На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Отношение к собственному здоровью

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Медицина. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 89. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3

1. Анализ состояния разработанности проблемы отношения к здоровью 7
1.1 Понятие здоровья в психологии 7
1.2 Состояние здоровья учащихся и факторы, влияющие на его сохранение 13
1.3 Отношение учащихся к собственному здоровью как главный
психологический фактор здоровьесбережения 25

2. Экспериментальное исследование проблемы осознанного отношения
учащихся к своему здоровью 34
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 36
2.2 Описание модели, обеспечивающей формирование мотивов
осознанного отношения к здоровью 42
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 49

Заключение 56

Библиография 59

Приложение 62


Введение

Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает сегодня особую остроту в российских условиях, поскольку современная ситуация отличается высокими показателями детской заболеваемости, снижением уровня жизни, социальными потрясениями, падением качества медицинского обслуживания, ухудшением экологической ситуации.
Согласно данным Министерства образования России, «число детей с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации».
По данным Минздрава РФ, из 6 миллионов школьников в возрасте 15 – 17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания, а наличие болезней, ограничивающих выбор профессии, достигла 30%. Среди 15-летних мальчиков число отстающих по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1 – 2 года составляет 30 – 36%. Почти треть юношей не годна к службе в Вооруженных Силах по медицинским показателям (А.А. Баранов, С. Цымбаленко, С. Щеглова).
Проблема «школьной патологии», т.е. негативного влияния школьной среды на физическое и психическое здоровье учащихся имеет многовековую историю. Среди комплекса факторов, способствующих снижению уровня здоровья школьников, выделяют, с одной стороны, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения (И.И. Бецкой, Е.М. Белостоц-кая, К.И. Грум-Гржимайло, Ф.Ф. Эрисман), с другой стороны, – большой объем учебной нагрузки (М.В. Антропова, М.М. Безруких, Н.И. Быстров, А.В. Беляев, С.М. Громбах, В.М. Зубкова, В.Г. Нестеров, А.А. Сычев, Л.П. Уфимцева).
Современная система образования наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом несёт в себе противоречия, которые не обеспечивают её соответствия растущим запросам общества и потребностями каждого его члена. Это непосредственно влияет на результаты социального и экономического развития страны. Результаты исследований показывают несовершенство сложившейся практики в научно-методическом, организационно-управленческом, педагогическом функционировании различных звеньев системы образования в аспекте сохранения и развития здоровья детей и подростков.
Анализ результативности традиционных подходов к сохранению здоровья школьников (посредством сокращения учебной нагрузки, увеличения числа уроков физкультуры в расписании, ужесточения гигиенических требований к условиям обучения) показывает их декларативный характер, который не затрагивает способы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Следовательно, сложившаяся в современной общеобразовательной школе ситуация требует новых, нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения.
Среди актуальных проблем реформирования образования сегодня наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработка психопрофилактических и коррекционных программ и методов работы педагогов и детских практических психологов для обеспечения и поддержки физического и психического здоровья детей на всех этапах онтогенеза.
Но какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся не использовались в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих школьников не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании своего физического и психического здоровья.
Между тем наблюдения и обследования учащихся показывают, что многие подростки не следят за состоянием своего здоровья, не занимаются его укреплением и часто делают то, что разрушает здоровье (курение, наркотики, алкоголь, увлечение технократической музыкой и т.д.).
Актуальность исследования становления субъективного отношения к здоровью у подростков обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, движение науки без интеграции научных данных из разных областей невозможно, так как современный этап социокультурного развития общества характеризуется расцветом человековедческих наук, в том числе и в области индивидуального здоровья.
Во-вторых, проблемы здоровья особенно актуальны для России. В силу происходящих социальных преобразований, а также низкой культуры отношения к своему здоровью, ухудшается здоровье детей, особенно в период обучения в школе.
В-третьих, необходим поиск эффективных и действенных способов организации школьной образовательной среды, способствующей развитию ценностного отношения к собственному здоровью у подростков.
Целью исследования является разработка и апробация психолого-педагогической модели формирования осознанного отношения к собственному здоровью у подростков.
Объектом исследования выступает процесс формирования ценностного отношение к собственному здоровью у подростков средней общеобразовательной.
Предметом исследования являются психологические особенности ценностного отношения подростков к собственному здоровью.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
- провести теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- проанализировать понятие здоровья в психологии;
- рассмотреть состояние здоровья учащихся и факторы, влияющие на его сохранение;
- описаит отношение учащихся к собственному здоровью как главный психологический фактор здоровьесбережения;
- провести экспериментальное исследование проблемы осознанного отношения учащихся к своему здоровью.
Методологический подход исследования опирается на общенаучные и прикладные достижения: системный подход изучения личности и деятельности и культурно-историческая теория развития высших психических функций.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов:
- теоретические (теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных);
- эмпирические (эксперимент, реализуемый средствами социально-психологического тренинга; анкетирование; разнообразные варианты опроса (беседы, открытые и стандартизированные анкеты).


