На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности самооценки подростков, страдающих детским церебральным параличом

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование самооценки подростков с ДЦП 5
1.1. Особенности формирования самооценки в детском возрасте 5
1.2. Самооценка здоровых подростков 14
1.3. Проблема самооценки подростков с ДЦП 18
1.4. Влияние самооценки на общение и отношение с людьми у подростков,
страдающих ДЦП 27
Глава II. Экспериментальные исследования самооценки подростков с ДЦП 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 32
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 33
2.3.1. Особенности самооценки здоровых подростков 33
2.3.2. Особенности самооценки подростков, страдающих ДЦП 42
2.3.3. Сравнительный анализ самооценки здоровых подростков и подростков,
страдающих ДЦП 52
Выводы 59
Список использованной литературы 61



Введение

Актуальность темы. Необходимость изучения проблемы самооценки у подростков, страдающих ДЦП, велика. Она выражается в том, что самооценка формирует уровень притязаний, влияет на выбор профессии, на своевременное вхождение в социальное пространство, на общение с другими людьми. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и уровень притязаний, тем адекватнее цели ставит перед собой человек, тем адекватнее его выбор профессии, тем эффективнее происходит его общение с людьми.
В настоящее время в условиях неблагоприятной социальной обстановки в стране (большое количество разводов, неполных семей) большое внимание должно уделяться проблемам самооценки. На данный момент стране нужны коммуникабельные, предприимчивые, способные люди. Но нельзя забывать и о формировании душевных качеств, таких, как доброта, сердечность. Нарушения при ДЦП неизбежно оказывают влияние на личностные черты характера подростка с ДЦП, на его жизненные планы, профессиональные намерения, на социальное и личностное самоопределение подростка. Чем адекватнее самооценка подростка, страдающего ДЦП, тем успешнее сложится его жизненный путь.
Адекватная самооценка способствует развитию личности, влияет на организацию поведения личности, способствует установлению контактов с другими людьми. В настоящее время подростки с ДЦП являются изолированными от общения со сверстниками. Их круг общения ограничивается общением с членами семьи. Общество находится в двойственном положении относительно больных, неполноценных людей. С одной стороны – они стараются относиться к ним справедливо, а с другой – они не знают, как с ними себя вести, а потому стараются избегать контактов с ними. Поэтому для того, чтобы появилась позитивная установка к неполноценным людям, общественность должна сформировать их новый позитивный образ. Исследование самооценки подростков с ДЦП важно для того, чтобы больные люди могли жить полноценной жизнью, вовремя войти в социальное пространство, свободно общаться с людьми.
Цель исследования. Выявить особенности самооценки подростков, страдающих детским церебральным параличом
Задачи исследования.
1. Выполнить анализ литературы по проблеме исследования
2. Выявить особенности самооценки здоровых подростков;
3. Выявить особенности самооценки подростков с ДЦП;
4. Провести сравнительный анализ между самооценкой здоровых подростков и подростков с ДЦП.
Предмет исследования: самооценка подростков с ДЦП.
Объект исследования: подростки с ДЦП.
Гипотеза исследования: у подростков с ДЦП наблюдается преимущественно неадекватно завышенная самооценка.
Практическая значимость: полученные в исследовании результаты можно использовать в центрах реабилитации подростков, страдающих ДЦП.
Методы исследования: в работе использовался тест – опросник «Самооценка» Маленковой Л.И.
Для межгрупповых сравнений использовался t-критерий Стьюдента.
Выборка: исследования проводились на двух группах подростков. Первая группа – это здоровые подростки, не страдающие ДЦП; вторая группа – это подростки, страдающие ДЦП, состоящие на диспансерном учете у врача – невропатолога. Возраст подростков – от 14 до 16 лет.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С ДЦП

1.1. Особенности формирования самооценки в детском возрасте

Что такое самооценка? Самооценка – это не только знание о самом себе, своих способностях, возможностях, но и оценка личностью самой себя, личностных качеств, внешности, возможностей, способностей. Это компонент самосознания. Самооценка формируется под воздействием самосознания, то есть под воздействием представлений о самом себе. Сензитивным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст. Самооценка бывает адекватной, неадекватно завышенной, неадекватно заниженной. Самооценка считается адекватной, правильной, когда человек критически, правильно оценивает свои возможности. Завышенная или заниженная самооценка является неадекватной. При неадекватно завышенной самооценке человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле, переоценивает себя, а при неадекватно заниженной – наоборот, недооценивает себя, относится к себе с излишней критикой. Самооценка влечет за собой организацию личностью своего поведения.
