На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Проблемы социально-психологической адаптации

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение 2
Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в современной науке 5
Глава 2. Проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас 14
Глава 3. Исследования механизмов и особенностей адаптации граждан, уволенных с военной службы и пути помощи данной категории населения 24
Заключение 31
Список литературы: 33



Введение

В наш век, полный различными экономическими и социальными потрясениями, всё большее внимание уделяется вопросам социально-психологической адаптации личности к меняющимся условиям жизнедеятельности. Особое внимание уделяется проблемам социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас. С 1992 года началось реформирование и сокращение Вооруженных Сил РФ, которое затрагивает судьбы сотен тысяч кадровых военнослужащих. Многие из них вынуждены расставаться с Вооруженными Силами и адаптироваться в новой социальной среде - гражданской жизни. Все это происходит на фоне глубоких перемен в обществе, обострения многих социальных проблем: непрерывного роста цен на все без исключения виды товаров и услуг, постоянного сокращения производства, роста безработицы, резкой дифференциации населения по уровню доходов.
За последние годы в направлении социально-психологической адаптации предприняты активные действия: внедряются новые формы и технологии социальной работы с гражданами уволенными с военной службы; перестраивается пенсионная система; принят и начал действовать новый Трудовой кодекс; развивается система переподготовки и повышения квалификации бывших военнослужащих.
В основу реформ, проводимых в области социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, положен принцип адресной направленности социальной помощи, сутью которой является конкретизация сосредоточения государственных ресурсов на удовлетворение потребностей для тех, кто наиболее нуждается в этой помощи.
Среди проблем, с которыми сталкиваются граждане, уволенные с военной службы по контракту, - вопросы занятости и профессиональной переподготовки, обеспечение жильем; низкий уровень социальной обеспеченности, падение экономической стабильности, психологическая адаптация, социальная реабилитация и т.д.
Адекватное решение вопросов социально - психологической адаптации военнослужащих как важнейшей части комплексной проблемы их социальной защищенности, имеет сегодня не узкоспецифическое и даже не институциональное, а общесоциальное значение и настоятельно требует разработки новых подходов в изменившихся социально - политических и экономических условиях.
В настоящее время в России практическая реализация социально - психологической адаптации бывших военнослужащих и членов их семей только начинает складываться. Как и любое новое для общества направление социальной политики, оно не определило своего устойчивого места в сложившейся системе социальных отношений, что связано как с недостаточной разработанностью научного обеспечения, так и с недостатком подготовленных кадров. Кроме того, остро стоит вопрос о разработке организационных моделей деятельности социальных служб, психологического и методического обеспечения деятельности работающих в них психологов, медиков и социальных работников.
Острота и высокая общественная значимость перечисленных выше проблем, их недостаточная научная разработанность определили во многом тему данного исследования.
Проблема данного исследования состоит в определении и раскрытии понятия социально-психологической адаптации и в изучении особенностей её протекания у военнослужащих, уволенных в запас.
Объектом исследования является процесс социально-психологической адаптации граждан, уволенных из рядов вооруженных сил РФ.
Предметом исследования являются проблемы социально-психологической адаптации бывших военнослужащих.
Цель данной исследовательской работы изучить литературу по данной проблематике, обобщить и систематизировать изученный материал.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемам социальной - психологической адаптации посвящено большое количество научных трудов отечественных и зарубежных ученых по общей и социальной психологии [С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, К.А.Абульханова - Славская, А.А. Бодалев, И.С.Кон, В.В. Новиков, Е.С.Кузьмина, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.П. Фетискин]; гуманистической психологии [А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франки, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев]; социальной работе [Е.И. Холостова, В.В.Козлов, Н.Ф. Дементьева]; психоанализе [З.Фрейд, А. Адлер, М.М.Решетников]; военной психологии [А.Д. Глоточкин, М.И.Дьяченко, Б.Колодзин, К.К. Платонов, М.П.Коробейников, А.Ф. Шикун].


Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в современной науке

Изучение проблемы социально-психологической адаптации личности или группы к новым жизненным условиям требует подробного рассмотрения состояния проблемы адаптации в социальной психологии, анализа содержания понятия, как «социально-психологическая адаптация». Не претендуя на полный анализ и освещение указанного понятия, попробуем их рассмотреть в той мере, в какой оно помогут нам раскрыть вопрос о специфике адаптации личности/группы в новых условиях существования.
В многочисленном потоке литературы адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [9. С.135]. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией [20, 23].
Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего – производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек [11].
Другими словами, адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. В свою очередь, группа реагирует на появление новичка корректировкой своих норм, традиций, правил. В работах данного направления больший акцент ставится на личность, именно ей отводится решающая роль в процессе адаптации. Вместе с тем можно назвать работы по проблеме адаптации, объектом исследования которых является группа как активный участник адаптивного взаимодействия, а не как среда, к которой приспосабливается человек. В этом качестве ее характеризует так называемая «адаптирующая способность группы» [35. С.56].
Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.
Среди большого количества разрабатываемых учеными проблем адаптационного процесса, пожалуй, наиболее интенсивно изучалась проблема социальной адаптации рабочего на производстве. Недаром начиная с 70-х годов в социальной психологии равнозначно применяются два понятия «социальная адаптация» и «производственная адаптация». «На тождественность использования данных терминов указывает тот факт, что как в той, так и в другой исследователями выделяются две отдельные составляющие: профессиональная и социально-психологическая адаптация» [2. С. 16].
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).
Для нашего теоретического исследования проблем социально-психологической адаптации особенно важны выводы этих ученых о том, что «адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности» [15. С.219]. Социально-психологическая адаптация личности в данном случае определяется «степенью реализации личностного потенциала в конкретных условиях деятельности, наличием условий (в том числе психологических) для свободного проявления сущностных сил» [18. С.203].
Изменение социокультурной среды это наиболее сложная проблема с который сталкиваются военнослужащие, которые увольненяются в запас. Анализ теоретических подходов к адаптации личности/группы к иной этно- и социокультурной среде показывает, что вхождение индивидов в иную культуру, как правило, сопровождается глубоким психическим потрясением, так называемым «культурным шоком». Культурный шок – это шок от встречи с новой и незнакомой культурой. Он почти всегда ощущается как неприятный отчасти потому, что он неожидан, а отчасти потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры .
Культурный шок может играть позитивную роль и в том случае, когда первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, служит источником саморазвития и культурного роста.
Исходя из этого, Дж. Берри даже предложил вместо термина «культурный шок» использовать понятие «стресс аккультурации»: по его мнению, слово «шок» ассоциируется только с негативным опытом, а в результате межкультурного контакта возможен и положительный опыт – оценка проблем и их преодоление.
В связи с этим в последнее время акцент ученых все больше и больше смещается с клинических позиций в сторону психологии межгрупповых и межкультурных отношений. Так, С. Бочнер выделяет четыре максимально общие категории последствий межкультурного контакта для группы (в историческом ракурсе):
§ геноцид, т.е. уничтожение противостоящей группы;
§ ассимиляция, т.е. постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней;
§ сегрегация, т.е. курс на раздельное развитие групп;
§ интеграция, т.е. сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Автор данной модели называет и четыре возможных результата межкультурных контактов для индивида. В процессе адаптации «перебежчик» отбрасывает собственную культуру в пользу чужой, «шовинист» - чужую в пользу собственной, «маргинал» колеблется между двумя культурами, «посредник» синтезирует две культуры, являясь их связующим звеном .
Сходная концептуальная схема аккультурации – последствий межкультурного контакта для группы – предложена Дж. Берри. Он показал сложность и конфликтность процесса аккультурации: люди не могут легко и безболезненно изменяться, адаптируясь в инонациональной среде. Процесс аккультурации может быть реактивным – усиливающим сопротивление изменениям в контактирующих культурах, творчески стимулирующим появление новых элементов и культурных форм, которые не встречались до контакта ни в одной из культур, и запаздывающим в восприятии изменений, проявляющихся после контакта. Дж. Берри определяет аккультурацию как результат взаимодействия культурных и психологических процессов.
По мнению Дж. Берри, аккультурацию обусловливают два одномерно действующих фактора, которые и определяют четыре основные стратегии. Этими факторами являются поддержание культуры (в какой степени признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени следует включаться в иную культуру или остаться среди «своих»). В зависимости от комбинации ответов на эти два важнейших вопроса Дж. Берри определил четыре стратегии, которые он назвал стратегиями аккультурации:
u ассимиляция, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но поддерживают контакты с другой;
u сепарация, когда группа и ее члены, сохраняя свою культуру, отказываются от контактов с другой;
u маргинализация, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой;
u интеграция, когда каждая их взаимодействующих групп и их представители сохраняют свою культуру, но одновременно устанавливают тесные контакты с другой культурой.
Предполагается, что недоминантные группы и их члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но это не всегда так. Когда доминирующая группа ограничивает выбор или вынуждает к определенным формам аккультурации, тогда эти явления определяются иными понятиями.
Только интеграция может быть добровольно избранной и успешной стратегией аккультурации, если основными установками доминирующей группы являются открытость и толерантность по отношению к культурным различиям . ...............



