На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 7
1.1. История правового регулирования договора коммерческой концессии 7
1.2. Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» 15
1.3. Понятие и правовая природа договора коммерческой концессии 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 31
2.1. Существенные условия договора коммерческой концессии 31
2.2. Форма и государственная регистрация договора коммерческой концессии 39
2.3. Содержание договора коммерческой концессии 46
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 57
3.1. Основания и порядок изменения и прекращения договора коммерческой концессии 57
3.2. Ответственность по договору коммерческой концессии 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что договор коммерческой концессии оформляет отношения, позволяющие содействовать продвижению на рынок отдельных товаров, работ, услуг коммерческих организаций с хорошо известной репутацией. Кроме того, в настоящее время Российское государство находится на этапе обновления системы правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, создания более эффективного и прозрачного механизма регистрации указанных объектов в Российской Федерации, способов распоряжения объектами интеллектуальной собственности.
Ведение предпринимательской деятельности по договору коммерческой концессии позволяет пользователю исключительных прав, принадлежащих правообладателю, добиться значительных коммерческих успехов за счет деловой репутации правообладателя. При этом пользователь несет минимальные расходы, связанные с первоначальной рекламой товаров (работ, услуг), выпускаемых с использованием тех или иных средств индивидуализации на рынок, так как правообладатель уже предпринял действия по их рыночной популяризации. В частности, коммерческая концессия является оптимальным средством расширения бизнеса коммерческих организаций-правообладателей, обеспечивающих с помощью этого договора поддержание высоких стандартов результатов соответствующей предпринимательской деятельности. При этом использование коммерческой концессии избавляет правообладателя от необходимости открывать филиалы и регистрировать новые юридические лица, расширять штаты работников. В то же время коммерческие организации-пользователи вливаются в единую интегрированную систему правообладателя и находятся в значительной экономической зависимости от последнего.
Коммерческая концессия позволяет правообладателю экономичнее развивать свое дело, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств и в то же время предоставляя правообладателю возможность осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя. Пользователь также получает ряд выгод, которые, в частности, состоят в снижении предпринимательского риска и ускорении развития собственного бизнеса, что обеспечивается хорошей коммерческой репутацией правообладателя в соответствующей сфере деятельности. В то же время для потребителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, связанные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Поэтому защита интересов потребителя дополнительно обеспечивается посредством правил п. 2 ст. 1028 ГК об обязательной регистрации договора коммерческой концессии, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1032 ГК), а также требованиями законодательства о защите прав потребителей в части надлежащего информирования потребителя о личности продавца (исполнителя, изготовителя) и качестве товара (работы, услуги).
Договор коммерческой концессии представляет удобную форму для иностранных фирм войти на российский рынок без необходимости создания совместного предприятия - юридического лица. Он позволяет достигать более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек, а также способствует мобилизации капитала за счет существующих торговых марок.
Коммерческая концессия является новым правовым институтом для гражданского права Российской Федерации. Отношения коммерческой концессии были урегулированы в российском законодательстве только с принятием части второй Гражданского кодекса РФ. Договор коммерческой концессии является одним из самых сложных и недостаточно исследованных договоров в гражданском праве. Поскольку договор коммерческой концессии появился в российском законодательстве относительно недавно, в науке пока нет единства в понимании юридической природы этого договора, а также в терминологии, используемой для обозначения правоотношений, возникающих на его основе. Тот факт, что институт коммерческой концессии является новым для российского законодательства, обуславливает его актуальность для правовой науке. Особенно актуальным это является в свете введения в действие четвёртой части Гражданского кодекса РФ.
Все возрастающее количество судебных споров, связанных с договором коммерческой концессии, подтверждает сложность его использования на всех стадиях правоприменения - от преддоговорного этапа, регистрации до акта о его исполнении. Комплексный характер данного вида договора, объединяющий несколько разноплановых обязательственных правоотношений, вкупе с относительно слабым законодательным регулированием диктует необходимость максимально четкого и детального подхода к регулированию прав и обязанностей сторон, о чем убедительно свидетельствует и правоприменительная практика. В силу вышесказанного анализ проблем, возникающих при применении норм договора, представляется наиболее актуальным.
