На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая История экспериментальной психологии

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение 3
Глава 1 История экспериментальной психологии 5
1.1. Оформление психологии как экспериментальной науки 5
1.2.Эрнст Вебер: зарождение психофизики. Густав Теодор Фехнер: основы психофизики. 6
1.3 Франц Дондерс: время реакции. 9
1.4. Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии. 9
1.5. Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции. 11
Глава 2 Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов. 13
2.1. Экспериментальный гипноз как альтернатива 13
2.2. Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. 14
2.3. Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов. 20
Глава 3 Изучение навыков. 25
Заключение 28
Список литературы 29



Введение

Экспериментальная психология и педагогика представляет собой знания, приобретенные в психологии и педагогике посредством применения экспериментального метода. Последний после столетия плодотворного применения его в физических, естественных и гуманитарных науках не нуждается больше в рекомендации. Однако в каждой науке экспериментальный метод обладает своими приемами и правилами, результатом трудностей, которые встречали и преодолевали исследователи прошлого. Нашей целью является попытка изложить специфические проблемы экспериментального подхода в психологии. Какова бы ни была частная цель каждой экспериментальной процедуры, сам метод остается в принципе одним и тем же. Хотя первым порывом экспериментатора является подчинение факту, он, однако, не довольствуется этим. Идеалом ученого является воспроизведение факта, а это удается только при знании всех условий, его вызывающих. Факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает. Сама история психологии является в каком-то смысле историей ответов на этот вопрос. Мы исходим здесь из того, что можно считать общепризнанным, даже если несколько различны формулировки.
Предметом психологии является человеческая психика или, лучше сказать, чтобы избежать термина психика, всегда сохраняющего свой таинственный и даже эзотерический аспект, человеческая личность, рассматриваемая как единая система всех ее инстанций. Трудности психологии возникают из двойственности способов восприятия этой личности.
То, что есть невыразимого в нашем восприятии природы, действий другого или произведений искусства, фактически ускользает от науки, однако нужно признать, что есть люди, которые больше ценят собственные впечатления, нежели науку. Заметим, впрочем, что это внутреннее постижение субъектом самого себя не устанавливает границы между психологией и другими естественными науками. В самом деле, это внутреннее постижение, если оставить в стороне его невыразимый характер, может быть обозначено с помощью речи таким же образом, как она служит нам для передачи информации, полученной о нашей среде. Это вербальное поведение следует рассматривать как акты субъекта наравне со всеми другими его актами. И это справедливо не только в отношении его природы, но также и его значения. По укоренившемуся предрассудку впрочем, вполне понятному каждый считает, что он знает себя лучше, чем другие, благодаря своей собственной интуиции, но народная мудрость издавна гласит, что мы лучше видим соринку в глазу другого, нежели бревно в собственном глазу. Психоанализ убедительно доказал, что так называемые непосредственные данные сознания являются конструкциями, защитными механизмами, то есть реактивными системами, а не постижением какого-то творения, где я было бы бьющим ключом источником. Поэтому они имеют большое значение, но ускользают, как мы увидим, от эксперимента. В конечном счете, личность познает себя через свои действия, если воспользоваться выражением Пьера Жане. И это справедливо как в отношении познания другого, так и нас самих. Мы познаем себя через свои реакции на ситуации, в которых мы оказываемся, причем такими реакциями являются не только наши жесты или слова, но и то, как мы интерпретируем эти ситуации и эти ответы. Если во всех случаях человек познается путем наблюдения за его действиями, то экспериментальный подход, по необходимости относящийся к действиям другого, вполне закономерен, причем эти действия включают в себя как выражение внутренних реакций, так и интерпретацию субъектом своих собственных актов.

Глава 1 История экспериментальной психологии

1.1. Оформление психологии как экспериментальной науки

В середине XIX века психология покидает свой "отчий дом" и начинает отстаивать право на самостоятельность в семье других позитивных наук. Свои "сертификаты" на не зависимость она черпала, во-первых, в математике, во-вторых, в эксперименте.
Что касается математики, то вопреки Канту, учившему, что психология никогда не сможет ее применить, а потому не станет истинной наукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания "статики и динамики" представлений – первоэлементов души. Когда один видный математик решил проверить его аппарат, то к своему удивлению обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Но, как известно, математика подобна мукомолке – результат, который получают "на выходе", зависит от запущенного сырья. Гербарт "запустил" фиктивный материал, и из его трудоемких расчетов наука ничего не извлекла.
Другая картина стала вырисовываться, когда физиологи, проводя эксперименты над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Теперь предметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.
Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Ее основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств – физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).

1.2.Эрнст Вебер: зарождение психофизики. Густав Теодор Фехнер: основы психофизики.

Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении.
Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого – зависимость между континуумом ощущений и континуумом взывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса – 1/30 и т.д.
Немецкий физик, психолог, философ, профессор физики Лейпцигского университета Г.Т.Фехнер из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений при наблюдениях за Солнцем, занялся философией, уделяя особое внимание проблеме отношений между материальными и духовными явлениями. С улучшением здоровья он стал изучать эти отношения экспериментально, применяя математические методы. В центре его интересов оказался давно установленный рядом наблюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Звон колокола в дополнение к уже звучащему колоколу произведет иное впечатление, чем присоединение одного колокола к десяти. Занявшись изучением того, как изменяются ощущения различных модальностей (опыты ставились над ощущениями, которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятии предметов на расстоянии, при вариациях в их освещенности и т.д.), Фехнер обратил внимание на то, что сходные эксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э.Вебер, который ввел понятие об "едва заметном различии между ощущениями". Причем это "едва заметное различие" не является одинаковым для всех видов ощущений. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя). Фехнер тщательно разработал технику экспериментов для определения порогов ощущений с тем, чтобы можно было установить минимальное (едва заметное) различие между ними. Фехнеру принадлежит и ряд других методов измерения ощущений (кожных, зрительных и др.).
Данное направление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержание определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.
Книга Фехнера "Основы психофизики" имела ключевое значение для разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновь возникающих лабораториях определение порогов и проверка закона Вебера-Фехнера стали одной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим.
Наряду с психофизикой Фехнер стал создателем экспериментальной эстетики. Свой общий экспериментально-математический подход он применил к сравнению объектов искусства, пытаясь найти формулу, которая позволила бы определить, какие именно объекты и благодаря каким свойствам воспринимаются как приятные, а какие не вызывают ощущения красоты. Фехнер занялся тщательным измерением книг, карт, окон, предметов домашнего обихода, а также произведений искусства (в частности, изображений Мадонны) в надежде найти те количественные отношения между линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства.
Работы Фехнера стали образцом и для последующих поколений исследователей, которые, не ограничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространили методические приемы Фехнера на проблемы психодиагностики, изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний у отдельных индивидов.
Выведенная Фехнером всеобщая форумула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математических мер.
Развитие психофизики начиналось с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах. Но она имела огромный методологический и методический резонанс во всем корпусе психологического знания. В психологию внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между явлениями.
Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, что разделил принципы причинности и закономерности. Ведь психофизиология была сильна выяснением причинной зависимости субъективного факта (ощущения) от строения органа (нервных волокон), как этого требовало "анатомическое начало". Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны ее явления.

1.3 Франц Дондерс: время реакции.

..............


Заключение

При распространении интереса к экспериментальным изысканиям и в ходе создания психологических кабинетов в средних учебных заведениях естественно возникал вопрос о возможности и целесообразности практических применений экспериментальных исследований в школах при обучении и воспитании. По этому вопросу на съездах по экспериментальной психологии и педагогике происходили горячие споры. Некоторые сторонники экспериментальной педагогики предполагали, что уже можно пользоваться новыми психологическими данными для решения практических педагогических задач, что с помощью простеньких психологических кабинетов и незамысловатых опытов с подсчетами удастся проникнуть в тайники душевной жизни, выяснить сущность личности, уровень ее одаренности, ее общую направленность и склонности в будущем и т.п. Экспериментальная психология – научное направление, которое в конце ХIХ века только начинало вырабатывать свои пути, ставило себе вопросы, пыталось решать всякого рода и подчас весьма трудные задачи. Оно находилось в периоде исканий, опытов, оно «нащупывало» и задачи и методы. Перед ним открывались новые и новые горизонты, очень обширные и очень сложные.
К сожалению, экспериментальная педагогика и психология не сразу могла найти практическое применение. Пока это научное направление было делом ученых, а не практических деятелей, и кабинеты психологические существовали при гимназиях, согласно постановлению съезда по экспериментальной педагогике, и должны были служить для демонстраций новых методов исследования, а отнюдь не для решения практических педагогических задач.



Список литературы

1. Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросова В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. - Л.: ЛГУ, 2005.-76с.
2. Вопросы экспериментальной патопсихологии: Сб. науч. ст., Под ред. Б.В, Зейгарник, С.Я. Рубинштейна. - М.: НИИ Психиатрии, 20055. -336с.
3. Гайда В.К. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ, 2000. - 272 с.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: МГУ, 2006.- 463с.
5. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 2006. - 136 с.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - 2-е. изд.-Л.: ЛГУ, 2004. - 560 с.
7. Грот Н.Я. Основы экспериментальной психологии. - М.: МГУ, 2004.-146с.
8. Закс Л. Статистическое оценивание. - М.: Статистика, 2006. - 1598 с.
9. История становления и развития экспериментальных психологических исследований в России: Сб. науч. тр. / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 2006. - 212 с.
10. Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. - М.: Наука, 2000. -117 с.
11. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 2004. - 216 с.
12. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессионально педагогике. - Таллинн: Валгус, 1980. - 334 с.
13. КэмпбеллД. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2006. -390с.
14. Лазурский А.Ф. Психология. Общая и экспериментальная психология. - Пг: Земля, 2005. - 388 с.
15. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология. Вып. 5; Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже; Пер. в англ. - М.: Прогресс, 2006. - 196-279 с.
16. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2003. - 319с.
17. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. - 512 с.
18. Практикум по экспериментальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. Вып. 1. - Ярославль: Яросл. ун-т, 2004. - 168с.
19. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под ред. А.А. Крылова. - Л.: ЛГУ, 2004. - 272 с.
20. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Палея, М.Д. Дворяшиной. - Л.: ЛГУ, ,2006. - 248 с.
21. Рамуль К.А. Введение в методы экспериментальной психологии. - 3-е изд. - Тарту: ТГУ, 2006. - 329 с.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 529 с.
23. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологических и патопсихологических исследований. - Томск: -2002. - 232с.
24. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики психопатологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). - М.: Медицина, 2004. - 215 с.
25. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 2004. -428с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.