На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2008. Страниц: 111. Уникальность по antiplagiat.ru: 52.

Описание (план):


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава 1 Теоретические и практические основы сенсорного развития детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности …………………………………………………………………

9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста ……………………………...
9
1.2 Особенности развития изобразительной деятельности детей третьего года жизни ……………………………………………………………………
23
1.3 Педагогические условия сенсорного развития детей третьего года жизни на занятиях по изодеятельности …………………………………….
33
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности выявленных педагогических условий сенсорного развития детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности ……

45
2.1 Задачи, содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы по сенсорному развитию детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности ………………

45
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ……………. 64
Заключение ………………………………………………………………….. 76
Список литературы …………………………………………………………. 78
Приложения …………………………………………………………………. 83


ВВЕДЕНИЕ
Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т.е. от развитости ощущений и восприятия.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декраш, а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [46, 14].
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т.д. играет решающую роль [20, 108].
Богатство и разнообразие чувственных впечатлений человека, получаемых из окружающей действительности, являются необходимым условием и его эмоционального состояния, оптимальной деятельности коры головного мозга.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств окружающих его предметов, знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Но если усвоение происходит стихийно, без педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным [26, 142].
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития ребенка с момента рождения до трех лет для дальнейшего его воспитания и обучения, т.к. именно в раннем возрасте особая чувствительность детей к сенсорному развитию [15, 3].
Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач (Н.М.Аксарина).
Учеными центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, С.Л. Новоселовой, Л.Ф.Обуховой, Л.Н.Павловой, Т.В. Антоновой, А.Г.Арушановой, Т.Г.Казаковой, Е.А. Тимофеевой и др. установлено: в раннем возрасте малышу кроме нормального питания и общего ухода необходима эмоционально благоприятная обстановка воспитания, призванная заложить в нем базовые качества будущей деятельности, сформировать на их основе психику.
Психолог Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности является сенсорное развитие, эстетическое отношение к миру. Изобразительная деятельность определяется одним из важнейших показателей сенсорного развития детей раннего возраста.
Вместе с тем, значительное сокращение ясельных групп в дошкольном учреждении в 1991-1994 гг. в результате государственной политики, ориентированной на глобальное семейное воспитание детей от рождения до трех лет, безусловно, сказалось на практике работы с детьми раннего возраста. Это привело к разрушению сложившейся годами системы общественного воспитания самых маленьких. Так, значительно уменьшилось количество научной и методической литературы, раскрывающей специфику организации педагогического процесса с детьми до трех лет [15, 3].
Таким образом, возникает противоречие между важностью сенсорного развития детей третьего года жизни и недостаточной разработанностью методов и средств изобразительной деятельности в целях сенсорного развития, что обуславливает актуальность обозначенной в теме проблемы.
Цель нашего исследования – выявить педагогические условия сенсорного развития детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности.
Объектом исследования является сенсорное развитие детей третьего года жизни.
Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство сенсорного развития детей третьего года жизни.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что сенсорное развитие детей третьего года жизни будет протекать успешнее, если:
- процесс сенсорного развития осуществляется внутри изобразительной деятельности, в которой наиболее оптимально формируются навыки перцептивной деятельности, идет овладение общественно выработанными сенсорными эталонами, освоение целесообразности различных форм, окраски, величины предметов, а также развитие общей ручной умелости, мелкой моторики в процессе освоения действий с изобразительными материалами;