1. Анализ состояния разработанности проблемы отношения к здоровью
1.1 Понятие здоровья в психологии

Понимание здоровья в психологии сейчас значительно расширяется. Оно привязывается не только к физиологическому и психофизиологическому пространству, но воспринимается как сложный феномен, включающий новые смыслы и значения в процессе социальной эволюции.
«Здоровье изменило свой статус в обществе как явление социума. И выражается это изменение глубинно и комплексно как в индивидном понимании, так и в оценке всего человечества. Здоровье сохраняет свое значение для индивида как определенная ценность и соответствующее состояние (отсутствие боли, недуга), обеспечивающее возможность работать. Оно приобретает новые измерения: формируется новое отношение к нему как особому социальному феномену» [12, с. 47].
Здоровье (как особое социальное отношение) во все большей степени становится структурообразующим фактором социального бытия, реализуемого в субъектной жизнедеятельности конкретных индивидов. Меняются содержание, емкость, смысловые показатели физического, психического, духовного здоровья человека и изменяются требования к здоровью.
Рассматривая здоровье как особый социальный феномен, необходимо выделить следующие аспекты. Первый - это здоровье как надындивидуальное состояние в соотнесении к сообществу как субъекту истории. Второй - это особое субъектное отношение к здоровью и здоровье в субъектных отношениях индивидов, индивидов и общества в их сложном взаимодействии. Наконец, третье - это здоровье как основание самоопределения и мера свободы индивида в качестве субъекта истории.
В осмыслении здоровья происходит переход от «суммарности» в оценке со--стояния здоровья и его ценности к пониманию интегральной целостности здоровья как сложно конструированной и многопланово представленной константы. Социальный смысл здоровья заключается в отношении к здоровью как особого проявления связей между индивидами, предполагающих проективную, целеполагающую деятельность по фиксированию состояния индивидов и реализации нормы здоровья.
Начало реального отношения к здоровью как особой общественно значимой ценности трудно установить. Однако определенное отношение к болезни фиксируется достаточно рано в процессе становления человека.
В настоящее время здоровье приобретает ценность для индивида не только в плане здоровье – болезнь и не только в плане сохранения возможности своей действенности, когда ценность здоровья имеет своего рода рыночный характер, но и как личностно необходимый компонент, обеспечивающий личную представленность человека в обществе. Здоровье в качестве особой формы проявления природной сущности человека приобретает реальную всеобщность. Не просто общественно-значимым становится здоровье, когда человек заботится о своем здоровье, а общество о его здоровье, но и объективно вводится такое направление, как изучение здоровья здорового человека.
Исходя из этих положений и отправляясь от психологической трактовки понятия «отношение», сформулировано понятие «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния и организованную самим человеком жизнедеятельность, способствующую сохранению здоровья, личностному росту, творческому функционированию или наоборот (И.В. Журавлёва, Н.Л. Коновалова, В.Н. Мясищев, А.А.Реан и др.).
Будучи обусловлено объективными обстоятельствами и определено движущими силами деятельности и поведения личности, отношение к здоровью проявляется в действиях и поступках, переживаниях и вербально реализуемых суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие, при этом само поведение и высказываемые суждения о здоровье могут быть адекватными или неадекватными.
Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное, разумное и неадекватное, неразумное или беспечное, условно выделяют два диаметрально противоположных типа поведения индивида по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью. Но поскольку в реальной действительности подобная полярная альтернатива практически исключена, следует говорить о степени адекватности или неадекватности отношения к здоровью.
Эмпирически фиксируемым критерием меры адекватности отношения к здоровью может служить (в поведении) степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены. В высказываемых людьми мнениях и суждениях относительно факторов сохранения и укрепления здоровья в качестве таких критериев может выступать уровень осведомленности индивида.
