На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности самооценки мужчин страдающих самотичексими заболеваниями

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:


Введение 3
1. Теоретический обзор проблемы самооценки личности в современной науке 5
1.1. Самооценка в структуре личности 5
1.2. Особенности самооценки мужчин 17
1.3. Изменения самооценки при различных заболеваниях 21
2. Практическое исследование самооценки мужчин с хроническими заболеваниями. 28
2.1. Подготовка и проведение эксперимента 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 43


Введение

Самооценка является важным свойством личности, поскольку играет роль регулятора деятельности, обеспечивая, тем самым, наилучшую ее адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни. В связи с этим большинство авторов, исследующих данный психический феномен, называют его наиболее значимой частью самосознания и Я-концепции личности.
Проблема исследования самооценки личности занимает важное место в практической и теоретической психологии. Это обусловлено поиском причин неблагополучия личности, особенно в общении и деятельности. «Сома», в переводе с греческого – тело, однако всё, что так или иначе влияет на наше тело, воздействует и на наш внутренний мир. Известно, что личности, страдающие тяжелыми, длительно протекающими заболеваниями, испытывают некоторую перестройку личности, с учетом ценности здоровья, а то и самой жизни. Что означает для самого больного такая перестройка личности? Вероятно, прежде всего, происходит изменение самооценки, влияющей на успешность выполнения человеком любой деятельности.
Также особенно актуальной, является проблема особенностей самооценки людей, страдающих каким либо заболеванием в зависимости от пола. Ведь, как давно известно, мужчины и женщины по-разному переживают различные жизненные ситуации, по-разному оценивают себя и свои способности. Мужчины имеют более высокую самооценку, менее самокритичны, однако, их самооценка более уязвима. Порой, сильный пол, попадая в сложную жизненную ситуацию, сталкиваясь с непреодолимым препятствием, начинает угнетать себя, понижая свою самооценку.
В связи с этим, данная курсовая работа посвящена исследованию самооценки мужчин страдающих соматическими заболеваниями. В работе рассматриваются вопросы изменения самооценки при различных формах этого заболевания. Исследование, на котором базируется работа, было направлено на выявление особенностей самооценки у мужчин, страдающих бронхиальной астмой. Данное заболевание было выбрано не случайно, оно имеет широкое распространение среди населения нашей области из-за неблагоприятных климатических экологических условий. Объектом данной курсовой работы выступает личность.
Предметом данной работы является самооценка мужчины, соматическим заболеванием (бронхиальной астмой).
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что самооценка мужчин, страдающих соматическим заболеванием, отличается от самооценки здоровых мужчин.
Цель данной курсовой работы: исследовать особенности самооценки мужчин страдающих соматическим заболеванием.
Задачи данной курсовой работы:
1) Исследовать научно-психологическую литературу по проблеме самооценки личности;
2) Исследовать и систематизировать данные о влиянии различных соматических заболеваний на самооценку;
3) Провести исследование самооценки мужчин, страдающих бронхиальной астмой;
4) Провести исследование самооценки в контрольной группе;
5) Провести анализ полученных в ходе исследования данных, сравнить результаты диагностики двух групп;
6) Описать полученные результаты и сделать выводы.


1. Теоретический обзор проблемы самооценки личности в современной науке
1.1. Самооценка в структуре личности

Личность, являясь чрезвычайно сложным системным социальным качеством человека, возникает как опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. «Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью». [17]. С этой точки зрения, все объективно функционирующие структуры личности человека, имеют своеобразную «внутреннюю» представленность. В.В.Столин пишет: «В процессе жизнедеятельности у организма формируется некоторое стабильное психическое образование—образ самого себя (схема тела), позволяющий ему более адекватно и эффективно действовать. Ясно, что действует, живет не схема тела, а тело, отразившее себя в своей схеме. Сходным образом можно рассуждать и применительно к человеческому индивиду, сущность которого кроется в его социальных, а не биологических отношениях. Человек действует, и, действуя, он неизбежно должен познавать себя так же, как он познает свое окружение. Это действование становится в той мере возможным и в той мере человеческим, в какой у индивида формируется адекватный его общественному и деятельному способу существования образ самого себя» [19].
В данный момент нет никаких сомнений, что личность способна отражать саму себя, осознавать саму себя. И даже иметь устойчивую и разветвленную систему представлений и оценок себя по различным параметрам. Подобная проблема скрывается за различными названиями, по-видимому, одного и того же предмета исследования: «Я-концепция», «Я-образ», просто «Я», самость, самосознание и его продукты и т.д.
Самосознание есть особая форма сознания, которое, также как и сознание, имеет отражательную природу. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания. Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом - Я- концепцией.
Это различение процесса и продукта в психологии было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о себе самом, о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. [5]
Р. Бернс определяет «Я концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. [21].
Фундаментальное понятие теории К.Роджерса – «Я-концепция», или «самость», «определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным» [18].
Сам К. Роджерс определял «Я-концепцию следующим образом: «Я-концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные или негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем» [18].
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать «Я концепцию» как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В этом наборе главенствуют три элемента:
1) «Образ Я» - представление индивида о самом себе;
2) Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
3) Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой. [18].
Кроме того, по мнению Р. Бернса, существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:
1) Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле;
2) Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
3) Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
В каждой из модальностей Р. Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.
Я-концепция - это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний.
Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.
Самооценку можно представить себе как эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности.
“Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.“ [17]
Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Уже сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия.
Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. У. Джеймс писал о том, что наша самооценка зависит от того, кем бы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:
• ее составных элементов;
• чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);
• поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).
Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.
Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго.[21]
Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им “теория оперантного научения” представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе.[22]............

