На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Системный подход к управлению предприятием по материалам ОАО «ЭМА»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 113. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: Системный подход к управлению предприятием (по материалам ОАО «ЭМА»)


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
1.1 Системный подход: основные черты, сущность
1.2 Предприятие как система управления и объект исследования
1.3 Предприятие как социальная система
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «ЭМА»
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «ЭМА»
2.3 Анализ структуры системы и компонентов подсистемы развития ОАО «ЭМА»
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОАО «ЭМА»
3.1 Рекомендации по повышению эффективности системы управления ОАО «ЭМА»
3.2 Формирование методики оценки уровня развития системы управления ОАО «ЭМА»
3.3 Повышение эффективности системы управления посредством управления стоимостью ОАО «ЭМА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Структура управления ОАО «ЭМА»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Годовая бухгалтерская отчетность за 2010г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Годовая бухгалтерская отчетность за 2011 г.


ВВЕДЕНИЕ

Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, политической, социальной, духовной и других сферах.
В современном менеджменте множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Предприятия создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное направление, размеры, строение и другие параметры. Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении предприятия как объекта управления.
«Системный подход», «системный анализ» - эти словосочетания являются сейчас едва ли не самыми распространенными в новейшей литературе по управлению. Но, поскольку нередко каждый исследователь вкладывает в эти термины особое содержание, вряд ли можно говорить о наличии однозначной или общепринятой дефиниции системного, подхода. Кроме того, название «системный анализ», став весьма модным, превратилось в ярлык, который навешивается на любые успешно проведенные управленческие операции, иногда даже для того, чтобы придать им научно обоснованный вид и замаскировать полнейшую методологическую несостоятельность тех или иных социологических концепций. Тем не менее, следует учитывать, что системный подход постепенно превратился в главенствующую методологию многих менеджеров. Системный подход появился на свет, с одной стороны, в результате обобщения опыта специалистов по исследованию операций, а с другой - вследствие развития общей теории систем, теории автоматического регулирования и управления, а также кибернетики, давших методологический аппарат для связи в единое целое разнородных управленческих задач. Как подчеркивается в многочисленных американских изданиях по вопросам организации и управления, системный подход приобретает все более важное значение при обосновании управленческих решений в самых различных областях, в том числе в военной, промышленной, коммерческой, финансовой и др. Становится общепризнанным, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом. При системном подходе к исследованию организационных систем исходят из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой имеет свои определенные и ограниченные цели. Соответственно этому задача управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый руководитель в решении вопросов, относящихся к его компетенции, будет подходить к ним с позиций системного анализа и синтеза.
Целью работы является изучение теоретических аспектов изучения предприятия как объекта управления с точки зрения системного подхода.
Задачами работы являются:
- изучение сущности системного подхода;
- изучение предприятия как система управления и объекта исследования;
- изучение предприятия как социальной системы;
- изучение технико-экономической характеристики предприятия;
- проведение анализа финансового состояния предприятия;
- проведение анализа структуры системы и компонентов подсистемы развития предприятия;
- предложение путей совершенствования управления предприятием на предприятии.
Объектом исследования является ОАО «ЭМА».

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

1.1 Системный подход: основные черты, сущность
системный подход управление
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода.
Системный подход - конкретно-научный метод диалектико-материалистической методологии, имеющий общенаучное значение.
В силу высокой общности системный подход основывается на ряде принципов диалектики: взаимосвязь и развитие, зависимость (связанность) и независимость (автономность), качественное различие части и целого. Однако системный метод даже в реализации этих принципов уже диалектика. Можно указать, в частности, на принцип развития, который в системном методе представлен лишь через движение и изменение. Но принцип отрицания в развитии конструктивно не включен в системный подход.
Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.
В этом плане системный подход представляет одну из форм методологического знания, связанную с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта системного подхода).
Второй чертой системного подхода является иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета; «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень и, наконец, изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень.
Следующей чертой системного подхода является изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого. И, наконец, важной чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок. Другими словами, системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.
