно исполнительное начало и единоличное руководство. Реформа управления приводит к тому, что коллежское делопроизводство, возникшее в XVIII веке, в центральном аппарате сменяется исполнительным. В то же время на нормах коллежского делопроизводства основывается работа присутственных мест губернии, в частности, на коллегиальных началах продолжали работать губернские правления. В XIX веке коллегиальное делопроизводство не исчезает, а продолжает сосуществовать с новой системой делопроизводства, действовавшей на основе единоначалия.
Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления.
Цель настоящего исследования - выявить особенности, присущие документоведению XIX века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые задачи:
• провести анализ системы документоведения в XIX веке: определить причины возникновения министерского делопроизводства и его недостатки, дать характеристику министерской системы управления и изучить основные стадии производства дел;
• дать характеристику Документарного обеспечения исполнительного делопроизводства: изучить основные виды документов исполнительного делопроизводства и особенности оформления реквизитов документов в XIX веке.
Объектом исследования является история развития Российского делопроизводства, а предметом исследования служит период министерского делопроизводства.
Анализ истории развития документоведения рассматриваются в работах В.А.Архипова, И.П.Маркова, А.Н. Соковой, Т.В.Кузнецовой, М.П. Илюшенко, Я.З.Лившица и др.


1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ В XIX ВЕКЕ

1.1. Причины возникновения министерского делопроизводства и его недостатки

Документоведение относится к разряду молодых наук, оно еще окончательно не сформировалась как научная дисциплина, обобщающая совокупность знаний о документе. Эта наука возникла не сразу, она прошла в своем развитии несколько этапов.
Исторически первой в этом ряду стоит документационная наука, возникшая в конце XIX в. и получившая международное признание в первой половине XX в. Под этим названием развивалась наука, предметом которой была документационная деятельность, включающая процессы сбора, систематизации, хранения, поиска и распространения (а с середины 1940-х годов - и создания) документов во всех сферах общественной жизни. Эта наука еще имела название «книго-архиво-музееведение» .
В начале XIX в. в результате административных реформ Александра I система государственных учреждений России была подвергнута серьезной корректировке. В состав высших государственных учреждений наряду с Правительствующим Сенатом вошли вновь созданные Комитет министров, Государственный совет.
Коллегии были заменены новыми центральными учреждениями - министерствами. Местные учреждения почти не претерпели изменений.
Предшественником министерского делопроизводства была система коллежского делопроизводства, сложившаяся на базе реформ государственного управления Петра I и Екатерины II, представлявшая собой систему, характеризующуюся высоким уровнем законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярий, строгим закреплением за должностными лицами и рядовыми работниками их обязанностей. Коллежское делопроизводство заложило основы, на которых развивалось российское делопроизводство в последующие полтора столетия.
Основной причиной возникновения министерского «исполнительного» делопроизводства явилась необходимость в улучшении организации высших административных учреждений. Министерства были построены на началах единоличной власти и ответственности. Для объединения их деятельности и для обсуждения вопросов, касающихся нескольких министерств, собирался «комитет министров». Сенат становился «хранителем законов», высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией. Министры должны были предоставлять Сенату годовые отчеты. На деле же эта ответственность министерств не осуществлялась с самого начало своего установления (порядок предоставления отчетов соблюдался выборочно и потов вообще был забыт). Сперанский отмечал, что министерства не могут нести ответственности перед Сенатом, который также зависел от «произвола власти» и был исполнительным органом». К тому же министр выбирался самими лицом, и тот ему докладывал непосредственно, поэтому критика сената относилась бы не к министру, а к императору ...........


