На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 102. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. 7
1.1. Источники правового регулирования, общая характеристика законодательства о правовом положении иностранных граждан 7
1.2. Общая характеристика правоспособности и дееспособности иностранных граждан 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ. 24
2.1. Правовые основания пребывания иностранных граждан в России 24
2.2. Трудовые права иностранцев 36
2.3. Право иностранных граждан заниматься предпринимательской деятельностью 58
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 66
3.1. Основания заключения и расторжения брака иностранных граждан 66
3.2. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами 76
3.3. Вопросы усыновления 77
3.4. Наследственные права иностранцев и защита наследственных прав 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 97


ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования: 22 июля 1763 года, российская императрица Екатерина опубликовала манифест «О дозволении всем иностранцам в Россию въезжающим поселиться в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах».
С тех пор огромное количество иностранцев воспользовались высочайшим «дозволением». Кто-то нашел здесь источник дохода, кого-то надолго привлекла наша культура и духовность, многие связали с Россией всю свою жизнь.
И сегодня в России проживает большое количество иностранных граждан. В настоящее время в России официально зарегистрировано порядка 300 тысяч трудовых мигрантов. Однако реальное их число в 10-15 раз больше. Конечно, их пребывание нуждается в государственном регулировании, многие вопросы без участия государства просто неразрешимы. Вместе с тем, очень важно сохранить тот баланс, который не позволит отступить от либерально-демократических принципов развития страны, отказаться от презумпции верховенства прав и свобод российских и иностранных граждан.
В России сравнительно недавно была создана полноценная иммиграционная служба. Во всех субъектах Российской федерации сформированы подразделения по делам миграции. Руководство этой службы неоднократно заявляло, что основная задача это службы – «защитить интересы коренного населения России». Именно во исполнение этой идеи принимались и принимаются все нормативные документы, регулирующие вопросы пребывания иностранных граждан в России.
С ноября 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который весьма жестко диктует иностранцам, как им надо вести себя в нашей стране. Вплоть до введения "черных списков" тех, кто по тем или иным причинам не соответствует соответствующим требованиям. Закон определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и регулирует отношения между иностранцами и органами государственной власти в России.
Понятие «иностранец» в нормативных правовых актах и в юридической литературе употребляется в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства.
В Российской Федерации термин «иностранец» употребляется в узком смысле. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на этот счет определено, что иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В некоторых источниках (специальной литературе и нормативных правовых актах) иностранных граждан и лиц без гражданства объединяют общим понятием «иностранцы». Однако следует знать и помнить что имеются по ряду позиций и определенные различия в правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Между прочим, на такой подход ориентирует и Закон об иностранцах 2002 г. В ч. 2 ст. 2 Закона говориться: «В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда Федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».
Цель работы: всесторонне исследовать законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Для построения логического исследования в рамках обозначенной темы мы ставим перед собой определенные задачи, которые будут способствовать поставленной цели работы:
- обозначить особенности правового положения иностранных граждан, охарактеризовать источники правового регулирования, дать характеристику действующего законодательства, обозначить в нем пробелы;
- определить правоспособность и дееспособность иностранных граждан;
- раскрыть особенности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;
- рассмотреть трудовые права и право заниматься предпринимательской деятельностью иностранными гражданами на территории Российской Федерации;
- рассмотреть вопросы семейного и наследственного права иностранных граждан;
- подвести итоги и сделать соответствующие выводы по работе.
Нормативную базу исследования составило действующее законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан, а также судебная и арбитражная практика.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-правоведов, посвятивших свои исследования проблемам правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет, наряду с традиционным диалектическим методом познания, комплекс общенаучных и специальных методов, применяемых в юриспруденции: логический, исторический, системно-структурный, системно-функциональный, специально-юридический.
Объект исследования составляет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
Предметом исследования является российское законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и спецификой исследования, отвечают предъявленным требованиям. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН.
