На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Роль внимания в эффективности овладения иностранным языком

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВНИМАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. ПОНЯТИЕ ВНИМАНИЯ
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2. Влияние внимания на результаты учебной деятельности и эффективность изучения иностранного языка
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНИМАНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИННОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.2 ПУТИ РАЗВИТИЯ ВНИ АНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература


Введение
Возросшие в последнее время интерес к иностранным языкам и необходимость их изучения требуют продолжения поисков научно обоснованных методов совершенствования процесса овладения данным предметом. В этой связи в центре внимания психологов и педагогов оказывается проблема формирования познавательной активности учащихся, исследования их собственной деятельности как старших школьников, используемых ими способов, методов решения разнообразных учебных задач, и что одно из самых важных критериев овладения иностранным языком –внимание учащихся . В работах отечественных ученых, ориентированных на изучение этой проблемы, начиная с 60-70-х гг. объектом психологических исследований являлись вопросы, связанные с развитием умений и навыков учения, приемов познавательной деятельности (Н.Ф. Талызина, В.А. Куль-ко, Т.Д. Цехмистрова, И.Т. Федоренко, Д. Хамблин), умений учиться (В.Я. Ляудис, И.И. Ильясов), мыслительных навыков (М.К. Акимова), приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер), интеллектуальных умений (Н.А. Менчинская), поэтапного формирования учебных действий и внимания (П.Я. Гальперин). В исследованиях указанных авторов установлено, что причины неуспеха учащихся в овладении знаниями находятся за пределами содержания определенного осваиваемого предмета и обусловлены именно низким уровнем внимания, развития учебных, познавательных умений. Определение индивидуальных возможностей внимания учащихся и формирование способов учения как особых личностных образований выдвинуто в качестве приоритетной задачи образования (И.С. Якиманская). Выровнять текст и сделать отступы.
В последнее время внимание психологов, педагогов, дидактов привлекло понятие индивидуальных стратегий повышения внимания учащихся и их роль в процессе овладения специальными знаниями, в частности, иностранным языком (А.А. Залевская, Г.В. Ейгер, И.А. Рапопорт, М.К. Кабардов, Т.В. Клементьева). Однако анализ научной литературы показывает, что в отечественной психологии до сих пор не сложилось ясного представления ни о специфических характеристиках стратегий повышения уровня внимания в сравнении с умениями и приемами учения. Все фамилии, которые приводятся в работе, должны быть в списке литературы в конце.
Понятия «внимание», «эффективность овладения иностранным языком» рассматриваются вне связи с понятием учебной деятельности, не обозначается место данных стратегий в учебной деятельности школьников.
Нет единства мнений по указанным вопросам и среди зарубежных психологов и дидактов, хотя разработка понятий «стратегия внимания», «стратегия овладения иностранным языком» за рубежом началась еще в семидесятых годах, а результаты проведенных исследований отражены в работах многих ученых (D.Dj. Leach, E.C. Raybould, B.K. Keohg, К. Wedell, H.H. Stern, J. Rubin, N. Naiman, M. Frohlich, H.H. Stern, A. Todesco, M.-A. Reiss, L. Wong Fillmore, J. Gaskins, T.T. Elliot и др.). Ты действительно изучила эти работы? Если нет, то не надо и ссылаться на них.
Современный педагогический процесс характеризуется личностно-ориентированной направленностью с широким внедрением в повседневную педагогическую практику наиболее эффективных средств и методов активизирующих познавательную деятельность учащихся. Этот процесс невозможен без системно-деятельностного подхода
Степень разработанности проблемы.
