На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проблемы патриотического воспитания учащихся

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 111. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся
1.1. Социально-педагогические факторы развития воспитания в образовании
1.2. Организационно-педагогические основы проектирования патрио-тического воспитания молодежи в образовательных системах
Глава 2. Особенности реализации моделей патриотического воспитания уча-щихся
2.1. Анализ опыта организации патриотического воспитания учащихся в регионах.
2.2. Проектирование содержания модели организации патриотического воспитания в регионах
2.3. Реализация модели патриотического воспитания в общеобразовательной школе
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы.
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления россий-ской цивилизации.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы готовности к защите интересов многонационального государства.
По этой причине система патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.
Проблема модернизации патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах. Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленной советской школой, нашли отра-жение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, В.С. Ильина, Н.М. Конжиева, И.Ф. Выдрина. Вопросы военно-патриотического воспитания, подготовки воина-интернационалиста рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, А.Н. Вырщикова, А.А. Черкасова. В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в исследованиях В.А. Белевцева, И.В. Ипполитовой, Н.Н. Михеева, Н.А. Сиволобовой, В.Т. Татаренко и др.
Однако в работах указанных авторов зависимость содержания патриотического воспитания, ее форм и методов от результатов процесса диверсификации образования, существования различных типов и видов образовательных учреждений; региональных особенностей показана недостаточно полно.
Анализ научной литературы современного опыта организации патриотического воспитания позволил выявить ряд противоречий и несоответствий:
- между потребностями общества, государства на формирование
гражданина-патриота на основе национальных культурно-
исторических традиций и процессом преимущественной ориентации
молодежи на абстрактные человеческие ценности;
- между уровнем сформированности в общественно-политическом
строе или авангарда общества демократических идеалов правового
государства и уровнем сформированности патриотического и
гражданского сознания значительной части населения, в том числе и
учащейся молодежи;
- между потребностью государства, общества в консолидации,
укрепления стабильности и узконационалистическими, территориально-ведомственными интересами, обуславливающими сохранение дезинтеграционных процессов;
- между потребностями учащихся в знании исторической правды о
своем Отечестве и содержанием социальных и гуманитарных
предметов, недостаточно правдиво и объективно отражающих
прошлое и настоящее;
- между потребностями учащихся в социально значимой деятельности,
социального самоутверждения и реальными условиями для включения
учащихся в патриотическую деятельность;
- между темпами совершенствования, внедрения новых воспитательных
технологий и готовности учителей к внедрению новых технологий в
области патриотического воспитания.
Особенно острую форму проявления эти противоречия имеют в
условиях Южного региона России, отличающегося неутихающими
проявлениями экстремизма и терроризма, проявлением узконационалистических интересов. Возникает проблема: каким образом следует изменить подходы к проектированию содержания, к организации патриотического воспитания, чтобы повысить его практическую направленность, эффективность?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявление и обоснование условий повышения эффективности процесса патриотического воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: содержание и организация процесса патриотического воспитания учащихся старших классов общеобразователь-ной школы.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания старше-классников будет более эффективным, если:
- отбор содержания патриотического воспитания в условиях
полиэтнического региона строится на основе единства общего и
особенного, выделения в качестве системообразующего фактора
общероссийских культурно-исторических традиций;
- применяется специальный комплекс мер по усилению практической
направленности социальных и гуманитарных дисциплин, включению
в их содержание жизненно важных для школьников проблем;
- организация процесса патриотического воспитания направлена на
активизацию не только учебно-познавательной деятельности, но и на
создание условий для включения учащихся в различные виды
социально-значимой деятельности;
- определены и экспериментально обоснованы содержание, приемы и
средства патриотического воспитания с учетом региональных условий
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру, понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
2. Проанализировать особенности проектирования регионального компонента в содержании учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, используемых в школе, с целью выявления их образовательно-воспитательного потенциала в формировании патриотического воспитания учащихся;
3. Разработать и обосновать эффективность методики изучения факультативного курса, направленного на формирование патриотических чувств и отношений учащихся;
4. Выявить и обосновать условия включения учащихся в активную общественную деятельность, имеющую патриотическую направленность.
Методологическую основу исследования составили: философские положения о единстве общего, особенного и единичного; деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; взаимосвязи теории и практики; системного и аксиологического подходов к исследованию педагогического процесса; концепция личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса.
Теоретическую основу исследования явились теории социализации личности (Л.П. Буева, А. В. Петровский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.Н. Шиянов); интегративного подхода к проектированию воспитательного процесса (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В.А. Сластенин); концепции гражданского воспитания и образования (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, Г.Н. Филонов); поликультурного образования (И.А. Арабов, Б.Г. Бим-Бад, В.С. Библер, В.К. Шаповалов); положение теории патриотического воспитания (А.Н. Вырщиков, Н.М. Конжиева, А.А. Черкасова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, документов, педагогического опыта; анкетирование, тестирование, ранжирование, изучение результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент; систематизация и качественный анализ экспериментальных данных, их графическая интерпретация.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и уточнении содержания понятий «патриотически устойчивая личность», «патриотическая воспитанность»; в типологизации особенностей поликультурной среды, в установлении различий между внутренними и внешними факторами, определяющими эффективность взаимодействия компонентов процесса патриотического воспитания учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона; в отборе и обосновании регионального компонента в содержании факультативного курса, методических рекомендациях по его изучению и проектированию.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1. Социально-педагогические факторы развития воспитания в условиях диверсификации образования

Система образования органически связана с фундаментальными осно-вами общественного устройства, его социально-экономической и политиче-ской организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой образования новые цели и задачи, решение которых определяет стратегию ее модернизации. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политике государства.