Заключение

Обеспечение успешной социально-психологической адаптации военнослужащих запаса – это проблема и личностная, и государственная. Решение этой проблемы даст возможность людям безболезненно перейти к новым видам деятельности, позволяет обществу эффективно использовать подготовленных специалистов в интересах экономического развития, поможет данной категории населения на равных конкурировать на рынках труда.
В настоящее время эффективность системы переподготовки военнослужащих и членов их семей осложняется рядом причин. Среди них можно отметить такие факторы:
• сложность в определении видов профессий, гарантирующих трудоустройство с высокой степенью вероятности;
• ограничение возможности переподготовки специалистов с высшим образованием без снижения их социального статуса;
• низкая информированность военнослужащих о конъюнктуре рынка труда и его динамике и, как следствие, наличие субъективной уверенности в трудоустройстве по имеющейся профессии и квалификации;
• стремление осуществить переподготовку без изменения профессионального уровня в кратчайшие сроки.
Вынужденная смена профессии в зрелом возрасте – это всегда очень трудный процесс, часто ведущий к неадекватным переживаниям, шоковому состоянию. Это приводит к подмене трезвого рационального расчета эмоциями, что в свою очередь – к ошибкам и только усугубляет положение человека, стоящего перед выбором.
Профессиональная переориентация как самостоятельная деятельность военнослужащих, уволенных в запас, по поиску и подбору новой работы должна строиться не на случайных советах со стороны или эмоциональных оценках ситуации, а на понимании общих закономерностей этого процесса, прогнозировании своих возможностей и изменении психического состояния, знании основных факторов, влияющих на успех перехода от военной жизни к гражданской.



Список литературы:

1. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при соматических и невротических нарушениях // Психол.журн. 1994. Т.15. № 6. С.114-122.
2. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд.психол. наук. М., 1986. 189 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
4. Бирюля Е.И. «Социально-психологическая адаптации увольняемых в запас» mil.ru/
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе социальной адаптации // Психол.журн. 1992. № 3. С. 112-120.
6. Векторы: Россия – НАТО. Информационный бюллетень. № 10. 2005. С. 13
7. Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск, 1986.
8. Военно-социологические исследования. Сборник статей №1 (13) Москва 2006
9. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1975. Вып. 7. С. 134-142.
10. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол.журн. 1994. № 3.
11. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. …канд.психол.наук. Л., 1985. 22 с.
12. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М., 2002.
13. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов.ученых к VI Всесоюз.съезду О-ва психологов СССР. М., 1983. Ч. II. С. 335-337.
14. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения. Л., 1989.
15. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979. С. 219- 232.
16. Кирильцева А.А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы // Вопр.психологии. 1980. № 4. С.118-123.
17. Кравченко Н. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 2005. № 2. С. 24.
18. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве //Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С.203-213.
19. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000.
20. Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Автореф. дис. … канд. психол наук. Л., 1980. 24 с.
21. Марковкина С.Г. Особенность адаптации пожилых //Социол. исслед. 1997. № 12. С. 48-50.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.
23. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. … канд. философ. наук. Л., 1974. 24 с.
24. Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. — М.: Изд. НОРМА, 2000. С. 56.
25. Осухова Н.Г., Лотова И.П., Калиничев В.Л. Социально- психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика. /Под ред. Н.Г. Осуховой, И.П. Лотовой - М., 2001. С. 44.
26. Прохватилов А.А., Шалыто А.Ю. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе // Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред А.А.Крылова. Л., 1989. С. 124-129.
27. Пустовалов С.Н. Роль социально-психологических факторов в процессе адаптации иногородних рабочих: Автореф. дис. …канд.психол.наук. М., 1984. 20 с.
28. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Л., 1974.
29. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998. Вып. III.
30. Сухарев А.В., Брюн Е.А. Сравнительное психологическое исследование этнофункциональных рассогласований у страдающих героиновой наркоманией, алкоголизмом и аффективными расстройствами // Психол.журн. 1998. Т.19, № 3. С. 90-97.
31. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / Под ред. В.Э. Тамарина. Барнаул, 1977.
32. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Дис. ... канд.психол наук. М., 1976. 200 с.
33. Филиппова Е.И. Вынужденные мигранты в Псковской области: проблемы адаптации // Русские в новом зарубежье: миграционная ситуация, переселение и адаптация в России / Отв. ред. С.С. Савоскул. М., 1997. С. 312-345.
34. Ходаков А.И. Социально-психологические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе. Л., 1976.
35. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981. С. 52-56.
36. Чимбеленге К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности. Ярославль, 1996.
37. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: Дис. …д-ра социол. наук. Кемерово, 1992 . 398 с.
38. Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 1999. 24 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.