Заключение


Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Отношение к себе, т.е. самооценка формируется в течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в целом.
Самооценка, как составляющая «Я – образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества.
Различные соматические заболевания влияют на самооценку, в том числе и мужчин. Что было доказано в практической части нашей работы. В данной работе мы провели теоретическое и практическое изучение самооценки мужчин страдающих хроническим заболеванием. Мы представили обзор того, как рассматривалась проблема самооценки личности различными авторами в отечественной психологии и зарубежном. Также мы представили обзор исследований, посвященных влиянию различных соматических заболеваний на самооценку.
В практической части нашего исследования, нами была изучена самооценка двух групп мужчин. Первая – мужчины, страдающие бронхиальной астмой (соматическое заболевание), во второй группе входили мужчины считающие себя здоровыми.
В результате сравнения результатов диагностики самооценки мужчин мы выявили следующие особенности:
§ уровень самооценки мужчин страдающих соматическим заболеванием ниже, чем уровень самооценки здоровых мужчин;
§ интервал между уровнями самооценки и притязания в группе мужчин страдающих бронхиальной астмой больше, чем у здоровых мужчин;
§ что самооценка мужчин, страдающих соматическим заболеванием, более дифференцирована.
Таким образом, наша гипотеза о том, что самооценка мужчин страдающих соматическим заболевание имеет отличия от самооценки здоровых мужчин, подтвердилась полностью. Наше исследование доказывает то, что соматическое заболевание оказывает влияние на самооценку мужчины.
Результаты нашего исследования могут быть использованы при работе с больными мужчинами для коррекции и профилактики снижения самооценки из-за заболевания. А также для дальнейших исследований влияния соматического заболевания на мужскую самооценку.
Цель, поставленная нами в начале нашего исследования достигнута, задачи выполнены в полном объёме.

Список использованной литературы

1. Алексеев В.А. Развитие самооценки на рубеже подросткового и юношеского возраста. М. 1985.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М, “Педагогика”. 1980.
3. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. М. 1978.
4. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А.. Психология личности. Тексты. М., Издательство московского университета. 1982.
5. Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.
6. Добровольский А.В. Клинические особенности ишемической болезни сердца и внутренняя картина болезни. – Электр. Ресурс: www.nature.web.ru;
7. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – Электр. Ресурс: www.ihtik.lib.ru.;
8. Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. М., 1995.
9. Ильин И.П. Диффренциальная психофизиология мужчин и женщин, М.,2003
10. Козак М.Г. Динамика оценочных отношений личностей к себе и к другим. Киев. 1978.
11. Мухтаренко С.Ю., Мураталиев Т.М. , Саткыналиева З.Т. – Электр. Ресурс: Влияние особенностей восприятия болезни на качество жизни у больных коронарной болезнью сердца, осложненной сердечной недостаточностью //вестник КРСУ / № 7, 2003 г.;
12. Носачев Г.Н., Баранов B.C. Значение нарушений самосознания при эндогенных психозах для реабилитационных мероприятиий// Неврологический вестник, 1994, Т. XXVI, вып. 3-4;
13. Основы психодиагностики / под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д, 1996;
14. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. - Самара, 2000;
15. Петровский А.В. Введение в психологию. М., Academia. 1995.
16. Петровский А.В. Практические занятия по психологии. М, “Просвещение”. 1972.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М, Издательство полит. литературы. 1990.
18. Психология личности: словарь-справочник / под ред. Горностай П., Титаренко Т. – К., 2001.
19. Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983;
20. Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. – Электрон. Ресурс: www. voppsy.ru.;
21. Холл К.С., Линдсей Г.. Теории личности. М., КСП+. 1997.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, Питер. 1997.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.