С учетом сказанного определим понятие системного подхода. Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.
На практике для реализации системного подхода необходимо предусмотреть выполнение следующей последовательности действий:
- формулировку задачи исследование;
- выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;
- установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;
- определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;
- разработка модели системы и проведение на ней исследований.
В настоящее время много работ посвящено системным исследованиям. Общее у них то, что все они посвящены решению системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.
Сущность системного подхода многие авторы, пропагандирующие его полезность и необходимость, сводят к следующему:
- формулирование целей и выяснение их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением, особенно с принятием решений;
- достижение поставленных целей при минимальных затратах посредством сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления соответствующего выбора;
- количественная оценка (квантификация) целей, методов и средств их достижения, основанная не на частичных критериях, а на широкой и всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.
Наиболее широкая трактовка методологии системного подхода принадлежит профессору Людвигу Берталанфи, выдвинувшему еще в 1937 г. идею «общей теории систем».
Предмет «общей теории систем» Берталанфи определяет как формирование и фиксацию общих принципов, которые действительны для систем вообще. «Следствием наличия общих свойств систем, - писал он, - является проявление структурных подобий, или изоморфизмов, в различных областях. Это соответствие вызвано тем обстоятельством, что данные единства можно в некоторых отношениях рассматривать как «системы», те комплексы элементов, находящихся во взаимодействии. Фактически аналогичные концепции, модели и законы часто обнаруживались в весьма далеких друг от друга областях, независимо и на основании совершенно различных фактов».
Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза.
Задача анализа предполагает определения свойств системы по известной ей структуре, а задача синтеза - определение структуры системы по ее свойствам.
Задачей синтеза является создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами, а задачей анализа - изучение свойств уже существующего образования.
Системный анализ и синтез предполагает исследование больших систем, сложных задач. Н.Н. Моисеев отмечает: «Системный анализ... требует анализа сложной информации различной физической природы». Исходя из этого, Ф.И. Перегудов определяет, что «... системный анализ есть теория и практика улучшающего вмешательства в проблемные ситуации». Рассмотрим особенности реализации системного подхода. Любое исследование предваряет его формулировка, из которой должно быть понятно, что нужно делать и на основании чего это делать.
В формулировке задачи исследования надо постараться различить общий и частный планы. Общий план определяет тип задачи - анализ или синтез. Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию.
Например: разработать (общий план - задача синтеза) космическую систему, предназначенную для оперативного наблюдения земной поверхности (частный план); определить (общий план - задача анализа) оперативность, наблюдение земной поверхности с помощью космической системы (частный план).
Конкретность формулировки задачи во многом зависит от знаний исследователя и имеющейся информации. Меняется представление о системе и это приводит к тому, что почти всегда имеются различия между поставленной и решаемой задачей. Чтобы они были несущественными, формулировка задачи должна корректироваться в процессе ее решения. Изменение в основном будут касаться частного плана сформулированной задачи...............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системный подход - конкретно-научный метод диалектико-материалистической методологии, имеющий общенаучное значение. Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. В этом плане системный подход представляет одну из форм методологического знания, связанную с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта системного подхода).
Второй чертой системного подхода является иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета; «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень и, наконец, изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень. Следующей чертой системного подхода является изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого. И, наконец, важной чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок. Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза.
Главная практическая задача системного подхода в исследовании систем управления состоит в том, чтобы, обнаружив и описав сложность, обосновать также дополнительные физически реализуемые связи, которые бы, будучи наложенными на сложную систему управления, сделали ее управляемой в требуемых пределах, сохранив при этом такие области самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности системы.
Системный подход к исследованию организации в современном его толковании тесно связывается с самоуправляемыми процессами систем, Социально-экономические системы в большинстве случаев неравновесны, что спонтанно обеспечивает развитие эффекта самоорганизации человеческого фактора и, соответственно, самоуправления. Больше того, появились работы о самоменеджменте, авторы которых определяют самоменеджмент как менеджмент в полном объеме, однако не внешний, а внутренний, направленный на субъекта управления - менеджера. В этом случае основными понятиями являются самоуправление (управление собой), самоорганизация (организация собственной деятельности), саморегуляция (регулирование собственной жизни), самовоспитание.
Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов, например).
Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.
Социальная система - это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам.
Важнейшим компонентом социальных систем является человек - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента - сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем, скажем, биологического порядка.
ОАО «ЭМА» – уже более 30-ти лет является крупнейшим производителем медицинских аппаратов и оборудования ведущих отраслей народного хозяйства России. В целях значительного усовершенствования производства, улучшения организации и условий труда, расширения и обновления выпуска продукции, для решения многих производственных, а также социально-бытовых вопросов, на предприятии на этот год разработан главный документ– план по повышению и его необходимо выполнить.
Из проведенного выше анализа видно, что предприятие в течение анализируемого периода работало рентабельно. В 2011. наблюдается снижение уровня рентабельности. Значительно уменьшилась экономическая рентабельность - на 51,12% что свидетельствует о менее эффективном использовании имущества предприятия.
В организации формируется система целей, отражающая их взаимосвязь и взаимообусловленность. Она носит иерархический характер: цели низшего уровня обусловлены целями высшего уровня, подчинены им. Цели организации не всегда должны быть связаны и взаимообусловлены. Иногда изобразить их в виде дерева не представляется возможным. В таком случае можно ранжировать цели по степени важности и их вкладу в реализацию миссии, по срокам их достижения (краткосрочные - до года, среднесрочные - до пяти лет и долгосрочные - свыше пяти лет). В системе целей организации могут возникать противоречия. Известно, что любая организация стремится к стабилизации и устойчивости, что порождает ее инертность в той или иной степени, консерватизм, уклонение от изменений, слабую адаптивность.
Специальным службам, задачей которых является поддержание и сохранение системы, придаются контрольные функции. Службы и подразделения, не включенные в реализацию хозяйственных целей организации, стремятся самоутвердиться, усилить свое влияние, представить себе чуть ли не единственными борцами за выживание организации, что приводит к организационной стагнации.
Чтобы не допускать подобной ситуации в развитии организации, необходимо своевременно вносить изменения в организационную структуру, анализировать и оперативно изменить полномочия специальных служб и подразделений, не допускать разрастания их штата и бюрократизации.
Систему управления ОАО «ЭМА» можно рассматривать как систему управления ресурсами. К ним относят финансовые, материальные и людские ресурсы, а также организационные системы и технологические возможности. Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления ОАО «ЭМА» и ее организационной структуры объекту управления. Организационную структуру ОАО «ЭМА» можно классифицировать следующим образом: по взаимодействию с внешней средой ее можно отнести к механистическому типу; по взаимодействию с человеком ее можно отнести к корпоративному типу; по взаимодействию подразделений ее можно отнести к линейно-функциональному типу. В настоящий момент оценка системы управления в ОАО «ЭМА» с научной точки зрения не производится, в основном осуществляется анализ ее качественных составляющих. Вступление в холдинг послужило своеобразным толчком для постепенного улучшения сложившейся ситуации, так как этот шаг положил начало постепенным процессам развития управления и выходом его на более высокий уровень.
Для того чтобы эффективно управлять системой, ориентированной на стоимость, необходимо на профессиональной основе обосновать выбор и применять наиболее целесообразные для конкретной ситуации методы оценки бизнеса. Обеспечить достижение высокой экономической эффективности функционирования указанной системы возможно, как отмечалось ранее, посредством разработки и внедрения системы управления стоимостью компании (УСК).
Для того чтобы эффективно управлять системой, ориентированной на стоимость, необходимо на профессиональной основе обосновать выбор и применять наиболее целесообразные для конкретной ситуации методы оценки бизнеса. Обеспечить достижение высокой экономической эффективности функционирования указанной системы возможно, как отмечалось ранее, посредством разработки и внедрения системы управления стоимостью компании (УСК).