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что поставленная цель достигнута.
Реформа центрального управления в начале XIX, направленная на адаптацию государственного аппарата к новым, сложившимся к тому времени экономическим и общественным явлениям в стране, вызывает активизацию процесса развития делопроизводства. Для успешного осуществления реформ был необходим переходный период для накопления опыта, привычек, освоения новых форм делопроизводства, достижения слаженности всего государственного аппарата.
Были созданы первые министерства, Закон «Общее учреждение министерств» установил функции, структуру и сферы деятельности министерств. С изменением структуры государственного аппарата происходит реорганизация делопроизводства, которому в процессе совершенствования системы управления придавалось большое значение. В министерствах создается единообразная система делопроизводства и канцелярий – структурных частей учреждений, где было сосредоточено все «письмоводство».
Организация делопроизводства центральных органов управления Российской империи первой половины XIX века имела основные тенденции и особенности. Согласно закону, процесс делопроизводства делился на пять этапов: порядок вступления дел, движение (производство) дел, отправление дел, ревизия, отчеты. Кроме того, законом были определены полномочия и обязанности должностных лиц разных рангов по работе с документами на всех стадиях их прохождения.
Отличительной особенностью российского делопроизводства по закону 1811 г. явилось совершенствование функции контроля за исполнением документов. Эту задачу требовалось выполнять в виде так называемой «ревизии». Ревизии должны были проводиться регулярно и включали в себя проверки по следующим критериям: в порядке ли дела содержатся, верно ли составляются им заглавия, нет ли медленности в делопроизводстве, не задерживается ли окончание дела требования таких справок, в которых нет существенной надобности».
Детальное изучение исполнительного делопроизводства обнаруживает лишь слабые организационные отличия этой системы от коллежского делопроизводства. Разумеется, расширялся видовой состав документации, увеличивались ее объемы, более четко регламентировались основные делопроизводственные процессы, постепенно складывался видовой состав документов, необходимых для выполнения определенных управленческих действий, унифицировались формы документов. Однако усилившийся во второй четверти XIX века бюрократический централизм наложил свой негативный отпечаток на развитие делопроизводства государственных учреждений.
Характеризуя управление в период правления Николая I, все дела велись канцелярским порядком через бумагу, размноженные центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из центра губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую возможность обсуждать дела. Все торопились очищать их: не исполнить дело, а «очистить» бумагу – вот что стало задачей местной администрации. Все цели общественного порядка, который сохранялся администрацией, свелись к опрятному содержанию писаного листа бумаги, общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко на задний план. Этим ярко очерчивается бюрократическая суть делопроизводства середины XIX века. Однако для его совершенствования практически никаких мер не предпринималось.
Несмотря на позднейшие изменения организации и структуры, принципов деятельности и делопроизводства отдельных министерств и главных управлений, «Общее учреждение министерств» продолжало оставаться основным законодательным актом, определяющим порядок функционирования министерств и системы делопроизводства вплоть до советского периода отечественной истории.
Вторая половина XIX века, как известно, характеризуется существенными сдвигами в развитии производственных сил и экономики России. После крестьянской реформы 1861 г. начался период капиталистического развития, который выражается в быстром росте капиталистических форм промышленности, сельского хозяйства, усилении рыночных капиталистических отношений на фоне социальных изменений в обществе. Реформы 60-70-х годов ввели в государственный строй России некоторые элементы буржуазной государственности. Одновременно были предприняты реформы в финансовой среде, в просвещении, осуществлена военная реформа, укреплен полицейский аппарат. Несколько изменилась структура основного звена центрального управления - министерства. Однако реорганизация государственного аппарата не затронула общих законодательных норм, оформляющих процессы делопроизводства.
Высокая степень бюрократизации делопроизводства, вызванная строгой регламентацией работы учреждений, привела к тому, что реформы, капитализация промышленности и сельского хозяйства в своих конкретных проявлениях постоянно сталкивались со сложностью и рутинностью форм и методов работы государственного аппарата. Естественно, изменившиеся условия требовали повышения оперативности делопроизводства. Научно-технический прогресс привел к появлению новых средств связи (телеграф, телефон), иных средств документирования (пишущие машины, множительная техника, фотография, кино). Произошло расширение спектра способов документирования и соответственно видов и разновидностей документов (телеграммы, телефонограммы, стенограммы и т.п.). В этих обстоятельствах отдельные организации и учреждения обратились к методике саморационализации делопроизводства.
Сложившиеся в начале XIX века формы и методы делопроизводства вошли в противоречие с быстро меняющейся ситуацией в сфере управления в условиях научно-технического прогресса и социальных изменений. Уровень развития государства требовал адекватной системы делопроизводства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р 51141–98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1998. 72 с.
2. Давыдова Э.Н. Делопроизводство: учеб.-практ. руководство. Мн.: ТетраСистемс, 1999. 370 с.
3. Елизаветина Т.М., Денисова М.В. Делопроизводство на компьютере. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2009. 366 с.
4. Зыкова Т.В., Меньших И.В. Делопроизводство: учеб.-метод. комплекс. Н. Новгород: НКИ, 2008. 410 с.
5. Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В. Формуляр документа. М.: МГИАИ 1986. 85с.
6. Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В., Лившиц Я.З. Документоведение. Документ и система документации: Учеб. пособие. М.: МГИАИ, 1977. 245 с.
7. Банасюкевич В.Д. Основные понятия в изучении структуры документов управления // Труды ВНИИДАД. Т. V.Ч.1.М., 1974. С. 5-8.
8. Бабич М.В. К изучению государственных учреждений XIX века. Историография. // Отечественные архивы. 1995. №1. С.10 – 18.
9. Голикова Н. Б. Кисляева Л. Г. Система государственного управления XVIII-XIX веков // Очерки русской культуры. М.: МГУ, 1987. 235 с.
10. Демидова Н. Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII - XVIII веках. // Абсолютизм в России. - М., 2007. 194 с.
11. Документоведение: Учебник /под ред. Н.Н. Кушнаренко. М.: Знания, 2008. 322 с.
12. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая Школа, 1983. 310 с.
13. Ильюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюционной России. М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2003. 239 с.
14. Кузнецова Т.В., Степанов Е.А., Филиппов Н.Т. Делопроизводство и техническая документация. М.: Мысль, 1991. 123 с.
15. Ларин М.В. Развитие понятия «документ» // Делопроизводство. 2000. № 1. С.9.
16. Лившиц Я.З., Филиппов Н.Г. Делопроизводство и техническая документация. М.: Прогресс, 1981. 190 с.
17. Литвак Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации в XIX веке. Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М.: Наука, 1984. 252 с.
18. Лукашевич А. А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XIX века на основе Генерального регламента. М.: Аспект Пресс, 2007. 135 с.
19. Медушевский А.Н. Развитие аппарата управления Россией в первой четверти XIX века. // История СССР. 1992. №6. С.136 – 151.
20. Митяев К. Г. История и организация делопроизводства. М.: Дело и сервис, 2005. 240 с.
21. Охотников А.В., Булавина Е.А. Документоведение и делопроизводство: основы документоведения; виды, функции документов; технологии делопроизводства: учебное пособие для вузов. М: ИКЦ МарТ, 2009. 318 с.
22. Преображенский А. А. Эпоха преобразований. (Краткий исторический очерк). Законодательство Петра I. М.: Юридическая литература, 2007. 243 с.
23. Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи. М.: Мысль, 1986. 152 с.
24. Сокова А.Н. О создании русской традиционной формы документа. М.: ВНИИДАД, 1974. 236 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.