1.1. Источники правового регулирования, общая характеристика законодательства о правовом положении иностранных граждан
Законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, к настоящему моменту составляет весьма обширный объем законодательных и иных нормативных актов, не всегда согласованных между собой и содержащих не объяснимые логически изъятия из национального режима, предоставленного иностранным гражданам и лицам без гражданства в силу ч.3 ст.62 Конституции РФ (например, предоставление национального режима иностранным гражданам обусловлено наличием взаимности в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - ст. 36 Патентного закона РФ, ст.47 Закона РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров и ряда других законодательных актов в области охраны промышленной собственности; ведение архитектурной деятельности иностранцами в отсутствие международного договора, устанавливающие иные правила, разрешается только совместно с архитектором-гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим лицензию - ст. 10 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").
С принятием нового закона о правовом положении иностранных граждан ожидалось создание общей правовой базы, которая отражала бы правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства как совокупности прав и обязанностей публично-правового и частно-правового характера, сформированной на основе общепризнанных принципов и норм международного права. К сожалению, Закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 2002 года не содержит целого ряда принципиальных норм, создающих основу статуса иностранцев.
Отмененный Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" 1981 года при всем его несовершенстве достаточно точно и полно отражал правовой статус иностранцев в публично-правовой сфере, в которой существуют ограничения прав иностранцев и запреты на занятие определенного рода деятельностью, и в сфере частно-правовой, в которой иностранцам предоставлен национальный режим. Порядку въезда и выезда на территорию страны и правилам пребывания иностранцев в стране в ранее действовавшем законе было уделено всего несколько статей. Вновь принятый закон, напротив, практически полностью посвящен правилам пребывания иностранцев в Российской Федерации, и не включает норм, касающихся собственно правового статуса, включенные же нормы явно недостаточны для определения правового положения или статуса. По сути, закон 2002 года - это возведенные в ранг закона правила пребывания иностранцев в России, ранее существовавшие в форме постановления правительства - Кабинета Министров СССР 1991 года.
В связи с изложенным, Закон о правовом положении иностранных граждан по своему содержанию направлен не на определение их правового статуса, а на установление миграционных квот, занятости иностранцев на территории России, передвижению мигрантов, имеющих разный статус, по территории России, установлению ограничений в правах и установлению "контроля и учета" нероссийских граждан, находящихся по тем или иным правовым основаниям в России.
В законе имеется значительное число "отсылочных" норм, отсылающих не к законодательным актам, а к нормативным актам правительства, как уже принятым, так и подлежащим разработке. Таким образом, закон не будет иметь прямого действия, а "обрастет" многочисленными актами исполнительной власти. Подобная законодательная практика приведет к еще большему разбуханию правовой базы, регулирующей статус иностранцев.
В законе не содержится необходимого перечня прав, которыми наделены иностранные граждане в России - имущественные и неимущественные права, право на социальное обеспечение, на труд, образование, жилище, участие в общественных организациях, на свободу совести и вероисповедание и иные права, которые и составляют статус иностранного гражданина.
Проанализируем пробелы в Законе РФ «О правовом положении иностранных граждан», (далее Закон).
Формулировка статьи 3 Закона не соответствует п. 4 ст.15 Конституции РФ. Второе предложение данной статьи, констатирующее, что "наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации", не предусматривает приоритета норм международного права над внутренним законодательством РФ, установленным ч.4 ст.15 Конституции: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Отсутствует в ст. 3 Закона и положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что из сферы регулирования правового статуса иностранцев исключаются или, по крайней мере, не учитываются, предписания Международного билля о правах человека, Европейской конвенции о правах человека и основных свободах и другие международно-правовые нормы и принципы.
Аналогичные замечания касаются ст.4 Закона, которая устанавливает национальный режим иностранных граждан в Российской Федерации вслед за ч. 3 ст. 62 Конституции, но при этом не содержит отсылки к международным договорам Российской Федерации.