Тенденции развития общества, экономики и управления вызвали к жизни огромное разнообразие институциональных форм, в которых реализуются процессы промышленного производства, а стадия развития систем управления в них на сегодняшний день наиболее полно соответствуют общемировому уровню развития систем управления.
Для того чтобы эффективно управлять системой, ориентированной на стоимость, необходимо на профессиональной основе обосновать выбор и применять наиболее целесообразные для конкретной ситуации методы оценки бизнеса. Обеспечить достижение высокой экономической эффективности функционирования указанной системы возможно, как отмечалось ранее, посредством разработки и внедрения системы управления стоимостью компании (УСК).
Тенденции развития общества, экономики и управления вызвали к жизни огромное разнообразие институциональных форм, в которых реализуются процессы промышленного производства, а стадия развития систем управления в них на сегодняшний день наиболее полно соответствуют общемировому уровню развития систем управления.
Конкретные рекомендации по повышению стоимости компании оформляются в виде плана структурной перестройки. Подобный план компании может содержать различные предложения, такие, как: продажа низкорентабельных дочерних предприятий; повышение цены на товары и услуги; увеличение объемов инвестиций и разработку новых товаров; направление значительно больших средств на проведение рекламных кампаний; стимулирование деятельности высокорентабельных дочерних предприятий; усовершенствование системы сбыта продукции, например, посредством создания более развитой сети; сокращение управленческого аппарата компании и на этой основе высвобождение финансовых ресурсов для других целей; усовершенствование структуры управления компанией; внедрение более эффективных систем стратегического и внутрифирменного планирования деятельности компании; повышение качества производимых товаров и др.
Перечисленные мероприятия могут обусловить необходимость внесения соответствующих изменений в прежнюю корпоративную стратегию развития.
Результатом структурной перестройки компании будет являться получение значительного экономического эффекта.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев, А.А. Системология организации: учебник/ А.А. Беляев, Э.М. Коротков. Под ред. д-ра экон. Наук, проф. Э.М.Короткова. – М.:ИНФРА – М, 2000 – 182 с.
2. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебное пособие/ Е.Е. Вершигора. – Изд. 2-е, перераб и доп – М.: ИНФРА-М, 2000 – 283 с.
3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Триада Лтд., 1999 – 440 с.
4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.– Изд. 3-е. - М.: Гардарики, 2002 – 283 с
5. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник/ И.Н. Герчикова. – Изд. 3-е, перераб и доп – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 – 501 с.
6. Глухов, В.В.Основы менеджмента: учебно-справочное пособие / Под ред. В.В. Глухова, – СПб. «Специальная литература», 2001. – 348 с.
7. Гудушаури, Г.В. Управление современным предприятием: учебное пособие/ Г.В. Гудушаури, Б.Г. Литвак. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство ЭКМОС, 1998 – 336с.
8. Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Под ред. Р.Л. Дафта, – СПб.: Питер, 2001. – 832 с.
9. Игнатьева, А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления : учебное пособие/ А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 157 с
10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие/ Н.И. Кабушкин. – Изд. 2-е, исправ и доп – М.: ТОО «Остожье», 1999 – 336 с
11. Круглова, Н.Ю Стратегический менеджмент: учебник / Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов, – М.: РДЛ, 2003. – 464 с.
12. Кузнецов, Ю.В. Менеджмент: учебное пособие / Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных. – СПб.: Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2001. – 432 с.
13. Кузнецов, Ю.В. Основы менеджмента: учебник/ Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных – Изд. 2-е изд. – СПб.: Издательство ОЛБИС, 2001. – 192 с.
14. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцова, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др., – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 343 с.
15. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебник/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер с анг. – М.: Дело, 2002 – 800 с.
16. Мишин, В.М. Исследование систем управления: учебное пособие/ В.М. Мишин, – М. ЮНИТИ-ДАНА,2003 – 527 с
17. Молл, Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Молла,. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 160 с.
18. Уткин, Э.А. Управление фирмой: учебное пособие/ Э.А. Уткин. – М.: «Акалис», 1996 – 516 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.