В основе самооценки лежит умение соотносить предполагаемый и реальный результат. На развитие самооценки большое влияние оказывает общение с другими людьми, их оценка. Когда мы общаемся с другими людьми, мы отражаемся в них, как в разных зеркалах. Подобно тому, как, глядя в зеркало, мы составляем мнение о своей внешности, так же по реакции на нас партнеров, по общению, по их отношению к нам мы составляем мнение о себе, как о личности. Чем шире круг общения человека, тем больше он знает о себе, поскольку контакты с разными людьми отражают разные наши стороны. Когда партнерами по общению являются взрослые, зрелые люди, они в состоянии сделать поправку на то, что зеркало может оказаться кривым и искажать действительность, однако даже взрослый человек испытывает не слишком приятное чувство, когда в качестве обратной связи он видит неуважительное отношение к себе. Ребенок же просто не способен подвергнуть критике реакцию на себя взрослого, авторитетного для него человека. Он полностью доверяет ему и его оценке самого себя, поэтому его отношение принимается безоговорочно. Таким образом, именно в общении возникает более или менее устойчивое представление ребенка о себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что думают о нем взрослые.
Примерно с полутора лет ребенок начинает узнавать себя в зеркале, начинает употреблять местоимение «Я». В раннем возрасте начинает формироваться самооценка, самостоятельность, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, честолюбие. Дети осознают себя отличными от других, начинают сравнивать себя с другими людьми. Сравнивая себя с окружающими, многие дети уже в три года имеют определенную самооценку. Поэтому, уже, начиная с полутора лет, необходимо заботиться о формировании правильной самооценки у ребенка. Ребенок раннего возраста оценивает себя так, как оценивает его взрослый. Следовательно, именно взрослый формирует самооценку в это время у ребенка. Поэтому, если родители чересчур много или мало хвалят своего ребенка, то соответственно формируется завышенная или заниженная самооценка. И все же ребенок оценивает себя неадекватно. В его самооценке существует предвзятость. Дети могут не осознавать, что у них есть отрицательные качества, или не осознавать их, не осознавать, что они нежелательны. Бывает, что ребенок осознает, что является обладателем отрицательных качеств, но переводит их в разряд положительных. Таким образом, прибегая к самообману, ребенок сохраняет положительную самооценку. В четыре года ребенок способен оценивать свои возможности более реально, чем, скажем в полтора-два года, чем в три года.
В четыре-пять лет ребенок еще не способен корректировать свои действия и суждения на основе сведений, полученных от других людей. Дети и раннего, и дошкольного возраста, как правило, имеют завышенную самооценку, они не склонны думать о себе плохо. Дошкольник оценивает себя неадекватно, так как ему тяжело отделить свои умения от своей личности в целом. Для него признать, что он делает что-то хуже других, значит признать, что он вообще хуже. Поэтому, понимая, что поступил плохо, он это не в состоянии признать. Дети стремятся к тому, чтобы взрослые их оценили, пожалели, они нарочно восхваляют свои достоинства, чтобы их заметили. В этом возрасте для ребенка очень важно, чтобы их способности кто-нибудь оценил. Одобрение и похвала взрослых вызывает чувство гордости, собственного достоинства. При отсутствии похвалы и одобрения ребенок испытывает стыд, огорчение. Бурно переживается отсутствие положительного результата.
У ребенка дошкольного и раннего возраста отсутствует обобщенная самооценка, он не может отделить свои действия от самого себя, он говорит просто: «Я хороший», в то время как взрослый оценивает дифференцированно: «Ты хороший, я тебя люблю». И, как указано выше, ребенок этого возраста считает себя всегда хорошим. Если же он не видит своих достоинств, то он попросту их выдумывает. Дошкольнику легче оценить другого, чем самого себя. Другого он может оценить отрицательно, а себя всегда с легкостью оценивает только положительно. Отрицательная самооценка наблюдается лишь у небольшого количества детей дошкольного возраста. Также ребенок уверен и в своих возможностях: при объективной вероятности успеха на 50% ребенок уверен в своих силах на все 100%. Дошкольник собой полностью доволен, кажется сам себе очень хорошим. Оценивая себя, он стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет собой нечто ценное для окружающих. Таким образом, если взрослый не замечает его достоинств, то он их просто выдумывает. В три-четыре года может приписывать себе все одобряемые взрослыми качества, не зная, в чем они заключаются, но зная, что это хорошо. Ребенок также может просто повторять мнение, которое высказано о нем взрослым.