Ст. 2 и 6 вводят новую категорию иностранцев по сравнению с ранее действующим законом - временно проживающие иностранцы. К ним отнесены не только лица (следует полагать - работники-мигранты), прибывающие на территорию России в пределах установленных квот, но и лица, находящиеся в России на иных законных основаниях. Например, родившиеся на территории РСФСР и РФ; ранее состоявшие в гражданстве СССР; нетрудоспособные родители, имеющие детей - российских граждан; супруги российских граждан. Однако для этих категорий срок, разрешающий временное проживание в России, установлен в три года. Согласно же ст. 7 закона, всем этим лицам может быть отказано в выдаче разрешения на временное проживание (либо оно может быть аннулировано) - если в течение указанных трех лет иностранный гражданин находился за пределами РФ более шести месяцев, не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения в РФ. Из указанного перечня лиц, конечно, следовало бы исключить супругов, нетрудоспособных родителей, детей нетрудоспособных родителей, поскольку для них указанные ограничения могут служить непреодолимым препятствием для дальнейшего проживания в России со всеми последствиями разрыва семейных и родственных связей и нарушением личных и имущественных прав.
Закон создает дискриминационный режим для иностранных инвесторов, лишая их права на проживание в России, если размер их инвестиций окажется в какой-то момент времени ниже установленного правительством уровня (подпункт 5 п.3 ст.7).
Пункт 5 ст.5, п.6 ст.6, п.3 ст.8, а равно ст. 31 не содержат указаний на защиту в суде принадлежащих иностранным гражданам личных, имущественных, семейных и иных прав, а также на обжалование в суде неправомерных действий должностных лиц, отказывающих в выдаче разрешений на временное пребывание, проживание или постоянное проживание иностранных граждан в России. Закон вообще лишь в двух статьях (п.9 ст.31 и п.5 ст.34) упоминает решение суда, но лишь применительно к содержанию в специально отведенных помещениях органов внутренних дел лиц, подлежащих депортации. Тем самым нарушаются законные права иностранных граждан на судебную защиту, предусмотренную Конституцией РФ и иным действующим законодательством.
Закон оперирует словосочетанием "режим пребывания (проживания)" иностранных граждан (п.7 ст.7, п.7.ст.9), который в прямом понимании создает впечатление, что все иностранцы в России находятся в некой "режимной зоне", а не в свободной демократической стране. Само понятие "режима пребывания" законом не разъясняется и позволяет административным органам самым широким образом его толковать, что может, и, скорее всего, приведет к массовому нарушению прав граждан. При этом, как отмечалось в п.4 заключения, иностранные граждане лишены судебной защиты своих прав и возможности обжаловать действия должностных лиц в суде.
Основанием отказа в выдаче разрешения на временное проживание (п.13 ст.7) и вида на жительство (п.13 ст.9) признается наличие одного из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний подлежит утверждению правительством. Закон такого перечня не содержит, и неясно, какие инфекционные заболевания признаются опасными, не войдут ли в этот перечень заболевания, которые российские граждане и иностранцы могут получить в общественных местах (краснуха, чесотка, гепатит и проч.). Без конкретизации в законе иностранцы не станут обращаться в медицинские учреждения за медицинской помощью, чтобы не подвергать себя и своих близких опасности быть выдворенными из России, что и создаст в конечном итоге инфекционную опасность для окружающих.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на временное проживание и на вид на жительство содержит во многих своих частях неопределенные формулировки, позволяющие применять административные меры воздействия по усмотрению административных органов, что создает основу для нарушения прав иностранных граждан.
Пункт 2 ст.11 содержит ограничения в передвижении временно проживающих граждан в части запрета на изменение своего места проживания. Такие граждане не вправе по своему желанию изменять место своего проживания не только вне пределов одного субъекта федерации, но и в пределах этого субъекта. Поскольку временно проживающими могут быть супруги, нетрудоспособные дети, родители и иные граждане, ограничение их прав входит в прямое противоречие с конституционным принципом свободы передвижения и выбора места жительства (ст.27 Конституции РФ). Например, супруг-иностранец не сможет временно проживать с родственниками своего супруга (родителями, детьми и проч.), выезжать на отдых, в туристические поездки, в деловые командировки, то есть будет крепостным в полном смысле этого слова. В свою очередь такое положение приведет к многочисленным нарушениям прав граждан - права на труд, отдых, занятие предпринимательской деятельностью, на охрану здоровья и медицинскую помощь (санаторное лечение, например), на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям и прочих прав, предусмотренных Конституцией РФ.