Наиболее перспективным направлением развития образования является широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России.
Диверсификация образования рассматривается как
общедидактический принцип развития системы образования, который формирует новую педагогическую систему образования и современную типологию образовательных учреждений. Впервые термин «диверсификация» стал использоваться в середине 50-х годов. Им обозначалось новое явление в экономике развитых капиталистических стран, которое было связано с процессом концентрации капитала на межотраслевом уровне. В образовании термин «диверсификация» возник в конце 60-х - начале 70-х годов в Западной Европе, когда встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем и подразумевал разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, при-обретение новых видов деятельности [4].
Основываясь на философских позициях Б.С. Гершунского о содер-жательном понятии образования, «можно выделить по меньшей мере четыре аспекта его содержательной трактовки: как ценность, как система, как процесс, как результат» [37,с.29]. Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т.е. закономерные связи образовательной системы с общественными процессами и условиями внутри педагогического процесса, между задачами, содержанием, методами и формами организации обучения.
Научный анализ событий в мировой и Российской системах образования и системно-структурный подход к исследованию позволили выявить факторы возникновения и развития диверсификации непрерывного воспитательного процесса. К общим факторам, свойственным практически всем развитым и развивающимся странам относятся:
- повышенный социальный спрос на более высокий уровень
профессионального образования и необходимость удовлетворения все
возрастающих потребностей разнообразных слоев населения;
- достижения в области науки, которые содействовали развитию
академических дисциплин, усилению фундаментализации содержания
образования и развитию междисциплинарности; ускоренное развитие
информационных и коммуникационных технологий.
Для нашей страны характерны следующие факторы:
- изменение места личности в сфере образовательных услуг, когда
личность поставлена в центр образовательной системы, что привело
к развитию конкуренции на рынке труда, усложнило
трудоустройство выпускников профессиональных образовательных
учреждений, изменило отношения между субъектами
образовательного процесса;
- изменение роли образовательных учреждений в едином
образовательном пространстве в связи с новыми целями
образования, процессами гуманизации и демократизации, что
привело к расширению прав образовательных учреждений,
усилению регионализации образования, послужило возникновению
и усилению конкуренции между образовательными учреждениями,
развитию и расширению их профессионального поля деятельности.
Выявленные факторы позволили сформулировать следующую совокупность частных принципов диверсификации:
принцип соответствия — удовлетворение потребности в выпускниках, способных решать комплексные задачи современного производства;
- принцип качественности образования - необходимость повышения
качества общеобразовательной и профессиональной подготовки в
образовательных учреждениях и уровня требований к квалификации
профессиональных кадров;
принцип личностной направленности — удовлетворение потребности личности в многообразии образовательных услуг;
- принцип свободы выбора — расширение свобод образовательных
учреждений в предоставлении образовательных услуг.
Реализация общедидактического принципа диверсификации обеспечивает развитие педагогической системы базового общего образования и образовательных учреждений, что способствует вхождению России в мировое образовательное пространство, при условии интеграции с другими принципами развития современной системы:
- гуманизации образования как процесса и результата его
переориентации на личность с целью ее социальной защиты в
рыночных условиях;
- демократизации образования как средства демократизации всего
общества;
- опережающего характера образования как условия будущего
устойчивого развития страны, экономики и социальной сферы;
- информатизации образовательной системы ;
- непрерывности профессионального образования, решающего две
основные связанные задачи: создание кадровых ресурсов и их
модернизация;
- интеграции науки и образования.
В этой связи необходимо применение интегративного подхода к основным положениям, сформулированным в Законе «Об образовании», Национальной доктрине развития образования, Концепции модернизации образования, Программе развития воспитания в системе образования.
В Законе РФ «Об образовании» образование определяется как «… це-ленаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констанцией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [52]. Нормативность данного определения заключается в указании на необходимость достижения определенных государственных образовательных уровней - стандартов образования - в сочетании обучения и воспитания.
Вместе с тем понятие «образование имеет более глубокое и богатое содержание. В.Н. Турченко выделяет в нем семь аспектов: социальный институт, образовательный процесс, род деятельности, результат, выражающийся в определенном уровне образования, образование как отрасль народного хозяйства, образование как специфическая область знания -комплексная новая наука [166,с.67-68].
В современном программировании социальных и воспитательных процессах происходят существенные изменения. В настоящее время особое значение приобретает Проект Национальной доктрины образования РФ [100,с.12]. Этот проект отражает глубокие изменения в стратегических целях воспитания и обучения подрастающего поколения, раскрывает преобразующую роль образования, сущность его воспитательного потенциала и создание условий для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, обеспечения полноценного благосостояния народа и национальной безопасности, укрепления демократического правового государства. Доктрина устанавливает приоритет образования в области политики. Наряду с основными положениями доктрины, раскрываю-щими состояние и перспективы развития отечественного образования, в образовательно-воспитательный блок общенациональной программы воспитания следует включить концептуальные и содержательно-организационные аспекты Программы развития воспитания в системе образования России, принятой Минобразованием России в 2005 году [122].