Касаясь вопроса о критериях адекватности отношения к здоровью, следует иметь в виду обстоятельство соответствия или несоответствия самооценки индивида его физическому и психическому состоянию здоровья. В предметно-практическом плане вполне достаточно представление о здоровье как понятии, используемом для описания влияния болезни и нетрудоспособности на повседневное функционирование индивида в физическом, психическом и социальном аспектах.
Для социально-психологического анализа феномена здоровье центральным является аспект психического здоровья, причем именно развитие социальной психологии способствовало выведению понятия «норм» за рамки медико-физиологической дихотомии «норма-патология».
«С общепсихологических позиций понятие «нормы» является более широким, чем понятие «здоровье». Исследователи выделяют четыре основных подхода:
а) Нормальность как здоровье подразумевает континуальную модель “болезни - здоровья”, где норма - один из полюсов континуума.
б) Нормальность как относительное состояние, гармоничная и оптимальная связь различных элементов психического аппарата, достигающая кульминации в оптимальном функционировании; присуще психодинамической традиции.
в) Нормальность как модальный паттерн поведения в данной общности.
г) Нормальность как результирующая переменная взаимодействия различных систем, изменяющегося во времени» [12, с. 49].
Следует отметить, что в этих подходах психическое здоровье рассматривается как нечто большее, чем просто отсутствие болезни.
Имеются различные «типы» психического здоровья в соответствии с ситуацией, генетическим фоном и т.д., причем каждый тип может быть измерен комбинацией индикаторов и по различным критериям.
Обобщив такие исследования, было предложено четыре группы индикаторов психического здоровья.
Отражающие социологическую ориентацию и показывающие функциональную эффективность и выполнение индивидуумом требований социальной роли (госпитализация, отсутствие на работе, развод).
Показывающие субъективное благополучие, и включающие аффективные переменные (депрессионная окраска настроения, чувство обиды), симптоматические переменные («чувство напряжения», «нервность»), а также отражающие самооценку и удовлетворенность (самооценка, удовлетворенность работой и жизнью в целом, оценка удовлетворения потребностей).
Отражающие гуманистическую ориентацию, и показывающие мастерство, компетентность, т.е. позитивные критерии, включающие рост и самоактуализацию личности, адекватность преодоления жизненных трудностей, использование ценимых навыков и достижение ценностей – целей.
Психиатрические симптомы и проявления, которые нельзя классифицировать в других категориях, и которые имеют клиническое значение в психиатрии. Эта система индикаторов образует рабочее определение психического здоровья.
В отечественной литературе попытку сформулировать критерии психического здоровья предприняли Н.Е. Водопьянова и Н.В. Кодырева. В качестве первичных индикаторов нездоровья предлагаются показатели дезадаптации, конфликтность, противоречивость в системе отношений личности с окружающей средой, снижение социальной активности. Показатели дальнейшего снижения здоровья – пассивность жизненной позиции, зависимость от вредных привычек, уход от ответственности. Еще более низкое здоровье и переход в болезнь отражаются в появлении невротизации и деформации личности, психосоматических заболеваниях.
Все приводимые индикаторы, конечно, индикаторы болезни, а не здоровья. Главный недостаток предлагаемой системы индикаторов - в их несоответствии требованию операциональности. Состояние должно быть прежде классифицировано нозологически по своей тяжести, чтобы выяснить, какие критерии нездоровья к нему применимы.
В нашей стране подход социальной компетентности (близкий функциональному подходу) развивает П.А. Пономаренко, определяющий профессиональное здоровье как «способность к сохранению компенсаторных и защитных свойств, обеспечивающих готовность ко всем условиям профессиональной деятельности».
Во всех рассматриваемых подходах к болезни и здоровью скрыто или явно присутствуют 4 аспекта социально-психического анализа:
Культуральный, где исследуются взаимоотношения между культуральным контекстом и жизненным стилем с одной стороны, определения здоровья и реакции на болезнь - с другой.
Социальный, где внимание сосредотачивается непосредственно на семье, работе и общей социальной активности личности. В центре рассмотрения здесь способы, которыми человеческие качества и реакции приспосабливаются к социальным требованиям, физическому и экономическому окружению.
Интеракционный, где изучается влияние на индивидов процессов коммуникации, межличностного взаимодействия, и напротив, как интрапсихическое состояние индивидов и их личные особенности влияют на социальные процессы в непосредственном окружении............