Ст. 7 и ст.9, ст. 18 п.9 подпункт 7. Неправомерным следует считать такое основание отказа в выдаче или аннулирования разрешения на временное проживание и вида на жительство как неоднократное (два и более раза в течение одного года) привлечение к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации. В сочетании с п. 2 подпункт 3) ст.17, п.8 подпункт 8) ст.18 это означает, что отсутствие гражданина по любой, даже уважительной причине (болезни и пр.) в месте его проживания/пребывания требует от образовательных учреждений и работодателей незамедлительно информировать органы внутренних дел об этом факте. А это в свою очередь незамедлительно влечет наложение административного взыскания (фиксирование административного нарушения), что приводит, согласно закону, к отказе в выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство. Не ясно, задумывался ли законодатель, формулируя указанные положения, о том, что, скажем, отсутствие иностранного студента в общежитии в течение трех дней обязывает вуз или иное образовательное учреждение сообщать об этом факте в орган внутренних дел. Это влечет за собой наложение административного взыскания на студента. Два и более взыскания подобного рода влекут неблагоприятные последствия в виде отказа в выдаче разрешения на временное проживание и даже депортации (ст.31). Вряд ли вузы и иные образовательные учреждения, предоставляющие платные услуги в области образования иностранцам, будут выполнять указанные требования закона. Но зато им вполне открыт путь к взяточничеству и вымогательству под страхом высылки иностранного студента из России.
Пункт 8, подпункт 7 ст.18. Требование об информировании органов внутренних дел о нарушении иностранцем условий трудового договора или гражданско-правового договора само по себе создает ни что иное, как обязательное доносительство всех работодателей в отношении иностранцев. Но поскольку формулировка статьи дает возможность "направлять" информацию, а за не направление такой информации санкций не налагает, судьба иностранных работников оказывается полностью в руках работодателей. По сути, создана основа для произвола со стороны работодателей. Еще хуже обстоит дело с гражданско-правовыми договорами, нарушение которых по сроку исполнения, месту, порядку, качеству еще должно быть доказано в суде, а по рассматриваемому закону нарушения определяются работодателем в бесспорном порядке. В принципе, любой гражданско-правовой договор можно таким образом посчитать неисполненным или исполненным ненадлежаще и избавиться от работника, не уплатив ему причитающегося вознаграждения за выполненную работу/оказанную услугу. Это же замечание кается и п.2 ст.32 закона.
Пункт 2 ст.14. Нарушает положения Закона "Об иностранных инвестициях", Закон "Об акционерных обществах", Трудовой кодекс. Все предприятия с иностранными инвестициями в России пользуются национальным режимом и являются юридическими лицами российского права. Такие предприятия создаются в соответствии с указанными законами, и порядок назначения в них на руководящие и иные должности, в том числе иностранцев, определяется нормами этих законов, согласно порядку назначения/выбора на должность. Нормативным актом уровня правительственного постановления не допускается изменять порядок, установленный законом. В этой части закон прямо противоречит действующему законодательству.