Младший дошкольник, оценивая других, также может просто повторять чужое мнение, своего-то у него нет, так как нет ни опыта, ни нравственных и моральных представлений. Поэтому и при оценке людей и при самооценке он ориентируется на мнение других людей. Известно, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других.
В раннем дошкольном возрасте многие дети идут в детский сад, таким образом расширяя круг общения. Чем больше ребенок общается с разными людьми, тем больше познает себя, тем больше у него возможности сравнивать себя с окружающими людьми, тем чаще он слышит оценки взрослых в свой адрес, тем адекватнее у него формируется самооценка. Ведь именно оценка взрослых поможет сформироваться адекватной самооценке. Правильная оценка ребенка взрослых положительно влияет на развитие личности ребенка.
Самооценка в раннем и дошкольном возрасте формирует стремление соответствовать требованиям, которые предъявляют взрослые. Если ребенок способен к критическому отношению к себе, то, оставаясь собой недовольным, он может перестроить свое поведение – на это способны дети в дошкольном возрасте. Уже в четыре-пять лет у детей намечается желание что-либо изменить в себе, стремление к одобрению является одним из стимулов поведения. Старший дошкольник уже, в основном, верно оценивает свои достоинства и недостатки, учитывая при этом мнение окружающих. Это связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте дети обладают уже какими-то нравственными представлениями, знают, что хорошо, что плохо.
У дошкольника возрастает способность мотивировать самооценку. В четыре-пять лет оно связано с мнением окружающих: хороший, потому что меня хвалят, также они мотивируют ее своей эстетической привлекательностью.
В пять-семь лет самооценка связана с нравственными качествами, но часто, даже в шесть-семь лет не все дети способны мотивировать свою самооценку.
На пороге школы возникает новый уровень самосознания, появляется осознание своего социального «Я». Изменение самосознания определяет его отношение к самому себе, к людям, определяет его поведение. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее требователен к окружающим людям, чем к самому себе. За невыполнение правил другие люди должны нести соответствующее наказание. Сам он тоже стремится вести себя так, как надо, но, если это у него не получается, он не чувствует недовольства собой и у него сохраняется положительное отношение к себе, не возникает острых переживаний. В младшем школьном возрасте расширяется социальное пространство, ребенок имеет возможность общаться с большим количеством людей. В общении со сверстниками складывается способность оценивать других людей, которая стимулирует развитие самооценки.
К семи годам возникает важное преобразование в самооценке: она из общей становится дифференцируемой. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, с чем-то хуже. Складывается наиболее полное представление о себе.
К семи годам дети обычно правильно оценивают себя. В этом возрасте эмоционально-положительное отношение к себе выражается сдержанно: «Нравлюсь себе, но чуть-чуть». В младшем школьном возрасте ребенок осознает свои положительные качества, такие, как смелость, правдивость, готовность поделиться. Он гордится поступками, качествами, которые одобряет взрослый. Он стыдится не только неодобряемых со стороны взрослых качеств, но и тех качеств, которые ему самому кажутся нехорошими: грубость, жадность и т.д. Это чувство стыда влияет на развитие личности положительно. В этом возрасте еще достаточно сильное желание иметь положительную самооценку, одобрение и положительную оценку со стороны взрослых.
В подростковом возрасте встречается, чаще всего, неадекватно заниженная самооценка, хотя может наблюдаться и неадекватно завышенная и адекватная самооценка.