Социокультурный блок общенациональной программы воспитания должен отражать системно-координируемое функциональное взаимодействие субъектов данной области жизнедеятельности с направленностью общей стратегии на реализацию целевых профильно-ориентируемых проектов, вариативных моделей, обеспечение в этих целях четкого алгоритма сопряжения социальных, психолого-педагогических, валеологических и правовых действий, концентрацию в этой системе взаимодействий межведомственных материальных и финансовых ресурсов на федеральном и региональном уровнях. Реализация программы воспитания с учетом возможностей и особенностей российского социума обусловлена требова-ниями всестороннего видения и оценки всей совокупности условий и факторов, потенциально предопределяющих масштабы и содержательно-организационный характер проектируемых изменений и новаций в образовательной, социокультурной, охранно-оздоровительной и других сферах социума............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее перспективным направлением развития образования является широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России. Реализация общедидактического принципа диверсификации лежит в основе развития педагогической системы базового общего образования и образовательных учреждений, что способствует вхождению России в мировое образовательное пространство.
В современных условиях приобретает чрезвычайное значение принцип многокультурного образовательного пространства как в масштабах страны, так в масштабах каждого региона и каждой административной территории. Если педагогические системы и технологии, используемые сегодня в России, не бездумно заимствованы из других культур, а являются национально самобытными или творчески заимствованы с учетом собственных традиций и национальных ценностей, то при правильной постановке цели образования они должны способствовать взаимообогащению.
Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Феде-рации, следует признать, что оно входит в число приоритетных направлений развития педагогической науки и практики. В политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурно-сти, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности. Между тем поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.
Одной из приоритетных проблем образования, от которой зависит наше общее будущее, является сегодня создание современной системы патриотического воспитания учащихся.
В процессе реформирования образования были найдены новые подходы к построению современной модели обучения и воспитания. Методологической основой реформы стала идея развивающего, смыслового, вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Важным этапом стал переход к личностно ориентированному образованию, основанному на приоритете личности, а средством достижения этой цели стала гуманизация образования.
Образование занимает в системе патриотического воспитания все более значимое место. Модернизация структуры и содержания образования, федеральные и краевые программы, направленные на преодоление кризисных явлений в сложившихся социально-экономических ситуациях, способствуют возрождению общечеловеческой и национальной культуры, осуществляют социально-педагогическую поддержку учащейся молодежи. Методологической основой развития образования является гуманистическая философия, где основой выступает человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию. Гуманистическая направленность, обращенность образования к человеку в современных социально-экономических условиях во многом определяется тем, закладывает ли оно в личность механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуля-ции, самозащиты, выживания в изменяющемся обществе. Создание системы патриотического воспитания предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религи-озных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
В документах Министерства образования Российской Федерации под-черкивается, что регионализация обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона.
Региональная специфика патриотического воспитания приобретает сегодня исключительную значимость. Это находит выражение в акценте воспитательной работы на единство интересов всех народов, для которых России была и остается родным Отечеством, в учете особенностей патрио-тических традиций, с которыми связана история нации и региона. Выявление структуры патриотической воспитанности позволило разработать модель патриотического воспитания и патриотически устойчивой личности, которая является одной из важнейших задач системы образования в условиях Ставропольского региона.
Количественный анализ результатов показал, что в начале эксперимента количество учащихся, имевших положительное отношение к патриотизму, в контрольных и экспериментальных группах примерно было одинаковым. В конце эксперимента в экспериментальных группах отношение к патриотизму значительно увеличилось.
Качественный анализ показал, что у учащихся увеличился объем и глубина знаний о патриотизме, его ценностях, усилился характер положительных отношений к патриотизму, возросла осведомленность о сущности патриотической воспитанности.
Исследование возможностей системы патриотического воспитания и ее влияние на формирование региональной политики показало, что учебный процесс и внеучебная работа располагают возможностями для организации патриотического воспитания учащихся.
На основании проведенного исследования нами сформулированы реко-мендации практического характера по организации и совершенствованию системы патриотического воспитания учащейся молодежи:
Необходимо более эффективнео использовать процессы взаимодействия традиций, культур, преемственности в формировании патриотического сознания, любви к Родине, национальной гордости;
активно внедрять в содержание учебных дисциплин элементы патриотической идеи и проблемы патриотической направленности;
разработать комплексную перспективную программу по патрио-тическому воспитанию и план мероприятий на ближайшие три года;
сохраняя накопленный опыт, продолжить обновление основных компонентов патриотического воспитания на основе современных социально-педагогических принципов, с учетом особенностей региона;
значительно расширить рамки чтения спецкурсов и факультативов патриотического содержания;
рассмотреть возможные направления и разработать методические материалы по проведению различных форм патриотического просвещения преподавательского состава.
Проведенное экспериментальное исследование не претендует на исчерпывающий анализ многозначной проблемы патриотического воспитания. Дальнейшая ее разработка может быть направлена на влияние социокультурных условий в формировании патриотической воспитанности, усиление роли семьи в воспитании патриотически устойчивой личности, специфику этого процесса применительно к учащимся разных возрастов.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Агибова И.М., Бобрышов С.В., Ваганова Е.Ф., Крещенко И.Н.