Пункт 6 ст.21 существенно ухудшает положение иностранных граждан по сравнению с п.3 абз.2 Правил пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. № 212. В соответствии с указанным пунктом Правил, при утрате заграничного паспорта иностранный гражданин должен был незамедлительно уведомить об этом принимающую организацию и орган внутренних дел. Взамен паспорта ему выдавалась справка об утрате документа. Закон же предусматривает, что регистрация иностранных граждан, утративших в период временного пребывания в РФ документы, не производится, и иностранный гражданин обязан в этом случае не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов, выехать из Российской Федерации. Таким образом, лицо, у которого документы украдены или потеряны (туристы в туристических поездках, родственники и знакомые, находящиеся в России по приглашению, лица, находящиеся в деловых поездках и лица, въехавшие в РФ в порядке, не требующем получения визы), подвергаются наказанию без какой-либо вины с их стороны. Фактически утрата документов влечет за собой высылку за пределы России, хотя законность пребывания таких граждан на территории РФ никем не оспаривается. Иностранные граждане лишены в этом случае права обжалования действий административных органов в судебном порядке. Данная статья закона прямо нарушает ст. 27 Конституции РФ и может быть (как и многие другие положения закона) обжалована в Конституционном суде РФ.
Особое беспокойство вызывает ст.37 закона. В России проживает большое число граждан, прибывших в Российскую Федерацию в качестве вынужденных переселенцев в порядке, не требующем получения визы. За многие годы жизни в России (до десяти лет) эти граждане (или многие из них) обзавелись жильем, имеют доказательства самостоятельного содержания себя и членов своей семьи, не нарушают законы, не страдают инфекционными заболеваниями, и, тем не менее, подвергаются насильственной высылке за пределы РФ в течение 90 суток со дня получения миграционной карты или со дня вступления в силу закона. Этим будут нарушены их личные и имущественные права, причинен непоправимый ущерб жизни, здоровью, достоинству личности, имущественному положению, поскольку в большинстве случаев возвращение на предыдущее место жительства для этих лиц невозможно. Указанная статья закона противоречит ст.17 и п.3 ст.62 Конституции РФ, так как нарушает национальный режим, которым пользуются иностранцы в России, а также - обязанность государства гарантировать права и свободы человека и гражданина (то есть граждан и не граждан РФ), согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ. Высылка иностранных граждан этой категории в трехмесячный или пятимесячный срок с территории Российской Федерации делает их изгоями, а Российскую Федерацию ставит в разряд стран, мало общего имеющих с демократическими государствами мира, что, в свою очередь, отрицательно скажется на престиже страны.
Далее, наряду с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…» необходимо выделить Федеральный закон от 15 августа 1996г. №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) регулирующем порядок выезда из РФ и въезда в РФ.
Далее следует отметить законодательство РФ, в котором содержатся нормы, регулирующих правовой статус иностранных граждан это: Налоговый кодекс РФ; Жилищный кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Воздушный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья и иные законодательные акты.
Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан…». Это, прежде всего Постановления Правительства, например, Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 714 "Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" ; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" ; Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N 731 "О признании действительными до 1 января 2006 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" ; Постановление Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов" ; Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 241 "Об утверждении Положения о подтверждении иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявлении гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации" ; Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. №199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" ; Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193 "Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации" .
Данный перечень далеко не исчерпывающий. Названные акты не должны применяться в части не противоречащей законодательным актам.
Как мы уже подчеркнули, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Назовем некоторые из них: Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты; Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ; Международный пакт о гражданских и политических правах ; Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации ; Конвенция о статусе беженцев ; Конвенция Международной Организации Труда № 97 о трудящихся-мигрантах (не ратифицирована); Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся -мигрантов (24 ноября 1977 г.) (не ратифицирован РФ); Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) (конвенция не вступил в силу); Конвенция о статусе апатридов . Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это следующие акты: Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (договор принят решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. №28); Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации ; Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации ; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации .
Данные двухсторонние соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как "постоянный житель", означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной. Положения указанных договоров не распространяется на лиц, имеющих гражданство обоих государств.
1.2. Общая характеристика правоспособности и дееспособности иностранных граждан.............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На территории абсолютного большинства государств, как правило, граждан того или иного государства проживает категория граждан, которые именуются иностранцами.