Притязание на признание способствует развитию самооценки. В младшем школьном возрасте определяющим критерием в самооценке являются качества, необходимые для успешного осуществления учебной деятельности. В школе самооценка ребенка формируется не только под влиянием оценки взрослых, но и под влиянием оценки сверстников. Также формирование адекватной самооценки в школе может быть достигнуто при такой организации обучения, при которой сами учащиеся вовлекаются в совместную учебно-оценочную деятельность. У школьников также наблюдается завышенная самооценка, за исключением сильных учеников. То есть опять же ученики младших классов неадекватно оценивают свои возможности, способности. Были проведены эксперименты: учитель и одноклассники оценивали какого-либо ученика, и предлагалось самому ученику оценить самого себя. Так вот, этот эксперимент показал, что в то время, как ученик оценивал себя как способного ученика и хорошего товарища, ученики и учитель оценивали его намного ниже, как неспособного и не очень хорошего. Существует еще одна закономерность: чем ниже оценивается ученик, тем он выше оценивает других. Опять же был поставлен эксперимент: неуспевающим ученикам и успевающим были даны на попечительство неуспевающие ученики младших классов. Так вот, неуспевающие ученики ставили своим подопечным более высокие оценки, чем успевающие. Они как бы дарили им то, чего были лишены сами.
Уважительное и серьезное отношение значимого взрослого в большей степени формирует отношение ребенка к себе, его уверенность в собственных силах, в том, что он хороший, умный, добрый, достоин любви, уважения. Точно также влияет на развитие самооценки отношение к подростку со стороны сверстников. Таким образом, у ребенка, подростка при положительном отношении со стороны других людей возникает уверенность в себе, которая перерастает в самооценку. Каждый человек обладает какой-то самооценкой. Мы знаем, что в какой-то области у нас получается хорошо, а где-то имеет смысл подучиться. Но хорошо себя чувствует только тот человек, который знает, что в принципе, с ним все в порядке, и, если у него что-то не получается, то это не влияет на то, что он хороший человек. Это значит, что общая самооценка положительна и устойчива, хотя, как умный человек, он понимает, что его возможности ограничены.
Ребенок, подросток ждет признание среди взрослых, сверстников. Он часто обращается к ним за оценкой своих поступков. Очень важно его поддержать. Иначе может возникнуть комплекс неполноценности, ощущение несостоятельности. Чем точнее оценки окружающих, тем точнее представление подростка о себе, о результатах своих действий. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к оценке окружающих. Подросток же способен воспринимать оценку окружающих через призму установок и выводов.
Формирование самооценки зависит не только от оценки окружающих, Нои от того, насколько преследуют успехи и неудачи. Если успехов больше, чем неудач, формируется завышенная самооценка; если больше неудач, чем успехов – заниженная. Для формирования адекватной самооценки необходимо оптимальное соотношение успехов и неудач.
Также фактором, влияющим на развитие самооценки, является рефлексия о себе, усвоение норм и правил. Чем больше подросток думает, размышляет о себе, тем больше видит в себе недостатков, тем негармоничнее кажется собственная личность.
Стиль воспитания также влияет на формирование самооценки подростка. Но стиль воспитания более влияет на самооценку ребенка, чем подростка.
Наиболее эффективным стилем воспитание для формирования адекватной самооценки является ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него. Авторитетные справедливые родители в равной степени замечают и успехи, и неудачи своего ребенка, при этом соответственно их оценивают. Они хвалят за то, что необходимо, наказывают, если ребенок это заслужил. При этом количество наказаний примерно равно количеству поощрений. Они относятся к ребенку тепло, с любовью, с добротой, с пониманием и уважением. Ребенок чувствует, что он любим. Родители стараются не унижать чувства собственного достоинства ребенка, не ущемлять его прав. Положительная оценка родителей формирует адекватную положительную самооценку ребенка.
Авторитарный стиль воспитания не может воспитать полноценную личность. Наказание, жесткое руководство, подавление инициативы, физическая власть, непринятие даже вполне обоснованных требований ребенка, необъяснимые запреты лишают волю ребенка, формируют неадекватно заниженную самооценку. Родители часто ругают, даже за малейшие проступки, а хорошие поступки не замечаются. Растут несамостоятельные, неуверенные в себе люди.
Отчужденный стиль воспитания лишает детей твердых ориентиров в поведении, действиях, так как безразличные родители редко выражают свое отношение к детям, давая случайные, несистематические оценки. Видя безразличное отношение своих родителей, ребенок чувствует себя ненужным, бесполезным. Вырастает он с неуверенностью в себе человека с низкой самооценкой.
