На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Эстетическое воспитание детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2005. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: 64.

Описание (план):


Эстетическое воспитание детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
(ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и практические основы эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования…………...9
1.1. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………….9
1.2. Возрастная специфика и стадии развития изобразительной деятельности ребёнка второго года жизни……………………………...24
1.3. Педагогические условия эстетического воспитания ребёнка второго года жизни в семье………………………………………………………..24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности педагогических условий развития ребенка второго года жизни средствами изобразительной деятельности в семье……………………………………………42
2.1. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента…..42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………...52
Заключение…………………………………………………………………………..58
Библиография………………………………………………………………………..60
Приложение


Введение

Ранний возраст это период быстрого формирования всех свойственных человеку психопрофилактических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
На современном этапе развития общества происходит осознание исключительной важности усиления духовно-нравственных начал в семье. Приобщение ребёнка к эстетическим ценностям и художественной деятельности в семье не только способствует познанию действительности в ее существенных проявлениях, но и помогает ориентироваться в системе нравственных ценностей, воспитывает художественные вкусы, формирует ценностные ориентации. Недооценка роли нравственно-эстетического воспитания в семье сказывается в реальной жизни всего общества.
В раннем возрасте значительно изменяются основные виды чувствительности, улучшается острота зрения и слуха, повышаются точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный (звуковысотный) и фонематический слух, совершенствуется ориентировка в свойствах и пространственных отношениях предметов. Усвоению общественно выработанных представлений о чувственных свойствах сенсорных эталонах цвета, величины, формы, способствуют различные виды деятельности дошкольника (прежде всего, продуктивные), среди которых одно из главных мест принадлежит изобразительной деятельности, и, в частности, рисованию.
По мнению Н.А. Ветлугиной, «с усвоением сенсорных эталонов в изобразительной деятельности связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов» [11, С.45].
По данным Т.А. Барышевой, «значительные изменения происходят в развитии ориентировки ребенка в пространстве и пространственных расположениях предметов» [6, С.27]. Эта ориентировка начинается с выделения малышом собственного тела, ведущей руки.
Г.Г. Григорьева считает, что значительное влияние на развитие восприятия оказывает слово, определяющее признаки предметов и способствующее тем самым «осознанию и закреплению представлений о сенсорных качествах» [15, С.112].
Л.Б. Ительсон в своём исследовании выделяет, что «генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, с совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно» [19, С.82].
Рисование как один из видов продуктивной деятельности имеет огромное значение для дошкольника. Оно зарождается к двум годам, когда ребенок овладевает карандашом как орудием и впервые «открывает» наглядный образ своих действий в нарисованных каракулях.
Развитие рисования идет по определенным направлениям. Ребенок постепенно усваивает собственно изобразительную функцию рисования: рисунок должен передавать существенные признаки, знаково-символическую функцию: рисунок является заместителем, знаком определенного предмета; эстетическую функцию: рисунок передаёт отношение автора к изображенному [8,С.26-28].
В процессе рисования детей раннего возраста «совершенствуются рисовальные движения руки, а также техника восприятия и анализа изображаемого предмета» [51, с. 5].
Вопросам развития изобразительной деятельности уделено внимание в работах Г.В. Лабунской, которая считает, что в раннем возрасте изменяются способы построения изображений, композиция и содержание детских рисунков. Рисование зависит от особенностей зрительного обследования предмета, от двигательно-осязательного опыта. На рисование существенное влияние оказывает слово, которое «может затормозить дальнейший анализ предметов и привести к шаблонам» [30, С.21].
По-особому ребенок относится к цвету, который для него часто выступает показателем эмоционально-эстетического отношения к действительности: красивое - всегда яркое, красочное, а некрасивое - темное, блеклое [34, С.67].
Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Горящая разноцветными огнями, украшенная блестящими яркими игрушками новогодняя елка всегда воспринимается ребенком эмоционально [37, С.33].
Как и все способности, «способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана» [17, С.124]. Большие возможности для развития эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию, в самой основе которых должно лежать систематическое развитие у ребенка способности активно, целенаправленно рассматривать предметы и явления, его окружающие, и посильно передавать увиденное в рисунке.
Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что основы эстетического воспитания и изобразительной деятельности детей раннего возраста закладываются в семье. Кроме того, в современном образовании сохраняет значение семейное воспитание. Эстетика, психология, педагогика обратились к исследованию процесса формирования личности, её деятельности, особенностей общего и эстетического развития на разных возрастных ступенях (Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.), эстетических отношений (А. И. Буров, Р. 3. Апресян и др.), эстетической культуры и деятельности (Л. И. Новикова, М. С. Каган и др.), эстетического и художественного сознания, в частности идеалов, вкусов, чувств, ценностей, потребностей (Э.В. Ильенков, В. К. Скатерщиков, Л. Н. Столович и др.), эстетического творчества (Н. Л. Лейзеров, Н. И. Киященко и др.).
Широкое участие в разработке теоретических и практических вопросов эстетического воспитания в семье принимали А. А. Алексин,С. А. Герасимов, С. В. Михалков, В. А. Сухомлинский, и др. Результатом этих исследований стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания в семье, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью ребёнка - дошкольника.
Все исследователи едины во мнении, что становится все более актуальным совершенствование эстетического воспитания и развитие личности детей дошкольного возраста в семье. Ребенок дошкольного возраста «открыт» для всех видов деятельности, он готов идти путем познания в любой из них. Его активность проявляется и в художественном познании. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы эстетического восприятия окружающей жизни, закладывается фундамент художественных представлений, на которые ребенок сможет опираться в дальнейшем.
Наблюдения над первыми попытками ребенка рисовать, сделанные в разное время зарубежными авторами: В. Штерн, О. Шинн, X. Энг и др, а также советскими педагогами А. В. Бакушинским, Е. А. Флериной во многом совпадают [Цит. по: 13]. Отличает эти работы друг от друга различное толкование фактов, различное понимание психологии рисования.
Обучению, воспитанию в семье принадлежит ведущая роль в развитии личности ребёнка второго года жизни. Имеется в виду именно содействие самодвижению, саморазвитию личности, превращение ее в неповторимую индивидуальность через эстетическое воспитание. Однако, в теории и практике дошкольного образования отсутствует система методов и приёмов эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования.
Цель работы: обосновать педагогические условия эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования.
Объект исследования: доизобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: рисование как средство эстетического воспитания детей второго года жизни
Гипотеза исследования: Процесс эстетического воспитания детей второго года жизни будет протекать успешнее, если:
- использовать доступные для детей данного возраста по содержанию упражнения, игры и разнообразные художественно – изобразительные материалы и нетрадиционные техники изображения, способствующие развитию наглядно – действенного, наглядно – образного мышления и ассоциативного воображения;
- целенаправленно обучать детей изобразительным навыкам и умениям, развивая зрительное восприятие, мелкую моторику, ощущения и другие сенсорные процессы;
- развивать самостоятельные действия, а также использовать сотворчество взрослого и ребёнка для достижения максимального успеха;
- в процессе занятий использовать комплекс методов и приёмов, направленный на стимулирование у детей интереса к художественному творчеству.
Задачи исследования:
- изучить теоретические и практические основы эстетического воспитания детей раннего возраста;
- разработать комплекс педагогических средств, методов и приёмов, обеспечивающих эстетическое воспитание детей второго года жизни на занятиях по рисованию;
- провести опытно - экспериментальную работу по проверке эффективности выявленных педагогических условий эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования.
Методы исследования: анализ психолого педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
В исследовании использован комплекс методов, соответствующий природе изучаемого явления и адекватный поставленным задачам: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ продуктов изобразительной деятельности.
Методологической базой исследования являются концепция культурно исторического развития высших психических функций
Л.С. Выготского; основы педагогики раннего детства, разработанные Ю.П. Азаровым; труды Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, А.Н. Серёгиной, Р.М. Чумичёвой [1, 27, 30, 42,50].
Практическая значимость – разработанный комплекс педагогических мероприятий по эстетическому воспитанию детей второго года жизни может быть использован педагогами детей групп раннего возраста и родителями.
Структура работы состоит из введения, заключения, списка использованной литературы, приложения и двух глав.
Во введении обоснована актуальность темы, поставлена проблема исследования, определены методы и этапы исследования.
В первой главе «Теоретические и практические основы эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования» изучены теоретические и практические основы эстетического воспитания детей раннего возраста, показана роль рисования в эстетическом воспитании ребёнка второго года жизни; рассмотрена возрастная специфика и стадии развития ребёнка второго года жизни; охарактеризованы педагогические условия эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования.
Во второй главе «проведена опытно - экспериментальная работа по проверке эффективности выявленных педагогических условий, направленных на эстетическое воспитание детей второго года жизни.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
Глава 1. Теоретические и практические основы эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования

1.1. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

............


Заключение

В результате проведённого исследования нами сделан ряд выводов и обобщений.
Детское творчество - слишком сложный и многогранный процесс, и следовательно, нельзя говорить об абсолютном анализе возможностей эстетического воспитания детей второго года жизни педагогическими средствами семьи.
Эстетическое воспитание содержит в себе много аспектов, каждый из которых будет оказывать желаемое действие на развитие детей лишь при условии педагогически правильного ее использования на доизобразительном этапе.
Так, теоретический анализ психолого педагогической литературы показывает, что российские и зарубежные подходы в отношении эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования, в целом, совпадают. Эти подходы стимулируют индивидуальное свободное самовыражение ребёнка в художественной деятельности в семье, исходя из того, что эстетические вкусы и идеалы определяются внутренними структурами и потенциями самой личности. Роль доизобразительной деятельности ребёнка заключается в подражании и активном, творческом освоении личностью эстетических идеалов семьи, на основе природных задатков, запросов и интересов. Поэтому, эстетическое воспитание в семье выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с собственными склонностями и желаниями.
Возрастная специфика ребёнка второго года жизни заключается в том, что, осваивая изобразительную деятельность, общаясь с искусством, маленький ребёнок формируется как субъект этой деятельности в системе разнообразных отношений. Деятельность ребёнка в дальнейшем будет подчиняться его потребностям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых сформировались в изобразительной деятельности.
При отборе средств, родители должны опираться на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывать характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития их детей. При этом, важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Необходимо искать и находить «золотую середину». Перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.
Анализ опытно – экспериментальной работы по внедрению разработанного нами годового плана по рисованию, направленного на повышение уровня развития эмоционально – эстетического восприятия окружающей действительности у детей второго года жизни подтвердил сформулированные в гипотезе положения. Процесс эстетического воспитания детей второго года жизни будет протекать успешнее, если:
- использовать доступные для детей данного возраста по содержанию упражнения, игры и разнообразные художественно – изобразительные материалы и нетрадиционные техники изображения, способствующие развитию наглядно – действенного, наглядно – образного мышления и ассоциативного воображения;
- целенаправленно обучать детей изобразительным навыкам и умениям, развивая зрительное восприятие, мелкую моторику, ощущения и другие сенсорные процессы;
- развивать самостоятельные действия, а также использовать сотворчество взрослого и ребёнка для достижения максимального успеха;
- в процессе занятий использовать комплекс методов и приёмов, направленный на стимулирование у детей интереса к художественному творчеству.
Цель работы достигнута.