Как известно, любое государство само устанавливает правовой режим для своих граждан, а также для иностранцев и лиц без гражданства. Иными словами, определение объема прав, свобод и обязанностей иностранцев – дело внутренней компетенции каждого государства. В тоже время, данное положение не следует понимать таким образом, что в этой области права государства не ограничены. Определяя правовое положение иностранцев в своей стране, государства не могут не учитывать требования основных принципов международного права, а также норм международных договоров, участниками которых они являются. Так, на иностранцев совершенно определенно распространяет свои положения Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., участником которого является Российская Федерация как продолжатель СССР. В нем употребляются такие термины, как «каждый человек» (п. 1 ст. 6, п.1 ст. 9, п.2 ст. 12, ст. 16, 18, 19 и др.), «каждый» (п. 4 ст. 6 и др.), «никто» (ст. 8, 11 и др.), а данное обстоятельство свидетельствует о том, что его положения относятся ко всем лицам, находящимся на территории государства-участника Международного пакта, в том числе и к иностранцам. На этот счет в ст. 2 данного документа сказано: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте…». Пакт же содержит достаточно широкий спектр гражданских прав, которые должны быть представлены не только гражданам своего государства, но и иностранцам.
Таким образом, можно говорить о том, что в каждом государстве иностранцы должны пользоваться таким объемом прав и свобод, который позволял бы им нормально жить, учиться, работать.
Известный специалист в области международного права профессор Л. Н. Галенская еще в советское время говорила о том, что при регулировании правового режима иностранцев государства обязаны учитывать также наличие специальных принципов, касающихся данной области и, в частности:
1. На граждан, находящихся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства. Каждое государство определяет правила пребывания иностранцев на своей территории и требует от последних выполнения этих правил. Исключением пользуется ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями, к которым относятся: дипломатические и консульские представители государств, члены их семей; должностные лица международных организаций; представители государств в международных организациях и др.
2. Государство, гражданином которого является лицо, находящееся за пределами границ этого государства, имеет право на защиту такого лица.
В этом принципе предусматривается возможность осуществления защиты в тех случаях, когда личности или собственности граждан причинен вред (ущерб) и в иных правомерных случаях. Такая защита может осуществляться дипломатическими и консульскими учреждениями в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961г.) и Венской конвенцией о консульских сношениях (1963г.), а также двусторонними договорами. Разумеется, такая защита может осуществляться и другими государственными организациями. Правда, нужно сказать, что действие этого специального принципа ограничено другими общепризнанными принципами международного права, в том числе принципом невмешательства во внутренние дела государств. Из этого следует, что защита граждан за границей, включая их трудовые права, может производиться в соответствии с законами страны пребывания.
3. Права и законные интересы призвано защищать государство их местопребывания, в частности, защиту их личности и имущества на равных основаниях со своими собственными гражданами.
4. В соответствии с международными стандартами в области прав человека (Международный пакт о гражданских и политических правах) любое лицо (следовательно, и иностранец) вправе покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее обратно. К этому следует добавить, что иностранец может покинуть страну пребывания только при условии выполнения всех своих обязанностей, в том числе в сфере трудовых отношений, перед этой страной, его юридическими и физическими лицами.
5. Не менее важным является специальный принцип недискриминации, включая трудовые отношения, отдельных групп иностранцев по причинам их расы, вероисповедания, национальности, социального происхождения и т.д. Запрещение дискриминации предусмотрено в положениях ряда международных документов. В частности, ст. 2 Всеобщей декларации прав человека (1948г.) провозглашающей право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какой-либо дискриминации…; п.2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), а также в п.1 ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.) обязывают государства не допускать какой бы то ни было дискриминации в предоставлении и осуществлении перечисленных в пактах прав. Указанная Декларация признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23).
Государства – участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права (ст.6), участвующие в этом Пакте государства гарантируют права каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равную оплату за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Между тем, нельзя рассматривать как дискриминацию предоставление государством иностранцам меньшего объема прав и свобод, чем собственным гражданам. Установление определенных изъятий, в том числе в трудовых отношениях, не запрещено международным правом и является свидетельством того, что иностранцы имеют несколько иной круг прав и обязанностей, чем граждане того или иного государства. В международном праве правовое положение, при котором иностранные граждане наделены в целом такими же правами и обязанностями как и граждане своего государства, получил наименование национального режима.