Воспитательная система в СГПУ: Концепция. - Ставрополь, СГПУ,
1995.-53 с.
2. Арабов И.А. Научно-педагогические основы функционирования
регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах.
Материалы межвузовской научной конференции. - Карачаевск:
КЧГПУ, 1997.-С.15.
3. Аронов А.А. Растить патриотов. - М.: ДОСААФ, 1988. - 103с.
4. Артюхов М.В. Диверсификация муниципальной системы образования.
Опыт и перспективы. М.: Образование, №1, 2003.
5. Астахова Е.А. Изучение фольклора в средней школе. // Ярославский
педагогический вестник. -1995. - с.59.
6. Баландин Р.К. Природа, личность, культура. Экологическая
альтернатива. - М.: Прогресс, 1990. - С. 44
7. Батерина Г,И., Кузина Т.Ф., Цаллагова З.Б. Изучение фольклора в
школе как средство формирования национального самосознания
учащихся // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор
развития культур народов Северного Кавказа // - Черкесск, 1994. -
Ч.П.-С. 31-32
8. Белевцев В.А. Беляев А.В. Роль государственного вуза в воспитании
патриотизма и гражданственности. Ставрополь.- Вестник., №25, 2006,
с.3.
9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений-М, 1954-Т.4-с.489
10.Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в
России // Педагогика, 1998, №3. - с.30-35; Волков Г.Н. Этнопедагогика / Учебное пособие. - М: Издательский центр «Академия», 2005, с. 168
11.Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования
гражданственности учащейся молодежи - Ставрополь: Изд-во СГУ,
1997.-с. 204
12.Беляев А.В. Социально-педагогические проблемы гражданственности:
История и современность Ставрополь: Из-во СГУ, 1996, с. 186.
13.Беляев А.В. Принцип поликультурности образования и гражданское достоинство личности // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Тез. Докл. Международного конгресса. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998. - С.16-17.
14.Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990. - 346 с. 15.Беспалко В.П. Слагаемые педагогические технологии М.: Педагогика,
1989.-С.192.
16.Битинас Б.Р., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт
разработки концепций воспитания: В 2-х ч. Ч.1. - Ростов н/Д/ 1993. -
С. 86-111
17. Бойко А.Н. «Теория и методика формирования воспитывающих
отношений в общеобразовательной школе», Киев , 1991.
18.Борлаков .А. Воспитанность. Честь и совесть. Традиция. - Карачаевcк,
1998.
19.Бунаков Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и
воспитывающее обучение // Антология педагогической мысли России:
Вторая половина XIX века - начало XX в. / Сост. П.А Лебедев. - М.,
1990.-С.246-254
20.Валицкая А.П. Современные стратегии образования // Педагогика,
1997,№2.-С.3-8.
21.Ванслова Е.А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. -
2006.-№4-5.-С.7-13.
22.Верба И.А. Школьный музей. // 4 Всероссийские педагогические
краеведческие чтения М., 1997,- с. 86.
23.Возрождение и будущее Отечества - в патриотизме молодежи. М.:
Изд-во Междунар. педаг. Академия, 2006
24.Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика. 1990 25.Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития М.: Просвещение, 1993, с.45
26.Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка иреализация // Народное образование. 2006. № 6. С. 67-71.
27.Воспитание гражданина и патриота Сост. С.В. Хохлова.- Ставрополь 1994.-62 с.
28.Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации М.: ГУВР ВС РФ.-1998 с. 101
29.Воспитание гражданина в Советской школе / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1990. - 176 с. С.97 - 99
30.Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. - М: ГУВР ВС РФ. - 1998. - 101 с.
31 .Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.
«Круглый стол» // Педагогика. - 2006. - №5. - С.41-58.
32.Вырщиков А.Н. Военно-патриотичекое воспитание школьников: теория и практика.-М.: Педагогика, 1990.-148 с.
33.Вырщиков А.Н. Патриотизм как фундамент духовно-нравственного богатства России // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 1998 34.Вяземский Е.Е. и др. Историческое образование в современной России. - М., 1997
35.Гаджиев К.С. Концепция гражданского воспитания: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 1991. - №7. - 31-35
36.Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. - 1990. - №7. - С.38-44
37.Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998, с.29
38.Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2006. 39.Государственная Программа Российской Федерации «Патриотическое воспитание молодежи» (проект) -М.: ГДРФ, 1996,-с.58
40.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2007-2005 годы» // Народное образование. - 2007.-№7.- С.247-252. 41.Гребенюк Н.И. Концептуальное и методологиче-ское обеспечение содержания образования в личностно-ориентированном педагогическом процессе // Региональные проблемы образования: Мат.
42.Грехпнкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, 1990, №8. - С.31-33.
43.Гродов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990, с.50
44.Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994
45.Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
46.Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся X- XI кл. Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г./ Информатика и обрзование. №7. - 2003. - С.9.
47.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - В 4-х т. -М., 1978.-Т.3-С.24
48.Данилов В.В. История образования и воспитания. - Краснодар, 2005. - 381с.
49. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданствен-ности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: Материалы международной научно-практической конференции. / Редактор Е.Д. Зоркова.- М., 1998
50.Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. - Л., 1944. - 93 с.
51.Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995, с. 136.
52.Закон РФ «Об образовании», ст.7
53. Закон Ставропольского края «Об образовании».