К проблемам коммерческой концессии в той или иной степени обращались различные авторы, в частности: А.Е. Авилова, Н.А. Баринов, А.П. Белов, С.А. Бобков, М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, Л.Ю. Василевская, Е.Н. Васильева, В.В. Витрянский, О.А. Городов, В. Евдокимова, А.А. Иванов, Л.О. Красавчикова, М.И. Кулагин, Н.С. Малеин, Г.К. Матвеев, М. Мендельсон, Н.В. Месяшная, О.В. Новосельцев, О.А. Орлова, Б.И. Пугинский, И.В. Рыкова, О.Н. Садиков, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, С.А. Сосна, В.А. Тархов, Л.А. Трахтенгерц, В.А. Хохлов, А. Цират, Г.Н. Черничкина, Г.Ф. Шершеневич, И.П. Янушкевич и другие.
О повышенном интересе к данной проблематике свидетельствуют многочисленные диссертационные исследования, сделанные в последние годы: Месяшная Н.В. Правовые вопросы становления франчайзинга в России: М., 2000; Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации: М., 2004; Бородина Ж.Н. Правовое регулирование коммерческой концессии по российскому праву: Казань, 2005; Орлова О.А. Договор коммерческой концессии по российскому и зарубежному законодательству: Саратов, 2003; Козина Е.А. Гражданско-правовое регулирование предоставления комплекса исключительных прав по договору франчайзинга: М., 2005; Сланова А.В. Договор коммерческой концессии в гражданском праве Российской Федерации: Краснодар, 2006.
Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся между субъектами договора коммерческой концессии при его заключении, исполнении его условий и расторжении указанного договора. Предмет исследования включает нормы действующего законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.
Цель работы состоит в комплексном исследовании института коммерческой концессии. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить историю правового регулирования договора коммерческой концессии; выявить соотношение понятий коммерческая концессия и франчайзинг; уточнить понятие и правовую природу договора коммерческой концессии; проанализировать существенные условия договора коммерческой концессии; исследовать форму, содержание и порядок государственной регистрации договора коммерческой концессии; изучить основания и порядок изменения и прекращения договора коммерческой концессии, а также ответственность по договору; сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства об авторских правах.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика.
Структура дипломной работы обусловлена целями и характером исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
1.1. История правового регулирования договора коммерческой концессии
Как отмечается в литературе, «договор коммерческой концессии не имеет исторических корней в российской системе права, система таких отношений перенесена в Россию из США и Великобритании и нормативно закреплена в гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия» .
История развития коммерческой концессии уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., с. 1630) указано, что «fra№chisi№g» - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г., а «fra№chises» - это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор .
Как отмечал Ю.И. Свядосц, договор о франшизе, широко вошедший в практику коммерческой деятельности лишь в 70-е гг. XX в. (хотя он был известен в США уже в 30-х гг. XX в.), первоначально рассматривался западной правовой доктриной как разновидность договора об исключительной продаже товаров, по которому продавец предоставляет покупателю исключительное право продажи товаров, являющихся объектом купли-продажи между ними, на определенной территории или указанной клиентуре. Покупатели по таким договорам призваны выполнять роль звеньев товаропроводящей сети и являются дистрибьютерами .
В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Si№ger Sewi№g Machi№e Compa№y). После окончания гражданской войны в Америке в середине 1800-х годов Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.
Аналогичная система была разработана в 1898 г. компанией «Дженерал Моторс», в соответствии с которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру «Дженерал Моторс» последовал «Рексол» (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек. Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных налогов компаниями «Кока-Кола» (Coca-Cola) «Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки .
В 1920-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. С 1930 г. в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и увеличилась прибыль.
В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «МакДональдс» (McDo№alds) создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд .
Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.
Бум франчайзинга 1950-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес - формат франшизы» (англ. Busi№ess Format Fra№chise). Это особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода. В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса .
Таким образом, первые элементы франчайзинга возникли в США в середине прошлого столетия. Но подлинный бум в его развитии начался в конце 70-х годов XX в., когда антитрестовское законодательство сняло наиболее существенные препятствия. В 1988 году в США насчитывалось уже три тысячи компаний франчайзеров в 45 отраслях экономики, объединявших более 400 тысяч «единиц» франчайзи .
В России понятие «концессия» традиционно обозначало «договор, заключённый государством с частным предпринимателем, как правило, с иностранной фирмой, на эксплуатацию промышленных предприятий или земельных участков. Концессии, целью которых было «привлечение и использование иностранных инвестиций», были широко распространены на территории нашей страны в период НЭПа. Основными объектами концессий в то время являлись: «лесные концессии на Дальнем Севере, продовольственные концессии, горные концессии в Сибири». Именно не в малой степени благодаря концессии удалось в короткий срок восстановить разрушенную после гражданской войны российскую экономику .