Либерально-попустительский стиль воспитания воспитывает капризного, избалованного человека. Ребенок не может развиться в социально-зрелую личность, также как и его самооценка не может сформироваться адекватной. Родители восхваляют ребенка, не замечают его недостатки и не критикуют их. Родители дают неадекватную высокую оценку своим детям, что их ребенок обладает множеством положительных качеств, они принимают его таким, каков он есть, гордятся им, все ему прощают. Для такого ребенка не существует запретов. Поощряются его успехи, замечаются даже самые мелкие достижения. Дети становятся малочувствительными, некритичными к себе. Адекватно завышенная оценка взрослого переходит в оценку ребенка. Такая слепая любовь родителей формирует самоуверенных, самовлюбленных эгоистов.
Гиперопекающий стиль воспитания лишает изначальной самостоятельности. Такой ребенок даже во взрослой жизни может занять только подчиненную позицию. Вырастает неуверенный в себе, несамостоятельный человек с заниженной самооценкой.
При правильной адекватной самооценке человек быстрее продвигается в психическом развитии. Если самооценка неадекватна, то наступает задержка психического развития. Человек с заниженной самооценкой, обычно, не верит в себя и не прилагает должных успехов там, где мог бы добиться успехов. Человек с завышенной самооценкой тоже не очень старается, переоценивая свои силы.
Самооценка играет большую роль в том, как человек строит свое поведение, отношение с другими людьми. Она является мощным регулятором поведения. Самооценка корректирует поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения. При завышенной самооценке в поведении появляется высокомерие. При заниженной – пассивность, нерешительность проявляется меньше способностей, чем есть. При адекватной самооценке человек ведет себя адекватно, активно; он знает, что можно, а что нельзя, признает свои недостатки. Заниженная самооценка блокирует развитие, формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие начинается именно с переживания, низкой самооценки.
В зависимости от возраста у детей меняются категории описания себя. В раннем и дошкольном возрасте дети характеризуют себя с внешней эстетической точки зрения. Они называют определенные заметные свойства, такие, как цвет волос, рост и т.д. В младшем школьном возрасте описание связано поведением. В подростковом возрасте описывают свои психические качества, которые влияют на их взаимоотношения с другими людьми...............


Выводы

1) Самооценка - это сложное динамическое личностное образование, личностный параметр, который выполняет регулятивную функцию. Это компонент самосознания. Она формируются под воздействием нескольких факторов:
– стиль воспитания;
– соотношение успехов и неудач;
– оценка личности другими людьми;
– степень рефлексии, нравственные и моральные представления.
Самооценка здоровых подростков, преимущественно, неадекватно заниженная.
Самооценка подростков с ДЦП, преимущественно, неадекватное; мнения психологов по этому вопросу расходятся: она может быть либо заниженной, либо завешенной. Это объясняется, в первую очередь, ограничением в общении.
2) Практические исследования дают право сделать вывод о том, что у здоровых подростков встречается, в основном, неадекватно заниженная самооценка. Причем нет различий между самооценкой девочек и мальчиков. Подростками оцениваются низко такие качества: эмоциональность, необидчивость, красноязычие, умственное развитие. Высоко оцениваются следующие качества: внешность, общительность.
3) Практические исследование дают право сделать вывод о том, что у подростков с ДЦП преобладает преимущественно, завышенная самооценка. Различий между самооценкой девочек и мальчиков нет. Подростки с ДЦП низко оценивают следующие качества: здоровье, внешность. Они высоко оценивают умственное развитие, оптимизм, чувство юмора, умение располагать к себе людей.
Самооценка влияет на организацию поведения подростка, на его общение, отношения с другими людьми. Так как у подростков с ДЦП встречается, в основном, неадекватно завышенная самооценка, а при завышенной самооценке у людей появляется высокомерие в общении, грубость, непримиримость, неадекватное восприятие другого человека, то именно эти качества чаще всего проявляются при общении с другими людьми у многих подростков с ДЦП.
Высокая оценка родителей переходит в самооценку подростка.
4) Сравнивая самооценку здоровых подростков и подростков с ДЦП, можно сказать что их самооценка в корне отличается: у здоровых подростков преобладает неадекватно заниженная самооценка, а у подростков с ДЦП – преимущественно неадекватно завышенная.