54.Захаров Н.А. Патриотизм в системе ценностей современной молодежи
// Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. - М.: Социум, 1994. - С.82 - 88.
56.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки русской психологии. М.: Тривола, 1994.
57. Иванов А.Н. Защита Отечества - обязанность каждого гражданина - М.: Тоо Редакция журнала «Военные знания», 1998, с.80
58.Ильинский И.М. Бабочкин П.И. Идеалы, цели, принципы воспитания жизнеспособных поколений молодежи // Проблемы развития личности в современном российском обществе. - М.: ИМ, 1996. - С.7-18.
59.История, теория и методика формирования патриотического сознания.
- Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005.

60.Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Просвещение, 1990. - 144с.
61.Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и особенности. - Пг., 1914. - 139 с.
62.Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности. - основы целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика, 1993. - 80с.
63. Карпова О.В. Роль семьи в формировании нравственно-патриотических основ личности. // Тезисы. Волгоград, 1998, с.156-157
64.Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. Дис. Д-ра пед. Наук. - Л. 1991. - 37 с.
65.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. - Педагогика. -1994. - №5. - С. 104-109.
66.Клименко И.М. Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы. - Автореф. Дисс. Канд. пед. Наук. - Екатеринбург., 2005. - 23 с.
67.Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма Педагогика. - 1998. - №5. - С.14-19.
68.Конституция Российской Федерации, ст 43,44
69.Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1965. - 288с
70.Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 271 с.
71.Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. - 1993. - №3,4.-С.11-19.
72. Концепция модернизации структуры и содержания общего образования в РФ, 2006. -124 с.
73.Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения //
Учительская газета. - 2008. - №45 - 18 с.
74.Концепции содержания образования по образовательным областям. Аналитический доклад. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования». - М., 2006. 75.Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, 2007.
76.Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М., "Педагогика", 1991. - С.34.
77.Колесников В.А. Казаки однодворцы. - Монография. - Санкт-Петербург, 2006,с.27
78.Крнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования. - Саратов, 1994. - 260 с.
79.Крупская Н.К. Связывание школы с жизнью окружающей среды //Пед. Соч. - М: АПН РСФСР, 1959. - Т.3. - С.33-48.
80.Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. - М.: Военный университет, 1995.
81.Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. - М., 1998. - 206 с.
82.Лапин Н. И. Пути России. М., 2006. С. 167. 83.Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М.: Педагогика, 1990. -134 с.
84.Лихачев Д.С. Реформаторство в Российском образовании. - Педагогика. - 1996. - №7
85.Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Дисс. докт. философ. наук, М.: Военный университет, 1998
86.Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2007.- М., - 284 с.
87.Лутовинов В.И. Основные мероприятия Государственной программы РФ «О патриотическом воспитании молодежи» // Молодежь России. - М.: ИТАР ТАСС, 1995. - №3. - С.6-8.
88.Лутовинов В.И. О патриотическом воспитании молодежи // Обозреватель. - 1997. - №3-4. - С.18-23.
89.Люсер Р. Ожившая культурная реальность // Школьные технологии, №5, 2006, с.65
90.Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема. - М.: АОН, 1990. - 36с. 91.Малькова З.А., Новикова Л.И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Опыт разработки концепции воспитания: В 2-х ч. / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н / Д, 1993,Ч.1.-С.64-85.
92.Медушевская Н.Ф. Патриотизм и духовность // Духовность. Патриотизм. Традиции. -М.: МИ МВД, 1997. - С.104-110.
93. Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX вв. // Педагогика. - 2005. - №7. - С.93-97.
94.Миронов Б. Государственность. Духовность. Патриотизм // Армия. - 1994.-№11-12. С.14-18.
95.Моделирование воспитательных систем: теория - практика / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М.: РОУ, 1995.
96.Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. - М.: ИМ, 1996. 97.Молодежь Ставрополья. Ежеквартальный вестник №12, 2005.
98.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Ин-т практич. Психологии, 1997. - 364 с.
99.Мусин - Пушкин А.А. О космополитизме нашей школы // Антология педагогической мысли России (вторая половина XIX века - начало XX века). - М., 1990. - с. 476 - 480
100. Науч. Конференции «Университетская наука - региону». -
Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - С.83-84.
101. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //
Учительская газета. - 2005.-№42.-С.12
102. Национально-региональный компонент: разработка и
реализация //Народное образование.-2006.-№6, С. 67-71
103. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М.: 1989.
104. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека //
Педагогика. - 1992. - №1-2. - С.6-10.
105. Новые ценности образования /Под ред. О.С. Газмана и др. Вып.
1-6, М.: РАО, 1995-1996
106. Новые ценности образования; М.: Центр социологии
образования РАО, 2006-2008
107. Нравственное воспитание школьников посредством
краеведения: метод. Рек. - Омск: ОГПИ, 1989. - 20 с.
108. Обухов В.М. Формирование нравственного сознания
школьников // Советская педагогика. - 1985. - №1. - С. 15-17.
109. Овчаров Р.П. Справочная книга социального педагога. М.:
Академия, 2007
110. Основы военно-патриотического воспитания./Под редакцией
Г.В. Срединой.-М., 1988
111. Ожегов С.И. Словарь Русского языка. - 20-е изд., стереотип. -
М: Русский язык, 1988.
112. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в
школе.- М.: Педагогика, 1985.
113. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие для
политологических факультетов и гуманитарных вузов. - М.,1996
114. Патриотизм как фундамент духовно-нравственного богатства
России: проблемы, механизмы и источники формирования //
Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее
России: Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. Волгоград, 19-20 ноября 1998 г. Волгоград: Перемена,
2005
115. Патриотическое воспитание молодежи. Региональная
программа. / Сост. Беляев А.В. и др. - Ставрополь, 1996. - 20с.
116. Патриотическое воспитание музейными средствами:
возможности, опыт, проблемы. - Екатеринбург: банк культурной
информации, 2005.
117. Патриотизм: вчера, сегодня, завтра // Красная звезда.-1997.- 26
июля.
118. Петровский В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.:
Политиздат, 1982. - 254 с
119. Печень Н. Патриотизм - источник духовной силы // Армейский
сборник. - 1994. - №1. - С.47. - 50.
120. Положение о гражданско-патриотическом движении молодежи
«Россия - родина моя» // Мое Отечество. - 1997. - №1. С.6-11.
121. Пояркова Р.С. Чувство Родины. - М.: Знание, 1987. - 93 с.
122. Практическая психология образования./Под ред. И.В.
Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - С.372-379.
123. Программа мероприятий по патриотическому воспитанию детей
и молодежи в крае. Молодежь Ставрополья. Ежеквартальный вестник
№12. Ставрополь, 2005
124. Программа развития воспитания в системе образования России //
Минобразование России, 2005.
125. Программно-целевое управление развитием образования: опыт,
проблемы, перспективы./Под редакцией А.М. Моисеевой.- М.:
Педагогическое общество России, 2005,-с. 105.
126. Проект концепции Государственной программы
патриотического воспитания // Молодежь России. - 1993. - №3. -
С.10-19.
127. Психология. Словарь / Под общ. Ред. Петровского А.В.,
Ярошевского М.Г. - М.: Политиздат, 1990.
128. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные
ориентиры (концепция исследования) // Педагогика, 1995. - №5. -
С.87-90.
129. Радионов Е.Г. Развитие патриотизма в российской молодежи в
процессе индивидуальной воспитательной работы. - М., 1995. - 139 с.
130. Радищев А.Н. Избранные сочинения. - М., 1952.
131. Развитие, социализация и воспитание личности: Мат. Науч. -
практ. Конф. В 3-х ч. - Ставрополь, 1993. - Ч.1. - 176 с; ч.2 - 156 с; ч.3
-128 с.
132. Разработка национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов. Материалы семинара-
совещания руководителей органов управления образования России. -
М., 1996.
133. Региональный компонент в системе воспитания и обучения
детей и молодежи./Под редакцией В.И. Рыбаковой.- Ярославль, 1996.-
с. 10
134. Региональный компонент в системе воспитания и обучения
детей и молодежи./Под редакцией В.И. Рыбаковой.- Ярославль, 1996.-
с. 10
135. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. -
М.: Владос, 2006. - 256 с
136. Роков Г. Общественное воспитание. В средней школе // Вестник
воспитания. - 1907. - №1. - С.3-10.
137. Региональный компонент в системе воспитания и обучения
детей и молодежи./Под редакцией В.И. Рыбаковой.- Ярославль, 1996.-
с. 10
138. Российская национальная идея. Некоторые суждения о
государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом
достоинстве. - Волгоград: Издательство Волгоградского
государственного университета, 1998. -112 с.
139. Рощин Л.В. Философско-социологические вопросы
патриотического воспитания трудящихся. - М: ВПА, 1982. - 198 с.
140. Россия в поисках стратегии: общество и власть. М 2006. С. 216,
223.
141. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. - М.,
1959, с. 141.
142. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2005.-720 с.
143. Садовский Н.А. Национально-региональные аспекты
обновления содержания образования и особенности
совершенствования процесса обучения в школе республики Коми. -
Автореф. Дисс. Канд. пед наук. - М., 1994. - 20 с.
144. Сгибнева О.И. Культурное наследие и преемственность
поколений. Волгоград, 1998, с 120-121
145. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:
Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998
146. Сиволобова Н. А. Дисс. Канд. пед. Наук, с.68 - 74
147. Сидельковский А.П. Изучение теоретических основ
воспитательного процесса. - Черкесск: Карач.-Черкесск. Отд. Ствр.
Кн. Изд-ва, 1979, с.101
148. Соболев А. О советском патриотизме. - М., 1954. - 31 с.
149. Собкин В.С., Писарский П.С. Типы региональных
образовательных ситуаций в Российской Федерации. - М.,1998.
150. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1983, с.229
151. Скалова С.И. Методология и методы педагогического
исследования. - М, 1989. - 229 с.
152. Соловьев В.С. Сочинения. - М., 1988.
153. «Социологический профиль обеспечения учебно-личностных
достижений учащихся», СКИПКРО, Ставрополь, 2006
154. Социокультурный контекст образования // Новые ценности
образования. Вып. 2. М., 1996.
155. Социология: словарь-справочник. Т.2. - М.: Наука. - 2005.
156. Слово о молодежи. - М.: Политиздат, 1990. - 113 с.
157. Ставропольский край в цифрах: Стат. Сб. - Ставрополь, 1998.-
191с.