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Эта форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании. По данным экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1995 г. в США товарооборот на условиях франчайзинга составил более трети всей розничной торговли в долларовом исчислении. В Австралии свыше 90% общей торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляется на условиях франшизы. Имеются официальные сообщения о том, что франшиза используется уже более чем в 70 странах .
Популярность франчайзинга объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса вновь образующихся предприятий. Так, по данным фирмы «Мr. Doors Home I№c» в США после 5 лет деятельности на рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчайзинга, через 5 лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно.
С развалом СССР появились предпосылки для использования коммерческой концессии с целью привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Первый договор коммерческой концессии, зарегистрированный в июне 1996 года в Патентном ведомстве России (Роспатенте), между компанией «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) и АО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь), содержал права на объекты промышленной собственности. В соответствии с этим договором наряду с обозначением «Колгейт-Палмолив» российскому пользователю было передано право на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, а также технические, технологические и коммерческие ноу-хау .
С 1995 г. на российском рынке появилось несколько десятков зарубежных и российских компаний, работающих с применением системы франчайзинга: «Баскин Роббинс», «Сабвей», «АльфаГрафикс», «Кока-Кола», «Мистер Дорз», «Грильмастер» и др. Широко известны печатные салоны «XEROX», которые были открыты во многих регионах России и странах СНГ. Особенностью российского франчайзинга стала его распространенность в форме представительств почти исключительно иностранных фирм – «Баскин Роббинс», «Ростикс», «Макдональдс», «Фуджи», «Кодак» и др. При этом значительная его часть концентрируется в общественном питании, а также в сфере обслуживания населения. Но есть и примеры отечественного франчайзинга - торговый знак «Довгань», кафе «Русское бистро», которые, к сожалению, не всегда успешно конкурируют с западным бизнесом. Еще реже франчайзинг распространен в промышленности, например «ЛУКОЙЛ» .
За рубежом франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в следующих отраслях промышленности и сферы услуг: автомобильная промышленность и услуги автосервиса; помощь в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама); строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживанием домов; услуги, связанные с образованием; отдых и развлечения; рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные; продуктовые палатки, а также медицинские и косметические услуги; услуги в сфере домашнего хозяйства; розничная торговля.
Как правило, большинство зарубежных компаний - франчайзоров, выходя на российский рынок, используют те же модели франчайзинга, что и при работе в странах с более долгой «рыночной» историей. Естественно, освоение нового рынка требует инвестиций, и франчайзоры хотят сразу получать доход не только от увеличения объемов продаж своих товаров и услуг, но и от самой франшизы. Зарубежные фирмы с самого начала устанавливают вступительный взнос за право стать участником всемирно известной франшизы (право работать под известной торговой маркой, пройти программу обучения, получить франчайзинговый пакет услуг), а также регулярно отчисляемые франчайзору роялти (royalty). Вступительный взнос, как правило, составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов, а роялти - 3-9% от валовых продаж .
В современной России договор коммерческой концессии активно используется в сбытовой сфере, в торговой сфере и в сфере обслуживания. Но наиболее массовое применение он нашел в сфере общественного питания. По данным Сибирского консалтингового общества, франчайзинговые рестораны работают, по крайней мере, в десяти российских городах. Из развивающихся в России на основе франчайзинга западных сетей представляют определенный интерес деятельность «Баскин-Робинс» и «Сабвей». Приобретенный зарубежный опыт позволил создать в сфере общественного питания России отечественные аналоги, в том числе «Ростикс», «Русское бистро», «Русские блины», «Крошка-Картошка» и «Золотой цыплёнок».
Дальнейшее развитие франчайзинга позволило расширить сферу его применения и выйти за пределы общепита в иные сферы экономики. По схеме франчайзинга на территории РФ в настоящее время работают торговые компании «Эконика-Обувь», «Арома», Xerox. Владельцы розничных сетей, торгующих электроникой («М-Видео», «Партия»), стремятся развивать франчайзинговые сети в регионах. Вся эта предпринимательская деятельность предполагает выработку адекватных правовых механизмов, призванных обеспечить законные интересы правообладателя и пользователя исключительных прав .