Известно, что в основе познавательных процессов в любой интеллектуальной деятельности находятся, прежде всего вопросы природы мышления и структуры его механизмов: процессов понимания, образования понятий, внимания, решения мыслительных задач, филогенетического развития мышления, его взаимосвязи с речью и онтогенеза человеческого мышления. В работах выдающихся отечественных ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова внимание рассматривается как непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой. Оно обуславливает отражение прошлого опыта человека в решении возникающих перед ним новых задач, осуществляемых в результате аналитико-синтетической деятельности его мозга с помощью речи.
Исследования механизмов внимания помогли отечественным ученым развить идею И.М. Сеченова о внимании. Очень плодотворной в разработке особенностей внимания оказалась идея И.П. Павлова о взаимодействии двух сигнальных систем в условно-рефлекторной деятельности человека. Вторая сигнальная система (языковая), внесла новый принцип в аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга (62). К чему весь этот абзац?
Актуальности нет! Какие проблемы у школьников или у учителей с вниманием или с английским языком? Почему нужно изучать внимание у старших школьников, когда оно формируется в младшем школьном возрасте? Почему развитие внимания связывается именно с английским языком (а не с русским, математикой, физикой и пр.)? Нужно доказать, почему ты выбрала именно этот процесс, именно в старшем школьном возрасте и именно в изучении английского языка.
Цель исследования - обоснование социально-педагогического комплекса методических приёмов, направленных на повышение уровня внимания, что положительно повлияет на эффективность овладения иностранными языками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать уровень развития таких свойств внимания как распределение, переключение и концентрация почему именно этих? обосновать!
2. Выявить и разработать коррекционную работу, составляющую основу повышения уровня развития внимания школьников при изучении иностранных языков. Откуда известно, что нужна коррекция? Результатов эксперимента еще нет!
3. Исследовать особенности внимания у школьников. с какой целью?
4. Провести экспериментальные исследования для проверки эффективности разработанных методических рекомендаций.
Объект исследования - процесс учебно–познавательной деятельности учащихся общеобразовательных школ, изучающих иностранные языки. Объект и предмет определяются первыми (до цели).
Предмет исследования – социально-педагогические технологии, развивающие высокий уровень свойств внимания в учебно-познавательной деятельности школьников, обучающихся в общеобразовательной школе с изучением иностранных языков. Предмет – это то, что ты собираешься изменить в ходе работы, что тебя не устраивает.
Гипотеза исследования- предполагается, что создание специальной коррекционно- развивающей программы для учащихся общеобразовательных школ позволит повысить эффективность изучения иностранных языков. В данном случае предложенная программа представляет собой специально организованный педагогический процесс, позволяющий распределять, переключать и концентрировать внимание школьников, для большей эффективности обучения иностранному языку. Нужно указать, в чем суть этой программы, за счет чего будет достигнут эффект?
Методологической основой исследования явились следующие методы:
1) теоретический анализ и обобщение данных научной и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) изучение учебно-познавательной деятельности школьников старших классов с помощью специальных методов (инструментальных и бланковых в лабораторных условиях); где они? в работе их нет
3) исследование особенностей внимания;
4) исследование методами математической статистики (корреляционный анализ) зависимости получаемых результатов от внимания испытуемых.
Ориентация современной педагогической психологии на внутренние резервы личности как в потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, так и в познавательной сферах делает проблему внимания учеников одной из важнейших, связанной с изучением и учетом субъектного опыта учащихся.
Возникает необходимость конкретизации как теоретических положений, касающихся общих со стратегиями учения и частных психологических характеристик стратегий овладения иностранным языком, заложенных в них функциональных преимуществ, так и определения оптимальных условий внимательности и применения их в учебной деятельности старших школьников.
Введение переделать


