На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Коммуникативная компетентность подходы и содержание

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы коммуникативной компетентности в психологических исследованиях 4
§1 Сущность коммуникации и коммуникативной деятельности 4
§2 Понятие коммуникативной компетенции, ее формы 9
§3 Факторы влияющие на коммуникативную компетенцию 12
Глава 2. Исследование коммуникативной компетенции 14
§1 Методы исследования коммуникативной компетенции 14
§2 Особенности формирования коммуникативной компетенции 17
§3 Рекомендации по формированию коммуникативной компетенции 20
Глава 3. Понятие коммуникативных барьеров, высказываний и слушаний 21
§1 Коммуникативные барьеры 21
§2 Высказывания и слушание 23
§3 Виды эффективного слушания 24
Заключение 33
Список литературы 35



Введение

Человек и общение всегда были взаимосвязаны. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями «между».
Общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов формирования.
Цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть сущность коммуникации и коммуникативной деятельности;
- изучить основные понятия и виды коммуникативной коммуникации;
- определить факторы, влияющие на коммуникативную компетентность;
- рассмотреть методы исследования коммуникативной компетенции;
- определить коммуникационные барьеры и виды эффективного слушания.
Курсовая работа написана на основе материалов учебной, методической и научной литературы, нормативно-правовых актов и законов, статистических данных, справочной информации, материалов периодики.


Глава 1. Теоретический анализ проблемы коммуникативной компетентности в психологических исследованиях

§1 Сущность коммуникации и коммуникативной деятельности

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов [21]. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.
Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации [1].
Коммуникация - в механистическом подходе - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. Деятельность коммуникативная — деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению. Понятие коммуникативной деятельности позволяет раскрыть психологическую природу общения. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, т.к. человек своеобразно проявляется в каждой из них. Но коммуникативная деятельность играет в этом отношении особую роль, т.к. она направлена непосредственно на другого человека как на свой предмет, и будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.
Коммуникативная деятельность - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый «шаг» в направлении к цели общения.
Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является:
- коммуникативная;
- интерактивная - организация общения;
- перцептивная - взаимопонимание.
Выделяют два типа коммуникативной деятельности:
а) личностно-ориентированный;
б) социально-ориентированный.
Эти два типа отличаются следующими структурами:
-коммуникативной;
-функциональной;
-социально-психологической;
-речевой.
Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика. Она проявляется в репрезентативности этого процесса - социальной и индивидуально-психологической.
Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.
Рассмотрим основные структурные компоненты коммуникативной деятельности:
-предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке;
- коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение;
-действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
- задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
- средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения - образования материального и духовного характера, создающихся в итоге общения.
Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов». Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностями к инициативному общению людей.
Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако в практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта - организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать: отдельная личность, группа людей, масса.
Общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - личностно-массовой. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно-методологическом подходе социальной практики личности. А именно: на личностно-деятельностном. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.
Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее процессов как организацию и управление формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах [3]: а) монологической, где преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта - организатора действий слушания у других субъектов - участников общения; б) диалогической , в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны; в) полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом - инициатором общения,
б) субъектом, которому адресована инициатива,
в)нормами, по которым организуется общение,
г)целями, которые преследуют участники общения,
д)ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Каждый акт общения состоит из цели взаимосвязанных коммуникативных действий. Заметим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор».
А субъект, который эту инициативу принимает определяется как субъект-партнер.
Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.
Содержание общения. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:
1.Передача от человека к человеку информации.
2.Восприятие партнерами по общению друг друга.
3.Взаимооценка партнерами по общению друг друга.
4.Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.
5.Взаимодействие партнеров друг с другом.
6.Управление групповой или массовой деятельностью и т.д.
Функции общения. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Различают четыре основные функции общения.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана:
Во-первых, с наличием необходимого уровня коммуникативной компетентности;
Во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения;
В-третьих, с отсутствием психофизических зажимов...............

Заключение

В отличие от коммуникабельности, которая чаще всего рассматривается как данность (некое врожденное свойство характера), коммуникативных способностей, частично заданных, но в большой степени обусловленных воспитанием и имеющих некий предел развития, а также умения общаться, реализуемого, как правило, не в профессиональной деятельности, коммуникативная компетентность - это квалификационная характеристика личности, допускающая возможность постоянного совершенствования. Коммуникативная компетенция как психологический феномен находится «на пересечении» биологических и социальных факторов психического отражения; в этом проявляется ее биосоциальная природа. К основным факторам, влияющих на развитие коммуникативной компетенции относят следующие виды факторов: функциональные, организационные и факторы превосходства. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).
Формирование коммуникативных компетенций предполагает освоение закономерностей развития науки и профессиональной практики, умение видеть причинно-следственные связи различных явлений, четко формулировать цели, задачи и выводы при решении профессиональных и общечеловеческих проблем. Эти качества формируются с помощью проблемно-информационного подхода в подготовке специалиста.
Анализируя процесс общения и коммуникативной компетенции, мы на каждом шагу убеждаемся, что общение — это процесс обмена информацией. Но такой подход будет несколько упрощенным, так как мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы. На самом деле информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения. В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: «авторитет»; «избегание»; «непонимание».
Необходимым составляющим коммуникационной компетенции является процесс высказываний и слушаний.
Под высказыванием понимают оформленную речь, законченную мысль, смысл которой зависит от конкретной или воображаемой ситуации. Умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции партнера. Слушать – это сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать значение, смысл сказанного.
Таким образом, отметим основные тенденции, определяющие роль коммуникативных компетенций в развитии современного общества: усиление роли коммуникативной компетенции. В условиях автоматизации производственной и непроизводственной сферы главной задачей управления становится умение организовывать эффективное взаимодействие подразделений, работников и других структурных элементов бизнеса, основанное на создании эффективных коммуникаций. Развитие электронных средств связи, расширяющее возможность обмена информацией с помощью электронных сообщений, поиска ответов на многие вопросы в электронных сетях, познавательные горизонты личности; и серьезно сокращающее время и желание межличностного общения. Закономерно теряется культура межличностного общения – важнейшая составляющая коммуникационной культуры.


Список литературы

1. Аллахвердов В.М. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия, – М.: Наука, 2003
3. Вересов Н.Н. Психология управления: Учеб. пособие. - М., 2001
4. Власова Н.М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния. - М., 2000. - 304 с.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2000
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000.
7. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов.- М.:Аспект Пресс, 2001
8. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1 «Общая психология»: Учебник. - М: Юрид. лит, 2006
9. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие. - М., 2000
10. Запорожец А.В., Избранные психологические труды, – М.: Знание, 2004
11. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 2001
12. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства, – М.: Знание, 2003
13. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.: Знание, 2000.
14. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000.
15. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001
16. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений - 4 -е изд. 2003
17. Развитие компетенций в системе стратегического управления персоналом. Эль-Аттар Доаа Махмуд Мохаммед Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Краснодар 2007
18. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М: Знание, 2000.
19. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 2001
20. slovari.yandex.ru



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.