В последние годы наблюдается интенсивное развитие отечественных франчайзинговых предприятий, которые многое почерпнули из опыта западных франчайзеров. Среди основных отечественных франчайзеров отметим «Ростикс», «ЛУКОЙЛ», «Эконика-обувь». Развитие отечественных франчайзинговых предприятий может стать наиболее успешной и плодотворной сферой роста франчайзинга из-за культурной и общественной приемлемости продукции или услуг, а также знания российскими предпринимателями местных особенностей. Крупные супермаркеты типа ТД «Перекресток», «Копейка», «Пятерочка» начали работы по расширению своего бизнеса на основе франчайзинга .
Одним из факторов, сдерживающих развитие франчайзинга в России, является ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Оценивая ситуацию в общем, можно заметить, что лишь немногие российские банки понимают концепцию франчайзинга или знакомы с возможностью снижения риска непогашения задолженности по кредиту, которые он предлагает. Наряду с этим банки не располагают достаточным опытом предоставления кредитов для малых предприятий, работающих на условиях франшизы. Все же в последнее время банки начали предоставлять краткосрочные ссуды владельцам недорогих франшизных предприятий с высоким производственным оборотом.
В заключение настоящего параграфа отметим следующее: анализ существующей научной литературы позволяет сделать вывод о том, что договор коммерческой концессии в РФ является достаточно новым институтом гражданского права, который нуждается в дальнейшем совершенствовании. Его несовершенство приводит к тому, что коммерческая концессия пока является малопривлекательной для развития малого и среднего бизнеса. Имеющийся опыт показывает, что в российской экономике применение договора коммерческой концессии будет наиболее успешным, если при его использовании коммерческие организации не ставят сиюминутных задач без особых капиталовложений в производство и сферу обслуживания быстрого получения прибыли от самой коммерческой концессии.
1.2. Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг»
Одной из проблем в российском законодательстве является унификация терминологии в сфере коммерческой концессии. Причем проблема состоит не только в выборе используемого понятия, но и в содержании, которое в него вкладывается. Таким образом, необходимо, во-первых, выработать единую терминологию в сфере коммерческой концессии, а во-вторых, разработать точные их дефиниции с целью однозначности понимания и применения как гражданами, так и правоприменительными органами .
Коммерческая концессия представляет собой один из новых институтов российского гражданского права. Этот правовой институт сходен с институтом англосаксонского права, известным под названием «fra№chisi№g» (франчайзинг, франшиза), и может применяться только в сфере предпринимательской деятельности. Понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке ГК, как наиболее соответствующее по смыслу английскому «fra№chisi№g». Данное понятие не имеет ничего общего с концессионными и иными аналогичными соглашениями. Как известно, под концессионным договором обычно разумеется договор, в соответствии с которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору исключительное право на осуществление определенной деятельности и передает иностранному инвестору право собственности на продукцию и доход, полученные в результате такой деятельности .
К сожалению, существует терминологическая путаница, связанная с неоднозначно понимаемым в доктрине природы договора коммерческой концессии. В отношении договора коммерческой концессии нередко употребляются такие термины, как «договор концессии», «концессионное соглашение», «франшиза», «франшизинг», «льготное предпринимательство», «франшизирование», «договор о продаже лицензии (франшизы)», «лицензионный франчайзинговый договор», «франчайзинговое (или франшизное) соглашение», «договор о франшизе», «комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг») . Не существует единой терминологии и в обозначении сторон договора. По мнению А. Цират, «назвав франчайзинговые отношения коммерческой концессией, законодатель России вводит в заблуждение потребителей относительно сути этих двух различных договоров» .
Заметим, что в литературе используются термины «франчайзинг» и «франшиза». Термин «франчайзинг» образован от английского «fra№chisi№g» - право, правомочие. Термин «франшиза» образован от французского «fra№chise» - льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны (равноценны), и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и франкоязычной литературы. В частности, Толковый экономический и финансовый словарь Ива Бернара и Жан-Клода Колли, определяет франчайзинг как «контракт, по которому предприятие за вознаграждение предоставляет другим самостоятельным предприятиям право на использование его фирменного имени и его торговой марки для продажи товаров и услуг» .