158. Станикин М.И. Психология общения: курс лекций: - М.:
Институт практической психологии, 1996
159. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.:
Педагогика, 1985. - с.7
160. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия,
1980.
161. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.:
Педагогика, 1985.
162. Табатадзе Г.С. Теоретико-методолические проблемы
формирования патриотизма. Информационный бюллетень. - №2. -
Волгорад, 1997. - С9-15.
163. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в
поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика, 2005,
№2, с.30-35.
164. Теория и практика воспитательных систем (в двух книгах) /Под
ред. Л.И. Новиковой. М.: РАО, 1993
165. Титова Е.В., 1995, с.100
166. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма
в условиях современной России (социально-философский анализ):
Автореф. Дис. Канд. филос. Наук. -М: ВУ, 1997. - 21.с.
167. Троцкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее
русского образования // Педагогика. - 1998. - №2. - С.7.
168. Турченко В.Н. Стратегия и тактика образования в условиях
российского рынка. - Молодежь: Образование. Занятость. Малый
бизнес. Международная научно-практическая конференция. Выпуск
II.-Томск, 2005.-С.67-68.
169. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений СПб., 1875.
с.417
170. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /
Собрание соч. Т.2. М., Л., 1998, с.161
171. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.,
1968,с.142
172. Федеральная целевая программа «Молодежь России». - М.:
КДМ РФ, 1997. -49 с.
173. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы //
Вопросы философии. - 1995. - №11. - С.5-12.
174. Формирование и реализация модели русской национальной
школы. Вып.1. Опыт Расшеватской сельской гимназии / Сост. Л.П.
Певкина, В.И. Сидоров, В.К. Шаповалов. Под ред. Л.Я. Селюковой. -
Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
175. Формирование социально активной личности \Под ред. И.И.
Кузнецова. -Рязань, 1990. - 193 с.
176. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социальных факторов //
Педагогика. - 1995. - №2. - С.79-83.
177. Фролов В.Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в
современных условиях // Проблемы развития личности в современном
российском обществе. - М.: ИМ, 1996. - С.101-107.
178. Хохлова С.В. Актуальные вопросы патриотического воспитания
учащейся молодежи в крае // Сообщение. - Выпуск 3. - Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 2005. -С.3-10.
179. Чеснокова А. Патриотический институт (1813-1918 гг)// Нева.
-1985.-№3.-С.209-213
180. Шабалдас А.Е Школа как образовательная среда в
поликультурном пространстве Ставропольского края //
Педагогическое образование и наука.-2007. - №4. - с.23-28.
181. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном
контексте. - М.: высшая школа, 1996. - 218 с.
182. Шаров .В. Воспитание духовных потребностей - основа
всестроннего гармоничного развития личности // Формирование
потребностей школьников. - Новоссибирск. 1966. - С. 23-80.
183. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского
образования. Проект ЮНЕСКО «Развитие национальной школы». -
М: СУ, 1997.-173 с.
184. Школьник Г.И. Новые подходы к проблеме воспитания в
условиях демократизации общества // Формирование личности школьника и студента в условиях гуманизации и демократизации образования: Сб. науч. Тр. В 2-х ч. - Волгоград, 1992. - Ч.2. - С. 13 -19.
185. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность М.:
1994.
186. Ярош К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. -
Харьков, 1993.-197 с.
187. Banks Jfmes A/ Muiticutural Education: Development / Dimension
and Chaiienges // Phi Deltf Kappa \ 1993/ Sept
188. Banks Jfmes A. Multicutural Education: Development / Dimension
and Chaienges // Phi Delta Kappa /1993. Sept, p. 22.
189. .Scheler M. Ressentiment im Aufbau der Moralen // Scheler M.
Gesammelte Werke. Bd. 3. Bern: A. Francke AG Verlag, 1972.

Приложение 1
Факультатив «Патриотизм глазами учащейся молодежи»
(Учебная программа факультативного курса для учащихся 9-11 клас-сов)
Пояснительная записка
Программа факультатива предназначена играть информационно-ориентирующую роль. В нее вошли следующие темы: культурные ценности, морально-нравственные ценности, семейные ценности, деятельность, экология, Родина, регион.
Пособие рассчитано на возраст от 14 до 17 лет, занятия проводится 2 раза в неделю, по 1 уроку (40 мин.).
Предлагаются методические рекомендации:
теоретические (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут);
практические (опыты, упражнения, игры);
комбинированные (смешанные теоретические и практические методы).
Факультатив разработан с целью развития у учащихся чувства патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование знаний, умений и навыков патриотического характера и готовности к проявлению их в различных сферах общества.
Призван способствовать решению задач по утверждению в чувствах и сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, а также развитию интереса к историческому и культурному прошлому России и Ставропольского края, к их традициям. Для учения и воспитания рекомендованы методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый; метод убеждения, упражнения, личный пример.
Содержание данной программы играет решающую роль в реализации патриотических целей и задач; основывается на позиции социальных, исторических, нравственных, политических проблемах. Обогащает общепедагогические формы и методы опытом народной педагогики; включает в учебно-воспитательный процесс местный культурно-исторический опыт, нормы, традиции, способы и стили жизнедеятельности; способствует формированию самобытной, разносторонне развитой личности.
Программа несет в себе психологическое обеспечение, которое включает в себя: ком-фортно-доброжелательную атмосферу, тестирование приобретенных знаний, умений и навыков, побуждения творческого воображения учащихся.