ГЛАВА I. ВНИМАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 ПОНЯТИЕ ВНИМАНИЯ
На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью вес эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознаётся не совсем отчётливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов - предметов и явлений - человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нём.
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А, фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.
Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом.
Направленность сознания - это выбор объекта, а сосредоточенность
предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Таким образом, одни учёные называют вниманием направленность и
сосредоточенность сознания на определённых объектах или определённой
деятельности при отвлечении от всего остального (21;64). Следовательно, внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.
Внимание также определяется как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в её сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определённого периода времени. Следовательно, внимание - это процесс бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой (13; 83).
«В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлением внимания мы имеем дело лишь тогда, когда, рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить материю внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает». (20; 173.) Действительно, некоторые учёные утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.
Но внимание - это не только сторона любой деятельности человека, это еще и одно из основных условий её успешного протекания. Таким образом, внимание в значительной мере определяет ход и результаты любой деятельности человека, в том числе и учебной работы школьника, содействует быстрейшему включению учащегося в познавательную деятельность, создаёт предварительную готовность к предстоящей работе.

Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной работы, для активного мышления.
Имеется целый ряд признаков, по которым можно судить о наличии или отсутствии внимания. Основным критерием служит хорошо знакомое каждому человеку ощущение особой ясности и отчётливости воспринимаемого или осмысляемого материала. Когда мы внимательны то на чём сосредоточенно наше внимание (предмет из окружения, мыслительной задачи) оказывается в центре некоторого условного поля - поля нашего сознания. Всё, что находится рядом и не связанно с деятельностью, тускнеет и исчезает. Подобная избирательность, которая дает возможность в каждый данный момент воспринимать и обдумывать только часть материала, делать только одно какое-либо дело, является важнейшим признаком наличия внимания. И это же является основной трудностью его изучения, с которой сталкиваются все исследователи,. поскольку на сегодняшний день не существует способов, позволяющих достоверно контролировать состояние человеческого сознания.
Признаки наличия или отсутствия внимания проявляются в поведении. Например, собранная несколько напряжённая поза, сосредоточенное выражение лица, взгляд, устремлённый на говорящего (например, учителя или отвечающего ученика), на доску, на наглядные пособия, - все это достаточно убедительно свидетельствует о наличии внимания. Поэтому с первого года обучения в школе учитель приучает детей быть внимательными, тренирует их во внешнем проявлении внимания. Однако не следует забывать о том, что некоторые ученики, особенно в старших классах, неплохо могут имитировать перечисленные выше поведенческие признаки, создавая видимость внимания при его фактическом отсутствии. Ученик попросту симулирует внимание. Поэтому нужно осуществлять постоянный и неослабевающий контроль над деятельностью учащихся. Для этого можно вызвать иного внешне внимательного ученика и попросить его повторить только что сказанное учителем. Реже наблюдается обратные случаи – за кажущейся невнимательностью ученика (отсутствующий взгляд, импульсивные движения, вольная поза) скрывается глубокое устойчивое внимание.
Есть ещё один критерий, который свидетельствует о наличии внимания учащегося • это быстрое и качественное выполнение учебного задания. Пристальное сосредоточение на задании, несомненно, способствует его эффективному исполнению. Учитель может судить о том, насколько внимателен был ученик, чаще всего именно по результатам выполнения заданий. Так если в классной или домашней работе допущены глупые неоправданные ошибки (такие как пропуски или перестановка слов или букв) можно с уверенностью говорить о том, что ученик был невнимателен в процессе выполнения задания. И, напротив, тщательное, аккуратное, качественное выполнение задания, хорошее осмысление нового материала обычно свидетельствует об усиленном внимании. Таким образом, результаты работы, её продуктивность и качество выступают как важные качественные критерии наличия внимания при её выполнении. Однако этот критерий также не является абсолютным, поскольку некоторые, особенно хорошо усваивающие материал ученики, способны достаточно эффективно справляться с заданиями без особой активизации внимания
Итак, когда ученик по-настоящему внимателен, выполняемое им дело находится в центре его сознания; в результате повышаются качество и продуктивность работы. Это рабочее состояние сознания проявляется в собранном и сосредоточенном поведении учащихся.
Что же является физиологической внимания? Физиологические механизмы этого психологического процесса очень сложны. К ним относится в первую очередь ориентировочно-исследовательский рефлекс. Его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?». Он представляет собой врождённую реакцию организма на всякое изменение окружающей среды, и служит основой непроизвольного внимания и возникает при действии неожиданных и новых раздражителей. Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняет наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
Так же, в коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать. Это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозят другие.
Это взаимодействие происходит, на основе установленного И. П. Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Так как, то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление, что возбуждённый очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обуславливается переключение внимание с одного предмета на другой.
И. П. Павлов образно рассказывал о процессе внимания так: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям
передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо
неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» (36;28). Здесь «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «тень» - участкам, находящимся в заторможенном состоянии. Что же такое оптимальный очаг возбуждения? В каждый момент в коре обычно существует несколько очагов возбуждения, причем один из них преобладающий, но не в том смысле, что он самый сильный, а в том смысле, что он наиболее благоприятен (слово «оптимальный» и означает «наилучший, наиболее благоприятный») для протекания психических процессов. Для познавательной и творческой деятельности. В нём создаются наиболее благоприятные условия для образования новых временных связей, с ним связано отчетливое восприятие ясная работа мысли, продуктивное запоминание. Часто очаг оптимального возбуждения является и самым сильным очагом возбуждения, но так бывает не всегда. Например, сильнейший очаг возбуждения, возникающий в результате нервного потрясения или обилия впечатлений, отнюдь не оптимальный.
Учёные предлагают различные теории, определяющие, что такое внимание. В данной работе мы рассмотрим три основные теории.
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Концепцию Рибо можно назвать психофизиологической...............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание является одним из важнейших психических процессов. И хотя этот процесс открывается как направленность и сосредоточенность какой-либо психической деятельности на своем объекте, выступает лишь как сторона или свойство этой деятельности и не имеет своего, отдельного и специфического продукта, внимание играет большую роль. Потому что результатом процесса внимания является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Внимание осуществляет функцию контроля за всеми видами деятельности.
Поэтому мы предположили, что низкий уровень развития внимания отрицательно влияет на результаты обучения старших школьников ,что очень снижает эффективность овладения иностранными языками. Если корректировать недостатки развития внимания с помощью специальных упражнений, то это положительно повлияет на результаты обучения.
Внимание бывает произвольным, непроизвольным и послепроизвольным. Для успешного осуществления учебного процесса наибольшее значение имеет произвольное внимание. Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения.
Высокий уровень развития свойств внимания (концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение) является основным условием развития такой черты личности как внимательность, которая способствует более успешному выполнению любой, прежде всего учебной, деятельности.
У старшеклассников происходит ряд качественных и количественных изменений в психической деятельности. Их внимание достигает практически того же уровня развития, что и у взрослых, но всё же имеет ряд недостатков основным, из которых является невнимательность или рассеянность. Противоречия в развитии внимания старшеклассников в основном