Библиография

1. Азаров Ю.П., Азарова Л.Н. Босоногие сократы: Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям //Дошкольное воспитание. – 1982. - №6. – С. 48-52
2. Аксёнов Ю.Г. и др. Рисунок и живопись. – М.: Наука. – 1976. – 98с.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.: Педагогика. – 1984. – 156с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Наука. – 1980. – т.2. – С. 154
5. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре образования на современном этапе //Дошкольное воспитание. – 1991. - №4. – С. 33-37
6. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена. – 1999. – 13с.
7. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Педагогика. – 1997. – 234с.
8. Беликова М. Эстетическое воспитание детей на занятиях изобразительной деятельности //Дошкольное воспитание. – 1981. - №4. – С. 26-28
9. Боголюбов Н.С. Развивающее воспитание в изобразительном искусстве: Сб. научных статей: Декоративно – прикладное искусство в системе эстетического воспитания. – М.: Прометей. – 1990. – С. 3-9
10. Бакушинский А.В. Программа творческо-эстетического развития ребенка. – С.-П. – 2002. – 167с.
11. Ветлугина Н.А. Методы эстетического воспитания и художественного обучения //Основы дошкольной педагогики. – М., 1980. – 267с.
12. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.: Наука. – 1989. – 223с.
13. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – В 8-ми т. – т.1. – СПб.: ЛИТА. – 2000. – 412с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Наука. – 1990. – 336с.
15. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Наука. – 1999. – 287с.
16. Громов Е.С. Природа художественного творчества. – М.: Искусство. – 1986. – 228с.
17. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Педагогика. – 2000. – 337с.
18. Давыдов В.В. Эмоции в искусстве. – М.: Дело. – 1997. – 287с.
19. Ительсон Л.Б. Психологические теории научения и модель процесса обучения //Сов. педагогика. – 1973. - №3. – С. 82
20. Окселендер В. Окна в мир ребенка. – М.: Просвещение. – 1997. – 235с.
21. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение. – 1983. – 187с.
22. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Наука. – 1985. – 156с.
23. Киященко Н.И. Искусство и духовный мир ребенка. – М.: Педагогика. – 1983. – 267с.
24. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс. – 2000. – 345с.
25. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа воспитания детей. – М.: Наука. – 2002. – 356с.
26. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Педагогика. – 1991. – 198с.
27. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогика. – 2002. – 378с.
28. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Столетие. – 1994. – 143с.
29. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: Учебное пособие. – М.: Академия. – 2002. – 457с.
30. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М.: Педагогика. – 1970. – 47с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Наука. – 1979. – 278с.
32. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития у дошкольников. – М.: НИЦНХО. – 1997. – 189с.
33. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика. – 1981. – 234с.
34. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного развития. – М.: 2003. – 248с.
35. Нравственно – эстетическое воспитание ребёнка в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика. – 1989. – 345с.
36. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М.: Высшая школа. – 1978. – 234с.
37. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – Москва-Рига. – 2000. – 198с.
38. Программно – методические материалы: Изобразительное искусство. Дошкольное воспитание. Сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа. – 2001. – 412с.
39. Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис. – 1998. – 336с.
40. Ребенок в мире культуры /Под ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь. – 1998. – 234с.
41. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Наука. – 1992. – 224с.
42. Серегина А.П., Шило Р.С. Методическое руководство изобразительной деятельностью детей //Дошкольное воспитание. – 1982. - №12. – С. 29-32
43. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /Под ред. В.Б. Косминской и др. – М.: Наука. – 1985. – 243с.
44. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством //Дошкольное воспитание. – 1984. - №8. – С. 38-42
45. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством //Дошкольное воспитание. – 1984. - №9. – С. 15-23
46. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: Педагогика. – 1961. – 145с.
47. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. – М.: Педагогика. – 1986. – 245с.
48. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение. – 1992. – 126с.
49. Чумичёва Р.М. Восприятие живописи и развитие образной речи //Дошкольное воспитание. – 1987. - №11. – С. 44-47
50. Чумичёва Р.М. Ознакомление детей с жанровой живописью //Дошкольное воспитание. – 1986. - №10. – С. 21-24
51. Шайдурова Н.В. Коллаж в работе с детьми дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Барнаул.: Изд-во БГПУ. – 2001
52. Шейтанова Ц.Н. Искусство в жизни ребёнка //Дошкольное воспитание. – 1978. - №8. – С. 96-98
53. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста /Под ред. Дубровской Б.А., Козловой С.А. – М.: Дело. – 2002. – 345с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.