В тех случаях, когда одно государство представляет гражданам другого государства такие же возможности, в том числе в трудовых отношениях, какие оно гарантирует гражданам третьего государства, имеет место режим наибольшего благоприятствования.
Может иметь место и такое положение, когда государства договариваются, что их граждане будут иметь несколько большие возможности, включая трудовые отношения, чем граждане третьей страны в соответствии с принципом взаимности (например, иностранцы, прибывающие в приграничные зоны другого государства).
Кроме того, существует понятие специальный режим, который касается определенной категории иностранцев. Международные документы, например, предопределяют несколько особое положение иностранных граждан с дипломатическими рангами на территории государства и членов их семей.
Разумеется, Россия придерживается указанных принципов. Что же касается правового положения иностранцев в Российской Федерации, то прежде всего подчеркнем что сами понятия «статус», «конституционно-правовой статус», «правовой режим иностранцев», «правовое положение иностранцев» в полном объеме подходят для тех иностранцев и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории нашего государства.
Конституция РФ (ч.3 ст.61) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации».


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А от 10.12.48 г.) // РГ 10 декабря 1998 г.
3. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г) // Гражданин и право. № 6. 2002.
4. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28. 09. 1954) // Сборник «Действующее международное право» Т. 1 М., Юнита. 1995.
5. Международная Конвенция всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта, 1966).
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.66) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17 (1831).
7. Договор между Российской Федерацией и Республика Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Тбилиси 15 сентября 1995) // РГ 14 октября 1995.
8. Договор между Российской Федерацией и Республика Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997) // СЗ РФ 25.02.02 № 8 ст. 747.
9. Договор между Российской Федерацией и Республика Туркменистан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Туркменистан и граждан Республики Туркменистан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995г) // СЗ РФ 11.08. 1997 № 32 ст. 3748.
10. Договор между Российской Федерацией и Республика Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // СЗ РФ 25.08.97 № 34 ст. 3950.
11. Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998) // ГР 12 мая 1998.
12. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 5 декабря 1994 г. - № 32 - Ст. 3301;
13. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 29 января 1996 г. - № 5 - Ст. 410;
14. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 3 декабря 2001 г. - № 49 - Ст. 4552.
15. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996г. - №1. - Ст. 16.
16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197 – ФЗ в ред. ФЗ № 90-ФЗ от 30.06.2006. // Собрание законодательства Российской Федерации 5 июля 2006. - № 23. ст. 2316.
17. ФЗ РФ от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ 19.08.96 № 34 ст. 4029.
18. ФЗ РФ от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ 29.07.02 № 30. ст. 3032.
19. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту и порядке их регистрации и учета» // СЗ РФ 12.01. 04 № 2 с. 120.
20. Постановление Правительства РФ от 04.12. 03 № 731 «О признании действительными до 1 января 2006 года паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ 08.12.03 № 49. ст. 4783.
21. Постановление Правительства РФ от 28.08.2003 № 532 «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов» // СЗ РФ 01.09.2003 № 35. ст. 3448.
22. Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 № 241 «Об утверждении Положения о подтверждении иностранным гражданином проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявления гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации» // СЗ РФ 28.04.03 № 17 ст. 1622.
23. Постановление Правительства РФ от 07.04.03. № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации // СЗ РФ 14.04.03 № 15 ст. 1360.
24. Постановление Правительства РФ от 04. 04.03 № 193 «Об утверждении правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации // СЗ РФ 14.04.03 № 15. ст. 1364.
25. Постановление Правительства РФ от 01.12.04 № 714 «Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // СЗ РФ 06.12.04 № 49. ст. 4915.
Литература:
1. Абрамова О.В. Иностранные граждане трудятся в России // Право и экономика в Европе и Азии. - М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 1997. № 1 – 2.
2. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть особенная: Учебник / Анисимова Н.П., Антонов С.Н., Бочаров С.Н. и др. - 3-е изд., с изм. и доп.. - М.; Изд-во Моск. акад. МВД России, Щит, 2001.
3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.; Зерцало-М, 2003.
4. Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования // Юрист. - М.; Юрист, 2000. - № 2.
5. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданин и право, - 2002г. - №3.
6. Балашова Н.А. К вопросу о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. - Иркутск; Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД России, 2003.
7. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 2005.
8. Викторов И.С. О правовом регулировании и состоянии законности в сфере труда иностранных граждан // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2003.
9. Дорофеева Ю.А. Ограничения прав иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. - Самара; Изд-во СГЭА, 2002. - № 3.
10. Дубровский Д.С. Высылка иностранных граждан за пределы Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. - М.; Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003.
11. Ерпылева Н.Ю. Физические и юридические лица как субъекты международного частного права // Адвокат - 2004, - №11.
12. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская юстиция, - 2001, - №7.
13. Зименкова О., Петросян М. Правовое положение иностранных граждан - в законе РФ // Российский бюллетень по правам человека. - М.; Изд-во Ин-та прав человека, 2002.
14. Иванова Т.М. Осуществление контроля органами внутренних дел за пребыванием и проживанием иностранных граждан // Обеспечение безопасности иностранных граждан: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 29 марта 1995 г.. - М.; Изд-во Акад. МВД России, 1995.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / Отв. ред. Л.П. Ануфриева. - М.: Волтерс Клувер, - 2004г.
16. Комметарий к трудовому кодексу РФ \ М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; под ред. К.Н. Гусова – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
17. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», - 2003г.
18. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ ред. П. В. Крашенинникова и П. И. Седугина. - 2-е изд. - М Издательство НОРМА, 2001.
19. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Герасименко Ю.В.. - М., 1993.
20. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства // Юрист. 2000. № 9.
21. Лайтман В.И. Новый этап в развитии российского законодательства об иностранных гражданах // Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова. - Ярославль; Изд-во Яросл. ун-та, 2003.
22. Минкина Н.И. Новеллы в законодательстве о труде иностранных граждан в России // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2003. - № 5.
23. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 2004.
24. Наследственное право / Булаевский Б.А. и др.; отв. ред. К.Б. Ярошенко. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
25. Одинцев А.В. Особенности договорного регулирования семейных имущественных отношений // Правоведение. 2004. № 4.
26. Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Право и экономика. 2003. N 3.
27. Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в РФ / Авакьян С.А., Гуров А.И., Иванеев А.И. и др.. - М.; Изд-во Рос. юрид. издат. дом, 2005.
28. Правовое положение иностранных граждан в России: Сборник нормативных актов / Дозорцев В.А., Маковский А.Л., Хлестова И.О.. - М.; БЕК, 2005.
29. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / Авакьян С.А.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003.
30. Ряховский В.В. О порядке въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации иностранных граждан // Религия и право. - М., 2004. - № 1.
31. Самое новое в законодательстве о наследовании. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья и Федеральный закон о введении ее в действие. Постатейный комментарий к разделу V части третьей Гражданского кодекса РФ `Наследственное право`. М., 2003.
32. Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев В.И. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. М., 2005.
33. Сойфер В.Г. Правовые вопросы труда иностранных граждан // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2006. - № 11.
34. Телюкина М.В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2003. №№ 8-10.
35. Тюрин А.Н. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Вестник молодых ученых ПГПУ им. В.Г. Белинского: Сборник научных статей студентов, аспирантов. - Пенза; Изд-во Пенз. ун-та, 2003. - № 2.
36. Фалюш Е.А. Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и российская действительность // Ученые записки: Сборник научных трудов Института государства и права. - Тюмень; Изд-во Тюмен. ун-та, 2003. Вопросы международного права, международного частного права и сравнительного правоведения.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.