Сочетание школьной, классной и внеклассной формы работы делает факультатив наиболее интересным.
Тематический план

№№ Тема занятия Часы
1. Сущность понятия патриотизм 1ч.
2. Культурные ценности 13 ч.
3. Морально-нравственные ценности 10ч.
4. Семейные ценности 3ч.
5. Деятельность 4 ч.
6. Экология 3ч.
7. Родина. Регион 6 ч.
ИТОГО 40 ч.
Содержание факультатива Введение (1 ч.)
Понятие «патриотизм». Значение патриотизма в социальной жизни человека.
Культурные ценности (13 ч.)
Устное народное творчество: летописи, легенды, былины, сказки, пословицы и поговорки.
Народные песни: трудовые, обрядовые, героические, шуточные, песни - плачи.
Народная музыка: народные инструменты (баян, балалайка, аккордеон, домбра и т. д.); ансамблевые и хоровые коллективы (ансамбли и оркестры народных коллективов); классическая музыка; оперы, балеты, оратории, кантаты, увертюры, пьесы.
Изобразительное искусство: живопись, графика, зодчество, скульптура.
Морально-нравственные ценности (10 ч.)
Идеалы: добро и зло, долг и совесть, свобода, справедливость, милосердие, благотворительность. Приверженность к здоровому образу жизни. Преодоление национальных, социальных, межличностных, религиозных конфликтов.
Семейные ценности (3 ч.)
Основные устои в семье. Приобщение детей к семейным ценностям. Воспитание гордости за свою фамилию, ответственности за своих родителей.
Деятельность (4 ч.)
Трудовая деятельность: игра, общение, труд, учения.
Экология (3 ч.)
Взаимодействие человека с окружающей средой. Нормы поведения личности в окру-жающей среде. Гуманное отношение к природе.
Родина. Регион (6 ч.)
Понятие «большая» Родина. Символика: герб, флаг, гимн. Понятие «малая» Родина. Ставропольский герб, флаг. Географическое положение Ставропольского края в составе России. Заслуги ставропольчан (научные, творческие, боевые, трудовые, спортивные). Пограничная культура нашего региона (полиэтничность, веротерпимость, открытость). Взаимодействие и взаимопроникаемость разных культур.


Приложение 2
АНКЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Просим Вас принять участие в опросе, который проводится в плане научного исследования сформированности патриотизма у учащихся старших классов. Точными ответами на вопросы Вы поможете этому исследованию. Просим Вас отвечать на вопросы искренне и серьезно, так как от этого зависит правильность научных выводов.
АНКЕТА РОДИНА, СЕМЬЯ, ТРУД, ЭКОЛОГИЯ
1. Одни считают Родиной всю страну, другие - то место, где
родились и выросли. А Вы?
а) место, где родились;
б) место, где Вы живете;
в) страна в целом;
г) что-то другое. Что именно?
2. Любите ли Вы свою Родину?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Если бы у Вас была возможность, уехали бы Вы жить за границу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Как Вы считаете, какие ценности являются наиболее значимыми для
демократического общества?
а) материальные;
б) духовные;
в) все в совокупности.
5. Считаете ли Вы, что патриот должен быть, в первую очередь,
нравственным человеком?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?
а) да;
б) нет;
в) совсем не знаю;
г) затрудняюсь ответить.
7. Читаете ли Вы книги по истории?
а) читаю постоянно;
б) изредка читаю;
в) совсем не читаю.
8. Об истории каких народов Вам интереснее читать?
а) о русской истории;
б) о зарубежной истории;
в) другую литературу.
9. Назовите, пожалуйста, события, которые сыграли значительную
роль в истории Вашей Родины?
10. Знаете ли Вы, когда образовался город, в котором Вы живете?
а) да;
б) нет.
11. Любите ли Вы свой город (край)?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Кем работают твои родители?
13. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные
песни?
а) да, поют;
б) не поют;
14. Помогаете ли дома родителям?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
15. Ухаживаете ли за цветами и другими растениями?
16. Ухаживаете ли за животными и за какими?
а) да;
б) нет;
в) вообще не люблю животных.
17. Какой вид трудовой деятельности для Вас интересен?
а) технический труд;
б) интеллектуальный труд;
в) сельскохозяйственный труд;
г) художественный труд.
18. Как Вы трудитесь? Дайте самооценку.
а) добросовестно;
б) не всегда добросовестно;
в) чаще избегаю работу;
г) не умею трудится самостоятельно.
19. Считаете ли Вы экологию особым направлением в культуре и
почему?
20. Влияет ли окружающая среда на физическое, психическое и
эмоциональное состояние человека?


Приложение 3
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
М. РОКИЧА
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Список А (терминальные ценности):
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);
жизненная мудрость (здравый смысл, достигаемый жизненным опытом);
здоровье (физическое и психическое);
интересная работа;
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
любовь;
материально обеспеченная жизнь;
наличие хороших верных друзей;
общественное признание (уважение окружающих, коллектива);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
счастливая семейная жизнь;
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
творчество (возможность творческой деятельности);
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
воспитанность (хорошие манеры);
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать слово); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
честность (правдивость, искренность);
эффективность в делах (трудолюбие);
чуткость (заботливость).



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.