Гипотеза о том, что у подростков с ДЦП преобладает неадекватно завышенная самооценка, подтвердилась.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие для студ. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 1999.-320 с.
2. Ананьева Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Воронеж, 1995. –301 с.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984. – 199 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений (сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан., В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
6. Гришак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1984. – 320 с.
7. Гусев Е.И. и др. Нервные болезни: Учебник / Е.И. Гусев, В.Е. Гречко. – М.: Медицина, 1988. – 640 с.: ил. – (Учеб. лит. для студ. мед. ин-тов).
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 1997. – 256 с.
9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1982. – 365с.
10. Зверева О.Л. Ганичева А.К. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е издание., Стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
11. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: гос-во МГУ, 1985. – 353 с.
12. Кабанов М.М.: Личко А.Е., Смирнова В., Метод психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., «Медицина», 1983. – 199 с.
13. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции, особенности формирования личности у больных детским церебральным параличом и принципы их коррекции. М.: 1982. – 258 с.
14. Климов Е.А. Основы психологии; Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
15. Климов Е.А. Школа… а дальше. Л., 1971. – 165 с.
16. Климов Е.А. Основы психологии; Учебник для вузов. – М.: Культура и Спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295с.
17. Ковалев А.Т. Психология семейного воспитания. – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 256 с. – (Родителям о детях).
18. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979 .-–306 с.
19. Ковалев В.В. Психогенные патопсихологические формирования личности у детей и подростков. М.: 1976. – 202 с.
20. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: 1985. – 286 с.
21. Конечный Р., Базхал М. Психология в медицине. Прага, 1983. – 405с.
22. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн, 1981. – 110 с.
23. Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, «Наукова думка», 1984. – 421 с.
24. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. вышс. учеб. заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
25. Куликова Т.А. Семейное воспитание: Учебники для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
26. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 260 с.
27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – изд. 2-е, доп. и перераб. – Л., 1983. – 260с.
28. Матейчик З. Родители и дети Кн. для учителя: Пер. с чеш. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – Издательский центр «Академия», 1999. – 456с.
30. Мухина В.С. Детская психологи: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. Л.А. Вегнера. – 2-е изд. перераб.и доп. Мухин В.С. Просвещение, 1985. – 372с.
31. Немов А.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995. – 496с.
32. Обухов Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – м.: Тривола, 1995. – 360с.
33. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 240с.
34. Практикум по патопсихологии (под редакцией Б.В. Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В. Лебединского). М.: Издательство МГУ, 1987. – 408 с.
35. Прихожан А.М. Педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., 1980. – 521с.
36. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова – М.: – Педагогика, 1990. – 520 с.
37. Психология личности: тесты, опросники, методики. (Авторы-составители: к.п.д., доцент Н.В. Киреева и Н.В. Рибчикова – М.: Гелион, 1995. – 220 с.
38. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского; научн.-исслед. ин-т Общей и педагогической психологии. Акад. пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1997. – 240с.
39. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1978. – 240с.
40. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. обл. ред. А.М.Фонарева. – М.: прогресс, 1978. – 272с.
41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – 982с.
42. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглян М.Я. Клиника и реабилитация – аннатерапия детских церебральных параличей. – М., 1972. – 306с.
43. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, А.Е.Зеленова и др.; Под ред. А.В.Петровского, 1997. – 224с.
44. Справочник педиатра / [Авт.: М.М. Алимова, А.Г. Антонов, Л.Г. Афонина и др.]; Под ред. акад. АМН СССР М.Я. Студейникина. – Т.: Медицина, 1984. – 686 с., табл.
45. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. – 284с.
46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянска школа, 1974. – 268с.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336с.
48. Ушаков Т.К. Пограничные нервно-психический расстройства. – М., 1978. – 303с.
49. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.: просвещение, 1983. – 196с.
50. Шабалина Н.Б., Добровольская Т.А. Психологические критерии рационального трудоустройства инвалидов. – М., 1996. – 245с.
51. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544с.
52. Шемуратов Ф.А., Фукина Л.И. Элементы высшей математики: Учебник для студентов вузов физической культуры. – Набережные челны: Издательство КамПИ, 1999. – 368с.
53. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европейский институт экспертов. – Спб.: Из-во Микалинова В.А.; Из-во «Полиус», 1998. – 639с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.