Следует отметить, что законодатели разных стран, вырабатывая определение франчайзинга , неодинаково подходят к смыслу и содержанию этого термина. При этом используются и применяются такие термины, как «франшиза», «франшизное соглашение», «комплексная предпринимательская лицензия» и другие. Как отмечает Р. Бальди, трудности в выработке определения франчайзинга обусловлены очень широкой гаммой различных форм, в которых он реализуется на практике, и его особенностями, проявляющимися в каждой отдельной стране .
В Постановлении № 436 «Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных условиях франчайзинга» 1978 г. Федеральная торговая комиссия США (ФТК) определяет «франшизу» как длительные коммерческие отношения, возникающие по любому соглашению в соответствии с которым: 1. (А) Франчайзи предлагает, продает или сбывает другому лицу (но не франчайзеру) товары или услуги, которые идентифицированы торговой маркой, знаком обслуживания, фирменным наименованием, рекламой или иным коммерческим символом, определяющим фирму-франчайзера; или отвечают стандартам качества, прямо или косвенно предписанным франчайзером; или поставляются франчайзером; или поставляются третьим лицом (поставщиком), с которым франчайзи ведет дело и который прямо или косвенно рекомендован франчайзером и связан с ним. (Б) Франчайзер осуществляет или имеет полномочия осуществлять тщательный контроль за методами работы франчайзи, включая организацию предприятия, рекламные мероприятия, маркетинг, деловые связи; или обеспечивает франчайзи различными торговыми точками или обслуживает его расчетные операции по торговле указанными товарами или услугами; или обеспечивает помещения предприятия-франчайзи автоматами для продажи мелких товаров, стеллажами или другим инвентарем, используемым франчайзи, когда последний предлагает, подает или сбывает товары или услуги от имени франчайзера; или предоставляет франчайзи услуги лица, способного обеспечить его розничными точками, помещениями или другими услугами, перечисленными выше. 2. Франчайзи при условии приобретения права на франшизную деятельность или на открытие деятельности в рамках франшизной системы обязан произвести оплату франчайзеру или его филиалу .
В Великобритании франчайзинг получил определение в 1986 г. в Законе «О финансовых услугах» как соглашение о праве на ведение предпринимательской деятельности, согласно которому лицо получает прибыль или доход, пользуясь предоставленным ему по соглашению правом использовать торговую марку, дизайн или другую интеллектуальную собственность, либо репутацию, ассоциируемую с ними ...............



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над дипломом сделаны выводы:
Договор коммерческой концессии представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок право использовать в предпринимательской деятельности принадлежащие правообладателю исключительные права. В настоящее время договор коммерческой концессии активно используется в сбытовой сфере, в торговой сфере и в сфере обслуживания.
Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. Несмотря на внешнее сходство договора коммерческой концессии с другими договорами, проведенное сравнение позволяет сделать вывод, что договор коммерческой концессии является самостоятельным видом гражданско-правового договора.
Сторонами по договору коммерческой концессии (правообладателя и пользователя) могут выступать лишь лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность: только коммерческие организации либо индивидуальные предприниматели. В договоре коммерческой концессии предметом договора является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав. Специфика объекта (исключительные права) отличает этот договор от всякого иного договора, относящегося к категории договоров, направленных на передачу имущества, а комплексный характер исключительных прав – от лицензионных договоров.
Договор коммерческой концессии должен быть составлен в письменной форме, подписан сторонами и зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Содержание договора коммерческой концессии составляют права и обязанности его сторон – правообладателя и пользователя. Обязанности сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинга) можно подразделить на императивные и диспозитивные. ГК РФ не допускает изменения первых по воле сторон. Содержание обязанностей второй группы может быть изменено, однако если этого не происходит, они действуют в полном объеме
В результате работы над дипломом сформулированы следующие предложения:
Представляется целесообразным принять специальный федеральный закон «О франчайзинге», который не противоречил бы гл. 54 ГК РФ. С этой целью предлагается предпринять следующие шаги: 1) привести терминологию ГК РФ в соответствие с международной; 2) разработать и принять Федеральный закон «О франчайзинге»; 3) устранить противоречия между российскими гражданско-правовыми нормами о коммерческой концессии и нормами международного права, регулирующими отношения в сфере франчайзинга; 4) обеспечить внедрение общепризнанной технологии заключения договоров франчайзинга в российское законодательство.
Целесообразно внести изменения в п. 3 ст. 1027 ГК, изложив его в следующей редакции: «3. Правообладателем по договору коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации за исключением унитарных и казенных предприятий. Пользователями по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей».