объясняется тем, что само развитие личности старших школьников противоречиво.
Низкий уровень развития таких свойства внимания как распределение, переключение и концентрация ограничивает возможности учащихся при выполнении учебных задач. Поэтому их тренировка может способствовать улучшению знания и изучения языков.
Уровень развития внимания влияет на уровень академической успеваемости. В целом старшие школьники с высоким уровнем развития внимания учатся лучше, чем невнимательные старшеклассники. Это предположение подтвердили результаты констатирующего эксперимента.
Было также отмечено, что неумение или не желание сосредоточиться при выполнении письменных работ приводит к тому, что старшеклассники допускают большое количество ошибок по невнимательности.
Из результатов исследования стало очевидно, что работа по коррекции и развитию внимания нужна и полезна. Для проведения такой работы были предложены методические рекомендации, подобраны тренировочные упражнения, составлена коррекционно-развивающая программа для старших школьников и проведен ряд занятий по коррекции развития внимания.
Поскольку четыре недели небольшой срок нам не представилось возможным выявить изменения, связанные с результатом учебной деятельности испытуемых, т.е. повышением успеваемости. Поэтому был проведен контрольный эксперимент.
Результат контрольного эксперимента подтвердил нашу гипотезу. Повысились показатели распределения, переключения и концентрации внимания, и значительно уменьшилось количество ошибок, связанных с невнимательным выполнением задания, в письменных работах учащихся.


Литература
1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы
ребёнка. Москва. Роспедагенство. 1994.
2. Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией Матюхиной
М. В. Москва «Просвещение» 1984.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва. Педагогика-
пресс. 1996
4. Выготский Л. С. Психология. Москва. «Апрель-пресс» «Эксмо-пресс»
2000.
5. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. Москва.
«Просвещение». 1972
6. Григорович Л. А., Марциковская Т. Д. Педагогика и психология.
Москва. «Гараарики» 2001.
7 Гуревич К. Л., Борисова Е. М. Введение в психогимнастику. Москва. Асаёегша. 1999
8. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства Москва
«Просвещение» 1989.
9. Ермолаев Ю.Н., Марютина Т.М., Меликова Т. А. Внимание школьника.
Москва. Издательство «Знание» 1987
10.Кон И. С. Психология ранней юности. Москва «Просвещение» 1989. 11.Кон И. С. Психология старшеклассника. Москва «Просвещение» 1982. 12.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. Москва
«Просвещение» 1976
13.Крутецкий В.А. Психология. Москва «Просвещение» 1986. 14.Крутецкий В. А., Лурия А. Р. Очерки о психологии старшего
школьника. Москва. Учпедгиз. 1963. 15.Крутецкий В. А. Психолопия обучения и воспитания школьников.
Москва «Просвещение» 1976



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.