- формирование сенсорного опыта осуществляется через систематическое общение с природой, направленное на развитие эстетических чувств и начальных природоведческих знаний;
- создана развивающая эстетическая среда, направленная на активизацию познавательной и художественно-практической деятельности;
- работа по сенсорному развитию в дошкольном учреждении осуществляется при педагогическом взаимодействии с родителями.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности влияния занятий по изобразительной деятельности на сенсорное развитие детей третьего года жизни.
2. Разработать критерии оценки сенсорного развития детей в процессе занятий по изобразительной деятельности.
3. Разработать комплекс педагогических мероприятий, направленных на сенсорное развитие детей третьего года жизни в процессе занятий по изобразительной деятельности.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности выявленных условий и разработанного комплекса педагогических мероприятий, направленных на сенсорное развитие детей третьего года жизни.
Методологической основой исследования являются:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского;
- положения философской, искусствоведческой и педагогической мысли об эстетическом воспитании (Г.Г.Григорьева, Т.С. Комарова, Ю.В. Максимов, Г.Н. Пантелеев, Б.П.Юсов);
- теория изобразительной деятельности (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Е.А.Флерина, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Т.Г.Казакова, Т.Н.Доронова и др.);
- теория сенсорного развития (Н.Н.Поддъяков, В.Н. Аванесова, Л.А.Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г.Пилюгина);
- теория развития и воспитания детей раннего возраста (Г.М.Лямина, С.Л.Новоселова, Н.М.Аксарина, А.С.Печора ).
Опытно-экспериментальной базой исследования выступал ясли-сад № 6 «Сказка» г. Заринска.
В исследовании приняли участие 20 детей третьего года жизни, два воспитателя, психолог и старший воспитатель детского сада.
Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей; педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами, заключением, приложениями.
Во введении обоснована актуальность данной проблемы, сформулированы противоречие, цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвинуты предположения по совершенствованию сенсорного развития детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности, обозначены методология, методы, этапы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе «Теоретические и практические основы сенсорного развития детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности» раскрыты теоретические основы сенсорного развития, сущность, структура и динамика сенсорного развития на занятиях по изобразительной деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности выявленных педагогических условий сенсорного развития детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности» описывается организация и выбор методов исследования сенсорного развития, а также анализ экспериментальной работы по данной теме.
В заключении обоснованы выводы по сенсорному развитию детей третьего года жизни в процессе занятий по изобразительной деятельности, сформулировано значение и роль занятий для сенсорного развития.
Исследование включало три основных этапа.
1 этап – теоретико-аналитический – проведен анализ литературных источников по проблеме сенсорного развития детей, выявлена специфика сенсорного развития в процессе изобразительной деятельности детей раннего возраста, изучено состояние проблемы в практике дошкольного образования, конкретизированы объект, предмет и гипотеза исследования.
2 этап – опытно-экспериментальный – определены формы, методы, приемы и средства сенсорного развития детей третьего года жизни в процессе изобразительной деятельности, подобраны методики для выявления уровня сенсорного развития, отобраны разные виды занятий, обладающие высоким развивающим потенциалом, проведена опытно-экспериментальная проверка предложенного комплекса форм, методов и средств сенсорного развития детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения, осуществлена необходимая коррекция вносимых в организацию изобразительной деятельности изменений.
3 этап – описательно-итоговый – проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА
ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
сенсорного развития детей раннего возраста

Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, но, как сказал И.М.Сеченов: «Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании», т.е. прежде чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) [1, с.63].
Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета.
Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» [30, с.142]..................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изобразительная деятельность – эффективный путь сенсорного развития. В ней дети приобретают практические умения, умения воспринимать, сравнивать, обобщать. Наша работа была ориентирована на разработку эффективных условий сенсорного развития детей в процессе изобразительной деятельности.
Для достижения цели мы провели анализ и обобщение теоретических предпосылок сенсорного развития детей третьего года жизни в изобразительной деятельности, рассмотрели степень разработанности темы, разработали методику обучения рисованию и лепки, и условия сенсорного развития, которые позволили бы улучшить уровень сенсорного развития детей третьего года в изобразительной деятельности.
Проследили эффективность полученной методики и условий в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие основные выводы:
1. Процесс сенсорного развития осуществляется внутри изобразительной деятельности, в которой наиболее оптимально формируются навыки перцептивной деятельности, идет овладение общественно выработанными сенсорными эталонами, освоение целесообразности различных форм, окраски, величины предметов, а также развитие общей ручной умелости, мелкой моторики в процессе освоения действий с изобразительными материалами.
2. Формирование сенсорного опыта осуществляется через систематическое общение с природой, направленное на развитие эстетических чувств и начальных природоведческих знаний.
3. Развивающая эстетическая среда направлена на активизацию познавательной и художественно-практической деятельности.
4. Работа по сенсорному развитию детей в дошкольном учреждении будет протекать успешнее при педагогическом взаимодействии с родителями.
В ходе формирующего эксперимента было установлено, что выявленные условия способствовали сенсорному развитию детей. Это особенно отчетливо видно при сравнении диагностических срезов показателей экспериментальной и контрольной группы. Подобранный комплекс занятий по изобразительной деятельности и соблюдение педагогических условий в их организации показали целесообразность их использования в целях сенсорного развития детей.
Теоретические материалы, сформулированные педагогические условия сенсорного развития на занятиях по изобразительной деятельности могут быть использованы в работе дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы сенсорного развития детей третьего года жизни, а представляет один из вариантов ее решения в процессе занятий изобразительной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – 303 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М., 1925.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/отв. ред. В.М.Кедров. – Ростов-на-Дону, 1983. – 70 с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М., 1991.- 121 с.
5. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001. – 221 с.
6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.В. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
7. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей// Дошкольное воспитание.- 1965 - № 5. – С.6-10.
8. Воспитание и развитие детей раннего возраста/Под ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение, 1981.- 239 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
10. Головкова Л. Первые шаги к творчеству. – Смоленск, 1991. – 207 с.
11. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995. – 69 с.
12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1998. – 272 с.
13. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. – М.: Академия: Кафедра-М, 2000. – 344 с.
14. Давидчук А. Планы – конспекты занятий в группе двух четырехлетних детей.// Дошкольное воспитание. – 1999. - № 6 – С.73-83.
15. Демина Е.С. Дидактические основы развития и обучения детей раннего возраста. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 138 с.
16. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду// Дошкольное воспитание. – 2003 - № 12 – С.17-22.
17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1977. – 154 с.
18. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред.Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.
19. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992. – 193 с.
20. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, П.С.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
21. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
22. Дубровская Н.В. Рисунки спрятанные в пальчиках. – «Детство-пресс», 2003. – 50 с.
23. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Просвещение, 1966. – 83 с.
24. Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. – 1968. - № 3 – С.33-43.
25. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами// Дошкольное воспитание. – 2004 - № 2 – С.48-51.
26. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М., 1980. – 241 с.
27. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчества. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
28. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
29. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – Кишинев, 1987. – 256 с.
30. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
31. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
32. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
33. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 4 – С.52-55.
34. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994. – 184 с.
35. Курочкина Н. Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства, музыки// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 6 – С.42.
36. Лабунская Т.В. Изобразительное творчество детей. – М., 1971. – 209 с.
37. Листопад А. Обучение восприятию цвета// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5 – С.9-11.
38. Маханева М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка// Дошкольное воспитание. – 1992. - № 2 – С.4-12.
39. Монтессори – педагогика / Под ред. Якимова А. – Новокузнецк: Б.и., 1999. – 91 с.
40. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 239 с.
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Академия, 1996. – 413 с.
42. Павлова Л. Ранний возраст: значение картинок в речевом и познавательном развитии// Дошкольное воспитание. – 2001 - № 3 – С.15-26.
43. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» // Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой – Санкт-Петербург, 1999 – 256 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998 – 418 с.
45. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
46. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесовой. – М., 1981.
47. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Сакулиной Н.П. – М., 1969. – 254 с.
48. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика. – М.: Академия, 2003 – 384 с.
49. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б.Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г.Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
50. Тихонова О. Рисование детей третьего года жизни// Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12 – С.10-14.
51. Тихонова О. Рисование для детей и вместе с детьми// Дошкольное воспитание. – 1994 - № 11 – С.20-27.
52. Урунтаева Т.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – 371 с.
53. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956. – 215 с.
54. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. – К.: Рад. шк., 1987.- 144 с.
55. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972. – 365 с.
56. Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1985. – 350 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.