Поскольку использование коммерческого обозначения затрагивает интересы и владельцев предприятий, и потребителей необходимо, чтобы государство взяло на себя функцию надзора за выбором коммерческих обозначений. В силу чего, государство через уполномоченные им органы должно вести реестр коммерческих обозначений, причем записи коммерческого обозначения в реестр необходимо придать правоустанавливающее значение. Ведение реестра коммерческих обозначений представляется разумным возложить на Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств индивидуализации (в частности, реестр товарных знаков).
Следует упростить порядок регистрации, установленный в отношении договоров коммерческой концессии. С этой целью предлагается ограничиться регистрацией договора коммерческой концессии по месту нахождения пользователя исключительных прав. Это позволит сделать более доступной информацию о договоре для потребителей производимых или реализуемых в соответствии с этим договором товаров, работ и услуг и иных третьих лиц.
Предлагается изложить ст. 1030 ГК РФ в следующей редакции: «Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. При этом, стороны при заключении договора коммерческой концессии должны определить размер вознаграждения в отдельности по каждому объекту исключительного права, входящему в комплекс исключительных прав (п. 1, ст. 1027 ГК РФ)».
Изменение договора коммерческой концессии, руководствуясь общими основаниями изменения и прекращения договора, предусмотренными гл. 54 ГК РФ, не позволяет в полной мере учитывать специфику опосредуемых договором общественных отношений. В связи с этим предлагается закрепить в ст. 1036 ГК РФ исчерпывающий перечень условий договора, которые могут быть изменены в процессе исполнения договора и зарегистрированы в установленном законом порядке.
Вряд ли можно признать оправданным отсутствие нормы, посвященной ответственности пользователя по договору коммерческой концессии. В связи с этим необходимо устранить обозначенный пробел в действующем гражданском законодательстве. И поэтому в главу 54 ГК РФ необходимо внести соответствующие дополнения.
Требуется установить ответственность сторон за разглашение и /или незаконное использование коммерческой информации, ставшей им известной на стадии переговоров, предшествующих заключению договора коммерческой концессии. Представляется целесообразным предусмотреть Законом о защите прав потребителей ответственность пользователя за введение потребителя в заблуждение путем неинформирования его о том, что торговля товаром или иная деятельность осуществляется пользователем по договору коммерческой концессии, ведь осуществление правообладателем контроля за качеством работ, услуг и товаров пользователя, является его обязанностью, только если это предусмотрено договором коммерческой концессии.
Предлагается установить ответственность не только пользователя, но и правообладателя за разглашение и (или) незаконное использование коммерческой информации, ставшей ему известной на стадии осуществления переговоров, направленных на заключение договора коммерческой концессии. С этой целью предлагается дополнить ст. 1034 ГК РФ положением, предусматривающим ответственность за разглашение секретов производства (ноу-хау) правообладателя и пользователя, а также другой полученной сторонами конфиденциальной коммерческой информации. Обязанность правообладателя по контролю за качеством товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии необходимо перевести из нормы диспозитивной в норму императивную. Данная необходимость обусловлена защитой потребителя, который приобретая товар (работу, услугу) у пользователя вправе рассчитывать на качество, не ниже качества правообладателя.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Международно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН. // Российская газета. 1995. 5 апр.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 04.11.1950. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 7.
3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (редакция 1971 года) // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139;
4. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 год) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. Ст. 500;
5. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (официальный русский текст) // Публикация ВОИС. № 201 (R).
6. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ от 24.09.1993 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2;
7. Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 01.01.1995 // Авторское право и смежные права. Закон, конвенции,
договоры и соглашения / Сост. С.А. Судариков. Минск, 1998. С. 160;

Нормативные правовые акты


8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
9. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в последн. ред.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 51-ФЗ (в последн. ред.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
11. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в последн. ред.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
12. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в последн. ред.) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. ст. 3283.
13. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в последн. ред.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. ст. 4190.
14. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в последн. ред.) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. ст. 140.
15. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 299 (в последн. ред.) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 26. ст. 2668.
16. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 3046;
17. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1203 «О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. ст. 4541.
18. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии): утв. Приказом Минфина России от 12.08.2005 № 105н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 38.
19. Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для ЭВМ и базу данных: утв. Приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. № 64 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 36.

Специальная литература

20. Батракова Н. Выбираем франчайзинг // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. № 25. С. 13-15.