Заключение

На основании результатов, полученных в ходе проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
Проведенный анализ психолого-педагогической, философской и медицинской литературы показал, что педагогическая психология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим психологам активно включаться в решение проблем оздоровления детей и подростков. Теоретический анализ феномена «здоровье» позволяет охарактеризовать здоровье как личную и общественную ценность, описать ценность здоровья в жизни и деятельности человека, обосновать комплекс мер по формированию установок на здоровье как жизненную ценность и необходимость соблюдения здорового образа жизни.
Эффективным психолого-педагогическим средством формирования осознанного отношения к здоровью у подростков является ценностно-ориентированный социально-психологический тренинг, направленный на расширение мотивационно-потребностной составляющей отношения человека к собственному здоровью. В процессе взаимодействия у участников тренинга возникает коллективное эмоционально окрашенное сопереживание и заражение значимости личностных проблем здоровья и его сохранения и развития, способствующее переходу понимания общественной ценности в личностно значимое.
Механизмами становления осознанного отношения к здоровью как ценности у подростков являются объективация участниками и ведущим личностных ценностей и их смыслов, ясное осознание ценности здоровья, структурирование представлений на основе разрешения ценностного противоречия, рефлексии своего состояния, развитии эмпатии, открыто-диалогического общения, эмоционального переживания ситуаций, связанных с содержанием сказок, притч, прояснение актуальных чувств и переживаний, активное поддержание обратной связи участниками группы.
Разрешается ценностное противоречие в процессе особой психической деятельности по актуализации, осознанию, сопоставлению, соизмерению ценностей и их смыслового содержания, наличию адекватных средств реализации в деятельности. Результатом разрешения ценностного противоречия является гармонизация потребностно-мотивационной сферы личности. Гармонизация ценностных ориентаций предполагает установление связи между личностной ценностью, субъективной её значимостью и реальной позицией личности.
Проведённое исследование выявило предметное содержание мотивов субъективного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, которое может быть описано по полноте осознавания структуры мотива (неосознаваемые, слабо выраженные, выраженные, ярко выраженные); по направленности мотива (личностная и общественная); по ориентированности на внешние и внутренние факторы при объяснении своего поведения; по структуре понимания феномена здоровья, направленные на сохранение и развитие физического, социального и психического здоровья.
В ходе исследования подтвердилась актуальность и значимость проблемы формирования осознанного отношения к собственному здоровью у подростков. На наш взгляд, исследование раскрывает возможности новых направлений в психологии развития в подростковом возрасте. Разработанные и экспериментально апробированные нами методики диагностики отношения к здоровью и психолого-педагогические методы формирования осознанного отношения к своему здоровью могут быть широко использованы практическими психологами школ и других учебных заведений в своей работе.
Использование процедуры диагностики отношения к здоровью может стать своеобразным фактором, формирующим такое отношение. Использование результатов диагностики отношения к здоровью и здоровому образу жизни может служить критерием эффективности системы работы школы по здоровьесбережению. Создание банка данных об отношении всех учащихся к своему здоровью при взаимодействии медико-физиологической и психологической служб школы с целью выявления «кризисных периодов», «групп риска» позволит вести индивидуальную или групповую коррекционно-развивающую работу.


Библиография

1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.
2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1991.
3. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общест-во России, 2000. – 192 с.
4. Гарбузов В.И. Практическая психология, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб.: АО «Сфера», 1994. – 160 с.
5. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – 152 с. (Психология и культура).
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Изд-во ООО «Речь», 2000. – 310 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. – 400 с.: ил.
8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и раду-юсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного воз-раста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. – 208 с.,ил.
9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с., ил.
10. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. - М.: Интерпраксис, 1994. – 160 с.
11. Нарицын Н.Н. Азбука психологической безопасности. – М.: Изд-во «Русский журнал», 2000. – 224с.
12. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / В.А. Бароненко, В.Н. Лю-берцев, Л.А. Рапопорт / Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1999, - 410 с.
13. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думаю-щих людей / Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 320 с. (Серия «Как стать психологом»).
14. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.
15. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного обще-ния. – М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. – 48 с. – (В помощь лектору. Секция педагогических и психологических знаний).
16. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М., 1977, С. 9.
17. Психология сказки и сказкотерапия (Специальный выпуск) /Журнал практиче-ского психолога. – М.– 1999. - № 10- 11 (октябрь – ноябрь).
18. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 240 с.: ил. – (Азбука психологии).
19. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для сту-дентов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 41 с.
20. Сборник приказов и инструкций Министерства Образования России / Вестник образования. – 2001. – Июнь. - № 12. – С. 13 – 74.
21. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 304 с. (Серия «Как стать психологом»).
22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упраж-нения: практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.
23. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Прак-тическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 1999. – 256 с.: ил.
24. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 288 с.
25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.: ил. – (Психол. наука - школе).
26. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Фёдорова О.В. Счастливый подросток. Про-грамма профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 224 с. (Серия «Как стать психологом»).
27. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педаго-гов. – М.: Интерпраксис, 1994. – 160 с.
28. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Изд-во «Флинта», 1997. – 224 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.