21. Батяев А.А. Справочник собственника или институт собственности от начала до конца // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006. 284 с.
22. Бобков С.А. Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 10-13.
23. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М.: Статут. 2002. 1038 с.
24. Гелашвили Е.В. Форма договора коммерческой концессии и его регистрация // Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. Пятигорск. Минеральные Воды: ПГЛУ-МФ МОСУ-МФ АПУ, 2007. С. 73-76.
25. Гелашвилли Е.В. Договор коммерческой концессии: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 22 с.
26. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006. 448 с.
27. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. М., 1992. 195 с.
28. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 704 с.
29. Гражданское право: Учебник. Часть 1 / Под ред. А.Л. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2005. 632 с.
30. Гришаев С.П. Правовая охрана фирменных наименований // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007. 346 с.
31. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в ГК РФ // Хозяйство и право. 1997. № 12. С. 23-38.
32. Закариев О.З Учет и налогообложение договоров коммерческой концессии // Налоговый вестник. 2007. № 1. С. 37-42.
33. Зуйкова Л. Интеллектуальная собственность на новый лад // Новая бухгалтерия. 2007. № 4. С. 119-129.
34. Зуйкова Л.П. Промышленная собственность предприятий на перекрестке законов. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4. 189 с.
35. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006. 272 с.
36. Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. 752 с.
37. Комментарий к ГК РФ. Части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и АЛО. Кабалкина. М.: «Юрайт», 2002. 874 с.
38. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2004. 911 с.
39. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского. М., 2007. 732 с.
40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. 829 с.
41. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой: (постатейный) / под ред. Садикова О.Н. (с использованием судебно-арбитражной практики). М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2002. 918 с.
42. Крючкова А.Г. Договор коммерческой концессии в современном российском законодательстве // Юрист. 2005. № 2. С. 23-24.
43. Минеева И. Успех и неуспех франшизы – составляющие очевидны // Бизнес-адвокат. 2000. № 6. С. 2.
44. Муравьева К.М. Соотношение понятий «концессия» и коммерческая концессия» // Законодательство и экономика. 2007. № 8. С. 18-21.
45. Нестерова О. Концессионные отношения в России // Законность. 2007. № 10. С. 49-50
46. Новосельцев О. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета. 2006. № 18. С. 4.
47. Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии // Хозяйство и право. 2000. № 3. С. 45-47.
48. Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2003. № 6. С. 83-88.
49. Панченко Т.М. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии // Аудиторские ведомости. 2007. №3. С. 12-13.
50. Пронин К.В. Защита коммерческой тайны. М.: ГроссМедиа, 2006. 144 с.
51. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. 314 с.
52. Рыкова И. Коммерческая концессия - франчайзинг? // Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу «Эксперт»). 2001. № 2. С. 37-38.
53. Рыкова И.В. Договор коммерческой концессии // Бухгалтерский учет. 2002. № 15. С. 61-63.
54. Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной собственности (методические рекомендации) // Юридическое образование и наука. 2007. № 3. С. 19-21.
55. Сенников Н.Л. Производные способы возникновения права собственности на объекты патентного права // Российская юстиция. 2005. № 12. С. 51-54.
56. Соколов Г.А. Договор коммерческой концессии по гражданскому законодательству Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. 22 с.
57. Соколов Г.А. О государственной регистрации договора коммерческой концессии // Законодательство. 2006. № 6. С. 79-80.
58. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 375 с.
59. Фридман В. Франчайзинг: характер сложный неявно выраженный // ЭЖ-Юрист. 2004. № 32. С.3.
60. Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебно-практ. пособие. Киев, 2002. 246 с.
61. Черничкина Г.Н. О предмете договора коммерческой концессии // Современное право. 2003. № 8. С. 13-18.
62. Ющенко Н.А. Об унификации понятия коммерческой концессии и его законодательном закреплении в России и за рубежом // Внешнеторговое право. 2007. № 1. С. 10-14.

Судебная практика

63. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.04.2003 № Ф04/1572-293/А03-2003 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
64. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.04.2003 № Ф04/1572-293/А03-2003 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
65. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2002 № А56-16500/01 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
66. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 № А56-19610/2006 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
67. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2007 № Ф08-3665/2007 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
68. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.01.2002 № А40-41820/01-122-280 // ЭЖ-Юрист. 2004. № 3.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.